Г. А . Куманев: Лазарь Моисеевич, генерал–лейтенант Антипенко Николай Александрович, мой старший товарищ и друг, однажды рассказал о разговоре с Вами. И, в частности, сообщил, что Вы выразили желание иметь мою монографию о советском железнодорожном транспорте военных лет. Направляясь сегодня к Вам, я захватил с собой экземпляр ее второго издания, и позвольте вручить Вам этот скромный труд. Мне очень важно узнать Ваше мнение о книге и буду Вам весьма признателен за каждое замечание или пожелание.

Л . М. Каганович: Спасибо, большое спасибо, Георгий Александрович. Не знаю, правда, когда смогу прочитать или хотя бы бегло ознакомиться с Вашей книгой. Я же почти ничего не вижу.

Г. А . Куманев: Вы не говорили по телефону о своем плохом зрении. Я думал, что Вы просто без очков плохо видите.

Л. М. Каганович: Нет, я вот переболел… Могу сейчас что–то прочитать, но только с лупой. А так читать не могу. Газеты, некоторые материалы мне читает моя дочь Майя Лазаревна, когда приходит. Для меня положение со зрением - просто большая беда, целое наказание.

Как называется Ваша книга?

Г. А. Куманев: «Война и железнодорожный транспорт СССР. 1941–1945». Предисловие мне написал для первого издания маршал Василевский Александр Михайлович, а для нового издания дополнительно - генерал–лейтенант Иван Владимирович Ковалев - тоже, как и Вы, нарком путей сообщения военных лет.

Л. М. Каганович: Да, я Ковалева хорошо знаю и помню. А что здесь Вы написали?

Г. А. Куманев: Я написал: «Наркому путей сообщения СССР предвоенных и военных лет, Герою Социалистического Труда Лазарю Моисеевичу Кагановичу на добрую память от автора».

Л. М. Каганович: Еще раз благодарю Вас. А Вы работали на транспорте, Георгий Александрович?

Г. А . Куманев: И по происхождению, и по профессии я не железнодорожник. Но значительную часть своей творческой научной жизни посвятил изучению истории советского железнодорожного транспорта, трудовых дел его рабочих и служащих. В мае 1980 г. в связи с 35-летием Победы мой скромный вклад в освещение роли железнодорожного транспорта СССР в Великой Отечественной войне был отмечен министром путей сообщения Иваном Григорьевичем Павловским награждением меня знаком «Почетному железнодорожнику». Так что я считаю себя и железнодорожником.

Л, М. Каганович: Что ж, это приятно слышать. А откуда Вы родом?

Г. А. Куманев: Моя родина - небольшой районный городок Лукоянов Горьковской области. Через него проходит одна из линий Казанской железной дороги, есть станция, депо, мастерские, свой железнодорожный коллектив.

Л. М. Каганович: Я хорошо знаю Лукоянов, я там бывал.

Г. А. Куманев: Неужели? Знаете, еще до войны в зале ожидания на вокзале висел Ваш большой портрет, а в соседнем помещении - гораздо меньшего размера - портрет Сталина.

Л. М. Каганович: Я был в Лукоянове еще в 1919 г., когда работал председателем Нижегородского губкома партии.

Г. А. Куманев: Но его возглавлял и Ваш брат Юлий Моисеевич?

Л. М. Каганович: Это уже после меня. Я был в 1919 г., а он, кажется, начиная с 25‑го года. А что Вы окончили?

Г. А . Куманев: Историко–филологический факультет Горьковского университета, потом в Москве аспирантуру Института истории Академии наук СССР. И Виктор, мой брат, тоже.

Л . М. Каганович: Значит, он тоже историк?

Г. А. Куманев: Да. Мы близнецы, до сих пор нас часто путают. Сейчас он - член–корреспондент Академии наук СССР. Так что меня обогнал в этом плане. Виктор занимается историей советской культуры, а я военной историей, в том числе и историей транспорта. А эта история особенно героическая. Не мне Вам говорить, что сделали, какой подвиг совершили наши железнодорожники в годы Великой Отечественной войны, чего стоит обеспечение нужд фронта и тыла важнейшими грузами, проведение эвакуации. Вообще работа железнодорожного транспорта СССР в военный период - один из наиболее выдающихся подвигов советского народа. Ведь при этом надо иметь в виду, что самая разветвленная и технически оснащенная сеть железных дорог страны оказалась захваченной противником, а на оставшейся сети магистралей советские люди смогли наладить в целом бесперебойную связь фронта с тылом, обеспечивать и воинские, и народнохозяйственные, и эвакуационные, и другие перевозки. А ведь к таким огромным потокам грузов не были приспособлены наши тыловые узлы, станции, разъезды. Ведь никто не предполагал, что будут такие мощные потоки и будут возникать, казалось, неразрешимые пробки.

Л, М. Каганович: Война шла и на колесах. И железнодорожники находились на ее переднем крае. Это особенность.

Г. А. Куманев: В свое время я был шесть или семь раз у Вячеслава Михайловича Молотова и расспрашивал его, в частности, об эвакуации. Меня особенно интересовало его мнение под одному вопросу. Расспрашивал об этом и Михаила Георгиевича Первухина, который в первые месяцы войны являлся заместителем председателя Совета по эвакуации.

Дело в том, что, как свидетельствуют многие документы и факты, подавляющую часть перебрасываемых в тыл грузов составляли так называемые бездокументные грузы. Если же судить по имеющимся в архивах актам и описям эвакогрузов, доставленных на Восток, то туда удалось переместить лишь ничтожную часть.

Л . М. Каганович: Да, по этим источникам получается так.

Г. А . Куманев: В известной книге Н. А. Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» утверждается, что за какие–то три месяца войны было переброшено в тыловые районы 1360 крупных, главным образом военных предприятий. В последующем многие авторы приняли эти данные в качестве итогового результата перебазирования, почему–то проигнорировав слова Вознесенского относительно выборочных трех месяцев сорок первого года. Затем во 2‑м томе «История Великой Отечественной войны» появилось сообщение о 1523 эвакуированных предприятий. Наконец, в 1966 г. в сборнике статей «Эшелоны идут на Восток» в научный оборот были введены новые сведения: только за вторую половину 1941 г. по железным дорогам, согласно данным учета НКПС, удалось перебросить в тыл 2593 предприятия.

Так вот, сегодня вся эта статистика мне представляется весьма заниженной, с чем, между прочим, согласились и Молотов, и Первухин.

Прежде всего следует задаться вопросом, а сколько до войны имелось крупных и средних предприятий, например в районах, которые потом оккупировал враг? Оказывается, 32820. Итак, если нам удалось вывезти только 1360 или 1523, или даже 2593 предприятия, куда мы подевали около 30 тыс. заводов и фабрик? Оставили захватчикам вместе со всеми станками и оборудованием? Может быть, все уничтожили при отступлении? Но этого не могло быть, так как тогда рухнула бы вся наша экономика и никакой военной перестройки не получилось бы. В чем же дело? Прежде всего надо иметь в виду, что очень многие заводы и фабрики в угрожаемой зоне работали до последнего часа, давая продукцию для фронта, и нередко распоряжения об эвакуации поступали в самый последний момент, иногда по телефону, по ВЧ. И некогда было составлять акты, описи, скреплять их подписями, печатями… В таких случаях спешно грузилось наиболее важное оборудование и вывозилось.

Все это подтверждает, что во время эвакуации железнодорожники смогли перебазировать подавляющую часть промышленных предприятий, машин, механизмов и других материальных и культурных ценностей. При этом полагаю, что исследователям из–за огромной массы бездокументных грузов просто невозможно с точностью до единицы определить, сколько же всего разных грузов было переброшено в тыл.

Л . М Каганович: Согласен и я с Вашими замечаниями и сомнениями, в том числе относительно цифровых данных. Вывозились ведь и сами предприятия транспорта, их оборудование, подвижной состав: более 150 тыс. вагонов, 6000 паровозов и многое другое. Грузили порой, действительно, все, что попадалось под руку, ибо времени для разных оформлений уже не было. Взять, к примеру, завод имени Кагановича в Москве. К середине октября 1941 г. он оставался еще невывезенным. Но вот прибежал ко мне директор этого завода. Надо, говорит, срочно эвакуироваться. Предложил, чтобы часть оборудования завода осталась в столице, а часть вместе с рабочими переместить в Сибирь. По согласованию с Советом по эвакуации так и было решено. Но на перебазирование этого предприятия, включая демонтаж, получение порожняка и на погрузку обстановка заставила отвести предельно короткий срок. Поэтому издержки были немалые. И таких предприятий можно насчитать много.

Георгий Александрович Куманев

(1931-2018)

Дирекция и профком Института российской истории РАН с глубоким прискорбием сообщают, что 21 сентября 2018 года ушел из жизни выдающийся российский ученый-историк, академик Российской академии наук, руководитель Центра военной истории России ИРИ РАН, председатель Научного совета РАН по проблемам военной истории, доктор исторических наук, профессор Георгий Александрович Куманев (1931-2018).

Георгий Александрович Куманев в 1954 г. окончил историко-филологический факультет Горьковского Государственного университета. В 1955 г. поступил в аспирантуру Института истории АН СССР, после окончания которой в 1958 г. стал сотрудником Института.

В 1959 г. Г.А. Куманев защитил кандидатскую диссертацию «Советские железнодорожники в борьбе за обеспечение нужд фронта и тыла в первые годы Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.)», в 1971 г. - докторскую диссертацию - «Железнодорожный транспорт СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1938-1945 гг.)».

Г.А. Куманев - крупный ученый в области военной истории. Большое внимание он уделял сюжетам, связанным с историей мировых и локальных войн, партизанского движения, строительством вооруженных сил, формированием военно-экономической базы, созданием отечественной полководческой школы, участием народных масс в военных конфликтах XIX-XXI веков, патриотическим воспитанием гражданского населения и непосредственных защитников Отечества.

Г.А. Куманев являлся автором более 600 публикаций, в числе которых около 50 коллективных и индивидуальных монографий, по вопросам экономики, государственного строительства, культуры, межнациональных и международных отношений. Им были написаны монографии: «Война и железнодорожный транспорт СССР. 1941-1945 гг.», «Подвиг и подлог: страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Рядом со Сталиным: откровенные свидетельства», «Говорят сталинские наркомы: встречи, беседы, интервью, документы», «Проблемы военной истории Отечества (1938—1945»), «Сталинградская битва: краткий научный очерк, документы, материалы», «Рассекреченные страницы истории Второй мировой войны. Трагедия и подвиг» и многие другие.

Г.А. Куманевым внесен большой личный вклад в подготовку многотомных изданий «Всемирная история», «История СССР с древнейших времен до наших дней», «История Второй мировой войны, 1939-1945», «Великая Отечественная война. 1941-1945», «История советского рабочего класса» и других обобщающих трудов. При его активном участии в 2015 г. появилась книга «Жуков. Жизнь. Сражения. Победы», а в 2016 г. вместе с рядом других исследователей Куманевым Г.А. продолжена работа над 12-томной «Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Георгий Александрович всегда был полон новых творческих идей и замыслов, таким он навсегда останется в памяти его коллег.

, РСФСР , СССР

Георгий Александрович Куманёв (р. 20 декабря 1931) - советский и российский историк, специалист по истории Великой Отечественной войны .

Публикации

  • Экономика СССР в Великой Отечественной войне. М., 1985;
  • Война и железнодорожный транспорт СССР. 1941-1945 гг. М., 1988;
  • Народное ополчение защищает Родину. М., 1990. (В соавторстве…
  • Великая Отечественная война (Первый период. 1941-1942 гг.). М., 1993;
  • Великая Отечественная война (Второй период. Ноябрь 1942-1943 г.). М., 1994;
  • Трудный путь к Победе. 1941-1945 гг. М., 1995;
  • Рядом со Сталиным: Откровенные свидетельства. М., 1999; Смоленск, 2001 (2-е доп. изд.);
  • Вклад СССР в Победу над фашизмом. Екатеринбург, 2000;
  • Подвиг и подлог: Страницы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. М., 2000; М., 2004 (2-е, доп. изд.); М., 2007 (3-е изд.) (Предисл. маршала В. Г. Куликова);
  • Великая битва под Москвой: Летопись важнейших событий. Комментарии. М., 2002 (В соавторстве с Н. Я. Комаровым);
  • Блокада Ленинграда. 900 героических дней. 1941-1944. Исторический дневник. М., 2004 (В соавторстве с Н. Я. Комаровым);
  • Ученые - гуманитарии России в годы Великой Отечественной войны. М., 2005. (В соавторстве с Н. И. Кондаковой);
  • Говорят сталинские наркомы: Встречи, беседы, интервью, документы. Смоленск, 2005;
  • Военная история. Учебник для курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ. М., 2006. (В соавторстве …)
  • Проблемы военной истории Отечества. (1938-1945 гг.). М., 2007;

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 20 декабря
  • Родившиеся в 1931 году
  • Родившиеся в Лукоянове
  • Доктора исторических наук
  • Действительные члены РАН
  • Историки России
  • Историки СССР
  • Сотрудники Института истории АН СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Куманёв
  • Кумар, Акшай

Смотреть что такое "Куманёв, Георгий Александрович" в других словарях:

    Куманёв - русская фамилия. Известные носители: Куманёв, Георгий Александрович (р. 1931) советский и российский историк, специалист по истории Великой Отечественной войны. Куманёв, Виктор Александрович (1931 1994) советский историк, специалист по истории… … Википедия

    Действительные члены РАН за всю историю существования - Полный список действительных членов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской Академии Наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З … Википедия

    Действительные члены РАН - Новое здание Президиума РАН Членами Российской академии наук являются действительные члены РАН (академики) и члены корреспонденты РАН. Главная обязанность членов Российской академии наук состоит в том, чтобы обогащать науку новыми достижениями.… … Википедия

    Список депутатов Верховного Совета СССР 5 созыва - Верховный Совет СССР 5 созыва избран 16 марта 1958, заседал с 1958 по 1962; Состав: 1378 депутатов 738 в Совете Союза и 640 в Совете Национальностей. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р … Википедия

    Панфиловцы - В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия

    Список Героев Советского Союза (Кузнецов - Содержание 1 Примечания 2 Литература 3 Ссылки … Википедия

Георгий Александрович Куманёв - руководитель Центра военной истории России Института российской истории Российской академии наук, академик. Автор многочисленных работ по отечественной и военной истории.

В семье учителей Куманёвых 20 декабря 1931 года в г. Лукоянове родились близнецы Георгий и Виктор. Их отец - Александр Александрович Куманёв - видный педагог, директор Лукояновского педагогического училища (1945-1972), автор книги «Раздумья о будущем», заслуженный учитель РСФСР, фронтовик. Мать, Вера Петровна - заслуженный учитель РСФСР, преподаватель русского языка и литературы. Родители дали сыновьям прекрасное воспитание.

Георгий Александрович вместе с братом хорошо учились в школе. Затем вместе окончили Горьковский государственный университет. В настоящее время Г. А. Куманёв доктор исторических наук, профессор, академик Российских академий естественных, военных наук и Международной Славянской Академии. Руководитель Центра военной истории России Института российской истории РАН. Участвовал в подготовке ряда коллективных фундаментальных изданий. Большая серия научных трудов Г.А. Куманёва опубликована за рубежом.

За большой личный вклад в развитие военно-исторической науки, активное сотрудничество с Фондом и в связи с 75-летием со дня рождения Георгий Александрович награждён орденом «За служение Отечеству» (святых великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского) III степени.

Сотрудниками Центра под его руководством выпущены в свет фундаментальные исследования: «История второй мировой войны 1939-1945 гг.», «Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. Военно-исторические очерки», «Всемирная история», «История СССР с древнейших времён и до наших дней», «История партизанского движения в Российской Федерации» и многие другие труды, исследующие вопросы истории защиты Отечества.

Современный читатель, интересующийся историей, не мог не заметить выход в свет однотомников «Нюрнберг предупреждает от нацизма и терроризма» (2001 год) и «Молодая гвардия: художественный образ и исторические реалии" (2003 год).

Георгием Александровичем написаны монография «Война и железнодорожный транспорт СССР. 1941-1945 гг.», книги - «Подвиг и подлог: страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и «Рядом со Сталиным: откровенные свидетельства». В основу последней книги положены очерки, интервью и беседы автора с 14 политическими и военными деятелями СССР - В. М. Молотовым, А. И. Микояном, Л. М. Кагановичем, Г. К. Жуковым, А. М. Василевским, С. М. Будённым, С. К. Тимошенко, И. Х. Баграмяном, Н. Г. Кузнецовым и другими.

Георгию Александровичу, как профессиональному историку, с конца 50-х годов прошлого века удалось записать интервью с более чем 80 видными государственными и партийными деятелями, военачальниками, учёными, конструкторами и дипломатами СССР. Часть этих бесед будет опубликована в его новой книге «Говорят наркомы Сталина».

Г. А. Куманёв поддерживает постоянную связь с родным городом. В краеведческом музее можно познакомиться с книгами видного историка.

(1931-12-20 )

Гео́ргий Алекса́ндрович Куманёв ( , — , ) — советский и российский , специалист в области истории . Доктор исторических наук. Главный , руководитель Центра военной истории России. по с 22 декабря .

Биография

Отец — Александр Александрович Куманёв — директор Лукояновского педагогического училища (1945—1972), заслуженный учитель РСФСР. Мать, Вера Петровна — заслуженный учитель РСФСР . Брат-близнец — историк .

Доктор исторических наук (1972), профессор (1977). Действительный член (1993), (1998) и Российской академии наук (2011) .

Автор более 250 научных работ, в том числе монографии «Война и железнодорожный транспорт СССР. 1941—1945 гг.». В основу книги «Рядом со Сталиным: откровенные свидетельства» вошли беседы историка с политическими и военными деятелями — , и другими .

С конца 1950-х годов записал интервью с более чем 80 государственными деятелями, военными, учёными и дипломатами СССР. Часть из них вошла в книгу «Говорят сталинские наркомы» (2005) .

Председатель научного совета РАН по проблемам военной истории , входит в состав учёных и ИРИ РАН и . Член научного совета и редакционной коллегии « » .

Основные работы

  • Великая Отечественная война Советского Союза (1941—1945). М., 1960;
  • Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны (1941—1945). М., 1963;
  • Советский тыл — фронту. 1941—1945 гг. М., 1970;
  • Американская политика «новых рубежей». М., 1972 (в соавт. с Г. К. Селезнёвым);
  • Трудовой подвиг комсомола в Великой Отечественной войне. М., 1975;
  • В труде как в бою. М., 1975;
  • Решающая роль Советского Союза в Победе над фашистской Германией. (На чеш. яз.). Прага, 1974;
  • Наука Сибири сегодня. (На нем. яз.). Дортмунд, 1975;
  • На службе фронта и тыла. Железнодорожный транспорт СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1938—1945 гг.). М., 1976;
  • В едином строю братских народов: к 30-летию Великой Победы. (На казах. яз.). Алма-Ата, 1980 (в соавт. с М. К. Козыбаевым);
  • Народы СССР на защите социалистического Отечества. М., 1982;
  • 1941—1945. Краткая история. Документы. М., 1982; (2-е изд. 1983).
  • Дружба народов СССР — источник силы и могущества Родины. М., 1982;
  • Экономика СССР в Великой Отечественной войне. М., 1985;
  • Чекисты стояли насмерть. Киев, 1986 (2-е изд. 1989; в соавт. с А. С. Чайковским);
  • Война и железнодорожный транспорт СССР. 1941—1945 гг. М., 1988;
  • Народное ополчение защищает Родину. М., 1990 (в соавт.);
  • Великая Отечественная война (Первый период. 1941—1942 гг.). М., 1993;
  • Великая Отечественная война (Второй период. Ноябрь 1942—1943 г.). М., 1994;
  • Трудный путь к Победе. 1941—1945 гг. М., 1995;
  • Рядом со Сталиным: откровенные свидетельства. М., 1999 (2-е изд. Смоленск, 2001);
  • Вклад СССР в Победу над фашизмом. Екатеринбург, 2000;
  • Великая битва под Москвой: летопись важнейших событий. Комментарии. М., 2002 (в соавт. с Н. Я. Комаровым);
  • Блокада Ленинграда. 900 героических дней. 1941—1944. Исторический дневник. М., 2004 (в соавт. с Н. Я. Комаровым);
  • Учёные — гуманитарии России в годы Великой Отечественной войны. М., 2005 (в соавт. с Н. И. Кондаковой);
  • Говорят сталинские наркомы: встречи, беседы, интервью, документы. Смоленск, 2005;
  • Военная история. Учебник для курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ. М., 2006 (в соавт.);
  • Проблемы военной истории Отечества (1938—1945). М., 2007;
  • Сталинградская битва: краткий научный очерк, документы, материалы. М., 2008;
  • Актуальные проблемы истории Великой Отечественной войны: курс лекций. М., 2010;
  • Рассекреченные страницы истории Второй мировой войны. Трагедия и подвиг. М., 2012;
  • Военная экономика СССР — важнейший фактор Великой Победы (1941—1945). М., 2015 (в соавт. с Б. У. Серазетдиновым).
  • Подвиг и подлог: Страницы Великой Отечественной войны. 1941—1945 гг. М., 2000; М., 2004 (2-е, доп. изд.); М., 2007 (3-е изд.)