Шатова Тамара Петровна

«Несколько историй из жизни букв»

Тема: РАЗВИТИЕ ПИСЬМА НА РУСИ (И НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ ИЗ ЖИЗНИ БУКВ)

Цели: научить ребят из огромного количества информационной литературы выбирать основное; вырабатывать умения не только говорить, но и слушать; продолжить работу по развитию творческого воображения ребят.

Оборудование: сводная таблица характеристик русского алфавита и старые названия букв; таблица «Распределение основ-ное типов почерков русского письма и шрифтов»; «Кирилловская азбука».

I.Вступительное слово учителя

Современный русский алфавит является непосредственным продолжателем одной из старославянской азбук, кириллицы.

Кириллица была создана на основе греческого алфавита византийской эпохи, она была дополнена составителями или взята из других языков

Дошедшие до нас древнейшие памятники написаны не! ной, а двумя азбуками. Одна из них, кириллица, состоим букв, лежащих в основе современного русского, болгарского, сербского шрифтов; другая - глаголица - представляет бол вычурные начертания.

Кожа для письма (пергамент) была дорогой, поэтому в

древности ненужный текст смывали или соскабливали и после

этого вновь на нем писали, такие рукописи называются палимпсестами. В палимпсестах обычно ученые находили кирилловской письмо по соскобленной глаголице, а не наоборот.

Кириллица была воспринята русскими книжниками в полном ее составе, но на протяжении уже почти тысячелетней истории собственно русского письма в ней произошли значительные перемены, притом во всех ее сторонах:

1) заметно изменился сам буквенный состав азбуки;

2) изменилось звуковое значение некоторых букв;

3) стало иным начертание букв, особенно некоторых;

4) произошла смена названий букв;

5) частично изменился даже порядок букв в алфавитном речи.

Изменение буквенного состава количественно выражается так: старославянская кириллица содержала 43 буквы, современный русский алфавит - 33 буквы.

Новыми буквами в русском письме.

Букву яможно понять и как продолжение ста-рой буквы, юса малого; этому не препятствует ни значение бук-вы я (в старом русском письме юс малый значил в общем то же самое, что и современное я), ни ее начертание.

Буква й введена в азбуку в 1735 году особым постановлением Академии наук.

Буквенный состав современного русского алфавита склады-вается из трех частей:

1) буквы, восходящие через старославянскую кириллицу к греческому алфавиту: а, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, ф, х- 18 букв.

2) буквы, идущие только от кириллицы (без греческой основы): б, ж, ш, щ, ц, у, ю, ъ, ы, ь, (я?) -11(12) букв.

3) собственно русские буквы: э, ё, ё (я) - 3 или 4 буквы.

О судьбе некоторых букв - «ять», «ферт», «ижица», «ер».

В начале XVIIIвека Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас. н

«При Петре Великом, - шутливо писал М. В. Ломоносов,! не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широки шубы (т. е. славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется в виду гражданская азбука).

В 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены

«ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

«Ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правопи-сание и приносила (особенно школьникам) много огорчений.} Им приходилось механически изучать правила «на ять». Ошибке на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

«Ижица» выглядела как римское «пять» (У) и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение прописать ижицу, что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле - «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй

Буквы «ф» и «фита» в алфавите стояли в разных местах, а произносились

совершенно одинаково.

В дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Федоров были помещены в двух совершенно раз-личных местах. Одни на буквы «ф», другие на «фитш

Буква «ер» (ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Он выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).

Буква «ф» в старой азбуке носила название «ферт». Нам подметил забавное сходство между рисунком этой буквы осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово «ферта значило стоять «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом. В переносном смысле оно озня чает: «быть самодовольным щеголем, держаться с показньщ ухарством и молодечеством»

Есть два выражения: ходить гоголем и ходить козырем | Может быть, и они пошли от названий букв? Оказывается, ничего общего с названиями букв они не имеют.

Слово гоголь означает определенную породу диких утЛ У многих птиц из семейства утиных характерная походка: гоголи на суше выступают важно, вперевалку, с выпяченной грудью и «гордо» закинутой назад блестящей черно-зеленой головкой. Вот и выражение ходить гоголем стало означать всякую напыщенную, преисполненную достоинства походку.

I А откуда ходить козырем!

На Руси козырь был одним из знаков боярского величия. Он представлял собой высокий воротник, вышитый золотой серебром и унизанный драгоценными камнями. Козырь прикреплялся к вороту нарядного кафтана и придавал боярам надменный вид. Ходить козырем значит «держать себя важно, высокомерно с чувством превосходства»

Изменение начертания букв и современные их названия.

Устав характеризовался четким, каллиграфическим начертанием букв; каждая буква писалась отдельно от других, без соединений, и почти перпендикулярно к строке. Без наклона; высота и ширина букв была почти одинаковой, буквы получались квад-ратными.

Подустав отличался от устава меньшей строгостью начер-

таний букв, наклонным их расположением; буквы были мельче.

Скоропись - связанное написание букв, с росчерками, со значительным наклоном чаще вправо, но иногда и влево

Одновременно со скорописью появилась и так называемая вязь - орнаментное письмо с переплетением букв, вставками одной буквы в другую и т. п. Вязь применялась главным обра-зом в заглавиях и большого влияния на эволюцию начертаний,

букв не имела.

Слово«базар», например, читалосьтак: «буки-аз»- ба«земля-аз-рцы-ер»- зар, ба-зар.

Петровская реформа русской графики

1 января 1708 г. Петр Iприказал печатать «новоизобретенными русскими литерами». В граждан-ском шрифте 1708 г. начертания букв стали более простыми и округлыми, близкими к латинским.

Принципы русской орфографии обосновал М. В. Ломоносов. Он утверждал, что основой русского письма должно быть сочетание фонетического и морфологического принципов.

Полезный вклад в русскую орфографию внес Н. М. Карамзин: он ввел букву ё (вместо io), обосновал написания многих русских и иноязычных слов.

Реформа графики и орфографии 1917-1918 гг.

Подготовкой реформы русской графики и орфографии зани-мались передовые ученые дореволюционной России. В 1904 г. Академия наук создала орфографическую комиссию, в состав которой вошло 55 человек: ученые и преподаватели средних школ. Разработанный комиссией проект реформы правописания был опубликован лишь в 1912 г., однако утвержден не был и практического значения не имел. Только после революции была осуществлена реформа русской графики и орфографии. 23 де-кабря 1917 г. было введено новое правописание. Изменения в орфографии сводились к следующему:

1 . Исключить буквы -б,0,1 с последующей заменой их буквой е, ф, и .

Писать приставки из-, воз-, ер-, раз-, низ-, без-, чрез-, чер^ перед гласными и звонкими согласными с буквой в.

. Писать они вместо оне в именительном падеже единственного числа личного местоимения женского рода.

Писать в родительном падеже единственного числа личного местоимения женского рода ее (или её ) вместо ея .

Упорядочение орфографии в 1956 г.

После реформы русская орфография стала проще и легче. Однако многие частные вопросы правописания все еще нуждались в упорядочении. В 1956 году были изданы «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные Академией наук.

Гость (10:24:35 05/03/2013):
Каково же написание буквы "фита"?

любитель русской словесности и юрист-криминолог (15:18:34 30/10/2013):
М-да... Если школьников учат таким образом, тогда точно... скатимся "до некуда", т.е., говоря современным языком, "в никуда". В русском языке изначально все знаки несли важную смысловую и речевую нагрузку. Взять хотя бы тот же пример со словом "мир": благодаря гласным уже на бумаге и без пояснений можно различить о каком мире идёт речь: о "мире" частном - покое, "мире" всеобщем - "вселенском", т.е. мире людей, обществе или "мире" культовом - о благовонии, к которому теперь приходится добавлять или "о" или "р", чтобы было "понятно")) Филология без логики, как и любая наука - из-мышление. В русском языке "ИЗ" означает "отживший". Например, "изгой" - это "чужой", т.е. "не наш" (евреи тут вовсе ни при чём))

любитель русской словесности и юрист-криминолог (15:47:53 30/10/2013):
По поводы буквы "фита" - обратите внимание на написание транскрипции в английском языке - там "фита" пишется и "читается" до сих пор и произносится так же)) Когда же и до филологов дойдёт очевидность того, что все языки мира произошли от одного - того, который они сами до сих пор не научились понимать, да ещё и другим вот так ис-толковывают...

??? (20:35:26 01/09/2014):
И всё же, если бы буквы, сейчас исключённые из алфавита, остались в нём, половина сегодняшних отличников ЕГЭ не сдала бы его: так много правил написания не сможет уместиться в голове обычного человека.

Маргоша (19:41:17 03/12/2014):
полностью согласно с любителем русской словесности.ещё пару реформ и мы с вами будем только мыкать и пыкать и извилины наши выпрямятся дабы нас не загружать

ЯнаR (15:30:28 19/03/2015):
"Седайте из ОБРАЗ-ного языка технический и Выъ сможiте управлять этим народом"... Ять-образ показывающий связь земного и небесного, Ижица-Образ божественного движения (Мvра - в храмах например писалась через ижицу), Фета - образ природной, высшей составляющей во всеж мирах, Яви, нави, прави и слави, и не каждое слово его несёт... Такъ что Дѣтки, оставайтесь детками с закрытыми глазами..

Екатерина (11:56:17 16/07/2015):
Хотелось бы обратиться к автору статьи. Ваш посыл - в том, что буквы ять, фита, ер и ижица не нужны. Мне кажется, что это не совсем так. Например, "ять" и "Е" в корнях похоже звучащих слов позволяют различить их смыслы. Если бы дети до сих пор писали эти слова по-разному, у них было бы более тонкое чувство языка и более глубокое его понимание. "Еръ" - не лишняя буква, отнюдь. Он обозначал полугласный звук, о-короткое. В церковном пении это до сих пор широко используется на практике: когда мы при пении в концах слов добавляем этот полугласный, то слушателям легче понять текст. Кроме того, в английском языке до сих пор имеет значение длительность гласных звуков: [i] - , [a] - , [u] - .

Струнников Михаил Евгеньевич (08:08:31 23/10/2015):
Как раз к извращенцам всякого вида и всякой ориентации приходят в башку идеи такого "возродительства". Современной орфографией пользоваться не могут, а им подавай "еры-ять, еры-юс". Шушера!

Денис (11:23:44 21/11/2015):
Многие не знают почему буквы в русском алфавите идут именно в такой последовательности. Тайны русской азбуки... В первой строке: – Я Бога знаю, говорю добро, значит я существую. Во второй строке: – Жизнь обильна на Земле, когда истина вселенская в общине от Бога. В третьей строке: – Для всех мыслящих людей только Он (Бог) изрекает покой. В четвертой строке: – Слово, утвержденное свыше, призывает уверенно держаться устоев мудрости добра для завершения пути, прихода в гармонию для нового начала. В пятой строке: – Защита границ нашей земли и рост обеспечивают Божье покровительство и наше единство. В шестой строке: – Гармоничное развитие и потенциал роста моего рода и меня, как его части, зависит от Всевышнего источника и истории рода. В седьмой строке: – Смысл жизни – в стремлении совершенствовать дух и душу до полного вызревания в совершенную личность в вечности. По вертикали 1 столбик: – Моя жизнь, как мысль, облеченная в звук, стремящаяся к гармонии, мельчайшая частица разума во вселенной. 2 столбик: – Бог создает вокруг людей твердую границу и направляет их к самосовершенствованию. 3 столбик: – Знание Земли и размышление о нем призывают покой на дух нашего рода (народа). 4 столбик: – Говорить истину – наша традиция, наша защита, часть нашей души. (В чем сила брат? – В Правде!) 5 столбик: – Благо Вселенной в том, что Бог Творец уверенно и твердо творит рост всего, для полного вызревания семени. 6 столбик: – Суть бытия человеческого общества в мире, покое, равновесии, гармонии, единстве от Всевышнего Источника к совершенной душе. 7 столбик: – Существующий небесный Источник приносит в наш мир и начало всего и рост всего, и опыт людей во времени. Диагональ сверху вниз и слева направо: – Я много размышляю и основание моего творчества всевышний Источник всегда.

Случайный гость (22:52:33 19/04/2016):
С подобным враждебным отношением ко всему, что было до революции наше общество "далеко зайдёт", как же! Буквы, которыми писали наши предки - это достояние нашего языка! Как вообще можно называть их ненужными и какими-то "не такими"??? Я вообще не могу понять!!! Наш язык был таким сложным, что вызывает только уважение к его носителям!!! Славяне, кстати говоря, очень тонко чувствовали звуки, Кирилл и Мефодий не зря придумали для некоторых, на первый взгляд одинаковых звуков, несколько букв. У старых славян было различие в речи. Самый простой пример для современного человека - половина иностранцев не понимает разницу между "ш" и "щ". Вы посмотрите - какое красивое правописание было с "ять", и десятеричной и др.! А "Ъ" после согласных в конце слов делал наш язык уникальным! P.S. Считаю, только невежественные люди могут подобным образом обращаться со своим языком, с достоянием своего народа и свои предков! Стыдно!

Михаил (08:25:59 16/09/2016):
Изучали бы на русском историю языка и его видоизменения, давали все правила - пусть даже урезано без принуждения к этому запоминанию, тем кому иниересно сами бы углублялись и модно для таких факультативы организовывать. Где такие учителя? От того русский язык кто любит учить?

Анна (19:34:15 14/11/2016):
Господа! Язык - живая система, находящаяся постоянно в движении. Вполне естественно, что происходят реформы. Это обогащает языки, делает их легче для восприятия. Наш язык и без того сложен, а Вы, Михаил, не понимая специфики преподавания русского языка в школе, пытаетесь навязать свое априори неверное мнение (с точки зрения лингвистики): ни в коем случае нельзя "урезаННО" давать ничего (тем более историю языка, историческую грамматику, старославянский и т.п.)! Иначе это только отпугнет детей! Да, какие-то иллюстрации допустимы (в качестве небольших минутных примеров), но никак не повествование о системе формирования тех или иных принципов грамматики (объяснить хотя бы один из них не хватит времени урока!). Но ведь у нас все знают, как учить и лечить. Вот за что должно быть стыдно! И еще к вопросу об уникальности языка и людской невежественности. Главным образом, Случайный гость, невежественность носителей языка проявляется в их небрежном отношении к нему (что здесь в комментариях массово и наблюдается), а никак не в рациональном реформировании и упрощении сложной системы. Без естественных изменений язык начнет "хиреть" и постепенно "умирать", поскольку станет неудобным инструментом для общения. Многие, изучавшие английский, французский, согласятся, что орфографическая система этих языков нуждается в преобразованиях, иначе выходит, что пишем "Манчестер", а читаем "Ливерпуль". Стыдно за "специалистов широкого профиля", которые во всех областях найдут, куда вставить свои пять копеек.

Анастасия Юрьевна (13:26:46 12/02/2017):
Язык - трудная наука. Буквы убранные из алфавита нужны, так бы детки прочувствовали язык своего народа. Сейчас половина слов практически не имеет значения, а буквы Ижица, ерь должны вернуться в алфавит. Да и вообще я считаю, надо начать снова писать Кириллицей как было раньше.

Струнников Михаил Евгеньевич (09:10:21 17/03/2017):
Для полного счастья недостаёт написать эти учебники допетровской кириллицей.

Сварог (21:50:11 20/03/2017):
Случайный Гость! Без обид. Хотелось Вас поправить. Кирил и Мефодий ничего не придумали. Они обрезали Буковицу из 49 буков и оставили нам 44, а потом 43. Так что давайте не будем их хвалить!

Струнников Михаил Евгеньевич (08:42:18 10/04/2017):
Они, видать, испугались, что "язычник" Сварог (не Зевсыч ли по батюшке?) на сорока девяти буквах грыжу заработает. Ему бы с тридцатью тремя управиться. С той же целью Райты да Блерио одно крыло обрезали у самолёта, который "свароги" сварганили: а то он, бедный, заблудится в крыльях-то, как в трёх соснах... Можно дальше продолжить, да зачем? Сварог Перуныч накажет.

Дмитрий (11:34:27 17/02/2019):
давайте вернем конечно, всю технику переделаем - компьютеры и т.п. Мы от всего мира отстаем в развитии (не мозгом) технологически. Статью прочитал, интересно раньше было конечно... на этом считаю, что кому нужно пусть выражают мысли, как угодно! Дела вкуса! и изучают разные аллфавиты.

Дмитрий (11:41:10 17/02/2019):
В сторону поэтов, рифмоплетов и пр. Эти буквы как дополтельные бонусы... проще передавать мысль.. настоящему таланту никакие преграды не помешают и эти бонусы не нужны. Из "трех" букв напишет.

Игра составлена по принципу телевизионной игры “Кто хочет стать миллионером”.

Играем давно и с удовольствием.

Если игра проводится между классами, то оставляем две подсказки: 50/50 и помощь друга (класса). Если играем в классе (а чаще всего так и бывает), то используем цветные жетоны, которые потом можно обменять на оценки.

Каждый вопрос и жетон имеет “цену”. Например, зеленый -“3”, синий или три зеленых - “4”, красный или два синих - “5”. За первые два вопроса можно получить зеленый жетон, за третий и четвертый вопросы - синий, за пятый вопрос - красный жетон.

Предлагаю игру, посвященную Дню славянской письменности. Проводим ее в мае. Пре6дварительно дети получают задание подготовиться к игре, в библиотеке выставлен материал.

Вопросы для отборочного тура

  1. Расположите слова по алфавиту: календарь, карта, буква, библиотека, автомобиль, авиация.
  2. Расположите падежи правильно: В.п, Д.п, И.п, Р.п, П.п, Т.п.
  3. Напишите как можно больше слов с корнем -един- (на время).
  4. Вспомните как можно больше названий букв кириллицы.

Первая игра

1. Мирское имя Кирилла?

А. Варфоломей
Б. Никон
В. Константин
Г. Мефодий

2. Есть выражение ходить фертом. С какой буквой кириллицы это связано?

А.
Б. Ф
В. Ђ
Г.

3. Какой буквы не было в кириллице?

А. Покой
Б. Добро
В. твердо
Г. небо

4. Какая буква в русском алфавите самая молодая?

А. Ф
Б. Э
В. Ё
Г. Й

5. Какого числа не было в древнерусском языке?

А. Тройственного
Б. Единственного
В. множественного
Г. двойственного

Вторая игра

1. Назовите последнюю букву кириллицы?

А. Ижица
Б. Фита
В. добро
Г. ять

2. Когда была проведена первая реформа азбуки?

А. В 18 веке
Б. В 17 веке
В. в 19 веке
Г. в 20 веке

А. Ожегов С. И.
Б. Даль В. И.
В. Ушаков Д. Н.
Г. Щерба Л. В.

4. Как прозвали Кирилла в Константинополе?

А. Проповедник
Б. Священник
В. философ
Г. книжник

5. Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке?

А. Беспредложный
Б. Звательный
В. местный
Г. указательный.

Третья игра

1. Кем был отец братьев?

А. Военачальник
Б. Священник
В. воин
Г. крестьянин

2. Какой буквы сейчас нет в русском алфавите?

А. Аз
Б. Буки
В. како
Г. омега

3. Кто провел первую реформу азбуки?

А. Михаил Романов
Б. Петр 1
В. Александр 1
Г. Николай 2

4. Какую букву называли буквой-страшилищем, буквой-пугалом?

А. Буки
Б. Ижица
В. ять
Г. юс малый

5. Кто изобрел букву Ё?

А. Карамзин Н.М.
Б. Ломоносов М.В.
В. Тредиаковский
Г. Пушкин А.С.

Четвертая игра

1. Какую почетную должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая 1 Великого?

А. Военачальник
Б. Советник
В. библиотекарь
Г. священник

2. В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий?

А. Афины
Б. Солунь
В. Константинополь
Г. Рим

3. Сколько букв включала первоначально кириллица?

А. 43
Б. 40
В. 33
Г. 50

4. Какую букву называли “лодырем, дармоедом, бездельником”?

А. Ять
Б. Ижица
В. ер
Г. юс

5. Назовите год рождения буквы Ё?

А. 1797
Б. 1897
В. 1997
Г. 1800

Пятая игра

1. Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?

2. Кого считают основоположником русского литературного языка?

А. Державина Г. Р.
Б. Пушкина А. С.
В. Ломоносова М. В.
Г. Лермонтова М. Ю.

3. Какой буквы сейчас нет в русском алфавите?

А. Живите
Б. Люди
В. слово
Г. зело

4. Когда на Русь пришла кириллица?

А. 988
Б. 862
В. 915
Г. 732

5. Буквы употреблялись для обозначения чисел. Какая буква употреблялась для обозначения числа 3?

А. Люди
Б. Аз
В. веди
Г. глаголь

Дополнительные вопросы

1. Когда была создана кириллица?

А. 988 г.
Б. 562 г.
В. 863 г.
Г. 735 г.

2. Когда был установлен праздник в честь Кирилла и Мефодия?

А. 855 г.
Б. 1349
В. 1412 г.
Г. 1813 г.

3. Какое числительное могло в древнерусском языке обозначаться словом полшеста?

А. 250
Б. 550
В. 350
Г. 150

Литература

1. Берштейн С.Б. Константин - философ и Мефодий.- М., 1984.

2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.- Л., 1968.

3. Караславов С.Х. Кирилл и Мефодий. - М.: Правда,1987.

4. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Филин Ф.П. - М., Сов. Энциклопедия, 1979.

5. Успенский Л. По дорогам и тропам языка. - М.: Детская литература. 1980.

6. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. - М., 1994.