В каждом ребенке живет творец! Развивайте и поддерживайте в малыше чувство прекрасного. Уделите особое внимание творческой деятельности вашего крохи. Рисуйте кистью и пальчиками, делайте аппликации, лепите из теста, танцуйте , слушайте музыку , пойте детские песенки и колыбельные на ночь, читайте стихи и любимые сказки.

МАЛЕНЬКИЕ ЭСТЕТЫ

Интересно, когда в детях зарождается чувство прекрасного? Двухлетний или трехлетний малыш вряд ли восхищенно будет созерцать шедевры живописи в Эрмитаже. Эстетическое чувство в человеке не рождается вместе с ним, оно не является инстинктивным. Чувство прекрасного воспитывается и взращивается средой, в которой растет малыш. Начинать, как всегда, нужно с самого раннего возраста.

ПРОСТО ПОСМОТРИ. Вам не обязательно быть искусствоведом, литератором, вдохновленным коллекционером бабочек или орденов, чтобы что-то «передать» и «привить» вашему крохе. Когда вы выходите на улицу, перед вами открывается город. Что это? Бесконечно унылый урбанистический пейзаж, мусор и пыль или архитектурные сооружения, достойные внимания, мосты и лестницы, скамейки в парках, украшенные витрины магазинов? Все зависит от вашего фокуса внимания. Приучайте малыша выбирать нужный фокус: прежде всего, видеть красивое, а не уродливое. Обращайте его внимание на архитектурные детали, цветовую гамму, скульптуры и фонтаны. Не факт, что ваш кроха станет скульптором или живописцем. Важно, что он научится жить с позитивным настроем. Ведь от самой жизни (не только от спектакля или художественной выставки) можно получать эстетическое наслаждение.

ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ И КО ВСЕМУ ЖИВОМУ. Больше всего душа ребенка откликается на природу. Старайтесь как можно чаще бывать в лесу, слушать пение птиц, плескаться в реке, наблюдать за букашками в траве, нюхать цветы и смотреть, как ветер раскачивает верхушки сосен. Природе ничего от нас не надо. Она только отдает. Мы сами знаем, как лечит уставшую душу и тело пространство, где нет машин, высотных домов и массового скопления людей. Дети близки к природе, даже городские. Попробуйте малыша вывезти в деревню или на дачу. Первым делом он начнет копаться в земле. Позвольте ему такую роскошь!

ОКРУЖАЙТЕ СЕБЯ КРАСИВЫМИ ВЕЩАМИ . Уже с грудничкового возраста, когда у малыша формируется зрение, он цепляется взглядом за привлекательные предметы. Сделайте свой быт ярким. Хорошо, если вас окружают вещи, сделанные собственными руками: вышитая картина, связанный для крохи свитер, панно на стене. Подобные вещи всегда «живые», в них есть частичка нашей души, и она обязательно перейдет к нашим детям. Малыша не надо ничему специально учить, он все увидит сам. Главное, чтобы было что показывать. Мы сейчас не говорим о красоте-комфорте и красоте-престиже. Красота далеко не всегда и не обязательно должна стоить дорого. В некотором смысле старые игрушки нашего детства, которые переходят в наследство детям, — бесценные сокровища нашей биографии, наши живые эмоции (не в прошлом, а в настоящем). Их не заменит даже оригинал Пикассо.

БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСА И УДОВОЛЬСТВИЯ . С чего начинается эстетическое чувство? С восхищения, с интереса. Если восхищаемся мы, искренне и от души, наш ребенок тоже не останется равнодушным к окружающему миру. Психологи отмечают, что современное поколение детей имеет большой объем памяти, но слабо развитую эмоциональную сферу. Этому они учатся отчасти у нас, взрослых, которым некогда поднять голову и взглянуть на звезды. Красота, которая всегда рядом, остается незамеченной. Человек, утративший связь с красотой, теряется в житейском пространстве, его поглощает быт и заботы. Перед родителями стоит непростая задача — не потеряться самим и не ввести в заблуждение собственных детей. В принципе у всех детей есть природный дар — любопытство к миру. Мы можем всего лишь расставить акценты: «Видишь вот это. А вот это?» Учите вашего кроху удивляться и получать удовольствие от всего, с чем он соприкасается в жизни.

Чувство меры

Известный детский педагог и психолог К. Д. Ушинский сказал: «От повторения чувство слабеет, и от повторения чувство усиливается... чувство, долго не вызываемое, замирает; чувство, часто вызываемое, притупляется». Он указал на невероятно тонкую грань.

«Безвкусица имеет пределы, только хороший вкус бесконечен.»
Коко Шанель

На что вы больше обращаете внимание? Умеете ли вы видеть красивое, прекрасное, вдохновляющее вокруг себя?

Видеть в мелочах. Замечать это в любое мгновение на своем пути, не важно, где вы в этот момент находитесь – дома, в офисе, на природе или в картинной галерее.

  • Что такое «чувство вкуса»?
  • Откуда оно берется у нас, отчего зависит и для чего нам дано?
  • Согласны ли вы с тем, что вкус можно привить, воспитать? Или с тем, что если уж «не дано от природы, то уже ничего с этим не поделать?

Приглашаю вас совместно поисследовать эту тему на открытой трансляции во вторник 19 апреля в 19.00 (мск)

Для чего развивать чувство прекрасного человеку Новой Эпохи

Почему я считаю наличие чувства вкуса не менее важным, чем наличие гармонии в отношениях, здоровье, финансах?

Я убеждена, что чувство прекрасного необходимо для нашего гармоничного развития. Оно помогает наполнить нашу жизнь радостью от соприкосновения с «обычными» вещами, раскрашивает нашу действительность, вдохновляет на создание своего пространства радости, любви и гармонии вокруг себя и своих близких.

Каждый из нас осознано или нет творит свою реальность . По сути – мы все Творцы! А разве можно творить, заниматься творчеством без любви к своему творению и процессу в целом? И разве может любовь не быть прекрасной и искренней?

На примере памяти нашей души (наших прошлых жизней и пространства между жизнями) мы поисследуем тему чувствования прекрасного и творчества в жизни талантливых, одаренных и самых обычных людей.

А также обязательно проведем медитативно-художественную практику, которая поможет вам…

  • Сонастроиться с вашим Творческим Началом
  • Создать пространство вашей мечты из вашей обычной квартиры, дома, офиса

Человек, обладающий Истинным Вкусом, Чувствованием Своей Глубинной Сути – это не просто тонко-чувствующий человек. Но очень чуткий и искренний.

Комфортно ли вам с такими людьми?

Согласитесь, с ними Мир становится лучше!

Нам всем есть куда стремиться – каждый момент воссоздавать себя заново , испытывать грандиознейшую версию самого прекрасного из всех наших представлений о том, КТО МЫ ЕСТЬ!

Пс. И никогда не соглашайтесь на меньшее!

Как подготовиться к вебинару

Обязательно приготовьте бумагу, цветные карандаши, мелки, краски, ваши вопросы и мысли на эту тему.

У меня обострённое чувство прекрасного. Я очень тонко чувствую уместность одеяний на том или ином празднике жизни, у меня начинается истерика при неправильном сочетании цветов, я знаю, как правильно пишутся те или иные сложные слова. Если хоть в чём-то из этого вы допустили ошибку, я буду показывать на вас пальцем и смеяться. Я расскажу о вашей оплошности всем друзьям, и при виде вас они начнут гомерически хохотать.

Вы считаете себя стильной и красивой девушкой? Вы надели голубое пальто, салатовую юбку, розовые сапоги и фиолетовую сумку? Дорогуша, я не просто покажу на тебя пальцем, но еще и выскажу своё «фи» на всю улицу. Учись одеваться подобающе.

Вы любите ходить на 15-сантиметровых шпильках, но не знаете, что в этом случае ноги у вас, как у человека, только слезшего с лошади? Я высмею вас перед всеми. Хотите выделиться красивой походкой - оценивайте свои усилия и умения.

Вы красите губы ярко-алой помадой, жуёте жвачку похлеще коровы, носите лакированные чёрные сапоги с белой юбкой и всю зиму не снимаете пуховик, заканчивающийся около почек? Я буду называть вас проституткой. В крайнем случае - безмозглой дурой. Мне наплевать, заболеете вы или нет, но на лбу у вас ваша честная профессия адвоката не написана, а значит, как выглядите, так и зваться будете.

Вы не мыли голову в течение недели, купили чёрные штаны, говнодавы и шипастый ремень? Уважаемый, вы не панк, не гот и даже не рокер - вы почти бомж. У вас не сальные волосы, у вас непроходимая лень. Сейчас для любого типа волос можно подобрать восхитительные средства для ухода. Ремень - далеко не атрибут рокерской или панковской жизни. Если хотите знать, рокер - это диагноз, отнюдь не унизительный. Если ты не приверженец этих культур с рождения, ты не поймешь этого стиля жизни, а подражать всё равно не получится.

Вы называете себя деловым мужчиной, носите туфли, пальто и брюки со стрелочками, но при малейшей просьбе уступить место в трамвае начинаете крыть всех матом? Вы - быдло. Снимайте одежду приличного человека и надевайте «абибас». В противном случае ведите себя подобающе статусу или просто не называйте себя элитой интеллигенции.

Сидя в чате, вы считаете, что здесь нет учителей русского языка, и можно расслабиться? Я буду именно той занудой, которая разнесёт в пух и прах ваши «на кровате», «спс», «чмоке», «ога», «хлеп» и прочую ересь. Я достану модераторов, я высмею вас перед другими участниками форума, я буду унижать вас, несмотря на ваши ухищрения в виде мата, обзывательств и попыток остановить обсуждение вашего кретинизма. Если вы не знаете отличий в пяти химических номенклатурах, не являясь при этом химиком, я вас не трону. Но не дай вам бог написать неправильно какое-нибудь простое русское слово - съем и кости выплюну.

У меня бесконечное терпение, очень толстая кожа и полное отсутствие сострадания к сирым и убогим. Если ты родился человеком, будь добр им и остаться. Я знаю, что всех задолбала, знаю, что не могу изменить мир под себя, да мне это и не надо. Я буду продолжать долбать тех людей, которые меня окружают, а вы, дорогие, задумайтесь над собой.

Инструкция

Весь процесс формирования чувства прекрасного можно условно разделить на 4 этапа. Это накопление впечатлений, чувственно-эмоционального опыта, знаний и формирование оценки. Конечно, в реальности эти этапы не следуют строго один за другим, они дополняют друг друга. Наличие каждого из них необходимо для того, чтобы человек научился видеть и ценить прекрасное.

Прежде всего вам нужно накопить эстетический опыт. Читайте художественную литературу, смотрите кино, ходите на концерты, выставки и в музеи, интересуйтесь памятниками культуры и т.д. Далеко не все произведения искусства являются воплощением прекрасного. Они могут отражать другие категории эстетики – безобразное, возвышенное, низменное, трагическое и комическое. Восприятие всех категорий в комплексе поможет вам почувствовать красоту в сравнении с другими сторонами жизни. К тому же только «попробовав на вкус» и ужасное, и прекрасное, вы научитесь отличать одно от другого.

Подобная «база» прочитанного, прослушанного и увиденного должна дополняться чувственно-эмоциональным опытом. На начальном этапе вам не обязательно анализировать прекрасное. Но и краткого «нравится/не нравится» уже не достаточно. Попробуйте сосредоточиться на своих впечатлениях, разобраться в них. После встречи с прекрасным запишите свои впечатления, уточняя, какие именно оттенки эмоций вы испытали и в связи с чем. Это относится не только к произведениям искусства. Прекрасное может проявляться во всех сферах жизни человека, относиться к материальной и нематериальной стороне бытия. Внимательно прислушиваясь к своим чувствам, вы постепенно привыкнете более чутко воспринимать действительность, а значит, будете готовы к встрече с прекрасным.

Чтобы перейти от эмоционального восприятия к аргументированным оценкам, изучайте теорию. Для начала будет достаточно самых простых учебников, посвященных истории искусств. Вы сможете узнать базовую информацию обо всех эпохах, направлениях, стилях. Старайтесь придерживаться хронологического порядка, читая теорию и дополняя ее изучением конкретных примеров. Когда основы будут освоены, можно будет углубленно изучить отдельные темы, которые показались наиболее интересными.

По мере накопления такого багажа можно переходить к его анализу. Сориентироваться вам помогут профессиональные критики. Их рецензии можно найти в специализированных журналах, в радио- и телепередачах. Старайтесь сопоставлять различные точки зрения, соглашаться и спорить с ними. В результате у вас будет вырабатываться своя точка зрения. На следующем этапе попробуйте не читать критику на свежее произведение искусства, а прежде самостоятельно отметить его плюсы и минусы. Затем сравните свое мнение с экспертными оценками.

Само по себе "чувство прекрасного" - эволюционно-нейтрально .

  • Это довольно случайный побочный эффект существования эволюционно-полезной системы "нравится" / "не нравится" , во-первых.
  • Во-вторых, НЕКОТОРЫЕ человеческие предпочтения являются врожденными , а НЕКОТОРЫЕ из врожденных - эволюционно-полезны (есть и нейтральные, например). Это сказывается на особенностях восприятия.
  • В третьих, "чувство прекрасного" во многом - просто результат научения . А сама способность учиться предпочитать (воспринимать как "нравящееся" / "прекрасное") что-то одно (а другое, наоборот, отвергать как "не нравящееся" / "безобразное") - в целом эволюционно-полезно.
    Замените "чувство прекрасного" на более адекватное "нравится" . Какие-то объекты нравится видеть, какие-то звуки - слышать. Какие-то другие оставляют безразличным, третьи - отталкивают, пугают и т. д. На ощущения от обоняния, вкуса и осязания традиционное понятие "чувства прекрасного" не распространяется, но "нравится" и "не нравится" здесь тоже есть в той же мере.

Есть ли "эволюционный толк" в том, что нечто одно "нравится", а другое - наоборот? Да, конечно. Толк в том, чтоб делать (в среднем) нечто полезное и избегать делать (в среднем) нечто вредное. Например, определенные анатомические пропорции свидетельствуют (не гарантируют, но коррелируют) о хорошем мужском/женском здоровье и плодовитости. Симметрия лица и тела - это тоже о здоровье. Если не сиюминутном, то в прошлом (детство, эмбриональное развитие). Ну вот вам многие классические стандарты красоты в изобразительном искусстве и скульптуре. От искусства "эволюционного толка" нет, а от выбора здорового и плодовитого сексуального партнера - очень даже есть, А кого вы выберете в первую очередь? Того, кто "нравится"!

"Нравящееся " не обязательно побуждает к сближению, как в сексе, но всегда приковывает внимание . Людям нравится смотреть на представителей семейства кошачьих. Особенно - на крупных, но близко общаться с крупными не тянет обычно. Есть тут "эволюционный толк"? Да, это были наши злейшие враги. Особенно - африканский леопард, чье меню во многом состоит из живущих в саванне приматов (павианов, например). А в недалеком прошлом в его рацион входили и живущие в саванне гоминиды. Входили бы и сейчас, но у людей есть копья и ружья, их много и они мстительны. Раньше с ружьями и даже копьями было не столь хорошо.

Есть "эволюционный толк" пристально наблюдать из безопасного места за злейшим и опаснейшим врагом? Не давать ему уйти из виду, незаметно спрятавшись неподалеку? Подмечать повадки, способ охоты, сильные и слабые места? Есть, вернее был. А в наследство от беззащитного прошлого остались величественные кошачьи как символы правителей и/или как объект демонстрации превосходства великого царя даже над "самим" леопардом или львом. А также непропорционально большое присутствие крупных хищников в передачах о животных и крупных кошачьих - по сравнению с прочими крупными хищниками. Как прекрасен завораживающий образ природного врага, который когда-нибудь убъет и съест нас! Просто глаз не оторвать! ..

Итак, само существование системы "нравится" / "не нравится" имеет эволюционную подоплеку . НЕКОТОРЫЕ врожденные особенности этой системы - тоже. Но это не значит, что такую подоплеку имеет абсолютно все из области "чувства прекрасного". Человек - обучаемая тварь . Привитые с детства общественные стандарты и/или личные биографические события влияют на индивидуальное восприятие. Полезна такая обучаемость для выживания? Да, несомненно! Но это не значит, что все выученное непременно полезно и имеет собственный "эволюционный толк".

Что касается общественных стандартов, сравните классическую европейскую музыку, попсу, музыку Китая, арабского Востока, африканских племен... У каждой есть свои поклонники, обычно - просто привыкшие с детства. А мне, неспециалисту, общим кажется, разве что, наличие почти в любой музыке хоть какого-то ритма (повторяемости).Бог весть, какой биологический (эволюционный?) бэкграунд стоит за чувством ритма и его позитивным эстетическим восприятием, но это свойство всех культур и большинства людей. Остальные музыкальные пристрастия обусловленны культурно, а не эволюционно .

То же и с визуальным восприятием. Симметрия, узкие бедра и широкие плечи у мужчины, широкие бедра у женщины - это достаточно универсальная эстетика по физиологическим причинам. Позитивное восприятие "луноликой красавицы" (плоское лицо с глазами-щелками) - это уже местная культурная особенность (других красавиц в этой популяции сроду не было - вот и возлюбили то, что есть). Предпочтение крепких полных женщин или астеничных худышек - культурная особенность, связанная с условиями жизни популяции. Биологический оптимум - крепкая, широкобедрая и толстая (не тощая, хотя бы). Родит без кесарева, выносит и выкормит ребенка в голод. Отклонения от физиологического оптимума могут успешно культивироваться только в неестественных условиях . Астеничных красавиц могли позволить себе (не вымирая при этом) только аристократы, которым была гарантирована еда, а ребенку - кормилица из простолюдинок. Крестьяне не могли и их идеал женской красоты был примерно тем же, что у кроманьонцев каменного века (эволюционно обусловленным). Бедра - пошире и сиськи - побольше. Сейчас полно жратвы для всех, есть искуственное питание и современная медицина (тоже для всех) и общество начало позволять себе антиэволюционные "аристократические" стандарты красоты. Узкобедрых тощих манекенщиц, например.

Наконец, есть много чисто случайных предпочтений , не имеющих ничего общего (или противоположного) с эволюцией или условиями существования. Просто так случайно получилось, что у всех или многих людей есть какие-то врожденные предпочтения - эволюционно-нейтральные. А отдельный индивид может по более или менее случайным причинам иметь вообще какие угодно врожденные или приобретенные вкусы, не связанные ни с эволюцией, ни с обществом.

Спасибо, но всё-таки почему более умственно- одарённые люди (почти все)- считают прекрасным одно и тоже?- Закат, запах росы по утрам, запах скошенной травы, или та же классическая музыка? Стремление к красоте варьируется от интеллекта?

Ответить

более умственно- одарённые люди (почти все)- считают прекрасным одно и тоже

Вы считаете так, а мне ближе "на вкус и на цвет товарища нет". Буду очень удивлен, если "Черный квадрат" Малевича, поздний Пикассо или картины Шагала НА САМОМ ДЕЛЕ очень-очень нравятся большинству людей вообще, или большинству из вашей выборки. Поверю не раньше, чем это будет подтверждено не на словах, а объективными измерениями активности соответствующих регионов мозга и т. п.

"Умственно-одаренные" (а скорее уж просто лучше образованные) люди с большей вероятностью ВЫУЧИЛИСЬ считать красивым то, что принято считать в их среде. И даже если имеют иное мнение, могут скрывать его из конформизма, который им свойственен не меньше прочих. Или уже столько раз ходили на какой-нибудь балет и Пикассо, что что они им и впрямь начали нравиться. Повторение - мать (на)учения.

Всякие росы и травы... Ну, скошенная трава реально приятно пахнет. Тут какой-то биологический бэкграунд, видимо. Роса? Не припомню в своем окружении особых любителей росы, хотя любители произведений искуства попадались.

В любом случае, я являюсь исключением из вашего предполагаемого правила (в кавычках, или без) и, соответственно, ваш дополнительный вопрос надо адресовать кому-то другому. Моя "эстетическая" позиия изложена в другой теме:

Ответить

Ну Вы правы в какой-то степени... Дело в том, что в моей жизни попадались люди как раз таки попадающие под это правило. Когда несколько образованных людей приходят на луг- посмотреть на облака и поговорить о Достоевском. Пока им не помешает семья приехавшая на шашлыки, включающая попсу, разбрасывающая вокруг пластиковый мусор и смачно харкая каждый раз если у них во рту что-то застряло.

Естественно по нескольким частным примерам, нельзя судить об обществе в целом. Но когда я например, в 8 лет услышал классическую музыку- уже не мог себе представить ничего прекраснее. Раздобыв диск я после школы заслушивался чУдесными произведениями Баха, Моцарта и Дебюсси. В школе я никому не мог рассказать о своих пристрастиях в музыке- иначе бы меня выставили на посмешище, а дома, когда родители приходили с работы то и сами слушали попсу, а от моей музыки- у них болела голова.

Отправившись в первый раз на балет я также не остался равнодушным и он меня впечатлил гораздо сильнее, чем дискотеки под грохочущую музыку или разговоры под матюки на лавочке у подъезда.Если бы позволяли финансы и время- ходил бы на оперу, концерты симфонической музыки и в театр хоть каждую неделю. Я знаю ещё несколько похожих случаев, когда люди влюблялись в принятое в обществе понятие "прекрасное"- не знаю навязали ли им такой стереотип что если ты умный- то должен любить классической искусство. А они его любят- хоть они и люди разных профессий- программист, доцент- стажёр преподаватель в университете и любитель- астроном.

О вкусах не спорят- это правда, да и любители искусства в жизни не обязательно являются "ангелами"- но всё же хочется верить что "прекрасное" делает нас в какой-то мере лучше. Спасибо.

Ответить

Ещё 3 комментария

Скажем так, есть "общепринятое" и хайп, выдаваемый за "общепринятое". И есть люди, научившиеся любить общепринчтое. Или имитирующие такую любовь.

Есть люди, которым не нравится или безразлично многое из "общепринятого", не скрывающие свое мнение и не чувствующие в этой связи какой-либо ущербности или неполноценности. Например, я:-)

Есть люди, которым БЕЗ НАУЧЕНИЯ ("навскидку") нравится многое из "общепринятого". Особенно, из классики, да. В моей жизни было два таких человека и я не имею оснований сомневаться в их вкусах. (Кстати, кое-что нравится и мне, но этого "кое-чего" намного меньше, а "нравится" намного слабее.) Вы, по вашим словам, относитесь к этой категории. Ну и прекрасно - наслаждайтесь тем, что вам нравится.

Только не надо приплетать сюда уровень умственного развития. Коровам тоже нравится классическая музыка - даже удойность растет.

Ответить

Увлекаться классикой- общепринято? Скорее тебя загнобят и засмеют. Типа: Вот он какой выпендрёжник! Давай я его игнорить и в грзь макать- На, тебе! Лох, ушастый- иди увлекайся своей Хультурой- а мы рэпчика послушаем, версусы всякие, курнём в подъезде, пообсуждаем какая Наташка "нехорошая"- то с одним, то с другим. Попса- это общепринятое, тренды Ютуба (100500, посылки из Китая, как я без чужой помощи заработала, кэшбеки, треш)- вот это всё интересно основной массе, а не элитарное искусство.

Даже название: "элитарное"- значит не для всех. А только для прослойки общества которое это нравится. И возникает один вопрос: не появилась ли ассоциация, что умный человек должен проводить время в искусстве, поскольку этим раньше образованные люди и отличались?