Вспомогательные глаголы в английском языке – это глаголы, не имеющие собственного лексического значения, с помощью которых образуются различные сложные формы глагола. К вспомогательным относят глаголы: to be, to have, to do, will (would), shall (should).

Вспомогательные глаголы сами по себе не имеют лексического значения, они лишь участвуют в построениии сложных форм, но обратите внимание, что глаголы to be, to have, to do могут использоваться как смысловые (в значениях “быть”, “иметь”, “делать”), в таком случае они будут иметь лексическое значение. Глагол to be также может употребляться как глагол-связка, а глаголы will (would), shall (should) – как модальные.

Вспомогательный глагол to be

Глагол to be – единственный глагол, имеющий особые формы в разных лицах и числах. Он может употребляться в качестве глагола-связки, вспомогательного глагола и смыслового глагола. Подробно о формах глагола to be (все формы даны в виде таблиц и карточек) читайте в .

Как смысловой глагол , to be используется в значении “быть”, “являться”:

Do you want to be our friend? – Вы хотите быть нашим другом?

I have to be at home now. – Я сейчас должен быть дома.

Как глагол-связка – в составном сказуемом (состоящем из to be + существительное, прилагательное или местоимение) на том месте, где в русском языке может употребляться глагол “быть” или “являться” (в русском языке он обычно опускается).

I am your friend. – Я ваш друг.

He is a doctor. – Он доктор.

We are not rich. – Мы не богаты.

Как вспомогательный, глагол to be используется:

1. Для образования всех времен Continuous и Perfect Continuous в действительном (активном) залоге.

I am looking for someone. – Я кое-кого ищу.

We were expecting a better result. – Мы ожидали результата получше.

I have been waiting for you for two hours. – Я ждал вас два часа.

2. Для образования всех форм .

The newspapers have been delievered. – Газеты доставлены.

The building is being constructed now. – Здание сейчас строится.

Вспомогательный глагол to have

Глагол to have может использоваться как смысловой в своем прямом значении “иметь”, “обладать”:

I have a big family. – У меня (есть) большая семья.

I don’t have time. – У меня нет времени.

Как вспомогательный , глагол to have используется для образования всех времен Perfect:

You have done a lot of work. – Ты проделал много работы.

We had finished the task by two o’clock. – Мы выполнили задание до двух часов.

I will have read the article by nine. – Я уже прочитаю статью к девяти часам.

Вспомогательный глагол to do

Глагол to do используется в качестве смыслового в значении “делать”, “заниматься”:

Подробнее о формах глагола to do читайте в статье .

He does what he wants. – Он делает , что хочет.

Just do it! – Просто сделай это!

Как вспомогательный , глагол to do используется:

1. Для образования вопросительной и отрицательной формы и всех глаголов, кроме вспомогательных и .

Do you understand me? – Вы меня понимаете?

My sister doesn’t trust her husband. – Моя сестра не доверяет своему мужу.

Did you see that? – Вы это видели?

We didn’t see anything. – Мы ничего не видели.

2. Для образования отрицательной формы повелительного наклонения.

Don’t touch the button! – Не трогай кнопку!

Don’t be late. – Не опаздывай.

3. Для усиления значения глагола в форме или в утвердительной форме.

Why did you say I don’t know your sister? I do know her. – Почему ты сказал, что я не знаю твою сестру. Я же знаю ее.

You don’t believe that I helped them, but I did help them. – Вы не верите, что я им помог, но я действительно им помог.

Вспомогательный глагол will (would)

Глагол will (would) может использоваться как модальный и вспомогательный.

Как вспомогательный он используется:

1. Глагол will – для построения всех форм будущего времени.

The winter will be cold. – Зима будет холодной.

I will be walking with my dog this evening. – Я буду гулять с собакой этим вечером.

2. Глагол would – для построения форм будущего времени в прошедшем (Future in the Past).

He said that the winter would be cold. – Он сказал, что зима будет холодной.

She said that she would be walking with her dog. – Она сказала, что будет гулять со своей собакой.

Вспомогательный глагол shall (should)

1. Вспомогательный глагол shall используется для построения форм будущего времени (то есть вместо will) с 1-м лицом единственного и множественного числа:

I shall meet you at the gate. – Я встречу вас у ворот.

We shall discuss it later. – Мы обсудим это позже.

2. Вспомогательный глагол should используется для построения форм будущего в прошедшем (то есть вместо would) с 1-м лицом единственного и множественного числа:

I told him that I should meet him at the gate. – Я сказал ему, что встречу его у ворот.

They said that we should discuss it later. – Они сказали, что мы обсудим это позже.

В современном английском языке во всех этих случаях используются will и would. Вспомогательные (не модальные, а именно вспомогательные) глаголы shall, should могут встретиться в книгах о старой доброй Англии, фильмах о Шерлоке Холмсе и советских учебниках английского языка.

Вспомогательные глаголы (auxiliary verbs) – это глаголы-помощники. Они выражают только различные грамматические значения. Вспомогательные глаголы очень важны, поскольку именно они показывают время, число, лицо и залог. Они употребляются вместе со смысловыми глаголами, которые выражают само действие.

Какие же есть вспомогательные глаголы в английском языке?

В первую очередь, конечно, to be , to have и to do , которые используются практически повсеместно, а также модальные глаголы: can, could, may, might, must, shall, should, ought to, will и would.

To be, to do и to have отличаются от других вспомогательных глаголов тем, что могут употребляться в предложении еще и как смысловые глаголы.

Рассмотрим подробнее глаголы to be, to do и to have. (О модальных глаголах мы расскажем в отдельной статье).

Вспомогательный глагол TO BE

Как и где используется?

Вспомогательный глагол to be используется как в утвердительных, так и в вопросительных и отрицательных предложениях во временах группы Continuous, а также в образовании всех времен в пассивном залоге.

Особенности формы:

В таблице ниже можно увидеть все формы глагола to be в Present Simple. Именно эти формы участвуют в образовании времени Present Continuous.

I am (=’m) am not (‘m not)
We / You / They are (= ‘re) are not (aren’t / ‘re not)
He / She / It is (= ‘s) is not (isn’t / ‘s not)

С формами глагола to be в Past Simple можно ознакомиться в таблице ниже. Именно эти формы участвуют в образовании времени Past Continuous. Отрицательная форма также образуется путем прибавления частицы not.

I / He / She / It was was not (= wasn’t)
We / You / They were were not (=weren’t)

В вопросительных предложениях глагол to be употребляется перед подлежащим. В кратких ответах на общие вопросы (= вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет») — после подлежащего. Это касается и Present Simple, и Past Simple (и, соответственно, Present Continuous и Past Continuous).

Например:

Is he writing a letter now?

-Yes, he is. / No, he isn’t.

Was he doing his homework at 6 p. m. yesterday?

-Yes, he was. / No, he wasn’t.

NB : в кратком утвердительном ответе используется полная форма глагола to be (are, was etc.), a в кратком отрицательном ответе, как правило, сокращенная (aren’t, wasn’t etc.).

Отрицательная форма повелительного наклонения образуется при помощиdo not (don’t) , т. е. по общему правилу.

Например:

Don’t be sad. = Не грусти(те).

Также to be участвует в образовании времен в пассивном залоге.

Например:

The dinner is being served now.

The book was read yesterday.

Вспомогательный глагол TO DO

Как и где используется?

Вспомогательный глагол to do используется в вопросительных и отрицательных предложениях, в кратких ответах на общие вопросы, а также в утвердительных предложениях для усиления эмоциональной окраски высказывания во временах Present Simple и Past Simple.

Особенности формы:

В Present Simple глагол имеет однy форму для местоимений I / you / we / they и другую форму для He / She / It и в утвердительных, и в отрицательных предложениях. Отрицательная форма образуется путем прибавления частицы not. В таблице ниже можно увидеть, какие есть формы у глагола to do в Present Simple.

В вопросительных предложениях глагол to do (в соответствующей форме) употребляется перед подлежащим и в Present Simple, и в Past Simple. В кратких ответах на общие вопросы — после подлежащего.

Do you work long hours?

Yes, I do. / No, I don’t.

-Did he tell you about it?

Yes, he did. / No, he didn’t.

Также to do используется для усиления эмоциональной окраски в утвердительных предложениях. В таких предложениях после to do употребляется первая форма смыслового глагола (инфинитив без частицы ‘to’).

Например:

I do love yoga! = Я действительно / в самом деле люблю йогу!

He does appreciate it! = Он в самом деле ценит это!

We did try to help! = Мы действительно пытались помочь!

В таких предложениях очень важно делать акцент на глаголе to do (= произносить его громче и более высоким голосом, чем обычно).

Вспомогательный глагол TO HAVE

Как и где используется?

Вспомогательный глагол to have используется в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях, а также в кратких ответах на общие вопросы во временах группы Perfect.

Особенности формы:

Рассмотрим, как употребляется глагол во временах Present Perfect и Past Perfect.

Во времени Present Perfect глагол to ha ve имеет одну форму для местоимений I / you / we / they и другую форму для местоимений he / she / it . Отрицательная форма образуется путем прибавления частицы not.

I / You / We / They have have not (=haven’t)
He / She / It has has not (= hasn’t)

NB: важно помнить, что если глагол have употребляется как смысловой во времени Present Simple, то отрицание строится путем добавления частицы not к вспомогательному глаголу do , а не have.

Например:

She doesn’t have any time.

Однако если в предложении употребляется конструкция have got , то отрицание строится по правилу, описанному в таблице выше. Например: She hasn’t got a car.

Во времени Past Perfect форма у глагола to have одна для всех лиц и чисел. Отрицательная форма также образуется путем прибавления частицы not.

I / You / We / They / He / She / It had had not (=hadn’t)

В вопросительных предложениях глагол to have употребляется перед подлежащим и в Present Perfect, и в Past Perfect. В кратких ответах на общие вопросы — после подлежащего.

Например:

-Has she bought a car yet?

-Yes, she / No, she hasn’t.

Had he made dinner before 6 p.m.?

Yes, he had. / No, he hadn’t.

В этой статье мы разберем гласные буквы и гласные звуки , а также такие явления как слабая и сильная редукция .

10 букв русского алфавита называются гласными , т.к. передают звук, который образуется с обязательным участием голоса и без преграды со стороны речевого аппарата, — гласный звук. Но гласных звуков в русском языке не 10, как букв, а 6: [А], [И], [О], [У], [Ы], [Э]. Остальные гласные буквы: Е, Ё, Ю, Я — обозначают по два звука, т.к. каждая из них начинается с согласного Й (йот), почему и называется йотированной: Е = [Й] + [Э], Ё = [Й] + [О], Ю = [Й] + [У], Я = [Й] + [А].

Йотированные гласные обозначают два звука в следующих случаях:

1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья );

2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя );

3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно ).

Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь ). Сам же согласный звук [Й] может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский ), а также звук [Й] встречается после гласного перед гласным И. Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь : семья — семьи, соловья — соловьи.

Русские гласные (по сравнению с фонетическими системами других языков) обладают оригинальными свойствами: а) все они образуют слоги (мо-е-го ); б) три из них ([А], [О], [Э]) в безударном положении произносятся не так внятно, как под ударением, т.е. редуцируются.

Редукция бывает слабой и сильной. Слабая редукция наблюдается:

а) в абсолютном начале слова: она [АНА] ;

б) в первом предударном слоге, т.е. слоге, расположенном перед ударным: в окно [ВАКНО] (слово с простым предлогом рассматривается как фонетическое целое).

В этих случаях первая буква О обозначает звук, схожий с [А], потому в транскрипции он и передается значком [А]. Звук [Э] в этой позиции напоминает [И] и передается значком [И]: леса [ЛʼИСА] = лиса [ЛʼИСА]. Слабо редуцированные звуки [А], [О], [Э] могут передаваться на письме и соответствующими буквами А, О, Э и буквами Я, Е, стоящими непосредственно после согласного (Ё не передает редуцированного звука, т.к. всегда упорно, но чередуется с Е): лёд — ледок [ЛʼИДОК], мелко — обмелеть [АБМʼИЛʼЕТʼ], мяч — мяча [МʼИЧА].

Сильная редукция наблюдается:

а) в любом заударном слоге (запад, вечером)

б) во втором предударном слоге (небеса, телевизор).

Сильно редуцированные звуки произносятся почти одинаково, и качество их звучания зависят от твердости или мягкости предшествующего им согласного. Сильно редуцированный гласный, стоящий после твердого согласного, передается в транскрипции значком [Ъ] ; сильно редуцированный гласный, стоящий после мягкого согласного, передается в транскрипции значком [Ь].

Запомним:

1) Не редуцируются в русском языке гласные звуки [И], [Ы], [У].

2)Звуки, которые не подвергаются редукции, могут быть переданы на письме буквами И, Ы, У, Ю.

3) Редуцируются звуки [А], [О], [Э].

4) Редуцированные звуки могут быть выражены буквами А, О, Э, Е, Я.

5) Значки [Ъ] и [Ь] в транскрипции означают совсем не то, что Ъ и Ь на письме.

Марина Владимировна Чеканова
Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы»

Чеканова М. В., учитель – логопед

г. Нефтеюганск

Подготовительная группа

Тема : «Йотированные гласные »

Цель : систематизировать знания детей о йотированных гласных буквах ЕЁЮЯ в начале слова в сильной позиции.

Задачи :

Образовательная :

Умение определять звуки в начале слова в сильной позиции, обозначая сочетание звуков буквами .

Коррекционно-развивающая :

Развивать фонематический слух через дифференциацию йотированных гласных ;

Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику пальцев рук с помощью гимнастики с биоэнергопластикой.

Воспитательная :

Воспитывать умение отвечать полным ответом, слушать ответы товарищей.

Методы :

Словесные – беседа, объяснение.

Наглядные – мультимедийная презентация, камни-звуки, слогов , элементы букв , модели домов с буквами Е ,Ё,Ю,Я

Практические – выполнение артик. упражнений, заданий на определение последовательности звуков, слогов ; построение букв .

Технологии :

Здоровьесберегающие (артикуляционная, дыхательная гимнастика, физминутка)

Компьютерные технологии (слайдовая презентация)

Игровые (дидактические игры, словесные)

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Вводная часть.

К нам пришли гости, поздороваемся с ними.

Как ещё можно поприветствовать?

Добрый день, здравствуйте, привет, рад встречи

А йоги, например, здороваются в таком положении. (слайд)

А кто такие йоги?

Поработаем как йоги, только не ногами, а руками и своими языками.

Артикуляционная гимнастика

Основная часть.

1. Составьте предложение о йогах. (СХЕМА)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

Как слова отделяются друг от друга? (Паузами. Сколько пауз, столько слов)

2. Назовите слово, в котором есть звук Й.

Назовите первый звук в слове ЙОГИ.

Какой он, вспомним.

Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков ?

Физминутка.

Разделитесь на две команды : Команда И-краткая, команда гласных .

Перед вами два дерева – с красными яблоками (модели артикуляции гласных ) и с зелеными. Чья команда быстрее сорвет яблоки.

Команды стоят напротив друг друга, в руках держат «звуки-яблоки»

Сможем ли мы объединить И –краткий звук с гласными ? (ответы детей)

Выясним

Посмотрите на экран. Назовите первый звук в слове ЯБЛОКИ, второй.

Звуки ЙА.

Выйдите те ребята, у которых в руках эти «звуки -яблоки» .

Аналогично с другими йотированными буквами

ЁЖИК, звук ЙО.

Юбка, звук ЙУ.

Ель, звук ЙЭ.

Вывод : Объединился ли и-краткий с гласными звуками в начале слова?

Что происходит, когда произносим два звука? (Сначала небольшое препятствие, запинка, а потом звук тянется)

Игра «Запинки»

В каких случаях мы услышали 2 звука в словах?

3. Игра «Заселим звуки в дом» .

У каждого дома своё название.

Какие звуки заселим в дом с буквой Я ? (ЙА, Ё (ЁО, Ю (ЙУ)

Вывод : С какими буквами «дружат» звуки ЙА буквой Я )

4. Игра «Назови слова»

Назовите слова, которые начинаются на звуки ЙА (яблоко, яхта, Яна, Яша)

ЙО (ёжик, ёж, ёлка, ёрш)

ЙЭ (ель, енот, еда, Емеля)

ЙУ (Юля, юла, Юра, юмор, юный)

Заключительная часть.

Какие буквы обозначаются двумя звуками в начале слова? (Е,Ё,Ю,Я)

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: "Гласные и согласные звуки". Игра в слова. Сказка "Куроч ка-Ряба". цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

Гласные в русском языке немногочисленны, однако орфографических правил, касающихся их, достаточно много. Эти буквы встречаются в различных частях слова и в сочетании с различными согласными. Особые затруднение вызывают гласные после шипящих. Правил здесь достаточно много, постараемся их систематизировать и привести конкретные примеры. Также много споров вызывает йотированная гласная. После гласной такого рода, как правило, пишется разделительный Обычно орфограммой считается та буква, которая стоит в слабой позиции (т.е. под ударением), однако в сочетании с шипящими и сильная позиция может вызвать много вопросов. Поэтому разбирать правила будем для гласных как в сильной, так и в слабой позиции.

Йотированные гласные

Для начала разберем, что такое йотированная гласная. После гласной, в начале слова или перед твердым либо мягким знаком подобные буквы произносятся со звуком [й] в начале: [йо]ж (еж), вран’[йо] (вранье), пле[йа]да (плеяда).

Это е, ё, ю, я , а также и . Последняя гласная после гласной имеет йотированное оформление, а также в начале слова, а вот или после мягкого и твердого знаков - нет. Например, Зина[йи]да (Зинаида), но [и]горь.

Е после гласной дает также йотированный звук: по[йэ]хал, во[йэ]нный.

Буквы а, у после шипящих

Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением. Это ж, ш, щ, ч, ц .

Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, [ж], [ш]) либо из исконно твердых стали мягкими ([ч]).

Этим и объясняется стоящая после них гласная. После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а или у (употребление я или ю считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.

Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.

Правописание и, ы после шипящих

Следует помнить, что после всех шипящих, кроме ц , пишется только буква и . После гласной может идти любой согласный или другой

Например: жирный, животное, жизнь, широкий, фашист, малыши, щит, плащи, лещи, чистка, мечи, читать.

Есть в правиле и исключения, они касаются имен собственных, в них может писаться ы . Например, вьетнамское имя Чыонг.

И или ы в сочетании с ц

Разберем, какие следует писать гласные после ц . Буква ы пишется в следующих случаях:

  1. Если она стоит в окончании существительного либо прилагательного. Например: три столицы, молодцы-удальцы, куцый мех, узколицый человек, соленые огурцы.
  2. В именах собственных и нарицательных, имеющих суффикс -ын либо -цын-: Царицыно, Голицын, лисицын хвост, куницын мех.
  3. В некоторых словах-исключениях: цыган (и все его производные), цыпленок, цыкнуть, на цыпочках.

В фамилиях и либо ы после ц не регламентируется правилом, только правоустанавливающими документами, в которых и указано корректное написание. Допустим, в фамилиях Куницын, Старицын пишется ы , а Ельцин или Вицин необходимо писать через и .

Теперь разберем случаи, когда после ц требуется употреблять и . Это все те, которые не попадают под перечисленные выше правила.

  • Корни слов (кроме исключений, перечисленных в пункте 3 предыдущего правила). Например: цифра, цирк, цигейка, специфический, цилиндр, Циолковский, вакцина.
  • Суффиксы иноязычного происхождения: конституция, революция, организация, интерпретация, медицина, маршрутизация, кальцит.
  • В качестве связки между частями сложного слова и в аббревиатурах также пишется и : ВЦИК, специнтервью, блицинформ.

Ударное положение о, е в сочетании с шипящим

В сильной позиции для передачи звука [э] после шипящих следует писать е . Например: жемчуг, жесть, шепчет, шелест, щель, щебень, цель, центнер, челюсть, честь.

Гласные о/е после шипящих подчиняются своим правилам.

Для начала разберем, когда следует писать о .

  1. Если она является частью окончания имен существительных или прилагательных (баржой, межой, плечо, ружьецо, чужой, большой), а также суффиксом наречий: горячо, свежо.
  2. Если является суффиксом имени существительного. Перечислим варианты таких морфем: -ок- (дружок, кружок, пирожок, прыжок); -онк- (книжонка, бумажонка, деньжонка, девчонки, мальчонки, бочонки); -онок-/-чонок- (бочонок, галчонок, зайчонок, барсучонок); -оныш (как правило, это просторечные слова: ужоныш, малышоныш); -овк- (плащовка, бойцовка, мелочовка); -об- (трущоба, чащоба); -отк- (трещотка) и последний суффикс -овщин- требует при себе окончания а : поножовщина.
  3. Если является -ов-: грошовый, моржовый, парчовый. Сюда же относятся существительные, произошедшие от этих слов, оканчивающиеся она -овка-/-овник-: циновник, парчовка, грошовка, грушовка, речовка. также суффикс -ов- часто встречается и в фамилиях. Здесь стоит ориентироваться на документы, данные при рождении. Так, может писаться Борщов и Борщев, Хрущов и Хрущев, Кумачов или Кумачев.
  4. Если является наречием или прилагательным с суффинксом -охоньк-: малехонький (малехонько), свежохонький (свежохонько). Эти слова являются просторечными.
  5. Если является беглым в существительных и наречиях: жор (жрать); ожог (жгу); рожон (рожна); кишки (кишок - родительный падеж).
  6. Если слово является заимствованным и гласные после шипящих у него в корне: джокер, шорты, анчоус, мажор, Джойс (имена собственные также подчиняются этому правилу).

Когда под ударением следует писать е?

Перечислим случаи, когда в корне после шипящей следует писать е :

О и е в безударном положении

Что касается правописания о или е в безударном положении, то необходимо запомнить, что в слабой позиции следует писать ту букву, которая слышится в сильной. Это касается как корней: жестянка - жесть; шерстянка - шерсть; желтеть - желтый; так и суффиксов: ключевой, плащевой, бичевой; и окончаний: мужем, сторожем, рыжему.

Следует запомнить иноязычные слова, в которых в безударной позиции пишется о : мажордом, шоссе, шокировать, лечо, Шопен, пончо, банджо и другие. Их написание следует сверять с орфографическим словарем.

О и е в сочетании с ц

После буквы ц стоящие в слабой позиции о и е проверяются сильной позицией: цедить - цедит, цензура - цензор, цеховой - цех. Также: перцовый, бойцовый, пыльцовый.

Слова иноязычного происхождения могут содержать безударную о после ц : меццо, скерцо, герцог.

Цокотать пишется через о (цокот).