Воры в законе. Кто они? Крестные отцы российской организованной преступности настолько узнаваемы сегодня, что не слышали о них разве что воспитанники детских садов да ученики начальных классов. О ворах в законе можно найти массу художественного и документального контента в интернете, фильмов, книг, фотографий. Но если обыватель задастся целью встретиться лицом к лицу с представителем этой специфической категории, вероятность его успеха изначально будет крайне низка. Воровское братство закрыто для случайных контактов, и это немудрено; ведь воры в законе являются хранителями идеологии, которая пережила сталинские репрессии, хрущевскую оттепель, распад СССР и хаос 90х.

Попробуйте найти в интернете информацию о происхождении воров в законе, и первое же на что вы наткнетесь, будет версия по которой воровскую идею искусственно создало НКВД. По мнению автора, это делалось для осуществления контроля за миллионами узников ГУЛАГа силами привилегированных уголовников. Не хочется умалять изобретательные способности всесильных чекистов, однако есть ряд вопросов, которые требуют критического анализа. Если НКВД создало воров в законе, значит принципы, по которому выстроена идеологическая составляющая всего движения, также должны быть разработаны в недрах этой же системы. Давайте взглянем на эти базовые принципы воровской идеи.
Не работать.
Не сотрудничать с властью.
Не выступать с оружием в руках на стороне власти.
Не состоять в партии, комсомоле и иных государственных структурах.
Не иметь документов.
Не иметь семьи.
Не иметь собственности.
Жить только за счет преступного промысла.
Попробуйте провести связь, и зайдете в тупик. Логики никакой. Далее: работу такого масштаба невозможно было проводить на уровне одних только устных распоряжений. Для этого потребовался бы колоссальный объем документации, что в свою очередь сохранилось бы в архивах. Если таковые имеются, то обнародование их давно бы закрыло вопрос раз и навсегда, однако автор версии об НКВД ничего подобного не приводит. Известно, что т.н. "сучьи войны" в послевоенные годы унесли тысячи жизней воров в законе, когда администрация откровенно выступала на стороне "сук". Зачем НКВД уничтожала то, что произвела сама? Воры в законе справились с возложенной на них задачей и перестали быть востребованными властью? В таком случае, в чем заключалась эта задача? Что изменили воры за столь малый срок? Или, быть может, воры в законе в какой-то момент вышли из под контроля своих "инженеров"? В таком случае, что помешало власти истребить их сразу, и что называется под корень? По принципу "мы вас породили, мы вас и убьем".

Если вернуться к вопросу о невероятной живучести воров, станет ясно что идея выстроена не абы как, а по классическому принципу большинства известных тайных и явных организаций.
Собственно сама воровская идея.
Хранители (воры в законе).
Последователи (сотни тысяч заключенных).
Схема на первый взгляд не сложная, однако слишком логичная и самодостаточная для того, чтобы образоваться спонтанно, в силу одних только условий и стечения обстоятельств. Очевидно, что за всем этим стояли в высшей степени образованные люди, преследовавшие вполне конкретные цели.
Именно за бывшими белыми офицерами закрепляют создание принципов воровского кодекса. Большинство уцелевших соратников покинули Родину навсегда. Куда идти тем, кто по той или иной причине вынужден был остаться? Эти дворяне под видом крестьян, с чужими фамилиями возвращались в города и примыкали к уголовному элементу. Это время можно назвать относительно вольготным для преступного мира, поскольку прежняя система царского уголовного сыска была полностью разрушена советской властью, а для формирования новой требовалось время. Возможно, как утверждает А. Сидоров, какая-то часть этих белых офицеров действительно соединились с беспризорниками, поскольку те занимали многочисленные подвальные, чердачные и иные помещения, вполне соответствующие безопасному проживанию находящихся на нелегальном положении дворян.

Часть бывших белых офицеров в условиях революции принимают уголовный образ жизни, целиком посвятив себя криминалу. В этот период их называют "жиганы".
Жиганы создают собственный кодекс поведения - впоследствии известный нам как воровская идеология.
Жиганы, имеющие от своих офицерских корней огромную потребность командовать и повелевать, стремятся занять лидирующие позиции в преступном мире.
В результате конфронтаций между жиганами и уркаганами (традиционным криминальным элементом) каким-то образом появляются воры в законе.

Можно даже назвать дату исхода дворян в криминал: сразу после отплытия из Крыма в Турцию последнего парохода с остатками соединений Русской Армии (16 ноября 1920 года). Возможные места рассредоточения: Одесса, Киев, Херсон, Крым, Ростов, Екатеринодар.
Как видели "жиганы" своё обозримое будущее? Сколько времени им понадобилось, чтобы сформировать воровской кодекс поведения, и были ли базовые принципы этого кодекса продиктованы исключительно классовой ненавистью к власти большевиков?
Спустя всего лишь год после упоминаемых событий, власть Советов (при активном посредничестве Франции) объявила амнистию для некоторых воинских категорий оказавшихся за рубежом. В связи с этим, из Турции на Родину вернулось значительное число врангелевцев. Существуют цифры. Так, в ноябре 1920 года Русская Армия в Турции насчитывала три корпуса, соответственно по 16, 20 и 25 тысяч человек каждый. Итого 61000. В 1921 году численность Русской Армии составляла уже 48312 человек. Если даже учитывать умерших от ранений и болезней за год, количество возвратившихся на Родину всё равно будет исчисляться тысячами. Таким образом, у влившихся в 1920 году в уголовную среду "жиганов", спустя год появилась вполне конкретная возможность для легализации.
Но "жиганы" не видели своего места в реалиях диктатуры пролетариата.
Классовая ненависть к большевикам была такой силы, что "жиганы" даже не допускали мысли о возможности примирения.
К этому времени (за один год) "жиганы" успели уже создать концепцию известного уже воровского кодекса, и, связав себя уголовно-идеологически, не могли нарушить верность себе.
Основателями воровской идеологии были бывшие белые офицеры. Позднее они и сами начали называться ворами. Время происхождения 1921 год. Место - Турция. Небольшое отступление. Когда врангелевцы были окружены Красной армией в Крыму, и оказались под угрозой полного уничтожения, Франция и Турция договорились между собой о следующем: Турция размещает Русскую армию на своей территории, а Франция берет на себя все вопросы, связанные со снабжением. Так и произошло. В ноябре 1920 года все соединения и техника были переброшены Черным морем к берегам Турции. Тогда русские спаслись. Но теперь их ждали другие сюрпризы судьбы. Опасаясь держать на собственной территории такую военную армаду чужого государства, Турция согласилась разместить Русскую армию лишь на условиях международного закона об интернировании. Это значило, что русских разоружили, и поместили в специальные лагеря, покидать которые строго запрещено. Одним словом, среднее положение между статусом пленных и свободных.
Тем временем Франция, порядком измотанная в Первой мировой, с каждым днем всё сильнее ощущала на себе тяжесть обеспечения чужой армии. Свою-то кормить было сложно. Объемы поставок продовольствия и медикаментов уменьшались. Больные и раненые врангелевцы начали чаще умирать. Образовалась всеобщая нужда. Лагеря начали походить на тюрьмы, а в людях, вчера еще, казалось бы, дисциплинированных, стали проявляться низменные черты характера. Недоедание и чувство безысходности брали своё. Дворянский кодекс чести у многих уходил на второй или третий план. Для поддержания дисциплины на должном уровне, и для предотвращения хаоса командиры применяли казни. Историки описывают это время как одно из самых тяжелых для Русской армии за рубежом. Спустя год, Франция, понимая, что не в силах более выполнять взятые на себя обязательства, выходит на диалог с Советами. Как уж они договорились, не столько важно. Главное, большевики сделали амнистию в честь 4-хлетия Октябрьской Революции для некоторых категорий военнослужащих Русской армии за рубежом.
А теперь, попытайтесь представить себе несколько десятков тысяч полуголодных, озлобленных белых офицеров, часть из которых еще не оставили надежды вернуться на Родину с оружием в руках, и освободить страну от большевиков. И другую часть, на кого распространялась амнистия, и кто в душе мечтал скорее вырваться из этих турецких лагерей хоть куда-нибудь, хоть к черту на рога. Ну и, конечно же, командиры, которые понимали политический момент, что всем вместе выживать будет всё сложнее и сложнее.
И вот настало время прощания и компромисса. Прочтите еще раз базовые принципы внутриворовского уклада в начале статьи. Это ничто иное как клятва. Клятва, которую принимают для себя возвращающиеся на Родину, и клятва для тех, кто вынужден остаться на чужбине. Столько всего связывало этих непростых людей! Как смотреть в глаза остающемуся на чужбине соратнику, почти брату, перед необходимостью возвратиться в стан непримиримого врага? Как, в конце концов, жить на Родине, ставшей уже чужой? Неужели тоже придется влиться в эту систему, и раствориться в ней? Примерно такие вопросы могли стоять перед прощающимися офицерами.
Чтобы не потерять дворянский дух, и не слиться с красным пролетариатом, были взвешены всё возможные точки соприкосновений с советским государством. Взвешены и отвергнуты. Нет точек соприкосновения, но возвращаться необходимо. За счет чего существовать? За счет краж у государства, либо у тех кто обогатился за счет государства (благо, такими были все, кто имел деньги в то время). Нищету, естественно, не трогать. Кровью не пачкаться без крайней необходимости. Одним словом, боевые офицеры, в конце концов! Разберетесь по ситуации. Вперед, на Родину!
И тысячи бывших белых офицеров, объединенных единой тайной клятвой, возвратились в Россию. Теперь это были люди, посвятившие себя преступному миру ради того, чтобы сохранить благородный дворянский дух. Те, кто остался за границей, обещали вернуться, прогнать большевиков и жизнь станет прежней. Надо только дождаться этого времени, сохранив перед своими должную чистоту. Вот так мне это видится.

Потом появился ГУЛАГ, и бывшие белые офицеры, разумеется, не могли миновать его, ведь они уже стали профессиональными преступниками, овладевшими какими-то уголовными ремеслами. Они называли себя ворами. Не крадунами, а именно ворами, которые воруют у ненавистного государства. Они не трогали нищету, и это в той среде называлось благородством. Они брали хорошие куши, и это вызывало уважение. Они были хозяевами новой жизни, в которую вступили сознательно. Но клятва, данная соратникам в Турции, позволяла чувствовать себя аристократом даже в самой клоаке чуждого им общества.
Позднее, в ГУЛАГе воры начали подумывать о будущем, и присматривать себе достойную замену. Благородных, из дворян кроме них никого нет, и уже вряд ли появятся. Пришлось проводить коронации, крестить достойных из беспризорников, либо шпаны. Так, сугубо дворянская клятва естественным образом эволюционировала в воровскую идеологию. Кстати, сами слова "короновать", "крестить" никак не соответствуют правилам советской фразеологии. Понятие вор в законе родилось в ГУЛАГе с подачи сотрудников лагерей. Сами воры так себя никогда не называли и не называют. Они называли себя "ворами", в противовес бандитам и прочим уголовным профессиям. Другие арестанты, чтобы подчеркнуть их отличие, например, от обычных, безыдейных воришек и крадунов, в простонародной речи говорили - законный вор. То бишь, законный здесь подразумевается как настоящий, железный, не допускающий смешения. Законный вор - так звали их арестанты первое время, чтобы отличать между собой от других категорий. Сотрудники же администрации, отнесли эту форму оборота арестантской речи за счет воровского кодекса, который они классифицировали как "воровской закон". Так, на мой взгляд, и появилось словосочетание "воры в законе".
Я полагаю, что воровская идеология вошла в свою завершающую стадию именно в условиях ГУЛАГа, в процессе противостояния воров "законных" с бандитами, и другой разной шушерой.

Можно с уверенностью утверждать, что система взаимопомощи, или т.н. "общак" сыграл свою основополагающую роль в восхождении воров на вершину преступной иерархии непосредственно в ГУЛАГе. Не имея общаковой кассы взаимопомощи, бандиты, попадая, например, в карцера или в больницу, оказывались в одиночестве, варились что называется в собственном соку, и конечно же в итоге их вытеснила системно организованная структура воров в законе.

Почему врангелевцы отказались заводить семью, возвратившись на Родину? На мой взгляд, это один из базовых постулатов, препятствующий смешению дворянского аристократизма с безродной массой пролетариев. Заводя семью, человек уже не сможет быть свободен так, как это позволяет одиночество. Дети - это зависимость. Их невозможно содержать в вакууме. Дети должны играть с другими детьми (а вокруг же дети непонятного происхождения). Они должны учиться (а образование сплошь большевистское). Их надо содержать, в конце концов, и при всём этом сохранить в них дворянский дух и благородное воспитание. Возможно ли подобное? Очевидно, что нет. Современные воры в законе имеют семьи, детей, документы, недвижимость. Это оттого, что на каком-то этапе воровское сообщество утратило свои дворянские корни. Исчезла классовая составляющая противостояния лидеров уголовного мира с властью, и вместе с этим - политика. Дворяне до конца пытались жить ценностями того времени, в котором родились. Пришедшие им на смену так же живут в своем времени.
По каким косвенным признакам можно сегодня опознать в первых ворах в законе бывших белых офицеров? Во-первых - карты. Карточная игра в те времена была уделом лишь аристократических кругов. В карты играли в салонах, дворянских домах, офицерских клубах. Большевики относились к картам как к буржуазному пережитку, и это не мудрено, ведь это была власть пролетариата. Вряд ли карточная игра была настолько распространена и среди уголовного сообщества дореволюционных лет, ибо это сообщество отражало дно того же плебса. Кроме этого, вор в законе, находящийся в местах лишения свободы, имеет право зарабатывать себе на личные нужды исключительно игрой. Это правило никогда не менялось и действует до сегодняшних дней. Игра в местах лишения свободы - исключительный приоритет воровского уклада. Обязательство расчета по игровым долгам, также является делом чести у арестантов как прошлого, так и настоящего. В этой связи не лишне вспомнить, как дворяне, не имея возможности рассчитаться по карточным долгам, пускали себе пулю в висок. Еще пощёчина как символическое унижение или наказание - старый офицерский способ, и до сих пор именно так воры за мелкие проступки "спрашивают" друг с друга.

Косвенным подтверждением данной версии служат имена первых воров в законе: Граф Санька Чукотка (убит в 1958), Барон (убит в 1957), Генерал Толик Киевлянин (умер в 1953), Князь Ванька Грозненский (убит в 1947) и другие, о ком не сохранилось даже дат: Барон Рязанский, Граф Барнаульский, Граф Васька Москвич, Граф Колька Питерский, Граф Юрка Воркутинский, Граф Ростовский, Князь Юрка Ивановский. Это явно довоенные воровские прозвища. После войны такие уже не встречаются. Сегодня, пожалуй, единственный носитель подобного прозвища вор в законе - Гиви Князь. Но это, скорее всего, никак не связано с дворянским происхождением.
Отрывок из

Точно в уголовном мире никто не уверен, благодаря каким стечениям обстоятельств появились воры в законе — первые высшие криминальные авторитеты. Но существует одна интересная теория, что приверженцем первых воровских понятий был сам Сталин .

Как появились воры в законе

Вор в законе

«Вор в Законе » – высшая каста преступного мира. Чтобы взойти на самую высокую лестницу криминального мира не достаточно просто быть рецидивистом. Существует определенный свод правил к человеку: за каждое слово должен ответить, если дал обещание — выполни. На коронуемого (посвящение в вора в законе) среди всего срока его преступной деятельности и всего срока отсидки, не должно быть ни от одного человека ни одного плохого слова. По всем тюрьмам рассылается «малява» (письмо), содержанием которых есть вопрос абсолютно ко всем арестантам — не имеет ли никто обиды какой на коронуемого и повезет коронуемому, если никто не имеет.

Коба


В начале XX века молодой заключенный Иосиф Джугашвили, по кличке Коба , был заключенныv бакинской тюрьмы. Его посадили в тюрьму за ограбление банков. Во время отсидки срока, как и в истории «Графа Монте Кристо» молодой узник познакомился в местах не столь отдаленных с одним старым зеком. По слухам, именно этот старый зек передал молодому Кобе рукописный текст-свод законов преступного мира .

Воровские понятия

Воровские понятия состоят из нескольких постулатов:

  • -Не вмешиваться в политику
  • -Не заниматься коммерцией
  • -Помогать находящимся в заключении
  • -Платить в воровской общак
  • -Поддерживать традиции
  • -Не поднимать руку на авторитетов
  • -Вор не должен иметь собственности, а также семьи и детей.

В этом списке Коба увидел идеальную систему управления людьми. Заметьте, как большинство из этих правил подходит под политику и образ жизни в СССР!

Как появились «Воры в Законе”


Так вот по легенде, именно Сталин после прихода к власти, контролировал весь преступный мир СССР. С его подачи уголовники считались социально-близким элементом. В отличие от полит заключенных их назначали на должности бригадиров, амнистировали, освобождали досрочно.
Он создал 6 отдел ОГПУ НКВД который должен был создать авторитетов из числа преступного мира, для того что бы осуществлять контроль за всем преступным миром.

Монгол


А после смерти Вождя воры стали самостоятельной силой. Почти 20 лет воры в законе держали народ в «ежовых рукавицах». Немного позже Советский союз впервые услышал про банду «Монгола» , который начал устраивать первый рэкет, обкладывал данью подпольных магнатов и торгашей. Воры теряли авторитет и начали совещаться, что же делать с «Монголом». В конце концов самые влиятельные сами напросились на встречу с генералами МВД. Милиция поймала «Монгола» , посадила его в тюрьму. Воры в законе не стали наказывать Монгола-вся его вина в том, что он был первым: впервые обложил данью спекулянтов и стал получать доход от торговцев, впервые стал договариваться с милицией.

Там он решил пойти по карьерной лестнице и его короновали.

Новые понятия и новые «Воры в законе»

Во всесоюзной сходке в Кисловодске, воры в законе разрешают брать дань с фарцовщиков, цеховиков, коллекционеров, работников торговли и сферы обслуживания. Воровские понятия быстро теряют свои силы. Как только в стране объявляют экономическую свободу в 90-е годы наступает преступная революция.

Три версии возникновения самой удивительной при советском порядке общности

В 30-х годах XX века в Советском Союзе сложился уникальный феномен. В государстве с жестким репрессивным аппаратом возникла криминальная структура, которая имела собственную иерархию и субкультуру. По поводу того, откуда в социалистической действительности взялись «воры в законе», существует несколько версий.

Версия первая. Законспирированные белогвардейцы

Действительно, в первые годы после революции не принявшие советскую власть офицеры, чиновники, представители интеллигенции создавали тайные общества для внутренней борьбы с государством рабочих и крестьян.

Однако против этой версии говорит следующее: преступный промысел, как и любая другая профессия, требует владения «ремеслом». «Бывшие» таких навыков не имели. А значит, вряд ли могли быть авторитетами для матерых уголовников. К тому же белогвардейцы в основной своей массе не имели опыта работы в подполье, поэтому быстро обезвреживались органами ЧК-ГПУ. Те, кто имел такой опыт, заранее нашли себе хлебные места в рядах агентов иностранных разведок и не нуждались в занятии преступным промыслом.

«Белогвардейская» версия появления «воров в законе» многим кажется самой сомнительной.


Версия вторая. Агентура правоохранительных органов

На первый взгляд, это кажется логичным. Через систему ГУЛАГа прошли миллионы человек, и администрации лагерей были нужны негласные пособники, чтобы контролировать эту массу осужденных. Но! Никогда и нигде лагерная администрация не опиралась на организованную преступность. Достаточно вспомнить пресловутого Аль Капоне , который, попав в тюрьму, сразу утратил весь свой авторитет и влияние.

И советский ГУЛАГ не был исключением. Контроль над основной массой осуществлялся с помощью осужденных, «вставших на путь исправления», - нарядчиков, бригадиров, завхозов, дневальных. На лагерном жаргоне они так и назывались – «актив». В преступном мире эти люди были изгоями и с лагерной администрацией сотрудничали не за страх, а за совесть.


Среди них попадались бывшие авторитетные преступники, которые пошли на сотрудничество с органами, чтобы избежать мести, со стороны своих коллег. Но, основная масса преступных авторитетов, считала неприемлемым, для себя, сотрудничество с лагерной администрацией.

Версия третья. Порождение криминальной среды

Организованная преступность в Российской империи была и до Октябрьской революции. Не случайно «отцом» «воров в законе» порой называют Мишку Япончика (Моисея Винницкого ), развернувшегося в первом десятилетии ХХ века и вернувшегося в 1917-м по амнистии Керенского после девятилетней каторги эдаким некоронованным королем.

После революции политическая и экономическая обстановка в стране изменилась. У криминалитета значительно подсократилась «кормовая база». Материальных ценностей на руках у населения стало значительно меньше. А их распределение государство взяло под свой жесткий контроль. Одновременно с этим значительно усилилось давление со стороны государственного репрессивного аппарата.

В этих условиях криминалитет был вынужден уйти в подполье. При всеобщем дефиците материальной ценностью была даже одежда, ковер и радиоприемник. И украденные вещи реализовались с рук вполне благопристойным гражданам. Весь этот процесс, от кражи до сбыта, взяли под свой контроль уголовные авторитеты – воры-преступники, которых в криминальных кругах наиболее уважали и боялись. Из них и выросли «воры в законе», впоследствии у них появился и свой «обряд» коронации.

С преступного бизнеса они взымали налог в свою «черную» кассу – «общак». Причем, как отмечают некоторые историки, первые прототипы воровского «общака» появились еще в XVIII веке. Средства из этой черной кассы шли на поддержание тех, кто находился в заключении.

Конец эпохи

После Великой Отечественной войны в лагеря вернулись те, кто был амнистирован и призван на фронт. Свой преступный промысел многие из них не оставили, что, соответственно, вскоре привело их в учреждения пенитенциарной системы. Среди них были и уголовные авторитеты, и «отступники», которые сотрудничали с администрацией, что дало той возможность отрапортовать об увеличении числа осужденных, вставших на путь исправления. Последние пополнили ряды «актива». С их помощью началась успешная борьба с «ворами в законе», которых тогда, по некоторой информации, насчитывалось несколько тысяч. Многих их них просто вырезали. Руководство МВД о таком явлении старалось не упоминать.


К концу 1950-х от некогда могущественного воровского братства 1920-30-х остались лишь несколько процентов. Многие воровские обычаи были забыты, количество криминальных авторитетов значительно уменьшилось (по некоторым данным – они никуда не исчезли, а просто «залегли на дно».

Термин «организованная преступность» всплыл позже, в 80-х годах, когда им стали обозначать коррумпированных партийных и государственных функционеров. К «ворам в законе» эти фигуранты не имели никакого отношения. Это был совершенно иной уровень преступности. Но и коронованные авторитеты никуда не делись: они по-прежнему устраивали свои сходки, порой в них участвовали с одной стороны, «воры в законе», с другой – «цеховики», нелегальные предприниматели.

На начало 2010-х, по неофициальной информации, в России оставалось лишь около сотни воров в законе. Сложно назвать их точное число, не только потому, что многие из них предпочитают не светиться, но еще и потому, что от старых воровских законов мало что осталось.


Современные воры в законе часто не придерживаются старых правил: не иметь семью, собственного жилья, предметов роскоши и пр. Но в Лету они не канули. И хотя некоторые криминальные эксперты, в том числе и специалисты МВД, склонны утверждать, что «воры в законе» утратили свое могущество и влияние в криминальном мире, многие в это не верят и сегодня.

"Воры в законе" появились в первые десятилетия советской власти. Сначала их существование было оправдано, затем власть начала с ними расправляться и стравливать друг с другом.

Сочувствующие

Со времен реформ Петра I преступный мир в Российской империи становился все более влиятельным, появились специализации, к концу XIX века кастовая система бандитского мира была уже сформировавшейся. Кардинальные изменения в систему воровского мира внесла революция и Гражданская война.

Многие из тех, кто до этого шел "воровским путем" оказались среди "сочувствующих" большевизму. Помогая "красным", они могли отомстить ненавистному царскому режиму. Из уголовников вышел Георгий Котовский, командиром Красной армии был даже легендарный вор Мишка Япончик, не чурался связей с криминалитетом и Коба, будущий Иосиф Сталин.

После завершения Гражданской войны многие красные командиры, имевшие уголовное прошлое, так и не смогли отучиться от своих прежних привычек. Новой власти, которая всячески отстаивала свою легитимность, такие элементы больше не были нужны. По этой причине они просто ликвидировались, проводились "чистки. Тогда воровской мир и понял, что заигрывать с политикой намного опаснее, чем воровать. И воры решили остаться при прежних интересах.

Кодекс воровских понятий начал формироваться в конце 20-х - начале 30-х годов. Этому способствовало несколько факторов.

Во-первых, падение мировых цен на зерно привело к тому, что вторым экспортным сырьем стал лес, который, в отличие от зерна, нужно не просто собирать, а валить, и валить не в самых тепличных условиях (одна из причин появления ГУЛАГа).

Во-вторых, коллективизация, которая стимулировала рост преступности. Эти факторы сложились, и страна столкнулась с явлением, про которое сегодня любят говорить поговоркой "пол страны сидело, пол страны охраняло". Огромное количество людей, оказавшихся за решеткой, долгие срока, "этапы длинные" - все это способствовало тому, что лагерь превратился в отдельную биосферу, организация общежития в которой требовало не только внешнего, но и внутреннего управления. Таким элементов внутренней власти и стали воры.

Короли зон

Показательно, что сама система воровского общества была с самого начала прямой калькой с системы организации партийной власти. "Делегатов" и "секретаря" выбирали голосованием на сходках, для неофитов нужны были две рекомендации от других воров. Важнейшим было соблюдение дисциплины, следование воровским законам: не заводить семью, не работать, не копить богатств (все сдавать в "общак"), не иметь квартиры (жить на "малине").

Как пишет Варлам Шаламов в "Очерках уголовного мира": "Вор – ворует, пьет, гуляет, развратничает, играет в карты, обманывает фраеров, не работает ни на воле, ни в заключении, кровавой расправой уничтожает ренегатов и участвует в "правилках", вырабатывающих важные вопросы подземной жизни".

Воры стали своеобразными "королями" целой лагерной страны. Несмотря на то, что им по закону было запрещено сотрудничать с администрацией, они контролировали все процессы, которые происходили в зоне. Для государственной системы такой порядок самоорганизации был даже удобен.

Читаем у того же Шаламова: "С ворами считается начальство. Блатари – хозяева жизни и смерти в лагере. Они всегда сыты, умеют "достать", когда все остальные – голодны. Вор не работает, пьянствует, даже в лагере, а крестьянский парень вынужден "пахать". Воры его и заставляют "пахать" – так они ловко приспособились".

Воры и война

Во время войны часть воров "перековалась" и пошла служить. Политзаключенных в штрафные батальоны и роты не брали, а вот представители криминала, осужденные за нетяжкие преступления могли попробовать "искупить кровью" и отправлялись в штрафные роты.

Впрочем, надо сказать, что большой сознательностью и патриотизмом воры не отличались, многие из них дезертировали и средства к существованию находили при помощи грабежа, воровства и спекуляций.

В 1942 году, в самый разгар войны, на Тишинском рынке в Москве была даже проведена массированная облава на воров. Страна, которая отражала фашистскую угрозу, вынуждена была бороться и с внутренним врагом в лице воров.

Большой резонанс вызвало задержание в 1952 году банды Павленко. В 1941 году Павленко дезертировал, при помощи друзей "сколотил" сообщество, которое, прикрываясь проведением военно-строительных работ занималась мародерством, грабежами, расстрелами. Костяк организации составляли уголовники, которых Павленко одел в военную форму и справил им по липовым наградным листам звания и медали. Себя Павленко сделал "полковником", во время задержания у него были найдены генеральские погоны.

Сучьи войны

После войны многие из блатных, воевавших на фронте, вернулись в лагеря. Зона их не приняла, воры-старозаконники считали всех тех, что сотрудничал с государством, изменниками, "ссучившимися". Что говорить, если по воровскому закону даже ударивший по просьбе "начальника" в рельс считался "подсученным".

Вернувшиеся с фронта блатари были готовы к тому, что их не примут. В 1948 году на пересылке в Ванинский порт был объявлен "новый закон". Началась настоящая война, кровавая и длительная, ножи и оружие собиралось по всей Колыме.

Воровской мир любит театральность. Для перехода в новый воровской закон был изобретен обряд - целование ножа. Поцеловавший нож терял всякие права в воровском мире и навсегда становился "сукой". Отказников убивали, но не просто, а перед смертью ещё и "трюмили" - избивали и давили металлическими дверями.
В ходе "сучьих войн" было сформировано также и третье воровское сообщество - "беспредельщины". Они с равной ненавистью относились и к старым ворам, и к "сукам".
Сучьи войны существенно проредили воровское сообщество, раскололи его. Инициировалась агрессия как изнутри, так и снаружи. Стравливая воров, власти вполне успешно решали свои задачи.

Белый лебедь

Решительной инициативой власти по расколу и уничтожению воров-законников было создание отдельной тюрьмы для блатарей - "Белый лебедь". Она была построена ещё в 1938 году, но до 1955 года здесь содержались не только уголовники, но и "политические". В 55-м же "политических" перевели в колонию, расположенную в Мордовии, и "Белый лебедь" стал настоящей "банкой с пауками".
Ворам, как мы уже знаем, запрещается работать, но кто будет работать в колонии, если кроме воров там никого нет? Внутри колонии постоянно шли бунты, восстания, которые жестко подавлялись.

В 1980 году в "Белом лебеде" было создано ЕПКТ (единое помещение камерного типа), заслужившая себе недобрую славу среди воров всех мастей. В ЕПКТ отправляли рецидивистов со всей страны (около 4, 5 тысяч), здесь "раскороновали" 130 воров в законе.

Это была очень эффективная мера борьбы с "законниками". Анатолий Жогло, полковник милиции, ветеран ГУБОПа МВД дал следующий комментарий этой методике исправления воров: "В практике советской лагерной системы воровские войны были одним из самых существенных способов искоренения этой касты. Иногда такие противостояния провоцировали сами воры, иногда для этого создавались особые условия по инициативе руководства страны".

Кодекс вора

Воры в законе относятся к элите преступного мира и обладают огромной властью. Короновать и лишить короны вора может только сходка (собрание воров в законе), участники которой предварительно рассылают запросы (малявы) во все колонии и регионы, собирая сведения о претенденте.

Вором в законе может стать человек:

  • имеющий рекомендации от двух авторитетов;
  • не замеченный в общении с представителями власти;
  • без карточных долгов;
  • не замеченный в гомосексуальных связях.

Если сведений, порочащих честь вора, не поступает, вора инициируют (коронуют). Короны как таковой не существует, это понятие условное. Но авторитету делают наколку либо в виде сердца, пробитого кинжалом, либо парящего орла с короной. При этом дается клятва следовать воровскому уставу и покончить с собой в случае предательства.

Раньше воры в законе не имели права заводить постоянные отношения с женщинами и иметь семью, копить деньги и ценности. Все, за исключением доли, отдаваемой в общак (воровскую кассу), должно было спускаться на азартные игры и кутежи.

Сейчас эти правила изменились: авторитеты ездят на дорогих автомобилях и строят трехэтажные особняки. Правда, по-прежнему не носят оружие и не вступают в какие-либо отношения с властями. Это за них делают те, кто стоит на иерархической лестнице ниже их: пацаны, быки и шестерки.

В конце прошлого века, когда воровской мир пережил коммерциализацию, появилось еще одно новшество: статус вора в законе стало возможным купить. Такие авторитеты получили название «апельсинов». Они обладают меньшей властью и не имеют права голоса на сходках, но убить их, как и других законников, могут только по решению сходки. Однако, если верить статистике, им это не особо помогает.

Воровские наказания

У воров в законе действует своя система наказаний:

  • пощечина. Применяется в ответ на оскорбление, причем «сдачи» давать нельзя. Вроде бы ничего страшного, но наносится урон репутации: «битого» вора уже не уважают;
  • удар по ушам. Аналог приказа об увольнении. Корона снимается в двух случаях: за нарушение воровского закона и по состоянию здоровья. В первом случае законник низводится до уровня рядового преступника, лишается доступа к общаку и своего участка, с которого снимает «доходы»;
  • смерть. Ее присуждают за измену. Предательством считается заложить подельников, украсть общак, убить авторитета без санкции сходки или выйти из дела, завязав с преступностью. Раньше убить вора мог только равный вор, сейчас для этого нанимают киллера (палача).

История Мишки Япончика

Родоначальником воров в законе считается Мишка Япончик, хотя он умер раньше появления воровского кодекса. В 1908 году он попал на каторгу как политзаключенный, откуда вернулся в 1917-ом уже вором.

Историки утверждают: ничего нового Япончик в воровской кодекс не ввел. Создавая общак и используя эти деньги для поддержки семей погибших или попавших в тюрьму воров, он лишь следовал правилам, учрежденным русскими воровскими артелями в 15-ом веке.

Надо отдать ему должное: он сам не ходил на «мокрые» дела и членам своей группировки тоже запрещал иметь дело с оружием. Япончик, он же Моисей Винницкий, успел послужить даже в Красной Армии, собрав собственный полк. Однако при попытке самовольно вернуться в Одессу был расстрелян.

История Япончика

Вячеслав Кириллович Иваньков, прозванный в воровском мире Японцем за своеобразный разрез глаз, позже перенял прозвище своего знаменитого предшественника - Япончика. Родившийся в Москве в 1940-м году, он уже в 14 лет начал воровать.

В 60-х годах стал членом банды Монгола, и, как рассказывали очевидцы, шел, не задумываясь, на любое, самое рискованное дело, даже когда на кармане имел неплохие деньги. Иваньков был неоднократно судим за разбойный грабеж, посягательство на жизнь милиционера, нанесение умышленных тяжких повреждений.

Выйдя на волю в 1991-м г., через год он перебирается в США, где сразу попадает под наблюдение ФБР. Там за вымогательство ему дают 9 лет тюрьмы, после чего экстрадируют в Россию. В 2009-м г. на Иванькова было совершено покушение: киллер выстрелил ему в живот. Довезти до больницы живым Япончика не удалось.

История Саши Севера

Саша Север, или Северный, получил известность благодаря песне Михаила Круга «Владимирский централ». Родился Александр Валентинович Северов в 1951-м г. в Саранской области на зоне, где его мать отбывала срок за мошенничество. Нужно сказать, что семья Северовых сидела вся: мать 44 года, отец - 27, сестра - 22.

Саша Север был осужден 8 раз и отдал тюрьме почти 30 лет жизни. В отличие от других законников он любит публичность и не отказывается общаться с прессой. Это идет вразрез с воровскими законами, но сгубил его другой поступок: Север принял участие в судебном разбирательстве по делу «смотрящего» Твери и дал против него показания, чем, как говорят, и заработал лишение короны.

Такова история воров в законе в лицах. Их романтизируют и даже пытаются сделать героями, но суть от этого не меняется: они были и остаются преступниками.

Наказания вора в законе (Блатные санкции)

1) Пощёчина - её, как правило, дают за оскорбление. К тому же публично, во время сходки. Уклоняться или бить в ответ наказанный вор не смеет. Безобидная, на первый взгляд, кара без последствий не остается: авторитет вора уже пошатнулся, по миру расползётся слух - битый, мол.

2) Удар по ушам - церемония разжалования вора в законе. Развенчивают за обман, западло, а также нарушение воровского закона. Хотя разжалование может быть и почётным - по состоянию здоровья. Участь развенчанного вора зависти также не вызывает: он отстраняется от лакомого куска - общака, лишается рэкетируемого участка, а в зоне перемещается из угла или от окна поближе к центру. Экс-вор выживает уже самостоятельно.

3) Смерть. Ею карают только за измену. Предателем считается тот, кто сдал подельников, пошёл на сотрудничество с милицией, похитил общак, убил вора в законе без санкции сходки, вышел из воровского клана и, наконец, завязал.

Первый из них - пощечина. Ее, как правило, дают за оскорбление. К тому же публично, во время сходки. Уклоняться или бить в ответ наказанный вор не смеет. Безобидная, на первый взгляд, кара без последствий не остается: авторитет вора уже пошатнулся, по миру расползется слух - битый, мол. За очередную провину, которая раньше сходила с рук, может последовать вторая санкция - удар по ушам.

Бить по ушам - лишать воровского титула. Участь развенчанного вора зависти также не вызывает: он отстраняется от лакомого куска - общака, лишается рэкетируемого участка, а в зоне перемешается из угла или от окна поближе к центру. Экс-вор выживает уже самостоятельно, ибо другой воровской группировки подобного размаха (как, скажем, польских воров середины 50-х) нет. Он не сможет переметнуться и к бандитам, которые не любят законников, а те отвечают взаимностью. Развенчивают за обман, западло, а также нарушение воровского закона.

Третья блатная санкция, самая жесткая - смерть. Ею карают только за измену. Предателем считается тот, кто сдал подельников, пошел на сотрудничество с милицией, похитил общак, убил вора в законе без санкции сходки, вышел из воровского клана и, наконец, завязал.

Отойти от дел вор может лишь по серьезной болезни. Недомогание в счет не берется: им страдает добрая часть воров - тюремно-лагерный режим здоровья не прибавляет. Когда вор "бракуется" медкомиссией ИТУ, физически не в состоянии посещать сходки и идти на дело, он может попросить братву отправить его на пенсию. Братва сама проведет "врачебно-трудовую экспертизу" и отпустит вора с миром и почестями. Воры не лишаются титула, а лишь переименовываются на вор в короне. Во всех случаях судьбу больного законника решает братва, а не он сам. В противном случае он - изменник.

Изменник приглашается на очередную сходку, даже не ведая, что на повестке дня - его жизнь. Вор, обнаруживший предателя, оповещает об этом братву. Собравшиеся воры требуют подтверждений. Затем слово дается подозреваемому. Если он не сумеет доказать, что это - ложь, дела его плохи. Был случай, когда подозреваемый вор сначала наградил обидчика пощечиной, а лишь затем доказал свою невиновность. После этого братва одобрительно загудела. Поэтому, собирая сходку, вор-обвинитель запасается уликами, чтобы не подорвать собственный авторитет.

Если предатель уличен, братва выбирает способ казни. Иногда стараются имитировать самоубийство. Жертве предлагают исполнить вторую часть воровской клятвы, раз первая была нарушена: беспрекословно принять смерть за измену.

С самоубийцей меньше пыли. Тут и посмертная записка типа: "В моей смерти прошу никого не винить", и пистолет в руке, и единственная дырка в голове. Изменнику вручают пистолет с одним патроном. Выбора у вора нет, и он даже рад такой казни, ибо порой карают еще хуже. Считается, что такая смерть - везение.

Если вор, чувствуя свою кончину, не явился на встречу - назначают еще и палача. Среди законников бывает свой ликвидатор, работающий под "несчастный случай". Он поумнее, с фантазией, имеет в своем репертуаре дюжину способов отправить жертву на тот свет так, чтобы в милицейской сводке и в дальнейшем следственном деле стояло: "в результате ДТП", "в результате неправильного обращения с огнем" или т. п. Их жертвы "курят в постели", "не умеют плавать", "неосторожны на дорогах", "пользуются самолечением". Иногда эти киллеры имеют в своем арсенале соблазнительных девиц, которых подсовывают жертве. После бурной ночи с красоткой ей (жертве) уже не проснуться.

Сходка может выбрать особо жестокий способ казни, всё зависит от вины. В Тюменской области был случай, когда приговоренного запихнули в отрезок строящегося нефтепровода и заварили вход. Чтобы доползти к выходу, пришлось преодолеть десяток километров. Когда через неделю вор увидел свет, то нормально соображать уже не мог. Он долго лечился у психиатров, искололся транквилизаторами, но обрести прежнее душевное спокойствие так и не сумел. Вор боялся темноты, шарахался от металлических предметов, в тесных помещениях с ним случалась истерика, везде чудился запах ржавчины. Лишь с помощью гипноза из больного удалось вытащить историю с нефтепроводом, но это лечения не продвинуло. Наконец, промучившись два года, пациент во время очередного ночного кошмара выбил окно и выпрыгнул с четвертого этажа психиатрической лечебницы.

В 30-х годах особой популярностью пользовались "бетонные боты": смертника ставили в таз и заливали бетоном, затем бросали среди болота или сталкивали в ставок. Казнь родилась именно в России, а не среди американских или итальянских гангстеров. Однажды вору выкололи глаза, отрезали язык и вбили по гвоздю в уши, якобы за то, что он сдал свою обману и указал на общак. На разборку вор не явился и попытался спастись бегством. Палач настиг его в поезде. Говорят, что казнь проходила прямо в купе. Закончив процедуру, палач оставил на столике записку: "Имеющий уши - да не услышит, имеющий очи - да не увидит".

В зоне казнь происходила, как правило, в промышленном секторе, среди механизмов, агрегатов, котлов и печей. Здесь киллеру есть, где развернуться. Он может и не работать под несчастный случай, а специально устроить показуху, дабы другим неповадно было. Головы жертв попадают в шестерни и под прессы, животы натыкаются на штыри, причем раз десять. Приговоренный может взять "на язык" 380 вольт переменного тока или оказаться под тонной "внезапно" рухнувшего штабеля бревен

В последние годы среди новых воров появилась четвертая блатная санкция - финансовая. Принцип ее прост: подставил - плати. Штрафы назначает воровская община. Наказывают за опоздание на сходку, за срыв сделки, за то, что наследил. Сумма иногда достигает миллиона долларов.

В былые времена убить вора-изменника мог лишь равный по титулу, то есть вор в законе. Теперь нравы и законы изменились. Новые законники, привыкшие все делать чужими руками, верны себе и в этом вопросе. Для казни зачастую приглашается киллер со стороны. Среди изменников попадаются настолько крутые, что нанимают нескольких убийц, знакомых с гранатометами, снайперским стрелковым оружием и взрывными работами. Вора могут сопровождать телохранители и возить бронированный автомобиль. Заколотить такого в трубу или расплющить прессом голову весьма проблематично.

Суд воровской жесток, но упразднить его никогда не пытались. Однажды один известный законник самодовольно заметил: "Кто судит от имени государства? Судебная коллегия из нескольких человек. Вора же судят полсотни воров, а то и больше. Все они присяжные с равноправным голосом".

Коронация

Коронация - инициация (посвящение) вора. Правом коронации обладает сходка, по поручительству двух авторитетных воров. Не может быть коронован человек, имеющий плохую репутацию: сотрудничество с властями (службу в госучереждениях), карточный долг, прощёное оскорбление, принадлежность к гомосексуалистам. Иногда коронацию проводят за очень большие деньги, после этой процедуры таких "воров в законе" называют "Апельсинами". Если на сходках "апельсины" пытаются показать доминирующую роль, по сравнинию с ворами в законе, то они исключаются из общака и не имеют право держать базар на сходках. Коронацию могут провести и на свободе, и в зоне. Хотя большим уважением пользуется коронация в колонии или тюрьме. Некоторые из воров считают, что венец нужно вручать только в тюремной больнице или на пересылке. Корона - это символ. Он обязуется соблюдать законы и беспрекословно принять смерть в случае предательства. Вору торжественно наносят татуировку: сердце, пробитое кинжалом - "смерть за измену". В воровском клане существуют ещё наколки, указывающие на законника. Скажем, парящий орёл с короной над головой (его накалывают на груди - Степан Разин), карточные масти внутри креста, подключичные звезды. Но их наносят после коронации.

Понимает, кто такие воры в законе. Список таких людей десятки раз публиковался в открытом доступе, но при этом многие знают слишком мало о том, кого представляли и представляют собой эти люди, и как они к этому пришли.

Геннадий Александрович Карьков (Монгол)

В первую очередь стоит отметить Геннадия Александровича Карькова, который является одним из тех, с кого и пошли эти самые воры в законе (список он открывает именно поэтому). Известный в свое время уголовник по кличке Монгол является одним из пионеров преступного мира наших дней.

Первый раз в тюрьму Монгол сел в 30 лет за совершение кражи. После этого он попробовал работать в обычной строительной организации, что быстро ему наскучило, и впоследствии он направил свои силы исключительно в криминальный промысел. Карьков выделялся среди других преступников смекалкой, самостоятельностью, сообразительностью, а также резкостью практически в любых ситуациях. Все действия им практически всегда выполнялись лично, за что его особенно почитали другие воры в законе. Список воров в законе он открывает также по той причине, что одним из главных людей в его банде был Вячеслав Иваньков, более известный современным гражданам постсоветского пространства по кличке Япончик, причем одной из версий появления этой клички является именно то, что так окрестил его сам Монгол.

Основным видом деятельности его банды было совершение разбойных нападения на квартиры, принадлежащие высокопоставленным лицам, при этом стоит отметить, что в преимущественном большинстве случаев жертвы даже не собирались обращаться в милицию, так как по определенным причинам скрывали происхождение похищенных вещей.

В процессе выполнения своих действий банда отличалась чрезмерной жестокостью, и если кто-либо отказывался добровольно отдавать деньги, его вывозили в лес и жестоко пытали. При этом стоит отметить тот факт, что изощренные пытки этой банды были не только физическими, но и психологическими. К примеру, некоторых людей заживо клали в гроб и принимались пилить его ножовками, вследствие чего люди рассказывали всю необходимую информацию.

Отношение других воров к Карькову

Стоит отметить, что на момент совершения преступления действия Карькова представляли собой непосредственное нарушение а впоследствии это стало принято называть «рэкетом». С течением времени же (приблизительно в конце 70-х годов) на сходке в Кисловодске было принято решение о том, что рэкетом все-таки можно заниматься, вследствие чего капитал постепенно начал все больше и больше сращиваться с криминальной средой, то есть, в конечном итоге, инициаторами данной идеи стали сами воры в законе. Список всех людей, которые там присутствовали, не опубликован.

В 90-х годах судьба Монгола сложилась для него крайне удачно, так как он стал смотрящим одновременно за несколькими районами столицы и смог купить дом во Франции. Однако уже в скором времени он заболел раком и умер в 1994 году.

Вячеслав Кириллович Иваньков (Япончик)

Один из наиболее известных преступников, являющийся также лидером криминального клана Москвы, - Вячеслав Иваньков. Кличка «Япончик» досталась ему от учителя Монгола, и получил он ее за характерные

Ранние годы жизни

В детстве Иваньков поступил в цирковое училище и начал активно заниматься добиваясь неплохих результатов. Однако на одной из тренировок произошло несчастье - он упал с трапеции, вследствие чего получил закрытую травму черепа. Стоит отметить тот факт, что он так и не обратился с этим ни в какие медицинские учреждения, несмотря даже на то, что в определенных ситуациях дело доходило до обморочных состояний.

Криминальная жизнь

Как и Монгол, впервые Иваньков был привлечен к ответственности по случаю карманной кражи, причем в момент задержания он вел себя настолько агрессивно, что психиатры у него определили хроническое психическое заболевание в форме шизофрении и невменяемость. Сразу после того, как Япончик узнал свой диагноз, он предпочел кардинально изменить свое поведение - стал активно общаться с окружающими, увлекся настольными играми и т.д. Список русских воров в Законе он вряд ли бы пополнил, если бы остался с подобным диагнозом, но в конечном итоге врачи сообщили, что он перенес психоз.

После того как Япончик в течение длительного времени являлся одним из наиболее влиятельных людей в банде Монгола, он создал собственную группировку, которая занималась, по сути, практически тем же. Под видом сотрудников милиции члены банды начинали обыски у тех людей, которые жили на «нетрудовые» доходы, вследствие чего выносили из жилища абсолютно все. При этом периодически практиковались также случаи вывоза жертв в лес с последующими пытками, в процессе которых вымогались деньги другие ценности. После того как к группировке присоединились такие известные уголовники, как Слива и Асаф, она начала «работать» по всей территории Советского Союза, причем в каждом регионе банда оставляла достаточно большое количество трупов.

Третейский судья

Стоит отметить тот факт, что очень многие деятели культуры, включая Александра Розенбаума и Иосифа Кобзона, ходатайствовали о том, чтобы добиться освобождения Япончика в 1991 году. В течение длительного времени он пребывал после этого на территории Европы и США, однако затем его экстрадировали в Россию, где прокуратурой на него было заведено дело об убийстве турецких предпринимателей. Однако это дело полностью рассыпалось уже к 2005 году.

После оправдания Иваньков сказал о том, что в дальнейшем не собирается возвращаться ни к каким криминальным разборкам, но при этом, проживая за границей, постоянно выступал в виде своеобразного «третейского судьи» в процессе споров между различными группировками. В частности, он решил принять участие в известном конфликте, который произошел между самыми влиятельными кланами своего времени - кланом Тариэла Ониани и Аслана Усояна (более известного как Дед Хасан).

Смерть

В 2009 году на Япончика было совершено покушение, которое представляло собой обстрел во время выхода криминального авторитета из ресторана под названием «Тайский слон», где он был серьезно ранен. Практически на протяжении месяца врачи старались его вылечить, однако, не смотря на все старания, он погиб от перитонита, так и не оправившись от полученного ранения.

Аслан Рашидович Усоян (Дед Хасан)

Аслан Усоян - один из наиболее известных уголовников, распространивший свое влияние практически на всю территорию и, в частности, в свое время лично курирующий дела, которые вели ростовские воры в законе (список их также в основном состоял из людей Хасана). Именно за счет такого широкого влияния он получил большую известность на территории постсоветского пространства. Им было назначено большое количество лидеров в различных городах, и, кстати, сюда входят воры в законе в Омске, список которых у милиции возглавлял человек Усояна. Подобное можно отметить практически в каждой области России.

Интересным случаем является разлад между Хасаном и братьями Огановыми, вследствие чего он, опасаясь за свою жизнь, решил уехать на юг, несмотря на то, что именно с ним работали многие воры в законе ростовской области, список которых во многом состоял из таких людей.

В свое время преступный клан Деда Хасана являлся одним из наиболее мощных на территории России, несмотря на то, что принимал участие в достаточно большом количестве крупных криминальных войн. В частности, под его покровительством были многие известные уголовники и даже краснодарские воры в законе, список которых часто возглавлял Вадик Краснодарский. В 2010 его тяжело ранили, но не смертельно, однако уже в 2013 году Усоян скончался от выстрела снайпера.

Война с кланом Таро

Наиболее известным конфликтом для многих современных людей является война с кланом Тариэла Ониани (Таро), которая произошла из-за раздела огромнейшей бизнес-империи на территории России и Западной Европы, последовавшего после ареста Захария Калашова по кличке «Шакро Молодой».

Изначально сопротивление заключалось в том, что собирались сходки, включающие в себя людей, возглавляющих список самых влиятельных воров в законе. Их расположение старался заполучить каждый клан. Кроме того, обе группировки занимались активной вербовкой новых сторонников.

Одним из первых в результате названного конфликта пострадал ресторатор Гела Церцвадзе, который считался правой рукой Таро и управлял легальным бизнесом Ониани. После этого произошел ряд убийств криминальных авторитетов. При этом стоит отметить факт, что полный список воров в законе распространялся не только на территорию России, поэтому убийства происходили также и в других странах, включая Грецию и Испанию.

Решающим в этом конфликте стало покушение на Япончика, после которого Усоян смог убедить все воровское сообщество к причастности к этому людей Таро, а также стал организатором письма, которое было подписано большинством известных законников и свидетельствовало о вынесении Ониани смертного приговора.

Смерть

16 января 2013 года Дед Хасан вышел во двор ресторана под названием «Старый фаэтон», после чего практически сразу снайпер выстрелил ему в голову. После этого его забрали на "скорой помощи", но так и не смогли спасти - он скончался в реанимации Боткинской больницы. Некоторые источники говорят о том, что его смерть произошла еще по дороге в больницу.

Несмотря на то, что многие хотели похоронить его на престижном в конечном итоге было принято решение выполнить завещание Усояна и похоронить его рядом с братом и матерью в Тбилиси.