В разделе на вопрос Что это за стихотворение: ещё бабушка его нам рассказывала? заданный автором Ђида Браска лучший ответ это Августа Андреевна ПЧЕЛЬНИКОВА
ПТИЧКА
Дети
А, попалась птичка, стой!
Не уйдёшь из сети;
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!
Птичка
Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети!
Дети
Нет, не пустим, птичка, нет!
Оставайся с нами;
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями…
Птичка
Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю:
В поле мошек я ловлю,
Зёрнышки сбираю…
Дети
Там замёрзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке;
А у нас-то! в золотой
Будешь жить ты клетке!
Птичка
О! Не бойтесь: в тёплый край
Улечу зимою,
А в неволе – светлый рай
Будет мне тюрьмою.
Дети
Птичка, птичка! как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить:
Всё б тебя ласкали.
Птичка
Верю, детки; но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
Дети
Правда, правда! птичка, ты
Не снесёшь неволи…
Ну, так Бог с тобой – лети
И живи на воле!
А нашлось такое еще:
АХ, АХИ
Ах, попалась, птичка, стой! / Не уйдешь из сети
Из стихотворения «Пойманная птичка» (1864) русского литератора XIX в. Л. У. Порецкого (1819-1879), которое в том столетии неизменно входило во все школьные хрестоматии для начального чтения. Стихи представляют собою диалог пойманной птички и детей, которых она просит выпустить ее на волю.
Дети Ах, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети,
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!
В конце концов, птичка смогла убедить детей, что, несмотря на все их угощения и обещанный уход за нею, она не сможет жить в неволе. И дети ее отпускают.
Дети Правда, правда, птичка!
Ты не снесешь неволи.. .
Ну, так Бог с тобой - лети
И живи на воле!
Цитируется: шутливо-иронически при неожиданной встрече с тем, кого долго и настойчиво искали.
Так что - чье - вопрос))

Усилиями целой когорты публицистов определенного толка понятия "национальное" и "патриотическое" применительно к великой нации стали ругательными. Какими мыслями жили русские "националисты" начала века? Какие цели перед собой ставили? Насколько интернационалистским был сам их национализм? Во всем этом разобраться помогут публикуемые впервые за годы Советской власти статьи русского отставного штабс-капитана, известного журналиста М. О. Меньшикова, расстрелянного в 1918 году.

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

О ЗДОРОВИИ НАРОДНОМ

ВСЕМИРНЫЙ СОЮЗ

ЗАМКНУТОЕ ГОСУДАРСТВО

НА ТУ ЖЕ ТЕМУ

НА ВЕЛИКОЙ СТРАЖЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ

ГДЕ СТРОИТЬ ФЛОТ?

ПАМЯТИ СВЯТОГО ПАСТЫРЯ

ЗАВЕЩАНИЕ ОТЦА ИОАННА

МОЛОДЕЖЬ И АРМИЯ

ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА

МОЖЕТ ЛИ РОССИЯ ВОЕВАТЬ?

МАНИЛОВЩИНА В АРМИИ

ХОРОШО ЛИ СТРЕЛЯЕТ АРМИЯ?

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СЪЕЗД

ГНЕВ ГОСПОДЕН

ИСТИННО КУЛЬТУРНОЕ ВЕДОМСТВО

ДЕЛО НАЦИИ

КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ

ВОЙНА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

ИНВАЛИДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОПАСНОЕ СОСЕДСТВО

СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ

МУЗЕЙ ВОЙНЫ

НАКОПЛЕНИЕ И УДАР

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Искать аналогии в истории - дело сложное, подчас опасное, но совершенно необходимое. Ну хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок предков. Опасно же это дело потому, что далеко не всем по душе отказ от ранее приклеенных ярлыков, которыми изобиловало то, что осталось нам взамен истинной новейшей истории России.

И вот в наши дни появилась некоторая надежда на реставрацию этой истории. Но сама история - это сумма судеб миллионов и миллионов людей, многие из которых, в свое время весьма известные, теперь оказались забытыми, а то и оклеветанными. Реставрировать историю - значит восстановить память о них.

Одним из таких людей был русский публицист, отставной флотский офицер Михаил Осипович Меньшиков. Почему же нам представляется вполне целесообразным познакомить современного читателя с его творческим наследием? Да потому, что началом всех начал для Михаила Осиповича были государственность, нация, отечество, то есть те самые понятия, которые священны, должны быть священными, для каждого гражданина, и прежде всего для воинов, защитников земли своей во все времена. Те самые понятие которые подвергаются особо ожесточенным атакам в периоды социальной нестабильности с обычной целью - разъединить, растащить, поживиться. Думается, что сегодня будет вполне уместно обратиться еще раз к мыслям об отечестве, духовности и нравственности нации, армии.

Составитель и автор предисловия, по профессии не литератор, не историк, позволил себе опираться на мнения и использовать статьи специалистов в области литературоведения и истории М. Лобанова, П. Горелова, А. Гумерова, А. Каплина и других (разумеется, их любезного согласия). Надеюсь, что это повысит компетентность оценок и их объективность, в отсутствии которой автора сих строк могут обвинить как прямого потомка Меньшикова. Но ведь любому потомку не возбраняется по призыву революционного поэта "словарей проверить поплавки". Тем более что, говоря о Меньшикове, послереволюционные словари высказывались весьма бранчливо и лживо, в последнее же время и вовсе перестали вспоминать о нем. А в дни потрясений 1917-1918 годов, после сугубо неверного, произнесенного одним из вождей революции определения-ярлыка "верный пес царской черной сотни" логичным и трагическим продолжением было свинцовое многоточие, прошившее сердце журналиста при его расстреле без суда и следствия 20 сентября 1918 года на берегу Валдайского озера, среди бела дня, почти на глазах у перепуганных "валдашей" и шестерых малолетних детей М. О. Меньшикова... По свидетельству очевидцев, Михаил Осипович перед смертью молился на Иверский монастырь, хорошо видный с места расстрела.

Он очень любил Валдай, Валдайское озеро, дивный Иверский монастырь за озером, обретал здесь покой, счастье в своих самозабвенно любимых детях, великую радость общения со своими родными, ближними, с друзьями, навещавшими его в Валдае. Валдайский дом Меньшиков купил в 1913 году как дачу. Сюда он приезжал с семьей каждое лето.

В начале 1917 года Меньшиков был фактически отстранен от работы в "Новом времени". Наследники А. С. Суворина -издателя крупнейшей газеты после его смерти стали распродавать наследство - газету случайным для русской журналистики людям. Тогда впервые Меньшиковы остались в Валдае на зиму 1917/18 года.

В 20-е годы овдовевшая в одночасье Мария Владимировна Меньшикова с невыразимыми трудностями поднимала детей на ноги.

М. О. Меньшиков родился 25 сентября по старому (6 октября по новому) стилю 1859 года в городе Новоржеве Псковской губернии, сравнительно недалеко от Валдая. Его отец, Осип Семенович Меньшиков, имел низший гражданский чин коллежского регистратора, а родом был из семьи сельского священника. Мать, Ольга Андреевна, в девичестве Шишкина, была дочерью потомственного, но обедневшего дворянина, владельца небольшого сельца Юшково Опочецкого уезда. Жили Меньшиковы бедно, часто нуждаясь в самом необходимом. Снимали квартиру у домовладельцев Никитиных. Однако благодаря хозяйственности и недюжинному уму Ольги Андреевны кое-как сводили концы с концами. Мать несла все семейные тяготы, занималась, как могла, воспитанием детей. От избытка ли забот или по складу характера она была женщиной несколько нелюдимой, но не лишенной чувствительности и поэтического вкуса.

Осип Семенович, хотя и был умен, начитан, но жизнь вел беспечную. Он был на семь лет моложе жены.

Оба родителя были религиозны, очень любили природу.

В 1864 году Ольга Андреевна купила за 40 рублей крестьянскую избу с огородом. Вот в этой избе с большой русской печью, земляным полом, рублеными стенами и прошло Мишино сознательное детство. Он сохранил до мученической своей смерти воспоминания об этом времени, и радостные, а больше печальные. Невзгоды не покидали семью, Ольга Андреевна с трудом справлялась со всеми домашними хлопотами. Но были и добрые длинные вечера, когда за окном стонала осенняя непогода или бушевала снежная вьюга, дети забирались на теплую печку, тушили лампу, чтобы не тратить дорогой керосин, и все вместе с отцом и матерью долго пели любимые песни. Кончались эти вечера пением молитвы "Слава в Вышних Богу".

На шестом году Миша начал учиться. Учила его Ольга Андреевна сама. Воспитание детей Меньшиковых было проникнуто чрезвычайной религиозностью. Позднее Миша Меньшиков был отдан в Опочецкое уездное училище, которое окончил в 1873 году. В том же году при помощи дальнего родственника он поступает в Кронштадтское морское техническое училище.

После окончания морского училища молодой флотский офицер пишет письмо своему покровителю. Вот текст этого письма с некоторыми сокращениями:

"Считаю долгом сообщить Вам, что закончил курс в Техническом училище и 18 апреля (1878 года) произведен в 1-й военно-морской чин по нашему корпусу (в кондукторы корпуса флотских штурманов). Экзамены я выдержал порядочно: по 10 предметам я получил 12 баллов. 30 числа я был назначен на броненосный фрегат "Князь Пожарский", а 2 мая фрегат распрощался с Кронштадтом и ушел неизвестно куда и неизвестно на сколько времени. Секрет. Мы были в Дании, в Норвегии и теперь во Франции. Я получаю 108 рублей 50 коп. золотом в месяц. Это дает мне возможность, кроме своих прямых обязательств тратить несколько денег на осмотр чужих городов и примечательностей. Таким образом я теперь в Париже, осматриваю всемирную выставку. Итак я, видимо, вступил на новую дорогу... Все это явилось последствием Ваших хлопот".

Склонность к литературе М. Меньшиков проявил очень рано. Еще в середине семидесятых годов по его инициативе в Кронштадте выходил ученический журнал "Неделя". В 1883 году после плаваний и возвращения в Кронштадт Меньшиков познакомился и подружился с С. Я. Надсоном, который был моложе его на три года. Но это был первый профессиональный, к тому времени уже широко известный, писатель-поэт, который высоко оцепил талант молодого офицера, новичка в литературе. Будучи уже безнадежно больным, Надсон приветливым словом и добрыми рекомендациями помогал Меньшикову. Вот выдержка из его письма, датированного 1885 годом: "Я зол на Вас за то, что Вы не верите в себя, в свой талант. Даже письмо Ваше художественно. Пишите - ибо это есть Ваша доля на земле. Жду томов от Вас..."

Член ВКП(б) с 1912 г. Родился в 1895 г. в г. Чернигове в семье приказчика керосинового склада. Учился в Черниговском реальном училище. Рано приобщился к революционной работе. В 1914 г. был арестован за распространение революционных листовок, призывающих превратить войну империалистическую в войну гражданскую. Был осужден к высылке в Нолинский уезд Вятской губернии, где находился до 1917 г., работая подмастерьем столяра. После февральской революции 1917 г. возвратился в г. Чернигов и поступил солдатом в запасный полк, В октябрьские дни 1917 г. командовал отрядом Красной гвардии в Киеве. В январе 1918 г. попал в плен к петлюровцам, откуда освобожден войсками Красной армии.

В Красной армии с 1918 г. Участник Гражданской войны. В 1918 г. окончил Московские командные артиллерийские курсы. Участник подавления мятежа левых эсеров в 1918 г, В годы войны занимал должности командира батареи, начальника артиллерии дивизии и корпуса червонного казачества.

После Гражданской войны на ответственных должностях в РККА. В 1921- 1922 гг. - начальник артиллерии 1-го конного корпуса червонного казачества. В 1922-1925 гг. - слушатель основного факультета Военной академии РККА. После окончания академии находился в распоряжении Главного управления РККА. С октября 1925 г. - в резерве РККА (направлен в Китай в качестве военного советника). Из воспоминаний переводчицы в Китае В. В. Вишняковой-Акимовой: «Там же (в Пекине. - Авт.) мы встретились и подружились со старшим советником кавалерии... Зюком. В Китае он носил фамилию Броде. Зюк был небольшого роста, рыжеватый, с редкими прокуренными зубами, которые он то и дело щерил с вызывающим видом, отличался бесстрашием, железным упорством и холодной неукротимой яростью в минуты гнева. Среди нас много ходило рассказов о его подвигах в гражданскую войну... В то же время это был отчаянный гуляка и задира, каковые качества он, видимо, считал обязательными для всякого лихого кавалериста. Поэтому и дисциплиной Зюк похвалиться не мог. Из всех советников он один вступал в рукопашные драки с белогвардейцами в Пекине... Начальник группы Примаков не раз налагал на него взыскания, но они что-то плохо помогали...

Пробыв недолго в Калгане, мы получили предписание выехать в Фэнчжэнь, небольшой городок на линии Пекин-Суйюаньской железной дороги, сразу же за Великой китайской стеной. Там стояла кавалерия Фэн Юй-сяна и работала группа наших советников с переводчиками, всего человек десять-пятнадцать. Они занимали большой деревянный дом европейского типа с широкой крытой верандой. Проходная комната в центре служила столовой и клубом. Возглавлял группу уже известный читателям Зюк. Когда мы ввалились с чемоданами в столовую, Зюк, предвосхищая известную сцену из кинофильма «Чапаев», при помощи ложек, ножей и вилок объяснял китайскому генералу боевой порядок кавалерии на марше...» С августа 1926 г. состоял в распоряжении Главного управления РККА. С сентября того же года - командир 3-й бригады 5-й Ставропольской кавалерийской дивизии. С мая 1927 г. - командир 1-й бригады 6-й Чонгарской кавалерийской дивизии. С декабря 1927 г. находился в бессрочном отпуске. В апреле 1928 г. возвращен в кадры РККА и назначен состоящим в распоряжении Главного управления РККА. С мая 1928 г. - командир (с января 1930 г. и военный комиссар) 31-го стрелкового полка, В1930 г. окончил КУВНАС при Военной академии имени М. В. Фрунзе. В январе 1931 г. назначен командиром и военным комиссаром 4-й Туркестанской стрелковой дивизии. С апреля 1935 г. - командир и военный комиссар 32-й стрелковой дивизии. С сентября того же года - в распоряжении наркома обороны СССР. С января 1936 г. - командир и военный комиссар 25-й стрелковой дивизии. С августа 1936 г. состоял в распоряжении Управления по начсоставу РККА.

Арестован 15 августа 1936 г. Военной коллегией Верховного суда СССР 19 июня 1937 г. по обвинению в участии в военном заговоре приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 20 июня 1937 г. Определением Военной коллегии от 10 октября 1957 г. реабилитирован.

Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА. Комбриги и им равные. 1937-1941. М., 2014, с. 99-101.

Вторая половина 19 века в нашей стране ознаменовалась созданием великолепных произведений изобразительного искусства, авторами которых стали И. Репин, И. Крамской, В. Перов, И. Айвазовский и многие другие русские художники. Микешин Михаил Осипович в молодости также радовал любителей живописи своими работами, отличающимися динамичностью и реализмом. Однако настоящая слава к нему пришла благодаря его монументальным скульптурным произведениям, которые и сегодня украшают Москву, Санкт-Петербург и другие города России.

Детство

Микешин Михаил Осипович родился в деревне Платоново Его отец происходил из крестьянского сословия, однако благодаря деловой хватке ему удалось стать мелким помещиком. Воспитанием сына занимались в основном мать и дед - Дмитрий Андреевич. Именно они научили его играть на фортепьяно, гуслях и гитаре. Кроме того, мальчик стал посещать местного иконописца, чтобы изучить основы его ремесла.

Когда семья Микешиных переехала в ближайший уездный город Рославль, Миша поступил в приходскую школу, затем — в 3-классное уездное училище, а после — в гимназию.

Во время учебы он показал себя примерным учеником. Кроме того, по настоянию матери мальчик занимался также рисованием и музыкой. Однако успешно окончить гимназию ему не удалось из-за скандального происшествия. Незадолго до выпускных экзаменов он вступил в «тайный орден женоненавистников», организованный одноклассниками. Однажды члены этой мальчишеской «организации» собрались в доме Микешиных. Михаил не знал, что один из его товарищей принес с собой водку и налил ее в бокалы, где была вода для проведения обряда посвящения. В результате мальчишки опьянели и подрались. Об этом стало известно руководству гимназии, которое исключило всю компанию с «волчьим билетом».

Учеба в Петербурге

О продолжении образования не могло быть и речи. Чтобы не сидеть без дела, Михаил Осипович Микешин устроился на работу чертежником на строительстве шоссе Москва - Варшава. Однако занятия живописью он не оставил и брал уроки рисования у местного художника А. Рокачевского.

Руководитель строительства шоссе А. Вонлярлярский заметил выдающиеся способности молодого человека и оказал ему содействие в поездке в Северную столицу и поступлении в Академию художеств. Микешин быстро преодолел начальную стадию обучения и начал заниматься в классе под руководством Б. Виллевальде. Успех пришел к художнику уже после первого года обучения. В частности, его картина «Лейб-гусары у водопоя» понравилась императору Николаю Первому, который приобрел ее для своей коллекции.

Более того, молодого художника пригласили во дворец в качестве учителя живописи великих княжон, а после он сопровождал младшего сына царя - Николая Николаевича - в поездках по Польше, Крыму, Украине, Закавказью и Кавказу.

Микешин Михаил Осипович: биография (1858-1896 годы)

Окончив Академию художеств с большой золотой медалью, художник заинтересовался Ему улыбнулась удача, и уже на следующий год он победил в конкурсе проектов на создание монумента, который предполагалось установить в Новгороде. Последующие 3 года он был занят работой над этим памятником, который сделал его знаменитым на всю страну.

Сразу же последовало несколько предложений на создание монументов для установки в разных городах страны. Большинство из них пришлись по душе гражданам, а также получили высокую оценку специалистов.

В 1869 году Микешин Михаил Осипович стал академиком.

Прочно закрепившаяся за ним слава лучшего монументалиста страны не помешала скульптору искать и другие сферы самовыражения. В частности, в 1876-1878 годах он стал издавать журнал «Пчела», где публиковал свои карикатуры и воспоминания.

Умер М. Микешин в Санкт-Петербурге в 1896 году.

Информацию о человеке может дать не только его биография. Михаил Микешин был человеком с разнообразными интересами. Во многом они были сформированы еще в детстве, благодаря родителям. В частности, любовь скульптора к изображению батальных сцен была связана с коллекцией оружия, которое его отец отбил у французов в 1812 году, когда воевал в составе ополчения, а позже — в партизанской бригаде А. С. Фигнера. Эти сабли и ружья маленький Миша часто брал без спроса, чтобы играть «в войну» вместе со своими сверстниками.

Биография Микешина содержит и другие интересные факты:

  • В первый год обучения в академии он зарабатывал на жизнь, создавая эскизы этикеток для товаров.
  • Будучи студентом, Микешин приезжал каждое лето в смоленское имение Вонлярлярских, где расписывал стены церкви св. Александра Невского.
  • Сегодня в Смоленске можно увидеть 2 большие гранитные вазы, изготовленные по рисункам Микешина для имения Вонлярлярских.
  • Скульптору принадлежат эскизы колод игральных карт на исторические темы, заказанные Императорской карточной фабрикой.
  • Микешин был энтузиастом языка эсперанто и в 1892 году основал первое общество Espero.
  • Художник славился среди петербуржской интеллигенции и людей искусства как остроумный карикатурист.

Памятник в честь тысячелетия России

Это свое самое знаменитое творение Михаил Осипович Микешин создал по случаю 10-векового юбилея Памятник тысячелетию России — это масштабная работа, изображающая великих святых, государей, князей, а также военачальников и других выдающихся личностей, прославивших Россию.

Скульптурная композиция состоит из трёх ярусов, символизирующих единство и взаимосвязь Православия, Самодержавия и Народности. Памятник был торжественно открыт в Великом Новгороде в 1862 году. В работе над монументом Микешину помогали И. Шредер и В. Гартман.

За создание скульптурной композиции «Тысячелетие России» Микешина наградили орденом св. Владимира 4-й степени, а также пожаловали ежегодный пожизненный пенсион в 1 200 руб.

Памятник Екатерине Второй в Северной столице

Михаил Осипович Микешин создал также монумент в честь векового юбилея восшествия на престол самой известной женщины-правительницы Российской империи. Памятник Екатерине Великой был установлен на Александрийской площади Санкт-Петербурга в 1873 году. Он представляет собой величественную бронзовую фигуру императрицы в красиво задрапированной мантии, в полный рост, со скипетром и лавровым венком в руках. У ее ног лежит корона, а на груди изображен орден св. Андрея Первозванного. На верхнем ярусе пьедестала памятника скульптор разместил 9 фигур наиболее прославленных деятелей екатерининской эпохи.

Памятник Богдану Хмельницкому

Этот монумент, автором которого также является Михаил Осипович Микешин, уже более 120 лет является одним из символов столицы Украины. Он был установлен в честь великого гетмана войска Запорожского, являющегося одним из инициаторов вхождения значительной части земель Поднепровья и Малороссии в состав Русского царства. Торжественное открытие монумента приурочили к 900-летию Крещения Руси. Он изображает Богдана Хмельницкого сидящим на взмыленном горячем жеребце. Одной рукой гетман укрощает своего коня, а во второй держит булаву, указывающую на северо-восток.

Интересно, что по изначальному проекту скульптора жеребец Богдана Хмельницкого сталкивал шляхтича, иезуита и еврея-арендатора со скалы, перед которой располагались фигуры малоросса, червоноросса, великоросса и белоруса, слушавших песню слепого кобзаря.

Памятник М. Ю. Лермонтову

Микешин Михаил Осипович, скульптуры которого получили высокую оценку современников, является автором монумента, установленного в Санкт-Петербурге, в сквере перед основным корпусом Николаевского кавалерийского училища. Создание этого монумента далось знаменитому мастеру с большим трудом, так как он стал объектом критики из-за выбора камня для постамента, а также «неподобающей» одежды, в которую была облачена бронзовая фигура сидящего Лермонтова.

Памятник атаману Ермаку в Новочеркасске

Творения, которые создал Микешин Михаил Осипович, можно увидеть не только в столице и в Санкт-Петербурге. Например, на Соборной площади Новочеркасска находится монумент атаману Ермаку. Скульптура установлена на массивной гранитной глыбе. Ермак в правой руке держит корону, которая символизирует завоевание Сибири для русского царя, а в левой сжимает походное знамя.

Теперь вы знаете, какие произведения создал Михаил Осипович Микешин. Краткая биография известного скульптора и художника вам также известна. Она является примером того, как молодой человек из глубинки стал знаменитым и достиг вершин профессии благодаря таланту и трудолюбию.

Михаил Осипович Меньшиков родился 25 сентября (7 октября) 1859 г. в городе Новоржеве Псковской губернии, недалеко от Валдая.


Его отец, Осип Семенович Меньшиков, имел низший гражданский чин коллежского регистратора, а родом был из семьи сельского священника. Мать, Ольга Андреевна, в девичестве Шишкина, была дочерью потомственного, но обедневшего дворянина, владельца небольшого сельца Юшково Опочецкого уезда. Жили Меньшиковы бедно, часто нуждаясь в самом необходимом. Однако благодаря хозяйственности и недюжинному уму Ольги Андреевны кое-как сводили концы с концами. От избытка ли забот или по складу характера она была женщиной несколько нелюдимой, но не лишенной чувствительности и поэтического вкуса. Родители были религиозны, любили природу.

На шестом году Миша начал учиться. Учила его Ольга Андреевна сама. Позднее он был отдан в Опочецкое уездное училище, которое окончил в 1873 г. В том же году при помощи дальнего родственника он поступает в Кронштадтское морское техническое училище.

После окончания морского училища молодой флотский офицер пишет письмо своему покровителю: «Считаю долгом сообщить Вам, что закончил курс в Техническом училище и 18 апреля (1878 года) произведен в 1-й военно-морской чин по нашему корпусу (в кондукторы корпуса флотских штурманов). Экзамены я выдержал порядочно: по 10 предметам я получил 12 баллов. 30 числа я был назначен на броненосный фрегат «Князь Пожарский», а 2 мая фрегат распрощался с Кронштадтом и ушел неизвестно куда и неизвестно на сколько времени. Секрет. Мы были в Дании, Норвегии и теперь во Франции. Я получаю 108 рублей 50 коп. золотом в месяц. Это дает мне возможность, кроме своих прямых обязательств тратить несколько денег на осмотр чужих городов и примечательностей. Таким образом, я теперь в Париже, осматриваю всемирную выставку. Итак, я, видимо, вступил на новую дорогу...»

Склонность к литературе Меньшиков проявил очень рано. Еще в середине семидесятых годов по его инициативе в Кронштадте выходил ученический журнал «Неделя». В 1883 г. после возвращения в Кронштадт Меньшиков познакомился и подружился с поэтом С. Я. Надсоном, который высоко оценил талант молодого офицера, новичка в литературе. Будучи уже безнадежно больным, Надсон приветливым словом и добрыми рекомендациями помогал Меньшикову. Вот выдержка из его письма, датированного 1885 г.: «Я зол, на Вас за то, что Вы не верите в себя, в свой талант. Даже письмо Ваше художественно. Пишите - ибо это есть Ваша доля на земле. Жду томов от Вас...»

После участия в нескольких дальних морских экспедициях Меньшиков получил звание инженера-гидрографа. В те годы он написал и опубликовал очерки «По портам Европы» (1884), специальные работы «Руководство к чтению морских карт, русских иностранных» (1891), «Лоции Абоских и восточной части Аландских шхер» (1898) и др.

В те же годы он начал печататься в «Кронштадтском Вестнике», «Голосе», «Петербургских Ведомостях», и, наконец, в газете «Неделя». В 1886 г. Надсон писал владельцу газеты П. А. Гайдебурову: «Меньшиков у Вас подвизается очень недурно и бойко. Помогите ему выбраться на ровную дорогу».

В 1892 г., окончательно осознав свое литературное призвание, Меньшиков выходит в отставку в чине штабс-капитана и становится постоянным корреспондентом, затем секретарем и ведущим критиком и публицистом «Недели» и ее приложений, а с сентября 1900 г. фактически заведует газетой, одновременно активно сотрудничая в журнале «Русская Мысль», газете «Русь» и других изданиях.

На рубеже веков «Неделя» прекратила свое существование. После некоторых колебаний Меньшиков связал свою судьбу с газетой А. С. Суворина «Новое Время», где печатались А. П. Чехов, его брат Александр, В. П. Буренин, В. В. Розанов и многие другие известные журналисты и писатели.

Меньшиков был ведущим публицистом «Нового Времени» с 1901 по 1917 г. Он вел в газете рубрику «Письма к ближним», публикуя еженедельно по две-три статьи, не считая больших воскресных фельетонов (так назывались тогда особенно острые, серьезные материалы на темы дня). Свои статьи и фельетоны из этой рубрики Михаил Осипович выпускал отдельными ежемесячными журнально-дневниковыми книжками, которые переплетал потом в ежегодные тома.

В «Письмах к ближним» Меньшиков обращался к широкому кругу духовно-нравственных, культурных, социальных, политических, бытовых и других вопросов. Характер выступлений определялся его общественно-политическим идеалом, который окончательно сложился в начале 90-х годов: крепкая власть с парламентским представительством и определенными конституционными свободами, способная защищать традиционные ценности России и оздоровить народную жизнь.

Будучи одним из создателей «Всероссийского национального союза» (не путать с «Союзом русского народа», как это делают некомпетентные историки. - М. П.), Меньшиков так формулировал его цели: «...восстановление русской национальности не только как главенствующей, но и государственно-творческой». Отвергая деятельность революционных организаций как партий «русской смуты», Меньшиков писал на темы самые разнообразные: о политико-экономическом движении, о «желтой» прессе, об усилении влияния на общество революционного движения и об очевидных трагических последствиях «внутреннего завоевания» России. Публицистические выступления Меньшикова в «Новом Времени» имели большой общественный резонанс. У него был широкий круг единомышленников, но и противников было более чем предостаточно.

После отстранения Михаила Осиповича от работы в «Новом Времени» Меньшиковы впервые остались в Валдае на зиму 1917/18 г. Меньшиков очень любил Валдай, Валдайское озеро, дивный Иверский монастырь, обретал покой и счастье в своих самозабвенно любимых детях, радость общения с родными, ближними, с друзьями, навещавшими его в Валдае. В революционные дни 1917 г. князь Львов, глава Временного правительства, предлагал Меньшикову уехать за границу, но он не захотел, не смог покинуть Россию.

20 сентября 1918 г. на берегу Валдайского озера, среди бела дня, на глазах у перепуганных «валдашей» и шестерых малолетних детей М. О. Меньшиков был расстрелян по приговору ЧК. По свидетельству очевидцев, Михаил Осипович перед смертью молился на Иверский монастырь, хорошо видный с места расстрела...

Трудно сложилась судьба семьи М. О. Меньшикова. Немыслимыми усилиями с помощью родных и ближних удалось уцелеть детям и вдове, Марии Владимировне Меньшиковой, в годы красного террора, голода и разрухи тяжелейших войн - гражданской, затем Великой Отечественной. Только младший сын Миша умер от голодного менингита спустя четыре года после гибели отца, и был похоронен рядом с ним.

Чудом сохранились, пусть не полностью, архивы Михаила Осиповича. Несмотря на выселение всей большой семьи из собственного дома во флигель, обыск при аресте главы семейства, голодные годы, Меньшиковы хранили бумаги, фотографии, документы.

В 30-е годы, после того, как все Меньшиковы уехали из Валдая в Ленинград, Мария Владимировна стала частями передавать архив детям.

В 1934 г. после убийства Кирова начались неприятности у Григория Михайловича, старшего сына М. О. Меньшикова. Ему с женой и малолетним сыном грозила тяжелая, дальняя ссылка. Однако тогда он был оправдан.

Через год архивами Меньшикова заинтересовался Литературный музей в Москве. Ольга Михайловна, одна из дочерей Михаила Осиповича, так рассказывала об этом: «В ноябре 1935 года моя Мама, Мария Владимировна Меньшикова, получила письмо от директора Литературного музея в Москве В. Д. Бонч-Бруевича. Письмо было

написано очень любезно и содержало в себе предложение передать Литературному музею покойного М. О. Меньшикова или продать. О том, что такой архив имеется Владимир Дмитриевич узнал от «общих знакомых». Я это письмо читала и помню в основном его содержание.

Моя Мама жила в Ленинграде у своей сестры Зинаиды Владимировны Поль. Все мои сестры и брат находились в этом же городе. Одна я из детей М. О. Меньшикова жила в Москве, и поэтому Мама написала мне и переслала письмо для прочтения. Она также написала мне, что основная переписка Папы с известными писателями давно продана (в Ленинграде). Это было сделано с помощью профессора Нестора Александровича Котляревского, близкого знакомого Ольги Александровны Фрибес, которая была добрым другом семьи Меньшиковых.

Мама просила меня сходить на прием к Бонч-Бруевичу и выяснить, как будет использоваться папин архив в случае передачи его в фонды музея. Время было трудное, сложное, и мы не хотели, чтобы лишний раз дорогое для нас имя попадало в печать с оскорбительными для него комментариями. Мама просила меня еще продать музею шесть писем Н. С. Лескова. Мне помнится, эти письма были адресованы уже не Папе (переписка папы с Лесковым была продана раньше), а Лидии Ивановне Веселитской-Микулич, большому другу нашей семьи, и были ею переданы для продажи, как бы в помощь маме, растившей после смерти папы большую семью.

Я пошла в Литературный музей 31 декабря 1936 года, но не застала Вл[адимира] Дм[итриевича]. Его очень любезная секретарша назначила мне прием на 2 января в 4 часа 30 мин. дня уже 37-ого года. 2 января Бонч-Бруевич меня принял. Были сумерки, в его полутемном кабинете уже горела настольная лампа. Седой, почтенного вида человек, суховато со мной поздоровался, предложил сесть. Спросил, что я имею ему сказать по поводу его предложения. Я сразу совершенно откровенно ответила ему, что нас, Меньшиковых, интересует судьба архива после передачи музею, если таковая состоится, возможность отрицательных отзывов при использовании материалов и что нам хочется избежать этого.

Тогда Вл[адимир] Дм[итриевич] еще суше спросил меня: «Разрешите спросить вас, как вы сейчас относитесь к своему отцу, как к исторической фигуре или как родителю?..» Я просто и сразу ответила: «Конечно, как к отцу!»

Он резко повернулся в кресле и ответил мне следующей фразой: «Тогда вы не минуете многих неприятностей, я не могу вам обещать использование материалов без соответствующих отзывов». Я сказала, что в таком случае наша семья не считает возможным передавать тот небольшой архив, который у нас имеется в ведение музея и предложила Бонч-Бруевичу письма Лескова. На этом мой визит закончился. Влад[имир] Дмитриевич сказал, что в отношении цены за письма я зашла бы к его секретарше, после ознакомления с их содержанием.

Больше я к директору музея не ходила и его не видела. Его внимательная и приветливая секретарша сказала мне через несколько дней, что письма оценили в сто рублей. Я списалась с Мамой и вскоре получила и переслала ей деньги. У меня осталось неприятное впечатление от контраста между любезным письмом к Маме и сухим приемом, когда я была у Бонч-Бруевича. Я была молода - мне было 25 лет - и я всегда любила и жалела Папу.

В 1937 г. старший сын М. О. Меньшикова Григорий Михайлович был арестован. Долго находился в «Крестах», как до того в Москве на Лубянке, и был освобожден лишь в 1939 г.

Когда начались аресты, бумаги Михаила Осиповича прятали кто как мог, и многие материалы пропали, так как не всегда потом их изымали из тайников.

Позднее разрозненные архивы стекались к Ольге Михайловне Меньшиковой, которая в 1927 г. вышла замуж за Бориса Сергеевича Поспелова, сына сельского священника из Подмосковья и уехала из Ленинграда.

Во время Великой Отечественной войны Ольга Михайловна и Борис Сергеевич с институтом, где он работал, уехали в эвакуацию. Перед отъездом они тщательно спрятали наиболее ценные бумаги и фотографии. Но в дом, где оставались родители Бориса Сергеевича, Сергей Дмитриевич и Ольга Сергеевна Поспеловы и где хранились архивы, пришли немцы. Опять разгром, раскиданные книги, бумаги, сломанная мебель, крыша изрешечена осколками снарядов, соседний дом сгорел. Хорошо, что старики остались живы, хорошо, что вновь чудом, но остались в целости архивы М. О. Меньшикова.