Из Москвы в Белоруссию можно добраться разными способами, но мы выбрали путешествие на автомобиле. Для осмотра достопримечательностей Белоруссии это самый лучший способ, ведь объекты разбросаны по всей стране, а общественный транспорт там ходит не очень хорошо (мы, например, не видели ни одного автобуса). Специально для водителей, мы попытались собрать все лайфхаки, касающиеся дороги.
Когда ты сидишь на месте пассажира, то дорога воспринимается совсем не так, как, когда рулишь. Знаю по себе. Не скажу, что мы с Ниной не работали в дороге - я выполняла роль штурмана, а Нина - гида, ну то есть зачитывала нам интересные факты из путеводителя. Евгений же был за рулем все 3 500 км, которые мы проехали за 5 дней.

Мы с Ниной пробовали написать отзыв о дороге, рассказать какие-то важные моменты для авто путешественников, но Женя категорически раскритиковал наш отзыв, сказав, что водителю важны не красивенькие домики и деревья по дороге, а практическая информация. Он водитель, ему и писать отзыв. Итак, впервые в истории наших отчетов о путешествиях Евгений надиктовал мне отзыв, поэтому спешу его разместить.

Эх... Дороги России!


Первое, что показалось водителю весьма важным, это хорошее качество асфальта, двух полосное движение на протяжении всей трассы и отсутствие светофоров. Думаю, кто ездил за город по Горьковскому шоссе поймут, почему это так важно.
Ограничение скорости на территории РФ 100 км в час, но, конечно, с антирадаром мы ехали гораздо больше. Да, вот такие мы «злостные нарушители».


На расстоянии примерно 70 км от Москвы, не смотря на то, что была среда, по пути встретилось много работающих машин ДПС, зато после этого участка анти-радар почти молчал и мы смело ехали 140 км в час. Притормаживали периодически перед поддельными машинами ДПС, которые издалека похожи на настоящие. Стоит себе такой безобидный сотрудник полиции из картона, но в нем есть камера, поэтому снижаем скорость, улыбаемся и машем.
По дороге практически отсутствовали населенные пункты, но как только появлялся соответствующий указатель, начинал пищать антирадар, показывая 5 или 5 баллов силу сигнала. Устав тормозить, мы начали смотреть за поведением местных (номера 67 RUS): если они не тормозили, то и мы тоже, а если была возможность, то прятались за кузов грузовиков (на всякий случай).

По Смоленской области дорога очень живописная.


Хороший скоростной режим помогал держать еще и тот факт, что трафик на дороге был минимальным, возможно, из-за того, что была среда. Редко встречались легковушки и грузовики, в основном мы их догоняли в населенных пунктах, где все снижали скорость. До поездки встречала отзывы других путешественников, что по трассе невозможно ехать из-за фур, но спешу опровергнуть этот факт. Невозможно из-за них ехать по Ленинградке, а по Минской трассе все прекрасно. Кроме того, на «минке» качественно сделана разметка дороги, по всем правилам расставлены знаки, трасса ничем не хуже, чем в Европе.
Вдоль дороги много заправок с туалетами, везде принимают карточки. Довольно часто встречаются мотели и кафе, где можно перекусить. Тут правило простое: где припарковано много фур, там можно смело есть, дальнобои не будут обедать где попало. Кроме того, в таких местах удобно останавливаться, чтобы размяться, ведь все помнят, что на трассе не надо рисковать: остановки вне населенных пунктов, заправок и кафе не желательны.


Обычно в соседних от Москвы областях топливо стоит дешевле, но на трассе М1 дизель продавали либо по московской цене, а на заправках Shell даже дороже, чем на родном московском Лукоил. Кстати, мы за всю дорогу до Беларуси (г. Несвиж) залили два полных бака по 80 литров.
Если вы привыкли заправляться «до полной» и не высчитывать необходимое количество литров, то рекомендую заезжать на Лукоил, там хоть и предоплатная система по банковской карте, но оставшуюся после заправки сумму сразу откатывают, деньги возвращаются на карту моментально.
У нас в машине установлена рация и мощная антенна, поэтому в дороге частенько подключаемся к каналу водителей. Периодически приходили предложения заправиться от грузовика подешевле, но мы такое не практикуем, предпочитаем заправки.

Зеленая карта в Беларусь

Для поездки в Беларусь необходимо купить Green card или, проще говоря, страховку автомобиля. Мы сделали это в Москве в своей страховой компании Ресо. Минимальный срок страхования составляет 15 дней, стоимость около 500 руб. Расширять или нет КАСКО на СНГ, решайте сами, у нас она итак была расширена, потому что до Беларуси ездили в Казахстан. Мне кажется, это не помешает.
Если вы не купили грин кард заранее, то можете это сделать по дороге в Беларусь. Примерно за 400 км от границы начинают попадаться вдоль дорог таблички с предложением купить страховку, видела даже фирменные ларьки различных страховых фирм.


Прохождение границы с Беларусью

Прохождение границы с Беларусью выглядит так: вы подъезжаете к пропускным пунктам РФ, видите, что сотрудники таможни не проявляют к вам никакого интереса, проезжаете дальше (как в Шенгенском союзе). На пропускных пунктах Беларуси повторяете процедуру. Показывать документы, выходить из машины, открывать багажник не надо, конечно, если этого не потребуют таможенники. Причина тому - единый таможенный союз между нами и братьями-белорусами.

Трасса на территории Белоруссии: камеры и дикие звери

Итак, мы оказались на белорусской земле и продолжили двигаться по трассе М1. Скоростной режим в Беларуси увеличился до 120, антирадар вообще перестал на что-либо реагировать, поэтому поездка стала еще более комфортной, если бы не камеры. Рекомендую обращать внимание на знаки, предупреждающие о фиксации скорости и расположенные метрах в 300 от самих камер и своевременно снижать скорость. Антирадар не ловит от них сигнал, если впереди или на встречу (мы так и не поняли) не едет машина. Дело в том, что камеры хитро расположены и бьют то ли в спину, то ли под хитрым углом, что антирадар «мышей не ловит».
Также рекомендую усиливать внимание, если видите знаки, предупреждающие о диких и домашних животных. Вдоль дороги видели много раздавленных лис, зайцев, один раз дорогу нам перегородили коровы, мы их объезжали под мое пищание: «Ой-ой, нас сейчас забодают», ну боюсь я коров.


А вот одну лису мне удалось спасти. Только она выскочила из леса и собралась перед машинами переходить трассу, я тоже выскочила из машины и закричала: «Эй, лиса, ты куда?». Она решила изменить свои планы, нырнула в лес, а я ее толком и сфоткать не успела.


На самом деле, страшнее «поцеловать» на скорости лося, поэтому будьте внимательны особенно ночью: от света фар животные встают столбом.

Авто радио

Перед поездкой рекомендую закачать музыку и аудиокниги, потому что нормальное радио поймать в Смоленской области, а тем более в Беларуси очень сложно. Даже если вам это удастся, то слушать вы будете весьма специфический белорусский фольклор, смесь Песняров с Аншлагом.
В полях вообще ничего не ловится. Мы с Ниной накачали много тематических для поездки песен, а именно Ляписа Трубецкого, Жуков и других популярных белорусских хлопцев. Преодолевать границу под «Хали гали, пара трупер, нам с тобою было супер» было очень весело.

Тайминг дороги

На МКАД в районе Ленинградского шоссе мы выехали в 8-20 утра
Проехали указатель на Смоленск в 12-10 (с учетом завтрака и санитарных остановок на заправках)
Границу с Беларусью прошли около 13-50
В Несвиж доехали к 16-40.
Несмотря на то, что ехали почти целый день, сильной усталости ни у нас с Ниной, ни у Жени не было. Например, доехать по Горьковке 250 км до Владимира гораздо утомительнее, чем 800 км до Несвижа.

Поэтому, если даже у вас нет опыта длительных путешествий на машине, то поездка в Беларусь - хороший вариант попробовать.
В общем, поездка на машине в Беларусь разбивает все мифы о том, что нет у нас дорог, а только одни дураки. Теперь я могу сказать с уверенностью, что это не правда.
О подготовке путешествия можно прочитать здесь , общий отзыв о поездке здесь.
Полезные ссылки:

Отзывы, цены, бронирование отелей в Белоруссии

Отели Минска

В среду председатель правительства Дмитрий Медведев . сайт напоминает, какие платные трассы есть в Московской области, как оплачивается проезд и в чем различия оплаты на разных трассах.

По Московской области проходят три платные автомагистрали:

  • М11 "Москва – Санкт-Петербург"

В Московской области расположен 1 платный участок М11 (15–58 км трассы).

Стоимость проезда по участку составляет от 40 до 600 рублей в зависимости от количества проезжаемых пунктов взимания платы, времени суток, размеров автомобиля, наличия транспондера и других факторов. На сайте компании-оператора, взимающего плату за проезд, опубликованы тарифная сетка и калькулятор проезда .

Всего на трассе М11 пока действуют два платных участка. Второй располагается в Тверской области, который позволяет объехать город Вышний Волочек (258–334 км трассы). Стоимость объезда составит от 150 до 920 рублей (для легковых автомобилей – 150-240 рублей).

  • М1 "Беларусь"

В Московской области расположен единственный платный участок трассы, который позволяет объехать Одинцово.

Стоимость проезда составляет от 30 до 800 рублей в зависимости от количества проезжаемых пунктов взимания платы, времени суток, размеров автомобиля, наличия транспондера и других факторов (легковые автомобили – от 30 до 250 рублей).

Фото: сайт компании-оператора дороги

  • М4 "Дон"

В Московской области расположен 1 из 7 платных участков трассы М4 (48-71 км).

Стоимость проезда по участку – от 15 до 140 рублей (легковые автомобили – от 15 до 35 рублей). На сайте компании-оператора, взимающего плату за проезд, опубликована тарифная сетка проезда .

Другие платные участки трассы М4 и стоимость их проезда на легковом автомобиле:

  • обход Богородицка (225–260 километры) – 35–60 рублей;
  • обход Ефремова (287–321 километры) – 35–60 рублей;
  • обход города Ельца и села Яркина (330–414 километры) – 100–120 рублей;
  • обход Задонска и села Хлевного (414–464 километры) – 60–80 рублей;
  • обход Воронежа (492–517 километры) – 35–20 рублей;
  • в Воронежской области (544–633 километры) – 50–70 рублей.
Распоряжением правительства к этим участкам добавляется участок с 117 км по 225,6 км трассы М4. Стоимость проезда по нему пока не установлена.

Способы оплаты:

  • наличными средствами в пунктах взимания платы при въезде или выезде с участков;
  • банковскими картами у оператора в кассах. На трассе М4 также принимают смарт-карты T-card ;
  • оплатить проезд можно с помощью транспондера . Пока на каждой автомагистрали регистрируется свое отдельное устройство. Но с весны 2016 года проезд на всех платных дорогах России можно будет оплатить одним транспондером. Все операторы будут работать по совмещенным техническим протоколам.

Транспондер – электронное устройство, которое дает возможность оплачивать проезд на платных трассах дистанционно. Многие владельцы платных дорог устанавливают систему скидок для их обладателей.

Возле каждой магистрали установлены дорожные знаки, указывающие способы оплаты проезда. Это необходимо на случай, если плата не производится по какому-либо из способов. Например, на участке 416 (Задонск) – 460 (Хлевное) трассы М4 оплата картой пока не предусмотрена.

Стоимость проезда по транспондеру

На трассе М1 "Беларусь" при проезде по транспондеру предоставляется скидка 5 процентов, а до конца года действует акция и скидка в размере 37 процентов. Для автомобилей с электронным устройством предусмотрены отдельные полосы движения, по которым можно ехать без остановки на пропускных пунктах.

Операторы автодороги М11 предоставляют водителям возможность сэкономить 20 процентов от стоимости поездки при использовании транспондера. Для клиентов также предусмотрена выделенная полоса.

На автодороге М4 "Дон" также предусмотрена программа лояльности. За оплаченные километры с помощью транспондера водитель получает баллы, по которым ему начисляют скидку в размере до 10 процентов.

3,6 (114 голосов) М-1

Автодорога М-1 «Беларусь» (Минское шоссе) — дорога федерального значения на территории России. Начинается в Москве, проходит через Смоленск и ведет до государственной границы с Беларусью. Далее продолжается под номером М1 . Трасса является составной частью европейского маршрута Е 30 и азиатского маршрута АН6.

Общая протяженность — 463 км.

Стационарные посты ГАИ находятся в Баковке на 7 км, Голицыно на 43 км, на 82 км трассы, перед границей со Смоленской областью на 127 км, перед поворотом на Гагарин на 172 км, а также в населенных пунктах: Сафоново на 290 км, Ярцево на 332 км и в Смоленске на 384 км.

Трасса отличается большим числом живописных видов и очень хорошим качеством покрытия. По пути дорога пересекает множество мостов через реки. Хорошо развита инфраструктура. Трафик довольно высокий в Московской области, дальше от столицы загруженность трассы снижается.

На участке от города Одинцово (16 км) и до поворота на Рузу (84 км) повышенная аварийность. Во многом это связано с большим числом грузового транспорта.

На границе с Беларусью с начала 2014 года российской стороной выборочно проводится паспортный контроль. Пограничный пункт отсутствует. Для жителей России и других стран, входящих в таможенный союз, проезд по трассам Беларуси бесплатный. Данное правило распространяется на транспортные средства массой менее 3,5 т.

Количество полос

4 полосы для движения по всей протяженности. Исключение составляет участок протяженностью около 7 км с 8 полосами, который начинается в населенном пункте Солманово и заканчивается в районе села Ликино.

Состояние

Дорога в идеальном состоянии.

Заправки

53 км — Татнефть (из Москвы)

63 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

64 км — Лукойл (в Москву)

64 км — Газпромнефть (из Москвы)

86 км — Лукойл (в/из Москвы)

88 км — Татнефть (из Москвы)

116 км — Татнефть (в Москву)

121 км — Лукойл (в/из Москвы, кафе (правая и левая сторона))

173 км — Shell (в Москву)

227 км — Лукойл (в/из Москвы)

304 км — Shell (из Москвы)

338 км — Лукойл (в/из Москвы)

397 км — Лукойл (в Москву, кафе)

399 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

450 км — Shell (в/из Москвы)

455 км — Лукойл (в/из Москвы, кафе (левая сторона))

Достопримечательности

г. Вязьма — историко-краеведческий музей в Богородицком храме, Иоанно-Предтеченский монастырь (XVII в.), Троицкий собор (XVII в.), Церковь Петра и Павла, Аркадьевский монастырь, Спасская башня (строение Вяземской крепости XVII в.), Екатерининская церковь (XVIII в.), Спасо-Преображенская церковь (XVIII в.), Введенская церковь (XVIII в.), Церковь Рождества Христова (XVIII в.);

г. Можайск — Можайский Кремль (XII в.), Дом-музей художника С. В. Герасимова, усадьба Хлебникова-Ролле (1898 г.), Храм Иоакима и Анны (1867 г.), Лужецкий Ферапонтов монастырь, Святой колодец Ферапонта;

г. Смоленск — Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны», музей «Смоленск — щит России», Художественная галерея, музей «Городская кузница XVII века», экзотариум. Сады на территории города: Лопатинский и сад Блонье. Исторически значимые постройки: Авраамиев монастырь (XIII в.), Борисоглебский монастырь (XI в.), Вознесенский монастырь (1630 г.), Кузница в Смоленске (XVIII в.), Смоленская крепостная стена (1602 г.), Троицкий монастырь (XVII в.), храмовый комплекс на Кашена (1146 г.), Успенский собор (XVIII в.);

г. Гагарин — Объединённый мемориальный музей Ю. А. Гагарина, Музей «Первого полёта», Историко-краеведческий музей.

Трасса М1 – это автомобильная дорога федерального значения, которая является важным звеном, что соединяет не только города нашей страны, но и государства.

История трассы М 1

История строительства одной из главных автомобильных артерий уходит в далекие довоенные годы, в период становления молодой рабоче-крестьянской республики. В то время наши города и села соединялись обычными грунтовыми дорогами да обветшалыми мостами из дерева. И вот, когда нагрянула вторая пятилетка, была поставлена цель, изменить положение дорожных дел и начать борьбу с бездорожьем.

Таким образом, началось строительство автодороги «Москва-Брест», которая бы проходила через всю Смоленщину и была альтернативой единственной в то время Старой Смоленской дороги. К строительству новой магистрали М1, которая нам знакома, как трасса Москва - Беларусь приступили в 1936 году. Дорогу строили силами заключенных и для этих целей в Вязьме был создан исправительно-трудовой лагерь, где на строительстве дороги была задействована значительная численность заключенных. По некоторым сведениям их насчитывалось свыше пятидесяти пяти тысяч человек. В Вяземлаге НКВД выходила газета «За автомагистраль», где освящались события и жизнь заключенных на строительстве дороги, и как под надзором чекистов бывшие заключенные становятся честными советскими гражданами.

Кстати, строили дорогу не только заключенные, там трудился и обычный трудовой люд. Около пяти тысяч вольнонаемных из прилегающих деревень были задействованы на возведении автомагистрали.

К 1941 году транспортная артерия «Москва-Минск» и основные работы по ее строительству были завершены. По завершению строительства это была одна из лучших дорог Советского Союза, которую можно было сравнить с немецкими автобанами тридцатых годов. Как итог, это была трасса шириной около двенадцати метров, с хорошей видимостью, где прямые участки дороги составили около 94%. Несколько лет тому назад по истории строительства трассы М-1, под авторством Оксаны Викторовны Корниловой вышла книга «Как строили первую советскую автомагистраль». В финансировании этого исторического исследования принимала участие Вяземского городского поселения.

Во время войны, большая часть трассы М-1 была повреждена, особенно пострадали те участки, где проходили ожесточенные бои. По общим подсчетам ущерб составил около 170 миллионов рублей того времени. Но, были проведены восстановительные работы и на сегодня, это трасса, где течет своя жизнь. Мотели, кафе, стоянки для дальнобойщиков, здесь же на трассе М1 вы встретите и проституток, которых иногда снимают как свидетелей в ток-шоу. На трассе М1 очень много заправок, поэтому все автовладельцы всегда смогут заправить железного коня и продолжить свой путь. В настоящее время имеется информация о 160 АЗС на трассе М1 «Беларусь» от Москвы до границы сопредельного государства. В районе Вязьмы на трассе М-1 работают АЗС марки Роснефть, Лукойл и Софрино-газ.

Если вы надумали отдохнуть с дороги или просто перекусить, то на М1 в районе Вязьмы вы всегда найдете множество придорожных кафе в районе Андрейково, а заехав в « » получите полноценный гостиничный комплекс.

Аварии и ДТП на трассе М 1

Трасса М1 – это важная транспортная артерия, которая успешно функционирует, и было бы все замечательно, если бы не постоянные ДТП, большинство из которых происходит на трассе. Как ни страшно это звучит, но основная часть аварий и ДТП под Вязьмой, происходят на трасcе «Москва-Минск», несмотря на то, что М-1 лучшая дорога нашего региона. Аварии на трассе М1 – это явление, к которому невозможно привыкнуть, ведь каждое столкновение если и и не забирает жизнь человека, то приносит ему тяжелые увечья и повреждения. По этим причинам сотрудники просят соблюдать скоростной режим, а также придерживаться и не нарушать правила дорожного движения.

Трасса М1 на карте

Федеральная автомобильная дорога М1 «Беларусь» (Минское шоссе) - автомобильная дорога федерального значения.
Трасса проходит по территории Московской и Смоленской областей до государственной границы с Республикой Беларусь.
Дорога М1 берет начало на пересечении МКАД и Можайского шоссе.
По территории Московской области трасса проходит в непосредственной близости южнее городов Одинцово (4км), Кубинка (52км), Можайск (98км).
По территории Смоленской области — к югу от города Гагарин (172км), к северу от городов Вязьма (227км) и Сафоново (297 км), Ярцево (334 км), к северу от города Смоленска по объездной дороге (334км) и доходит до государственной границы с Белоруссией (449 км).

Трасса является частью европейского маршрута E30 и идет в направлении городов Минск, Брест, варшава. Также М1 является частью азиатского маршрута AH6.
Протяженность автомобильной дороги — 449 км.

Категория дороги IБ и IВ.
Количество полос движения — 4 полосы,
8 полос движения на участках км 16+140 — км 17+083, км 32+500 – км 45+100, км 456+648 — км 456+780
6 полос движения на участке км 17+083 – км 19+006

Ширина проезжей части на основном протяжении 11-12 м с асфальтобетонным покрытием.
Крутых спусков и подъемов по трассе нет.

Трасса М1 на карте

синим цветом отмечена основная трасса М1
красным цветом отмечен платный участок трассы М1

АЗС на трассе М1 на карте

Платный участок трассы М1

Платный дублер трассы М1 начинается в районе Молодогвардейской транспортной развязки МКАД и заканчивается на 33-м км Минского шоссе. Дорога проходит в обход города Одинцово.
Протяженность платной дороги составляет 18,535 км
Число полос движения
8 на первых 5 км
6 на следующих 9 км
4 на последних 4 км
Расчетная скорость 120 км/час
Разрешенная скорость 90 км/час
Количество пунктов взимания платы 3 шт.

Пункты взимания платы (ПВП) располагаются на въездах и выездах с дороги на 6,9 км по направлению в область, 13,4 км на съездах на Можайское шоссе и 17,7км платной дороги по направлению в Москву.