Сергей Веремеенко о встречах с избирателями, инженерной стезе и советской закалке.

– Сергей Алексеевич, как проходит ваша избирательная кампания? Сколько встреч уже провели и все ли районы Тверской области посетили?

– Я познакомился с каждым районом Заволжского округа, в отдельных был по несколько раз. Более двухсот встреч уже провел, более 10000 человек! Такой подход позволяет до самого зерна знать все проблемы, которые у нас существуют в области. Это реальное социологическое исследование: когда я общаюсь с народом, я, например, по рейтингу могу все вопросы составить, которые являются наиболее проблемными.

– А какие вопросы чаще всего поднимают жители Верхневолжья?

– Это, конечно, медицинское обслуживание населения. Мы сейчас входим в новые программы по здравоохранению. Сейчас в сельской местности восстанавливаются фельдшерско-акушерские пункты. Такую задачу ставит президент и губернатор – в этом году их будет построено 50. Развивается сеть государственных аптек. Выделяются значительные средства на обновление медицинского оборудования. Очень болезненный вопрос, что студенты после окончания вузов не возвращаются на село. Конечно, мы будем этим заниматься, это важнейший вопрос. Нужно постараться сделать всё, чтобы они там остались: жильё, социальные условия.

Еще, конечно, дороги. Этот вопрос везде один из первых, хотя степень покрытия дорогами и качество асфальта везде разные: где-то они сильно убитые, где-то меньше жалоб. Вот, например, в Старицком районе в селах появляются дороги, на месте которых только тропинки были. В целом, у нас по этому году в два раза увеличился бюджет, и сейчас мы входим в дополнительные федеральные программы. В этом году по области отремонтируют 54 дорожных объекта дорог общей протяжённостью свыше 300 км, а также 187 объектов муниципальной дорожной сети протяжённостью около 130 км.

– Мы беседуем с Вами накануне 1 сентября. Вы прошли советскую школу, стали доктором технических наук, получили Премию Ленинского комсомола в области науки и техники, то есть взгляд на образование у вас довольно квалифицированный. Что можете отметить в этой сфере за последнее время?

– Вы знаете, что Владимир Путин в качестве одного из приоритетных национальных проектов обозначил именно «Образование». Речь об этом шла и на недавнем Форуме муниципальных образований. Большое внимание уделяется безопасности школ, логистике – закупаются новые школьные автобусы. Когда я учился, такого не было. Ходили в школу пять километров туда, пять обратно. Зимой было легче – можно было на лыжах. Губернатором поставлена задача ежегодно вводить в регионе как минимум по одному новому учреждению образования.

В рамках адресной инвестиционной программы Тверской области за счет муниципальных и региональных средств достраивается средняя школа на 150 учащихся с дошкольной группой на 25 мест в деревне Степурино Старицкого района. Вы, наверное, уже знаете, что сдвинулся вопрос по школе в микрорайоне Юность. Там по результатам конкурентных процедур определен новый подрядчик для завершения строительства школы. Будем контролировать процесс – планируется школа на 560 учеников и 80 дошкольных мест. Также предусмотрены средства на возведение школы на 1224 места в микрорайоне Радужный в 2019 – 2020 годах. В прошлом году начал работу детский сад на 100 мест в поселке Хотилово Бологовского района. Ведется дальнейшее развитие образовательного комплекса в Хотилово – строительство пристройки к школе с начальными классами, спортзалом и информационно-библиотечным центром, создание спортивной площадки, реконструкция пищеблока. Для дошкольников по области будет введено 800 новых мест. Задачу ликвидировать очередь в детские сады для детей в возрасте до трех лет поставил Президент России.

– Сергей Алексеевич, очень много говорим о школе, о школьных годах. Расскажите о вашей юности, родителях и семье, в которой вы выросли?

– Я вырос в обычной советской семье. Родители – фронтовики, отец с 1919 года – военный летчик, мать – педагог. Маме сейчас 95 лет, в добром здравии.

Жили скромно, самой ценной вещью в квартире был проигрыватель. Взрослые пропадали сутками на работе, а нас, детей, приучали нести ответственность за себя, быть самостоятельными. Зимы были суровые, с морозами, снегопадами, но всю зиму мы проводили на улице – катались с горок, гоняли в хоккей, бегали на коньках.

Советские дети были приучены к труду: чистили снег, кололи дрова, сдавали макулатуру, пололи огороды. Мы были дружными, любили свою страну, очень ей гордились и были готовы ее защищать. После института была аспирантура, защита диссертации, разработка нефтяных месторождений в Сибири и на Урале, внедрение новых разработок, за одну из которых мы, группа молодых ученых-инженеров, получили премию Ленинского комсомола…

– По какой теме?

– Тема «Ресурсосберегающие методы проектирования, сооружения и эксплуатации трубопроводных систем».

– Почему выбрали вуз именно технической направленности? Всегда тянуло именно в эту сферу?

– Пошел по стопам. На эту специальность «Проектирование и эксплуатация трубопроводов» у меня был ориентир. Сразу попал в студенческое научное общество, в комсомол. На втором курсе пришел в комитет комсомола института, так как все показатели у меня были соответствующие. Тогда мой научный руководитель Виктор Новосёлов сказал, что нужно учиться на пятёрки, чтобы в аспирантуру поступить, вот я и стал. Даже вот я помню, нас же на лекциях много народа сидит, 120 человек поток. И Наташа, староста группы, я ей говорю: я с этого семестра буду учиться только на пятерки. Она: да ладно тебе, Веремеенко. Я говорю: нет, буду учиться на пятерки. Вот так решил, надо же сдать, выучить все. И стал учиться на пятерки.

Выражения «ментор», «менторский тон» существуют в русском языке не так давно. Появились они в 18 веке – после реформы Петра I. Этот правитель поставил цель приобщить российскую аристократию к западным ценностям. Были созданы учебные заведения, где изучали греческий язык и , знакомились с шедеврами античной литературы. Именно тогда россияне впервые близко познакомились с героями древнегреческой литературы, в том числе и персонажем по имени Ментор.

Ментор – герой поэмы Гомера

Вершиной древнегреческой литературы справедливо считаются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 18-19 вв. их должен был знать каждый образованный человек, поэтому образы гомеровских поэм были понятны и близки любому дворянину или ученому. Достаточно вспомнить, сколько раз в стихах А. Пушкина упоминается Аполлон или Мельпомена. Такое использование имен древнегреческих богов в аллегорическом смысле было естественным явлением не только в поэзии, но и в обыденной речи великосветского общества. Впрочем, речь шла не только о богах.

В поэму Гомера «Одиссея» рассказывается о том, как царь Итаки Одиссей, покидая свои владения, доверил заботу о доме и семье старому другу Ментору, сыну Алкима. О том, насколько Одиссей доверял этому человеку, свидетельствует тот факт, что Афина, являясь герою, нередко принимала внешний облик Ментора – видимо, у богини были основания полагать, что Ментору Одиссей поверит обязательно.

Во время 20-летнего отсутствия Одиссея у Ментора было немало забот. Он управлял хозяйством, оберегал царицу Пенелопу от назойливых претендентов на руку и сердце, а также воспитывал юного Телемаха – сына Одиссея, который в силу обстоятельств рос без отца. Эта последняя обязанность запомнилась читающей публике лучше всего, и имя Ментора превратилось в обозначение наставника, учителя – сначала почтительное, потом ироническое.

Другие значения

Имя героя древнегреческой поэмы, став нарицательным обозначением наставника, учителя, приобрело и другие значения, связанные с этим смысловым оттенком.

Известный русский биолог-селекционер И. Мичурин разработал метод направленного развития гибридных растений: молодому гибридному сеянцу прививают черенок одного из родительских деревьев или наоборот – сеянец временно прививают к дереву, качества которого должен приобрести гибрид (например, морозостойкость). Растение при этом выступает в качестве «наставника», передающего гибриду то, что есть в нем самом, поэтому ученый назвал этот прием «методом ментора».

В предпринимательстве ментором называют человека, который помогает начинающему бизнесмену открыть свое дело.

Люди… будьте бдительны!

Эта мудрая мысль или, лучше, это суровое предостережение содержится в удивительной книге чешского писателя-коммуниста Юлиуса Фучика. Благороднейший патриот, Фучик был арестован и казнен во время второй мировой войны гитлеровской полицией, после того как из-за недостаточной бдительности правительств многих стран Запада фашизм получил возможность захватить, испоганить своим сапогом и родину Фучика и много других стран. Буквально накануне смерти мужественный человек этот в камере писал свою книгу - пламенный призыв никогда в будущем не допускать повторения страшных событий его времени. Так удивительно ли, что его тревожное предостережение, стоящее в заголовке, стало лозунгом всех передовых людей мира в наши дни!

Люди доброй воли

Так сейчас называют всех людей, живущих в любой стране земного шара, если они являются сторонниками мира между народами, выступают за дружбу братьев всех рас и всех цветов кожи.

Эти слова стали известны каждому после того, как в 1950 году Постоянный Комитет Всемирного конгресса сторонников мира, собравшийся в Стокгольме, в Швеции, включил их в опубликованное им воззвание:

"Мы призываем всех людей доброй воли всего мира подписать это…"

В современной прессе можно услышать и другое близкое выражение. Нередко говорят о "миссии доброй воли ", когда представитель одной страны едет в другую для дружественных переговоров или для смягчения бывших между ними до того недоразумений.

М

Маланьина свадьба (на Маланьину свадьбу наготовить)

Происхождение поговорки с полной точностью не выяснено. Одни выводят его из исторического (но очень уж ничтожного) факта - из воспоминания о какой-то действительно бывшей пышной свадьбе некоего донского казачьего атамана Ефремова со знаменитой красавицей Маланьей Карповной, но это представляется довольно сомнительным. Другие связывают ее с "Маланьиными именинами" - так назывался в старое время праздник в честь святой Мелании, приходившийся как раз в канун Нового года. Однако и это объяснение не отличается правдоподобием.

Так или иначе, "наготовить на Маланьину свадьбу " значит: перестараться, переборщить, запасти всего в избыточном количестве.

Мальбрук в поход собрался

Английский герцог Джон Черчилль Мальборо (1650–1722) прославился как дипломат и полководец в борьбе за испанский престол. Одно время он командовал Нидерландской армией, которая разбила французов.

Но если соотечественники чтут Мальборо как национального героя, то французы, чья гордость была несколько уязвлена горечью поражения, сочинили про него язвительную песенку. В ней Мальборо стал неудачливым воякой Мальбруком.

Эту песню знает вся Франция. Известна она и у нас. Начинается она так:

Мальбрук в поход собрался,
- Мирандон-дон-дон, Миранделё! -
Мальбрук и сам не знает,
Когда вернется он…

Первая строфа песни стала крылатой. "Мальбрук в поход собрался ", - говорим мы о забияке, переоценивающем свои силы и возможности, а также о том, кто шумно и хвастливо сообщает о своих военных приготовлениях.

Мамаево побоище (Мамаево нашествие)

Знаменитое сражение между русскими и татарским ханом Мамаем на Куликовом поле (в нынешней Тульской области), разыгравшееся в 1380 году, кончилось разгромом татар, угнетателей русского народа. Видимо, оно произвело огромное впечатление на наших предков: с тех пор слова "мамаево побоище " стали означать и "страшную драку", и "кровопролитную баталию", и "полный разгром", и "тяжкое поражение". Появилось и другое выражение: "мамаево нашествие ". Так говорят о появлении шумных и непрошеных гостей.

Манна небесная

В библии рассказывается, будто во время странствования евреев по пустыне, когда наступил голод, внезапно с неба начала сыпаться "манна небесная ", которая и спасла истощенных людей.

Рассказ этот не на сто процентов выдумка, но и чуда в нем нет. Бог, который, по утверждению библии, послал несчастным скитальцам пищу, тут, разумеется, ни при чем. В той самой Аравийской пустыне, по которой блуждали еврейские народы, уйдя из Египта, как и в других пустынях и сухих степях Юго-Западной Азии и Северной Африки, распространен съедобный лишайник леканора. Созревая, корочки лишайника растрескиваются и свертываются в шарики. Эти шарики похожи на манную крупу. Они очень легки и переносятся ветром на большие расстояния. Кочевники собирают съедобный лишайник, толкут его и из полученной муки пекут хлеб.

Выражение "манна небесная " означает: неожиданная удача, чудесная помощь. "Ждать, как манны небесной " - нетерпеливо надеяться. "Манной небесной питаться " - жить кое-чем, случайными и таинственными средствами. Слово "манна " происходит от древнееврейского корня, означающего "дарить ". Наша манная крупа названа так по имени легендарной манны, с которой она ничего общего не имеет.

Мартышкин труд

Поговорка эта возникла из басни И. А. Крылова "Мартышка и очки". Помните, как поступила мартышка, ослабев глазами?

Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.

Выражение "мартышкин труд ", впервые употребленное замечательным русским критиком Д. И. Писаревым (1840–1868), применяется как характеристика бесполезных усилий, напрасных стараний, ненужной работы.

Мафусаилов век

Еврейские легенды знают "допотопного" патриарха, старца Мафусаила , будто бы дожившего до 969 лет. Вообще в библии сообщаются необыкновенно высокие цифры долголетия древних людей. Адам, по ее словам, жил 930 лет, Сиф - 912, и так далее. Ученые строили разные предположения для объяснения этих неправдоподобных цифр; высказывалось мнение, что древние евреи годом называли лунный месяц и что каждую из этих цифр надо, таким образом, уменьшить в двенадцать раз. Мы не будем вдаваться в тонкости этих толкований, а отметим только, что выражение "мафусаилов век " означает и у нас необычайное долголетие, жизнь до предельной старости (сравни "Аредовы веки ").

Мекка (в Мекку идти)

Мéкка - священный город магометан, место, где родился основатель ислама Магомéт (Мухáммед). Верующие мусульмане считают высшим счастьем для каждого правоверного совершить путешествие в Мекку и там, в знаменитом храме Каáба, поклониться "черному камню" - обломку метеорита, вделанному в стену. По преданиям ислама, этот святой камень был принесен с неба на землю ангелом. Теперь от него почти ничего не осталось: за сотни лет поцелуи поклонников на три четверти стерли его.

Мы говорим: "Он отправился в свою Мекку " о человеке, посетившем место своих грез, предмет поклонения.

Мели, Емеля, твоя неделя

В огромных старорусских семьях было принято, чтобы их члены чередовались понедельно на домашних работах: эту неделю Федор колет дрова, Иван таскает воду, следующую - наоборот. Так же поочередно мололи муку на домашнем жернове: очень нелегкая работа.

Болтунам же, отлынивавшим от всякого труда, говорили с насмешкой: "Мели, Емеля, твоя неделя! " - играя на том, что выражение "языком молоть" комически сопоставлялось тут именно с представлением о самой тяжелой работе на жернове.

Мелкая сошка

Мы привыкли слово "соха " понимать как "орудие землепашца". Кое-кому известны другие, более редкие значения его: "вилообразная подпорка" (иначе "рассох") при стрельбе, иногда - "костыль, дубинка" (сравните "посох"). Вот как будто и все. Поэтому выражение "мелкая сошка " на первый взгляд связывается у нас с той сохой, которая "мелко пашет". На деле же у слова "соха ", "сошка " было и еще одно, давно исчезнувшее значение: так именовалось определенное пространство земли, с которого рассчитывали и взимали в старой Руси налоги, подати.

В XVI веке существовали Большая Московская "соха" и Малая Новгородская "сошка"; они, в свою очередь, делились на доли. Люди, расписанные "по сохам" для взимания с них податей, назывались "сошными людьми".

Чем беднее и маломощнее был земледелец, тем мельче была его доля в "сохе".

"Мелкая сошка " - пренебрежительно говорили о таком пахаре более состоятельные соседи. Позже этим выражением стали иронически называть вообще людей незначительных, не имеющих никакого влияния, веса в обществе.

Менторский тон

Мéнтор - имя друга греческого героя Одиссея, которому, зная его ум и рассудительность, Одиссей, уходя на войну с Троей , поручил воспитание своего сына Телемаха и надзор за ним.

В нашей речи слово "ментор " равносильно слову "наставник", "руководитель". Употребляется обычно с несколько неприязненным оттенком, как "надоедливый и педантичный советчик". "Менторский тон " - наставнический, высокомерный.