Многие мои знакомые и Клиенты задают вопросы: «Откуда у тебя столько маркетинговых идей? Как тебе удаётся столько «генерить» свежих и революционных для бизнеса решений? Почему ты всегда на шаг впереди, чем бы не занимался и кого бы не продвигал?»

Раскрою один из своих маленьких секретов,я пристально изучаю все успешные бизнес-проекты и внимательно читаю их историю, понимая секреты их успеха. За несколько лет я насобирал по миру множество мини-идей, которые перевернули бизнес, либо взорвали рынок и решил, что это будет полезно каждому. Возможно часть из этих реальных историй Вы где-либо слышали или читали о них, но я решил их собрать здесь, в одном месте,для Вашего же удобства.

Данный раздел обещаю регулярно пополнять, поскольку насобирал тысячи интересных «фишек».

Даже самые крутые компании и монстры допускают, порой, чудовищные ошибки

Даже у самых монстров бывают жуткие проколы

А вот Вам История плохого маркетинга и как не стоит делать!

Текущий факт.
в Что? где? когда? был недавно задан такой вопрос — в последнее время маркетологи стали замечать, что вечная фишка расположения всяких дорогих шоколадок, газет и жвачек у касс в супермаркетах перестала должным образом работать. Почему?
Ответ:
— А потому что с развитием нынешних технологии всё больше людей, стоя в очереди, предпочитают убивать время, копаясь в своих смартфонах.

«Купи двух, третьего подарю» - гласила табличка на рынке около одного из продавцов рыбы. Заинтересовался, подошел — продавались килограммовые свежие судачки, цена 180 рублей за
килограмм, не далеко, метрах в десяти, такой же судак по 120 рублей, но к первому продавцу была очередь и все брали по две рыбины на два кило, радостно получая такую же третью «халявную», а ко второму продавецу покупатели подходили редко, но были — некоторых пугала высокая цена у первого продавца.
Понаблюдал дальше — торговля шла бойко, оказалось, второй продавец успевал незаметно переносить рыбу первому, на пару работают, понял я. Покупатели,
любители «халявы», были довольны - и покупатели, любители низких цен, тоже.
Подошел и сказал второму продавцу, что я разгадал их трюк. Тот не стал отпираться: «Понимаешь, мужик, когда оба стоим с судаком по 120 рублей — почти никто его не
берет, то они им костлявые, то мелкие, а нам же быстрее продать надо, ехать домой так далеко! Давай я тебе по сотке отпущу!»

Фраза из серии «Ваш звонок очень важен для нас, но в настоящий момент все операторы заняты, время ожидания восемь минут» вызывают лишь раздражение и гнев.

Вот, что слышат клиенты авиакомпании Virgin Atlantic.

«Здравствуйте, меня зовут Ричард Брэнсон, я владелец авиакомпании Virgin Atlantic. Сейчас все операторы заняты. Это непорядок. Давайте поступим следующим образом. Если через 18 секунд никто не ответит на ваш звонок, вы получите скидку 450 фунтов. Я начинаю обратный отсчет — 18, 17, 16, 15…»

Клиент слушает и страстно мечтает только об одном – чтобы оператор не снял трубку.

p.s. естественно бизнес-правила работы колл-центра не допускают простой более 18 секунд и трубка с огромной вероятностью будет снята.

удачное место размещения (не дай себе засохнуть)

Очередной виток в маркетинговой борьбе двух гигантов по производству газированных напитков начался накануне Хэллоуина. Pepsi запустили в интернете картинку в которой банка пепси была обернута в маскирующую ее под кока-колу одежду, с надписью: «Мы желаем Вам страшного Хэллоуина». Реакции долго ждать не пришлось, кока-кольщики в ответ выпустили туже самую картинку сменив лишь надпись на: «Каждый хочет быть героем».

Сегодня такие бренды, как Pepsi, Coca-Cola, Ikea, Snickers и множество других, известны каждому потребителю. А ведь начинали они с самого малого, создаваясь в качестве небольшого семейного бизнеса. Но правильно выстроенная маркетинговая кампания позволила им достичь большего. Грамотные маркетинговые ходы сделали свое дело, и теперь эти компании известны не только на своей родине, но и далеко за ее пределами.

Золотые принципы продаж

Чтобы увеличить количество клиентов, а соответственно и продаж, необходимо обращать внимание на проблемы и потребности потребителей, а также не забывать напоминать о себе. Каждому успешному маркетинговому ходу предшествуют золотые принципы продаж:

  1. Спонсирование и сарафанное радио. Чем больше владелец бизнеса будет спонсировать небольшие мероприятия в своем городе, тем больше он получит посетителей. Людям свойственно делиться новостями.
  2. Брендирование в Сети. Очень важно не забывать о продвижении товаров/услуг на интернет-платформах, так как с каждым годом люди все чаще начинают совершать покупки не отходя от мониторов компьютера.
  3. Демонстрация. Пожалуй, одна из главных стратегий по привлечению клиентов. Потребителю нужно презентовать свой товар, например, можно или раздавать пробные образцы.
  4. Удовлетворение потребностей. Каждый товар или услуга, поступившая на рынок, должны решать проблемы потребителей. Если человек получит то, что ему необходимо, он обязательно вернется, а постоянные клиенты - это залог успеха.
  5. Анализ и оптимизация. Нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно постоянно исследовать рынок и внедрять новые идеи. Потребители - это не стабильная субстанция, их запросы и потребности постоянно меняются, и за этими изменениями нужно успевать.
  6. Маркетинговые исследования. Только проанализировав рынок, можно сделать эффективный маркетинговый ход.
  7. Напоминайте о себе. Нужно ориентировать деятельность компании на долгосрочное сотрудничество с потребителями, поэтому не стоит забывать о запоминающемся логотипе, слогане и имидже корпорации в целом.

Восемь ходов

Для привлечения клиентов компании чаще всего используют такие действия:

Реклама

Такие маркетинговые ходы известны каждому предпринимателю. Можно даже сказать, что это классика жанра. Но чтобы стать известной фирмой, этого недостаточно. На одном маркетинге далеко не уйдешь, важно уделить внимание рекламе, и лучше для этой цели привлечь специалиста в своей сфере. Если с маркетинговыми функциями предприниматель может справиться самостоятельно, то реклама - это удел избранных.

Маркетинг и реклама изначально являются явлениями, дополняющими друг друга: с помощью маркетинга можно определить потребности клиентов, реклама же акцентирует на них внимание. В зависимости от того, какой имидж будет у бренда, увеличится или уменьшится число продаж. Каждая рекламная кампания должна отвечать на вопрос о том, что это за продукт и для кого он предназначен. Например, 25 лет назад Лео Барнеттом была создана реклама сигарет «Мальборо», у которых был ковбойский имидж. Даже сегодня их считают самыми продаваемыми в мире.

Таким образом, маркетинг и реклама должны качественно дополнять друг друга, привлекая как можно больше покупателей. Чтобы понять, как эта «кухня» работает, лучше привести несколько популярных примеров продвижения товара или бренда. Тогда можно будет осознать, насколько важны маркетинговые ходы в торговле и рекламе.

Наступление верблюдов

Нестандартным маркетинговым ходом прославилась в свое время компания Camel. Удивить курящую Америку каким-то новым табачным продуктом было сложно, но маркетологи не сдавались. В одно прекрасное утро во всех городах США появилось необычное объявление с одним словом: «Верблюды». Спустя неделю их заменили не менее интригующие объявления: «Верблюды идут».

За день до того как сигареты должны были появиться на рынке, надписи снова были изменены, окончательно взбудоражив человеческое любопытство. Теперь объявления гасили: «Завтра в городе будет больше верблюдов, чем в Азии и Африке вместе взятых!» В день, когда сигареты поступили на рынок, те же объявления снова были изменены: «Сигареты Camel уже в городе». Это послание сняло возросшее от любопытства напряжение, американцы посмеялись над таким финалом и с охотой попробовали новые сигареты.

Не села батарейка

Известным маркетинговым ходом прославилась и компания Red Bull. Когда эта компания впервые появилась на рынке, ниша энергетических и тонизирующих напитков была уже занята брендами Molson, Pepsi, Labatt и Coca-Cola. Конечно, эти продукты не были энергетическими в чистом виде, но в рекламе были отсылки к тонизирующему эффекту.

Маркетолог, занимающийся рекламной кампанией, Дитрих Матешниц, прекрасно понимал, что невозможно встать в один ряд с этими гигантами, пользуясь стандартными маркетинговыми уловками. Поэтому было предложено следующее: уменьшить объем банки и сделать ее по виду напоминающую батарейку, что намекает на заряженность, и, конечно же, увеличить цену в два раза. Поэтому рекламная кампания не была затратной, а такие «батарейки» размещались в магазинах в самых нестандартных местах (впрочем, эта традиция сохранилась и сегодня).

Также Матешниц предложил бесплатно раздавать ящики с напитком возле студенческих корпусов, это практикуется и до сих пор. Кроме того, компания спонсирует различные молодежные мероприятия, тактично умалчивая о том, что студенты предпочитают смешивать энергетик с водкой.

В результате маркетологи получили независимое позиционирование продукта на рынке и создали собственную нишу, отличительную от других напитков.

Увеличение продаж

Занимательный маркетинговый ход для увеличения продаж использовала компания «Алказельцер». В 60-х прошлого века на экраны телевизоров вышла реклама, в которой стали бросать в воду не одну, а две таблетки. Как результат количество продаж увеличилось вдвое.

Также чтобы увеличить продажи, нужно правильно ориентировать рекламные кампании под запросы потребителей и понимать менталитет страны, в которую поступает новый товар из-за границы. Например, в 1992 году на прилавках отечественного рынка появился батончик Snickers. Сначала его рекламировали как снек, которым можно заменить обед или ужин. Однако отечественный потребитель не понимал, как шоколадка может заменить суп, поэтому батончик покупали как десерт к чаю. Увидев такое положение вещей, маркетологи изменили рекламную стратегию, ориентировав ее на подростков. Эти дети не любят супы, зато обожают сладкое. Этот удачный маркетинговый ход обеспечил продукту успех.

Другие маркетинговые фишки

В 80-х прошлого века известная сейчас компания Timberland переживала тяжелые времена. Туфли-лодочки, хотя они и были качественными, удобными и недорогими, плохо покупались. Тогда компания приняла простое и эффективное решение: выставила цену выше, чем у конкурентов. Как результат - выросли продажи, ведь чем дороже товар, тем желаннее он становится.

Интересный маркетинговый ход использовал Томас Дюар, продавая виски Dewar’s. В ХІХ веке в Лондоне популярными были такие напитки, как бренди, ром и джин. Продавать виски было делом невыгодным и очень сложным. Дюар, основатель бренда Dewar’s, избрал очень неожиданный ход, чтобы привлечь клиентов.

Томас нанял подставных покупателей, которые ходили по пабам и спрашивали, есть ли в продаже виски Dewar’s. Конечно же, этот напиток отсутствовал, и подставные покупатели уходили в расстроенных чувствах. Спустя какое-то время в пабах стал появляться сам Томас Дюар и предлагал заключить контракт на поставку виски. За два года работы его товарооборот вырос в 10 раз.

Полный провал

Мы привели только некоторые примеры маркетинговых ходов. Удачных, разумеется. Но не всегда такие мероприятия завершаются успехом. Даже самые большие и популярные компании время от времени выводят на рынок товар, который не приносит им желанной прибыли и успеха. Это происходит по многим причинам, но чаще всего из-за того, что маркетологи не обращают внимания на мелочи, впоследствии такие ошибки становятся фатальными.

В свое время «облажалась» даже компания Apple. В 2010 году она запустила сеть музыкального комьюнити Ping. Стив Джобс уверял, что этот сервис станет номером один для прослушивания музыки iTunes. Правда, этот сервис так и не смог составить конкуренцию «Твиттеру» и «Фейсбуку».

Пользователи iTunes без особого энтузиазма приняли запуск соцсети Ping. В ней можно было следить за творческими достижениями и публичной жизнью любимых артистов, а также смотреть, как меняются музыкальные вкусы друзей и составлять персональные хит-парады. День запуска пришелся на 3 сентября, вице-президент компании Эдди Кью объявил, что треть пользователей iTunes уже присоединились к Ping. Но дальше этого дело не пошло. На следующий день в соцсети появилось много спама и поддельные профили музыкантов. С прохладой к этому сервису отнеслись и журналисты. Неудача стала очевидной даже в 2010 году: в Ping было зарегистрировано мало музыкальных исполнителей, к тому же сеть была доступна меньше чем в десяти странах и не интегрирована с «Фейсбуком», так как Цукерберг поставил обременительные условия (по крайней мере, так посчитал Джобс).

В бессмысленной агонии Ping просуществовала еще два года, пока в 2012-м ее не признали неудачной. Социальная сеть тихо умерла 30 сентября, оставив после себя прощальное послание: «Спасибо за ваш интерес к Ping. Мы уже не принимаем новых пользователей».

Неудачный New Coke

Также испытала поражение компания Coca-Cola, когда пыталась увеличить количество покупателей. В середине 80-х прошлого века Роберто Газуете, который считался самым успешным менеджером по продажам ХХ века, стали называть «главным болваном», так как он пытался заменить Coca-Cola «Новой Колой».

По сути, все было сделано правильно: New Coke прошла сотни дегустаций, результаты которых говорили, что чуть более сладкий вкус обязательно станет залогом успеха у потребителей. Но когда компания объявила, что новая кола навсегда заменит старую, покупатели взбунтовались, поскольку им не дали права выбора. Покупать новый напиток перестали чисто из принципа.

«Скелетоны»

Достаточно интересно звучит слоган компании Danone: «Позаботьтесь, дети, о своем скелете». Вроде ничего плохого, но когда на кисломолочных продуктах рисуют череп, скелеты и скрещенные кости, то это слишком готично. Представители компании «Данон» считали, что такой дизайн и слоган привлекут российских подростков, но особого восторга «страшные» йогурты не вызвали.

Хуже того: подобные упаковки напугали родителей основной целевой аудитории. Жительница Москвы даже подала на «Данон» в суд, потребовав прекратить выпускать продукцию, что разрушительно влияет на детскую психику. Также возмущена подобным Русская Православная Церковь, считая такую упаковку надругательством над умершими. Позже подключилась Экспертная социальной рекламы и убедила компанию прекратить выпуск этого бренда в России.

Стоит отметить, что компания «Данон» не первый раз промахивается с названием продукции, поступающей на отечественный рынок. В 90-е слоган рекламы детского питания «Bledina - все что нужно вашему ребенку» повторяла вся страна, вот только покупать «неприличный» продукт своим малышам родители не особо горели желанием.

Любой маркетинговый ход требует предварительной подготовки. Нужно тщательно изучить рынок, потребности потребителей и даже менталитет отдельного региона, чтобы не упасть в грязь лицом. Начиная с малого, можно достигнуть значительных высот, но для этого нужно работать, а не полагаться на удачу.

Фев27 Комментарии к записи Веселые, необычные, крутые торговые автоматы со всего мира отключены

Люблю торговые автоматы. Они иногда появляются в самых неожиданных местах и сманивают обычными чипсами, на которые в гигантском Ашане и не посмотришь.

Сегодня в блоге – подборка самых необычных и веселых торговых автоматов, которые стали чем-то большим, чем просто торговыми автоматами.

Walkers Crisps

Британский производитель чипсов Walkers Crisps заставил автоматами весь Лондон. Когда пришло время удивлять людей новыми вкусами, они решили поэкспериментировать и с аппаратами. На двух автобусных установках были размещены ящики с гигантским экраном. Когда на остановку заходили люди, экран включался. Только не все знали, что это экран. Внутри автомата сидел человек – читал книжку, отгонял людей, жевал бутерброд, махал руками, привлекал внимание и обещал бесплатный пакетик чипсов, если о нем расскажут в Твиттере. Акция называлась Tweet To Eat.

Дек26 Комментарии к записи Датское пиво решает проблемы отключены

Судя по рекламе, пиво обладает чудесной способностью делать лучше все: вы становитесь веселее, обаятельнее, интереснее. Оно окружает вас интересными людьми и прямо-таки тыкает носом в приключения. А еще оно удаляет жажду в жаркий день и согревает в холодный, ну разумеется. Но все, кто пьет пиво вне рекламы, знают, что обычно происходит с точностью до наоборот: хочется затолкать в себя побольше чипсов и сидеть на диване — в лучшем случае, с друзьями и женщиной, в худшем — с телевизором.

Окт31 Комментарии к записи Купите мои шутки за 5 баксов отключены

Луис Си Кей сегодня — самый востребованный и высокооплачиваемый комик в мире. По мотивам его жизни в Соединенных Штатах сняли сериал с ним же в главной роли. И за него главный герой получил Эмми и Грэмми. Вы только вдумайтесь — получить Эмми за свою реальную жизнь. Сложно придумать что-то смешнее, чем эта ситуация, и я все жду, когда же она будет обыграна в сериале. И вот Луис сделал HPO — диск со своими выступлениями для домашнего просмотра. Но диску, как и любому товару, нужна реклама. Вы ведь еще не забыли, что речь идет о самом крутом комедианте? Рекламная компания разделилась на две части. Первая выполнена в виде промо-ролика, она была залита в Интернет в марте этого года. Согласитесь, в ней нет ничего особенного, просто экстраординарное выступление, которое вполне соответствует духу самого Луиса. Правда, оно чересчур помпезное, а от софитов и лампочек рябит в глазах, но что в нем, правда, такого? А вот что.

Фев03 Комментарии к записи Кража состоялась! отключены

Помните, я о необычном конкурсе, который устроила австралийская сеть отелей Art Series Hotels? Она купила на аукционе картину Бэнкси, заплатив за нее 20.000 долларов, а потом повесила ее в одном из своих отелей, предложив всем желающим стащить картину, пообещав при этом абсолютную безнаказанность.

Конкурс «Стащи Бэнкси» начался 15 декабря, а закончиться должен был 15 января. Все это время картину тайно перевозили из отеля в отель, а постояльцы начали настоящую охоту за произведением современного искусства. Все отели Art Series Hotels были буквально забиты постояльцами - из Европы в Австралию поклонники Бэнкси чуть не чартерными рейсами летали.

Главное условие конкурса заключалось в том, что картину нужно было вынести из отеля незамеченным - охрана была предупреждена и тщательно просматривала всю территорию через множество камер наблюдения. В эти камеры постоянно «светились» звезды, пытавшиеся завладеть картиной. Среди них была даже замечена знаменитая теннисистка Серена Уильямс, которой, впрочем, не удалось стащить «Игры с мячом».

В начале 2000-х годов британская марка одежды Lonsdale переживала нелегкие времена - продажи падали, затраты и недовольства акционеров росли. Компания уже подумывала о том, чтобы закрыть часть фабрик и торговых точек, уйдя в вынужденную кому. Но тут неожиданно продажи футболок, рубашек и свитеров с логотипом Lonsdale выросли в несколько раз и продолжали расти в течении некоторого времени. Почему?

Все дело в то, что марку Lonsdale полюбили британские неонацисты, которых в Великобритании насчитывается достаточно большое количество (до 200.000 активных членов). В Великобритании существует закон, согласно которому демонстрация любых нацистских символов карается большим штрафом и даже тюремным заключением (достаточно вспомнить историю с режиссером Фон Тризом). Но британские нацики нашли выход из данного ограничения

  • Компания просто помешана на том, что она родом из Швеции, и напоминает об этом буквально на каждом углу. На стеллажах стоят книги на шведском, в магазине можно увидеть плакаты и календари на шведском языке. Все магазины IKEA во всем мире предлагают скидки в дни национальных праздников Швеции. А еще, разумеется, это шведское меню в кафе, которое порой шокирует люде незнакомых со скандинавской кухней (как вам мясные фрикдельки с брусничным джемом?). IKEA позиционирует себя буквально как посольство Швеции в каждом городе.
  • Еще один «бзик» компании - экология. На сайте IKEA есть огромный раздел , наполненный статьями и документами, призванными подтверждать экологичность компании. Натуральные компоненты, экологичная упаковка, плоская тара, пункты приема использованных батареек и прочие «зеленые» фишки как бы говорят покупателям - мы за природу.
  • Названия для товаров генерируются специальной программой и не несут смысловой окраски.
  • Желание иметь большую клиентскую базу с платежеспособными покупателями – естественно для компании, которая выбрала в качестве сферы своей деятельности торговлю. Потому важно уметь пользоваться специальными маркетинговыми ходами, которые призваны привлечь новых покупателей и . Подробнее о том, что такое маркетинговый ход для привлечения клиентов, мы поговорим в нашей статье.

    Рассматривая маркетинговые инструменты для привлечения клиентов, удивляешься их многообразию. Ведь каждый день появляются все новые и новые ходы, способные завлечь человека в магазин и заставить его совершить покупку. В дело идет психология, социология, экономика и другие науки.

    Проблемы со спросом и их причины

    В жизни каждой торговой компании случаются неприятные моменты, когда понижается спрос на товары. Связано это может быть со временем года, покупательской способностью людей и другими факторами. Так, например, строительные и отделочные материалы лучше продаются в теплое время года, а вот зимой мало кто занимается стройкой, поэтому надобность в таких товарах отпадает. Но, обратившись к грамотному маркетингу, даже в несезонные месяцы можно удержать спрос на достойном уровне или хотя бы замедлить его падение. А для этого можно воспользоваться следующими популярными и действенными ходами.

    Обратившись к грамотному маркетингу, даже в несезонные месяцы можно удержать спрос на достойном уровне.

    Ходы маркетинга

    1. Спонсорские услуги.

    Компании выгодно спонсировать городские мероприятия, которые собирают большую аудиторию. На таких мероприятиях объявляется имя спонсоров, его слышат люди, запоминают и передают своим знакомым с помощью . Организации важно все время быть на слуху, чтобы о ней не забывали.

    2. Ресурсы Сети.

    Интернет-площадки дают отличные для продвижения услуг и товаров. Сейчас все больше людей живет виртуальной жизнью, посещая сайты и социальные сети. Поэтому именно там и нужно размещать информацию о компании, чтобы она привлекла новых клиентов. Многие компании открывают свои сайты и интернет-магазины, тем самым расширяя клиентскую базу и выводя ее на новый уровень.

    3. Дать клиенту попробовать товар или услугу.

    Чтобы человеку захотелось что-то приобрести, нужно это сначала попробовать. Поэтому удачным маркетинговым ходом могут быть пробники, бесплатные образцы или купоны на одну бесплатную услугу. На этом экономить не стоит, ведь таким образом завлекаются будущие постоянные клиенты, которые будут приносить вам основной доход.

    4. Исследования маркетингового характера.

    Они проводятся с целью изучения рынка услуг и товаров, рекламы, сбыта и поведенческих факторов.

    5. Яркий логотип.

    – это лицо компании, и потому он должен быть запоминающимся и красивым. Его нужно использовать как можно чаще, печатая на визитках, баннерах, размещая в интернете и на других площадках.

    6. Распродажи.

    Пожалуй, самый эффективный маркетинговый ход, который известен еще с 18 века, – это распродажа. Но с этим инструментом нужно работать осторожно, чтобы не принести себе убытков. Устраивается распродажа того товара, который залежался на складе, или, если это одежда, когда прошел сезон. Старый товар, который не пользуется популярностью, только занимает полки и витрины, поэтому разумно от него избавляться с помощью распродаж, а на его место ставить новинки.

    К распродаже нужно готовиться заранее, устанавливая цены и предупреждая об этом событии покупателей. Проводить их часто нежелательно, потому что тогда клиенты к ним привыкнут и уже не будут спешить в магазин.

    В итоге

    Руководителю компании, занимающейся торговой деятельностью или услугами, надо быть находчивым и самому придумывать интересные маркетинговые ходы. Если придумать что-то такое, чего еще ни у кого не было, то клиенты повалят валом! Лучше стараться применять самые новые методы, которые еще не успели надоесть людям. Ведь человек жаждет новых впечатлений и эмоций, он хочет, чтобы его удивляли, и за это он готов отдавать свои деньги.

    Есть в России конкурс под названием «АртиШок», на его сайт со всей страны присылают обычные люди фотографии самой дурацкой рекламы, которая встречается в наших населенных пунктах, причем не только в глубинке, но и в больших городах. Именно там я в первый раз увидела вывески «Туалет «Посидим, как Боги!», конфеты «Мишкина шишка», блюдо «Свиные крылышки», и много еще чего интересного. На этом сайте можно учиться, как не надо делать рекламу. Но сейчас мы будем говорить о правильных приемах продвижения товара, о рекламных уловках, которыми надо пользоваться, на которые очень даже «клюют» покупатели, увеличивая ваши продажи.

    В «АртиШоке» года три назад была размещена фотография вывески в магазине. Она гласила: «Внимание! Акция! Сок томатный «Сад-огород», 1,5 литра – за 68 рублей!» А рядом стояла прежняя цена, которая была напечатана намного мельче и была перечеркнута – 52 рубля. Эту хитрую фотографию я показывала студентам на практических курсах маркетологов, просила за 5 секунд определить, в чем подвох. Догадывался один из десяти, представляете? Так и покупатели ваши, над своей выгодой при покупке они думают не более 5 секунд, а потом принимают решение. И от эффектности вашего предложения, от его красочности, правильного оформления, зависит выбор покупателя.

    Бесплатный подарок

    Чтобы понять, как это происходит на практике, представьте, что вы приходите в магазин, а там идет акция-распродажа стирального порошка не самого высшего качества, но тоже неплохого. Стоит цена 140 рублей за 2 кг. А рядом стоит такая же пачка порошка, только к ней праздничным скотчем приклеена бутылка средства для мытья посуды этой же фирмы. Как долго вы будете думать, взять ли этот порошок? Не более 3 секунд, правильно! Получается, что скидка на порошок составила 18 рублей, именно столько стоит средство. От 140 рублей это 13%. Сумму скидки вообще-то надо разделить на два товара, но она останется в пределах 12-13%.

    А теперь представьте, что вы подходите к прилавку с моющими средствами, на нем стоит стиральный порошок, моющее средство и много еще чего. И весит надпись – скидка 12% на весь товар. Сколько товара купите именно вы? Это будет максимум стиральный порошок. Вот мы и увидели разницу – в первом случае вы получали средство для мытья посуды бесплатно, все любят возможность получить «халяву». А во втором случае вы просто могли получить со скидкой товар, не самого лучшего качества по своим свойствам. Итог для продавца такой. В первом случае распроданы порошок и моющее средство, а во втором случае будет продаваться только один вид товара.

    Скидка или подарок?

    А теперь рассмотрим, что выгоднее продавцу с точки зрения продвижения товара на рынке – делать скидки на товар, или давать в подарок что-либо, к примеру – 20% того же товара.

    Возьмем тот же самый стиральный порошок. Вы всегда покупаете стиральный порошок «Северное сияние» по цене 200 рублей за упаковку весом в 2 кг. Вам надо увеличить обороты и вы готовы дать скидку. А можно доложить в пачку 400 г порошка, продав его за те же 200 рублей. Понятно, что вам выгодней второй вариант, чтобы быстрее распродавать порошок. Но можно доложить и 200 г, сделав в реальности скидку 10%, а позиционировать этот процесс как акцию с бесплатными 10 процентами порошка. Итого вы будете в прибыли. Как отреагирует покупатель на такую акцию, предположить несложно, вспомнив про любовь ко всем бесплатному. Итого, ваше объявление об акции будет звучать примерно так: «Внимание, акция! В каждой пачке порошка – подарок! 10% бесплатно!» Конечно, визуально покупатель не оценит ваши дополнительные граммы, поэтому в этом случае сработает лучше подарок в виде бутылки моющего средства. А можно еще продумать упаковку порошка так, чтобы визуально выделить подарочные граммы, или сделать ее больше, или приложить отдельный мешочек с дополнительным порошком.

    Этот прием, конечно, можно назвать хитростью производителя, но в ней нет никакого обмана, вы не вводите в заблуждение покупателя, просто по-разному излагаете информацию. Но это ничуть не умаляет выгоду покупателя.

    Все познается в сравнении

    Следующая уловка производителей и продавцов состоит в том, что покупателю предлагается другой товар для сравнения цены. Отвлечемся от стирального порошка и перейдем к продуктам питания. Предположим, вам надо увеличить продажи сосисок ценой 170 рублей за кг. Это средняя цена на продукт в вашем регионе. Если вы выложите их в одном ряду с сосисками такой же цены, то их могут просто не заметить покупатели. А вот если на прилавке будет лежать колбаса разной ценовой категории, и сосиски по 170 рублей будут лежать рядом с сардельками по 280 рублей, то выбор основной массы покупателей будет в пользу более низкой цены. Ведь все прекрасно понимают, что разница по качеству и содержанию мяса в них небольшая, а цена разнится на целых 110 рублей!

    Итак, следующий прием – выкладка рядом с более дорогим товара такого же класса. Практика показывает, что продажи в этом случае увеличиваются на 15-30%. Конечно, сложно убедить руководство магазина обеспечить вашему товару такую выкладку, но пути такие есть. Именно по этой причине многие производители обзаводятся своими фирменными витринами или создают целые фирменные магазины, что иметь возможность делать любую выкладку. В этом случае продвижение продукции организовать значительно легче.

    Продукт в корзине на проходимом месте

    Многие магазины совершенно обоснованно продают производителям места для товара на особо стоящей витрине, больше напоминающей большую корзину-прилавок, которая устанавливается не в торговых рядах, а между ними, на пути у покупателей. Там красиво выкладывается 1-2 вида товара, и ставятся отдельные большие ценники. Покупатель обязательно увидит этот товар и положит к себе в корзину, потому что считает, что выложенный особо товар стоит дешевле. Это психология, от нее не уйдешь! Отмечается, что таким образом можно повысить продажи почти вполовину!

    Покупатель не любит слишком высоких и слишком низких цен

    Чтобы понять этот принцип и его действие на покупателей, надо опять провести «внутренний» эксперимент.

    Представьте себе, что вы идете по магазину, на полках лежат электроинструменты. Вам нужна дрель для дома. Вещь дорогая и покупается нечасто. Рядом лежат две дрели – за 5 тысяч и за 1800. Какую вы возьмете? Конечно, сначала вы изучите все их функции, проверите, есть ли гарантия, сравните удобства сервисных центров, мощность, потребляемую энергию, возможность работать автономно, на аккумуляторах. Если вы обнаруживаете, что огромных различий нет, то вы делаете выбор…. В пользу дрели за 5 тысяч рублей. Потому что она надежнее, рассудите вы. И правильно сделаете.

    А если между этими двумя дрелями положить дрель за 3500, то вы несомненно выберете ее! Потому что функции опять-таки совпадают, а цена уже не такая дешевая, как в первом случае, значит уже не ерунда. И не такая дорогая, как во втором случае. Если хотите продать товар по своей нормальной цене, поставьте рядом с ним очень дешевый товар, и вы увидите эффект от этого «маневра».

    И еще имейте в виду, что такие акции даже практически не надо рекламировать, или надо, но намного меньше, чем обычный товар. Сарафанное радио разносит весть о небывалых скидках или подарках намного лучше любой рекламы. Некоторые продавцы стимулируют этим своих покупателей. На вторую покупку дают дополнительную скидку, если человек приведёт друга-покупателя. В итоге затраты на эти скидки обходятся намного дешевле, чем на размещение рекламы в различных СМИ.

    Оформляйте витрину ярко!

    Человеческий глаз так устроен, что он приводит человека к той витрине, которая раскрашена ярко или эффектно оформлена. Во-первых, это банальное любопытство – подойти и посмотреть, а что же это такое? Во-вторых, мы очень любим смотреть на яркие цвета. По мнению психологов, человека всегда радуют желтый, оранжевый, красный цвета. Если на картинке их микс, то настроение человека поднимается, рождается оптимизм, вера в то, что этот товар и дальше будет приносить покупателю радость и удовольствие. Именно это и стимулирует его к покупке и это еще один прием продвижения товара.

    Это касается даже тех товаров, которые не очень любят покупать обычные россияне – лекарства, овощи для салата, и многое другое. У каждого человека есть свои пристрастия к продуктам, поэтому и получается, что один и так хорошо покупает свеклу и лук, а второму надо их помыть, уложить на красивую подложку, а потом сложить в яркую витрину-горку. В любом случае ароматные пончики раскупаются быстрее, чем белокочанная капуста. Поэтому и приходится придумывать различные уловки для покупателей.

    Почему вечером все продается лучше?

    Покупатель, в основном, идет за покупками после работы, вечером. Но продажи растут в это время не только потому, что поток покупателей увеличивается. Давайте опишем состояние покупателя в этот момент: после рабочего дня человек уставший, он не склонен долго рассматривать продукт, размышляя над его ценой и качеством. Кроме того, он голоден, поэтому берет продуктов больше, чем в обычном состоянии, чем может съесть человек. Хороший продавец, зная это, выкладывает товара больше к вечеру на полке, грамотно его раскладывает, подбирает красиво упакованные товары.

    Когда в цене девятки

    Покупатель, несомненно, понимает, что цена 12999 — это 13 тысяч! Но первые цифры 12 все равно отпечатываются в сознании, и, сравнивая с другими ценами, он будет вспоминать про 12 тысяч, а не про 13. Это также закон психологического восприятия цифр человеком. Поэтому практика писать цену с большим количеством девяток никогда не исчезнет. Пользуйтесь ею наряду с другими приемами продвижения товара. Но злоупотреблять этим приемом не следует, 2-3 товара из вашей линейки не будут серьезно раздражать покупателей, а вот такие ценники на все товары явно будут трактованы покупателями, как явное стремление их одурачить.

    Есть много психологических аспектов в рекламе, у маркетологов, у мерчендайзеров. Можно им верить, можно нет. Оценить, как сработало именно это объявление, а не другое, трудно, поэтому совершенно точно сказать об эффективности психологических уловок невозможно. Каждый предприниматель будет действовать в этом направлении так, как подсказывает ему его интуиция. Если вы не можете начать играть на слабостях и комплексах людей, то и не делайте этого, ведь есть масса других способов привлечь покупателей. Самый лучший выход – следить за новыми тенденциями в маркетинге и брать на вооружение только те, которые подойдут вам и вашему товару, будут способствовать продвижению товара на рынке.

    На следующем видео — урок о том, как нужно вести маркетинг малого бизнеса:

    Facebook Twitter Google+ LinkedIn