Он вставлял клизму советской власти и лечился в психбольнице, пил молоко любимой женщины и открыл миру свой духовный фаллос. На растерзание актёру, поэту и музыканту мы отправили самую красивую девушку редакции

Текст: Александра Зеркалёва

Местом нашей встречи Никита Джигурда выбрал общепит "Тарас Бульба". Широченные плечи, пышные усы и рыжие локоны прекрасно вписались в интерьер, копирующий украинскую хату. Сотрясая выбеленные стены звуком шагов, Никита Борисович вошёл в корчму. Заглушая могучим голосом Верку Сердючку, Никита Борисович поздоровался. Впрочем, на поверку Джигурда оказался не так страшен: улыбался, разговаривал голосом Дракоши и даже поцеловал меня в щёку на прощание. Щёку теперь не мою – вдруг да замироточит.

1 Никита Джигурда – это человек или божество?
Это творец. Творец любви. Как и каждый из нас.
2 Правда ли, что вы пишете книгу?
Я пишу периодически книгу стихов. А ещё я пишу книгу жизни с Анисиной, книгу жизни с большой буквы.
3 Зачем вы выложили видео с рожающей Анисиной в Интернете?
Чтобы показать перерождение женщины в Мадонну и привлечь внимание к присутствию отцов на родах своих детёнышей.
4 Вашему ребёнку покажете этот ролик?
Безусловно! Дети должны знать, что они рождаются не в капусте, а из лона мамы, из храма мамы.
5 Как можно попасть на концерт Джигурды?
Сейчас у меня переходный период: я делаю новую программу с хард-роковой группой, и поэтому концерты пока полузакрытые.
6 Что такое любить по-русски?
Это любить без контракта, без просчётов и расчётов.
7 Фильм "Эротический мутант" автобиографичен?
Нет, если не считать таковыми эротические сцены. Они были сняты в то время, когда у нас так не снимали.
8 И вы бы выпустили этот фильм в прокат?
Конечно! Выпустил бы, если бы не скромность Анисиной. Она меня уговаривает не показывать домашнее видео.
9 Вы сами занимаетесь своим имиджем?
Я никогда об этом не думаю. Как я себя чувствую, так и выражаю. Это спонтанный сталкинг, сделанный жёлтой прессой. Она подчёркивает только одну мою сторону – я её называю Хуй Горыныч. А есть другая – Дракоша. Нежного Джигурду не подчёркивают журналисты.
10 Должен ли мужчина тщательно ухаживать за своей внешностью?
Если не тщательно, то просто должен ухаживать. Чтобы держать золотую середину между гейской культурой и бомжами.
11 А как вы относитесь к геям?
Я отношусь с сочувствием, ибо знаю, что это заблуждение.
12 Одежду вы сами выбираете?
Да. Немного фантазии – и вот прикид, который каждый может себе позволить. Для меня фирмы типа гучи-хуючи, гермес-хуймес не имеют значения.
13 Волосы чем красите?
Мне красит Анисина, поэтому я не знаю чем. Периодически пытаюсь уговорить её вернуть мой седой цвет, но ей так больше нравится.
14 А стрижёт вас кто?
Я сам стригусь! Наклоняю голову вниз, беру в охапку волосы и состригаю десять сантиметров. Банально, легко и бесплатно.
15 Вы слушаете только русскую музыку?
Нет, я слушаю музыку разную. Мой крёстный папа приобщил меня к рок-н-ролльной культуре лет пять назад. До этого я не знал о существовании Моррисона. "Пинк флойд" слышал, "Битлз" слышал...
16 Если бы вам сейчас предложили сняться в порнофильме, вы бы согласились?
Да. С Анисиной вместе, безусловно. Для меня не существует порнографии, если есть любовь.
17 Кто больше всего повлиял на вас в жизни?
Старший брат, родители, Владимир Высоцкий, Окуджава, Визбор, Галич.
18 Как выглядит поклонник Никиты Джигурды?
Это простые люди, которым не нравится то, что делается в стране. И это посвящённые люди – те, кто занимается эзотерическими практиками. Кто знает, что настоящая любовь не стерильна и не сусальна.
19 Кто из русских знаменитостей вам наиболее симпатичен?
Юра Шевчук, БГ, "Алиса", "Ария". Я люблю десерт, но когда он заполняет 80%, для меня это неприемлемо.
20 Часто ли незнакомые женщины признаются вам в любви?
Часто, особенно простые женщины.
21 Внебрачные дети объявлялись когда-нибудь?
Нет. Бывало богатые женщины откровенно просили, чтобы я подарил им ребёнка. Мне нужны были женщины, которые понимали, что они рожают богов.
22 Почему вы назвали своего младшего сына таким сложным именем?
Совершенно не сложное! Мик-Анжель-Крист-Никодим!
23 Вы считаете себя гением?
Конечно! Я с юности это знал.
24 Вы можете кого-то назвать своим кумиром?
Нет. Не сотвори себе кумира. Я сам себе кумир.
25 Кто в сегодняшнем шоу-бизнесе больше всего раздражает?
Я не могу сказать, что меня раздражает кто-то в отдельности. Меня раздражает навязывание гейской культуры в стране: творчество мужчин, которые выражают мнение большинства на этой планете, по Первому каналу практически не транслируется. Это канал, который делает всё возможное, чтобы дискредитировать Джигурду.
26 Почему тогда вы участвовали в его проектах?
Потому что сказано: возлюби врага своего. И ещё. Вы "Матрицу" смотрели? Идея войти внутрь и изнутри...
27 Вы планируете разрушить Первый канал изнутри?
Конечно! Конечно! То есть я хочу разрушить не Первый канал, а его гейскую доктрину. И ради этого иду с открытым забралом, зная, что монтаж у них в руках.
28 Как именно вы собираетесь это делать?
Я уже это отчасти сделал. Соглашаясь на шоу "Король ринга" или "Последний герой", я привлекаю к фигуре Джигурды внимание. Пусть они не думают, что такими подвохами смогут меня тормознуть. Не удастся!
29
ЦЕНЗУРА
30 За что ваше творчество запрещали в Советском Союзе?
Я пел антикоммунистические песни. Я выходил на площадь к памятнику Ленина и вставлял клизму советской власти.
31 Какой диагноз вам поставили в психбольнице?
Психопатия.
32 Правда ли, что вас лечили электрошоком?
Нет. Кололи по семь уколов транквилизаторов в день, серу в наказание за побег, абрикосовое масло в ягодицы, которое застывало и причиняло жуткую боль... Мне повезло, что я пробыл там только три недели.
33 После лечения новые таланты не открылись?
Открылся талант мудрости.
34 Вы всегда использовали мат в своих стихах?
Я стал использовать его тотально, когда мы ездили с Никитой Высоцким с гастролями по Болгарии. Мой старший сын тогда сказал: "Наконец-то ты перестал писать языком Пушкина!"
35 Как вы относитесь к шуткам и пародиям на вас?
Великолепно.
36 Вы бы хотели стать героем комиксов?
Я уже им стал! Уже есть словесные комиксы о Джигурде, русском супергерое, которые требуют только картинок, а их, я думаю, скоро дорисуют.
37 Можете рассказать какую-нибудь шутку о Джигурде?
Вот самая безобидная из тех, что мне нравятся: "Для обучения львят и тигрят рыку в зоопарк приглашают Никиту Джигурду".
38 Вы всегда разговаривали таким голосом?
Ну что вы! Любовь к творчеству Высоцкого сделала из моих связок это. Но я умею разговаривать мягко.
39 Вы читаете то, что о вас пишут в Интернете?
Раз в месяц где-то. Мне звукорежиссёр обычно показывает новые пародии.
40 На какие сайты чаще всего заходите?
Мне не очень важен Интернет. Я живу другими ценностями, более реальными. Лоно, которое находится между ног у Анисиной, – это тот же Интернет, это приобщение к информационному космическому полю.
41 Что случилось в "Последнем герое"?
Вместо острова нас привезли в лес за колючую проволоку с лагерными вышками. Грубо говоря, я выхожу помочиться, а девочка-сценаристка говорит: "Джигурда, стоять! Вернитесь в зону". Я в советские времена не позволял с собой так разговаривать! Меня исключали из института, ломали пальцы, КГБ, сумасшедший дом.
42 Каково происхождение фамилии Джигурда?
Это из Запорожской Сечи. Кличка казака, который имел чеченские корни. В Чечне есть такой посёлок – Джигурта.
43 Так кто вы по национальности?
Я русский космополит украинско-чеченского происхождения.
44 Вы патриот?
Я защитник отечества. Воплотив себя на Руси, я являюсь патриотом планеты.
45 Если бы вы переписывали российский гимн, в нём бы встречались матерные слова?
Для взрослого населения – да. Было бы две версии: утренняя и вечерняя, когда дети отходят ко сну.
46 А при детях вы не ругаетесь матом?
Почему не ругаюсь? Просто я использую мат в созидательных целях: для подчёркивания драйва любви и красоты Вселенной. Матом я утверждаю своё отношение к женскому полу и храму вагины.
47 Ради славы вы готовы на всё?
Слава для меня тольк средство донести до сознания людей сверхзадачу.
48 И какова она?
Пробудить в людях тождество с Высшим разумом.
49 Чего вы никогда не станете делать на камеру?
Я могу делать на камеру всё то же самое, что делаю в реальной жизни.
50 Ваша мечта?
Я мечтаю воплотить роль Никиты Джигурды, роль духа истины. Тот, кого называют Христос, написал обо мне в Евангелии: "Пришлю вам духа истины".
51 Так вы пророк?
Я больше, чем пророк! Пророк выдаёт лишь часть информации.
52 Ваша любимая роль?
Пока у меня нет роли, которой я доволен.
53 А есть какой-нибудь режиссёр, у которого вы мечтаете сняться?
Я бы снялся у серьёзного режиссёра с близкой мне сверхзадачей. Это должен быть исторический фильм с элементами фэнтези.
54 Вас не тревожит, что ваша скандальная популярность влечёт толпу недоброжелателей?
Нет. Я знаю, что рано или поздно для массового сознания наступит переоценка личности и творчества Никиты Джигурды.
55 Как вы относитесь к своим недругам?
Со снисхождением. Это несчастные, обманутые люди. Они не ведают, что творят.
56 Как родные воспринимают ваш медийный образ?
Мама говорит: "Сынок, не расстраивайся! Те, кто тебя любят, знают, какой ты настоящий!"
57 Вы позволите вашим детям вести себя как вы?
Конечно!
58 Какая профессия приносит больше прибыли – актёра или певца?
Ни та, ни другая.
59 У вас есть вредные привычки?
Я любую слабость человеческую могу оправдать. Я могу курить, могу не курить, могу пить, могу не пить – я многолик и един и во всём нахожу плюс и минус.
60 Есть что-то, в чём вы себя строго ограничиваете?
Нет. Есть то, что я не сделаю, потому что это не вписывается в доктрину человека-творца.
61 Какую женщину вы считаете самой сексуальной на Земле?
Сложно сказать. В самом понятии "секс" для меня на сегодняшний день отсутствует та составляющая священного акта космической ебли, которая присутствует в моих взаимоотношениях с Анисиной.
62 Кем вы были в прошлой жизни?
Я был всем: тибетским монахом, рыцарем, жестоким ханом.
63 Совет мужчинам: как понравиться женщине?
Быть упорным в достижении поставленной цели и повторять себе каждый день, что ты есть бог любви, который изменяет этот мир.
64 Совет женщинам: как понравиться Никите Джигурде?
Напоминать себе каждый день, что ты богиня любви, которая может изменить варварское начало мужчины и через постель, и через приготовление пищи, и через кормление ребёнка...
65 Правда, что вы пробовали грудное молоко Марины Анисиной?
Когда у неё был избыток молока и нужно было производить отсосником нелепые движения, я пил молоко из груди любимой женщины. Очень сладкое.
66 Когда был ваш первый сексуальный опыт?
В 14 лет. Я раздел сверстницу, куда-то там потыркался и не понял вообще, что в этом приятного.
67 Помните, как звали вашу первую любовь?
Евгения. У меня даже татуировка была – "Евгения", я потом её вывел. Эта любовь была платонической.
68 Вы когда-нибудь пользовались услугами проститутки?
Мне неоднократно предлагали, но как-то я обходился по любви.
69 Сколько всего женщин у вас было?
Не более 50.
70 В школе вы были самым крутым?
Был заводилой, хулиганом, неоднократно приводимым в милицию. Таким Робин Гудом своеобразным.
71 Какую книгу вы прочитали последней?
"Христос приземлился в Гродно" Короткевича.
72 На какого известного литературного персонажа вы похожи?
В Евангелии обо мне написано.
73 Неужто на Христа?
Нет. Иисус мой брат, и он есть в каждом из нас. Тем не менее он писал о духе истины, об утешителе – его я представляю именно таким, какой есть Джигурда.
74 Православие и ваша крайне активная сексуальность не противоречат друг другу?
Я считаю себя самым православным человеком в России. Для меня православие заключается в том, чтобы правильно славить бога. Сегодня Никита Джигурда делает это круче всех.
75 Какова была цель вашего долгого голодания?
Познать себя.
76 И каковы результаты?
Я могу и серьёзно, и с приколами говорить на самые глубинные темы, быть адекватным в любой компании.
77 Какое место вы бы заняли на "Евровидении"?
Я выступил бы лучше, чем эта бедная девочка, которую подставили, и представил Россию более глубоко.
78 О чём была бы песня?
Небо у нас в груди.
79 Журналистам приходилось бить морду?
Ну разве что за шкирки брать... Я вообще не кровожадный человек.
80 Так вы только пугаете?
Я пугаю, и этого достаточно. Поставить людей на место я могу одним рыком.
81 Что способно вас сильно разозлить?
Скорее, не разозлить, а прогневать. Откровенная ложь и извращение высших законов бытия.
82 Чем может служить Мавзолей после изъятия оттуда Ленина?
Музеем человеческой жестокости и божественности человека без любви.
83 А с Лениным что делать?
Сжечь и захоронить рядом с его мамой, дать его душе успокоение.
84 Вас привлекают какие-нибудь профессии, кроме шоу-бизнеса?
Я мог бы быть тренером по гребле на каноэ, психологом... Я периодически порываюсь уйти из профессии, но нет никого, кто занял бы нишу духа истины.
85 В каком возрасте нужно начинать говорить с ребёнком о сексе?
До рождения...... Непорочное зачатие – это не отсутствие физического акта, это отсутствие греха в мозгах родителей.
86 А как вы проводите сексуальное воспитание своих детей?
Мы можем с Мариной заниматься любовью на глазах у нашего малыша. Он видит, как папа обнимает маму, как мама радуется...
87 С вашей бывшей женой вы познакомились, когда ей было 13 лет. Возраст женщины для вас не имеет значения?
Когда я был юным, мне нравились женщины старше меня – они поддерживали во мне знание того, что я гений. Сегодня мне нравятся моложе на 14-15 лет – это оптимальная разница.
88 Кем вы мечтали стать в детстве?
Мечтал стать водителем и доктором. Чуть не стал гинекологом. Мне так нравилось женское лоно, что я хотел смотреть чаще на это произведение искусства. Но был остановлен своей тёткой, которая сказала, что не у всех женщин это бывает красиво.
89 Вас не смущает то, что ваши дети могут видеть в Интернете ваши откровенные фотографии?
Совершенно не смущает. Античные статуи, они ведь все обнажённые, почему это должно кого-то смущать? Царство любви можно построить только с одним оружием – оно находится у мужчины между ног.
90 Планы "отыметь в ментальном смысле весь женский пол" распространяются на весь мир?
Конечно. Я люблю этот мир и его душу. И то, что я делаю с помощью песен и стихов, – это гипотетически шанс отыметь весь женский пол земного шара.
91 Как же быть с теми, кто не знает русского?
Поэтому я сейчас занимаюсь переводом своих лучших песен на французский, английский, корейский. Мне кажется, этого достаточно, чтобы желающие открыли свои души духовному фаллосу Джигурды.
92 В политику не планируете податься?
Нет. Всё, что касается власти земной, для меня совершенно неприемлемо.
93 С чего начинается день Никиты Джигурды?
С контрастного душа, приведения себя в более или менее боевой вид.
94 Вы часто появляетесь на светских тусовках?
Нет, я очень часто от них отказываюсь.
95 Чем будете заниматься в старости?
Я буду главой философской эзотерической школы.
96 В одном мультфильме вы озвучивали волка. Детишки не пугаются?
Что вы! Я ещё играю волка в спектакле "Лесная братва", и под конец две трети зала соглашаются идти в стаю к волку.
97 Как стать похожим на Никиту Джигурду?
Не надо быть похожим. Нужно понимать, что я есмь путь, заключённый в теле Никиты Джигурды.
98 За что вам стыдно?
Ни за что.
99 Как расшифровывается FHM?
Не знаю, как там по буквам, но мне такая ассоциация пришла. Есть Фрейд, есть Юнг. Будем считать, что вы золотая середина.
100 Кто круче: Чак Норрис или Джигурда?
Понятное дело, Джигурда!

FHM сентябрь 2009

Поскольку Согдиана и Бактрия были самыми большими областями Центральной Азии, в которых арабы в первую очередь распространили ислам, давайте подробнее рассмотрим религиозное наследие народов этих стран. Это поможет нам понять их первоначальное отношение к мусульманской вере.

Отношение зороастрийцев к буддизму Arrow down Arrow up

Большую часть населения Согдианы и Бактрии составляли зороастрийцы, тогда как буддисты, манихеи, несториане и иудеи были в ощутимом меньшинстве. Буддизм распространился в этом регионе в период кушанского правления – с конца II века до н.э. до 226 года н.э., – однако он никогда не был популярнее зороастризма. Наиболее слабым буддизм был в Согдиане, в силу ее отдаленности от центров кушанской власти, находившихся в Кашмире, Гандхаре, Уддияне и Кабуле.

Персидские Сасаниды (годы правления 226 – 637) правили Согдианой, Бактрией, Кашгаром и частями Гандхары до тех пор, пока белые гунны не захватили этот регион в начале V века, что заставило Сасанидов отступить в Иран. Хотя Сасаниды были националистической, строго прозороастрийской династией, более ортодоксальные правители которой сурово преследовали любые зороастрийские течения, которые они считали ересью, в большинстве своем они были терпимы к другим религиям. Они позволяли последователям других религий придерживаться своей веры при условии, что каждый взрослый мужчина платит дифференцированный подушный налог.

Единственное значительное исключение из этой закономерности имело место во второй половине III века, когда религиозной политикой империи правил верховный зороастрийский жрец Картир. Педантично стремясь уничтожить все изображения божеств в империи, чтобы единственным объектом поклонения был священный зороастрийский огонь, Картир приказал разрушить несколько буддийских монастырей, главным образом расположенных в Бактрии. Это произошло из-за того, что статуи Будды и стены с его изображением содержали много элементов зороастризма. Например, будды часто изображались окруженными ореолом пламени, к тому же эти изображения сопровождались посвящениями или подписями «Будда-Мазда» (прим. пер. : Ахура-Мазда – высшее божество зороастризма). Поэтому бактрийские буддисты казались верховному жрецу зороастрийскими еретиками. Как бы там ни было, буддизм восстановился после преследований со стороны Картира.

Зурванизм Arrow down Arrow up

Зурванизм (зерванизм) был зороастрийским течением, иногда поддерживаемым некоторыми из императоров династии Сасанидов, в остальное же время осуждаемым более ортодоксальными правителями как требующая искоренения ересь. Хотя очаги зурванизма встречались по всей империи Сасанидов, включая даже родной город Зороастра (Заратустры) – Балх, главным регионом, куда стремились зурваниты, была Согдиана. Возможно, причиной тому была ее удаленность.

Согдианские зурваниты были наиболее нетерпимой к другим религиям группой зороастрийцев, гораздо более враждебно настроенной, чем их собратья – бактрийские зурваниты. Их агрессивное отношение, возможно, было защитным механизмом, возникшем в результате того, что они были объектами предрассудков в Иране, смешанным с самоуверенностью, которая была результатом их высокой численности в Согдиане. Их предубеждение заставило многих согдийских буддистов, манихеев и несториан покинуть родную землю и переселиться в качестве торговцев дальше на восток вдоль Великого шелкового пути в города-государства Таримской впадины, особенно в Турфан. Поскольку тохары Турфана тоже были иммигрантской общиной, пришедшей с запада, скорее всего, согдийские беженцы получили здесь сочувственный прием.

Правление белых гуннов и его последствия для Согдианы Arrow down Arrow up

Белые гунны, отвоевавшие Согдиану у Сасанидов, в большинстве своем были твердыми приверженцами буддизма. Они правили не только бывшими владениями Сасанидов в Центральной Азии, но также и частями северной Индии, Кашмиром и Хотаном. Как уже говорилось, посетивший Согдиану в V веке Фа Сянь сообщал о процветании буддизма в Согдиане. Тем не менее, большую часть местного населения по-прежнему составляли последователи зурванизма, которые, вероятно, не были рады возрождению буддизма.

В 515 году царь белых гуннов Михиракула начал короткое, но разрушительное преследование буддизма. Его войска намеревались уничтожить четырнадцать сотен монастырей. Больше всего пострадали равнины Гандхары, Кашмир и северо-запад Индии, то есть центры его власти. Михиракула не осуществил свою политику в более отдаленных районах империи, таких как Сват. Тем не менее, его политика, несомненно, повлияла в некоторой степени на некоторые из них. Монастыри Самарканда, к примеру, не были разрушены, но были покинуты монахами.

Неприязнь местных зурванитов к буддистам, несомненно, препятствовала тому, чтобы снова открыть монастыри в Согдиане. Возможно, их паранойя даже усилилась из-за жесткого утверждения ортодоксального зороастризма в Иране и почти сразу же начавшегося преследования еретических течений императором династии Сасанидов Хосровом I (годы правления 531 – 578). Таким образом, в 560 году западные тюрки нашли буддизм в Согдиане в ослабленном состоянии, а в 630 году Сюань Цзан сообщил о том, что монастыри в Самарканде все еще закрыты и местные «зороастрийские» сообщества враждебно настроены к буддизму.

Что касается самого Ирана, Сюань Цзан сообщил о трех буддийских монастырях, оставшихся на территории бывшей Парфии на северо-западе страны. Согласно мусульманскому историку XI века аль-Бируни, раньше на всем пути к границе с Сирией было много монастырей. Судя по всему, остальные были разрушены Сасанидами.

Бактрия Arrow down Arrow up

По сообщениям Сюань Цзана, буддизм в Бактрии процветал, особенно в монастыре Нава Вихара в Балхе. Хотя Балх был священным городом зороастризма и большую часть населения города составляли последователи этой веры, включая последователей течения зурванизм, все же они были терпимы к буддизму, возможно, благодаря тому что среди них было гораздо меньше беженцев-зурванитов из Ирана, чем в Согдиане, и они занимали менее оборонительную позицию в вопросах своей религии. Живя в духовном центре зороастрийского мира, они, видимо, не чувствовали угрозы в наличии буддийских монашеских учебных заведений. Эта атмосфера и тот факт, что высокий стандарт обучения и образования в Нава Вихаре привлекали как поддержку, так и соискателей на обучение из буддийских сообществ всей Центральной Азии, гарантировали буддийским монастырям продолжение существования и процветание, несмотря на ущерб, который они могли понести в короткий период преследования при Михиракуле.

Гандхара Arrow down Arrow up

Хотя первые арабы в Центральной Азии не смогли достичь Гандхары, давайте ради полноты картины также проанализируем состояние буддизма и на ее территории. Сюань Цзан сообщал о том, что гандхарские монастыри действовали, но на очень низком духовном уровне. Основная тяжесть разрушений, причиненных войсками Михиракулы, должно быть, пришлась на Кабульский район и пенджабские равнины Гандхары. Буддисты здесь, особенно в Гандхаре, жили в основном в индуистском окружении, в котором особое внимание уделялось религиозной практике и которое признавало Будду, считая его индуистским богом. Не удивительно то, что, хотя монастыри продолжали оставаться открытыми, из-за отсутствия больших центров образования основное внимание в них уделялось религиозным потребностям паломников, а не изучению буддизма. То есть монастыри в Гандхаре так полностью и не восстановились от разрушений, причиненных Михиракулой.

Подведение итогов Arrow down Arrow up

При таком наследии, мы можем предсказать, что ни составляющие большинство зурваниты, ни буддийское меньшинство в Согдиане, скорее всего, изначально не были открыты к исламу. У зурванитов был опыт существования в качестве небольшого течения, презираемого могущественным ортодоксальным зороастризмом в Иране, а буддисты в Согдиане получили подобный опыт из-за действий зурванитов. Таким образом, большинству из них было несложно принять то, что они получили вместе с правлением арабов, а именно статус пользующихся правом защиты (араб. зимми ) второсортных немусульманских подданных мусульманского государства. Перенимая сасанидские традиции в Иране, арабы требовали, чтобы каждый взрослый мужчина платил дифференцированный подушный налог (араб. джизя ), дающий право придерживаться своей религии. В Бактрии как зороастрийцы, так и буддисты были тверды и уверены в своей вере. Они продолжали ей следовать, невзирая на цену.

Древняя Согдиана

Соправителем Селевка на Востоке стал его сын Антиох, наполовину согдиец (его мать Апана была дочерью Спитамена). Древняя страна, разоренная во время войны и восстаний, при Селевкидах начала оправляться. В исторических источниках о состоянии Мараканды того времени прямых сообщений не содержится. Однако известно, что в экономической жизни Согда, Бактрии, Маргианы наблюдался известный подъем. Строились новые города, укреплялись старые, развивались ремесла и торговля, чеканилась монета, расширялась ирригационная сеть.

Говоря о густозаселенном плодородном оазисе, орошаемом водами Зарафшана, который греческие авторы называли Политиметом, можно утверждать, что искусственное орошение все больше расширялось и в античную эпоху. Самаркандский археолог Г. В. Григорьев, исследуя поселение Талибарзу, расположенное вблизи Самарканда, установил, что уже во I I - I веках до нашей эры искусственное орошение здесь получило широкое развитие. Крестьяне Мараканды и Зарафшанской долины в те времена выращивали пшеницу, рис, просо, люцерну, хлопок, разводили сады и виноградники. Источники говорят, что в Фергане и в «соседних странах» (т. е. в Согде и Бактрии) жители изготовляли вино. «Они любят свое вино, как кони их любят люцерну». Богатые землевладельцы выдерживали вино в погребах по несколько десятков лет.

Жители Согдианы наряду с земледелием занимались и скотоводством. Об этом свидетельствуют археологические находки костей домашних животных, крупного рогатого скота, овец, коз, верблюдов, свиней. Особенно широкое развитие получило коневодство. Кони чистых кровей из Согдианы были известны от Средиземного моря до Тихого океана. В античную эпоху страна вела оживленную торговлю с Востоком и Западом. Через согдийские города про-ходил знаменитый «шелковый путь», пересекавший Азиатский материк. Мараканда (Самарканд) находи-лась на главном перекрестке важнейших караванных путей из Индии, Византии, Китая, Тибета, Ирана, Сиби-ри, Скифии. Народы Согдианы многое заимствовали в странах Запада и Востока и в то же время оказывали сильное влияние на соседние страны. Доказано, что, например, китайцы заимствовали у народов Средней Азии люцерну, виноград, гранатовое дерево, грецкий орех, многие огородные растения, Китай перенял из долин Амударьи, Зарафшана и Сырдарьи культуру хлопчатника. Из Ферганской долины те же китайцы вывозили лошадей, названных ими за красоту, неутомимость, резвость «небесными», Жители Согдианы, в свою очередь, заимствовали с Востока шелководство, производство бумаги, искусство изготовления золотых и серебряных ювелирных изделий, оружейное дело. В последние века до новой эры в ходе борьбы Согдийцев против иноземцев происходили частые изменения исторической карты Средней Азии, менялись границы, складывались и распадались крупные государственные образования, такие, как Греко-Бактрийское царство и другие.

В первом веке нашей эры Согдиана и Бактрия вошли в состав могущественного рабовладельческого государства, известного в истории как держава «Великих Кушан. Кушанский период (I-IV века нашей эры) для Средней Азии был временем значительного подъема. Оживляется городская жизнь, усиливаются торговые связи согдийских городов, в том числе Самарканда, с Китаем, Индией. Из Восточной Азии поступали шелк, нефрит, железо, никель, изделия из лака и кожи, а из Средней Азии вывозили стекло, драгоценные камни, предметы украшений. Из Индии взамен стеклянных изделий и других среднеазиатских товаров доставлялись пряности, благовония, бумажные и шерстяные ткани. Кушанская империя, пережившая в III и IV веках глубокий упадок, пала под натиском воинственных кочевых племен, известных под общим названием эфталитов. В свою очередь, в IV веке эфталиты были сметены племенами, образовавшими Тюркский Каганат.

Несмотря на потрясения, вызванные сменой царств и династий, Самарканд продолжал играть важную роль в экономической, политической и культурной жизни Средней Азии и всего Востока.

Согдийцы пользовались известностью искусных земледельцев и ремесленников, предприимчивых купцов, талантливых музыкантов и танцоров. Историк В. В. Бартольд, говоря о согдийцах, подчеркивал, что их культурная деятельность вдоль караванных путей Средней Азии мало уступает культурной деятельности финикиян вдоль путей средиземноморской торговли. И действительно трудно переоценить роль согдийцев в те времена. Они фактически держали в своих руках торговлю на всем восточном участке «шелкового пути», простиравшемся от Мерва до реки Хуан Хэ. На всем протяжении древней торговой дороги они основывали свои колонии, устанавливали деловые и экономические контакты с местными купцами и населением, широко торговали своими товарами. Преодолевая искусственные и преднамеренные помехи, создаваемые шахами Ирана, согдийские купцы проникали и на Запад. В середине VI века они дважды пытались завязать торговые отношения с центральными областями Ирана. Первое посольство из Согдианы во главе с Маниахом было принято при дворе сасанидского царя крайне недоброжелательно: привезенные согдийскими купцами шелка персы демонстративно сожгли на глазах послов. Согдийцы послали новый караван. Но эта попытка закончилась трагически: царь Ирана приказал послов Согда отравить.

Происки иранских правителей не смогли поколебать предприимчивости и настойчивости согдийских купцов. Как свидетельствует византийский историк Менандр, посланцы Согда воспользовались древними степными путями, идущими в обход Ирана по северному берегу Каспия, и установили непосредственный контакт с Византией. В Константинополь прибыло согдийское посольство. Его возглавлял тот же Маниах. Византийский император в свою очередь в 568 году послал в Среднюю Азию своего посланца. Таким путем согдийцам удалось завязать прочные торговые, дипломатические и культурные связи с Византией, длившиеся много лет. Мерилом высокой и своебытной культуры согдийцев является их письменность. Писали они обычно справа налево, нередко строчки располагались вертикально. Писали тогда черной тушью на коже, палочках, дощечках, глиняных черепках, реже на бумаге.

Наиболее ранними известными науке согдийскими текстами являются так называемые «Старые письма», найденные экспедицией А. Стейна в 1906-1908 гг. в развалинах сторожевой башни к западу от Дуньхуана. Документы эти датируются началом IV века нашей эры. Как показали исследования французского ираниста Р. Готьо, они написаны на согдийском языке и представляют собой частную переписку.

В двух письмах, продиктованных писцу согдианкой Меванча («Кошечка» или «Тигренок») на имя своей матери, жившей в Самарканде, сообщается о тревожных днях, которые переживали тогда согдийцы в торговых колониях Восточного Туркестана в связи с натиском гуннов; о торговых делах; о частной жизни автора писем. Так, например, девушка жалуется на свою печальную судьбу - ее опекун Нанидаг хочет жениться на ней, а она не согласна: «Лучше я буду женой собаки или свиньи, чем женой Нанидата»,- пишет Меванча своей матери в Самарканд. Но спустя несколько лет все изменилось. Из другого письма мы узнаем, что девушка стала женой Нанидата, что она счастлива в браке и нежно заботится о горячо любимом муже.

«Старые письма» не дошли до адресатов. Почти 1600 лет они пролежали в развалинах башни, пока в начале нашего века не были обнаружены археологами. Весной 1965 года под лёссовыми толщами афрасиабских холмов в одном из раскопанных помещений археологи обнаружили надписи, хранившие молчание многие столетия. Предварительный анализ текста афрасиабской находки позволил сделать вывод, что надпись содержит сообщение о прибытии к самаркандскому царю посольства из Чаганиана, области, расположенной тогда в районе нынешнего Термеза. Посольство это возглавлялось, судя по надписи, начальником канцелярии неким Бур-Затаком. Текст состоит из 16 строк и сохранился почти целиком. Лишь в конце испорчены четыре слова. Надпись, как предполагают исследователи, сделана писцом-профессионалом, и язык ее весьма близок к разговорной речи конца VII - начала VIII веков.

Текст надписи, расшифрованный профессором В. А. Лифшицем, гласит: «Когда прибыл посол хуннского царя, он открыл рот (и сказал): «Я - чаганианский начальник канцелярии, по имени Бур-Затак (Сын Бура), прибыл от чаганианского государства Туранташа в Самарканд с выражением почтения к самаркандскому царю. И вот я пребываю перед (самаркандским) царем, преисполненный почтения. И вы не имейте совершенно никаких подозрений относительно меня - я хорошо осведомлен о самаркандских богах и самаркандской письменности и я преисполнен уважения (?) к могуществу (вашего) царя, и вы пребывайте в полном благополучии. И также хуннский царь...» (в этом месте текст разрушен). Так сказал чаганианский начальник канцелярии». Помимо самаркандского царя, имя которого не указано в надписи, упоминается еще и «хуннский царь», причем из текста следует, что он был крупным владетелем - в состав его царства должен был входить Чаганиан, оттуда, прибыло посольство. Есть основание предполагать, что под «хуннским царем» следует понимать правителя эфталитов, выступающего иногда в письменных источниках под именем царя Тохаристана. Очень любопытна оговорка относительно самаркандской религии («богов») и письменности - посол хочет заверить жителей Самарканда, что он и не думает посягать на их веру или письменность.

Кроме этих шестнадцати строк согдийского текста на Афрасиабе обнаружено еще до десяти надписей. Являются ли афрасиабская живопись и согдийские надписи отражением действительного исторического события? Или это лишь легенда? Пока на этот вопрос нельзя дать точного ответа. Исследователи считают, что имена действующих лиц в 16-строчной согдийской надписи говорят об официальном событии в истории Согда. О высоком уровне искусства Самарканда того времени свидетельствуют художественные достоинства уникальных образцов настенной живописи Афрасиаба, занявшей исключительное место в истории мирового искусства.

Новые археологические находки доказывают, что Согдиана до арабского завоевания была цветущей страной. Недаром арабы, которые видели до этого Месопотамию и Иран, восхищались плодородием и изобилием Согда, прозвав его «садом победоносного халифа». А о столице Согда - Самарканде один из участников похода Кутейбы писал: «Подлинно он по зелени своей словно небо, а дворцы его словно звезды на небесах, а река его зеркало для просторов, а стена его солнце для горизонтов!» Таким застали Согд и его цветущий центр Самарканд арабские полчища Кутейбы.


Согд (Согдиана) - территориальное образование и государство в средней Азии , впервые упомянутое в священной «Авесте». Географически Согд сложился как область междуречья Окса и Яксарта (Амударья и Сырдарья). Территория Согдианы находилась севернее Бактрии, объединяя значительные части нынешнего Таджикистана и Узбекистана. Столицей и наиболее значимым городом Согда являлся Мараканд (Самарканд).

Исторические сведения о древнем Согде, как это обычно и бывает, связаны с различными завоеваниями . В империи Ахеменидов Сугуда - Согдиана являлась провинцией,которая заняла девятнадцатое место в перечне Дария Великого на скале Бехистун. В 329-327 году Согд оказал отчаянное, но тщетное сопротивление Александру Македонскому, и после поражения был объёдинён с Бактрией в одну сатрапию. Вскоре эти земли были завоёваны селевкидами, а затем стали частью Греко-Бактрийского царство. В начале эры Согд вошёл в Кушанское царство, затем последовательно был завоёван эфталитами, тюркским каганатом. Время от времени Согд упоминается в китайских хрониках - в связи с набегами согдианцев и китайцев друг на друга.

В древности территория Согда представляла собой общность городов-государств и мелких владений, экономика и культура региона определялась движением множества торговцев, путешественников, странников по караванным путям Великого Шёлкового пути, важным узлом которого являлся Самарканд. В начале VIII века упорно сопротивлявшаяся Согдиана была завоёвана арабами, которые называли эти земли Мавераннахр. В топонимике сохранилось название Согд Самаркандский - так называлась долина реки Зеравшан.

От древнего Согда сохранилось мало памятников архитектуры и изобразительного искусства - наслоения завоевателей стирали следы прошлого, однако сохранившиеся памятники показывают, что культура Согдианы подвергалась влиянию различных художественных направлений и традиций, преобразуя их и формируя собственный стиль. Однако до нашего времени дошли лишь отдельные артефакты, которые не позволяют создать цельную картину этого стиля.


Тотальное обследование, в процессе которого было зарегистрировано и в большинстве хронологически определено свыше двухсот археологических пунктов, привело к интересному наблюдению. На самом Мианкале, густо заполненном памятниками раннего и отчасти развитого средневековья, за исключением упомянутого Кумышкент-тепе, объектов античного времени не обнаружено. К северу же от Акдарьи оказалась группа памятников с остатками сооружений и характерным керамическая материалом первых веков до и после начала н. э...


Расчистки показали, что внешние ограждения Курган-тепе возведены из битой глины - пахсы. Пахсовыми были и стены цитадели, достигающие 18 м, в древности же, разумеется, еще более высокие. В раннесредневековый период (VI-VIII вв.) городские ограждения уже утратили свое оборонное значение и на них надвинулась бытовая застройка. В цитадели же стена в античное время и еще в раннем средневековье подвергалась усилению путем наращивания внешних «футляров» из пахсы и сырца - общая толщина ее достигала более 6 м поверху, внизу же, учитывая скос кладки и выступ протейхизмы, была вдвое толще...


В первом кургане оказалось три разновременных погребения, размещенных на разных уровнях и без какой-либо планировочной взаимосвязи. Во втором кургане также было железное оружие - трехгранные черешковые наконечники стрел, длинный меч, перекрестие рукояти которого украшала великолепная обкладка из светло-зеленого нефрита, фрагменты кинжала, ножей, две пряжки, костяные обкладки сложносоставного лука...


Изображена бурная сцена сражения четырех пар конных и спешенных витязей, причем группа слева явно наносит поражение своим соперникам справа. Сражающиеся размещены попарно в четырех пространственных планах. Все участники - единого этнического типа и в одинаковых военных доспехах, варьирующихся лишь в деталях. Для их лиц, переданных в профиль, характерны крупный нос с горбинкой, небольшие ромбовидного очертания глаза, свислые усы, энергичный подбородок, причем у четверых он с небольшой заостренной бородкой, а у четырех других бородка когтевидно-удлиненная, загнутая вверх...


Ее участники распределены в трех параллельных рядах, причем так. что возникает иллюзия трех пространственных планов, хотя перспективных сокращений здесь нет. Действие происходит на фоне гор, которые обозначены в двух планах условными пиками, на них - деревья, также очень условно трактованные в форме полуовалов на стержне. Всадники мчатся на распластанных в летящем галопе конях, ноги которых горизонтально выброшены вперед и назад. Сидят они в седлах довольно близко к холке, с силой натягивая луки, стрелы которых только что спущены в преследуемых животных, ноги всадников круто согнуты в коленях и, сжимая бока коня, отведены назад с вытянутыми, как у балерины, носками (эта позиция ног отлична от таковой у сражающихся конных витязей)...

История и памятники искусства Согда
Рисунки эти свидетельствуют о зрелом художественном направлении. Стилистическую особенность изображений здесь составляет динамика действия - бурная схватка в сражении или поединке, неистовая скачка охотников и как бы полет мчащихся животных, сложные повороты коней в верхней группе сражающихся на большой пластине и верблюдов на малой. Характерно также отсутствие ландшафта или минимум изобразительных средств в его передаче - в сцене охоты природа дана как бы в намеке. Вместе с тем при гладком фоне, при отсутствии перспективы поражает мастерство передачи пространства многоплановым расположением фигур (баталия, верблюды) или вертикальным распределением планов (охота)...

Согдианой называлась историческая область на территории современного Узбекистана, расположенная в бассейне рек Зеравшан и Кашкадарья. По одной из версий само название Согд переводится как "Страна плодородных долин". Поэтические строки "Авесты", сложенные IX-VII веках до нашей эры, воспевают легендарное возникновение этого края: "Затем я, Ахура Мазда, создал несравненную Согдиану, богатую садами". История Согда была яркой, насыщенной событиями и переменчивой. Уже в VII-VI веках до нашей эры в стране было множество укрепленных городских поселений и разветвленная сеть ирригационных сооружений. Согдийцы выращивали пшеницу, рис, виноград, разводили скот и на протяжении столетий мирно соседствовали с кочевыми племенами саков и массагетов.

В середине шестого века до нашей эры Согдиана стала частью Ахеменидской империи, однако жители ее ожесточенно сопротивлялись захватчикам. "Отец истории" Геродот рассказывает о царице массагетов Томарис, ставшей во главе войска, в упорной битве уничтожившего полчища персов. В этом бою погиб и персидский царь Кир Великий. Голову его Томарис велела бросить в кожаный мех, наполненный кровью, чтобы он "досыта напился" ею.

Его преемник Дарий также столкнулся с жестокой борьбой среднеазиатских народов с завоевателями. Античный автор Полиен описал историю сакского пастуха Ширака. Мужественный юноша вызвался быть проводником персов и после недельного пути преднамеренно завел врагов в безводную пустыню, за что и поплатился жизнью.

На северной окраине Самарканда, простирается холмистая местность, известная под названием Афрасиаб. Здесь под лессовыми многовековыми наслоениями находятся руины Мараканды, древней столицы Согдианы. Основание города зороастрийское предание связывало с именем эпического героя Сиявуша. Первые поселения на месте городища появились в 7-6 годах до нашей эры, однако воины Александра Македонского в 329 году увидели большой цветущий город, обнесенный крепостной стеной и с цитаделью, окруженной многочисленными жилыми постройками. Согдиана оказалась северо-восточной оконечностью завоеваний полководца. Здесь, на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана, Александр Македонский пробыл около двух лет, а затем, привлеченный рассказами о несметных богатствах Индии, вторгся в северный Индустан.

Но эти годы не были мирными для захватчиков. Завоевателю пришлось пережить вооруженное восстание во главе со знатным согдийцем Спитаменом. Население Средней Азии оказывало стихийное сопротивление македонцам с момента их появления, пока в Согдиане оно не переросло в настоящую войну. Это было народное освободительное движение, которое охватило и ряд соседних областей, в частности, Бактрию. Александру Македонскому пришлось предпринять немало усилий, чтобы подавить восстание. Сам Спитамен, по преданию, был убит собственной женой, которая такой ценой хотела спасти свою жизнь и троих своих детей.

После смерти великого полководца Согд стал частью государства Селевкидов и Греко-Бактрийского царства.

Ученые не зря относят Согдиану во главе с Маркандой к одному из центров древних мировых цивилизаций. Раскопки, которые уже несколько десятилетий ведутся на Афрасиабе, дали немало интересных находок. На "дневную поверхность" были извлечены различные предметы, свидетельствующие, в частности, о заметном влиянии эллинистической культуры. Среди них высококачественная керамика, в том числе кубок с именем богини победы Ники, терракотовые головки Афины, бронзовые изделия, наконечники стрел, резные греческие геммы, монеты селевкидских и греко-бактрийских правителей.

Известно, что на стенах храмов, дворцов и домов знати Согдианы изображались сцены из эпических сказаний. Греческий автор Хорес Митиленский отмечал, что особенно популярной была легенда о любви согдийского юноши Зариадра и дочери скифского царя Одатиды.

Жители древней Согдианы исповедовали в основном зороастризм и в культурном слое города были найдены статуэтки богини плодородия Анахиты, разнообразные оссуарии - вместилища для останков огнепоклонников. Изображения колесницы, встречающиеся в настенных росписях и в золотых статуэтках из знаменитого Амударьинского клада, хранящегося в Британском музее в Лондоне, напоминают слова зороастрийского гимна из Авесты, воспевающего бога-солнце: "Мы поклоняемся Миртре, который выезжает на своей небесной колеснице с высокими колесами. Четыре белых бессмертных жеребца ведут ту колесницу, передние копыта их кованы золотом, задние - серебром".

Уже в эпоху эллинизма через согдийские города проходил знаменитый Великий шелковы путь, а Мараканда (Самарканд) находилась на главном перекрестке важнейших караванных дорог. Оживленные торговые связи оказывали сильное влияние на культуру соседних стран. Если согдийцы заимствовали из Китая шелководство, технологию производства бумаги, оружейное дело, то китайцы вывезли из Средней Азии семена и саженцы винограда, хлопчатника, люцерны. Отсюда, из Ферганской долины, поставлялись в Поднебесную империю неутомимые скакуны.

Жизнь согдийцев проходила почти в непрерывной борьбе с иноземными захватчиками. Древнеримский историк Квинт Курций Руф писал, что в Согдиане "много густо расположенных сел, так как плодородие почвы не только привязывает коренных жителей, но и привлекает пришельцев". А древнегреческий историк Флавий Арриан уточнял, какого рода бывают эти "пришельцы", в частности, скифы - "скифы эти жили в крайней бедности: не было у них ни городов, ни оседлого жилья; бояться за свои блага им было нечего, и потому склонить их на любую войну ничего не стоило". На территории Средней Азии на рубеже старой и новой эры складывались и распадалась государственные образования. Согдиана была членом политической конфедерации, куда входили около двадцати различных княжеств и вольных городов. В I веке нашей эры Согдиана, как и Бактрия, вошла в состав могущественного государства Великих Кушан. В это время все более усиливаются торговые связи согдийских городов, и в первую очередь Самарканда с Китаем и Индией. По Великому шелковому пути в Согд везут шелк, изделия из лака и кожи, нефрит и железо, пряности и благовония, а вывозят стеклянные изделия, драгоценности, ткани и ковры.

В духовной жизни Согдиана с древних времен была местом распространения и пересечения разных религий, в первых веках нашей эры зороастризм теснят новые мировые религии - буддизм и христианство. Известно, что в первые века нашей эры центр распространения христианства в Согде находился близ города Ургут, что в шестидесяти километрах от Самарканда. Именно здесь ученые обнаружили остатки несторианского монастыря. А в начале VII века китайский паломник Сюань Цзян, посетил в Самарканде буддийский монастырь и нашел его в упадке и запустении. Главным в этом сожительстве вероучений в кушанскую эпоху была их взаимная терпимость, толерантность. В Согдиане в религиозном смысле "расцветали все цветы", и это продолжалось до нашествия арабов, которые покончили со всяким свободомыслием в делах веры.

Спустя несколько веков Кушанская империя пала под натиском кочевых племен эфталитов, которые в свою очередь были сметены тюркскими племенами. С середины VI века Согдиана вошла в состав Тюркского каганата.

В этот период Согдиана была процветающим краем. Ведущее место в экономике занимало сельское хозяйство и, прежде всего, земледелие, основанное на искусственном орошении. И надо сказать, что в развитии ирригации древние согдийцы достигли больших успехов. Так, внутренняя часть Самарканда - шахристан снабжалась водой специальным оросителем, который отделялся от главного городского канала Чакардиза. В исторических источниках канал упоминается под названием "Джуи-Арзиз", или "Свинцовый проток". Это название произошло от того, что вода в город поступала по арочной эстакаде, которая поддерживала водопроводный акведук, покрытый сверху свинцом. Специальные надсмотрщики круглый год охраняли это уникальное гидротехническое сооружение, сложенное из жженого кирпича, которое не уступало и римским акведукам.

В горах Согда добывались золото, серебро, железо, олово, медь, ртуть, киноварь, самоцветы. И в ремесленном производстве ведущее место занимали отрасли, связанные с обработкой металла. Согдийские мастера славились мастерством в изготовлении самых разных изделий - серпов, ножей, наконечников копий и стрел, кинжалов и кольчуг, стремян и удил для боевых коней…

Согдийские ремесленники выделывали хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани. Особым успехом пользовались хлопчатобумажные ткани, которые изготавливались в селении Ведар близ Самарканда и которые расходилась не только по Средней Азии, но и за ее пределами. На азиатском рынке большой популярностью пользовалась и согдийская шелковая ткань "занданачи".

Во многих городах Согдианы при археологических раскопках найдены гончарные мастерские, в которых выделывалась поливная глазурованная керамика. Большого мастерства ремесленники достигли в изготовлении изделий из цветного стекла и писчей бумаги. По свидетельству современников, согдийцы были искусными торговцами. Они фактически держали в своих руках торговлю на всем восточном участке Шелкового пути от Мерва до берегов реки Хуанхэ. Самарканд, главный город страны, являлся одновременно торгово-промысловым центром и ведущим узловым пунктом на Великом шелковом пути. В нем сосредоточивалась наибольшее количество иноземных товаров, а также основная масса продукции местного ремесла.

Торговые связи Согда простирались и на Запад до Средиземноморья. Как свидетельствует византийский историк Менандр, посланцы из Согдианы во главе с купцом Маниахом древними степными путями в обход Ирана по северному берегу Каспия достигли Константинополя и установили дипломатические и торговые связи с Византией.

По словам китайского монаха-паломника седьмого века Сюань Цзяна, половина жителей Согдианы занималась земледелием, половина - торговлей. В Самарканде родившимся мальчикам намазывали язык "каменным медом", а на ладонь клали клей, чтобы она крепко держала денежку. С пяти лет они изучали книги, а когда подрастали, то их посылали учиться торговать. Достигнув двадцати лет, юноши уезжали в соседние владения, где могли надеяться на прибыльную торговлю.

Одной из древнейших форм торговли в Согде были ярмарки. Сюань Цзян в своих записках отмечал, что "ежегодно на большие ярмарки съезжались купцы из всех стран и там они обсуждали свои торговые дела, продавали и покупали". Здесь предлагались разные сорта хлопчатобумажных и шерстяных тканей, шелка и другие ткацкие изделия; кожи, среди которых особое место занимала шагрень, скорняжные и гончарные изделия, всевозможные поделки из дерева, металла и кости. Торговали рабами, лошадьми и крупным и мелким скотом. Из Самарканда вывозились золото, нашатырь, разные благовония, белый жемчуг, замша, ковры. На ярмарках торговали и с кочевниками. Основные места обмена устанавливались в пограничных со степью районах, куда тюрки пригоняли свой скот и привозили свои изделия и куда в свою очередь прибывали согдийские купцы для покупки и обмена.

Согдиана в первые века нашей эры славилась не только ремеслами и торговлей. В городах Согда процветали искусства и литература. Согдийская письменность была основана на использовании арамейского алфавита. Наиболее ранние согдийские тексты, дошедшие до нашего времени, относятся к началу IV века и представляют собой частную переписку, выраженную весьма литературным языком.

Сорок лет назад при раскопках одного из холмов Афрасиаба был обнаружен богатый дом, в котором стены были украшены росписью с изображением нарядно одетых всадников и всадниц, восседающих на слонах, верблюдах и лошадях. На одежде одного их мужчин, черты лица которого имеют этнические отличия от лиц других персонажей была согдийская надпись. Расшифровав ее ученые прочли текст гласящий: "Я чаганианский начальник канцелярии по имени Бур-Затак. Я прибыл в Самарканд с выражением почтения к самаркандскому царю. И вы не имейте совершенно никаких подозрений относительно меня - я хорошо осведомлен о самаркандских богах и письменности…".

Согдийские художники с воодушевлением изображали богатство и роскошь знатных господ. На стенах храмовых и дворцовых зал в Самарканде, Варахше и Пенджикенте они рисовали благородных вельмож в роскошных одеждах из парчи и шелка, в золотых венцах и поясах, с кинжалами у пояса, в драгоценных серьгах, ожерельях и браслетах, с изнеженными лицами и тонкими девичьими талиями, с золочеными чашами в изящных руках.

Такими их наяву видели и арабы, что возбуждало в них зависть и алчность и, без сомнения, вызывающая роскошь местной знати повлияла на размах арабских завоевательных походов.

Арабские армии дошли до Согдианы, прозванной ими "Садом победоносного халифа" в 651 году. Но здесь им предстояла длительная и трудная борьба. Лишь в 712 году Согд терпит поражение от мусульманских войск Кутейбы ибн Муслима. Согдийский ишхид (царь) - афшин Самарканда Диваштич не подчинился завоевателям и арабы назначили царем Гурека.

Диваштич удалился в свое родовое владение Пенджикент и там, в семидесяти километрах от города, на горе Муг он построил неприступный замок. Спустя десять лет наместник Хорасана эмир Саид аль-Хараши решил покончить с непокорным афшином. Арабы разрушили дворец и храм огня в Пенджикенте, разбили статуи, уничтожили настенные фрески, сожгли согдийские рукописи. Штурмом была взята крепость на горе Муг, а сам Диваштич попал в плен. Он был распят на стене мавзолея-науса близ современного города Акташ в Самаркандской области.

Арабы искоренили местные религии и сделали государственной религией ислам, согдийский язык вытесняется языком дари, письменность заменяется арабской графикой, этой своего рода "восточной латынью".

После Х века Согд, как название страны и области выходит из употребления и при тимуридах сохраняется лишь как название двух небольших рустаков к западу от Самарканда.