Турниры Большого шлема (англ. Grand Slam tournaments) в современном теннисе - четыре самых крупных ежегодных турнира (в порядке проведения в течение сезона):

  • Открытый чемпионат Австралии,
  • Открытый чемпионат Франции,
  • Уимблдонский турнир,
  • Открытый чемпионат США.

История

Термин «Большой шлем» позаимствован из карточной игры бридж. Выиграть Большой шлем, то есть победить во всех четырёх турнирах в течение одного сезона, является высшей целью для теннисистов.
p. История возникновения термина восходит к 1933 году, когда австралиец Джек Кроуфорд был близок к цели выиграть все четыре турнира. Он уже победил в трёх турнирах в течение года и вышел в финал Открытого чемпионата США в Нью-Йорке. Джон Киран (англ. John Kieran), который работал спортивным комментатором в газете Нью-Йорк Таймс и был способным карточным игроком, привёл в своей колонке аналогию с Большим шлемом в бридже: «Если Кроуфорд выиграет сегодня у Перри, это будет всё равно, что выиграть Большой шлем на корте». Кроуфорд в итоге проиграл, но брошенная фраза закрепилась и стала использоваться в качестве победы.
p. По другой версии, выражение возникло в 1938 году, когда Дональд Бадж выиграл в течение года эти четыре турнира, и известный американский писатель Эллисон Данциг (англ. Allison Danzig) высказался, что «как успешный игрок в бридж, Бадж составил Большой Шлем из побед в четырёх крупнейших теннисных турнирах в течение календарного года».

Обладатели Большого Шлема

Обладатели Большого шлема в одиночных разрядах
p. Очень мало кому удалось добиться цели - выиграть Большой шлем в течение сезона. В одиночном разряде среди мужчин этого достигли Дональд Бадж (1938) и Род Лейвер (1962 и 1969). Среди женщин - Морин Конноли (1953), Маргарет Смит Корт (1970) и Штеффи Граф (1988). Кроме того, Штеффи Граф победила в том же году на олимпийском турнире в Сеуле, выиграв, таким образом, «Золотой Большой шлем».
p. Единственный Большой шлем в юниорских соревнованиях завоевал Стефан Эдберг в 1983 году.

Обладатели Большого шлема в парных разрядах
Мужской парный разряд:
Фрэнк Седжман и Кен Макгрегор (1951).
Женский парный разряд:
Мария Буэно (1960): Australian Championships - с Кристин Трумен Джейнс, French Championships, Wimbledon и US Championships - с Дарлен Хард.
Мартина Навратилова и Пэм Шрайвер (1984).
Мартина Хингис (1998): Australian Open - с Миряной Лючич, French Open, Wimbledon и US Open - с Яной Новотной.
Смешанный парный разряд:
Маргарет Смит Корт и Кен Флетчер (1963).
Маргарет Смит Корт (1965): Australian Championships - с Джоном Ньюкомбом, French Championships и Wimbledon - с Кеном Флетчером, US Championships - с Фредом Столле.
Примечание: финал Australian Championships-1965 не был разыгран и титул был разделён с австралийцами Робин Эбберн и Оуэном Дэвидсоном.
Оуэн Дэвидсон (1967): Australian Championships - с Лесли Тёрнер Боури, French Championships, Wimbledon и US Championships - с Билли-Джин Кинг.
p. Со временем задача значительно усложнилась, когда разные турниры Большого шлема стали проводиться на разных покрытиях: грунт - во Франции, трава - на Уимблдоне (и (до последнего переезда турнира) в Австралии), хард - в США и Австралии.
p. Наибольшее количество турниров Большого шлема в одиночном разряде выиграл швейцарец Роджер Федерер. Он одерживал победы 16 раз: 6 раз выигрывал Уимблдон, 5 раз Открытый чемпионат США, 4 раза Открытый чемпионат Австралии и один раз Открытый чемпионат Франции. Выиграв Уимблдон 5 июля 2009 года у Энди Роддика, Федерер стал абсолютным рекордсменом в мужском одиночном разряде по количеству выигранных турниров Большого шлема.
p. 14 побед у американца Пита Сампраса: 7 на Уимблдоне, 5 на Открытом чемпионате США и 2 на Открытом чемпионате Австралии,
Среди женщин наибольшее количество побед у австралийки Маргарет Корт - 24: 11 в Австралии, 5 во Франции, 5 в США и 3 на Уимблдоне. На втором месте находится Штеффи Граф с 22 победами: 4 в Австралии, 6 во Франции, 7 на Уимблдоне и 5 в США.

Победы россиян на турнирах Большого шлема

Первым советским/российским теннисистом, выигравшим турнир Большого шлема в одиночном разряде, стал в 1996 году Евгений Кафельников, первенствовавший на кортах Ролан Гаррос. Всего на счету россиян 10 побед на турнирах Большого шлема в одиночном разряде (по 3 раза россияне побеждали в Австралии, Франции и США и 1 раз на Уимблдоне):
Мария Шарапова - 3 (Уимблдон-2004, US Open-2006, Australian Open-2008);
Евгений Кафельников - 2 (Roland Garros-1996 и Australian Open-1999);
Марат Сафин - 2 (US Open-2000 и Australian Open-2005);
Светлана Кузнецова - 2 (US Open-2004 и Roland Garros-2009);
Анастасия Мыскина - 1 (Roland Garros-2004).
p. Больше всего турниров Большого шлема среди россиян выиграл Евгений Кафельников: кроме двух побед в одиночном разряде на его счету также 4 победы в парном разряде. Чаще всех в финалах играла Светлана Кузнецова - 10 раз (4 раза в одиночном разряде и 6 раз в парном).
p. В парном и смешанном парном разряде на турнирах Большого шлема побеждали также россияне Андрей Ольховский, Евгения Манюкова, Елена Бовина, Вера Звонарёва, Анна Курникова, Елена Лиховцева, Динара Сафина.

Турниры Большого шлема – это 4 крупнейших турнира, проводимых каждый год: Открытый чемпионат Австралии, Франции, Уимблдонский турнир и чемпионат США. Термин возник в 1933 году, когда Джек Кроуфорд, теннисист из Австралии, имел крупные шансы стать победителем во всех 4 турнирах, и комментатор Джон Киран сравнил возможную победу спортсмена с Большим шлемом в бридже. К сожалению, Кроуфорд проиграл, но емкая фраза закрепилась.


ROLAND GARROS

Roland Garros – открытый чемпионат Франции по теннису, один из 4 турниров Большого шлема. Проводится в последнюю неделю мая – первую июня в столице страны. В рамках турнира организуют одиночные женские и мужские первенства, парные женские и мужские, парные смешанные, турнир ветеранов и юношей.

Впервые он был проведен в качестве однодневного национального чемпионата в 1891 году. Участниками были только французские теннисисты и члены теннисных клубов страны. Однако теннисисты с мировой славой не имели права участвовать в турнире, поэтому в первое время он не пользовался популярностью. Когда в 1925 году турнир приобрел международный статус, ситуация в корне изменилась.
Расцвет тенниса во Франции пришелся после окончания Первой мировой. В 7 чемпионатах, прошедших с 1920 по 1926 год, побеждала Сюзанн Ленглен, которая стала известной во французском теннисе еще до войны, в 15-летнем возрасте.
В 1968 году наступила Открытая эра, и профессиональные теннисисты получили возможность участвовать в соревнованиях наравне с любителями. Первым победителем чемпионата Открытой эры стал Кен Роузелл, который получил денежный приз в 15 тысяч франков. Женское первенство досталось Нэнси Ричи.
Постройка арены для тенниса началась в 1927 году, после победы Рене Лакоста, Анри Коше, Жана Боротра и ЭААКА Брюньона. Участники из Франции выиграли кубок у сборной США, находясь в этой стране, поэтому ответная встреча должна была быть организована во Франции. Проблема заключалась в отсутствии теннисных стадионов достаточных размеров, поэтому было решено построить новую арену на 3 га земли.
Сейчас стадионы «Ролан Гаррос» входят в число самых престижных и крупных теннисных арен во всем мире. К сожалению, их история омрачена Второй мировой: стадионы использовались в качестве временного лагеря, куда нацисты собирали евреев перед тем, как отправить их на восток. Многие пленные здесь погибли.

«Ролан Гаррос » перетерпел множество расширений и изменений, поскольку теннис рос и у него появлялись новые потребности.
Центральный корт был возведен в 1928 году. Он может вместить 15 000 зрителей. Во время проведения турниров зрители имеют возможность смотреть матч бесплатно, поскольку перед мэрией Парижа, на площади, стоит огромный экран. Часто теннисисты приезжают в город, чтобы учить подрастающее поколение или выступать на крышах крупных торговых центров.

WIMBLEDON

Wimbledon – Уимблдонский турнир – самый престижный теннисный турнир. Проводится в течение 2 недель в июне-июле, в пригороде Уимблдон (Лондон). Интересно то, что для его проведения используются травяные корты. В турнире существует 5 разрядов – 2 одиночных (женский и мужской), 2 парных (женский и мужской) плюс парный смешанный. Юниорский турнир делится на 4 разряда: 2 одиночных (женский и мужской), 2 парных (женский и мужской). Также проводятся особые турниры в зависимости от возраста участников: 2 парных мужских (старше 35 и старше 45), 1 парный женский (старше 35).
Впервые турнир был проведен поблизости Уорпл Роуд в 1877 году. Разряд был исключительно мужской одиночный. В 1884 году провели матчи в мужском парном и женском одиночном разрядах. В 1913 году – в смешанном и женском парном. Несмотря на то, что англичане с 1936 года ни разу не выиграли турнира, они чувствуют гордость за свой чемпионат. Среди теннисисток последней победительницей была Вирджиния Уэйд в 1977 году.

Финальные игры проводятся на Центральном корту. Поскольку климат в Великобритании крайне переменчив, в 2009 году над ним построили раздвигающуюся крышу. Высота травы составляет ровно 8 мм. За 2 недели до игр на корт приходят владельцы ястребов, чтобы хищные птицы уничтожили голубей. Шампанское и клубника со сливками – традиционное угощение во время турнира. Другие корты – это корт №1, перестроенный в 1997 году, и корт №2, имеющий дурную репутацию (считается, что он дарит игрокам поражения).

Традиционные цвета турнира – пурпурный и зеленый, теннисисты надевают одежду белого цвета. Победивший теннисист получает кубок из позолоченного золота, теннисистка – серебряный поднос (Блюдо Роузуотер). Также победителей награждают денежным призом. В 2007 году призовые размеры для женщин и мужчин были уравнены, и победители получили по 700 000 фунтов стерлингов.

US OPEN

Us Open – открытый чемпионат США по теннису, который проводится в августе-сентябре. В рамках турнира организуются такие первенства, как одиночные и парные (мужские и женские), парные смешанные, турнир ветеранов и юношеский турнир. Организатором выступает Ассоциация тенниса США. Матчи турнира проводятся в нью-йоркском Национальном теннисном центре им. Билли Джин Кинг.

Впервые турнир провели летом 1881 года в Ньюпорт Казино, исключительно в мужском одиночном разряде. Победил Ричард Сирс. В 1900 году был организован «Национальный чемпионат США среди мужских пар». За 11 лет до этого, в 1889 году, был проведен «Национальный чемпионат США среди женских пар» и вскоре после этого – среди смешанных пар.

В 1968 году, с началом Открытой Эры, 5 первенств объединили в единый «Открытый чемпионат США».
Главным кортом турнира является Артур Эш Стэдиум в честь Артура Эша, всемирно известного теннисиста. Арена может вместить 23 тысячи зрительных мест.

AUSTRALIAN OPEN

Australian Open – открытый чемпионат Австралии по теннису. Проводится в январе, австралийском городе Мельбрун. В рамках турнира проводят одиночные, парные первенства (женские и мужские), парные смешанные, турниры ветеранов и юниоров. Впервые турнир провели в 1905 году в Мельбруне – «Чемпионат Австралазии» – в котором приняли участие 17 теннисистов, наблюдаемых 5 000 зрителями. В 1969 году турнир открыли для профессионалов.
Теннисный комплекс состоит из 6 кортов – 3 показательных и 3 центральных. Главным кортом является Род Лейвер Арена, названный в 2000 году в честь Рода Лейвера, знаменитого теннисиста из Австралии. Вместимость корта – 15 тысяч зрителей, посещаемость – 1,5 млн зрителей ежегодно. Матч можно проводить и при сильной жаре, и во время ливня, поскольку он оборудован раздвигающейся крышей.

Сначала погода была хорошая. Однако потом резко похолодало.

Иван Великопольский, студент духовной ака­демии, сын дьячка, возвращался домой. Он шел

заливным лугом по тропинке. Молодой человек порядком замерз. Вокруг было пустынно и мрач­но. По случаю Страстной пятницы (пятница по­следней недели перед Пасхой) дома ничего не ва­рили, и мучительно хотелось есть.

Молодой человек «думал о том, что точно та­кой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дыря­вые соломенные крыши, невежество, тоска, та­кая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Студент подошел к огороду, где старуха по имени Василиса вместе со своей дочерью Лу­керьей жгла костер. Иван сказал, что очень хо­лодно. Василиса едва узнала его. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, ког­да Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в тем­ницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Гово­рю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не зна­ешь меня». Он продолжал рассказывать стару­хам о том, что было написано в Евангелии.

Василиса заплакала. Лукерья молчала. Юноша пожелал вдовам спокойной ночи и по­шел дальше. Было уже темно, он еще сильнее замерз. Казалось, что вернулась зима, а ведь послезавтра Пасха. Погода была явно не весен­няя.

«…Студент думал о Василисе: если она запла­кала, то, значит, все, происходившее в ту страш­ную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отноше­ние…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходи­ло девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Такие мысли вызвали радость в его душе. И дальше, продолжая свой путь, студент «думал о том, что правда и красота, направлявшие чело­веческую жизнь там, в саду и во дворе первосвя­щенника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в че­ловеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание сча­стья, неведомого, таинственного счастья овладе­вали им мало-помалу, и жизнь казалась ему вос­хитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Главный герой рассказа Чехова «Студент» Иван Великопольский очень молод, он полон жизни, ожидания счастья. Жизнь для него пре­красна, будущее героя видится в веселых, ярких красках.

Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша по­стигает связь веков и поколений. Он понимает, что все происходящее когда-то имеет смысл и для современных людей. Иван в тот день осоз­нал, что правда и красота - главное в жизни че­ловека.

В то же время в большинстве исследований содержится некая общая характеристика произведения. Своеобразие нашего подхода к анализу рассказа – в пристальном внимании к словесной ткани художественного текста, а также в «пошаговом» его разборе – комментированном чтении.

Как известно, рассказ был написан в 1894 году. Из воспоминаний родных и близких писателя известно, что «Студент» был его любимым произведением. В нём нашли отражение некоторые детские впечатления автора, воспитанного в семье, строго соблюдавшей церковные традиции. В то же время рассказ отличают черты, свойственные поздним произведениям Чехова: глубокое духовное содержание, философичность и одновременно ярко выраженный лиризм.

«Студент» выделяется своей лаконичностью даже среди небольших по объёму чеховских рассказов. С одной стороны, это делает данное произведение удобным для изучения в средней школе. С другой стороны, понять рассказ сложно в силу необыкновенной лексико-семантической «насыщенности», «плотности» повествования, содержащего «сгустки» духовных смыслов. Отметим в этой связи, что при предварительном самостоятельном чтении учащиеся, как правило, не могут проникнуть в глубинный смысл этого произведения. В лучшем случае они воспринимают его как колоритную зарисовку «с натуры» – в традициях «натуральной школы»; духовное содержание «Студента» остаётся для них закрытым.

Предваряя комментированное чтение рассказа на уроке, полезно проанализировать вместе с учащимися значение отдельных слов и выражений.

Пояснений требуют, к примеру, некоторые слова, связанные с охотой, – скажем, название одной из перелётных птиц – вальдшнеп. На него охотятся, как правило, весной, на тяге – на утренней и на вечерней заре вальдшнеп-самец начинает тянуть: он поднимается на крыло и облетает небольшую территорию в поисках самки. В этот момент охотники как раз и стреляют по птице (ср. у Чехова: «Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело»).

Большую пользу школьникам в плане усвоения лексического богатства русского литературного языка приносит анализ церковнославянской лексики; мы находим её главным образом в пересказе Иваном Великопольским евангельской истории о троекратном отречении Петра. Иван пересказывает отрывок из Евангелия от Луки, включая в свою речь отдельные слова на славянском (вечеря , темница , петел ). Впрочем, и некоторые другие лексические единицы, содержащиеся в чеховском рассказе, имеют церковнославянское происхождение (рыдания , изобильный и др.).

Отметим, что некоторые славянские слова комментируются в самом чеховском тексте: в рассказе студента слово петел объясняется через синоним: «Не пропоет сегодня петел, то есть петух…» Другой пример: Петр «пошёл со двора и горько-горько заплакал . В Евангелии сказано: “И исшед вон, плакася горько”».

В рассказе «Студент» важно также проанализировать элементы художественной речи: метафоры (ледяные иглы; цепь событий; запахло зимой; разгорелось… лицо; всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле ), метафорические эпитеты (пронизывающий ветер, лютая бедность, сладкое ожидание счастья ), олицетворения (природе жутко), сравнения (…что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку…) . Кроме того что учащиеся проясняют для себя прямое и переносное значения слов и выражений, они знакомятся с художественными приёмами Чехова, в частности со средствами иносказания.

Как известно, особую роль в творчестве Чехова играет символика. Слова и выражения, имеющие символический смысл, анализируются особо.

Исследователи неоднократно писали о символике света, огня в произведениях Чехова. Такие слова и словосочетания в рассказе «Студент», как свет , огонь , костёр , багровая заря и некоторые другие, толкуются не только на уровне лексического значения. Их символический смысл раскрывается в тесной связи с анализом содержательной стороны всего произведения.

Символическое значение приобретает в чеховском тексте церковнославянское по своему происхождению слово пустыня , а также производные от него: пустынный, пустынно , неоднократно встречающиеся в анализируемом рассказе («кругом было пустынно », «…такая же пустыня кругом…», «пустынная деревня»).

Как известно, слово пустыня имеет в русском языке несколько значений. Первое, наиболее употребительное в современном языке, – засушливая, безводная местность со скудной растительностью или даже отсутствием таковой (например, песчаная пустыня ; ср. у Пушкина в «Анчаре»: «В пустыне чахлой и скупой…»).

Второе (а точнее, первое – по своему происхождению) значение, менее употребительное в современном языке, – это безлюдная местность. Именно в этом значении употребляется слово пустыня в чеховском рассказе, как и во многих других произведениях русской классической литературы. Это значение слова пустыня восходит к текстам Священного Писания, к святоотеческим и агиографическим текстам на церковнославянском языке. Кстати, отсюда образ монаха-пустынника в русской поэзии (ср. у Пушкина: «Отцы-пустынники …»).

Кроме того, слово пустыня метафорически отражает и состояние души человека. О духовной пустыне пишет в своём «Пророке» Пушкин («Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился…»).

Впрочем, образ пустыни в пушкинском стихотворении, как и в чеховском рассказе, нельзя назвать безотрадным. Это не только юдоль скорби, но и место таинственной встречи человека с Богом: у Пушкина – поэта-пророка, у Чехова – студента-богослова.

На уроке необходимо также предложить самим учащимся дать толкование имён исторических лиц, имеющих принципиально важное значение для понимания чеховского рассказа. Их не так много. Это «ключевые» фигуры истории России: Рюрик, Иоанн Грозный, Петр (имеется в виду Петр I). Кроме того, это лица и события Священной Истории Нового Завета: Иисус Христос, апостол Пётр, Понтий Пилат , Тайная Вечеря – в их соотнесённости с реалиями церковной жизни России – такими, как Страстная Пятница, Двенадцать Евангелий, Пасха.

Как правило, большинству учащихся эти лица и реалии известны. Но не все. Их значение можно предварительно объяснить, хотя глубинный смысл упоминания всех этих лиц и событий в чеховском рассказе проясняется лишь в результате целостного анализа произведения.

Проанализировав значение слов, выражений, исторических лиц и событий, переходим к последовательному анализу рассказа. Произведение целесообразно разбить на смысловые части и прокомментировать каждый фрагмент.

Первый абзац текста описывает весеннюю природу, детали охоты на тяге , перемену погоды. Внимание учащихся может быть обращено на те художественные средства, которые использует здесь писатель (метафоры, олицетворения, эпитеты – см. выше).

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Второй абзац знакомит нас с главным героем рассказа и с его мыслями о российской истории.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю Страстной Пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

Важно прокомментировать социальное происхождение героя. Он из духовного сословия (духовенства ), причём из беднейшей его части: сын дьячка – церковнослужителя , не имеющего священного сана . Если даже священники (иереи ) и диаконы были в России того времени, как правило, небогатыми людьми, то дьячки (причётчики , псаломщики ) жили крайне бедно, нередко на грани нищеты. Именно такая картина жизни родителей главного героя рисуется в цитируемом отрывке. Метафорический эпитет «лютая бедность» отражает в размышлениях Ивана не только характерное явление исторической жизни России, но и суровую реальность его собственной юности.

Духовная академия , куда Иван, по всей вероятности, поступил после успешного окончания духовной семинарии , давала по тем временам прекрасное образование. Многие выпускники духовных академий становились священниками, некоторые, принимая монашеский постриг , – церковными иерархами : епископами, архиепископами, митрополитами . Но далеко не всегда. Иногда выпускник духовной семинарии или даже академии оставался мирянином и выбирал иное поприще – например, профессию преподавателя духовного училища, семинарии, той же академии без священнического сана ; мог предпочесть и сугубо светскую стезю. Дело в том, что реалии повседневной жизни духовных учебных заведений России того времени, быта духовенства были нередко далеки от идеала, иногда даже вызывали отторжение со стороны молодёжи. Ведь не случайно из семинарий выходили не только подвижники благочестия и мученики за веру, но и «пламенные» революционеры.

Вернёмся к процитированному отрывку. И неблагоприятная перемена погоды, и мучительный голод наводят Ивана на грустные размышления о российской истории. Здесь важно подчеркнуть, что упоминаемые в размышлениях героя три исторических лица: Рюрик , Иоанн Грозный и Петр – фигуры символические. С именем легендарного варяжского (скандинавского) князя Рюрика историки связывают возникновение Киевской Руси – восточнославянского государства, с которого, собственно, и началась история России. Иоанн Грозный тоже символическое лицо, олицетворяющее одновременно и величие, и страдания народа в эпоху Московского царства Третьего Рима . Наконец, Пётр I – символ новой России со столицей в Санкт-Петербурге, Российской империи . Таким образом, три упоминаемых лица олицетворяют собой всю тысячелетнюю историю России.

Здесь уместно сравнить своеобразие художественного историзма Чехова и Толстого, например. Чтобы выразить свои представления об истории России, Толстому понадобилось создать четырёхтомный роман-эпопею – «Войну и мир», упомянуть в нём свыше ста исторических деятелей. Для Чехова оказалось достаточным написать несколько строк и упомянуть лишь трёх исторических лиц. Лаконичность – яркая самобытная черта творчества Чехова, во взгляде на историю это тоже проявляется.

Так вот, в истории России чеховскому герою видятся лишь беспросветная нищета и безмерные страдания простого народа. «Лютая бедность, голод … невежество, тоска… мрак, чувство гнёта» осмысляются им не как случайные явления, имеющие отношение лишь к его собственной семье, а как сущностная, закономерная и непреодолимая черта исторического бытия его родины.

Впрочем, ничего принципиального нового во взгляде на историю русского народа чеховский герой не открыл. Боль о страданиях простых людей переживали многие современники Чехова. Сам Чехов создавал рассказ «Студент» через несколько лет после того, как вернулся из поездки на Сахалин, где видел страшные картины жизни каторжного населения.

Но, кроме этого, важно понимать и другое: в представлении православного человека бедность, нищета – лучший путь к святости, нежели богатство. Не случайно Ф. И. Тютчев в своём известном стихотворении о России «Эти бедные селенья…» увидел в нищете, долготерпении и смирении русского народа особое благословение Царя Небесного. То, что нищета – черта святости, не мог не знать студент духовной академии. Здесь существенно иное: как к этому относиться? Сострадать народу, уповая на милость Божию, готовить себя к служению людям многотрудным священническим подвигом или же предаваться унынию? Совершенно очевидно, что в начале рассказа настрой у героя пессимистический. Почему? В этом стоит разобраться.

Иван отправился на весеннюю тягу не в обычный день, а в Великую Пятницу. Здесь-то, перед тем как переходить к анализу очередного эпизода рассказа, важно объяснить учащимся, что означают для православного человека следующие литургические реалии и церковные службы: Великий Четверг (Страстной Четверг, Великий Четверток по-славянски) и воспоминание о Тайной Вечере ; чтение Двенадцати Евангелий на вечернем богослужении (на утрене ) под Великую Пятницу (Страстную Пятницу, Великий Пяток ); утром в Великую Пятницучтение Царских Часов ; во второй половине дня – вечерня с чином Изнесения (выноса) Святой Плащаницы ; вечером в пятницу – утреня Великой Субботы (Преблагословенной Субботы) с чином Погребения Плащаницы. По-видимому, по завершении этих служб студент Иван решил немного развлечься и поохотиться на вальдшнепов.

Для глубоко верующего человека, искренне любящего Христа и сострадающего Его крестным мукам, любое развлечение, например охота, в Великую Пятницу – вещь невозможная. Тем более для студента духовной академии – вероятно, будущего священнослужителя. Именно в этом легкомысленном занятии и состоит, по всей видимости, главная причина мрачного настроения Ивана. А дисгармония в природе, ненастье и грустные размышления о многовековых страданиях русского народа лишь усиливают уныние героя.

Центральный эпизод рассказа – встреча студента с двумя вдовами, Василисой и ее дочерью Лукерьей. Чехов отмечает простонародность, бедность, обездоленность женщин. В нескольких словах писатель рассказывает об их трудной жизни.

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костёр горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; её дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котёл и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

– Вот вам и зима пришла назад, – сказал студент, подходя к костру. – Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

– Не узнала, Бог с тобой, сказала она. – Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с её лица всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же её Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у неё было странное, как у глухонемой.

Приведенный отрывок не требует специального толкования. Вместе с тем стоит обратить внимание на символическое значение образа двух вдов. Эти женщины представляют в чеховском рассказе тот самый бедный и обездоленный русский народ, о вековечных страданиях которого только что размышлял студент. Одновременно Василиса и Лукерья напоминают читателю о евангельских вдовах, о женах-мироносицах, о Марфе и Марии – сёстрах праведного Лазаря, – словом, о тех преданных Христу женщинах, которые находились рядом со Спасителем, сострадая Его мучениям на кресте, и затем удостоились лицезрения Его воскресшим .

Не случайно именно в разговоре с Василисой и Лукерьей Иван находит утешение, пересказывая им евангельскую историю троекратного отречения Петра. В словах Ивана мы находим точные цитаты из Евангелия. Они вкраплены в свободное изложение событий Священной Истории. В своём пересказе герой сочетает обороты разговорной речи и церковнославянского текста. Здесь, несомненно, отразились и детские впечатления самого Чехова: чтение вслух текстов Священного Писания, а также восприятие церковной лексики, фразеологии в живой обиходной речи отца и дяди писателя. Не случайно чеховеды неоднократно ссылаются на известное свидетельство И. А. Бунина – о том, что Чехова отличало «тонкое знание церковных служб и простых верующих душ» .

– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил:

– Небось, была на Двенадцати Евангелиях?

– Была, – ответила Василиса.

– Если помнишь, во время Тайной Вечери Пётр сказал Иисусу: «С Тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Пётр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал Его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Пётр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдёт что-то ужасное, шёл вслед. Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как Его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю Его». Немного погодя опять кто-то узнал в нём одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрёкся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с Ним в саду?» Он третий раз отрёкся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Пётр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые Он сказал ему на вечере… Вспомнил, очнулся, пошёл со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

Если рассказ студента и можно назвать проповедью , как это утверждают некоторые исследователи Чехова , то он, конечно же, не вполне соответствует жанру церковной проповеди, произносимой священником в храме; это всё же непринуждённая беседа знакомых людей, в которой, действительно, можно увидеть и некоторые элементы проповеди.

Обратим внимание на явные параллели между евангельскими реалиями в рассказе студента и деталями обстановки, окружающей рассказчика и его собеседниц: и там и там холод, костёр, работники. Эти параллели, как мы увидим в дальнейшем, не случайны.

Пересказ героем Евангелия от Луки, сочетающийся с живой беседой с двумя женщинами, образует особый повествовательный сюжет в чеховском произведении, требующий специального объяснения.

Толкование евангельских текстов имеет давнюю святоотеческую традицию. В наши задачи не входит подробный анализ отрывка, на основе которого студент рассказывает историю троекратного отречения Петра. Важно заострить внимание учащихся лишь на нескольких фактах Священной Истории. Симон, сын Ионы и родной брат апостола Андрея, был самым ревностным учеником Спасителя, за что и получил от Него имя Петра (« Πετρος » означает по-гречески ‘камень’). Как известно, в момент предательства Иуды, когда Спаситель был схвачен, Петр явил мужество: он обнажил меч и отсек ухо у Малха – раба первосвященника [Ин. 18: 10]. Мы знаем также, что в этот момент другие ученики Иисуса (кроме апостола Иоанна) разбежались, Петр же следовал за Ним. Но вот, находясь во дворе первосвященника, Петр проявил душевную слабость, трижды отрекшись от своего Учителя. Вспомнив, что Господь предупреждал его об этом, он заплакал и раскаялся в своём малодушии.

На этом рассказ студента обрывается. Между тем, как известно, евангельская история апостола Петра имеет своё продолжение, важное для понимания чеховского рассказа. Своим отречением Петр лишил себя апостольского достоинства, однако же любовь Спасителя к падшему ученику не ослабела. Правда, воскресший Христос в словах Ангела, явившегося женам-мироносицам, пока ещё не назвал Петра Своим учеником: «Скажите ученикам Его и Петру (курсив мой. – А. М.), что Он предваряет вас в Галилее» [Мк. 16: 8]. И тем не менее Господь по Своем воскресении явился и Петру, а во время трапезы на Тивериадском озере (тоже у костра) восстановил Своего ученика в апостольском достоинстве – троекратно вопрошая его о любви к Себе и предсказывая ему мученическую смерть на кресте [Ин. 21: 15–18]. О конце евангельского повествования о Петре, о прощении Спасителем Своего ученика знают, несомненно, и Иван Великопольский, и Василиса с Лукерьей. Помнили этот эпизод Священной Истории и современники Чехова – читатели его рассказа.

Для верующего человека упомянутые евангельские события имеют особый смысл. Если Господь простил своего ученика, проявившего душевную слабость, не перестал его любить, то, вне всякого сомнения, Он простит и всякого человека, покаявшегося в своем согрешении. Не случайно студент духовной академии, тоже ученик Христов, вспомнил именно о Петре, греясь у костра в обществе двух вдов; он даже сравнил себя с Петром: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки…» В этом отношении слова Ивана Великопольского, рассказывающего историю отречения Петра, едва ли можно назвать проповедью. Здесь, скорее, что-то напоминающее исповедь , покаяние

Следующий фрагмент чеховского рассказа описывает реакцию слушательниц на слова студента.

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья (текст от слов «Работники возвращались с реки» до слов «…имеет к ней какое-то отношение»); их результатом стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нём. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошёл дальше. И опять наступили потёмки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё происходившее в ту страшную ночь с Петром имеет к ней какое-то отношение.

Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в чеховском повествовании. Этот момент связан уже не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния персонажа. В самом деле: вокруг него ничего не изменилось. Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Иван пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин.

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам, и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

Иван Великопольский открыл для себя духовную связь времён. Здесь особое значение приобретает символический образ цепи : «Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий , вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи : дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

Рассмотрим последний фрагмент чеховского рассказа, где читателю открывается новое, оптимистическое мироощущение героя.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Целесообразно обратить внимание учащихся на первоначальные, исконные значения знакомых им слов, церковнославянских по своему происхождению: неведомый (от глаг. ведать – знать), то есть неизвестный ранее; таинственный (от сущ. тайна ); восхитительный (от глаг. восхитить , значение приставки вос- – движение вверх), то есть восхищающий душу человека в высшие сферы; чудесный (от сущ. чудо ).

Встреча героя с Богом совершилась: в его сердце вернулись Божественная любовь и истинная вера. Примечательно, что в рассказе «Студент» эти духовные ценности осмысляются особым образом, по-чеховски. Ключевыми понятиями становятся у Чехова правда и красота . Понятно, что речь здесь идёт о правде Христа и о красоте Его жизни и учения, неотделимых от истинной любви: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Чеховский герой вдруг осознал, почувствовал ту истинную любовь, которая живет в сердцах простых людей, несмотря на всю беспросветность их земной жизни – в прошлом и в настоящем.

Завершается рассказ размышлениями героя о счастье и об открывшемся ему истинном смысле жизни . Понятно, что Иван Великопольский предчувствует счастье не как материальное благополучие, но как возможность всеобъемлющей любви, которая, по словам апостола Павла, «никогда не перестает…» . Жизнь кажется ему полной «высокого смысла». Эпитет высокий подчеркивает здесь некое духовное содержание, неотделимое от истинной веры и Божественной любви.

Как уже отмечалось , в чеховском рассказе очень важен мотив света . Образ света, огня (как, впрочем, и образы тьмы , мглы, мрака ) имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не может рассеять вечернюю мглу . Он подчеркивает пустынность и мрачность местности, по которой идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой подходит к костру . Этот костер напоминает студенту другой костёр , о котором говорится в Евангелии. Его огонь озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу.

Вернёмся ещё раз к тексту последнего фрагмента чеховского рассказа и обратим внимание на две оставшиеся без комментария детали: «…когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору …». Неправомерно было бы здесь говорить о каких-то однозначных параллелях и ассоциациях, но одно из толкований этого места в рассказе «Студент» может быть и таким. Переправа через реку, восхождение на гору… Эти детали пейзажа в чеховском рассказе вновь удивительным образом напоминают нам о событиях, происходивших девятнадцать веков назад в Иерусалиме: о переправе Спасителя и Его учеников в ту «страшную ночь» через поток Кедрон [Ин. 18:1] и их восхождении на гору Елеонскую [Лк. 22: 39], где Господь молился до кровавого пота, а потом был схвачен мучителями.

По завершении комментированного чтения чеховского произведения можно вновь поразмыслить о взгляде писателя на историческое бытие русского народа в его соотнесённости с описанными в рассказе событиями Священной Истории и их литургическим воспоминанием, переживанием в Страстную Пятницу.

В самом деле: если видеть в истории России лишь внешнюю сторону, то она, действительно, предстаёт перед читателем в неутешительных картинах, открывающихся в воображении чеховского героя в начале рассказа: « лютая бедность, голод … невежество, тоска… мрак, чувство гнёта». Но есть и другая, духовная история отечества, которая совершается не во внешних событиях, а в духовном делании простых верующих людей. Вот почему ландшафтные детали древнего Иерусалима и образы лиц из евангельского повествования удивительным образом соотнесены Чеховым с символическими образами и Древней Руси, и современной ему России. Получается, что Священная История, запечатленная в Евангелии, и духовная история родной страны – звенья одной цепи . Сопричастность этой истории и ощутил в своём сердце чеховский герой. Не случайны поэтому в рассказе такие иконические пейзажные детали, как пустыня , гора , водный поток , свет вечерней зари, отражающий невечерний свет в душе героя. Эти образы помогают писателю передать духовный облик Руси как Нового Иерусалима, пребывающего в сердцах простых русских людей.

Как будет складываться дальнейшая жизнь Ивана Великопольского? Каково его собственное место в тысячелетней истории России и многовековой истории всего человечества, о чём он только что размышлял? Станет ли этот чеховский герой священником или выберет иную стезю? А дальше? Не следует забывать о том, что зрелые годы студента духовной академии совпадут со временем страшных, небывалых гонений на Церковь, на христиан. Примет ли он, подобно апостолу Петру, крестные муки? Или его вера вновь поколеблется, а любовь оскудеет, и этот русский ученик Христа отречется от своего Учителя?

В рассказе Чехова мы не находим ответа на эти вопросы. Но их неизбежно задаст себе юный читатель, пытающийся осмыслить и историю России, и историю человечества, и историческое бытие отдельной личности в том духовном русле, которое открывает нам великий русский писатель в своём гениальном произведении.

Литературоведческому анализу рассказа А. П. Чехова «Студент» посвящено много исследований. Среди публикаций последнего времени назовём следующие: Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих»: О рассказе А. П. Чехова « Студент » //Вопросы литературы. – 1991. – №8. – С. 125–130; Дунаев М. М. Православие и русская литература. Часть IV . – М.: «Христианская литература», 1998. (разбор «Студента» – С. 598–599); Катаев В. Б. А. П. Чехов //Русская литература XIX – XX веков: В 2 тт. – Т. I . – 9-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008 (разбор «Студента» – С. 498–501); Злочевская А. В. Рассказ А. П. Чехова «Студент» //Русская словесность. – 2001. – №8. – С. 24–29.

Об образе света в рассказе «Студент» см. в названной выше работе В. Б. Катаева. – С. 500–501.

В православной традиции новый церковный день начинается вечером предыдущего календарного дня; поэтому утреня Великой Пятницы с чтением Двенадцати Евангелий обычно совершается накануне, в четверг вечером.

См. об этом в указанной выше работе Р. Л. Джексона.

И. А. Бунин. Собрание соч. в 9 тт. – М.: Изд-во «Худ. лит.», 1967. – Т. 9. – С. 170.

С этой точкой зрения, высказанной, в частности, А. В. Злочевской (см. выше), не согласен В. Б. Катаев (указ. соч. – С. 500).

См. указанную выше работу В. Б. Катаева.

Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «...все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится. Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее — это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее. Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается — освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику. Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П. Чехова — человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

«Студент» — это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя — студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса...

Рецензия на произведение Чехова "Студент"
Произведение начинается с описания пейзажа. Чехов начинает свой рассказ именно с этого, чтобы показать внутренне состояние души главного героя. Вначале, погода «хорошая, тихая», и настроение у студента тоже радостное. Но стемнело, и подул пронизывающий ветер, Иван вспомнил, как тоскливо было, когда он уходил из дома в академию, тема вечности и постоянно плохой жизни во все времена взволновала его мозг. Мрачные раздумья повлекли за собой философские рассуждения, и он вспомнил о Боге. Закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо.
На чаше природных весов оказалась зима и весна, в душе справедливость и предательство. Перевешивал холод, а значит отчаяние и сознание бессмысленного существования.
Природа изображается неприветливой на протяжении многих веков, всё тот же колючий ветер, темень и желание человека погреться у спасительного огня.
Великопольский, бредя домой, пожимался, погружённый в мысли о царях и боге, государстве и ужасах лютой бедности: голоде и нужде, даже желание идти в родной дом у него пропало. Его раздражало невежество, тоска и пустыня мрака кругом.
У студента появилось мрачное настроение безысходности и уверенности в том, что так и будет через тысячу лет, в нем появилось чувство отрешенности от мира и равнодушное восприятие мира. Иван отправился к костру на вдовьих огородах, потому что он замёрз, а огонь так притягательно, жарко горел, освещая всё вокруг, к тому же, там были заняты работой его знакомые соседки. Это были Василиса - мать и Лукерья - дочь. Мать была высокая и пухлая, вся в раздумьях, с её лица не сходила мягкая степенная улыбка, она была более культурной, чем её дочь, т.к. работала нянькой у господских детей. Она стеснялась открывать свои чувства. Лукерья была с невыдающейся внешностью, забитая тираном-мужем, рябая деревенская баба, нужная лишь для труда. У неё было выражение лица, как у глухонемой, - отрешённое. Она тоже прятала свои переживания, скрывая их, как будто сдерживала сильную боль.
Мы перестаём различать Василису и Лукерью т.к. они хоть и разного возраста и воспитания, всё же живут в одинаковых условиях и так же страдают от ударов судьбы, обе набожны и чутко воспринимают рассказы о Боге, например, который рассказывает им их сосед.
Я считаю, что кульминация всего рассказа - слёзы, вызванные человеческим состраданием и пониманием пророческого и святого дара Спасителя. Он пришёл избавить людей от страданий и горя, а его самого подвергли испытаниям и загубили. Вдовы видят, что несчастны, может быть, даже из-за этого. Но слёзы, крупные и изобильные, стыдливые и искренние позволяют очиститься душой и видение ошибки, частично исправляет её. Иван решил рассказать историю о Петре, потому что горящий во мраке костёр напомнил ему этот рассказ. Он и не мог подумать, что затронет чуткие струны наглухо захлопнутых сердец этих женщин. Василиса плачет, я думаю, потому что ей жаль не только Иисуса, но и себя, прожитых дней не всегда лёгких и приятных. Их удел посуда, кухня, огороды и некому они не нужны в этой холодной ночи и мире. Студенту открылась печаль их сердец - грусть одиночества и тоски. Но настроение студента меняется на радостное, умиротворённое потому, что он вспомнил, что ему всего двадцать два года и весь мир перед ним, он полон молодости и здоровья, силы. Вера в то, что Бог есть и как жестоко его и не предали, он прощает и помогает людям, придали ему уверенности в завтрашнем дне и им овладело чувство «невыразимо сладкого ожидания неведомого, таинственного счастья». Жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной. Сознание собственной значимости, восхитили его. Времена менялись, но поведение людей всегда воспринималось, как нечто новое, хотя всё повторялось и повторяется. Природа тоже откликнулась на его запрос небесам узкою, светящейся багряной зарёй. Переосмыслив всё, Великопольский решил, что красота и правда, направляют человеческую жизнь. Я думаю, что это и есть главная мысль рассказа Антона Павловича Чехова. На первый взгляд произведение непонятно, но оно несёт глубокий философский смысл того, что настоящее и прошедшее как два конца цепи сцепляются иногда в событиях, которые затрагивают душу как в старые времена, так и сегодня.

Анализ рассказа Чехова Студент

Рассказ Студент был написан, когда писатель уже отошел от легких юмористических рассказов, но еще не раскрыл в себе таланта драматурга. В этот период творчества Чехов открывает для себя тему взаимоотношений внутреннего мира человека с окружающим. Человеческая натура показана с необычной стороны. Студент, являющийся главным героем этого рассказа от чувства пессимизма приходит к гармонии и пониманию высшего смысла жизни Правда и красота всегда составляли главное человеческой жизни и вообще на земле. Этой идее подчинена композиция рассказа. Центральное место в произведении занимает сцена беседы Великопольского с крестьянами матерью и дочерью у костра. Студент рассказывает вдовам один из наиболее драматичных эпизодов Евангелия историю того, как один из двенадцати апостолов, Петр, трижды отрекся то своего учителя в ночь, когда он был предан в руки иудейским первосвященникам. Рассказ студента приходится на канун Пасхи. В
это время душа человека должна очиститься от зла. Вдруг студент понимает, какая перемена произошла с ним, он ощущает связь себя самого с прошлым, которое представляет непрерывную цепь событий, вытекавших одно из другого. Он дотронулся до одного конца, как дрогнул другой. Дойдя до истины, герой приобретает хорошее настроение, в его душе слились гамма чувств: и чувство
молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья. Глубина его чувств показана посредством контраста. Чехов описывает одинаковые пейзажи, каждый из которых зеркальное отражение другого. Оба окрашены настроением Ивана. Сначала он видит вокруг себя лишь мрак, тоску, ужас, невежество, и ему кажется, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. В конце рассказа снова глядит на свою родную деревню, соломенные крыши, но теперь жизнь кажется ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла. Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире, в конце концов все
стает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын дьячка это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус, как все, кто жил и живет на Земле. Чехов меняет краски с синих, темно зеленых, коричневых на голубые, оранжевые, розовые. Человеческая жизнь полна надеждой на красочное будущее. Вечное связывает эти жизни в одну единственную цепь. И моя, и ваша, и жизнь других только одно из звеньев длинной цепочки, связанных правдой и красотой.

Сюжет
Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращался домой. Вокруг было пустынно и мрачно. Молодой человек «думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Студент подошёл к огороду, где старуха Василиса вместе со своей дочерью Лукерьей жгла костёр. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь меня». Студент продолжал рассказывать евангельскую историю. Василиса заплакала. Юноша простился с ними и пошёл дальше.

«Студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша постигает связь веков и поколений. Он понимает, что всё, происходящее когда-то, имеет смысл и для его современников. Иван в тот день осознал, что правда и красота — главное в жизни человека.

Анализ рассказа
1. Назовите стилевые черты чеховской прозы.
2. Основная проблема рассказа. Идея произведения.
3. Каков характер конфликта в произведении? Как он разрешается?
4. Какие библейские мотивы звучат в произведении?
5. Какие средства использует автор для раскрытия образа главного героя и идеи произведения?

Рассказ «Студент» был написан А.П. Чеховым в 1894 году. Из воспоминаний родных и близких писателя известно, что «Студент» был его любимым произведением. В нём нашли отражение некоторые детские впечатления автора, воспитанного в семье, строго соблюдавшей церковные традиции. Рассказ отличают черты, свойственные поздним произведениям Чехова: глубокое духовное содержание, философичность. Удивляет и лаконизм чеховской прозы, его умение одной деталью обрисовывать характер, ситуацию или внешность человека, в маленьком рассказе писателю удается сказать о большом - о смысле человеческой жизни.

«Студент» рассказ философский, в нём поставлена проблема, которую можно обозначить так: человек перед лицом бытия. Главный герой от чувства пессимизма, овладевающего им вначале, приходит к гармонии и пониманию высшего смысла жизни. Этой идее духовного просветления подчинена композиция рассказа

Согласно чеховским художественным принципам в рассказе нет напряжённого действия, внешней занимательности. Событий немного: студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой с охоты, встретив двух крестьянок, рассказывает им евангельскую историю об отречении Петра, женщины, тронутые этим рассказом плачут. Однако чеховский рассказ полон глубокого смысла. Главным в этом произведении является развитие внутреннего конфликта. Перед читателем предстаёт история душевной жизни героя, попытка сориентироваться в мире, найти ту точку опоры, которая позволит жить в гармонии с миром. Используя внутренние монологи, психологические пейзажи, мотив повторяемости событий, автор раскрывает тревожное ощущение времени героем, его поиски и обретение правды жизни.

Из экспозиции рассказа мы узнаём, что событие происходит накануне Пасхи. Произведение открывает картина мрачной весенней природы: «Погода вначале была хорошая…затем стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо … самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно». Удрученное настроение студента передает не только психологический пейзаж, но и последующий внутренний монолог. Героя одолевают мысли о «мрачности и пустынности окружающего мира», «лютой бедности, голоде, чувстве гнёта». В его душе назревает конфликт, ощущение пустоты внутри себя. Он вспомнил, как дома «его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть». И, пожимаясь от холода, он еще думал о том, что «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и При Петре, и что при них была такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Центральное место в рассказе занимает беседа Великопольского с крестьянками - матерью и дочерью у костра. Студент рассказывает вдовам один из наиболее драматичных эпизодов Евангелия историю того, как один из двенадцати апостолов, Петр, трижды отрекся от своего учителя в ночь, когда он был предан в руки иудейским первосвященникам. Рассказ студента об отречении Петра не случаен. Акцент в рассказе сделан на тяжёлое душевное состояние ученика Христа, видевшего муки учителя и переживающего за своё отречение. Слова студента находят отклик в сердцах Василисы и Лукерьи: по щекам Василисы потекли слёзы, Лукерья тоже еле сдерживает боль. Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья, их результатом стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

Наступает кульминация рассказа. Вокруг героя ничего не изменилось. Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Иван пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин.

Перед читателем предстаёт внутренний монолог героя. Наступает развязка внутреннего конфликта. «Прошлое, - думал он,- связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого»… Средством соединения этой цепи служат слёзы Василисы, появившиеся потому, что «Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Молодой человек открывает для себя важнейшие ценности в жизни: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Дойдя до истины, герой приобретает хорошее настроение, в его душе - гамма чувств: молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья: «…ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Все в сознании героя встает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын дьячка - это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус, как все, кто жил и живет на Земле.

В этом небольшом рассказе автор сумел привести героев и читателей к мудрому, философскому осмыслению жизни. Следование правде, красоте, вечным библейским ценностям дает человеку веру, стойкость, помогает осознать смысл своего существования. Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире.

Библейские мотивы. Рассказ студента приходится на канун Пасхи, праздника Воскресения Христова. В это время (согласно библейским поверьям) и душа человека должна очиститься от зла. Герой рассказа, возвращается к пониманию смысла жизни, происходит возрождение, воскресение души.

Несомненно, важное место в рассказе занимает отрывок из Евангелия, пересказанный Петром. Библейский мотив, расширяет художественное время и пространство произведения. Обратим внимание на явные параллели между евангельскими реалиями в рассказе студента и деталями обстановки, окружающей рассказчика и его собеседниц. Это следующие повторяющиеся образы: «работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись» - звучит в рассказе студента (Иван тоже подошёл к костру женщин погреться, «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр» - говорит он). Всё это вызывает невольное сопоставление Ивана Великопольского с Петром, да и вдовы Василиса и Лукерья напоминают читателю о евангельских вдовах, о женах-мироносицах, о Марфе и Марии - сёстрах праведного Лазаря. Евангельская история о страданиях и мучениях Христа, о предательстве Иуды, об отречении Петра, его слабости и слезах невольно ассоциируется с состоянием самого студента: он тоже на какой-то момент, подобно Петру, поддался отчаянию, потерял веру в правду жизни, но вновь обрел ее.

Необходимо упомянуть и об образе-символе, каким в данном рассказе является огонь. Упоминаемый в самом начале огонь горит на вдовьих огородах, но ему не под силу разогнать вечернюю мглу. Затем, герой подходит к этому костру, на свет, чтобы погреться не только от тепла костра, но и от человеческого участия (Вспомним мягкую улыбку и последующие слёзы Василисы). Но в тоже время этот костёр напоминает Великопольскому другой, о котором говорится в Евангелии. Огонь евангельского костра озарил душу Ивана, становясь образом-символом душевного просветления.