Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки. Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха. Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает как-бы промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов. Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие.
Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их.
Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо) . С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха) .
Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях "насекомоядные животные", "хищные животные". Интересны связи между животными одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве.
Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.
Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.
Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).
1. По результатам экскурсии заполните таблицу.
2. Обозначь цифрами порядок следования весенних месяцев.
3. Выполните задания для групповой работы.
Вариант 1
1) С помощью учебника приведите примеры весенних явлений в неживой природе.
ледоход, половодье, осадки в виде дождя
Вариант 2
1) С помощью учебника приведите примеры весенних явлений в живой природе.
появление раннецветущих растений, возвращение перелётных птиц. Птицы строят гнёзда, откладывают яйца, насиживают их и заботятся о вылупившихся птенцах
2) Вырежите картинки из Приложения и наклейте их в соответствующие рамки.
4. Мудрая черепаха интересуется, знаешь ли ты раннецветущие растения. Соедини линиями рисунки и таблички с названиями растений. Проверь себя по учебнику.
5. Эти бабочки появляются весной. Вспомни, с какими из них мы познакомились в 1 классе. Названия других бабочек узнай с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.
Сравни бабочек. В чём их сходство и различия?
По каким признакам ты узнаёшь этих бабочек в природе?
Прочитай об этих бабочках в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Первые бабочки») и подготовь сообщение. Постарайся увидеть этих бабочек в природе. Не лови их!
Здесь ты можешь записать план своего сообщения или важные сведения о бабочках.
Крапивница -одна из самых известных бабочек. Её назвали так потому, что её гусеницы кормятся листьями крапивы. Но многие её называют шоколадницей, что неправильно. Размах крыльев крапивницы 4-5 см.
Лимонница - очень красивая бабочка. Самец имеет лимонножёлтую окраску, за что и получил название. Эта бабочка зимует взрослой и появляется ранней осенью. Гусеницы её живут на крушине, размах крыльев лимонницы 5 см.
6. Папа Серёжи и Нади предлагает тебе задание. Полюбуйся весенней природой и по своим наблюдениям выполни рисунок «Красота весны».
Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.
Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.
Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.
Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.
Природа, как известно, бывает неживая и живая.
К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.
К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.
В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.
Зимние явления природы
Примеры зимних явления в неживой природе | Примеры зимних явления в живой природе |
---|---|
|
|
Весенние явления природы
Названия весенних явлений в неживой природе | Названия весенних явлений в живой природе |
---|---|
|
|
Летние явления природы
Летние явления природы в неживой природе | Летние явления природы в живой природе |
---|---|
|
|
Осенние явления природы
Осенние явления в неживой природе | Осенние явления в живой природе |
|
|
Необычные явления природы
Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.
- Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
- Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
- Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
- мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
- «Падающая звезда» - атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
- Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
- Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
- Приливы и отливы - это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
- Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
- Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
- Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
- Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
- Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.
Тема: «Неживая и живая природа . Явления природы».
Презентация
Цели урока: Дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом, жи-вой и неживой природе; познакомить с понятием «явления природы», «сезон-ные явления».
Оборудование:
Рисунки, образцы живой и неживой природы;
2.Картины «Осень», «Весна», «Зима*, «Лето»;
Ход урока
I . Организационный момент
II . Вступительная беседа
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг... (природа)
Учитель начинает урок с беседы о том, что видели, наблюдали учащиеся летом в природе:
Какая бывает погода летом?
Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.
Какая летом бывает вода в водоемах - теплая или холодная?
Что интересного вы заметили в жизни растений?
Видели ли вы насекомых, рыб, птиц и других животных? Если вы наблю-дали за ними, то расскажите, что интересного заметили в их жизни.
Учитель обобщает ответы детей и делает вывод, что летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая, летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы. Вода в водоемах теплая, можно купаться. Все растения зеленые, многие из них цветут. Летом созревают плоды и ягоды. Всюду много насекомых и птиц и т. л
III . Знакомство с живой и неживой природой
На уроках природоведения мы изучаем природу. А что же такое природа? Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.)
Посмотрите на подоконники в классе, что видите? (Комнатные растения.) Учитель обобщает: «Летом вы купались в реке, озере, некоторые - в море.
Вы наблюдали дождь, радугу, смотрели на птиц. Так вот, и лес, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьем, и дождь и снег - все это природа. Не относится к природе лишь то, что сделано руками человека. Вся природа делится на живую и неживую ».
Давайте, определим группу предметов живой природы и группу предме-тов неживой природы.
Бывает, что учащиеся затрудняются в определении предметов живой природы. Для примера можно рассмотреть комнатные растения, стоящие на окнах: за год они выросли, у них стало больше листьев, они стали выше.
А рост – это один из признаков всего живого. Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.
С целью закрепления знаний о живой и неживой природе выполняется задание в учебнике (с. 14): дети делят все предметы на две группы, приводят свои примеры.
Следует обратить внимание учащихся на объекты, не относящиеся кприроде: мост, здание, памятник.
Они сделаны руками человека.
А как связаны между собой живая и неживая природа? Рассмотрите схе-му в учебнике на с. 15.
Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет.)
Дети рассматривают схему в учебнике и делают вывод: без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить.
IV . Физкультминутка
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
V . Явления природы. Практическая работа
В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года, поэтому они называются сезонными.
Сколько вы знаете времен года (сезонов)? (Четыре - весна, лето, зима, осень.)
Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет изображать одно из времен года. Группа должна выявить не мене 5 се зонных явлений.
Например, зима:
1. идет снег;
2. вода замерзла на реке, превратилась в лед;
3. листва на деревьях опала;
4. Птицы улетели;
5. День короткий, ночь длинная
Выслушиваются выступления всех групп. Учитель еще раз обращает вни-мание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп.
В конце урока учитель может задать вопрос:
А человека, куда мы должны отнести? (Человек - часть живой природы.)
VI . Закрепление изученного
Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
Что из перечисленного относится к неживой природе: орел, ту-ман, человек, насекомое, месяц, мороз? (Туман, месяц, мороз.)
- Приведите по три примера живой и неживой природы.
Человек вырастил богатый урожай пшеницы. Пшеница - это объект природы, или изделие человека? (Пшеница - часть живой при-роды.)
- Какое изделие когда-то было частью живойприроды: а) кирпичныйдом;б)льняноеполотенце;в)глинянаякружка; г) стальной нож? (Льняное полотенце сначала было растением.)
- Что такое явления природы? (Все изменения, происходящие в при-роде.)
Что называется сезонными явлениями? (Природные явления, которые связаны со сменой времен года.)
VII . Итог урока
О каких изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?
Что нового узнали о природе?
Домашнее задание
2.В тетради «Проверь себя» выполнить упражнения 1,2 (с.3.)