/ «Царь-рыба»

Виктор Петрович Астафьев известен как автор произведений на военную тему. Но повесть «Царь-рыба», вышедшая из-под его пера и описывающая суровую деревенскую реальность, также не оставляет никого равнодушным. Вообще автор всегда отличался тем, что изображал окружающую действительность правдиво и честно, буквально в двух миллиметрах от цензурного ограничения. Такова и повесть, краткое содержание которой мы сегодня представим.

Для начала следует отметить, что «Царь-рыба» - центральное произведение сборника с одноименным названием. В его состав входит 12 произведений. Тематика всех – природа и человек в их тесной взаимосвязи. Есть и мелкие составляющие – в сборнике подняты философские, экологические, нравственные и социальные проблемы. В своей книге Астафьев придерживается такого мнения, что ничего не может исчезнуть, не оставив после себя следа.

А повесть он начинает с описания главного героя – Игнатьича. Что это за человек? Среди односельчан он пользуется заслуженным уважением. И причин этому несколько. Во-первых, он ловкий рыбак, во-вторых, всегда придет на помощь, если не делом, то простым и ладным советом, в-третьих, этого человека отличает светлый ум и смекалка.

Что касается материального положения Игнатьича, то он зажиточен. Ко всем хозяйственным делам подходит разумно, поэтому, наверное, все у него так ладно получается.

Но вот есть все же в характере Игнатьича и недостатки. При всем его бескорыстии и желании прийти на помощь любому и каждому, нет в основе его поступков искренности. И отношения с родным братом совершенно не складываются.

А вот во всем, что касается рыбной ловли, у Игнатьича отлично получается. И его всегда сопровождает удача. Хотя, что говорить, этому человеку не занимать умения, оно пришло вместе с богатым опытом. Да и чутье никогда не подводит. Печально лишь то, что Игнатьич вредит природе, занимаясь браконьерством, то есть все свои способности он направляет не на благо, а во вред.

Что же движет этим человеком? Ведь он прекрасно понимает незаконность своих деяний и боится попасться в руки рыбнадзора, ведь тогда о его поре узнают все в округе. Оказывается, объяснение таким поступкам есть. Всем виной пресловутая жадность. Игнатьич ловит много рыбы, намного больше, чем было бы необходимо ему одному. Им движет жадность наживы. Иметь как можно больше с улова любой ценой – вот цель этого человека. В конечном итоге это стремление и становится роковым при встрече Игнатьича с царь-рыбой.

Что же это за рыба такая интересная? Начнем с описания ее внешности. Всем своим видом она напоминала доисторического ящера. Глаза холодные и злые без век и без ресниц. Где-то далеко в их глубине скрывалась тайна, которая манила к себе. Но поражают не только глаза рыбы. Выросший, как выражается Игнатьич, на одних козявках осетр был небывалых размеров. Про такое явление обычно говорят, что это загадка природы. Игнатьич испытывает смешанные чувства при встрече с необыкновенной рыбой, но все же ее облик внушает ему опасения, опытный рыбак понимает, что не сможет совладать с чудищем.

Первая спасательная мысль, пришедшая в голову Игнатьичу, - позвать подмогу в лице брата и механика. Но опять верх над всеми чувствами взяла жадность. Рыбак не захотел делить такую добычу. В голове билось только одно: с этого осетра можно взять два ведра только лишь икры. Неужели же и ее тоже нужно будет поделить между всеми?

Игнатьич путается в своих чувствах и ощущениях, обычное проявление жалости он признает за азарт. Голос разума заглушается. Рыбак уже больше не может ни о чем думать.

Чтобы быть абсолютно правдивыми, нужно все-таки сказать, что не только нажива была причиной такого поведения Игнатьича. Свою роль сыграло и то, что этот человек не был заурядным рыбаком. Удаль и удачливость позволили попытать свои силы. Такое бывает раз в жизни. И это случилось не с кем-то, а с ним, с Игнатьичем. Так почему мы не попробовать сразиться с таинственным существом. Была - не была! Рыбак решился! И ударил топорищем в самый лоб огромной рыбины. Но не тут-то было.

В результате всех манипуляций Игнатьич очутился в воде, причем его опутали собственные же крючки. Но не его одного. А вместе с тем самым осетром. В какой опасной ловушке оказался незадачливый рыбак, подталкиваемый жаждой наживы! Теперь Игнатьич со всей ясностью понимает, что эта рыба ему не поддастся. Да, наверное, он понимал это с самого начала, но жадность затмила разум. Теперь же у человека и рыбы одна судьба. Их ожидает неминуемая гибель.

Игнатьич очень хочет жить. Он рвется, надеясь на спасение. Отчаяние завладевает рыбаком. Он даже пытается заговорить с рыбой, приведшей его к этому плачевному положению. Жажда жизни играет странную шутку с Игнатьичем: он лишается гордости. Во всю силу легких он пытается докричаться до брата, позвать его на помощь.

Предчувствие приближающейся гибели вселяет в главного героя ужас. Еще и рыба жмется к нему своим холодным боком. Игнатьич пребывает в настоящей панике. Он уже не надеется на избавление. И тут вдруг перед его мысленным взором начинают проплывать воспоминания: детские годы, юношество, зрелость. А потом в голове начинает биться одна-единственная мысль: это все из-за браконьерства. Он совершил много зла, его дурные поступки, а даже точнее проступки, привели его в ледяную воду. Совесть рыбака услужливо подсказывает ему и еще один грех: надругательство над чувствами невесты. Это все не имеет оправдания. И вот пришло наказание. Пора отвечать за совершенное.

И тут герой вспоминает о Боге и взывает к нему. Игнатьич просит развести их с рыбой, освободить его от нее, выпустить осетра на вольную волю. Кроме этого, рыбак просит прощения и у девушки Глаши, которой нанес такую обиду.

Слова Игнатьича услышаны. Его искреннее раскаяние вознаграждено. Рыба освобождается от держащих ее крючков и вырывается на свободу. И вот ее уже даже не видно в водной глади. Игнтьичу сразу становится легко и хорошо, не только в теле, но и в душе. Рыбак понимает,что природа простила его, она дала ему еще один шанс.

В основном посвящено военной тематике, но в данной статье мы обратимся к произведению, описывающему деревенский уклад. Изображением суровых жизненных реалий на грани цензуры - вот чем всегда отличался Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание и анализ будут основными темами статьи) - ключевая повесть сборника с одноименным названием, потому ее рассмотрение поможет понять смысл всего произведения и замысел автора.

О книге

Не чужд деревенской тематике был Виктор Астафьев. «Царь-рыба» - это сборник рассказов, состоящий из двенадцати произведений. Основная тема всего сборника - единство природы и человека. Кроме того, здесь присутствует философская, социальная, нравственная проблематика, особое внимание уделено вопросам экологии.

Природа и человек неразрывно связаны, и в этой связи есть их бессмертие: ничего не исчезает бесследно, полагает Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание подтвердит это) - центральная повесть всего сборника, в ней сконцентрированы основные мысли автора. Без ее прочтения и анализа невозможно понять всю глубину авторского замысла.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание

Главный герой рассказа - Игнатьич. Работает он наладчиком станков, любит копаться в технике и страстно увлекается рыбалкой. Это неплохой человек, готовый бескорыстно помочь даже незнакомому человеку, но относящийся к окружающим несколько снисходительно.

Игнатьич был непревзойденным рыболовом. Не было ему равных в этом деле, и потому никогда он не просил ничьей помощи и справлялся сам. И всю добычу тоже забирал себе.

Брат

Хорошее знание человеческих взаимоотношений показывает в своем произведении Астафьев («Царь-рыба»). Краткое содержание рассказывает о самом страшном завистнике Игнатьича - его младшем брате, тоже заядлом рыболове. Часто ему удавалось вытеснять Игнатьича на безрыбные места, но даже там он умудрялся ловить отборную рыбу. Командор злился на нашего героя и за то, что он во всем преуспевал, и всякое дело у него спорилось.

Однажды встретились братья на реке. Младший начал угрожать старшему ружьем. Командор был взбешен, он ненавидел и завидовал брату. Но Игнатьичу удалось уйти от него. В деревне узнали об этом случае, и Командору пришлось идти извиняться перед старшим братом.

Царь-рыба

Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» - произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.

Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.

Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему - один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.

Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.

Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.

Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.

Зверь и человек

Произведение Астафьева «Царь-рыба» рассказывает о неразрывной связи человека и природы. Так, Игнатьич начинает размышлять о том, что участь у природы и людей одна.

Вдруг герой проникается ненавистью к рыбе, начинает ее бить, уговаривает смириться со смертью. Но все тщетно, рыбак только изматывает себя. В миг отчаяния Игнатьич зовет брата, но вокруг никого нет, кроме рыбы.

Темнеет, рыбак понимает, что умирает. Ему кажется, что рыба прижимается к нему как женщина, и что рыба - оборотень. Игнатьич начинает припоминать свою жизнь. Детство, занятое мыслями о рыбалке, а не учебой или играми... Смерть племянницы Тайки... Деда с его советами о том, что нельзя ловить царь-рыбу, если на душе есть грехи...

Игнатьич раздумывает, за что он так жестоко наказан и понимает, что все из-за Глашки. Когда-то он приревновал ее, чем сильно обидел невесту. Девушка его так и не простила, а расплата настигла рыбака сейчас.

Тут раздается шум лодочного мотора. Раба оживает, начинает биться и, выпутавшись из сети, уплывает. Игнатьич тоже получил свободу. И не только телесную, но и душевную.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ

Рассказ «Царь-рыба» одновременно символичен и драматичен. В нем изображается одновременно борьба и единство человека с природой. Все произведение пронизано пафосом, который несет обличительный характер. Автор осуждает браконьерство, понимая его в самом широком смысле - браконьерство не только в природе, но и обществе. Стремление к утверждению нравственных идеалов охватывает все повествование.

Неслучайно постоянно обращается к прошлому герой и сам Астафьев. «Царь-рыба» (анализ эпизодов это подтверждает) дает понять, что именно в момент близости к смерти происходит осмысление жизненного опыта Игнатьича. Становление характера героя напрямую оказывается в зависимости от социальных и экономических факторов. И даже несмотря на свою природную доброту и смелость Игнатьич оказывается неспособным противостоять им.

Таким образом, Астафьев подчеркивает огромную силу социума, которая оказывает влияние не только на человека, но и на природу в целом.

Валентин Распутин описал прекрасный образец человечности в своем рассказе «Уроки французского». Трудно найти такой же тонкий и легкий одновременно рассказ, где так трогательно освещены отношения между учителем и учеником.

В центре произведения главный герой – неуклюжий мальчишка из села, который приехал учиться в районную школу в послевоенное время. «Тощий диковатый мальчишка …, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах» - так внешне можно описать главного героя. Одинокий, вечно голодный и недоверчивый, он тем не менее привлекателен прежде всего, своими чертами характера: честностью, добросовестностью, жаждой справедливости и недюжинным упрямством, которое и помогает ему добиваться поставленных целей. Очевидно, что данные особенности его характера были сформированы как раз на фоне неблагополучной послевоенной жизни, именно поэтому он научился ценить и уважать окружающих. Зная, на какие жертвы пошла его мать, чтобы обеспечить ему учебу в районной школе, он осознает всю ответственность, возложенную на него, что способствует развитию в нем добросовестного отношения к учебе. Он успешен практически по всем предметам, кроме «загадочного и непонятного» французского языка, который преподает Лидия Михайловна.

Учитель французского языка восхищает главного героя тем, что коренным образом отличаясь от него, предстает перед ним некой волшебницей, существом неземным и возвышенным. А учитывая, что его успехи во французском поначалу весьма скромны, еще и неким пугающим образом. Характеризуя Лидию Михайловну следует уделить особое внимание тому, как видит ее главный герой: «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, …, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание».

По мере того, как развивались события в рассказе барьер между учителем и учеником постепенно таял, обнажая истинную природу души каждого из них. Лидия Михайловна предстает образцом человечности и милосердия, решаясь помочь одинокому мальчишке адаптироваться к жизни в городе. Узнав о его играх на деньги и целях это игры (иметь возможность купить еду), она проникается сочувствием к мальчишке и под предлогом дополнительных уроков по французскому берет над ним негласную опеку. Главный же герой, где-то подсознательно ощущает то, что Лидия Михайловна сама одинока до глубины души, что выдают обрывки ее фраз, порой задумчивый и отрешенный взгляд, он ощущает ее искренне, а порой и неуклюжее желание помочь, что в итоге заставляет его душу открыться перед этой некогда загадочной и недосягаемой учительницей.

Уроки французского

«Уроки французского» - рассказ Валентина Распутина . Впервые появился в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодёжь» в номере, посвящённом памяти Александра Вампилова .

Краткое содержание

Герой произведения - одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения. Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу пойти на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна - добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем!

Ссылки

  • Труд: Героиню своего рассказа «Уроки французского» Валентин Распутин «списал» с этой женщины

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Уроки французского" в других словарях:

    - «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО», СССР, МОСФИЛЬМ, 1978, цв., 85 мин. Мелодрама в стиле ретро. По мотивам одноименного рассказа Валентина Распутина. Послевоенные годы. Одиннадцатилетнего Володю мать отправляет из деревни в райцентр учиться. Мальчик поселяется … Энциклопедия кино

    У этого термина существуют и другие значения, см. Уроки французского (значения). Уроки французского Жанр мелодрама Режиссёр Евгений Ташков В главных ролях Михаил Егоров … Википедия

    Уроки французского: Уроки французского рассказ Валентина Распутина. Уроки французского фильм, снятый по одноимённой повести … Википедия

    - «УРОКИ», Россия, ВГИК, 1993. Документальный фильм наблюдение. Валентина Романовна Неменова Лунц, 1906 года рождения, живет в московской коммуналке на Спиридоновке. Не забытая людьми, она зарабатывает себе на жизнь уроками французского... Режиссер … Энциклопедия кино

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ташков. Евгений Ташков … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Распутин. Валентин Григорьевич Распутин … Википедия

    Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург … Википедия

    Валентин Григорьевич Распутин Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург … Википедия

    Евгений Ташков Имя при рождении: Евгений Иванович Ташков Дата рождения: 1 января 1927 Место рождения: Сталинградская область, СССР … Википедия