», «в себе» и «для себя», которых иногда ошибочно приписывается Канту.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

БАУМГАРТЕН

(Baumgarten) Александр Готлиб (17.6. 1714 , Берлин,- 26.5.1762, Франкфурт-наОдере) , нем. философ школы Вольфа, родоначальник эстетики как особой филос. дисциплины. Проф. университета во Франк-фурте-на-Одере. В гносеологии вслед за Лейбницем и Вольфом различал высшее (рассудочное) познание - логики, и низшее (чувственное) познание, теорию которого Б. впервые назвал «эстетикой». Последняя стала одновременно у С. и теорией прекрасного, поскольку чувств. совершенства связывалось им с наслаждением прекрасным. Совершенство или красоту явления Б. усматривал в согласии трёх осн. элементов: содержания, порядка и выражения. Б. внёс большой вклад в развитие филос. терминологии; он широко употреблял термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение которых зачастую ошибочно приписывается Канту.

Aesthetica, Bd 1-2, Traiecti as Vlailrum, 1750-58; Metaphy-sica, Halae Magdeburgicae, 1739 ; в кн. : История истетшш, т. 2, М., 1964 , с. 449 - 65.

Асмус В. Ф., Нем. эстетика XVIII в. , М., 1963 , с. Л-56.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

БАУМГАРТЕН

(Baumgarten)

Эстетику Баумгартен определил как науку о красоте, совершенстве и усовершенствовании чувственного познания, отождествив при этом понятия “прекрасное”, “чувственное” и “совершенное”. Три основных компонента эстетического совершенства-мыслительное , порядок, . Чувственность Баумгартен трактовал очень широко, относя к ней , остроумие, интуицию, восхищение, фантазию. Он ввел “эстетической истины”, постигаемой благодаря “аналогиям разума”, в противовес “логической истине”, схватываемой в отчетливых представлениях, и понятие возвышенного, развитого потом И. И. Винкельманом и И. Кантом. В рамках эстетического “величия” (magnitude) обсуждал об отношении искусства и морали. Согласно Баумгартену, задача искусства не должна ограничиваться обучением добродетели посредством примеров: само должно воспитывать красотой. Баумгартен осуществил большую работу в области философской терминологии. Он ввел понятия “субъективный” и “объективный” в современном значении, а также термины “в себе” (“само по себе”) и “для себя”.

Соч.: Aestetica, pt 1-2, Traiecti cis Viadrum, 1750-58; Metaphysics. Halle Magdeburgicae, 1739; Texte zur Grundlegung der Ästhetik, hrsg. v. H. R. Schweizer. Hamb., 1983; в рус. пер.: В кн.: История эстетики, т. 2. М., 1964, с. 449-65.

Лит.: Самсонов И. В. История эстетических учений, ч. 2. M., (б. г.], с. 99-111; Асмус 6. Φ. Немецкая эстетика XVIH в. М., 1963, с. 3-56; иарскии И. С. Философско-эстетические идеи Баумгартена как один из стимулов теоретического развития Канта.-В кн.: Кантовский сборник, вып. 10. Калининград, 1985, с. 40-51.

3. Г. Матюшенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "БАУМГАРТЕН" в других словарях:

    Описание герба: В червлёном поле серебр … Википедия

    Баумгартен: 1) Александр Карлович, боевой генерал (1815 83). После окончания академии генерального штаба Б. был командирован на Кавказ, где отличился в нескольких делах. Во время венгерской кампании, временно командуя брянским пехотным полком,… … Биографический словарь

    БАУМГАРТЕН - БАУМГАРТЕН, Пауль (Paul Baumgarten), род. в 1848 г.; один из выдающихся нем. патологов и бактериологов, проф.и директор Пат. ин та в!;Тюбингене с 1889 г. по 1919 г. Из научных работ Баум гартеиа наибольшую известность имеют его исследования по… … Большая медицинская энциклопедия

    I Баумгартен (Baumgarten) Александр Готлиб (17.6.1714, Берлин, 26.5.1762, Франкфурт на Одере), немецкий философ школы Х. Вольфа, родоначальник эстетики (См. Эстетика) как особой философской дисциплины. Был профессором университета во… … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

Александр Готлиб Баумгартен родился в Берлине в 1714 г. и умер во Франкфурте на Одере в 1762 г. В 1730 г. он приехал в Галле; начал изучать философию Вольфа.

К 1735 г. относится публикация его дипломной диссертации, озаглавленной "Meditationes philosophiсае de nonnullis ad роста pertinentibus" ("Философские размышления о некоторых предметах, относящихся к поэме"), где уже угадывается ядро теории, которую Баумгартен изложит в двух томах "Эстетики" (1750-1758). В 1739 г. Баумгартен опубликовал "Метафизику", которая до 1779 г. выдержала семь изданий; в 1766 г. она была переведена с латинского на немецкий язык Георгом Фридрихом Мейером (1718-1777), учеником Баумгартена. Кант отозвался об этой работе как о "наиболее полезном и основательном из всех учебников такого рода". Сам Кант использовал его в своих лекциях. "Метафизика " Баумгартена - "компендиум из тысячи параграфов вольфианской теории, написанный сухим и лаконичным стилем, несомненно, полезный как базовый текст для университетских занятий". "Метафизика, - пишет Баумгартен, - это наука о первых принципах человеческого познания. Составными частями метафизики являются онтология, космология, психология и естественная теология". И если "онтология - наука о наиболее общих предикатах сущего", то "общая космология - наука об основных предикатах мира, она носит эмпирический характер, когда опирается на опыт, и рациональный, - когда опирается на понятие мира". Со своей стороны, "психология - наука об общих предикатах души"; она "носит эмпирический характер, когда извлекает свои постулаты из опыта, и рациональный, - когда выводит их с помощью длинной дедуктивной цепочки из понятия души". Наконец, естественная теология - "наука о Боге, в той степени, в какой может быть понята без веры, она включает: 1) понятие Бога; 2) Его действия". Как можно видеть из этого краткого резюме, метафизическая мысль Баумгартена в основном вращается в рамках вольфианской парадигмы. Историческая заслуга Баумгартена "прежде всего в том (как хорошо увидел Вундт), что он построил нечто вроде «моста» между схоластической метафизикой и кантианскими трансценденталиями, между реализмом с онтологической перспективой и логико-гносеологическим срезом структуры бытия" (Б. Бьянко).

"Выдающийся аналитик", по оценке Канта, Баумгартен заложил философские основы эстетики. Эстетика (именно Баумгартен предложил этот термин - (aisthesis - греч. чувство) не может быть сведена к правилам создания произведения искусства или анализу его психологического эффекта; все это для Баумгартена простая эмпирия. Эстетика - "наука о чувственном познании", и потому - "низшая гносеология", поскольку занимается "низшей способностью к познанию". "Подчиненная способность" готовит к "совершенству чувственное познание", следовательно, необходимо тщательно изучить его законы, и, таким образом, эстетика становится "младшей сестрой логики" и заимствует у нее систематический характер. Параллелизм, установленный между эстетикой и логикой, и последовавший за этим системно теоретический интерес к "эстетике" вышел далеко за пределы простого декора. Изменения связаны с новой антропологией. Чисто научного знания теперь недостаточно. Есть чувственное познание, и оно автономно, а не функционально. Уже Лейбниц, как отмечает Кассирер, противопоставил "ясную" идею "отчетливой". "Ясная" идея достаточна для жизни, она делает возможной нашу первую ориентацию в чувственной среде; "отчетливая" идея дает адекватное знание вещей, ответ на "почему", не удовлетворяясь различением предметов по ощущаемым характеристикам. Эстетика, по Баумгартену, - наука о "ясных" и "смешанных" представлениях. Perceptio confusa (смешанное восприятие)"этимологически указывает на восприятие сплетения элементов, когда нельзя вычленить отдельные элементы из целого, следуя за ними изолированно" (Э. Кассирер). Эстетическая интуиция - независимое целостное познание чувственного. Оно означает видеть нечто, чувствовать, знать и понимать без почему. Вот как Кассирер пытается объяснить это: "Если на базе методов точной науки мы объясняем феномен цвета, разворачивая цвет в чистом движении, мы не только уничтожаем его чувственный аспект, но и устраняем эстетическое значение. Цвет как художественный образ, завоевание живописи, исчезает при физико-математической редукции; с чувственным опытом пропадет всякий след эстетической функции цвета". "Эстетика занимается чувственным феноменом, не делая попыток перейти от него к «причинам», т. е. к чему-то совершенно иному. Обращение к причинам не объяснило бы эстетического содержания феномена, но разрушило бы его" (Э. Кассирер). Итак, мы видим, что Баумгартен - не только "выдающийся аналитик", виртуоз схоластической логики, но и мыслитель, видящий границу этой логики. "Отчетливые" идеи и "принцип достаточного основания" не имеют никакой власти в сфере "чувственного познания". Красота пейзажа - не дело геолога: "Интуиция чистого созерцания пейзажа дана только мастеру, художнику или поэту. <...> Созерцающий образ забывает спросить о его «причине». <...> Отдаться чистому эффекту и остановиться на этом необходимо, если мы хотим, чтобы феномен не выскользнул из рук» (Э. Кассирер). Для Баумгартена кроме логики, исследующей законы мышления, существует также эстетика - наука о законах чувственного познания; этим он восстанавливает философское достоинство чувственного. Баумгартен борется "за чистоту эстетической интуиции перед судом разума. Цель эстетики - узаконить внутренние психические возможности, не подавляя их" (Э. Кассирер).

БАУМГАРТЕН Александр Готлиб (1714–1762) родился в Берлине. Его отец был помощником богослова и педагога Франке. Александр Баумгартен был пятым ребенком в семье.

Его брат Якоб Зигмунд был известным теологом и церковным историком. Баумгартен изучал философию и богословие в Галле у X. Вольфа. В 1735 г. после получения степени магистра он был назначен преподавателем университета в Галле и в 1738 г. стал профессором. С 1740 г. Баумгартен стал профессором университета в Франкфурте-на-Одере, где работал до самой смерти. Ввел термин "эстетика".

§ 1. Эстетика (теория свободных искусств, низшая гносеология, искусство прекрасно мыслить, искусство аналога разума) есть наука о чувственном познании.

§ 2. Натуральная ступень низших познавательных способностей, совершенствуемая одним лишь применением их, без обучения, может быть названа натуральной эстетикой и разделена так же, как делится обычно натуральная логика, т.е. на прирожденную, или прирожденное прекрасное дарование, и приобретенную, а эта последняя, в свою очередь, на теоретическую (docens) и прикладную (utens).

§ 3. Важнейшее практическое приложение искусственной эстетики, существующей наряду с натуральной, это: 1) доставлять хороший материал для наук, постигаемых преимущественно интеллектом; 2) приноровлять научно-познанное к любому пониманию; 3) расширять усовершенствование познания за пределы отчетливо нами постигаемого; 4) снабжать хорошими принципами все более утонченные занятия и свободные искусства;

5) в общежитии, в случае прочих равных условий, давать преимущество при совершении любых дел.

§ 4. Отсюда частные приложения ее: 1) в филологии, 2) в герменевтике, 3) в экзегетике, 4) в риторике, 5) в гомилетике, 6) в поэтике, 7) в теории музыки и т.д.

§ 5. Против нашей науки могут возразить, во-первых, что она слишком обширна и ее нельзя исчерпать в одной книжке, в одном курсе. Ответ: согласен, однако лучше что-нибудь, чем ничего. Во-вторых, могут возразить, что она есть то же самое, что риторика и поэтика. Ответ: а) она шире;

6) она охватывает то, что является общим как этим двум, так им и прочим искусствам, и если обозреть здесь это в надлежащем месте один раз, то любое искусство будет способно потом успешнее разрабатывать свой участок, без ненужных тавтологий. В-третьих, могут возразить: она есть то же самое, что критика. Ответ: а) существует и критика логическая; б) некий определенный вид критики есть часть эстетики; в) для такой критики совершенно необходимо некоторое предварительное знание прочих частей эстетики, если только она не хочет превратиться в простой спор о вкусах при суждении о прекрасных мыслях, словах, сочинениях.

§ 6. Против нашей науки могут возразить, в-четвертых, что она недостойна внимания философов и что предметы ощущений, воображения, а также вымыслы (fabulae), превратности страстей и т.д. находятся ниже философского горизонта. Ответ: а) философ такой же человек, как и другие, и он не вправе чуждаться столь обширной области человеческого познания; б) в данном случае смешивают общую теорию прекрасно мыслимого с практикой и реализацией единичного.

§ 7. Могут возразить, в-пятых: смутность (confusio) – мать ошибок. Ответ: а) тем не менее она есть непременное условие для нахождения истины там, где природа не делает скачков при переходе от темноты к отчетливости; к полдню приходят от ночи через зарю: б) оттого именно и следует уделять внимание смутности, чтобы не проистекли отсюда ошибки, количество и величина которых зависят от степени нашей невнимательности; в) не смутность сама по себе одобряется, а исправляется познание, коль скоро к нему по необходимости примешана некая доля смутности.

§ 8. Могут возразить, в-шестых: отчетливое познание превосходнее. Ответ: а) у конечного духа – лишь в более важных вещах; б) полагание

одного не исключает другого; в) да и следуя отчетливо-познанным правилам, мы сначала идем по прямому пути к прекрасно-познаваемым вещим, и лишь потом уже тем совершеннее раскрывается посредством них отчетливость.

§ 9. Могут возразить, в-седьмых: если культивировать аналог разума, нужно опасаться, как бы нс потерпела ущерба территория разума и серьезности. Ответ: а) этот аргумент относится к числу тех, которые доказывают слишком много, ибо та же самая опасность имеется всякий раз, когда возникает нужда в каком-либо сложном совершенстве, побуждающем к действию и не склоняющем к пренебрежению совершенством подлинным; б) невоспитанный (incultum) и даже поврежденный аналог разума в неменьшей мере способствует разуму и строгой серьезности.

§ 10. Могут возразить, в-восьмых, что эстетика есть искусство, не наука. Ответ: а) эти способности не являются противоположностями; ведь сколько некогда существовало искусств, которые теперь являются одновременно и науками? б) что наше искусство поддается доказательству, подтвердит опыт, и это ясно a priori, ибо психология и др. науки снабжают его достоверными принципами; а что оно заслуживает быть поднятым до уровня науки, показывают его практические применения, упомянутые в других параграфах.

§11. Могут возразить, в-девятых: эстетики, как и поэты, рождаются, а не делаются. Ответ: Гораций. Искусство поэзии, стих 408; Цицерон. Об ораторе, кн. II, гл. 60; Бильфингер в "Разъяснениях" § 268; Брейтингер. Об уподоблениях, стр. 6. Прирожденному эстетику помогает более полная теория, более одобряемая авторитетом разума, более точная, менее смутная, более достоверная, менее шаткая.

§ 12. Могут возразить, в-десятых: низшие способности, плоть скорее следует подавлять, чем возбуждать и подкреплять. Отпет: а) нужно господство над низшими способностями, но не тирания над ними; б) к такому, естественно обретаемому господству как бы за руку приводит эстетика; в) эстетики не должны возбуждать и подкреплять низшие способности в качестве порочных, а должны ими руководить, чтобы они не повреждались еще более от своего пагубного применения или чтобы под предлогом избегать злоупотребления ими, предлогом, прикрывающим лень, не упразднялось бы вовсе пользование свыше данным талантом.

§ 13. Наша эстетика, как и ее старшая сестра логика, разделяется, во-первых, на теоретическую, учащую, общую, дающую указания: 1) о вещах и о предметах мысли, эвристика, 2) о ясном порядке, методология, 3) о знаках прекрасно мыслимых и прекрасно располагаемых предметов, семиотика, во-вторых, на практическую, прикладную, специальную. В обеих:

Если кто выбрал предмет по себе, ни порядок, ни ясность не оставят его: выражение будет свободно.

Вещь пусть первою будет, вторым пусть будет порядок,

Знаки своим чередом третье место займут.

Гораций

§ 14. Цель эстетики – совершенство чувственного познания как такового и это есть красота. Притом следует остерегаться его несовершенства как такового, которое есть безобразность.

§ 15. Эстетик как таковой не имеет заботы о совершенствах чувственного познания, настолько глубоко скрытых, что они либо остаются для

нас совершенно темными, либо могут быть усмотрены не иначе, как при помощи интеллекта.

§ 16. Эстетик как таковой не имеет заботы о несовершенствах чувственного познания, настолько глубоко скрытых, что они либо остаются для нас совершенно темными, либо могут быть обнаружены не иначе, как путем суждения интеллекта.

§ 17. Чувственное познание, в своем основном значении, есть комплекс представлений, находящихся ниже порога различия. Если бы мы пожелали теперь обозреть одновременно, постигая умом либо только его красоту и изящество, либо только его безобразность, как иногда это делает наблюдатель с развитым вкусом, то необходимое для науки различие пропало бы, словно подавленное множеством прелестей и пятен на различных ступенях их общности – родовых, видовых или единичных. Поэтому сначала рассмотрим красоту в той мере, в какой она является общей почти всякому чувственно прекрасному познанию, универсальную и всеобщую, вместе с ее противоположностью.

§ 18. Красота чувственного познания в универсальном значении есть 1) взаимное согласие мыслей, соотнесенное с чем-то одним и являющееся феноменом, причем в данном случае мы отвлекаемся от порядка этих мыслей и от знаков. Красоту вещей и мыслей следует отличать как от красоты познания, первой и главной частью которой она является, так и от красоты предметов и материи, с каковыми зачастую она неправильно смешивается по причине укоренившегося значения термина. Безобразные предметы как таковые могут мыслиться прекрасно, а прекрасные – безобразно.

  • Баумгартен А. Г. Эстетика // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т. 2. М.: Искусство, 1964. С. 452–455.

немецкий философ (Берлин, 1714 - Франкфурт-на-Одере, 1762). Принадлежит к философской школе Лейбница и Вольфа. Известен тем, что первым отделил под именем эстетики науку о красоте от прочих разделов философии («Aecthetica acromatica», 1750-1758).

Отличное определение

Неполное определение

БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб

1714-62) - нем. философ, последователь учений Г. В. Лейбница и X. Вольфа, основоположник эстетики нем. классической философии. В 1735 г. Б. впервые ввел термин «эстетика» (от древнегреч. aisthetikos-чувственно воспринимаемый), к-рым он обозначил философскую науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах иск-ва. Эстетика, согласно Б., имеет практическое значение для иск-ва мышления и для собственно иск-ва. Она применяется в филологии, герменевтике (науке об истолковании текстов), риторике, поэтике, в теории музыки и т. д. Эстетика подразделяется Б. на учение «о вещах и о предметах мысли» (эвристика), методологию (учение об организации худож. произв.) и семиотику - учение об эстетических знаках (Эстетика и семиотика), в т. ч- используемых в иск-ве. Красота, по Б., есть «совершенство чувственного познания». При этом под чувственностью он понимал не только ощущения, но и эмоции, память, интуицию, остроумие, воображение. Б. рассматривал также понятие «величина», положив начало исследованию возвышенного в нем. эстетике и соотношения эстетического и этического. Эстетика, по Б., призвана выявить законы «эстетического искусства», т. е. общие закономерности худож. творчества, проявляющиеся в конкретных иск-вах. Произв. иск-ва, помимо худож. отделки, должно, по его мнению, обладать богатством содержания, величием, истинностью, ясностью, достоверностью и живостью познания. Красота произв. иск-ва, его эстетическое совершенство заключается в согласовании содержания, порядка и выражения. Б. не успел разработать все намеченные им элементы предмета эстетики. Заслугой его можно считать стремление постигнуть специфику иск-ва (различение логической и эстетической истины, подчеркивание чувственного характера худож. образов, утверждение важности индивидуального для худож. познания и роли воображения в поэтическом вымысле). Значение теоретических разработок Б. состоит не только в том, что он был «крестным отцом» эстетики, дав ей наименование, но и в том, что выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину, наметив ряд ее важнейших проблем. Такое самоопределение эстетики было обусловлено развитием эстетической мысли и худож. практики XVIII в., когда возникла потребность теоретического осмысления новых проблем эстетического отношения, в особенности проблемы эстетического вкуса. Эстетические воззрения Б. изложены в его диссертации «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» (1735), в «Метафизике» (раздел «Психология», 1739), в незаконченном трактате «Эстетика» (т. I, 1750; т. II, 1758), в записях лекций по эстетике, опубликованных в 1907 г.

Русский генерал, герой Крымской войны.


Родился в 1815 г., происходил от древней фамилии ливонских рыцарей. Отец его Карл Иванович (1768?1831), известный деятель на поприще гражданского управления, ещё в турецкой войне 1809 г. состоял на военной службе, командуя полком, но вскоре перешёл на гражданскую и был назначен градоначальником города Тарнополя; в 1816 г. переведён губернатором в Кострому; в 1831 г., в чине тайного советника, причислен к министерству внутренних дел и был избран членом комитета, учрежденного для борьбы с холерою, одною из жертв которой пал сам. За заслуги отца, Александр Карлович воспитывался в Пажеском корпусе, откуда в 1833 г. был выпущен в Лейб-гвардии Измайловский полк; в 1836 г. поступил в Военную академию и в числе отличнейших был, по окончании курса, в 1838 г. зачислен в Генеральный штаб, на Кавказ.Здесь, состоя при начальнике войск левого фланга Кавказской линии генерале Галафееве, участвовал во многих делах экспедиции и получил за отличие орден св. Анны 4-й степени с надписью «за храбрость».В 1840 г. возвращён в Санкт-Петербург и назначен дивизионным квартирмейстером 3-й гвардейской пехотной дивизии; в 1844 г. был уже в чине капитана и в 1847 г. определен старшим адъютантом штаба главнокомандующего гвардейским и гренадерским корпусами. Венгерская кампания снова увлекла Баумгартена в действующую армию, в которую он перечислился в чине полковника в Черниговский пехотный полк.В октябре 1849 г. он был назначен командиром Тобольского пехотного полка и отличился с ним в сражениях при д. Перед, на правом берегу р. Ваг, под Коморном и близ Темешвара. В Восточную войну 1853-1856 гг. Баумгартен оперировал со своим полком в пределах Малой Валахии и прославился геройским отражением 18 тысяч турок при Четати, за что был произведён в генерал-майоры и получил 20 апреля 1854 г. орден св. Георгия 3-й степени № 480Вскоре он был назначен командиром 1-й бригады 10-й пехотной дивизии, вошедшей в состав Севастопольского гарнизона.По окончании войны Баумгартен был зачислен по военно-учебному ведомству, a 21 ноября 1858 г. назначен начальником Николаевской академии генерального штаба и немало поработал, за трехлетнее пребывание в этой должности, над коренным преобразованием академии.В 1861 г. он был произведён в генерал-лейтенанты и зачислен членом в военный совет, где состоял председателем главного госпитального и членом главного военно-учебного комитетов.17 апреля 1874 г. Баумгартен был определён генерал-адъютантом и, год спустя, получил чин генерала от инфантерии. Последнее время он нес обязанности председателя общества «Красного Креста».Умер 4 мая 1883 г. от апоплексического удара.