Предположим, что вы не можете вспомнить последнюю цифру телефона своего друга. Какое наибольшее количество номеров придется набрать, чтобы ему дозвониться?

Поскольку в конце телефонного номера может стоять любая из десяти цифр, то вам в худшем случае придется сделать десять попыток, тем самым перебрав все возможные варианты.

Нередко в повседневной жизни мы встречаемся с задачами, решение которых требует рассмотрения и подсчета всех возможных комбинаций . Поэтому такие задачи навзывают комбинаторными .

Пример 1 . Одноклассницы Оля, Валя и Катя дежурят по школе. Сколькими способами классный руководитель может расставить девочек по одной на каждом из трех этажей школы?

Решение. Предположим, что Олю назначили дежурить на третьем этаже. Тогда на втором этаже может дежурить Валя или Катя, а на первом − соответственно Катя или Валя.

Получаем два способа (две комбинации, два варианта) распределения дежурства (девочки обозначены первыми буквами их имен).

Пусть теперь дежурной на третьем этаже назначили Валю. Тогда на втором этаже может дежурить Оля или Катя, а на первом − соответственно Катя или Оля. Получаем еще два способа распределения дежурства.

И наконец, предположим, что дежурной на третьем этаже назначили Катю. Получаем еще два способа распределения дежурства.

Таким образом получилось шесть способов распределения дежурства.

Ответ: 6 способов.

При решении комбнаторных задач важно рассмотреть (перебрать) все случаи. Поэтому процесс перебора желательно сделать удобным и наглядным.

Например, решение задачи о распределении дежурства можнго проиллюстрировать с помощью такой схемы:

Эта схема позволяет записать шесть комбинаций, каждая из которых соответствует одному варианту распределения дежурства: ОВК, ОКВ, ВОК, ВКО, КВО, КОВ.

Изображженная схема напоминает перевернутое дерево. Поэтому ее называют деревом возможных вариантов .

Пример 2 . Сколько углов изображено на рисунке 182 ?

Решение. Обозначение любого угла, изображенного на рисунке, состоит из трех букв, второй из которых обязательно является буква O, а две другие выбираются из букв A, B, C, D. Поэтому искомое количествоо углов равно количеству способов выбрать из букв A, B, C, D две буквы.

При записи всех возможных вариантов надо учесть, что, например, комбинации AB и BA соответствуют одному и тому же углу AOB.

Вначале перечислим все пары букв с первой A:

AB, AC, AD.

Теперь перечислим пары, у которых первая буква B, а вторая не является буквой A:

BC, BD.

Осталось перечислить пары, у которых первая буква C, а второй не является ни A, ни B:

Таким образом, получили шесть комбинаций:

AB, AC, AD, BC, BD, CD.

Следовательно, на рисунке 182 изображено шесть углов.

Ответ: 6 углов.

При решении этой задачи можно воспользоваться такой наглядной схемой.

Рассмотрим четыре точки, обозначенные буквами A, B, C, D (рис. 183 ).

Тогда количество отрезков, соединяющих каждые две точки, равно количеству углов, изображенных на рисунке 182 . Например, отрезку AC на рисунке 183 соответствует угол AOC на рисунке 182, отрезку BC − угол BOC. И наоборот, каждому углу на рисунке 182 соответствует определенный отрезок на рисунке 183 .

На рисунке 183 можно провести всего шесть отрезков. Следовательно, искомое количество углов равно шести.

С помощью схем, подобной той, которая изображена на рисунке 183, можно решать целый ряд задач. С помощью этой схемы решите такую задачу. При встрече четыре прямтеля обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий? (Ответ: 6 ).

Сталин присвоил звание маршала даже Тухачевскому. Но разве хоть кто-нибудь считает Тухачевского стратегом?

То, что Жукову Сталин присваивал ордена и звания, ни о чем не говорит. В число сталинских наркомов, министров, маршалов и генералов попадали и подлецы, и проходимцы, и садисты, и развратники, и воры, и очковтиратели. Тут вам и Ежов, и Ягода, и Блюхер, и Бухарин, и Радек, и Хрущев и еще целая ватага.

ВПЕРЕД НА СЫЧЕВКУ!

Когда речь заходит о войне, мы вспоминаем Сталинград, а вспомнив Сталинград, вспоминаем Жукова. Это он, величайший полководец ХХ века, был творцом одной из самых блистательных операций Второй мировой войны, а, возможно, и всей мировой истории. Сталинград - подтверждение неоспоримой истины: где Жуков, там победа! Сталинград - доказательство гениальности Жукова: бросил взгляд на карту, и сразу нашел решение!

Прокричим же троекратное «Ура» гению, а потом зададим вопрос о достоверности сведений. Давайте докопаемся до истоков. Давайте установим, откуда стало известно, что план Сталинградской стратегической наступательной операции предложил Жуков?

Источник найти легко: это сам Жуков такое рассказал. Это он сам себя объявил автором плана операции, правда, признавая, что был и соавтор - А. М. Василевский. Описано это так:

«Днем 12 сентября я вылетел в Москву и через четыре часа был в Кремле, куда вызвали и начальника Генштаба А. М. Василевского…

Верховный достал свою карту с расположением резервов Ставки, долго и пристально ее рассматривал. Мы с Александром Михайловичем отошли подальше от стола в сторону и очень тихо говорили о том, что, видимо, надо искать какое-то иное решение.

А какое «иное» решение? - вдруг, подняв голову, спросил И. В. Сталин.

Я никогда не думал, что у И. В. Сталина был такой острый слух. Мы подошли к столу…

Весь следующий день мы с А. М. Василевским проработали в Генеральном штабе… Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить Сталину следующий план действий…» («Воспоминания и размышления». М. АПН. 1969. С.401-402)

Из сказанного следует, что у истоков Сталинградской стратегической наступательной операции стояли трое: Сталин, Жуков и Василевский. Заслуга Сталина в том, что слух у него острый. Услыхал Сталин, что Жуков с Василевским шепчутся, заинтересовался, тут-то Жуков с боевым товарищем и подбросили Верховному главнокомандующему гениальную идею…

Жуков рассказывал, что Сталин сомневался в успехе, боялся рисковать, предлагал операцию проводить, но не такого масштаба, а скромнее. Но Жуков Сталина уломал, и все вышло как надо.

О Сталинграде устами своих литературных негров Жуков вещает подробно и много: «Ставка 12 июля создала новый Сталинградский фронт…» «К концу июля в состав Сталинградского фронта входило…» «Большую организаторскую работу провели обком и горком партии Сталинграда по формированию и подготовке народного ополчения…»

Все это так, все это интересно, но обратим внимание на мелочь: в июле 1942 года Жукова не было в Сталинграде и быть не могло. Он находился совсем на другом направлении, весьма далеко от Сталинграда. У каждого, кто интересуется войной, есть возможность восстановить хронологию работы Жукова на фронте день за днем, с первого до последнего дня войны. Иногда - с точностью до часов и минут. С 11 октября 1941 до 26 августа 1942 года Жуков командовал войсками Западного фронта, который воевал совсем на другом направлении в тысяче километров от Сталинграда.

Вариант № 145258

Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Имена российских государей следует писать только буквами.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

С именами Юрия Даниловича, Ивана Калиты и тверских князей связана

1) битва на реке Калка

2) борьба за ярлык на великое княжение

3) Ливонская война

4) Куликовская битва

Ответ:

Возвышение Московского княжества в XIV в. связано с именем князя

1) Владимира Мономаха

2) Всеволода Большое Гнездо

3) Ивана Калиты

4) Владимира Красное Солнышко

Ответ:

Одной из непосредственных причин усиления западного влияния на русскую культуру в XVII в. является

1) заключение унии между католической церковью и Русской Православной Церковью

2) завоевание выхода в Балтийское море

3) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

4) преобладание иностранцев на высших государственных должностях

Ответ:

Мастер Дионисий работал над росписями:

1) Троице-Сергиева монастыря

2) Ферапонтова монастыря под Вологдой

3) Андроникова монастыря в Москве

4) Данилова монастыря

Ответ:

Прочтите отрывок из сочинения историка С. Ф. Платонова и назовите царя, о котором идёт речь.

«Царь последовательно включал в опричнину одну за другой внутренние области государства, производил в них пересмотр землевладения и учёт землевладельцев, удалял на окраины или попросту истреблял людей, ему неугодных, и взамен их поселял людей надёжных. Изгнанию подвергались не только знатные потомки удельных князей, но и простые служилые люди и вся вообще дворня и служня, окружавшая подозрительных для [царя] господ».

1) Василий Шуйский

2) Борис Годунов

Ответ:

Согласно Табели о рангах (1722 г.) продвижение по службе зависело от

1) знатности рода

2) личных заслуг

3) личного богатства

4) размера земельных владений

Ответ:

Какой орган управ­ле­ния воз­глав­лял ге­не­рал А.Х. Бен­кен­дорф в пе­ри­од цар­ство­ва­ния Ни­ко­лая I?

1) Государственный Совет

2) III От­де­ле­ние Соб­ствен­ной Его Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ства кацелярии

3) Министерство го­су­дар­ствен­ных имуществ

4) Правительствующий Сенат

Ответ:

Что из названного способствовало развитию капитализма в России в 1870-х гг.?

1) существование крестьянской общины

2) увеличение норм оброка

3) перевод крестьян на обязательный выкуп

4) освобождение крестьян от крепостной зависимости

Ответ:

Прочтите отрывок из указа российского правителя и назовите этого правителя.

«Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, <...> сына нашего большего, Александра, а по нём - всё его мужеское поколение. По пресечении сего мужеского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужеского поколения сыновей моих наследство остаётся в сем роде, но в женском поколении последнецарствовавшаго как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужеское лице женскому...»

1) Николай I

3) Александр II

Ответ:

Основу официальной идеологии российского самодержавия при Николае I составляла

2) теория малых дел

3) теория официальной народности

4) идея народного представительства

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го явилось одной из при­чин отмены кре­пост­но­го права?

1) на­сто­я­тель­ное требование этого со сто­ро­ны европейских держав

2) про­па­ган­дист­ская деятельность на­род­ни­че­ских организаций

3) по­ра­же­ние России в Крым­ской войне

4) мас­со­вые демонстрации ра­бо­чих в про­мыш­лен­ных центрах Империи

Ответ:

Прочтите от­ры­вок из пись­ма им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II и укажите, в каком году про­ис­хо­ди­ли опи­сан­ные в нём события.

«Представлялось из­брать один из двух путей - на­зна­чить энер­гич­но­го во­ен­но­го че­ло­ве­ка и всеми си­ла­ми по­ста­рать­ся по­да­вить крамолу. И дру­гой путь - предо­став­ле­ние граж­дан­ских прав населению, сво­бо­ды слова, печати, собраний, со­ю­зов и т. д. Кроме того, обя­за­тель­ство про­во­дить вся­кие за­ко­но­про­ек­ты через Го­су­дар­ствен­ную думу <...> Это, в сущности, и есть конституция. Витте го­ря­чо от­ста­и­вал этот путь. И все, к кому я обращался, от­ве­ча­ли мне так же, как и Витте. Ма­ни­фест был со­став­лен им и Алек­се­ем Оболенским.

Мы об­суж­да­ли его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал».

Ответ:

Кто из деятелей культуры считается основателем русского профессионального театра?

1) Д. И. Фонвизин

2) В. К. Тредиаковский

3) Ф. Г. Волков

4) М. В. Ломоносов

Ответ:

Наступление Красной армии на Восточном фронте летом 1919 г. было направлено против войск

1) генерала П. Н. Врангеля

2) генерала А. И. Деникина

3) генерала Н. Н. Юденича

4) адмирала А. В. Колчака

Ответ:

Что из названного относится к причинам большевизации Советов в сентябре-октябре 1917 г.?

1) согласие большевиков во всем поддержать Временное правительство

2) союз большевиков с кадетами

3) организация большевиками отпора выступлению Л. Г. Корнилова

4) готовность Временного правительства к сепаратному миру с Германией

Ответ:

Кто из перечисленных героев Великой Отечественной войны совершил подвиг, закрыв своим телом амбразуру немецкого дота, чтобы обеспечить успех своему подразделению?

1) И. Н. Кожедуб

2) В. В. Талалихин

3) A. M. Матросов

4) Н. Ф. Гастелло

Ответ:

Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и определите, о начале какой битвы в нём идёт речь.

«С раннего утра 17 апреля на всех участках фронта разгорелись ожесточённые сражения, враг отчаянно сопротивлялся. Однако к вечеру, не выдержав удара танковых армий, введённых накануне, которые во взаимодействии с общевойсковыми армиями пробили на ряде участков оборону на Зееловских высотах, противник начал отступать. Утром 18 апреля Зееловские высоты были взяты...»

1) Курская битва

2) прорыв блокады Ленинграда

3) битва за Днепр

4) битва за Берлин

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го относится к ха­рак­тер­ным чертам по­ли­ти­че­ской жизни СССР в 1970-х – середине 1980-х гг.?

1) начало про­цес­са реабилитация жертв по­ли­ти­че­ских репрессий

2) смягчение кри­ти­ки культа лич­но­сти И. В. Ста­ли­на руководителями государства

3) сокращение чис­лен­но­сти партийного аппарата

4) отход от при­зна­ния руководящей роли КПСС

Ответ:

Что было одной из причин неудач экономической политики периода перестройки во второй половине 1980-х годов?

1) приоритетное развитие лёгкой промышленности в ущерб тяжёлой

2) увеличение зависимости экономики от иностранных инвестиций

3) сохранение командно-административных основ управления

4) рост хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий

Ответ:

Б. Ш. Окуд­жа­ва и А. А. Галич были ши­ро­ко из­вест­ны­ми в СССР

1) художниками

2) учёными

3) бардами

4) спортсменами

Ответ:

Что из названного относилось к противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти в России в октябре 1993 г.?

1) штурм «Белого дома» в Москве

2) заключение двустороннего соглашения о преодолении кризиса

4) добровольная отставка Б. Н. Ельцина с поста Президента России

Ответ:

Ответ:

Выберите из списка черты, характеризующие хозяйственное развитие России в XVII веке. Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) железнодорожное строительство

2) товарная специализация районов

3) начало промышленного переворота

4) создание первых мануфактур

5) развитие ярмарочной торговли

6) уничтожение внутренних таможенных пошлин

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между име­на­ми современников

A Б В Г

Ответ:

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с про­цес­сом за­кре­по­ще­ния крестьян.

1) Юрьев день

2) уроч­ные лета

3) пожилое

4) вольные хлебопашцы

5) устав­ная грамота

6) Со­бор­ное уложение

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, по­яв­ле­ние ко­то­рых от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

Ответ:

Напишите пропущенное слово.

Государственная программа, по которой Соединенные Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй Мировой войне, в том числе СССР, боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, называется __________.

Ответ:

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы:

1) Ю. В. Андропов

2) расстрел ра­бо­чей демонстрации в Новочеркасске

3) И. В. Сталин

4) испытание пер­вой советской ядер­ной бомбы

6) Л. И. Брежнев

7) катастрофа на Чер­но­быль­ской АЭС

8) М. С. Горбачёв

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Прочтите отрывок из исторического источника.

«Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых - задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири... и которого удалось ему перевести в Петербург... В первых числах июля... над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Императором, о котором говорится в отрывке, является Николай I.

2) Среди пятерых казнённых, упоминаемых в отрывке, были С. П. Трубецкой и Н. М. Муравьёв.

5) Среди тех, кого, согласно данному отрывку, отправили в ссылку, были К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский.

6) Казнь, о которой говорится в отрывке, состоялась летом 1826 г.

Ответ:

Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задания

Напишите имя полководца, втор­же­ние войск ко­то­ро­го в Рос­сию по­ка­за­но на схеме.

Ответ:

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите цифру, обозначающую населённый пункт, в котором русские войска встали лагерем после оставления Москвы.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания

Какие суждения, относящиеся к событиям, связанным со схемой, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) С начала изображённых на карте военных действий русские войска преследовали вторгшегося неприятеля.

2) В ходе данной войны русские войска возглавил М. И. Кутузов.

3) Самое кровопролитное сражение этой войны произошло под Вязьмой.

4) В ходе событий, указанных на схеме, в России развернулась народная война против неприятеля.

5) Указанные на схеме военные действия длились больше года.

6) Вторгшаяся в Россию неприятельская армия получила в истории название «Великая армия».

Ответ:

Какие суж­де­ния о скульптуре, изображённой на фотографии, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Скульп­ту­ра была со­зда­на в пе­ри­од после Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

2) В на­сто­я­щее время скульп­ту­ра на­хо­дит­ся в г. Санкт-Петербурге.

3) На скульп­ту­ре по­ка­за­ны ору­дия труда, изоб­ра­жав­ши­е­ся на гербе СССР.

4) Ав­то­ром скульп­ту­ры яв­ля­ет­ся П. К. Клодт.

5) Скульп­ту­ра сим­во­ли­зи­ро­ва­ла един­ство ра­бо­че­го клас­са и крестьянства.

Ответ:

Какие из зданий, пред­став­лен­ных ниже, были по­стро­е­ны в годы ру­ко­вод­ства стра­ной того же го­су­дар­ствен­но­го деятеля, при ко­то­ром была со­зда­на дан­ная скульптура? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

Ответ:

Прочтите отрывок из мемуаров Г.К. Жукова и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий план действий: первое - активной обороной продолжать изматывать противника, второе - приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...

При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...

Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное - их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...

Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»

Как называлась битва, о которой идёт речь в данном отрывке? Как назывался план боевой операции?

Прочтите от­ры­вок из ме­му­а­ров Г.К. Жу­ко­ва и крат­ко ответьте на во­про­сы 20-22. От­ве­ты предполагают ис­поль­зо­ва­ние информации из источника, а также при­ме­не­ние исторических зна­ний по курсу ис­то­рии соответствующего периода.

«Перебрав все воз­мож­ные варианты, мы ре­ши­ли предложить И.В. Ста­ли­ну следующий план действий: пер­вое - ак­тив­ной обороной про­дол­жать изматывать противника, вто­рое - при­сту­пить к под­го­тов­ке контрнаступлениями, чтобы на­не­сти противнику... такой удар, ко­то­рый резко из­ме­нил стратегическую об­ста­нов­ку на юге в нашу пользу...

При оцен­ке противника мы ис­хо­ди­ли из того, что фа­шист­ская Германия уже не в со­сто­я­нии выполнить свой стра­те­ги­че­ский план 1942 года. Тех сил и средств, ко­то­ры­ми к осени 1942 года рас­по­ла­га­ла Германия, не хва­тит для за­вер­ше­ния задач ни на Се­вер­ном Кавказе, ни в рай­о­не Дона и Волги...

Генеральный штаб на ос­но­ве данных фрон­тов изучил силь­ные и сла­бые стороны немецких, венгерских, ита­льян­ских и ру­мын­ских войск. Вой­ска сателлитов по срав­не­нию с не­мец­ки­ми были хуже вооружены, менее опытны, не­до­ста­точ­но боеспособны даже в обороне. И самое глав­ное - их сол­да­ты да и мно­гие офицеры не хо­те­ли умирать за чужие ин­те­ре­сы на да­ле­ких полях России...

Положение про­тив­ни­ка усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в опе­ра­тив­ном резерве, не более шести дивизий, да и те были раз­бро­са­ны на ши­ро­ком фронте... Нам бла­го­при­ят­ство­ва­ла и опе­ра­тив­ная конфигурация всего фрон­та противника: наши вой­ска занимали охва­ты­ва­ю­щее положение...»

Какие фак­то­ры обеспечили успех со­вет­ско­го контрнаступления? На­зо­ви­те не менее трёх факторов.

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Прочтите отрывок из статьи западного историка Б.Л. Гарта и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.

Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Распространение в Рос­сии пан­сла­вян­ских настроений, уси­ле­ние вли­я­ния Рос­сии на Балканах, более тес­ное вза­и­мо­дей­ствие с Болгарией, Сер­би­ей и дру­ги­ми сла­вян­ски­ми стра­на­ми и на­ро­да­ми после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. были вы­год­ны для России».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решения заданий части С не проверяются автоматически.