ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

В мире есть очень много языков и наречий: английский, немецкий, украинский, белорусский…

Для нас с вами родным является русский язык. Все, кто живет в России, должен говорить на русском языке, т.к. он является государственным языком Российской Федерации. И книги мы с вами читаем на русском языке, при этом пользуясь литературным русским языком, созданным еще А.С.Пушкиным!

О русском языке писали поэты многих национальностей. Например, стихотворение украинского поэта Ростислава Братунь:

Я с детских лет язык России
По сказкам Пушкина учил
Он свет мечты неугасимой
Навек мне в сердце поселил.
Львов утопал в осенней ночи,
И дождь, и снег, и мрак густой…
Мне виделись Татьянины очи,
Полтавы полдень золотой…
Олег дружинников сзывает.
В бой Пугачев ведет людей,

Волшебной сказкой озаряет
Мне детство
Пушкин – чародей.
А “буря мглою небо кроет…”,
Но солнце – верилось – взойдет…
День брезжит новою зарею –
К нам Русь на выручку идет!
Та книга до сих пор со мною,
Меня отец учил по ней
Любить Россию всей душою,
Ее язык, ее людей.

В народе издавна говорят: “Грамота – второй язык”. Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность народа заключены в этой меткой пословице.

Простые люди в царской России мечтали об умении читать и писать. Тянулись к знаниям. Прекрасно понимая, что “без грамоты, как без свечки в потемках” и что “ученье – свет, а неученье -- тьма”. Но народные мечты долгое время оставались мечтами.

В наши дни грамотность стала всеобщей. Но и мы часто сталкиваемся с вопросами, связанными с русским языком. Почему так говорят? Что означает то или иное слово? Откуда появился необычный фразеологизм?

Вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить в нашей рубрике ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИДОЛОГИЯ, познакомимся с интересными и познавательными сведениями о языке, целью которых является воспитание, обучение и развитие детей , решим нашу главную задачу -- привить школьникам интерес к чтению, научить грамотно анализировать художественный текст, объяснять многие фразеологизмы . Дети должны научиться понимать, какие объекты в литературном произведении уже не существуют в современности, а какие присутствуют в сегодняшней жизни.

Откуда родом русский язык?

Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского.

Среди славянских языков русский - самый распространенный

Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку - белорусский и украинский. Втроем эти языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит в славянскую группу индоевропейской семьи.

Праславянский язык - это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме.

Где же, на какой территории жили наши общие предки?

Прародина славян, то есть территория, где они сложились как особый народ со своим языком и где жили вплоть до своего разделения и переселения на новые земли, точно не определена до сих пор - из-за отсутствия надежных данных. И все же с относительной уверенностью можно утверждать, что находилась она на востоке Центральной Европы, к северу от предгорий Карпат.

Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык.

Распад древнерусского языка привел к возникновению русского (или великорусского ) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV веке. В основу современного русского языка легли северные и северо-восточные диалекты Древней Руси (кстати, русский литературный язык также имеет диалектную основу: ее составили центральные средневеликорусские акающие говоры Москвы и окружавших столицу деревень).

Всё трын-трава

Таинственная « трын-трава » - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась « тын-трава », а тын - это забор. Получалась « трава подзаборная », то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Мастер кислых щей

Кислые щи - немудрёная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.

Подложить свинью

По всей вероятности, это выражение связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим оскверняли его веру.

Всыпать по первое число

Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца. Кстати, эта же воспитательная мера дала ещё один фразеологизм - прописать ижицу.

Прописать ижицу

Ижица - название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы порки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу - проучить, наказать, проще выпороть. А вы ещё ругаете современную школу!

Гол как сокол

Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идёт о птице. Но сокол здесь ни при чем. На самом деле « сокол » - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая (« голая ») чугунная болванка, закреплённая на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская

Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно « казанская »? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.

Непутёвый человек

В старину на Руси « путём » называли не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: "Непутёвый человек".

Шиворот-навыворот

Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Знать всю подноготную

Выражение связано со старинной пыткой, при которой обвиняемым загоняли под ногти иглы или гвозди, добиваясь признания.

Водить за нос

В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Точить лясы

Лясы (балясы) - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала « точить балясы » означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Не ко двору

Это очень старая примета: и в доме, и на подворье (во дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А не понравится - заболеет, захиреет или убежит. Что делать - не ко двору!

Зарубить на носу

В этом выражении слово « нос » не имеет ничего общего с органом обоняния. « Носом » называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далёком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера

Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, « перевод » которого выглядит примерно так: « Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! » На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: « К черту! ». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши

Что такое « баклуши », кто и когда их « бьёт »? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось « баклуши бить ». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - « баклушечниками », и пошла наша поговорка.

После дождичка в четверг

Русичи - древнейшие предки русских - чтили среди своих богов главного бога - бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели - четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну - Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в « свой день » - четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка « После дождичка в четверг » стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Попасть в переплёт

В диалектах ПЕРЕПЛЁТ - сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как во всякой ловушке, оказаться в ней - дело малоприятное. "

А что значит реветь белугой? Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.

Козёл отпущения

История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живёт...

Дым коромыслом

В старой Руси избы часто топили по-чёрному: дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом - будет ясно, волоком - к туману, дождю, коромыслом - к ветру, непогоде, а то и буре.

Волосы дыбом

Но вот что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом - это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.

Переть на рожон

Рожон - это острый шест. А в некоторых русских губерниях так называли четырехзубые вилы. Действительно, не очень-то на них попрёшь!

Вверх тормашками

Тормашить - во многих русских губерниях это слово означало ходить. Значит, вверх тормашками - это всего-навсего вверх ходилками, вверх ногами.

Тёртый калач

Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба - тёртый калач. Тесто для него очень долго мяли, месили, тёрли, отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица - не тёрт, не мят, не будет калач. То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.

Выводить на чистую воду

Когда-то говорили выводить рыбу на чистую воду, т.е. в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном - пусть попробует. Так и разоблачённый жулик: если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.

И на старуху бывает проруха

А что это за проруха (ошибка, оплошность/у Ожегова и Ефремовой) такая, прореха (т.е. изъян, дефект) что ли?Смысл, следовательно, такой: И умудрённый опытом человек может ошибаться.Толкование из уст знатока древнерусской литературы: И на старуху бывает поруха Поруха(укр.)ж. разг.-сниж. 1) Вред, разрушение, порча; 2) Беда.

Язык до киева доведёт

В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его: "Откуда ты, Никита?" , он отвечал, что из богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал домой при помощи своего языка.

Шаромыжники

...1812 год. Когда французы Сожгли Москву и остались в России без пропитания, они приходили в русские деревни и просили пропитания Ше ра ми (" дайте мн"). Вот русские и стали их так называть(одна из гипотез)

Великий и Могучий

или любопытные факты о русском языке

МОРФЕМИКА

  1. В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- - закоулок.
  2. Единственное слово русского языка, не имеющее на поверхностном уровне корня - вынуть . Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять , и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать ), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть ).
  3. Единственные слова в русском языке с тремя буквами « е » подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее , например, криво-, коротко-) и "змееед".
  4. Единственное односложное прилагательное в русском языке - это злой.
  5. В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и-, - итог и итого и а- - авось (устар. а вось « а вось не повезёт »), образовавшимися от союзов и и а .

Слова "впрок", "ва-банк" и "анфас" - наречия.

В русском языке понятия индеец (абориген Америки ) и индиец (житель Индии ) обозначены разными словами (не являются омонимами ). Практически во всех западноевропейских языках эти два слова пишутся одинаково.

  1. Русские поэты и писатели придумали много новых слов: вещество (Ломоносов ) , промышленность (Карамзин ) , головотяпство (Салтыков-Щедрин ) , стушеваться (Достоевский ), бездарь (Северянин ), изнемождённый, лётчик (Хлебников ).
  2. Даль предлагал заменить иностранное слово "атмосфера" на русские "колоземица" или "мироколица".
  3. В Толковом словаре 1940г под редакцией Ушакова есть такое определение слова "Фигли-мигли" (!): "...употребляется для обозначения каких-нибудь уловок, шуток или каких-нибудь подходов для достижения чего-нибудь, сопровождающихся любезностями, ужимками, выкрутасами, подмигиванием").

В названии романа Льва Толстого « Война и мир » слово мир употреблено как антоним войне (дореволюционное « миръ » ), а не в значении « окружающий мир » (дореволюционное « мiръ »). Все прижизненные издания романа выходили именно под названием « Война и миръ », и сам Толстой писал название романа по-французски как «La guerre et la paix» . Однако из-за опечаток в разных изданиях в разное время, где слово написали как « мiръ », до сих пор не утихают споры об истинном значении названия романа.

Есть грамматическое правило, согласно которому исконно русские слова на букву "а" не начинаются(!)
Почти все слова русского языка, начинающиеся с буквы
« а », - заимствованные. Существительных русского происхождения на « а » в современной речи очень мало - это слова « азбука », « аз » и « авось ».

  1. Слова бык и пчела - однокоренные. Дело в том, что в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как « бъчела ». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения « реветь, гудеть, жужжать » и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных - производящий определённый звук.
  1. Монгольские воины носили доспехи, которые назывались « хуяг » . Во времена войн Руси с Золотой Ордой это слово проникло в русский язык, но в облагороженной форме - восточные доспехи бригантинного типа стали называть « куяк ».
  1. Слова суфле и суфлёр имеют мало общего по значению, но происходят оба от французского «souffle» (выдох, дуновение) . Суфле названо так потому, что оно лёгкое и воздушное, а суфлёр - потому что он должен подсказывать актёрам очень тихо.
  1. Слово « зонтик » появилось в русском языке из голландского именно в таком виде. Уже потом оно было воспринято в народе как уменьшительно-ласкательное, и для больших зонтиков стали употреблять слово « зонт ».

А ЕЩЁ...

  1. В 19 веке в русских переводах "Айвенго" называли по-русски - "Ивангое"
  2. До XIV века на Руси все неприличные слова назывались "нелепыми глаголами"
  3. С 1910 по 1920 год в России серийно выпускались грузовые паровозы серии Ы

САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ…

Самая «солнечная» геометрическая фигура?

Самый большой медведь?

Самый большой хищный зверь?

Самый зубастый столовый прибор?

Самая походная сумка?

Самая плавательная обувь?

Самый острый каблук?

Самый небесный цвет?

Самый детский театр?

Самый зубастый балет?

Самый геометрический головной убор?

Самый посудный головной убор?

Самый плачущий персонаж древнерусской литературы?

Самая известная песня Соловьёва-Седого?

Самый мирный итог поединка?

Самое детское плавательное средство?

Самое крупное спортивное мероприятие?

Самая длинная дистанция в лёгкой атлетике?

Самое «спортивное» женское имя?

Самый первый школьный учебник?

Самый южный материк?

Самое высокое научное звание в России?

Самый лучший пернатый певец России?

Самая известная нянюшка самого известного российского поэта?

Самый умный вид спорта?

Самые большие волны?

Самый высокий милиционер?

Самая длинная параллель?

Самый большой кусок льда?

Самая балетная юбка?

Самый добрый доктор?

Самый кровавый пиратский капитан?

Самое верное человеку животное?

Самый звёздный флаг мира?

Самое большое в мире ущелье?

Самая медленная стрелка часов?

Самый лёгкий из химических веществ газ?

Самая спортивная деревня?

Самая известная театральная фраза, с которой начинали свою карьеру многие знаменитые актёры.

Самый музыкальный цветок?

Самый лучший знаток и рассказчик сказок?

Самый правдивый барон на свете?

Самое древнее лекарство?

Самая сильная сказочная девочка?

Самая овощная сказка?

Самый известный житель Цветочного города?

Самый уральский камень?

Самая знаменитая фраза Шерлока Холмса?

Самый популярный инструмент на Чёрном континенте?

Самая красивая птица в мире?

Самый знаменитый во всём мире турист?

Самый походный музыкальный инструмент?

Самая длинна клавиша на стандартной компьютерной клавиатуре?

Самый большой в мире орех?

Самая яркая звезда на нашем небе?

Самый космический мыс?

Самый сказочный русский художник?

Художник - создатель самой загадочной улыбки?

Самая «американская» статуя?

Самый печальный рыцарь?

Самая кривая из линеек?

Самый быстрый способ спортивного плавания?

Самая известная башня в мире?

Самая знаменитая в мире стена?

Самый большой футбольный стадион?

Самый русский музыкальный инструмент?

Самый свадебный марш?

Самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны?

Самый лучший в мире крокодил?

Как называется книга, рассказывающая о самом-самом?


Просто интересные факты о разных языках

. Тех, кого мы называем "новыми русскими", на Кубе называют "масетос".

На филиппинском языке "привет" будет звучать как "мабухай".

. "Фудзияма" в переводе с японского означает "крутая гора".

До XIV века на Руси все неприличные слова назывались "нелепыми глаголами".

В английском языке нет слов, рифмующихся со словами month, orange, silver и purple.

В алфавите кхмеров 72 буквы, а в алфавите туземцев острова Бугенвиль - всего 11.

Слова "бодрость" и "чай" обозначаются одинаковыми иероглифами в китайском языке.

В 19 веке в русских переводах "Айвенго" называли по-русски - "Ивангое".

Младший духовный сан - послушник, по-грузински называется... мцыри.

Есть грамматическое правило, согласно которому, исконно русские слова на букву "а" не начинаются.

Запись слова "метро" по-японски состоит из трёх иероглифов, означающих "низ", "почва" и "железо".

На языке племени австралийских аборигенов, проживающих в долине реки Муррей, 1 звучит как "энеа", 2 - как "петчевал", а 5 можно сказать восемью различными способами, например "петчевал петчевал энеа".

Самым ёмким на Земле словом считается "мамихлапинатана", что означает "глядеть друг на друга в надежде, что кто-либо согласится сделать то, чего желают обе стороны, но не хотят делать".

В арабском языке 28 букв, которые на конце слова пишутся иначе, чем в середине, в еврейском - 5 таких букв, в греческом - одна, а в остальных европейских языках таких букв нет.

. "Абсурд" в переводе с латинского означает "от глухого" (ab surdo).

Сокращенное английское название Рождества "Xmas" содержит на первом месте вовсе не латинскую букву "икс", а греческую букву "хи", которая использовалась в средневековых манускриптах как аббревиатура слова "Христос" (т.е. xus=christus).

Жители Папуа Новой Гвинеи разговаривают почти на 700 языках (это составляет примерно 15 процентов от всех языков мира). Среди этих языков существует множество местных диалектов, используемых для общения людей между деревнями.

. "Эрмитаж" в переводе с французского означает "место уединения".

Мультфильм "Золушка" на польском языке называется "Kopciusezek".

. "Симпозиум" в переводе с латыни означает "совместное возлияние".

Самая древняя из сохранившихся до сих пор буква алфавита - О.

Самым длинным в мире словом-палиндромом является финское слово "saippuakivikauppias", означающее "торговец шёлком".

Карамзин придумал слово "промышленность", Салтыков-Щедрин - слово "мягкотелость", а Достоевский - слово "стушеваться".

На африканском континенте более 1000 разных языков. А у языка берберов в Северной Африке даже нет письменной формы.

В китайском письме иероглиф, обозначающий "трудность, неприятность", изображается как две женщины под одной крышей.

Almost - самое длинное слово английского языка, в котором все буквы расположены в алфавитном порядке.

Слова персидского происхождения "пижама" и "чемодан" имеют один и тот же корень ("пи-джома", "джома-дан").

Название острова Кюрасао в дословном переводе с испанского означает "жареный священник" (cura asado).

В Древнем Египте абрикос называли "солнечным яйцом".

Суахили - это комбинация языков африканских племён, арабского языка и португальского языка.

Американский жест "все окей" (пальцы, сложенные в кольцо) на Кипре означает "гомосексуалист".

Кличка коня Александра Македонского "Буцефал" в дословном переводе означает "бычьеголовый".

Самое старое слово в английском языке - "town".

В китайском языке звуки "р" и "л" не различаются.

На Украине Млечный путь называется Чумацкий Шлях.

Сербская азбука называется вуковицей.

В Гавайском алфавите только 12 букв.

Алфавит викингов назывался футарк.

Латинское имя Микки-Мауса - Микаел Мускулус.

Латинской буквы W в латинском алфавите нет.

В китайском письме более 40 000 символов.

. У писателя Эрнеста Винсента Райта есть роман "Гедсби", состоящий из более чем 50 000 слов. Во всем романе нет ни одной буквы E (самой частой буквы английского языка).

26 июля День независимости отмечает Либерия. Эта небольшая западноафриканская страна – одно из самых примечательных в историческом отношении государств континента. Строго говоря, день независимости – скорее день создания Либерии, поскольку это одна из немногих стран Африки, которая сумела сохранить суверенитет и так и не побывала колонией какой-либо европейской державы. Более того, Либерия – своего рода «африканский Израиль». Не в том смысле, что здесь тоже живут евреи, а потому, что создавалась она как государство репатриантов, вернувшихся «на историческую родину». Своим появлением «страна Свободы» на побережье Западной Африки обязана потомкам вывезенных в Северную Америку африканских рабов, которые решили вернуться на родину предков и создать здесь собственное независимое государство.


Побережье Атлантического океана, где расположилась Либерия – край равнин и невысоких гор. С давних времен его населяют негроидные племена, говорящие на различных нигеро-конголезских языках. Прежде всего, это этносы, относимые к языковым семьям манде и кру: манде, ваи, басса, гребо, кран, гере и т.д. Государственности они фактически не знали, однако и европейские колонизаторы не спешили полностью покорять территорию современной Либерии. В период с XV по XVII вв. здесь существовало несколько португальских факторий, служивших центрами торговли. Португальцы называли территорию современной Либерии Перечным берегом.

На землю обетованную

В 1822 году на территории атлантического побережья Западной Африки – в районе того самого Перечного берега – высадились первые группы афроамериканцев. Бывшие рабы, предки которых с территории Западной Африки вывозились португальскими, голландскими. Английскими работорговцами на плантации Северной Америки и Вест-Индии, надеялись, что на исторической родине они смогут обрести свое счастье. Хотя большая часть переселенцев родилась уже в Америке и к Черному континенту имела лишь генетическое отношение, африканскую землю новые поселенцы воспринимали как свою родину. Инициатором репатриации бывших рабов в Западную Африку выступило Американское колонизационное общество. Оно действовало в XIX веке при поддержке части рабовладельцев, которые не желали видеть на территории Соединенных Штатов освобожденных рабов. Поскольку вольноотпущенников становилось с каждым годом все больше и больше, сторонники сохранения рабовладельческой системы стали опасаться подрыва самих основ социального порядка, сложившегося в Соединенных Штатах.

То есть, первоначально именно расовая нетерпимость рабовладельцев и их социальный консерватизм выступили в качестве толчка к началу репатриации бывших рабов на континент. Теоретики репатриации из числа белых рабовладельцев были убеждены, что концентрация в Соединенных Штатах значительного количества освобожденных африканских рабов не приведет ни к чему хорошему и повлечет такие негативные последствия как рост маргинального населения и преступности плюс неизбежное расовое смешение. Соответственно, было принято решение распространить среди отпускаемых на волю рабов и их потомков идеи возвращения на землю предков, чем и занялись лидеры репатриации уже из среды самих афроамериканцев.

Сами вольноотпущенники, как ни странно, сошлись в интересах со вчерашними эксплуататорами – рабовладельцами. Правда, с их точки зрения, мотивы необходимости репатриации бывших рабов в Африку заключались в другом. В первую очередь, лидеры вольноотпущенников видели в возвращении на землю предков освобождение от дискриминации по расовому признаку, неизбежной в США. На Африканском континенте бывшие рабы могли обрести долгожданную свободу и подлинное равноправие.

В первой четверти XIX века велись активные переговоры лидеров Американского колонизационного общества с конгрессменами с одной стороны и представителями Великобритании – с другой стороны. Британская империя на тот период уже владела Львиными горами – территорией современного Сьерра Леоне и разрешила поселить первых репатриантов именно там. По мнению британцев, вестернизированные и владеющие английским языком потомки рабов из Северной Америки смогли бы выступить в качестве проводников британского влияния в Западной Африке.

Следует отметить, что Британская империя раньше Соединенных Штатов приступила к практике вывоза на территорию Западной Африки освобожденных рабов. Причиной тому была чистая случайность. У берегов Британии потерпел крушение корабль, на котором перевозили несколько сотен африканцев в рабство в Северную Америку. По законам Великобритании, спасшиеся с корабля африканцы, которых разместили в Ливерпуле, не могли оставаться рабами на земле метрополии и им даровали свободу. Однако, что было делать в Англии не знающим языка и совершенно не адаптированным к здешним условиям африканцам? Образовался Комитет освобождения несчастных чернокожих – организация английских филантропов, поставивших своей целью спасение африканцев посредством их возвращения на родину.

В 1787 году корабль с 351 африканцем на борту пристал к берегу Сьерра Леоне. Несколько позже прибыла гораздо более крупная по численности партия репатриантов – 1131 освобожденный африканец из Канады. Свободу они получили за то, что участвовали в боевых действиях на стороне Британии во время Американской войны за независимость. В 1792 году именно они основали Фритаун - будущую столицу Сьерра Леоне, название которой и переводится как «Город свободных». В XIX веке к освобожденным ветеранам войны добавились вольноотпущенники – бывшие рабы из британских колоний в Вест-Индии, прежде всего – на Ямайке. Поэтому когда Американское колонизационное общество стало зондировать вопрос о возможности размещения в Западной Африке переселенцев из Соединенных Штатов, англичане согласились пустить их на территорию Сьерра Леоне. В 1816 году первая партия бывших рабов численностью 38 человек была доставлена в Сьерра Леоне на корабле, которым командовал Пол Каффи – самбо по расовой принадлежности (полуиндеец – полуафриканец из народности ашанти).

Однако основной поток американских репатриантов после 1816 года был направлен на соседнее со Сьерра Леоне побережье Перечного берега. В 1822 году здесь была создана колония «свободных цветных людей», которые называли себя «америко-либерийцами». В 1824 году территория, занятая колонистами, получила официальное название Либерия, а 26 июля 1847 года была провозглашена независимость Республики Либерия – первого африканского государства, созданного по образцу США американскими репатриантами.

Показательно, что прибывшие на либерийское побережье вчерашние рабы отнюдь не желали возвращаться к тем традициям и устоям социальной жизни, которыми жили коренные народы Западной Африки. Америко-либерийцы предпочли воспроизвести на западноафриканском побережье внешние атрибуты американского государства. Либерия стала президентской республикой, в ней были созданы политические партии по американо-английскому образцу. В столице Либерии Монровии был даже построен свой Капитолий, а флаг Либерии напоминает флаг Соединенных Штатов Америки.

С другой стороны, именно подчеркнутость проамериканского характера Либерии возможно и спасла эту страну от участи колонизации, так или иначе затронувшей все страны Африканского континента. По крайней мере, англичанами и французами, властвовавшими в соседних с Либерией Сьерра Леоне и Гвинее, либерийцы воспринимались как американские подданные. Впрочем, и сами америко-либерийцы всячески старались подчеркнуть свое американское происхождение, свою «инаковость» по сравнению с коренным населением Западной Африки.

Америка не получилась

Политическая система Либерии, как уже говорилось, была калькирована с американской, однако многочисленные социально-экономические проблемы давали о себе знать и Либерии, несмотря на отсутствие колониального прошлого, так и не удалось войти в число развитых и стабильных государств континента. Ситуация усугублялась постоянными конфликтами между колонистами – америко-либерийцами, и представителями племен, составляющих коренное население Либерии. По понятным причинам, долгое время именно америко-либерийцы составляли политическую и экономическую элиту страны и по этой причине Либерия пользовалась поддержкой Соединенных Штатов, предоставлявших ей многочисленные кредиты.

Америко-либерийцы, составляющие в настоящее время не более 2,5% населения страны (еще 2,5% составляют потомки переселенцев с островов Вест-Индии), концентрировали в своих руках все бразды правления страной, а также ее экономические богатства. Вчерашние рабы и дети рабов с плантаций южных штатов США сами превратились в плантаторов и относились к представителям коренного населения, превращенного в батраков и париев, едва ли не хуже, чем белые рабовладельцы Штатов – к своим черным рабам.

Между собой америко-либерийцы говорили исключительно на английском языке, совершенно не стремясь к изучению языков местных племен. Разумеется, что и по вероисповеданию выходцы из США и Британской империи оставались христианами различных протестантских церквей, тогда как местные племена продолжают в большинстве своем исповедовать традиционные культы. Даже если коренные жители формально значатся христианами, фактически они в большей степени остаются приверженцами афрохристианских культов, причудливо сочетающих христианские элементы с вудуизмом, традиционным для западноафриканского побережья.

Коренное население в культурном отношении было куда более отсталым, чем америко-либерийцы. В этом плане отсутствие колониального опыта даже сыграло отрицательную роль для страны, поскольку америко-либерийцы не проводили политику хоть сколько-нибудь значимого «окультуривания» коренного населения. В результате, лесные племена Либерии оставались крайне отсталыми даже по меркам других территорий Западной Африки. Они сохраняли ту самую «дикую культуру» Африки, с которой пытались, хотя бы частично, бороться британские, французские, португальские, итальянские колониальные власти в других регионах «Черного континента».

В полной мере все проблемы, накопившиеся в стране, вышли наружу после военного переворота, совершенного в 1980 году старшим сержантом либерийской армии Сэмюэлем Доу. 12 апреля 1980 года отряды военных под руководством Доу свергли и убили президента страны Уильяма Толберта. До военного переворота в Либерии сохранялось господствующее положение америко-либерийцев и примкнувших к ним ассимилированных представителей местного населения и эмигрантов из соседних стран, исповедующих христианство. Америко-либерийцы составляли подавляющее большинство либерийских предпринимателей, политических и общественных деятелей, старших офицеров вооруженных сил и правоохранительных органов, сотрудников учреждений образования и здравоохранения.

Фактически, Либерия вплоть до 1980 года оставалась государством америко-либерийцев, где в лесной зоне и на городских трущобных окраинах обитали куда более многочисленные коренные племена, не имеющие реального доступа ко всем тем благам, которыми пользовались потомки афроамериканских репатриантов. Естественно, что сложившееся положение вызывало значительное недовольство коренного населения, представителей которого было много среди рядового и сержантского состава либерийской армии. Так как старшие офицеры практически в полном составе происходили из америко-либерийских семей, готовящийся заговор нижних чинов возглавил двадцатидевятилетний Сэмюэль Каньон Доу, носивший звание старшего сержанта.

Диктатура Доу, происходившего из коренной народности кран, отбросила Либерию в культурном отношении на столетия назад. В первую очередь, Доу, пришедший к власти под прогрессивными лозунгами преобразования социальной системы страны, привел во властные структуры представителей своего этноса кран, тем самым установив в стране трайбалистскую диктатуру. Во-вторых, Доу, несмотря на свое происхождение из коренного народа, демонстрировал проамериканские позиции и даже в 1986 году разорвал дипломатические отношения с Советским Союзом.

Правление Доу, начавшего с лозунгов борьбы с коррупцией и уравнения в правах всех либерийцев, вызывало все большее раздражение в самых разных слоях либерийского общества. Чувствовали себя обделенными и представители других двадцати этнических групп страны, которые опять оказались на второстепенных позициях – только уже не после америко-либерийцев, а после представителей народности кран, к которой относился сам диктатор. В стране активизировались многочисленные повстанческие формирования, по сути, представлявшие собой криминальные банды с политической фразеологией.

В конечном итоге, командир одного из таких формирований Принс Джонсон окружил Монровию, заманил президента Доу в Миссию ООН, откуда тот был похищен. 9 сентября 1990 года бывший президент-диктатор Либерии был зверски убит – его кастрировали, отрезали и скормили ему собственное ухо, а затем убили перед видеокамерой. Так в Либерии, всегда считавшейся оплотом американо-европейских политических традиций на Африканском континенте, проснулась настоящая Африка. С 1989 по 1996 годы в стране продолжалась кровопролитная гражданская война, стоившая жизни 200 тысячам либерийцев. В конечном итоге власть в стране перешла в руки партизанского командира Чарльза Тэйлора.

Тэйлор: от президента до заключенного Гаагской тюрьмы

Выходец из народа гола, Чарльз Тэйлор получил экономическое образование в Соединенных Штатах и первое время работал в администрации Сэмюэля Доу, однако в 1989 году создал повстанческую организацию Национальный патриотический фронт Либерии, ставшую одним из ключевых акторов Первой гражданской войны 1989-1996 гг. В 1997-2003 гг. он занимал пост президента Либерии, параллельно всячески поддерживая повстанцев в соседнем Сьерра Леоне, где также шла кровопролитная гражданская война.

Вмешательство во внутренние дела Сьерра Леоне объяснялось интересом либерийского руководителя к торговле алмазами, которыми богата земля «Львиных гор». Поддерживая Революционный объединенный фронт под руководством Фоде Санка, Тэйлор преследовал собственные корыстные интересы – обогащение за счет добычи алмазов, которую стремилась поставить под контроль эта повстанческая группировка, а также укрепление своих политических позиций в соседней стране. Тем временем, недовольство политикой Тэйлора нарастало и в самой Либерии, что привело ко Второй гражданской войне. В конечном итоге, Тэйлор был низвергнут и бежал в Нигерию.

Показательно, что первоначально Чарльз Тэйлор действовал при явной поддержке Соединенных Штатов. Мало того, что он получил образование в США – по линии отца он был на четверть американцем. Ряд источников утверждает, что еще с начала 1980-х годов с Тэйлором работали американские спецслужбы, которым он был нужен в качестве проводника американских интересов в Западной Африке. В частности, Тэйлор выступил в качестве одного из соорганизаторов военного переворота 15 октября 1987 года в Буркина-Фасо, в результате которого был убит Томас Санкара – глава государства и легендарный революционер, чьи социалистические эксперименты были явно не по душе Соединенным Штатам. Кстати, участие Тэйлора в организации переворота в Буркина-Фасо и убийства Санкары подтвердил его ближайший соратник Принс Джонсон – тот самый полевой командир, солдаты которого зверски убили перед видеокамерами прежнего президента Сэмюэля Доу.

Однако, со временем завербованный ЦРУ Чарльз Тэйлор превратился в «джинна, выпущенного из бутылки». С конца 1980-х годов он установил дружественные отношения с Муаммаром Каддафи, знакомство с которым организовал Блез Компаоре – бывший соратник Санкары, ставший после его свержения президентом Буркина-Фасо. Каддафи стал оказывать Тэйлору материальную помощь, хотя в отличие от других западноафриканских лидеров, Чарльза Тэйлора даже с натяжкой нельзя было назвать социалистом или антиимпериалистом. Скорее всего, именно переориентация Тэйлора на Каддафи, который поддерживал позицию либерийского президента и в «алмазной войне» в Сьерра Леоне, повлекла за собой резкое охлаждение симпатий Соединенных Штатов к своему бывшему подопечному и послужила причиной падения тэйлоровского режима. Если от репрессий в годы правления Доу Тэйлор был спасен – очевидно для того, чтобы потом использоваться в американских интересах, то препятствовать преследованиям Тэйлора после его свержения с президентского поста Штаты не стали. Разве что, его не постигла столь же страшная участь, которую люди Принса Джонсона обеспечили президенту Доу - расследование в отношении Чарльза Тэйлора начали международные структуры.

Свергнутый в 2003 году, Тэйлор на свободе долго не задержался. Теперь Западу стало выгодно повесить на него все многочисленные кровавые злодеяния, совершенные во время гражданской войны в Сьерра Леоне. В марте 2006 года руководство Нигерии выдало Тэйлора Международному трибуналу ООН, обвинявшему экс-президента Либерии в многочисленных военных преступлениях во время гражданской войны в Сьерра Леоне и в злоупотреблениях в годы президентства в Либерии.

Тэйлор был помещен в Гаагскую тюрьму в Нидерландах. В вину бывшему президенту Либерии вменялась организационная и финансовая поддержка Революционного объединенного фронта, проводившего в Сьерра Леоне операцию «Ни одной живой души», жертвами которой стали более семи тысяч человек. Среди прочего Тэйлора обвинили в многочисленных преступлениях сексуального характера и в каннибализме, утверждая, что Тэйлор и его соратники поедали противников режима из народности кран, к которой принадлежал свергнутый диктатор Сэмюэль Доу.

Расследование преступлений Тэйлора продолжалось шесть лет, пока 30 мая 2012 года Специальным судом по Сьерра Леоне бывший либерийский президент не был приговорен к 50 годам тюремного заключения. В 2006 году президентом страны, сохраняющим пост и в настоящее время, стала Элен Джонсон-Серлиф.

Семидесятишестилетняя Элен – первая женщина-президент Африканского континента – начала свою политическую карьеру еще в 1970-е годы, а в годы президентства Сэмюэля Доу первоначально занимала пост министра финансов, а затем ушла в оппозицию. Она не скрывает своих проамериканских позиций и, наверное, именно с этим связано присуждение ей Нобелевской премии мира.

В списке беднейших стран мира

Либерия по-прежнему остается одним из наиболее отсталых государств Африканского континента, с крайне неблагоприятными условиями жизни населения. Гражданские войны отбросили назад и без того слабую либерийскую экономику, подорвали социальные устои общества, поскольку образовалась достаточно большая прослойка людей, не умеющих и не желающих трудиться. С другой стороны, наличие большого количества людей с боевым опытом, оставшихся не у дел, неблагоприятно отразилось на криминогенной ситуации в Либерии, превратив ее в одну из наиболее опасных в этом отношении стран Африканского континента, и так не отличающегося спокойствием.

Более 80% населения страны живут за чертой бедности. Сохраняется высокая смертность, связанная с отсутствием должного медицинского обслуживания и низким уровнем жизни населения. Отсталость страны усугубляет и тот факт, что английским языком, являющимся государственным в стране, владеет не более трети либерийцев. Остальные разговаривают на местных бесписьменных языках и, соответственно, являются неграмотными. В стране высокий уровень преступности, особенно незащищенными являются женщины и дети, чаще всего становящиеся объектами преступных посягательств.

Известно, что здесь до сих пор похищают людей для рабского труда как в самой Либерии, так и в соседних странах. Немаловажную роль в неблагополучном существовании жителей этого западноафриканского государства играет и такая причина как определенное разложение местного населения, привыкшего к постоянным потокам гуманитарной помощи и упорно не желающего трудиться. Многие путешественники, побывавшие в Либерии, отмечают лень и склонность к воровству многих местных жителей. Конечно, это не черта национального характера либерийцев, но весьма распространенные пороки, которые сказываются и на имидже страны, и на уровне ее развития.

Страшной явью Либерии остаются человеческие жертвоприношения. Понятно, что законом они давно запрещены и совершающие их люди подлежат уголовному преследованию и суровому наказанию, однако традиции оказываются сильнее страха уголовной ответственности. Тем более, если учесть, что, в действительности, лишь меньшинство случаев жертвоприношений расследуется правоохранительными органами и виновные несут ответственность. Ведь традиционные верования до сих пор имеют очень большое распространение среди сельского населения Либерии, в особенности во внутренних областях, практически не подвергшихся христианизации.

Чаще всего в жертву для обеспечения коммерческой или жизненной удачи приносят детей. В Либерии очень высокая рождаемость – в 2010 году страна занимала третье место в мире после Демократической республики Конго и Гвинеи-Бисау по уровню рождаемости. В нищих деревнях, где в семьях наибольшее количество детей, их просто нечем кормить и маленькие либерийцы воспринимаются как товар не только покупателями, но и самими родителями. Конечно, большинство детей продается на плантации, в том числе и в соседние государства, либо на промышленные предприятия, симпатичные девочки пополняют ряды проституток, однако встречаются и случаи покупки детей с последующей целью жертвоприношения. Что говорить о борьбе с подобными преступлениями, если в 1989 году имел место факт осуждения самого министра внутренних дел страны за организацию человеческого жертвоприношения.

В настоящее время Либерия находится под особым контролем Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что в стране формально налаживается демократическая политическая система, в действительности существенную роль в поддержании подобия порядка играет размещение здесь миротворческих сил и иностранных военных и полицейских советников, помогающих укреплять треснувшую по швам оборонную и правоохранительную систему страны.

Есть ли шансы у Либерии улучшить социально-экономическое положение, обрести долгожданную политическую стабильность и превратиться в более-менее нормальное государство? Теоретически – да, и по утверждениям западных СМИ об этом свидетельствуют такие прогрессивные начинания, как президентство женщины - нобелевского лауреата. Но в действительности вряд ли возможна серьезная модернизация этого африканского государства в условиях продолжающейся неоколониальной политики Соединенных Штатов, заинтересованных в эксплуатации природных ресурсов и, одновременно, в поддержании низкого уровня жизни и политической нестабильности в странах «третьего мира». Тем более, что созданная в Либерии социальная система с точностью до нельзя воспроизвела американскую в ее худших чертах, с таким же расслоением населения, только не по расовому, а по этническому признаку. Эта система складывалась на протяжении почти двух столетий существования Либерии как суверенного государства и слабо верится в то, что она сможет быть изменена, по крайней мере, в ближайший исторический период.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

На карте мира Map

November 7-12 , 2010

Либерия — удивительная страна. Ее основали вольноотпущенные черные рабы, которых, чтобы не болтались без дела, сажали на корабли и отправляли назад в Африку из Соединенных Штатов . Основав новое государство, бывшие рабы начали сами торговать неграми и брать их себе в рабство, полностью переняв манеры и привычки недавних хозяев. Флаг Либерии похож на флаг США, только на нем одна большая звезда вместо множества маленьких.

Liberia is an amazing country. It was founded by emancipated black slaves who were put on ships and sent back to Africa from the United States so that they wouldn’t be hanging around without use. After founding a new state, the former slaves in turn commenced their own African slave trade, completely adopting their recent owners’ manners and habits. Liberia’s flag even looks similar to the American flag, only it has one big star instead of many small ones.


Первой Либерию признала Россия в 1850 году.

The first country to formally recognize Liberia as a state in 1850 was Russia.


Моим соседом по креслу в самолете Брюссель —Монровия оказался Винстон Табмен — кандидат в президенты Либерии на прошлых выборах (пришел четвертым). Его дядя-однофамилец поставил в свое время рекорд президентствования Либерией, поэтому в каждом городе есть улица или учреждение имени Табмена.

Western aid organizations have completely corrupted Africa and continue to encourage the worst possible model of behavior. All these organizations put up their billboards at the entrance to each village and settlement they support (compare to Australia).


К сожалению, у широкой общественности нет представления о масштабах печальных последствий, поэтому в цивилизованных странах считается хорошим тоном помогать кому-нибудь в Африке.

Unfortunately, the broader public has no idea about the widespread negative consequences of such aid, so it’s considered good form in developed countries to be helping someone in Africa.


В Либерии негры — как и все остальные негры в Африке — предпочитают ничего не делать. Работать принято очень плохо. Когда надо за что-то платить, говорят: «Че я, белый штоли?»

The black population of Liberia (just like everywhere else in Africa) prefers idleness above all else. Crappy work is the standard. When something costs money, people say, “What am I, white or something?”


В ходу либерийские и североамериканские доллары. Пункт обмена всегда выглядит как улей с сетчатыми стенами, внутри — стопки купюр. Деньги все носят пачками в карманах, поэтому они пахнут как прокисшее белье (пропотевают и недосушиваются, да простит меня читатель за такие подробности из жизни банкнот).

Liberian and US dollars are the currency used here. Currency exchanges look like beehives with wire mesh walls. Inside are piles of bills. Everyone carries packs of money in their pockets, so the bills end up smelling like rank laundry (they absorb sweat and then never properly dry out, if the reader may forgive me for such details from the life of banknotes).


За любую услугу принято давать небольшую денежку (аналог бакшиша в Египте). Называется «холодная вода», потому что самый простой товар в ходу — холодная вода в полиэтиленовом пакетике. Международные организации не любят подобных традиций, поэтому важные услуги населению, например, бесплатные клиники, рекламируются наглядной агитацией, показывающей, что врачу холодной воды не надо.

It’s customary to give a small tip for any kind of service (analogous to baksheesh in Egypt). Here, it’s called “cold water” because the most basic product is cold water in small plastic bags. International organizations frown upon such traditions, so important public services (for example, free clinics) are advertised with illustrated PSAs showing that doctors don’t want cold water.


Холодная вода в процессе выпивания.

Cold water in the process of being drunk.


Аналогичным образом пьют апельсины. Их продают без кожуры, потому что она липкая и прыскает. Под кожурой у апельсина, оказывается, есть удобная белая прослойка.

Oranges are drunk in a similar fashion. They’re sold peeled because the peel is sticky and sprays. As it turns out, there’s a convenient white layer underneath the peel.


Когда подходит покупатель, продавец надрезает крышечку. Все крайне гигиенично, не то что торговля свежевыжатыми соками в Индии .

When a customer buys an orange, the seller cuts a little lid in the top. Everything is very sanitary, unlike the fresh-squeezed juice sold in India .


Апельсин затем выжимается покупателем прямо в рот. И руки чистые, и жажда утолена.

The buyer then squeezes the orange right into his mouth. The hands stay clean, and thirst is quenched.


Покупателю банки или бутылки чего-либо обязательно выдается бумажная салфетка — ей прижимают пробку или просто кладут сверху на банку. Салфеткой протирают край тары перед питьем.

When you buy a can or bottle of something, it always comes with a paper napkin holding down the cap or simply covering the can. The napkin is used to wipe the mouth of the container before drinking.


Фраза «хочу лежать под пальмой и ничего не делать» оказалась совершенно не анекдотической.

It turns out that the phrase “I want to lie under a palm tree all day and do nothing” is not the least bit anecdotal.


Все, что может быть украдено, будет украдено. Даже «врачи без границ» вынуждены сидеть за границей из колючей проволоки — без присмотра сопрут в секунду все.

Everything that can be stolen will be stolen. Even Doctors Without Borders have to surround themselves with a fence and barbed wire—otherwise, everything in sight will be swiped within a second as you turn your head.


Правила и законы соблюдаются редко. Знак, запрещающий поворот налево, вообще никого не волнует.

Rules and laws are seldom obeyed. A sign prohibiting left turns is blatantly ignored by everyone.


Everyone believes in miracles. An advertisement for yet another preacher’s sermon shamelessly promises miracles and cures.


A public service ad on the wall of the Ministry of Health provides instructions for what to do in case of diarrhea.


The ad next to it urges men not to beat women.


Уровень развития: вместо специальных очков сварщик использует обычные солнцезащитные.

The level of development, illustrated: instead of safety goggles, the welder uses regular sunglasses.


Везде мусор. Если не выкидываешь бутылку в окно, на тебя смотрят, как на дурака.

There’s trash all over the place. If you don’t throw your bottle out the window, everyone looks at you like you’re an idiot.


Так живут.

This is how people live.


Так покупают.

This is how they shop.


Номер в гостинице с удобствами. Над кроватью — сетка от насекомых. Хорошо в таком номере медовый месяц отмечать. Милый, я ща посру тут немного, ты не обращай внимания.

A hotel room with an en-suite bathroom. The bed is covered with an insect screen. It must be great to spend your honeymoon in a room like this. Sweetheart, I’m just going to take a dump here, don’t mind me.


Кстати, о посрать. Либерийцам посрать на пляжи. Вместо того, чтобы прямо в столице купаться в море посреди белого песочка, жители выходят на пляж посрать прямо на белый песочек. Сколько сидящих орлом видно на этой фотке? Столько и срут. До горизонта. Прямо в центре столицы. Срущий совершенно не стесняется вступить в диалог в процессе: «Йоу, че эт ты меня сфоткал?» И продолжает откладывать личинку, гад.

Speaking of which, Liberians do give a shit about their beaches—literally. Rather than taking a swim in the sea right in the city, amidst the white sands, locals go out to the beach to take a dump right on the white sand. How many squatting figures can you see in this photograph? That’s how many people are taking a dump. As far as the eye can see. Right in the center of the capital. The defecator isn’t even embarrassed to shoot the shit in the process: “Yo, why did you take a picture of me?” And continues laying his chocolate egg, the bastard.


В Либерии принято все носить на голове.

It’s customary to carry everything on your head in Liberia.


Размер носимого практически не имеет значения. Мужики носят на голове бревна, школьники кладут на голову тетрадки, торговки складывают на голову свой товар.

The size of what is being carried is mostly irrelevant. Men carry logs on their heads, students place notebooks on their heads, women at the market stack their goods on their heads.


В редких случаях поклажу придерживают рукой.

In rare cases, the load is supported with a hand.


Хлебушек? На голову.

Bread? On the head it goes.


Селедочка? Не в руках же таскать.

Some delicious herring? Well, you wouldn’t carry it in your hands, now, would you?


Сделала укладочку, сверху поднос с тунцом — и побежала ужин готовить.

Get your hair styled, put a tray of tuna on top—and off you go to cook dinner.


Детей всегда носят в слингах на спине.

Children are always carried in a back sling.


Иногда кажется, что удобству ношения детей на спине способствует важная особенность негритянской женщины: задница у нее всегда выступает не меньше, чем на приведенных снимках:

Sometimes it seems as if African women find it particularly comfortable to carry children on their backs because of one important feature they possess: their behinds always protrude at least as much as in the photos below:

Либерия - небольшое государство на западном побережье Африки. Граничит на севере со Сьерра-Леоне и Гвинеей, на востоке – с Кот-д"Ивуаром, на юге и юго-западе омывается водами Атлантического океана.

Большая часть территории - это прибрежные равнины с невысокими горами, самая высокая точка - гора Маунт-Вутеве высотой 1380 м.


Государство

Государственное устройство

Президентская республика.

Язык

Государственный язык: английский

Из местных языков наиболее распространены языки народностей кпелле, мано, гио, басса. Большинство местных языков не имеют письменности.

Религия

40% населения страны – христиане (большинство составляют протестанты), 40% – мусульмане (большинство исповедуют ислам суннитского направления), 20% либерийцев придерживаются традиционных африканских верований.

Валюта

Международное название: LRD

Либерийский доллар равен 100 центам. В обращении находятся купюры достоинством в 100, 50, 20, 10 и 5 LRD, монеты - 1, 5, 10, 25, 50 центов и 1 доллар.

Либерийский доллар привязан к доллару США - эти две валюты принимаются в качестве законного платежного средства на всей территории Либерии.

Деньги могут быть обменены в Банке Развития и Инвестиции Либерии (LBDI). Кредитные и дебетовые карты использовать невозможно. Туристические чеки также не принимаются.

Туризм в Либерии

Отдых в Либерии по лучшей цене

Поиск и сравнения цен по всем ведущим мировым системам бронирования. Найдите для себя лучшую цену и сэкономьте до 80% от стоимости туристических услуг!

Популярные отели

Чаевые

Общепризнанных норм чаевых нет, следует ориентироваться на 5% от суммы счета, но в каждом конкретном случае предпочтительнее выяснять условия обслуживания и дополнительные выплаты заранее.

Безопасность

Следует внимательно относиться к качеству продуктов и воды, применяемых на территории страны - вся вода должна быть расценена как потенциально загрязненная и подвергаться кипячению, а продукты - подвергаться тщательной обработке.

При осуществлении любых покупок следует быть максимально осторожными, чтобы защитить себя от воровства или грабежа - уровень преступности достаточно высок.