Валютное регулирование в РФ осуществляется с учетом экономически выгодных задач страны. Правительство придерживается либеральной политики в сфере регулирования отношений, связанных с денежными средствами.

Для регулирования валютных операций был создан Федеральный закон №173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Что представляет собой ФЗ 173?

Федеральный закон №173 «О валютном регулировании и валютном контроле» был принят ГосДумой РФ 21 ноября 2003 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней. Также в это время были внесены правки в закон о ЦБ. Подробности

Цель ФЗ № 173 — осуществление единой государственной политики в области валюты и контроль за ее устойчивостью на экономическом рынке.

Дополнительной задачей ФЗ 173 является стабилизация внутреннего денежного рынка РФ и развитие экономики на национальном и международном уровне.

Общие положения закона о валютных операциях

Краткое содержание ФЗ 173:

  • Глава 1 — раскрывает общие положения Федерального закона №173;
  • Гл 2 — перечисляет методы контроля валютных отношений;
  • Глава 3 — описывает способы репатриации иностранной валюты и обязательную продажу части выручки;
  • Гл 4 — раскрывает способы валютного контроля;
  • Глава 5 — описывает заключительные положения.

Последние поправки в Федеральный закон были внесены 29 декабря 2017 года.
Также в 2017 году вносились изменения в ФЗ №131. Подробнее

Какие были внесены изменения?

Как было сказано в статье, последние поправки в ФЗ №173 были внесены 29 декабря 2017 года. Изменения коснулись следующих статей:

Ст 7 ФЗ 173

Статья 7 была дополнена. В ней идет речь о положениях ФЗ и других нормативных актах, которые применяются к государственному объединению под названием «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». Положения статьи применяются только в том случае, если корпорация осуществляет функцию, которая предусматривается настоящим законом.

Ч 1 ст 11

В ходе последних изменений, поправки были внесены в часть 1 статьи 11. При приобретении иностранной валюты в виде чеков, гражданин должен осуществить данную операцию через банк.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которые не были внесены изменения при последней редакции:

Ст 9

В статье 9 описываются денежные операции между резидентами. Закон гласит, что денежные операции между резидентами запрещены. Исключением являются следующие случаи:

  • При расчете беспошлинной торговли;
  • Операциями между комиссионерами;
  • Транзакций по договорам транспортной организации;
  • С внешними ценными бумагами;
  • В случае осуществления обязательных платежей;
  • С выплатами относительно внешних ценных бумаг;
  • Транзакций, которые связаны с переводами и расчетами валюты из-за рубежа;
  • Переводов между физическими лицами, если один из них является резидентом иностранного государства;
  • Операций по оплате и возмещению расходов;
  • Действия, которые связаны с возвратом и внесением коллективного, индивидуального или иного обеспечения;
  • Другие случаи.

Валютные операции осуществляются без ограничений с лицами, с которыми связаны расчетные счета в иностранной валюте в рамках заключенных контрактов.

Ст 19 ФЗ 173

В статье 19 описывается репатриация резидентами иностранной или местной валюты.

Если осуществляются внешнеторговые операции, то резиденты обязаны в указанные в договоре сроки обеспечить:

  • Получение в иностранной валюте денежных средств от резидентов на собственные банковские счета;
  • Вернуть денежные средства обратно в РФ за не ввезенные товары, не оказанные услуги или невыполненные работы.

Скачать действующую редакцию 173 ФЗ

Положения закона устанавливают принципы и правовые основы, необходимые для регулирования оборота местной и заграничной валюты на территории РФ. Дополнительно обозначаются права и обязанности органов валютного регулирования и сфера допустимых действий. Чтобы подробнее ознакомиться с Федеральным законом № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле», следует скачать его по .

Мнение эксперта

Владимир Чикин, партнер практики таможенного права и внешней торговли, Елена Белозерова, руководитель направления внешнеторговая деятельность, таможенное и валютное регулирование, Goltsblat BLP.

14 ноября 2017 г. был опубликован Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – «Закон»), вступающий в силу 14 мая 2018 г.

Законом устанавливаются новые требования в части репатриации валютной выручки и проведения валютных операций, а также изменяются некоторые нормы об административной ответственности за нарушения валютного законодательства.

Основные положения Закона сводятся к следующему:

1. Вводится требование об указании во внешнеторговых контрактах, заключаемых между резидентами и нерезидентами, конкретных сроков исполнения обязательств сторонами.

2. Резиденты должны представлять в уполномоченные банки информацию о конкретных сроках получения от нерезидентов иностранной валюты или валюты РФ за исполнение обязательств по внешнеторговому контракту, а также информацию о конкретных сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым контрактам путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности в счет осуществленных резидентами авансовых платежей (в настоящее время действуют правило о предоставлении информации об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов валютной выручки или исполнения нерезидентами обязательств по передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг или передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности).

3. Вводится требование о предоставлении резидентами уполномоченным банкам информации о сроках возврата авансовых платежей, осуществленных в пользу нерезидентов, в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов.

4. Дополнен перечень оснований для отказа в осуществлении уполномоченными банками валютных операций. Банки не будут проводить операции, если они не отвечают требованиям к валютным операциям между резидентами, если они нарушают требования по использованию счетов резидентов в иностранных банках и если операции нарушают нормы о правах и обязанностях резидентов, установленные соответственно статьями 9, 12 и 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации» от 10 декабря 2013 г. (далее – «ФЗ «О валютном регулировании»). Также банки будут отказывать в проведении валютных операций, если они не отвечают требованиям иных актов валютного законодательства РФ, если документы, представленные резидентом, не отвечают требованиям ФЗ «О валютном регулировании», а также в случае непредставления документов, перечисленных в части 4 статьи 23 ФЗ «О валютном регулировании». Резиденты будут уведомляться банками об отказе в осуществлении валютной операции в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

5. Изменяется понятие «должностное лицо» применительно к составам правонарушений, установленных частями 1, 4, 4.1 и 5 статьи . В настоящее время в силу примечания 1 к статье 15.25 КоАП РФ под должностными лицами для целей применения указанных частей статьи 15.25 КоАП РФ понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Закон отменяет указанное примечание и в этой ситуации надлежит руководствоваться общими положениями об ответственности должностных лиц, установленных статьей 2.4 КоАП РФ. Таким образом, за осуществление незаконных валютных операций и нарушение требований о репатриации валютной выручки к административной ответственности будут привлекаться не только юридические лица, но также их руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Санкциями частей 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП для должностных лиц во всех случаях предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей.

6. Одновременно с вышеперечисленными изменениями вводится ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностными лицами ранее подвергнутыми административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (часть 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ). В этом случае должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет, которая назначается судом общей юрисдикции. В Законе не оговаривается, что следует считать аналогичным правонарушением для целей применения части 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ, что на практике может привести к спорным ситуациям. В свою очередь, для определения того, было ли должностное лицо ранее подвергнуто административному наказанию, следует руководствоваться положениями статьи 4.6 КоАП РФ, которая предусматривает, что лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

7. Изменяется порядок расчета штрафов, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ. Для определения процентного коэффициента, применяемого к базе для расчета штрафов (суммам несвоевременно зачисленных или возвращенных на счета в уполномоченных банках денежных средств), вместо ставки рефинансирования ЦБ РФ будет использоваться ключевая ставка ЦБ РФ.

Введение

1. Характеристика Закона

2. Валютные операции

3. Внутренний валютный рынок

4. Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг

Заключение

Список используемой литературы

Введение

29 июня 2004 года начали действовать положения Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц – резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации

Закон предусматривает довольно серьезную либерализацию валютного режима. Прежде всего, отменяется разрешительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала (включая инвестиции российских резидентов за рубежом). Отныне никакие валютные операции резидентов с нерезидентами не требуют особого разрешения Центрального банка. Взамен, однако, вводятся меры экономического сдерживания: правительству и ЦБ России дано право введения резервирования по некоторым видам валютных операций. Это значит, что сумма, пропорциональная сумме данной операции, блокируется на отдельном счете на определенный срок. Кроме того, некоторые виды операций можно проводить только через специальные счета, предназначенные для облегчения государственного контроля.

1. Характеристика Закона

Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит в себе 25 статьей, которые объединены в 5 глав. К ним относится общее положение, валютное регулирование, репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки, валютный контроль и заключительное положение.

Целью Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильность внутреннего валютного рынка РФ.

Общее положения включает принципы валютного регулирования и валютного контроля, основные понятия, используемые в данном Законе, к ним относиться валюта РФ, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, валютные ценности, резиденты, нерезиденты, валютные операции и другие.

Закон вносит определенные изменения в понятийный аппарат законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Прежде всего, уточнены понятия валюты РФ и иностранной валюты, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Определения этих понятий приведены в соответствие с другими отраслями законодательства, и прежде всего с ГК РФ.

В главе валютное регулирование содержатся положения об органах валютного регулирования, к ним Закон относит Центральный банк РФ и правительство. А также в 5 главе рассмотрены валютные операции между резидентами и нерезидентами, валютные операции между резедентами, валютные операции между нерезидентами, права и обязанности резидентов и нерезидентов и т.д

Валютный контроль в соответствии с Законом осуществляет правительство РФ, ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти уполномоченные правительством РФ.

Закон фиксирует понятие паспорта сделки, ранее содержавшееся лишь в актах ЦБР. Так называется документ, содержащий основные сведения о валютной операции, который оформляется резидентами в своих уполномоченных банках при осуществлении валютных операций с нерезидентом. Правила оформления паспорта сделки устанавливает ЦБР; этот документ затем может использоваться для целей валютного контроля (в частности, передаваться в таможенные органы для контроля за экспортом и импортом).

Таким образом, закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

2. Валютные операции

В Законе уточнено понятие "валютные операции". Теперь это любые операции, связанные с переходом прав собственности на валютные ценности, переводы средств одним и тем же лицом со счета на счет или ввоз-вывоз валюты на территорию России.

Валютные операции между резидентом и нерезидентом

На практике наибольший интерес представляют, по-видимому, валютные операции между резидентами и нерезидентами. Согласно данному закону, они осуществляются без ограничений, кроме некоторых операций по определенному закрытому списку.

В предыдущей версии закона валютные операции делились на текущие (в частности, экспорт и импорт) и капитальные (в частности, инвестиции и кредиты). При этом текущие операции осуществлялись без ограничений, а на осуществление капитальной операции требовалось, по общему правилу, особое разрешение ЦБР или отдельный разрешительный нормативный акт. Таким образом, действовал принцип «запрещено все, что не разрешено». Теперь ситуация противоположная: разрешены любые операции с нерезидентами, но с некоторыми ограничениями.

Ограничения, впрочем, не означают запрета. Предполагается лишь возможность введения для определенных (капитальных) операций между резидентами и нерезидентами требования о резервировании и (или) использовании спецсчета. По некоторым операциям решение принимает правительство, по некоторым - ЦБР. Если такое решение не принято, операции проводятся без ограничений.

Как бы извиняясь перед согражданами, законодатель сообщает непосредственно в тексте закона, что «ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации», и что эти ограничения «отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление».

Правительство может вводить ограничения по следующим видам операций между резидентами и нерезидентами:

Расчеты по экспорту определенных видов товаров (продукция машиностроения, транспортные средства, оружие и боеприпасы), с отсрочкой свыше трех лет;

Расчеты за строительство за рубежом, с отсрочкой свыше пяти лет;

Расчеты по внешнеторговой деятельности, где резидент предоставляет нерезиденту отсрочку платежа более 180 дней;

Расчеты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам на срок свыше 180 дней;

Расчеты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам на срок свыше трех лет в виде предоплаты по импорту определенных видов товаров (продукция машиностроения, транспортные средства, оружие и боеприпасы);

Расчеты при приобретении резидентами у нерезидентов долей в капитале юридических лиц.

Центральный банк может вводить ограничения по следующим видам операций между резидентами и нерезидентами:

Расчеты по кредитам и займам (в валюте);

Расчеты по кредитам и займам (в рублях);

Операции с внешними ценными бумагами (включая расчеты);

Исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам [погашение облигаций и т.п.]

Операции по приобретению внутренних ценных бумаг (включая расчеты);

Исполнение резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам;

Операции кредитных организаций, кроме банков [банковская деятельность регулируется отдельно].

Предусмотрена возможность введения спецсчетов и резервных требований как для резидентов, так и для нерезидентов. Резервные требования - до 20% на срок до года или до 100% на срок до 60 дней; они устанавливаются ЦБР по согласованию с правительством.

При этом расчеты по внутренним бумагам осуществляются в рублях, а по внешним могут осуществляться в валюте, если иное не установлено ЦБР.

Физическим лицам-резидентам разрешено без ограничений приобретать у нерезидентов (а также продавать и производить другие операции) внешние ценные бумаги на сумму до 150 тыс. долл. в год (сумма выросла вдвое по сравнению с предыдущей версией закона).

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены, кроме операций по определенному закрытому списку. В список входят:

· расчеты в магазинах беспошлинной торговли;

· операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) по договорам с нерезидентами;

· операции по вспомогательным договорам при экспорте, импорте, транзите через РФ (перевозка, страхование);

· операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ (на организованном рынке РФ и через депозитарии в РФ);

· операции юридических лиц с внешними ценными бумагами (через депозитарии в РФ и с расчетами в рублях);

· уплата налогов в валюте;

· некоторые операции физических лиц (включая дарение валюты близким родственникам, переводы в РФ и из РФ и др.).

Валютные операции между нерезидентами

Может показаться странным, что валютные операции между нерезидентами также регулируются рассматриваемым законом РФ. Напомним в связи с этим, что операции между нерезидентами с рублями и рублевыми ценными бумагами закон относит к валютным операциям.

К счастью для нерезидентов, им разрешено безо всяких ограничений переводить иностранную валюту с одного счета на другой, как в пределах РФ, так и за границу или из-за границы, как на свои собственные счета, так и на счета других нерезидентов.

Операции с рублевыми ценными бумагами нерезиденты производят в рамках законодательства РФ (антимонопольное и о ценных бумагах). Порядок ведения операций устанавливается ЦБР, при этом возможно введение для них спецсчетов.

1. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются:
1) дата и место его составления;
2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;
5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;
6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания;
7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;
9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

2. Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

3. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, который установлен частью второй настоящей статьи для обвиняемого и его защитника.

3.1. К обвинительному акту прилагается справка о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению исполнения наказания в виде штрафа, по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела.

4. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

Комментарий к статье 225 УПК РФ

1. Обвинительный акт определяет границы судебного разбирательства. Суд может рассматривать дело только в пределах того обвинения, которое сформулировано в обвинительном акте.

2. Обвинительный акт включает:
- дату и место его составления;
- наименование документа с указанием по обвинению кого и по каким пунктам, частям и статьям УК;
- данные о личности каждого из обвиняемых:
а) фамилия, имя, отчество;
б) дата рождения;
в) место рождения;
г) место жительства и (или) регистрации (номер домашнего телефона, если таковой имеется;
д) гражданство;
е) образование;
ж) семейное положение, состав семьи;
з) место работы или учебы (номер служебного телефона, если таковой имеется);
и) отношение к воинской обязанности и где состоит на воинском учете;
к) наличие судимости (когда и каким судом был осужден, по какой статье УК, вид и размер наказания, когда освободился);
л) данные паспорта или иного документа, удостоверяющий личность обвиняемого;
м) в случае необходимости фиксируются иные данные о личности обвиняемого. Таковыми могут быть: национальность (устанавливается в целях выяснения необходимости приглашения переводчика), наличие родственных отношений с кем-либо из участников уголовного судопроизводства, имеющих самостоятельный интерес по делу, и др.;
- существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела (фабула);
- формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи УК, предусматривающих ответственность за данное преступление;
- перечень доказательств, подтверждающих обвинение (краткое изложение их содержания) с указанием тома, листов уголовного дела;
- перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты (краткое изложение их содержания) с указанием тома, листов уголовного дела;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание с указанием тома, листов уголовного дела. Перечень смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств приведен в комментарии к ст. 73 УПК (см. комментарий к соответствующей статье);
- сведения о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением с указанием тома, листов уголовного дела;
- сведения о гражданском истце с указанием тома, листов уголовного дела;
- сведения о гражданском ответчике с указанием тома, листов уголовного дела;
- место и дату составления обвинительного акта, номер уголовного дела, сведения о прокуроре, которому дело с обвинительным актом направлены;
- должность, фамилию, инициалы лица, его составившего.

3. Обвинительный акт должен быть написан просто и доходчиво, логично и убедительно. Фабулу дела следует излагать несложными, легко воспринимаемыми при чтении на слух фразами. Желательно, чтобы фразы были не длинными, с минимумом придаточных предложений. При этом важно не злоупотреблять сложными юридическими терминами.

4. Изложение в описательной части обвинительного акта доказательств (краткого их содержания), которые подтверждают наличие преступления и виновность обвиняемого; перечня доказательств (краткого их содержания), на которые ссылается сторона защиты; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание обвиняемого; данных о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда не право, а обязанность органа предварительного расследования.

5. Неприведение в обвинительном акте каких-либо доказательств, которые могут повлиять на вывод о виновности обвиняемого, признается судом обстоятельством, ограничивающим возможности обвиняемого осуществить защиту против предъявленного обвинения.

________________
См.: Постановление Президиума Архангельского областного суда от 24 мая 1995 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1995. - N 9.

6. Если на досудебных стадиях производства по уголовному делу имели место нарушения норм уголовно-процессуального закона, то обвинительный акт не может считаться составленным в соответствии с требованиями УПК.

________________
См.: По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 года N 18-П // Собр.законодательства РФ. - 2003. - N 51. - Ст.5026.

7. В списке лиц, подлежащих вызову на судебное заседание, после указания фамилии, имени и отчества, а также места нахождения обвиняемого (обвиняемых) и потерпевшего (потерпевших), указываются фамилии, имена, отчества, адреса местожительства (места нахождения) сначала свидетелей (эксперты) обвинения, а потом свидетелей (эксперты) защиты.

8. Напротив данных о каждом лице, вызываемом в суд, отражаются все листы дела, на которых изложены их показания или заключения. В указанном документе недостаточно отражать лишь листы дела, где содержатся протоколы допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, здесь необходимо фиксировать и место нахождения протоколов очных ставок (протоколов предъявления для опознания).

9. В список лиц, вызываемых в суд, включаются те, кто действительно необходим, а не все допрошенные на предварительном следствии.

10. Законодатель требует вместе с обвинительным актом составлять справку, аналогичную той, что согласно ч.5 ст. 220 УПК прилагается к обвинительному заключению.

11. Причем наименование и, главное, содержание той справки, которая введена в действующий институт окончания дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, полностью соответствует справке, прилагаемой в настоящее время к обвинительному заключению. Иначе говоря, справка, направляемая в суд по окончанию предварительного следствия с обвинительным заключением, сейчас такая же, что и справка, которую необходимо оформлять вместе с обвинительным актом.

12. А теперь приступим к характеристике каждого вида сведений, которые согласно требованиям ч.3.1. к.с. должны быть отражены в справке, прилагаемой к обвинительному акту.

13. Первыми среди таковых названы сведения "о сроках дознания". Под "дознанием" здесь подразумевается та его разновидность, что осуществляется по делам, по которым согласно ч.3 ст. 150 УПК производство предварительного следствия не обязательно.

14. В срок дознания в нашем случае включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления его прокурору с обвинительным актом. Законом предусмотрена возможность продления этого срока.

15. Практика изложения в соответствующей справке сведений о сроках производства предварительного расследования сложилась так, что позволяет расширительно толковать требования уголовно-процессуального закона. Определенную картину о соблюдении соответствующих сроков рисует не только то обстоятельство, когда было возбуждено конкретное уголовное дело и соответственно в какой день было завершено производство дознания (ознакомлен последний из участников уголовного процесса с материалами уголовного дела). О соблюдении сроков предварительного расследования можно судить также и исходя из сведений о передаче дела по подследственности, о принятии его одним либо несколькими дознавателями к своему производству, о присоединении к одному уголовному делу, других уголовных дел, и т.п. Именно поэтому справка о "сроках дознания" должна содержать:
- дату совершения преступления;
- дату возбуждения уголовного дела;
- дату принятия дела к производству;
- дату присоединения к нему других уголовных дел;
- дату предъявления обвинения каждому из обвиняемых;
- дату окончания дознания и ознакомления участников процесса с материалами дела.

16. Рассматриваемая справка должна включать в себя сведения и "об избранных мерах пресечения". Так, вне зависимости от того, продлялся или же нет срок заключения под стражу, время содержания каждого из обвиняемых под стражей должно быть отражено в справке, предусмотренной ч.3.1 к.с. Если же срок содержания под стражей продлевался, в справке рекомендуется отражать также когда, кем и до какого дня, месяца, года указанный срок был продлен.

17. Эти правила касаются и отражения в рассматриваемой справке срока домашнего ареста. В указанном документе должна содержаться информация не только об общей продолжительности применения к обвиняемому домашнего ареста, но и конкретная дата его применения, а в случае продления срока домашнего ареста, какой суд, когда и на сколько продлил домашний арест.

18. В прилагаемой к обвинительному акту справке указывается также, имеются ли в направляемом в суд с обвинительным актом уголовном деле вещественные доказательства. В случае наличия в уголовном деле таковых в справке также отражается то, где хранятся изъятые по делу вещи, документы или иное имущество со ссылкой на соответствующий лист дела, где подшиты документы, подтверждающие сдачу на хранение имущества или ценностей, изъятых в стадии предварительного расследования (расписки и квитанции). Когда вещественные доказательства находятся в деле, в справке приводится перечень таковых.

________________
См.: Инструкция о порядке изъятия, учета и хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 года N 34/15.

19. Предусмотренная ч.3.1 к.с. справка должна содержать и сведения о заявленном (заявленных) по делу гражданском иске (гражданских исках). В ней соответственно должны быть отражены следующие сведения:
1) кем заявлено требование о возмещении ему непосредственно преступлением (общественно опасным деянием) имущественного (о возмещении имущественной компенсации морального) вреда;
2) характер причиненного вреда и размер его денежного выражения;
3) возмещен ли ущерб (полностью, частично), кем и в какой мере;
4) листы дела, где подшито исковое заявление.

20. Здесь же рекомендуется отражать листы дела, где содержится постановление о признании лица гражданским истцом, а также иные документы, касающиеся предъявленного гражданского иска. Например, расписка о возмещении причиненного гражданскому истцу ущерба.

21. В справке должно быть указано, какие меры по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества были приняты дознавателем. Это, прежде всего, сведения о наложенном аресте на имущество (ценные бумаги либо их сертификаты) подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (ст. ст. 115 и 116 УПК).

22. В предусмотренной же ч.3.1 ст. 225 УПК справке отражается когда, на какое имущество и главное на какую сумму был наложен арест. Несомненно, здесь же указываются листы дела, где подшито судебное решение о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.

23. Для того чтобы суд имел возможность правильно разрешить вопрос о процессуальных издержках сведения о таковых тоже сообщаются суду путем отражения их в искомой справке. Здесь дознаватель обязан отразить не только общую сумму процессуальных издержек, но и их состав (виды, размер процессуальных издержек каждого вида).

24. В соответствии с закрепленным в ч.ч.1 и 2 ст. 160 УПК требованием, если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то дознаватель обязан принять меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения. Одновременно дознаватель принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу.

25. Если дознаватель не выполнил названную свою обязанность, перечисленные меры должен принять сам суд (ст. 313 УПК). Прежде всего, поэтому суд должен знать, что в указанном направлении было сделано в ходе производства предварительного расследования. Если, по мнению суда, принятые дознавателем меры недостаточны, суд собственным решением вправе исправить ситуацию.

26. В этой связи в предусмотренной ч.3.1 к.с. справке следует отразить:
- наличие (отсутствие) у обвиняемого на момент его задержания и (или) заключения под стражу оставшихся без присмотра и помощи иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе;
- если таковые имеются их наименование (сын, дочь и т.п.), фамилия и инициалы, иные сведения, позволяющие оценить достаточность принятых органом предварительного расследования, предусмотренных ст. 160 УПК мер;
- собственно виды принятых мер, с датой принятия таковых;
- листы дела, где подшиты документы, подтверждающие принятие каждой из перечисленных в справке мер.

27. Дознаватель должен указывать в справке "соответствующие листы уголовного дела". В этой связи следует отметить, что материалы уголовных дел, расследуемых в форме дознания, обычно не большие по объему. Поэтому трудностей в поиске в них соответствующих документов у судей не возникает. Большой необходимости в отражении в справке листов дела соответствующих постановлений может быть и нет. Но, то обстоятельство, что законодатель в ч.3.1 ст. 225 УПК почти дословно повторил текст ч.5 ст. 220 УПК привело на практике к ситуации возложения обязанности на дознавателя указывать в каждой справке листы уголовного дела, где находятся документы, подтверждающие изложенные в ней сведения.

28. В завершение общей характеристики предусмотренной ч.3.1. к.с. справки хотелось бы заметить следующее. В таковой законодатель требует отражать определенного рода сведения. Но данное обстоятельство не является запретом включения в их число также данных, о которых ничего не сказано в указанных нормах права.

29. Уже только поэтому, а равно в целях реализации самого назначения указанного документа, в прилагаемых к обвинительному акту справках по уголовному делу помимо перечисленных в ч.3.1. к.с. рекомендуется указывать:
- когда и по признакам какого преступления было возбуждено уголовное дело;
- когда обвиняемые по данному делу лица были задержаны в соответствии со ст. 91 УПК;
- когда и по каким пунктам, частям и статьям предъявлялось и перепредъявлялось обвинение каждому из обвиняемых;
- когда предъявлялись обвинительный акт и материалы уголовного дела для ознакомления обвиняемым и их защитникам, потерпевшим и их представителям;
- когда материалы уголовного дела вместе с утвержденным начальником органа дознания обвинительным актом направлены прокурору.

30. Дата составления обвинительного акта должна быть той же, что и дата поступления уголовного дела в канцелярию прокуратуры.

31. Под прокурором в данной статье подразумевается прокурор, надзирающий за исполнением законов данным органом дознания.

32. Органы предварительного расследования обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты о направлении в суд уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (п.5 ст. 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

33. См. также комментарий ст. 220, 237 УПК.

Консультации и комментарии юристов по ст 225 УПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 225 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются:
1) дата и место его составления;
2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;
5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;
6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания;
7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;
9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

2. Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

3. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, который установлен частью второй настоящей статьи для обвиняемого и его защитника.

3.1. К обвинительному акту прилагается справка о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению исполнения наказания в виде штрафа, по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела.

4. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

Комментарий к статье 225 УПК РФ

Обвинительный акт - документ, который составляется дознавателем по итогам дознания, когда производство предварительного следствия необязательно. Его реквизиты и содержание во многом аналогичны обвинительному заключению и детально перечислены в ч. 1 комментируемой статьи. Он утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору, играя и в дальнейшем роль аналога обвинительного заключения и определяя рамки судебного разбирательства.

Другой комментарий к статье 225 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Обвинительный акт - процессуальный документ, составляемый по итогам дознания по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Его реквизиты и содержание во многом аналогичны обвинительному заключению и детально перечислены в части первой комментируемой статьи. Обвинительный акт составляется дознавателем, утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору, играя и в дальнейшем роль аналога обвинительного заключения, т.е. прежде всего определяя суть инкриминируемого и рамки (пределы) судебного разбирательства.