1) Основное понятие неравенства

2) Основные свойства числовых неравенств. Неравенства содержащие переменную.

3) Графическое решение неравенств второй степени

4) Системы неравенств. Неравенства и системы неравенств с двумя переменными.

5) Решение рациональных неравенств методом интервалов

6) Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля

1. Основное понятие неравенства

Неравенство — соотношение между числами (или любыми математическими выражениями, способными принимать численное значение), указывающее, какое из них больше или меньше другого. Над этими выражениями можно по определенным правилам производить следующие действия: сложение, вычитание, умножение и деление (причем при умножении или делении Н. на отрицательное число смысл его меняется на противоположный). Одно из основных понятий линейного программирования линейные неравенства вида

a 1 x 1 + a 2 x 2 +... + a n x n * b ,

где a 1 ,..., a n , b — постоянные и знак * — один из знаков неравенства, напр. ≥,

· алгебраические

· трансцендентные

Алгебраические неравенства подразделяются на неравенства первой, второй, и т. д. степени.

Неравенство - алгебраическое, второй степени.

Неравенство - трансцендентное.

2. Основные свойства числовых неравенств . Неравенства содержащие переменную

1) Графиком квадратичной функции y = ах 2 +bх + с является парабола с ветвями, направленными вверх, если а > 0 , и вниз, если а (иногда говорят, что парабола направлена выпуклостью вниз, если а > 0 и выпуклостью вверх, если а). При этом возможны три случая:

2) Парабола пересекает ось 0х (т. е. уравнение ах 2 + bх + с = 0 имеет два различных корня). То есть, если а

y = ах 2 +bх + с a>0 D>0 y = ах 2 +bх + с a D >0,

Парабола имеет вершину на оси 0х (т. е. уравнение ах 2 + х + с = 0 имеет один корень, так называемый двукратный корень) То есть, если d=0, то при a>0 решением неравенства служит вся числовая прямая, а при a ах 2 + х + с

y = ах 2 +bх + с a>0 D = 0 y = ах 2 +bх + с a D =0,

3) Если d0 и ниже ее при a

y = ах 2 +bх + с a>0 D 0 y = ах 2 +bх + с a D0,

4) Решить неравенство графическим способом

1. Пусть f(x) = 3х 2 -4х - 7 тогда найдем такие х при которых f(x) ;

2. Найдем нули функции.

f(x) при х .

Ответ f(x) при х .

Пусть f(x)=х 2 +4х +5 тогда Найдем такие х при которых f(x)>0,

D=-4 Нет нулей.

4. Системы неравенств. Неравенства и системы неравенств с двумя переменными

1) Множество решений системы неравенств есть пересечение множеств решений входящих в нее неравенств.

2) Множество решений неравенства f(х;у)>0 можно графически изобразить на координатной плоскости. Обычно линия, заданная уравнением f(х;у)=0 ,разбивает плоскость на 2 части, одна из которых является решением неравенства. Чтобы определить, какая из частей, надо подставить координаты произвольной точки М(х0;у0) , не лежащей на линии f(х;у)=0, в неравенство. Если f(х0;у0) > 0 , то решением неравенства является часть плоскости, содержащая точку М0. если f(х0;у0)

3) Множество решений системы неравенств есть пересечение множеств решений входящих в нее неравенств. Пусть, например, задана система неравенств:

Для первого неравенства множество решений есть круг радиусом 2 и с центром в начале координат, а для второго- полуплоскость, расположенная над прямой 2х+3у=0. Множеством решений данной системы служит пересечение указанных множеств, т.е. полукруг.

4) Пример. Решить систему неравенств:

Решением 1-го неравенства служит множество , 2-го множество (2;7) и третьего - множество .

Пересечением указанных множеств является промежуток(2;3], который и есть множество решений системы неравенств.

5. Решение рациональных неравенств методом интервалов

В основе метода интервалов лежит следующее свойство двучлена (х-а ): точка х=α делит числовую ось на две части — справа от точки α двучлен (х‑α)>0 , а слева от точки α (х-α) .

Пусть требуется решить неравенство (x-α 1)(x-α 2)...(x-α n)>0 , где α 1 , α 2 ...α n-1 , α n — фиксированные числа, среди которых нет равных, причем такие, что α 1 (x-α 1)(x-α 2)...(x‑α n)>0 методом интервалов поступают следующим образом: на числовую ось наносят числа α 1 , α 2 ...α n-1 , α n ; в промежутке справа от наибольшего из них, т.е. числа α n , ставят знак «плюс», в следующем за ним справа налево интервале ставят знак «минус», затем — знак «плюс», затем знак «минус» и т.д. Тогда множество всех решений неравенства (x-α 1)(x‑α 2)...(x-α n)>0 будет объединение всех промежутков, в которых поставлен знак «плюс», а множество решений неравенства (x-α 1)(x-α 2)...(x‑α n) будет объединение всех промежутков, в которых поставлен знак «минус».

1) Решение рациональных неравенств (т.е неравенств вида P(x) Q(x) где - многочлены) основано на следующем свойстве непрерывной функции: если непрерывная функция обращается в нуль в точках х1 и х2 (х1;х2) и между этими точками не имеет других корней, то в промежутках(х1;х2) функция сохраняет свой знак.

Поэтому для нахождения промежутков знакопостоянства функции y=f(x) на числовой прямой отмечают все точки, в которых функция f(x) обращается в нуль или терпит разрыв. Эти точки разбивают числовую прямую на несколько промежутков, внутри каждого из которых функция f(x) непрерывна и не обращается в нуль, т.е. сохраняет знак. Чтобы определить этот знак, достаточно найти знак функции в какой либо точке рассматриваемого промежутка числовой прямой.

2) Для определения интервалов знакопостоянства рациональной функции, т.е. Для решения рационального неравенства, отмечаем на числовой прямой корни числителя и корни знаменателя, которые как и являются корнями и точками разрыва рациональной функции.

Решение неравенств методом интервалов

Решение . Область допустимых значений определяется системой неравенств:

Для функции f(x) = - 20. Находим f(x) :

откуда x = 29 и x = 13.

f (30) = - 20 = 0,3 > 0,

f (5) = - 1 - 20 = - 10

Ответ: ; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019243-9.

  • Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - 11-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 215 с.: ил. ISBN 978-5-346-01155-2.
  • Для любых числовых выражений справедливы следующие свойства.

    Свойство 1. Если к обеим частям верного числового неравенства прибавить одно и то же числовое выражение, то получим верное числовое неравенство, то есть справедливо: ; .

    Доказательство. Если . Используя коммутативное, ассоциативное и дистрибутивное свойства операции сложения имеем: .

    Следовательно, по определению отношения «больше» .

    Свойство 2 . Если из обеих частей верного числового неравенства вычесть одно и то же числовое выражение, то получим верное числовое неравенство, то есть справедливо: ;

    Доказательство. По условию . Используя предыдущее свойство, прибавим к обеим частям данного неравенства числовое выражение , получим: .

    Используя ассоциативное свойство операции сложения, имеем: , следовательно , следовательно .

    Следствие. Любое слагаемое можно переносить из одной части числового неравенства в другую с противоположным знаком.

    Свойство 3 . Если почленно сложить верные числовые неравенства, то получим верное числовое неравенство, то есть справедливо:

    Доказательство. По свойству 1 имеем: и , используя свойство транзитивность отношения «больше», получим: .

    Свойство 4. Верные числовые неравенства противоположного смысла можно почленно вычитать, сохраняя знак неравенства, из которого вычитаем, то есть: ;

    Доказательство. По определению истинных числовых неравенств . По свойству 3, если . По следствию свойства 2 данной теоремы, любое слагаемое можно переносить из одной части неравенства в другую с противоположным знаком. Следовательно, . Таким образом, если .

    Свойство доказывается аналогично.

    Свойство 5. Если обе части верного числового неравенства умножить на одно и то же числовое выражение, принимающее положительное значение, не меняя знака неравенства, то получим верное числовое неравенство, то есть:

    Доказательство. Из того, что . Имеем: тогда . Используя дистрибутивность операции умножения относительно вычитания, имеем: .

    Тогда по определению отношения «больше» .

    Свойство доказывается аналогично.

    Свойство 6. Если обе части верного числового неравенства умножить на одно и то же числовое выражение, принимающее отрицательное значение, поменяв знак неравенства на противоположный, то получим верное числовое неравенство, то есть: ;

    Свойство 7. Если обе части верного числового неравенства разделить на одно и то же числовое выражение, принимающее положительное значение, не меняя знака неравенства, то получим верное числовое неравенство, то есть:


    Доказательство. Имеем: . По свойству 5, получим: . Используя ассоциативность операции умножения, имеем: следовательно .

    Свойство доказывается аналогично.

    Свойство 8. Если обе части верного числового неравенства разделить на одно и то же числовое выражение, принимающее отрицательное значение, поменяв знак неравенства на противоположный, то получим верное числовое неравенство, то есть: ;

    Доказательство данного свойства опустим.

    Свойство 9. Если почленно перемножить верные числовые неравенства одинакового смысла с отрицательными частями, изменив знак неравенства на противоположный, то получим верное числовое неравенство, то есть:

    Доказательство данного свойства опустим.

    Свойство 10. Если почленно перемножить верные числовые неравенства одинакового смысла с положительными частями, не меняя знак неравенства, то получим верное числовое неравенство, то есть:

    Доказательство данного свойства опустим.

    Свойство 11. Если почленно разделить верное числовое неравенство противоположного смысла с положительными частями, сохранив знак первого неравенства, то получим верное числовое неравенство, то есть:

    ;

    .

    Доказательство данного свойства опустим.

    Пример 1. Являются ли неравенства и равносильными?

    Решение. Второе неравенство получено из первого неравенства прибавлением к обеим его частям одного и того же выражения , которое не определенно при . Это означает, что число не может быть решением первого неравенства. Однако является решением второго неравенства. Итак, существует решение второго неравенства, которое не является решением первого неравенства. Следовательно, данные неравенства не являются равносильными. Второе неравенство является следствием первого неравенства, так как любое решение первого неравенства является решением второго.

    Урок и презентация на тему: "Основные свойства числовых неравенств и способы их решения."

    Дополнительные материалы
    Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

    Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 8 класса
    Комбинаторика и теория вероятностей Уравнения и неравенства

    Введение в числовые неравенства

    Ребята, с неравенствами мы уже сталкивались, например, когда начинали знакомиться с понятием корня квадратного . Интуитивно понятно, что с помощью неравенств можно оценить, какое из данных чисел больше или меньше. Для математического описания достаточно добавить специальный символ, который будет означать либо больше, либо меньше.

    Запись выражения $a>b$ на математическом языка означает, что число $a$ больше числа $b$. В свою очередь, это значит, что $a-b$ - положительное число.
    Запись выражения $aменьше числа $b$. А это значит, что $a-b$ - отрицательное число.

    Как и практически все математические объекты неравенства имеют некоторые свойства. Изучением этих свойств мы и займемся на этом уроке.

    Свойство 1.
    Если $a>b$ и $b>c$, то $a>c$.

    Доказательство.
    Очевидно, что $10>5$, и $5>2$, и конечно $10>2$. Но математика любит строгие доказательства для самого общего случая.
    Если $a>b$, то $a-b$ - положительное число. Если $b>c$, то $b-c$ - положительное число. Давайте сложим два полученных положительных числа.
    $a-b+b-c=a-c$.
    Сумма двух положительных чисел есть положительное число, но тогда $a-c$ также положительное число. Из чего следует, что $a>c$. Свойство доказано.

    Более наглядно данное свойство можно показать, используя числовую прямую. Если $a>b$, то число $a$ на числовой прямой будет лежать правее $b$. Соответственно, если $b>c$, то число $b$ будет лежать правее числа $с$.
    Как видно из рисунка точка $a$ в нашем случае находится правее точки $c$, а это означает, что $a>c$.

    Свойство 2.
    Если $a>b$, то $a+c>b+c$.
    Иначе говоря, если число $a$ больше числа $b$, то какое бы мы число не прибавили (положительное или отрицательное) к этим числам, знак неравенства будет также сохраняться. Доказывается данное свойство очень легко. Нужно выполнить вычитание. Та переменная, которую прибавляли, исчезнет и получится верное исходное неравенство.

    Свойство 3.
    а) Если обе части неравенства умножить на положительное число, то знак неравенства сохраняется.
    Если $a>b$ и $c>0$, тогда $ac>bc$.
    б) Если обе части неравенства умножить на отрицательное число, то знак неравенства следует поменять на противоположный.
    Если $a>b$ и $c Если $abc$.

    При делении следует действовать тем же образом (делим на положительное число - знак сохраняется, делим на отрицательно число - знак меняется).

    Свойство 4.
    Если $a>b$ и $c>d$, то $a+c>b+d$.

    Доказательство.
    Из условия: $a-b$ - положительное число и $c-d$ - положительное число.
    Тогда сумма $(a-b)+(c-d)$ - тоже положительное число.
    Поменяем местами некоторые слагаемые $(a+с)-(b+d)$.
    От перемены мест слагаемых сумма не изменяется.
    Значит $(a+с)-(b+d)$ - положительное число и $a+c>b+d$.
    Свойство доказано.

    Свойство 5.
    Если $a, b ,c, d$ - положительные числа и $a>b$, $c>d$, то $ac>bd$.

    Доказательство.
    Так как $a>b$ и $c>0$, то, используя свойство 3, имеем $ac>bc$.
    Так как $c>d$ и $b>0$, то, используя свойство 3, имеем $cb>bd$.
    Итак, $ac>bc$ и $bc >bd$.
    Тогда, используя свойство 1, получаем $ac>bd$. Что и требовалось доказать.

    Определение.
    Неравенства вида $a>b$ и $c>d$ ($a Неравенства вида $a>b$ и $cd$) называются неравенствами противоположного смысла.

    Тогда свойство 5 можно перефразировать. При умножение неравенств одного смысла, у которых левые и правые части положительные, получается неравенство того же смысла.

    Свойство 6.
    Если $a>b$ ($a>0$, $b>0$), то $a^n>b^n$, где $n$ – любое натуральное число.
    Если обе части неравенства положительные числа и их возвести в одну и ту же натуральную степень, то получится неравенство того же смысла.
    Заметим: если $n$ – нечетное число, то для любых по знаку чисел $a$ и $b$ свойство 6 выполняется.

    Свойство 7.
    Если $a>b$ ($a>0$, $b>0$), то $\frac{1}{a}

    Доказательство.
    Чтобы доказать данное свойство, необходимо при вычитании $\frac{1}{a}-\frac{1}{b}$ получить отрицательное число.
    $\frac{1}{a}-\frac{1}{b}=\frac{b-a}{ab}=\frac{-(a-b)}{ab}$.

    Мы знаем, что $a-b$ - положительное число, и произведение двух положительных чисел - тоже положительное число, т.е. $ab>0$.
    Тогда $\frac{-(a-b)}{ab}$ - отрицательное число. Свойство доказано.

    Свойство 8.
    Если $a>0$, то выполняется неравенство: $a+\frac{1}{a}≥2$.

    Доказательство.
    Рассмотрим разность.
    $a+\frac{1}{a}-2=\frac{a^2-2a+1}{a}=\frac{(a-1)^2}{a}$ - неотрицательное число.
    Свойство доказано.

    Свойство 9. Неравенство Коши (среднее арифметическое больше либо равно среднего геометрического).
    Если $a$ и $b$ - неотрицательные числа, то выполняется неравенство: $\frac{a+b}{2}≥\sqrt{ab}$.

    Доказательство.
    Рассмотрим разность:
    $\frac{a+b}{2}-\sqrt{ab}=\frac{a-2\sqrt{ab}+b}{2}=\frac{(\sqrt{a}-\sqrt{b})^2}{2}$ - неотрицательное число.
    Свойство доказано.

    Примеры решения неравенств

    Пример 1.
    Известно, что $-1.5 а) $3a$.
    б) $-2b$.
    в) $a+b$.
    г) $a-b$.
    д) $b^2$.
    е) $a^3$.
    ж) $\frac{1}{b}$.

    Решение.
    а) Воспользуемся свойством 3. Умножим на положительное число, значит знак неравенства не меняется.
    $-1.5*3 $-4.5<3a<6.3$.

    Б) Воспользуемся свойством 3. Умножим на отрицательное число, значит знак неравенства меняется.
    $-2*3.1>-2*b>-2*5.3$.
    $-10.3
    в) Сложив неравенства одинакового смысла, получим неравенство того же смысла.
    $-1.5+3.1 $1.6

    Г) Умножим все части неравенства $3.1 $-5.3<-b<-3.1$.
    Теперь выполним операцию сложения.
    $-1.5-5.3 $-6.8

    Д) Все части неравенства положительны, возведя их в квадрат, получим неравенство того же смысла.
    ${3.1}^2 $9.61

    Е) Степень неравенства нечетная, тогда можно смело возводить в степень и не менять знак.
    ${(-1.5)}^3 $-3.375

    Ж) Воспользуемся свойством 7.
    $\frac{1}{5.3}<\frac{1}{b}<\frac{1}{3.1}$.
    $\frac{10}{53}<\frac{1}{b}<\frac{10}{31}$.

    Пример 2.
    Сравните числа:
    а) $\sqrt{5}+\sqrt{7}$ и $2+\sqrt{8}$.
    б) $π+\sqrt{8}$ и $4+\sqrt{10}$.

    Решение.
    а) Возведем каждое из чисел в квадрат.
    $(\sqrt{5}+\sqrt{7})^2=5+2\sqrt{35}+7=12+\sqrt{140}$.
    $(2+\sqrt{8})^2=4+4\sqrt{8}+8=12+\sqrt{128}$.
    Вычислим разность квадратов этих квадратов.
    $(\sqrt{5}+\sqrt{7})^2-(2+\sqrt{8})^2=12+\sqrt{140}-12-\sqrt{128}=\sqrt{140}-\sqrt{128}$.
    Очевидно, получили положительное число, что означает:
    $(\sqrt{5}+\sqrt{7})^2>(2+\sqrt{8})^2$.
    Так как оба числа положительных, то:
    $\sqrt{5}+\sqrt{7}>2+\sqrt{8}$.

    Задачи для самостоятельного решения

    1. Известно, что $-2.2Найти оценки чисел.
    а) $4a$.
    б) $-3b$.
    в) $a+b$.
    г) $a-b$.
    д) $b^4$.
    е) $a^3$.
    ж) $\frac{1}{b}$.
    2. Сравните числа:
    а) $\sqrt{6}+\sqrt{10}$ и $3+\sqrt{7}$.
    б) $π+\sqrt{5}$ и $2+\sqrt{3}$.

    Числовые неравенства и их свойства

    В презентации подробно изложены содержание тем ЧИСЛОВЫЕ НЕРАВЕНСТВА и СВОЙСТВА ЧИСЛОВЫХ НЕРАВЕНСТВ, приведены примеры на доказательство числовых неравенств. (Алгебра 8 класс, автор Макарычев Ю.Н.)

    Просмотр содержимого документа
    «Числовые неравенства и их свойства»

    Числовые неравенства

    и их свойства

    учитель математики МОУ «Упшинская ООШ»

    Оршанского района Республики Марий Эл

    (К учебнику Ю.А.Макарычева Алгебра 8


    Числовые неравенства

    Результат сравнения двух и более чисел записывают в виде неравенств, используя знаки , , =

    Сравнение чисел мы осуществляем, пользуясь различными правилами (способами). Удобно иметь обобщенный способ сравнения, который охватывает все случаи.


    Определение:

    Число а больше числа b, если разность ( a – b) – положительное число.

    Число а меньше числа b, если разность ( a – b) – отрицательное число.

    Число а равно числу b, если разность ( a – b) – равна нулю


    Обобщенный способ сравнения чисел

    Пример 1.


    Применение обобщенного способа сравнения чисел для доказательства неравенств

    Пример 2. Доказать, что среднее арифметическое двух положительных чисел не меньше среднего геометрического этих чисел.





    Если обе части верного неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число, то получится верное неравенство.

    Если обе части верного неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство.





    Р = 3а

    Умножим на 3 обе части каждого из неравенств

    54,2 ∙ 3 а ∙ 3

    162,6

    Применение свойств числовых неравенств