Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, причём этого одного главного члена достаточно для полного словесного выражения мысли. Таким образом, «односоставный» не означает «неполный».

Главный член односоставного предложения - особое синтаксическое явление: он один составляет грамматическую основу предложения. Однако по своему значению и способам выражения главный член большинства односоставных предложений (кроме назывных) сближается со сказуемым, а главный член назывных предложений - с подлежащим. Поэтому в школьной грамматике принято делить односоставные предложения на две группы: 1) с одним главным членом - сказуемым и 2) с одним главным членом - подлежащим. К первой группе относятся определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения, а ко второй - назывные.

За каждым типом односоставных предложений (кроме обобщённо-личных) закреплены свои способы выражения главного члена.

Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Поэтому сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Например: Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу(Б. Окуджава); Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог (С. Есенин); Чему смеётесь? Над собой смеётесь (Н. Гоголь); Не предвкушай счастливых дней, преподнесённых небесами (Б. Окуджава); Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, включив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы.

Достаточность одного главного члена обусловлена здесь морфологическими свойствами сказуемого: глагольные формы 1-го и 2-го лица своими окончаниями однозначно указывают на вполне определённое лицо. Подлежащие я, ты, мы, вы оказываются при них информативно избыточными.

Односоставные предложения мы употребляем чаще в том случае, когда нужно обратить внимание на действие, а не на лицо, которое это действие совершает.

Неопределённо-личные предложения

- это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например: На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница... (Н. Гоголь); По улицам слона водили... (И. Крылов); И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря... (В. Высоцкий); Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели (Л. Ошанин).

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется.

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённоличные предложения , как правило, распространённые.

В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели . В соседнем классе шумят . В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев); Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады ; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим: С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера.

Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения занимают особое место среди односоставных предложений. Это объясняется тем, что обобщённо-личные предложения не имеют собственных форм, и, таким образом, основным критерием их выделения является смысловой признак.

Значение обобщённости может быть свойственно предложениям разной структуры: И какой же рус ский не любит быстрой езды (Н. Гоголь) (двусоставное предложение); В поисках слов нельзя, пренебрегать ничем (К. Паустовский) (безличное предложение); Сердцу не прикажешь (пословица) (определённо-личное по форме предложение).

Обобщённо-личными считаются только те предложения, которые по форме являются определённо-личными или неопределённо-личными, но обозначают действия или состояния обобщённо мыслимого лица. Это предложения, в которых формулируются наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой определённых предметов, жизненных явлений и ситуаций: Береги честь смолоду (пословица); Что имеем - не храним, потерявши - плачем (пословица); Цыплят по осени считают -(пословица); Снявши голову по волосам не плачут (пословица).

Наиболее типичной формой является форма 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого изъявительного наклонения: Отдаёшьсяневольно во власть окружающей бодрой природы (Н. Некрасов); ...В редкой девице встретишьтакую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка (И. Гончаров); На чужой роток не накинешьплаток (пословица).

В отличие от внешне сходных с ними определённо-личных предложений с глаголами в форме 2-го лица, в предложениях обобщённо-личных никогда не говорится о конкретных действиях собеседника, субъект действия мыслится в таких предложениях обобщённо, как любое лицо.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью); «состояние дел» (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты) и т. д.

Главный член может быть выражен:

1) формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает!.. Ах, как скоро ночь минула/ (А. Грибоедов); Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

2) формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапога ми отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

3) словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода было, а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - будет): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас, покорной, не было и нет (Н. Гумилёв); Сильнее кошки зверя нет (И. Крылов);

5) сочетанием слова категории состояния модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

6) кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

7) инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин)

Назывные предложения

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин).

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений .

1.Бытийные: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова).

2. Указательные; они включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь).

3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и: Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин); Какая ночь! Мороз трескучий... (А. Пушкин).

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. - День (А. Чехов).

Город на реке Днепр. Крупный промышленный и культурный центр. Население более 300 тысяч жителей. Один из древнейших городков Руси.

Используя назывные предложения, напишите краткую характеристику населённого пункта (города, села, посёлка), в котором вы живёте.

ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Укажите неверное утверждение. А. В односоставных

предложениях грамматичес¬кая основа состоит из одного главного члена.

Б. Односоставные предложения могут быть рас¬пространенными.

В. Неполные предложения те, в которых пропу¬щен главный член.

Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.

2. Найдите односоставные предложения.

А. День ясен.

Б. С утра морозит.

В. Что бы это значило?

Г. Мне нездоровится.

Д. Ряд телеграфных столбов.

3. Укажите определенно-личные предложения .

А. Выберите себе книгу по вкусу.

Б. Не из Москвы ли будешь?

В. В доме шумят.

Г. Цыплят по осени считают.

Д. Быть грозе великой. 4

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

А. Вот парадный подъезд.

Б. Люблю грозу в начале мая.

В. В дверь постучали.

Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Д. Будут долго вспоминать его рассказы.

5. Укажите безличные предложения.

А. Бездонную бочку водой не наполнишь.

Б. Скоро светать будет.

В. Приготовьтесь к уроку.

Г. Зажгло грозою дерево.

6. Найдите обобщенно-личные предложения.

А. Вам не видать таких сражений.

Б. Вечерами работалось особенно хорошо.

В. Каких только птиц не увидишь в лесу!

Г. Любишь кататься - люби и саночки возить

7. Укажите назывные предложения.

А. Мне холодно.

Б. Вот заводская улица.

В. Это домик под толевой крышей.

Г. Третий час дня.

Д. Вода немного коричневатая.

8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

А. Летом светает рано, а зимой - поздно.

Б. Ум - это сила.

В. В избе жарко натоплено.

Г. Уходим завтра в море.

Д. «Как тебя зовут?» - «Меня Анной».

9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

А. На пригорке то сыро, то жарко.

Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.

В. Светло на улице, и виден сад насквозь.

Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

А1. Укажите определённо-личное предложение.

1) Бельё стирали в прачечной.

2) Молчи, прошу, не смей меня будить.

3) В печке что-то гудит.

4) Клин клином вышибай.

А2. Укажите неопределённо-личное предложение.

1) Сейчас его схватят и унесут куда-нибудь.

2) На берег накатывают большие волны.

3) Морозит.

4) Лес рубят – щепки летят.

А3. Укажите обобщённо-личное предложение.

1) Смотри не упади.

2) Копейка рубль бережёт.

3) На покосе лошадей оставили.

4) Чужую беду пальцем разведу, а к своей ума не приложу.

А4. Укажите безличное предложение.

1) Мороз.

2) Работа была трудная.

3) И опять приходится налегать на вёсла.

4) Полегче на поворотах.

А5. Укажите назывное предложение.

1) Не спрячешься от медведя.

2) Брат широкоплеч.

3) Волк коню не товарищ.

4) Сосновый столик, стул…

А6. Укажите определённо-личное предложение.

1) Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла.

2) Чрез два часа снова буду говорить с врачом.

3) Сорок пятый.

4) Владей, Фаддей, своей Маланьей.

А7. Укажите неопределённо-личное предложение.

1) Мне постелили в комнате рядом с братом.

2) Где взять полотенца?

3) Никогда тебя не прощу.

4) Иди прямо и никуда не сворачивай.

А8. Укажите безличное предложение.

1) Поле пригрело солнце.

2) Морозило сильнее, чем с утра.

3) Голод не тётка.

4) Ненаписанные страницы книги.

А9. Укажите определённо-личное предложение.

1) Мне стало плохо.

2) Едешь на день, хлеба бери на неделю.

3) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы…

4) Не хочу я тебя искать и не буду!

А10. Укажите неопределённо-личное предложение.

1) Раскрой, пожалуйста, окна!

2) Положите на место.

3) До свадьбы заживёт.

4) В дверь постучались.

А11. Укажите обобщённо-личное предложение.

1) Легко мне.

2) Шила в мешке не утаишь.

3) Денежки счёт любят.

4) Саше пояснили решение задачи.

А12. Укажите безличное предложение.

1) Не слышалось никакого шума.

2) Ощущаю в себе силу большую.

3) Дурные примеры заразительны.

4) Дурака учить, что мёртвого лечить.

А13. Укажите назывное предложение.

1) На безрыбье и рак рыба.

2) Поле далеко.

3) Душное лето.

4) С одного края небо очистилось.

А14. Укажите определённо-личное предложение.

1) Обложная гроза в деревне.

2) Что припасёшь, то и на стол несёшь.

3) Милости прошу к нашему шалашу.

4) Выходи, красна девица, дарую тебе волю.

А15. Укажите назывное предложение.

1) Двадцать первое. Понедельник.

2) Холодно.

3) Мал золотник.

4) Тебе не решить этого уравнения.

1. Что такое назывные предложения?

Назывные предложения - это односоставные предло-жения, состоящие только из подлежащего либо из подлежащего с объяснительными словами (определениями):Весна. Голубые пригорки не-забудок.

2. Чем выражается главный член назывных предложений?

Главный член назывных предложений выражен существительными в именительном падеже: . (А.А. Блок)

Примечания:

  • Следует направить внимание, что в примере «Ночь, улица, фонарь, аптека, глупый и мерклый свет » нет однородных членов. Это назывные предложения в составе сложного предложения с бессоюзной и сочинительной связью.
  • Запятая не ставится перед союзом «и», в том случае в состав сложносочинённого предложения входят назывные предложения: Мороз и солнце... (А.С. Пушкин)
  • 3. Какие второстепенные члены могут быть в назывных предложениях?

    Из второстепенных членов предложения в назывных предложениях бывают только согласованные и несогласованные определения: Невеселая пора! Глаз очарованье! (А.С. Пушкин)

    В том случае второстепенный член - событие либо дополнение (В доме праздничек ; У меня хандра ) , некие ученые считают предложение двусоставным с пропущенным сказуемым на том основании, что к подлежащему не может относиться ни событие, ни дополнение. Другие ученые считают такие предложения назывными, с особенным второстепенным членом, который относится ко всему предложению, распространяя его в целом, и именуется детерминантом .

    4. С какой интонацией произносятся назывные предложения?

    Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения, что некий предмет либо явление есть в реальном.

    5. Каково лексическое и грамматическое значение назывных предложений?

    Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия либо наличности явления в реальном времени. Следова-тельно, назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в последствии времени, ни в сослагательном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные личные предложения со сказуе-мым было либо будет :Зима (назывное предложение). Была зи-ма. Будет зима (двусоставные личные предложения).

    Назывные предложения могут иметь некие дополнительные грамматические значения:

  • конкретно-указательное (выражается частичкой вот : Вот мельница );
  • чувственная оценка (выражается при помощи особых частиц какой, вот так, ну и, что за, вот это и пр.).
  • 6. Какова стилистическая роль назывных предложений?

    Назывные предложения нередко встречаются в художествен-ных описаниях. Они присваивают речи сжатость и выразитель-ность:

    Шум, смех, беготня, поклоны,

    Галоп, мазурка, вальс... Меж тем,

    Меж 2-ух тёток у колонны,

    Не замечаема никем,

    Татьяна глядит и не видит,

    Волненье света терпеть не может... (А.С. Пушкин)

    7. Каковы назывные предложения по цели выражения?

    Назывные предложения по цели выражения повествовательные:Зима. Тишь... , однакомогут быть и восклицательными:Вес-на! Какая погода!

    8. Как отличать назывные предложения от двусоставных?

  • Предложение Какая погода! назывное, где слово какая - частичка. Предложение Какая погода? двусоставное, где вопросительное местоимение какая
  • Принципиально отличать назывные предложения с частичкой вот от двусоставных с местоимением это : Вот стул - односоставное назывное предложение; Это стул - двусоставное, где это - подлежащее, а стул - составное именное сказуемое с нулевой связкой.
  • Порядок слов в предложении может оказывать влияние на его состав. Так, в предложении Теплый день просто обнаруживаются подлежащее и определение, выраженное именованием прилагательным, стоящим перед определяемым словом. Это - односоставное назывное распространенное предложение. В предложении же День теплый есть подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой и именной частью, выраженной именованием прилагательным, стоящим после подлежащего. Это - двусоставное малораспространенное предложение.
  • Предложение Было скучновато его слушать считается односоставным безличным с составным глагольным сказуемым, где заместо вспомогательного глагола - слово категории состояния скучновато и глагол-связка было . Однако в том случае инфинитив поставить на 1-ое место - Слушать его было скучновато , его есть возможность подвергать рассмотрению как подлежащее, тогда было скучновато - составное именное сказуемое, где именная часть выражена коротким прилагательным (ср. Слушанье было скучновато) .
  • 9. Что такое генитивные предложения?

    В российском языке встречаются предложения, в каких на 1-ый взор вообщем нет основных членов: Ни пылинки. Снегу! Деревьев! Шуму-то, шуму! (В значении: Как много снега (деревьев, шума)!) В школьном курсе они не изучаются. Грамматическое значение бытийности словно позволяет отнести эти предложения к назывным. Однако единственный член подобного предложения нельзя подвергать рассмотрению как подлежащее, так как он выражен существительным не в именительном, а в родительном падеже. Многие языковеды именуют такие предложения генитивными (по латинскому наименованию родительного падежа), а те предложения, которые числятся назывными, - номинативными (по латинскому наименованию именительного падежа), объединяя те и другие в класс «именные односоставные предложения».

    Упражнения на тему « Назывные предложения. Разграничение назывных и двусоставных предложений »

    1. Задание: Спишите. Укажите в каждом предложении главные члены и скажите, чем они выражены. Обусловьте виды предложений.

    Вершины Альп. Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жёсткий мороз; твёрдый, искристый снег; из-под снега торчат грозные глыбы оледенелых, обветренных скал. (И.С. Тургенев.)


    2. Задание: Придите к выводу, являются ли выделенные предложения назывными.

    Красивый человек Иван Иванович!.. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

    Скажите, пожалуйста, на что вам это ружье, что выставлено выветриваться совместно с платьицем?.. Послушайте, дайте его мне!
    - Как есть возможность! Это ружье драгоценное. Подобных ружьев сейчас не сыщете нигде. Я, еще как собирался в милицию, купил его у турчина... Как есть возможность? Это вещь необходимая…
    - Не плохое ружье! (Н.В. Гоголь)

    Источники:

  • § 35 «Назывные предложения» в пособии А.М. Земского и др. «Русский язык в 2-ух частях. Синтаксис» (под редакцией В.В. Виноградова)
  • Статья Шапиро Н.А. «Односоставные предложения. Неполные предложения»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое односоставные предложения?
  • Что такое двусоставные предложения?
  • Что такое полное предложение?
  • Каковы признаки неполного предложения?
  • Где отыскать пример анализа неполного предложения?
  • Как отличать односоставные предложения от неполных двусоставных предложений?
  • >>Русский язык: Назывные предложения

    Назывные предложения
    Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум , хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин).
    назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).
    Выделяются три основные разновидности назывных предложений.
    1.Бытийные: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова ).
    2. Указательные; они включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь ).
    3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и: Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин); Какая ночь! Мороз трескучий... (А. Пушкин ).
    Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.
    Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. - День (А. Чехов ).

    Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык 8 класс
    Отправлено читателями с интернет-сайта

    Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей