Теория речевых актов именно как конкретная теория разрабатывалась в 50-60-х гг. ХХ века в англо-американской философии в работах Дж. Остина, Дж. Серля, П.Ф. Стросона. Она является далеко не единственной в ряду исследований речевой деятельности (в широком смысле этого слова): достаточно вспомнить философско-лингвистическую концепцию В. фон Гумбольдта, исследования школы М.М. Бахтина (и его теорию высказывания и полифоничности текста), теорию речевой деятельности в отечественной психолингвистике, основанную на психологической теории деятельности Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, теорию неориторики Х. Перельмана и другие.

Теория аргументации изучает многообразные способы речевого воздействия, поэтому для нас важным является изучение природы речевого акта, классификации речевых актов, понятия коммуникации и основных требований к коммуникативному общению.

Речевой акт – это акт речи, состоящий в произнесении говорящим предложения в ситуации непосредственного общения со слушающим. Это – элементарное звено коммуникации, создающее так называемую коммуникативную ситуацию.

В структуре такой коммуникативной ситуации (речевого акта) можно выделитьследующие компоненты: говорящего, адресата речи, само высказывание, обстоятельства общения, цель и результат речевого акта . Обращает на себя внимание существенно прагматический характер такого подхода к языку: в отличие от семантических теорий, в которых рассматриваются своеобразные «смысловые инварианты», теоретические модели языка, в теориях речевых актов объектом исследования являются конкретные ситуации употребления, которыми и определяются смысл и референциальная отнесенность высказывания. (Понятие «референция» эквивалентно понятию «значение» - под ним мы понимаем указание на какой-либо объект, ситуацию).

Работы Дж. Остина были направлены на то, чтобы включить в контекст философского рассмотрения утверждения, которые не являются ни истинными, ни ложными, но, скорее, могут рассматриваться как эффективные (успешные) или неэффективные (неуспешные).

Это, прежде всего, перформативные высказывания – высказывания, производя которые говорящий или пишущий не сообщает нечто, а совершает некоторое действие. Само название – перформатив - производится от сочетания глагола «perform» (представлять, осуществлять, исполнять) с существительным «action» (действие). Данное словообразование указывает на то, что произнесение ряда высказываний означает совершение действия: например, выражение «Объявляю войну», произнесенное уполномоченным на это лицом, и означает объявление войны; назвать корабль – это и значит произнести ритуальную фразу («Нарекаю тебя…»); то же самое – при крещении ребенка; при заключении брака произнесение фразы «Да, я согласен» и означает совершение юридического акта женитьбы и т.п. Позднее сюда были включены такие речевые акты как утверждения, вопросы и директивы. Всё это означает переход в область прагматики высказывания, более того – социальной прагматики, так как все указанные акты являются социально институционализированными, зависящими от юридических, религиозных, этических конвенций и установлений.

Другая линия обоснования прагматического подхода к языку связана с пониманием субъективности, также развиваемым в работах указанных авторов. Позиция говорящего и слушающего (адресата речи) позволяют подойти к анализу речевых актов еще с одной стороны: со стороны связи речи и поведения. Эта связь становится особенно важной, когда учитывается фактор «другого», адресата сообщения, к которому обращено речевое высказывание.

Речевое высказывание при этом рассматривается как действие, достижение успешности которого достигается тремя способами:

    совершение речевого действия включает в себя обеспечение его усвоения (т.е. понимания со стороны слушающего, или шире, адресата, данного действия);

    данное действие осуществляется как акт, изменяющий ход событий, положение дел в мире («слово-дело»), как происходит, например, при крещении ребенка, наименовании корабля, осуществлении акта бракосочетания и т.п.;

    речевое действие требует ответа, другого действия со стороны говорящего или другого лица (посредством конвенции или практического следствия – например, обещание, которое нужно исполнить).

Это – три смысла речевого акта, отвечающие на вопрос «как мы используем язык?» или «что мы делаем, произнося какие-либо слова?». Истинность или ложность утверждения при этом зависит не только от значений слов, но и от того, какое действие вы совершили и при каких обстоятельствах.

В зависимости от того, какая цель ставится при использовании языка (цель – она же и смысл речевого акта), различные способы такого использования можно сгруппировать таким образом, что число их оказывается довольно-таки ограниченным, причем в одном высказывании может быть совершено несколько различных действий.

Классификация речевых актов

1. Информативы (описания) – это классические двузначные суждения, предназначенные для передачи информации о реальном положении дел, разъяснения оснований, аргументов и сообщений. Сообщение, соответствующее действительности, является истинным, не соответствующее – ложным. Могут быть и неопределенные высказывания (например, о будущем).

Структура: Я (глагол), что + Предложение.

Используемые глаголы: констатирую, утверждаю, отрицаю, описываю, заключаю, вывожу, доказываю, называю, квалифицирую, идентифицирую, предсказываю и т.п.

Передача информации – основная функция языка. Смысл или цель членов этого класса – в том, чтобы зафиксировать (в различной степени) ответственность говорящего за сообщение о некотором положении дел, за истинность выражаемого суждения. Требования к ним: способность быть оцененными как истинные или ложные.

Такого рода речевые акты используются при объяснении, для развития точки зрения, в ходе дискуссии.

2. Директивы – попытки со стороны говорящего добиться того, чтобы слушающий нечто совершил. Воздействие на окружающих – вторая основная функция языка. Директивы могут быть и весьма скромными попытками, когда вас приглашают (предлагают) сделать что-то ненавязчивым образом, но могут быть и весьма агрессивными. К ним относятся: команды, приказы, требования, предписания, законы, правила и т.п.

Структура: Я (глагол) тебе + ты (Будущее действие). Пример: «Я приказываю тебе стоять по стойке смирно».

Используемые глаголы: спрашивать, приказывать, просить, советовать и т.п.

Директивы не могут быть истинными или ложными, но они оцениваются как обоснованные или необоснованные, способствующие достижению каких-либо целей или нет.

Можно сформулировать три условия успешности директивного (предписывающего) акта: (I) положение говорящего (он должен иметь право отдавать приказы и т.п.); (II) условие искренности; (III) произнесение высказывания должно побудить слушающего совершить это действие.

3. Комиссивы (клятвы и обещания) – принятие на себя говорящим обязательства совершить некоторое будущее действие или следовать определенной линии поведения.

Структура: Я (глагол) [тебе] + Я (Будущее действие). Примеры: «Я обещаю заплатить тебе деньги», «Я клянусь отомстить».

Используемые глаголы: обещать, заключать соглашение (договор), клясться, давать слово (торжественное обещание), держать пари, планировать и т.п.

Обещания не являются истинными или ложными, они могут быть обдуманными или поспешными, целесообразными или нецелесообразными.

Обещание включает в себя: (I) определенное обязательство со стороны говорящего сделать то, что он обещал; (II) наличие действительного или возможного давления со стороны адресата.

4. Экспрессивы – целью речевых актов этого типа является выражение психологического состояния, разнообразных чувств.

Структура: Я (глагол) тебе + Я/Ты (Свойство, имя). Примеры: «Я поздравляю Вас с выигрышем», «Искренне сочувствую Вам».

Используемые глаголы: благодарить, поздравлять, извиняться, сочувствовать и т.п.

Экспрессивный акт предполагает искренность выражаемого суждения, а также соотнесенность с говорящим или со слушателем (странно, например, выглядело бы поздравление с открытием первого закона Ньютона).

5. Декларации – это речевые акты, являющиеся одновременно словом и делом. Определяющим их свойством является то, что осуществление такого акта устанавливает, или гарантирует, соответствие между утверждаемым в нем содержанием и реальностью: если говорящий успешно осуществляет акт назначения вас председателем, то вы будете председателем, если говорящий ответственно говорит «Я ухожу в отставку», то он уходит в отставку.

Структура: Я (глагол настоящего времени) + (состояние дел). Примеры: «Я объявляю собрание прерванным», «Я объявляю вас мужем и женой», «Я увольняю Вас».

Используемые глаголы: объявляю, назначаю, признаю вас, нарекаю, заявляю и т.п.

Декларации – очень интересный тип речевых актов: в них буквально происходит изменение мира словами, точнее фактом их произнесения. Но для того, чтобы акт был успешным, должен быть выполнен ряд условий как языкового, так и внеязыкового плана. Так, для успеха деклараций, говорящий и слушающий должны занимать определенное социальное положение. В обществе должны существовать соответствующие институты и установления: чтобы отлучить от церкви, должна быть церковь; чтобы заключить брак, должен быть институт брака и соответствующая процедура. Должна быть частная собственность, чтобы завещать имущество; говорящий должен занимать определенный пост, чтобы его слова «Я объявляю войну» были восприняты всерьез.

В качестве комментария к приведенной классификации речевых актов отметим, что разные типы высказываний (сообщения, вопросы, просьбы, советы, обещания, благословения, благодарности и т.п.) имеют различные семантические структуры. При этом, с точки зрения семантической структуры, не имеет принципиального значения, присутствует ли в явном, эксплицитном виде часть высказывания, выраженная сочетанием «Я+Глагол» (типа «я сообщаю», «я советую тебе», «я приказываю» и т.п.). При произнесении высказывания эта часть может быть выражена иначе, например, интонацией – в таких высказываниях, как «Поздравляю!», «Спасибо!», «Не курить!», «Пойди сюда!» и т.п.

Подводя итоги, сформулируем общие условия успешности / неуспешности речевых актов, включающих перформативные высказывания:

1) Должна существовать общепринятая конвенциональная процедура, приводящая к определенному результату и включающая в себя произнесение предусмотренных установленных регламентом слов определенными лицами в определенных обстоятельствах.

2) Лица и обстоятельства в каждом конкретном случае должны быть пригодны для проведения необходимой процедуры (специально уполномочены, регламентированы).

3) Процедура должна выполняться всеми участниками правильно.

4) Процедура должна выполняться всеми участниками полностью.

    Каждое лицо, участвующее в процедуре, должно действительно испытывать провозглашаемые мысли и чувства, и все участники должны иметь подлинное намерение совершать соответствующие поступки.

    Впоследствии они должны вести себя соответственно.

Нарушение одного или более из этих правил ведет к неуспешности перформативного высказывания.

Перформативные неудачи могут быть двух родов: А)осечки , ведущие к провалу всего акта (нарушения правил 1-4); В)злоупотребления (нарушения правил 5-6). Примером «осечки» может быть несостоявшееся бракосочетание (если вдруг обнаружилось, что человек уже состоит в браке), или нарушение процедуры голосования на выборах (если обнаружится, что за кандидата проголосовали до начала официального голосования). Примером злоупотребления – неискренняя клятва; несдержанное обещание; поздравление от человека, испытывающего не удовлетворение, а досаду.

Все указанные особенности речевых коммуникативных актов проявляются, прежде всего, в устной аргументации. Но и письменная аргументация может рассматриваться как акт коммуникации, который может включать и декларации, и клятвы, и обещания, и экспрессивы, не говоря уж о директивах и информативах. Каким же образом в них осуществляется действие и роль говорящего? В письменных высказываниях это осуществляется посредством проставления подписи. Подпись – это аналог «Я обещаю», «Я утверждаю» и т.п. в устной речи. Подобным же образом проявляются коммуникативные неудачи: подпись неуполномоченного лица, несоблюдение процедуры, неискренность участников.

Склонение количественных числительных

Примеры количественных числительных: два, восемнадцать, сто сорок один.

Склонение числительного один зависит от числа и рода.

Падеж Единственное число Множественное число
Мужской род Средний род Женский род Все рода
И. один одно одна одни
Р. одного одной одних
Д. одному одной одним
В. один, одного одно одну одни, одних
Т. одним одной(-ою) одними
П. (об) одном (об) одной (об) одних

Числительное два — мужского и среднего рода, числительное две — женского рода. Числительные два, две, три, четыре применительно к неодушевлённым объектам в винительном падеже имеют форму именительного падежа, применительно к одушевлённым объектам — форму родительного падежа. Примеры: вижу трёх коней, вижу три стула, вижу двух кошек, вижу два телефона, вижу две машины. Числительное четыре имеет букву ь в творительном падеже — четырь мя. Обобщим правила таблицей.

Падеж 2 3 4
И. два, две три четыре
Р. двух трёх четырёх
Д. двум трём четырём
В. два, двух три, трёх четыре, четырёх
Т. двумя тремя четырьмя
П. о двух о трёх о четырёх

Количественные числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения: в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и, в творительном падеже окончание -ю.

Падежи 5-20 30
И., В. пять тридцать
Р., Д., П. пяти тридцати
Т. пятью тридцатью

Следует помнить, что количественные числительные сорок, девяносто, сто, полтораста имеют только две формы.

Падежи 40 90 100
И., В. сорок девяносто сто полтораста
Р., Д., Т., П. сорока девяноста ста полу тораста

У числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста склоняются обе части. Перечислим их в таблице ниже.

Падеж 50-80 200-400 500-900
И. пятьдесят двести пятьсот
Р. пяти десяти двухсот пятисот
Д. пяти десяти двумстам пятистам
В. пятьдесят двести пятьсот
Т. пятью десятью двумястами пятьюстами
П. о пяти десяти о двухстах о пятистах

В составных количественных числительных склоняется по падежам каждое слово.

Пример: 2 537
И.п. две тысячи пятьсот тридцать семь
Р.п. двух тысяч пятисот тридцати семи
Д.п. двум тысячам пятистам тридцати семи
В.п. две тысячи пятьсот тридцать семь
Т.п. двумя тысячами пятьюстами тридцатью семью
П.п. о двух тысячах пятистах тридцати семи

Склонение порядковых числительных

Примеры порядковых числительных: второй, восемнадцатая, сто сорок первый.

Порядковые числительные изменяются по числам и родам. Это следует учитывать при их склонении по падежам. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Окончание формируется по тому же принципу, что у относительных прилагательных.

Падеж 1 ... 10 ...
сред.р. муж.р. жен.р. ... сред.р. муж.р. жен.р. ...
И. первое 1-е первый 1-е первая 1-я ... десятое десятый десятая ...
Р. первого 1-го первого 1-го первой 1-й десятого десятого десятой
Д. первому 1-му первому 1-му первой 1-й десятому десятому десятой
В. первое 1-е первый 1-й первую 1-ю десятое десятый десятую
Т. первым 1-м первым 1-м первой 1-й десятым десятым десятой
П. о первом о 1-м о первом о 1-м о первой о 1-й о десятом о десятом о десятой

Пример: 2 325-й
И.п. две тысячи триста двадцать пятый
Р.п. две тысячи триста двадцать пятого
...
П.п. о две тысячи триста двадцать пятом

У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово:

Именительный падеж

Родительный падеж

тысяча девятьсот восемьдесят шестого

Дательный падеж

тысяча девятьсот восемьдесят шестому

Винительный падеж

тысяча девятьсот восемьдесят шестого (одушевл)

тысяча девятьсот восемьдесят шестой (неодушевл)

Творительный падеж

тысяча девятьсот восемьдесят шестым

Предложный падеж

о тысяча девятьсот восемьдесят шестом

Если словами записываем дату с одной тысячей, то слово одна не пишем:

А.С Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году.

Склонение собирательных числительных

Пример собирательных числительных: оба, обе, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, сколько.

Собирательные числительные склоняются по тому же принципу, что прилагательные множественного числа.

Примеры:
И.п. четверо, сколько
...
Т.п. четверыми, сколькими
П.п. о четверых, о скольких

Собирательные числительные «оба» и «обе» склоняются иначе.

Падеж Мужской и
средний род
Женский род
И. оба обе
Р. обоих обеих
Д. обоим обеим
В. оба, обоих обе, обеих
Т. обоими обеими
П. об обоих об обеих

Склонение дробных числительных

Примеры дробных числительных: одна вторая, семь сотых, полтора.

Дробное числительное состоит из двух частей: числитель дроби (количественное числительное, обозначающее целое число) и знаменатель дроби (порядковое числительное). Изменяются по падежам обе части в соответствии со склонением количественных и порядковых числительных. Вторая часть склоняется как порядковое числительное во множественном числе: к трем пятым (д.п.), с двумя пятыми (тв.п.). При обозначении количества существительное при дробном числительном употребляется в родительном падеже: от одной седьмой участка, к двум седьмым площади прямоугольника.

Следует помнить, что числительное полтора склоняется по особому правилу.

Падеж Мужской род Женский род
И.,В. полтора полторы
Р.,Д.,Т.,П. полутора полутора

Сформировалась она гораздо позже, чем существительное или прилагательное, поэтому лингвисты не всегда чётко квалифицируют отдельные слова, как относящиеся именно к ней. Причиной путаницы является некоторое сходство формальных и между именем числительным и другими частями речи.

Определение

Имя числительное - это знаменательная часть речи, категориальное значение которой - целое число, обозначение количества предметов, дробь, порядок при счёте. Так, целые количественные числительные - три (дома), пять (копеек), сто (друзей); дробные - пять шестых (пути), одна вторая (стакана), три целых восемь десятых (процента); порядковые - первый (переулок), второй (поворот), шестая (чашка).

Морфологические признаки числительных отражают их грамматические особенности. Большинство слов этой части речи не изменяется по родам и числам (об исключениях скажем позже), а склонение числительных имеет ряд особенностей. Многие их восходят к падежным окончаниям имён существительных.

Что касается в предложении, то имена числительные могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и т. д. Разграничение числительных по разрядам определяет и их лексико-грамматическую сочетаемость со словами других частей речи.

Особенности склонения

Склонение числительных, обозначающих целые числа,определяется несколькими факторами.

  • числительное «один» склоняется как прилагательные: один - папин, одного - папиного, одному - папиному, одним - синим;
  • числительные «два», «три», «четыре» склоняются по типу имён прилагательных в форме множественного числа: три - зелёные, трёх - зелёных, трём - зелёным и т. д.;
  • склонение числительных от пяти до двадцати такое же, как у существительных 3-го склонения: пять, тридцать - ночь; пяти, тридцати - ночи; пятью, тридцатью - ночью и т. д.;
  • у числительных сорок, девяносто, сто правильными считаются две формы склонения: в именительном и с нулевым окончанием - сорок ворон и сорок ночей, в остальных падежных формах - с окончанием -а: сорока литров, о ста днях и т. д.;
  • числительное «тысяча» изменяется по образцу существительных 1-го склонения: тысячи - тёти, тысяч - тёть, о тысяче - о тёте;
  • по типу существительных во втором склонении производится и склонение числительных «миллион», «миллиард»: миллиона - леопарда, миллионом - леопардом, о миллионе - о леопарде;
  • если числительное сложное, то при склонении у него изменяются все части. Например, склонение количественных числительных от пятидесяти до восьмидесяти производится соответственно 3-му склонению существительных: пятьюдесятью шестью - матерью, о пятидесяти шести - о матери;
  • в сложных именах числительных от двухсот до четырехсот при склонении изменяются обе части: двухсот, двумястами, о двухстах, двухсот двадцати, двумстам двадцати, и т. д.;
  • для правильного склонения количественных числительных от пятисот до девятисот нужно всегда первую часть изменять по образцу существительных 3-го склонения, а вторая образует собственное окончание. Склонение числительных такого типа выглядит следующим образом: нет пятисот рублей, к пятистам рублям, пятьюстами рублями, о пятистах рублях;
  • если же составные, то склоняются все слова, из которых они состоят: нет ста сорока пяти человек, сказать ста сорока пяти людям, выполнено ста сорока пятью людьми, вести речь о ста сорока пяти людях;
  • склоняются по своим правилам и собирательные числительные: обе девочки, нет обеих девочек, подойти к обеим девочкам, говорить об обеих девочках; или же: пятеро товарищей, к пятерым товарищам, с пятерыми товарищами, о пятерых товарищах;
  • порядковые числительные, обозначающие порядок предметов при счёте, склоняются по образцу прилагательных с твёрдой и мягкой основой: первый - голубой, первого - голубого, первым - голубым, о первом - о голубом; третий - синий, третьего - синего, третьему - синему, о третьем - о синем. При таком алгоритме склонение порядковых числительных легко запомнить;
  • дробные имена числительные в своём склонении сочетают особенности склонения целых количественных числительных и порядковых.

Курс русского языка в школьной программе предусматривает изучение всех служебных и знаменательных частей речи. Для изучения каждой из них есть свой раздел языка, которому уделяется определенное количество времени. Одной из объемных тем является Она вмещает в себя множество разделов. Это и структура данной части речи, в которой есть количественные, порядковые, целые, дробные и собирательные числительные. А также способы употребления слов, обозначающих числа в предложении, их изменение по родам и склонение по падежам.

Определение

Изучение раздела об начинается с третьего класса и продолжается на протяжении всего школьного курса. В учебнике по русскому языку определение звучит приблизительно так: это самостоятельная часть речи, которую образует непополняемая группа слов, указывающих на количество и число предметов, а также на их порядковый номер при счете и отвечающих на вопросы какой? и сколько? Начальная форма имени числительного - именительный падеж.

Морфологические признаки числительного

Как и другие имя числительное имеет изменяемые и постоянные признаки. К первым относятся род, число и падежная форма, а к другим - принадлежность к разряду и типу в системе имен числительных. Именно эти морфологические признаки и являются основанием для признания данной части речи самостоятельной.

Разряды числительных

По значению все числительные делят на два разряда:

  1. Количественные. Как правило, слова, относящиеся к данному разряду, обозначают количество и число предметов. Среди количественных числительных выделяют три вида: целые (пять, восемь, двадцать ), дробные (одна пятая, три четвертых ) и собирательные (двое, оба, пятеро ). Следует отметить, что некоторые виды количественных числительных могут употребляться одновременно, образуя смешанные числа. Например: две целых и три четвертых, одна целая и одна вторая. Не могут употребляться вместе собирательные и дробные числительные.
  2. Порядковые. Слова, которые относятся к этому разряду, указывают на порядковый номер предмета или лица при счете. Например: пятый, седьмой, тридцать третий, сто пятьдесят восьмой . Как видно из примера, такие числительные могут состоять как из одного слова, так и из нескольких.

Структура числительных по составу

В зависимости от того, из скольких слов состоит имя числительное, оно бывает простое (один, сорок ), сложное (шестьдесят, семьдесят ) и составное (двадцать пять, две третьих ). Следует отметить, что сложными являются те имена числительные, которые строятся на основе простых, к примеру, пять и десять - пятьдесят.

Собирательные числительные и их признаки

Собирательные числительные - это особая группа слов, которые указывают на совокупность предметов или лиц. Достаточно часто школьники путают простые числительные с собирательными. Чтобы этого не происходило, их нужно научиться различать. Например: два рыбака - простое числительное; двое рыбаков - собирательное числительное. Это вид образуется на основе количественного числительного путем добавления суффикса -о- или -ер- и окончания -е или -о . Например: два - двое, три - трое, четыре - четверо, пять - пятеро, шесть - шестеро, семь - семеро, восемь - восьмеро, девять - девятеро, десять - десятеро.

Склонение числительных

Как уже говорилось, одним из непостоянных признаков данной части речи является изменение по падежам. Эта тема достаточно сложная для усвоения, и многие допускают ошибки при склонении числительных по падежам даже будучи взрослыми. И причина тому - особые формы склонения некоторых слов. Каждый вид числительных склоняется по определенным правилам:

  • Склонение собирательных числительных производят так же, как и в случае с прилагательными, стоящими во множественном числе.
  • При изменении падежной формы дробного числа первую часть склоняют, как простое целое число, а вторую - как порядковое, стоящее во множественном числе.
  • Количественные числительные при склонении имеют свои особенности: число «один» склоняется по типу местоимения «этот», а остальные числа следует рассматривать на примере. Стоит также отметить, что при склонении составных числительных склоняются все части числа.

Примеры склонения числительных

Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный
кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?
два двух двум двух, два двумя о двоих
один одного одному одного, один одним об одном
пятьсот двадцать пятисот двадцати пятистам двадцати пятьсот двадцать пятьюстами двадцатью о пятистах двадцати
сорок сорока сорока сорок сорока о сорока
тысяча четыре тысячи четырех тысяче четырем тысяча четыре тысячью четырьмя о тысяче четырех
триста три трехсот трех тремстам трем трехсот трех тремястами тремя о трехстах трех
четыре четырех четырем четыре, четырех четырьмя о четырех

Стоит также отметить, что такие количественные числительные, как мало, немало, могут употребляться лишь в именительном и А вот слова немного, много, несколько и сколько при употреблении в приобретают окончания, схожие с прилагательными во множественном числе.

Синтаксическая сочетаемость числительного

Еще одой важной темой в разделе об имени числительном является употребление данной части речи. Достаточно часто в повседневной жизни приходится с собирательными числительными, а потому следует знать, как правильно их произносить и писать. И чтобы не допустить ошибки, следует изучить не только склонение числительных по падежам, но и тему, которая раскрывает, с чем можно сочетать собирательное числительное. Существительное - это основной компаньон числительного по синтаксической сочетаемости. И здесь есть масса особенностей, которые следует знать каждому образованному человеку.

Употребление количественных целых и порядковых числительных

Если числительное в предложении употребляется в именительном и винительном падежах, то существительное должно иметь форму родительного падежа. Например: девять тетрадей, двадцать роз, пять человек.

Следует также отметить, что такие числительные, как полтора, четыре, три и два, сочетаются лишь с существительными в единственном числе, а все остальные - во множественном. Например: две тетради, три розы, четыре человека.

Рассмотренные выше примеры показывают синтаксическую сочетаемость, которая называется управлением, так как падеж существительного зависит от числительного.

Другой тип сочетаемости - согласование, когда и одна и другая части речи употребляются в одном падеже. Исключением в данном случае является лишь слово один , которое согласуется с существительным во всех падежах.

При согласовании порядковых числительных с именем существительным они ведут себя так же, как и прилагательные. Например: восьмая неделя, десятые сутки, четвертый день . Склоняя такое числительное по падежам, следует учитывать, что изменяется лишь окончание последнего слова. Например: сто пятьдесят пятым параграфом .

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные сочетаются с именами существительными лишь в родительном падеже. Исключением является слово оба , при котором у компаньона должно быть только Например: семеро котят и оба друга.

У школьников происходит в шестом классе. Эта часть речи необходима для того, чтобы в буквенном выражении сообщить о количестве или порядке предметов при счете.

Чтобы определить падеж у , поставьте к нему вопрос. Вы, наверняка, знаете, что языке существует шесть падежей. Их определяют при помощи вспомогательных вопросов:- именительный падеж - кто? что?
- родительный падеж - кого? чего?
- - кому? чему?
- винительный падеж - кого? что?
- - кем? чем?
- предложный падеж - о ком? о чем?

В зависимости от падежа, они меняют свою форму. Например, числительные «два», «три», «четыре» изменяются как прилагательные. Например, в родительном падеже будет «двух», а в творительном - «двумя», в предложном - «о двух».

Попробуйте просклонять числительное «пятьдесят», и вы увидите, что в родительном, дательном и предложном падежах в нем будет окончание «и».

Знайте, что в составных количественных числительных меняют форму все слова, а в порядковых - только последнее слово. Причем изменяется оно как прилагательное.

Вы должны помнить о том, что в числительных от двухсот до четырехсот, обозначающих круглые сотни, будут наблюдаться в разных падежах те же окончания, что и у существительных, относящихся к первому склонению. Это можно увидеть, употребив в разных падежах числительное " ":- именительный падеж - четыреста;
- родительный падеж - четырехсот;
- дательный падеж - четыремстам;
- винительный падеж - четыреста;
- творительный падеж - четырьмястами;
- предложный падеж - о четырехстах.

Если вы просклоняете числительные «сорок», «девяносто» и «сто», то увидите, что они будут иметь либо окончание «о» в именительном и винительном падежах, либо окончание «а» - в родительном, дательном, творительном и предложных падежах.

Числительные мужского рода «оба» и женского «обе» изменяются так же, как прилагательные. Так в родительном, винительном и предложном падежах будет «обоих», в дательном - «обоим», а в творительном - «обоими».

Научитесь определять падеж числительных. Это позволит вам не допускать ошибок на письме.

Источники:

  • как изменить по падежам числительные

В отличие от финского и венгерского языков, в которых насчитывается полтора-два десятка падежей , в русской грамматике их выделяют всего шесть. Окончания слов, стоящих в разных падежах, могу совпадать, поэтому для определения падежа необходимо задать к проверяемому слову правильный вопрос.

Инструкция

Чтобы определить падеж имени существительного, внимательно прочитайте фразу, в состав которой оно входит. Найдите слово, к которому относится проверяемое вами существительное, - именно от этого слова вы будете задавать вопрос. Например, вам дана фраза «Я люблю собак», и нужно определить падеж существительного «собак». Слово «собак» в этом предложении подчиняется слову «люблю». Следовательно, задавать падежный вопрос вы будете следующим образом: «люблю кого?»

Каждому из шести падежей соответствует свой особый вопрос. Так, в именительном падеже отвечают на вопрос «кто?» или «что?». К этому падежу можно подставить вспомогательное слово «есть». Например, есть (кто?) . Вопрос родительного падежа – «кого?» или «чего?». К существительному в этом падеже можно подставить вспомогательное слово «нет». Дательный на вопрос «кому?/чему?» и сочетается со вспомогательным словом «давать». Вопрос винительного падежа – «кого?» или «что?», а его вспомогательное слово – «винить». Существительные в творительном падеже отвечают на вопрос «кем?/чем?» и сочетаются со словами «сотворён» и «доволен». Наконец,