В этот раз я предлагаю нам всем вместе поностальгировать и вспомнить историческое событие, имевшее место в Москве 12-13 августа 1989 года. Я говорю о Московском музыкальном фестивале мира, Moscow music peace festival, ознаменовавшем окончательное падение железного занавеса и коллапс совка в том виде, каким мы его знаем.

Мы все без исключения знаем песню Scorpions «Wind of Change». Но не все знают, что вдохновлена она как раз августовским мероприятием, в котором эта группа приняла участие. Именно после фестиваля Scorpions стали чем-то особенным для постсоветского пространства. А раньше были одной из многих зарубежных групп, не более.

Фестиваль проходил два дня на переполненном стадионе в Лужниках. Какой музыкальный стиль сейчас самый популярный? Наверно, рнб. А в те времена, как ни странно, глэм-метал. Самые популярные группы мира, игравшие, в основном, в этом стиле, приехали в Москву. Даже сейчас такое событие взбудоражило бы всех. А тогда, представьте! Учитывая, что до того даже отечественный рок не поощрялся, не говоря про выходцев из капстран. И тут, на пике своей популярности, в Москву приехали мировые суперзвёзды. Bon Jovi, Scorpions, Cinderella, Mötley Crüe, Skid Row, Ozzy Osbourne, Gorky Park, Нюанс и Гарик Сукачёв с Бригадой С — вот каков звёздный состав.

Формально фестиваль пропагандировал мир во всём мире и отказ от алкоголя и наркотиков. Фактически он стал кульминацией потепления отношений между совком и США.

Ещё мероприятие можно в какой-то мере назвать праздником для Bon Jovi: они фактически организовали фест, а выступали на нём группы Cinderella, Skid Row и GP — их протеже. Из-за этого за кулисами некоторые группы косо смотрели друг на друга.

А теперь р ассмотрим всех по порядку.

Skid Row — молодые, красивые, дерзкие, полные неуёмной энергии. Особо всем запомнился фронтмен Себастьян Бах. Собственно, объективно кроме него группа ничем не примечательна. Сейчас она тоже существует, и никому до неё нет дела. У певца — сольная карьера, не особо удачная. Но это в наше время, а тогда харизма молодого Себастьяна и вложенные Джоном Бонджиови миллионы в раскрутку сделали из Skid Row рок-звёзд. Ненадолго, правда. На фестивале они выступили просто ураганно. Я считаю, именно так должны выглядеть на сцене настоящие рокеры.

Cinderella — одна из величайших глэм-групп мира. Неповторимый голос Тома Кифера, великолепное мастерство и попсовые в хорошем смысле хиты не могут оставить равнодушными.

Mötley Crüe — рок-н-ролл как он есть. Люблю эту группу. Подпевали им тётки с модными тогда и смешными в наше время пышными причёсками.

Bon Jovi — махина! Для нашего поколения их популярность началась с хита It’s my life, но пик их карьеры — это всё-таки конец 80-х. Ричи Самбора в то время играл намного техничнее, чем сейчас.

Scorpions — мэтры, почётные участники. Их выступление там стало переломным и для советского шоу-бизнеса, и для их собственной карьеры.

Горький Парк — «наш ответ» западному глэму. Классический состав с Николаем Носковым, который вскоре со скандалом уйдёт из группы. Визуально они смотрелись не так ярко, как иностранцы. Носков был в каком-то страшном чёрном наряде, Белов подстрижен под Иванушку-дурачка. Но популярные хиты сделали своё дело: ГП с тех пор на равных были приняты в число мировых звёзд.

Оззи Осборн тогда ещё не был пенсионером и ходячим скелетом. Его карьера была на пике. Именно он был главной и самой долгожданной звездой фестиваля. Но даже его смог в какой-то мере затмить недавно на тот момент нанятый гитарист Зак Уайлд. Что он делал на сцене — не описать словами, это надо видеть!

Бригада С. Гарик Сукачёв выступал как в последний раз. Невероятный артистизм и льющаяся через край энергия. Остальная часть коллектива подпортила дело. Неумение музыкантов его группы по-человечески играть на своих инструментах особенно было заметно на фоне филигранной исполнительской техники западных групп.

Про Нюанс ничего не могу сказать, а жаль. Их участие там просто проигнорировали, в то время как это — одна из самобытных и самых интересных отечественных групп.

12 августа 1989 года в Москве на стадионе «Лужники» состоялось открытие рок-фестиваля «Moscow Music Peace Festival», который позже был назван «русскими Вудстоком».

В фестивале принимали участие такие гиганты западной сцены как «Bon Jovi», «Motley Crue», «Ozzy Osbourne», «Skid Row», «Scorpions», «Cinderella» и, получившая признание советская рок-группа «Gorky Park».

Фестиваль проходил под девизом «Рок против наркотиков», а целью был сбор средств на лечение наркозависимых и финансирование антинаркотических программ в СССР. Трансляция проходила в 59 странах мира, а телеаудитория составила около 1 миллиарда человек.

Инициатором данного мероприятия стал Стас Намин, который в 1986 году со своей группой «Цветы» уехал на гастроли в Америку и Канаду. Приобретя полезные связи и навыки в шоу-бизнесе, в 1987 году в Парке Горького он создает центр Стаса Намина (SNC), а в 1988 году проводит фестиваль «Музыка за мир» в котором помимо советских рок-групп приняли участие фолк-певица Мелани и поп-певец Ховар Джонс. Но в мечтах Стаса было провести что-то масштабное.

Стас Намин и группа Цветы

В то же самое время на другом конце земного шара известный промоутер Док МакГи оказывается в центре скандала, связанного с распространением наркотиков, прибыль от оборота которых вкладывал в раскрутку таких групп как: «Scorpions», «Bon Jovi», «Skid Row» и «Motley Crue». Чтобы избежать тюремного срока МакГи организует фонд «Make A Difference Foundation», целью которого является борьба с наркоманией.

Стас связывается с коллегами из Америки, и МакГи обещает привезти в Москву крупных звезд, которые будут бесплатно выступать. Расходы на перелет музыкантов, сцену, звук, оформление и т.д. взял на себя фонд «Make A Difference». Стас Намин получает разрешение властей.

«В то время организовать масштабный фестиваль было, как ни странно, проще», — вспоминает Стас. — «Достаточно было получить разрешение на самом верху, а дальше уже можно было закрыть глаза на всех - от райисполкома до милиции. Музыкального рынка как такового еще не было, юридические вопросы никто не регламентировал, так что почти все решалось за счет устных договоренностей. Условно говоря, вместо кипы разрешительной и сопроводительной документации можно было показать одну бумагу от Иван Иваныча. Правда, в этом был и большой минус: если тот же Иван Иваныч вдруг решит все отменить, то кранты, защититься тебе было нечем. Мы до последнего нервничали и не знали, чем все закончится. С одной стороны, по всей Москве уже несколько месяцев висели афиши, с другой - советская пресса и старые партийные деятели развернули беспрецедентную пропагандистскую кампанию: мол, нашу молодежь насильно развращают, heavy metal ей не нужен».

Стас Намин на фестивале

Музыкантам было строжайше запрещено употреблять что-либо крепче сока. Док МакГи подверг жесткой проверке самолет и личные вещи музыкантов. Все конфискованное было тут же вылито или смыто в туалете.

У отечественных организаторов концертов не было опыта в проведении столь масштабных мероприятий. Профессиональные секьюрити никогда не сталкивались с большинством непредвиденных ситуаций, а милиция и вовсе не знала как себя вести. В результате огромное количество фанатов и членов рок-тусовки проникло за кулисы, фотографируясь с музыкантами на память.

Та же по приглашению Стаса Намина в концерте приняли участие и советские рок-группы: «Нюанс» и тогдашний коллектив Гарика Сукачева «Бригада С».

Праздник рок-н-ролла длился два дня, 12 и 13 августа, и завершился совместным джемом всех участников фестиваля – были сыграны «Hound Dog» Элвиса Пресли и «Rock’n’ roll» - Led Zeppelin.

Фестиваль посетили около 200 тысяч человек, хотя немалую их часть составляли солдаты, задачей которых была охрана общественного порядка. По свидетельству очевидцев было много сотрудников в штатском который сидели на трибунах в каждом ряду и ограничивали излишнее проявление эмоций у фанатов.

Провинция - не помеха успеху

В Советском Союзе состоялся первый фестиваль "Монстры рока СССР", проведенный под эгидой всемирно известного журнала "Метал Хаммер".

Хеви-метал жив!

Официально признанный мертвым, он все-таки нашел в себе силы возродиться вновь. А ведь, по большому счету, он и не исчезал со сцены последний год. Однако разговоров было много, как и пророчеств, но пятнадцать тысяч зрителей ежедневно на череповецком стадионе "Металлург" трудно скинуть со счетов.

Коммерческий директор журнала "Метал Хаммер" Генри Ольберг полностью согласен с такой точкой зрения: "Последние десять лет спрос на эту музыку остается постоянным, а в некоторых странах, например, в Америке, даже растет. Не думаю, что Советский Союз является в этом плане исключением".

Вероятно, именно эта твердая уверенность в жизнеспособности стиля и стала основой идеи провести в нашей стране серию фестивалей под общим девизом "Монстры Рока СССР". В принципе, эта идея не нова, и подобные фестивали с успехом проводятся уже девять лет практически во всех странах Запада под эгидой журнала "Метал Хаммер". Старт был дан в августе 1980 года в английском местечке Кастл Доннингтон, и с тех пор каждую третью декаду августа самые успешные группы года собираются на этот праздник.

31 августа начался "Монстрс оф рок СССР". Это стало возможным благодаря общим усилиям большого количества людей. Генеральным спонсором фестиваля стало московское ПКО "Новация". Серьезную помощь организаторам "Монстров" оказало череповецкое производственное объединение "Азот". Но всеми вопросами фестиваля (от строительства сцены до продажи фирменных маек с надписью "Метал Хаммер") занималась "команда" под руководством Сергея Соколова, иногда по-простому именуемая "Сергей и Сергей". Именно этим ребятам мы и обязаны тем, что "Монстрс оф рок СССР" состоялся. Причем событие это далеко не обычное мероприятие, какими мы привыкли видеть наши фестивали. Размах чувствуется во всем - от огромной сцены и отличной мощной аппаратуры, поставленной фирмой "Кервин Вега", до масштабов освещения фестиваля (журналисты почти всех европейских стран были аккредитованы на фестиваль). "Монстрс оф рок" снимались телевидением, и в ближайшие дни вы сможете увидеть все своими собственными глазами. Фирма "Мелодия" готовит к выпуску пластинку с номерами групп, принимавших участие в фестивале.

Впервые музыканты практически всех советских металлических супергрупп собрались вместе - не на час-два - на целых пять дней. Все ерунда, главное - тусовка! Это если в шутку, а если всерьез, то ребята впервые осознали, что стиль жив, что вместе они представляют реальную силу, которая в состоянии дать тяжелому року вторую жизнь.

Привет, монстры! Это приветствие часто можно было услышать на улицах Череповца. Десант длинноволосых музыкантов, затянутых в джинсы и в кожу, не удивил жителей города, буквально заваленного рекламой фестиваля. Количество автографов, данных везде, где только можно, подсчитать просто нереально.

Итак, фестиваль стартовал. Первый день заканчивала , по иронии прибывшая в Череповец в вагоне №13 за день до того. Но первой на сцену вышла малоизвестная московская группа РАДМИР. Не знаю, как кто, но я впервые узнал о РАДМИРЕ из телевизионной рекламы фестиваля. Ребята явно поторопились выходить на большую сцену - фестивали типа "Монстрс оф рок" ориентированы, прежде всего, на уже раскрученные группы с устоявшимся имиджем и знакомым публике репертуаром. Две попытки РАДМИРА прорвать барьер непонимания закончились ничем, и в итоге гитарист разбил свою гитару (говорят, стоимостью две тысячи) и бросил ее в публику. Этот подарок народ, как ни странно, принял. Все-таки нечасто у нас швыряются гитарами!

К истинному моему удивлению, прекрасно оправилась после недавних перестановок в составе, и сейчас заветная мечта Александра Елина создать чисто женский коллектив близка к реализации как никогда! Заменить Инну Глэм было довольно непросто. Но образ, созданный Валерией Араскиной. ничем не уступает прежнему, а в некоторых местах (весьма существенных) даже выигрывает.

Валерия Араскина сумела так сосредоточить все внимание публики на сценическом действии, что когда настало время играть Владимиру Холстинину и его друзьям, все было уже в порядке. АРИЯ без труда взорвала уже близкое к кипению поле и не выпускала его из зоны своего внимания до "Тореро", который прогремел над Череповцом как предвестник будущего джем-сейшна.

Описывать шоу АРИИ не имеет смысла, все и так знают, что "арийцы" умеют работать, Валерий Кипелов по-прежнему один из лучших солистов страны, и хотя за истекшие месяцы он нахватался кое-чего от Оззи Осборна, все это смотрится очень естественно. Перечислять всех не будем - страна и так знает своих героев, напомним лишь, что второй диск АРИИ "Игра С Огнем" планируется к выходу в конце этого года. По большому счету, АРИЯ - одна из немногих групп в стране, которая реально работает на сцене. Времена меняются, и стандартные позы все меньше выручают тех, кто берет их на вооружение.

1 сентября хэдлайнером должна была быть (имеющая в Череповце просто умопомрачительное количество фанов). Но сначала на их самолете вышла из строя навигационная система, а когда ремонт был закончен, полет был отменен по причине "наступлении темноты" (а мне казалось, что мы живем в XX веке...). В итоге АЛИСА прилетела на "кукурузнике" АН-2 лишь день спустя. А в Череповце ее заменил .

Выступление второго начал - группа с солидным потенциалом. Хотя все это зависит от того, насколько хорошо будет расходиться их дебютный диск "Дама Пик". Я не очень люблю глэм, но у ДЖОКЕРА есть отличные песни. Апогеем их выступления стала "Магия".

ОРИЕНТ ЭКСПРЕСС (в простонародье известные как , что не совсем соответствует истине) продолжили дело, начатое ДЖОКЕРОМ, и выплеснули в вечерний воздух тяжелый рок-н-ролл, еще более подогрев собравшихся на поле. Вокалист ОРИЕНТ ЭКСПРЕССА достоин хороших слов, впрочем, как и гитарист Сергей Васильев, который постоянно был в порядке, несмотря на все объективные и субъективные обстоятельства. ЭКСПРЕССУ необходимо как можно быстрее писать новый альбом - это будет прекрасный выход из существующего сейчас запутанного положения.

ЧЕРНЫЙ КОФЕ любим повсюду, и Череповец не исключение. При всей своей статичности ребята знают, что надо народу, и, отыграв "Владимирскую Русь", под гром аплодисментов закончили свой сет материалом из своего нового альбома. После выступления Игорь Куприянов признался, что готовит к выпуску сольный альбом, продюсером которого будет никто иной как Дмитрий Варшавский.

КОФЕ отыграл еще раз на следующий день, выручая организаторов, которые никак не могли дождаться АЛИСЫ. После этого на сцену вышла . Дело сразу пошло веселее, "хор мальчиков города Череповца" уверенно вытягивал "Спи, Дитя", и Елена Соколова ушла со сцены в полной уверенности, что публика осталась довольна. Нового материала не играли (эти вечные проблемы с составом!), но он готов, и можете мне поверить, что уже в следующий раз МАРКИЗА не преминет пустить его в ход.

сразу начал со скорости, на мгновение загородив длинными прядями трясущихся волос ударную установку. Потом они разбежались в разные стороны, и шоу началось. Ни секунды без движения, ни секунды передышки между песнями. Недавно группа вернулась из Бельгии. И это сразу заметно - Запад умеет заставлять работать. "Мы Не Хотим Умирать" и "Палачи" проскочили на одном дыхании.

"Молчать!" - закричал Серышев, когда фаны в сотый раз собрались кричать "Здесь Куют Металл!" Но это не помогло... В итоге Большаков ползком добрался до своей гитары через всю сцену... и начался джем с АРИЕЙ. Прием, отработанный на фестивале "Московского Комсомольца", безотказно сработал и здесь.

Новый альбом МАСТЕРА "С Петлей На Шее" уже поступил в студии звукозаписи, и альбом (с другим, правда, названием) принят художественным советом "Мелодии".

Гала-концерт завершала АЛИСА. Выступление прошло на "ура", но философский настрой АЛИСЫ не совсем стыковался с энергетикой предыдущих групп, и этот фрагмент как бы выпал из общего ряда. Но это не вина музыкантов. Все-таки "Монстрс оф рок" - металлический фестиваль...

Фестиваль окончен, но продолжение следует, Уже в конце октября он пройдет в другом городе страны (он еще не определен окончательно). Некоторые группы будут заменены. В частности, планируется пригласить киевский ЭДЕМ. А пока организаторы ищут спонсоров следующего фестиваля. С предложениями обращаться по адресу: 140000, Моск. обл., г. Люберцы, Октябрьский пр., 190. ПКО "Новация".

Алексей СИДОРОВ
Череповец - Москва
"Московский Комсомолец" 21.09.1989

P. S. На осеннем туре фестиваля "ЗД". 16 октября целиком отдан участникам фестиваля в Череповце. День "Монстрс оф рок" будет представлять фирма "БиЗ Экспресс" и редактор "Метал Хаммер" Генри Ольберг.

Монстры наносят повторный удар

Нанести второй удар всегда сложнее. Если сделать один шаг удается многим, то многие же и ломаются на втором. Здесь уже не срабатывают дополнительные обстоятельства, как то - свежесть, необычность, интерес, простое любопытство, наконец...

Люди уже знают, чего можно ожидать, и разочарований не прощают. К счастью, для многочисленной армии поклонников крупнокалиберной музыки, "Монстрами рока СССР" занимаются серьезные люди.

Менеджмент "БиЗ Экспресс" приложил большие усилия для того, чтобы этот праздник тяжелого рока состоялся и прошел на солидном уровне. Фестиваль растет с каждым разом и скоро грозит превратиться в самое мощное шоу страны. Да и вообще, когда появляется традиция - это уже хорошо.

Фестиваль, несомненно, доставил много удовольствия не только зрителям (а зал был переполнен оба дня!), но и людям, которые в курсе музыкальной жизни столицы. Открытия и сюрпризы следовали один за другим. Огорчило, что не смогла участвовать АРИЯ, но ребятам сейчас не до концертов. Состав АРИИ опять раскололся (Дубинин и Маврин уезжают работать в Западную Германию), и чем все это кончится - пока не ясно. Однако перейдем к более приятным вещам.

Открыл фестиваль ДЖОКЕР. Уже в Череповце в этих музыкантах чувствовался сильный потенциал. Во всяком случае, я с удовольствием просмотрел и прослушал весь их сет. За прошедшее с тех пор время в группе кое-что изменилось - во-первых, изменилась стилистика - звук стал жестче, исчез слишком уж заметный в прошлом "дефлеппардизм". А во-вторых - в ДЖОКЕРЕ появился новый вокалист, Борис Буров, и этот человек стоит того, чтобы о нем поговорить отдельно.

Это имя я встречал уже несколько лет назад. По Москве ходили слухи о вокалисте с удивительным голосом, но дело особенно не двигалось. Первая серьезная попытка была предпринята с группой АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ осенью прошлого года, но она не удалась, и тогда-то и возник этот неожиданно сплоченный альянс Бориса с ДЖОКЕРОМ.

ДЖОКЕР всегда был силен своим мощным хард-роком, и просто фантастический голос Бурова (вспомните-ка Гленна Хьюза) стал именно той частью ядерного сырья, которого не хватало для цепной реакции.

Музыка ДЖОКЕРА - это традиционный (в лучшем смысле этого слова) хард-рок, в котором нет слабых мест. Явление редкое на нашей отечественной металлической сцене. На "Монстрах" ребята играли часть своего нового репертуара - готовится новый альбом ДЖОКЕРА, и, поверьте моему слову, вы еще услышите об этой группе.

Следующей на сцене появилась МАРКИЗА. Не так давно вышел ее дебютный альбом с тремя футуристическими чудовищами на обложке, и рейтинг группы в мире тяжелого рока резко вырос. Правда, в те времена, когда пластинка писалась, в коллективе, похоже, царствовали "облегченные" настроения - и пластинка наполнена прекрасными балладами, хотя и для жесткого материала место осталось.

МАРКИЗА включила в свое выступление некоторые свои прежние хиты, но новый материал вызывает у меня одни положительные эмоции. Новый гитарист Михаил Самофалов (экс-АЛЬФА) сумел вывести МАРКИЗУ на определенный курс, иногда делая совершенно неожиданные отступления от него. Но такие "шаги в сторону" не портят общего впечатления, более того, расширение музыкального спектра МАРКИЗЫ пришлось всем по кайфу.

И опять небольшой сюрприз - в составе группы снова появилась Света Молчанова, недавно вернувшаяся к своим прежним коллегам после развала ПРИМА ДОННЫ. Надо сказать, альянс сестер Молчановых работает просто великолепно, так что МАРКИЗА ничего не потеряла, а вот приобрела многое...

На второй день вместе с МАРКИЗОЙ на сцене появилась Энн Болейн, вокалистка американского состава ХЕЛЛИОН, о которой отдельный разговор.

Все группы вторых "Монстров рока СССР" продемонстрировали тенденцию к прогрессу. ЧЕРНЫЙ КОФЕ, долгое время эксплуатировавший эффект "Владимирской Руси", на этот раз оказался на высоте. Номера с их новой пластинки имеют заметно изменившееся качество. Основной удар сделан на ритм-секцию, которая честно справляется со своей работой, качая в меру тяжелый, в меру динамичный ритм, на фоне которого Дмитрий Варшавский упражняется в вокальном искусстве.

Песни "На Последний Поезд", "Вольному Воля" звучат очень свежо, бас-гитара Игоря Куприянова оказалась в состоянии придать неповторимое очарование простому, казалось бы, номеру "После Тебя".

МАСТЕР. Этот коллектив всегда был моим фаворитом в мире тяжелого рока. Их последний магнитофонный альбом, наделавший много шума, наконец, прошел технические службы и в июне должен выйти пластинкой на "Мелодии". Первоначальный тираж 30 000. А пока музыканты практически весь его материал играют на своих концертах. В том числе и здесь, в Сетуни.

Шоу МАСТЕРА никогда не страдало статичностью, в нем полно взрывной энергии, хотя мне кажется, что техникам сцены чересчур здорово достается от музыкантов во время выступления.

Старые вещи почти исчезли из репертуара МАСТЕРА (скорость - она как наркотик, и играть вещи в "мид-темпо" просто неинтересно). И поэтому очень клево была принята старая вещь "Воля И Разум". Сет прошел на "ура", и публика еще долго скандировала название группы, но таковы уж правила - выходы на "бис" расписанием не предусмотрены, длительный фестивальный марафон и так сильно "сажает" публику.

Выступления ждали все. В Череповецком фестивале группа не смогла принять участие из-за нерасторопности наших западногерманских партнеров, но на этот раз мешать было некому, и КРУИЗ появился на сцене.

Я знаю, что Валерий Гаина очень волновался перед концертом в Москве в начале этого года, после почти годового отсутствия.

Мы несколько не привыкли к новому имиджу группы, и если имели о нем какое-то впечатление, то разве что из западных клипов, показанных по нашему ТиВи. К тому же, пластинка КРУИЗА так и не была переиздана в нашей стране, а потому для многих репертуар группы оставался тайной за семью печатями.

Если у кого и были опасения - они оказались напрасными. КРУИЗ в любой ситуации остается КРУИЗОМ. Неутомимым, веселым и неугомонным.

Центр внимания, конечно, падает на Гаину, который в последние годы не только терзает гитару, но и является певцом на все случаи жизни. Шоу КРУИЗА тщательно продумано, и при минимуме людей на сцене создается впечатление активного сценического действия. Время от времени кто-то из музыкантов переключает внимание на себя, давая тем самым остальным возможность передохнуть.

Группа отыграла старый материал (правда, для изрядной части публики он оказался новым) и продемонстрировала номер из новой пластинки, который назывался "Хит Для ЭмТиВи". Не знаю, выйдет ли очередной альбом КРУИЗА здесь, у нас, но на Западе он планируется к середине года и будет называться "Калчер Шок. Эй. Эл. Эс", что в переводе на наш язык можно подать как "Культурный Шок. Чужой Жизненный Стиль". Я так понимаю, что речь на альбоме пойдет о "тяжелом" опыте КРУИЗА жить в условиях оголтелого империализма...

Выступлением КРУИЗА Гаина не ограничился и под конец фестиваля представил на суд публики свой новый сольный проект ГЕЙН, который был сформирован пару-тройку месяцев назад и после небольших перемен работает в следующем виде: Валерий Гаина - гитара, Федор Васильев - бас-гитара, Владимир Бажин - вокал (он таки ушел из ...) и Андрей Шатуновский - ударные (последнее место работы - КУРАЖ).

На сцене вся эта команда напоминает банду с разношерстного восточного базара. По сути дела - это неплохой имидж, и он хорошо выдержан. А самое главное - отвечает той музыке, которую играет ГЕЙН.

Хотя в ГЕЙНЕ 50-процентное содержание "круизовцев", музыка проекта порядком далека от трэшевой анархии. Проект был создан для попытки прорваться на американский рок-рынок, как известно, самый большой в мире (хотя мы можем "съесть" куда больше музыки, чем они). ГЕЙН весь построен на гитаре, которая звучит, не замолкая. Упрекать материал проекта в коммерческой направленности будет не совсем справедливо, так как здесь в изобилии присутствуют совершенно не присущие коммерческой музыке фрагменты, из которых и складывается, в принципе, музыка ГЕЙНА.

Но все затмил совершенно чумовой джем-сейшн, когда огромная толпа музыкантов исполняла "Дым Над Водой". И вот тут-то и отличился Буров! К моему удивлению, он не просто давал ДИП ПЕРПЛ образца 1974 года, но еще и знал текст песни! И под завязку неунывающий Гаина порадовал народ исполнением гитарного варианта нашего гимна. Помните - "Союз нерушимый..." и т. д.

Фестиваль завершился - измотанные организаторы устало вздохнули и прикинули, что и во сколько им обошлось. Директор всего этого мероприятия, Сергей Соколов, под конец просто напоминал "зомби" - взгляд у нашего гения организаторской работы напрочь отсутствовал, и двигался он, похоже, лишь по воле некой высшей силы.

Особенно хочется сказать о ранге фестиваля - ребята из спортивного клуба "Вайдер-Ветал" отлично сделали свою работу - нигде прежде я не видел, чтобы "секьюрити" вели себя настолько активно и вежливо одновременно. Хотя им досталось и круто - сдерживать в течение четырех часов заведенную публику силой одних рук - занятие непростое.

Алексей СИДОРОВ
Фото Александра КОЗЛОВА и Игоря ПИСКАРЕВА
"Московский Комсомолец" 18.05.1990

Металл!

В конце мая под сводами Спортивно-Концертного комплекса в Ленинграде палили из пушек, под потолком летали птеродактили и парили дирижабли, а на сцене стояли рыцари в доспехах. Бурные продолжительные аплодисменты, переходящие местами в овацию, сопровождали появление на сцене и уход с нее монстров советского хард"н"хэви: КРУИЗА, ЧЕРНОГО КОФЕ, ГЕЙНА, МАРКИЗЫ, ЭСТ, ДЖОКЕРА, МАСТЕРА... Фаны приветствовали фестиваль "Монстры рока СССР" - третий за минувшие 12 месяцев.

В прошлом году страну облетела весть о том, что в СССР завелись свои "монстры рока". Посвященная в тусовочные новости публика с иронией отнеслась к известию. Кое-кто вспомнил об аналогичном названии популярного и известного национального тура американских звезд хард"н"хэви и ехидно намекнул на плагиат.

Между тем в скромный город Череповец на Украине стала стекаться со всех концов страны металлическая братия. Город, в лице населяющих его скромных трудящихся и служащих, в изумлении наблюдал за нашествием экзотических личностей, облаченных в кожу и металл. Панику предотвратил скромный телесюжет, объявивший о первом фестивале "Монстры рока СССР". Воспитанные в духе доверия к советским средствам массовой информации (а тем более к телевидению), жители Череповца успокоились и решили, что так надо.

Подобная оценка имела под собой веские основания. Уже со второй половины 1988 года обнаружились признаки кризиса хард"н"хэви в советской поп-музыке. Но причина была не в харде как таковом. Наши отечественные металлурги, так же как и многие их коллеги по иным направлениям рока, оказались заложниками собственной борьбы за свободу и равноправие. После того как власти, озабоченные перестройкой, наконец-то выпустила поп-рокового джина из бутылки, металл оказался в невыигрышном положении. Огромная часть публики, балдевшая от сознания приобщенности к запретному плоду, оказалась перед лицом абсолютно свободного выбора. Выбор был сделан, как и следовало ожидать, в пользу набиравшей силу попсы, которая обрушилась мощным коммерческим блицкригом на концертные подмостки державы. Изнуренные семидесятилетней борьбой за коммунизм, массы были больше готовы к тому, чтобы, наконец, окунуться в сладкие грезы "розовых вечеров", чем разделить призывы "возмущенного разума" воинствующих металлистов.

Однако нашлись люди, которые не захотели мириться с подобной данностью. В частности, на горизонте возникла фирма "БиЗ Энтерпрайзис" во главе с Борисом Зосимовым.

Зосимов утверждает, что предвидит несомненный новый взлет популярности тяжелого рока в стране, и поэтому акция "Монстры рока СССР" была придумана и взята под покровительство именно его фирмой.

Спустя несколько месяцев после Череповецкого фестиваля "Монстры рока" появились в Москве. Оба концерта в четырехтысячном УДС "Крылья Советов" прошли с результатом, вселяющим оптимизм. Хотя в эти же дни при абсолютных аншлагах в Лужниках проходили гала-представления "ЗД", а буквально на пятки "Монстрам" наступали раскольники из во главе с , объявившие о своих глубоких идейных разногласиях с монстровской тусовкой.

Наконец, в конце мая фестиваль "Монстры рока СССР" объявился на берегах Невы, где ему сопутствовал самый крупный успех.

Рассказывает президент фирмы "БиЗ" Борис Зосимов:

Идея акции "Монстры рока СССР" появилась у меня от неприятия того, что происходит в советской популярной музыке. Индустрия фонограммного творчества расплодила огромное количество групп, которые мне лично совсем не нравятся. Я решил заняться направлением хард"н"хэви, во-первых, потому что этот жанр исключает пение под фонограмму, и, во-вторых, потому что есть в стране множество музыкантов, чей талант заслуживает лучшей участи. Я пригласил "грандов" советского металла, которые никогда не отступали от выбранного стиля - КРУИЗ, МАСТЕР, АРИЯ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ. Добавил к звездам парочку новых групп - МАРКИЗУ и ДЖОКЕР, которые перспективны и с точки зрения творческого потенциала, и коммерческого успеха.

Коммерческий успех является естественной перспективой в деятельности "БиЗ Энтерпрайзис" как любой уважающей себя фирмы. Однако при этом Б. Зосимов акцентирует внимание на том обстоятельстве, что коммерческий результат ставится в прямую зависимость от творчества.

В шоу-бизнесе существует немало примеров, когда "делают звезду" на ровном месте, - говорит президент "БиЗ". - Я в такие игры не играю. Чтобы вкладывать в группу деньги, надо в нее верить. Вера эта основывается не на личных вкусах, а на компетентном профессиональном анализе. В фирме есть продюсерская группа, которая осуществляет логичное и планомерное развитие всех наших подопечных. Мы обеспечиваем возможность записать демо, помогаем музыкантам профессиональными советами, наконец, готовим полный представительский пакет по каждой группе, включающий видеоклипы, пресс-релизы и гастрольную деятельность в стране и за рубежом. Причем я имею в виду настоящие гастроли, а не "музыкальный туризм" по частным приглашениям.

Наибольшее внимание на минувшем фестивале в Ленинграде привлек сольный проект Валерия Гаины - ГЕЙН. "БиЗ Энтерпрайзис" возлагает на него большие надежды. ГЕЙН объединил в себе двух "круизовцев" - Гаину и Федора Васильева, бывшего вокалиста из ТЯЖЕЛОГО ДНЯ Владимира Бажина и барабанщика Андрея Шатуновского. Если в КРУИЗЕ лидерство Гаины признавалось безоговорочно, то так же безоговорочно в ТЯЖЕЛОМ ДНЕ воспринимался примат лидер-вокалиста Бажина. Как сейчас уживутся эти две энергетики в одной команде, сказать трудно. В этом смысле "БиЗ", конечно, рискует, делая ставку на ГЕЙН, но в случае успеха рассчитывает на эффект разорвавшейся бомбы.

В планах фирмы весьма крупные международные акции с участием русского "металла". Однако сотрудничество с западным шоу-бизнесом, по словам Б. Зосимова, есть не самоцель его работы, а лишь средство, с помощью которого удастся реализовать концепцию "Русские в России для русских".

Очень несложно набить до отказа Большую арену в Лужниках, пригласив БОН ДЖОВИ, Оззи Осборна, СИНДЕРЕЛЛУ, СКОРПИОНЗ и т. д. Трудно их пригласить, а собрать аудиторию - просто, - говорит Борис Зосимов. - Но у меня другая задача: делать все русскими руками, рекламировать русских звезд, и не только для западной, а в первую очередь для своей публики...

Глядя вокруг трезвым взглядом, трудно представить реальное воплощение в полном объеме зосимовской мечты. Она кажется такой абсурдной. Но опыт истории свидетельствует, что часто самое абсурдное легче всего воплощалось на практике. Чем черт не шутит! "ЗД" желает "Монстрам" успеха!

Артур ГАСПАРЯН
"Московский Комсомолец" 19.07.1990

Уж если это - "монстры..."

Писать о проходившем в Москве во Дворце спорта "Крылья Советов" фестивале "Монстры рока СССР" скучно, да и не интересно. Все ждали чего-то особенного от этих двух концертов, а я - нет. Перечень участников уже зародил сомнения по поводу сего мероприятия. Стоит ли его вообще называть "фестивалем"? Это была обычная "сборная солянка" нескольких групп, объявляемых девушкой-конферансье и выступающих одна за другой безо всякого контраста. Концерты по такому типу проходят в столице чуть ли не ежедневно. Можно, конечно, поднять над сценой вывеску "Монстры рока СССР", подсветить ее двумя прожекторами... Но нужно и можно ли это называть фестивалем?

Сменяют друг друга подряд ДЖОКЕР, МАРКИЗА. ЧЕРНЫЙ КОФЕ... А мне все чего-то не хватает. Самоотдачи у музыкантов никакой! Ударили по струнам, постучали палочками по барабанам, оглушили пронзительными криками и удалились восвояси - так можно сказать о любой выступавшей в эти вечера группе. Невольно возникает мысль, что "металл" "металлу" - рознь. Если МАСТЕР продемонстрировал весь цвет "трэш-метал", великолепный уровень игры, пения, шоу. то, например, о группе ДЖОКЕР просто нечего сказать. Таким коллективам просто противопоказано петь "хеви-метал": они портит вкус поклонникам музыки. То же самое касается и МАРКИЗЫ. Вы слышали эту команду на пластинках, заметили, очевидно, что голос Елены Соколовой далеко не из хардовых. Что касается музыки, то тут и говорить нечего! Когда же Лена со своими "музыкантами" (это слово здесь даже неуместно) начала играть так называемый "металл", шуму-то поднялось, шуму...

Закончила свое выступление МАРКИЗА, и под аплодисменты вышел Дмитрий Варшавский со своим обновленным ЧЕРНЫМ КОФЕ. Поднялся восторженный гам. Насколько же "обновленным" стал ЧЕРНЫЙ КОФЕ, вы можете судить последующему перечню исполняемых группой песен: "Где Ответ?", "Жизни Рассвет", "Дьявол во Плоти"... Это песни пятилетней давности, что говорит о творческом кризисе артистов. Д. Варшавский уже в четвертый раз изменил аранжировку старых песен, более приближающую их к попсе.

Далее был МАСТЕР. В основном он исполнил те же самые песни, которые ознаменовали собой лучшее, что на сегодня существует в русском "трэше". Это песни из последнего альбома группы "С Петлей На Шее". Праздник, почудилось, наконец-то начался. Но что такое четыре-пять приличных песен в четырехчасовом концертном марафоне?

Менее восторженно воспринимался КРУИЗ. Даже странно писать об этом, ведь некогда КРУИЗ был первой группой самого крутого "металла". Увы, был... Почему? КРУИЗ увлекся поездками за рубеж, где он повышает свои навыки то ли в музыке, то ли в коммерции. А то, что представил КРУИЗ на Фестивале "Монстры рока СССР". - это. в общем-то пародия на самих себя. От былого задора группы не осталось и следа, разве только известные и столь близкие нам вещи "Железный Рок" и "Дальний Свет", которые исполнялись наполовину по-русски, наполовину по-английски. Теперь даже не разберешь. где русский КРУИЗ, а где - иностранный! Но, видимо, зарубежная школа не пошла В. Гаине, Ф. Васильеву и С. Ефимову на пользу. Во-первых, песни, исполненные на фестивале, были более мягкими, чем на двух последних дисках, один из которых записан в Германии. Во-вторых, и это теперь очевидно, КРУИЗ подался в сторону коммерции, ориентируясь на западный рынок, который жаждет боевиков в стиле БОН ДЖОВИ. Странно как-то чувствовать этот резкий запах в номерах КРУИЗА. И гадко... Свою ностальгию по временам, когда играл обычный "хард", далекий от "хэви-метал", Валерий Гаина полностью продемонстрировал в своей новой экспериментальной формации под названием ГЕЙН. Почему именно ГЕЙН - я так и не понял. Должно быть, это тоже связано с чем-нибудь иностранным. А что касается музыки... В группе ГЕЙН, кроме Гаины, играли бас-гитарист КРУИЗА Федор Васильев, барабанщик Андрей Шатуновский (экс-КУРАЖ) и вокалист Валерий Бажин (экс-ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ). Уже по одному перечислению имен участников ансамбля можно догадаться, какой коктейль нам приготовил Валера Гаина. И вы правильно догадались.

Гаина играл по-круизовски, Шатуновский по-куражски, а Бажин пел точно так же, как в ТЯЖЕЛОМ ДНЕ. Это была настолько убого".. Соединение совершенно разного и чуждого друг другу - разве можно считать подобные идеи экспериментаторством? Деляческие манеры зарабатывания "бабок", по моему, приведут В. Гаину в тупик. Уж и без того его дела попахивают чертовщиной в стиле "поп-хард", что не делает ему чести, да такого и навалом везде и вокруг, а "металла" стране по-прежнему катастрофически не хватает.

Когда ГЕЙН запели по-английски, Гаина объявил, что проект рассчитан "на экспорт" - должно быть, точно так же, как русская водка. И вот этот "сюрприз" завершает фестиваль.

В заключение о том, что осталось за гранями так называемого "фестиваля". Обещанных групп из Англии не было, это естественно, АРИЯ (хоть и рекламировали ее с начала и до конца как участников фестиваля) на самом деле гастролировала в Белоруссии. Опять преднамеренный обман с целью зазвать как можно больше зрителей. Стало нормальным сплошное неуважение к слушателям. Чего ожидать в ответ? А в фойе, как ни странно, наши ребятишки азартно раскупали плакаты - не МАРКИЗЫ или БОН ДЖОВИ - брали СЛЭЙЕР и МЕТАЛЛИКУ. Вот такие, братцы, дела.

Гастроли зарубежных групп к 1989-му году не были какой-то диковинкой, но, тем не менее, их было по-прежнему мало. Из западных исполнителей в СССР успели отметиться Uriah Heep в декабре 1987-го. Летом 1988-го года в Таллинне отплясывал легендарный панк Джонни Роттен вместе со своими P . I . L . В апреле 1989 года в Москве и Питере были с гастролями Sonic Youth . А в июне в столице играли Pink Floyd . Про локальные концерты наших отечественных звёзд и говорить нечего. Гастроли покатились по всей стране. Не хватало одного последнего штриха. И его решил сделать Стас Намин. Он-то и организовывал один из самых значимых фестивалей в СССР.

12 и 13 августа 1989 года на огромном стадионе Лужники грянул нереальный по масштабам концерт. В Москву приехал целый десант западных звёзд. Вернее не приехал, а прилетел. Сохранились фотографии и самолета и спуска звёзд по трапу.

Взглянем на список участников:
1. Cinderella
2. Scorpions
3. Skid Row
4. Motley Crue
5. Ozzy Osbourne
6. Bon Jovi
7. Джейсон Бонэм (это сын ударника Led Zeppelin , тоже ударник)

Из отечественных звёзд на фестивале играли:
1. Нюанс
2. Бригада С
3. Парк Горького

На фотографии 11.08.1989. Люди едут на пресс-конференцию. Всё предельно серьёзно, по западному образцу. Капитализм медленно, но верно движется по СССР.

Для фестиваля было изготовлено три варианта футболок. Белые для публики, чёрные для участников и жёлтые для охраны. Маркетинг во всей красе.

Вот эти фотографии немного передают масштабы действия.

Любопытно откуда зрители нарезали флагов Великобритании и США. Они тоже мелькают на других фотографиях. Я естественно выкладываю лишь те, что мне приглянулись.

Солдаты в оцеплении. Или курсанты? Шеврон вот войск так и не смог разглядеть.

Публика готовиться встречать Оззи. Тогда он еще был торт.

Праздничный салют. Кто-то там говорит, что в СССР не было свободы. Была. Вот наглядная иллюстрация. Хотя фактически страна близилась к распаду, но рок музыка тут точно не при делах.

Сохранившийся билетик.

Теперь посмотрим на выступающих. Гарика сложно не узнать. Конечно, забавно выглядит на фоне западных звёзд. Вообще удивительно, что Стас Намин выставил его на тот фестиваль, а не того же Кинчева или Цоя.

Парк Горького. СССР на экспорт. Всегда было для меня загадкой чего хорошего в этой группе.

Motley Crue с фанатами и на сцене.

Этого дядю вы и без меня узнаете.

Джон Bon Jovi подозрительно похожий на Найка Борзова.

Cinderella

Skid Row

Ну и те ребята, что и по сей день гастролируют в нашей стране. Они отлично вписались в ветер перемен защекотавший задницы в конце 80-х.

Организатор с Клаусом Майне из Scorpions и Ричардом Самборой из Bon Jovi .

Про этот фестиваль сказано многое. Информации в сети навалом. И он вполне заслуженно считается одним из самых значимых в нашей стране. Превзойти его сложно. Я, честно говоря, слабо себе представляю, кто должен приехать сейчас что бы собрать такое количество зрителей. Стас Намин немного просчитался с группами, но в целом фестиваль, что называется, собрал зал.

Отечественная же рок музыка к тому времени разделилась на две половины. Первая смело шагнула на экраны телевизоров, пустилась в гастрольные чёсы и существует по сей день. Вторая же оказалась в полуподполье, но уже не из-за запретов, а потому что не вписались в рынок. Про вот эту вторую часть мы еще обязательно поговорим.

На этот раз я предлагаю нам всем вместе поностальгировать и вспомнить историческое событие, имевшее место в Москве 12-13 августа 1989 года. Я говорю о Московском музыкальном фестивале мира, Moscow Music Peace Festival, ознаменовавшем окончательное падение железного занавеса и коллапс совка в том виде, каким мы его знаем. Конечно, я там не присутствовал, и знаю о фестивале, как и многие, только из многочисленных СМИ.

Московский музыкальный фестиваль мира в Лужниках

Это мероприятие по своей исторической значимости было более важным, чем Олимпиада. Олимпиады проходят регулярно. Кроме того, они представляют собой всего лишь соревнования и не дают ничего ни душе, ни телу.

Мы все без исключения знаем песню Scorpions «Wind of Change». Но не все знают, что вдохновлена она как раз августовским мероприятием, в котором эта группа приняла участие. Именно после фестиваля Scorpions стали чем-то особенным для постсоветского пространства. А раньше были одной из многих зарубежных групп, не более.

Фестиваль проходил два дня на переполненном стадионе в Лужниках. Какой музыкальный стиль сейчас самый популярный? Наверно, рнб. А в те времена, как ни странно, глэм-метал. Самые популярные группы мира, игравшие в основном в этом стиле, приехали в Москву. Даже сейчас такое событие взбудоражило бы всех. А тогда, представьте! Учитывая, что до того даже отечественный рок не поощрялся, не говоря про выходцев из капстран. И тут на пике своей популярности в Москву приехали мировые суперзвёзды. Bon Jovi, Scorpions, Cinderella, Mötley Crüe, Skid Row, Ozzy Osbourne, Gorky Park, Нюанс и Гарик Сукачёв с Бригадой С - вот каков звёздный состав.

Формально фестиваль пропагандировал мир во всём мире и отказ от алкоголя и наркотиков. Фактически он стал кульминацией потепления отношений между и США.

Этот фестиваль стал стал лебединой песней глэма. Пройдёт ещё пара лет, и Мэлвинс и прочие Нирваны резко войдут в моду, а звёзды 80-х окажутся никому не нужными. Обидно. Ещё мероприятие можно в какой-то мере назвать праздником для Bon Jovi: они фактически организовали фест, а выступали на нём группы Cinderella, Skid Row и GP - их протеже. Из-за этого за кулисами некоторые группы косо смотрели друг на друга.

Рассмотрим всех по порядку.

Skid Row - молодые, красивые, дерзкие, полные неуёмной энергии. Особо всем запомнился фронтмен Себастьян Бах. Собственно, объективно кроме него группа ничем не примечательна. Сейчас она тоже существует, и никому до неё нет дела. У певца - сольная карьера, не особо удачная. Но это в наше время, а тогда харизма молодого Себастьяна и вложенные Джоном Бонджиови миллионы в раскрутку сделали из Skid Row рок-звёзд. Ненадолго, правда. На фестивале они выступили просто ураганно. Я считаю, именно так должны выглядеть на сцене настоящие рокеры.