Историю становления советской автомобильной промышленности начинали писать хрупкие, маломощные и ныне забытые грузовики Московского автозавода АМО, предшественника ЗИСа и ЗИЛа, признанные сегодня полностью утерянными «архи-раритетами». Несмотря на то, что простые и непритязательные машины АМО являлись точными копиями случайных и не самых лучших иностранных аналогов и не отличались высокими эксплуатационными качествами, почти все они поступали в Красную армию. В условиях острой нехватки транспортных средств в РККА эти грузовики вынесли не только невзгоды военной службы, но и послужили первой базой для достаточно совершенной армейской автотехники и первых полностью отечественных бронемашин.

АМО-Ф-15 (1924–1931 гг.)

Мы упоминали, что в первые годы после Октябрьской революции завод АМО собирал 1,5-тонные грузовички FIAT-15 Ter из привезенных из Италии сборочных комплектов, но их запасы быстро иссякли. Освоив собственное изготовление большинства агрегатов, в конце 1924 года завод представил первые советские грузовики АМО-Ф-15 с правосторонним расположением органов управления. Официально сообщалось, что они полностью собраны из отечественных узлов, и потому их выпуск считался важнейшей победой молодой Республики Советов в деле создания отечественной автомобильной индустрии. На самом деле к советским деталям можно было отнести лишь округлый капот, увеличенный радиатор, открытую кабину с цельным лобовым стеклом да заграничный карбюратор.

Серийное производство АМО-Ф-15 развернулось в марте 1925-го, и затем автомобили прошли несколько стадий модернизации. К концу года капот стал более низким и плоским, затем появились закрытая кабина с жесткой крышей и упрощенный деревянный кузов, электрический стартер, а рулевое колесо переместилось на левую сторону. До 1931 года было собрано около семи тысяч машин.

Варианты и военные исполнения АМО-Ф-15

В первый же год производства 1,5-тонный АМО-Ф-15 был принят на вооружение РККА и сразу стал основным отечественным легким многоцелевым военным грузовиком. Он выполнял практически все функции от доставки в кузове 12 человек личного состава, боеприпасов, продовольствия, минометов и легких пушек до работы в качестве штабных машин, легкого артиллерийского тягача или шасси для спецкузовов, надстроек и вооружения.

На долю АМО-Ф-15 пришлось создание практически всех принципиально новых видов специальных машин военного назначения, которых в вооруженных силах СССР до тех пор не существовало.

Одной из первых специальных армейских машин в 1926 году стал штабной автомобиль АМО-Ф-15Ш с открытым четырехдверным кузовом с задним багажником и глухим брезентовым тентом с целлулоидными стеклами. В его кузове размещались откидной столик и карманы для карт, под основными электрическими фарами устанавливали две дополнительные небольшого размера. Скорость автомобиля в загруженном состоянии не превышала 42 км/ч.

На стандартном шасси АМО-Ф-15 различные предприятия небольшими партиями выпускали первые советские санитарные машины, поступавшие для пробной эксплуатации в медицинские подразделения Красной армии. Они оказались слишком неудобным, а жесткая подвеска обычного грузовика совершенно не отвечала требованиям по перевозке больных и раненых.

Автомобильный завод № 6 Автопромторга, известный как Миусский завод пожарных машин, с 1927 года на базе АМО-Ф-15 собирал простые пожарные линейки с водяными насосами, лестницами и рукавными катушками, служившие в военизированных противопожарных командах крупных объектов и городов СССР. Аналогичные машины собирал ленинградский завод «Промет».

На автомобилях АМО-Ф-15 размещались аэродромные стартеры, осветительные и радиовещательные установки. В специальных фургонах монтировали оснащение первых советских полевых мастерских-летучек для мелкого ремонта автобронетанковой техники, полевых радиостанций, генераторных установок, автокухонь. Автобусы на этом шасси служили для транспортировки военнослужащих и переоборудования салона под мобильную радиостанцию.

1 / 4

Аэродромный стартер для заводки двигателей легких самолетов

2 / 4

Полевая радиовещательная станция с автономным силовым агрегатом

3 / 4

Возимая бензоэлектрическая установка в кузове грузовика АМО-Ф-15

4 / 4

Войсковой автобус на базе АМО-Ф-15 для перевозки военнослужащих

На парадах 1928–1930 годов впервые были представлены грузовики АМО-Ф-15 с одиночными и спаренными пулеметными установками Maxim, минометами и зенитными прожекторами.

В 1929 году на Красной площади появились первые опытные звукоулавливающие установки с четырьмя рупорами, позволявшие обнаруживать самолет противника на расстоянии до 25 километров, но пока не способные определять направление их перемещения.

В 1928 году в Красную армию стали поступать первые советские легкие бронеавтомобили БА-27, созданные на специальном усиленном и доработанном шасси АМО-Ф-15СП, сменившие ранее состоявшую на вооружении РККА колесную бронетехнику иностранного и дореволюционного производства.

Серийный БА-27 снабжался клепаным бронекорпусом Ижорского завода с шестигранной башней и скорострельной пушкой от легкого танка МС-1 и 7,62-мм пулеметом конструкции В. А. Дегтярева. Первые партии снабжались вторым постом управления. Боевая масса бронеавтомобиля составляла 4,4 тонны, максимальная скорость по ровной дороге - 45 км/ч. Таких броневиков собрали 215 штук.

Эти бронеавтомобили сыграли важную роль в оснащении Красной армии новой бронетехникой, участвовали в боях с басмачами в Средней Азии, принимали участие в разрешении военного конфликта на КВЖД в Китае.

Уже к середине 1920-х годов стало ясно, что устаревший «советский ФИАТ» не сможет решить всех транспортных и войсковых проблем СССР. Для поиска прототипа нового более солидного грузовика летом 1928 года в США выехала советская делегация, которая выбрала простой и надежный 2,5-тонный автомобиль Autocar SA с 60-сильным двигателем Hercules, собиравшийся из узлов и деталей производства различных американских фирм. Одним из его конкурентов был немецкий Mercedes-Benz. И если бы выбрали его, то вся история советского грузового автомобилестроения пошла по-другому…

К началу 1930-х относится бурная деятельность по внедрению на заводе АМО не лучшего, но дешевого американского грузовика. Его первым и прямым наследником стал автомобиль АМО-2 . Несмотря на короткий период сборки, он послужил базой различных автоцистерн, авторазливочной станции для проведения химической очистки оружия и боевой техники, пожарных машин и первых отечественных зенитных прожекторов.

Вскоре его сменил «целиком и полностью советский» вариант АМО-3, собранный из узлов и деталей отечественного производства и впоследствии ставший прототипом легендарной трехтонки ЗИС-5.

АМО-3 (1931–1934 гг.)

Новый 2,5-тонный грузовик АМО-3 получил советский шестицилиндровый мотор в 60 сил, сухое двухдисковое сцепление, четырехступенчатую коробку передач, деревянную кабину с металлической обшивкой и даже компрессор для подкачки шин. Его производство продолжалось в течение четырех лет, в течение которых на его шасси создали десятки новых видов специальной военной техники.

Варианты и военные исполнения АМО-3

Стандартный бортовой автомобиль АМО-3 был принят на вооружение РККА в 1932 году и на короткое время стал основным средним грузовиком вооруженных сил СССР.

Он послужил основой простых полевых мастерских, инженерных машин и топливных автоцистерн с ручными перекачивающими насосами для заправки автобронетанковой техники в полевых условиях. На базе АМО-3 были созданы модернизированные авторазливочные станции, автодегазатор горячим воздухом для термической чистки обмундирования и снаряжения, первые советские душевые установки, водогрейные котлы, а также прототип боевой химической машины для заражения и дегазации местности.

1 / 3

Армейская полевая мастерская в кузове автомобиля АМО-3 с тентом

3 / 3

Автодегазатор АГВ для термической очистки войсковой одежды и обуви

На безбортовом грузовике АМО-3 размешался оригинальный механический укладчик двухколейной деревометаллической ленты дорожного полотна для преодоления обычными автомобилями труднопроходимых участков местности. Для ее установки в передней части машины и над кабиной была смонтирована пространственная трубчатая конструкция с роликами, по которым дорожная лента при медленном передвижении укладчика вперед продвигалась с кузова под его колеса и укладывалась на песчаную или болотистую поверхность.

В 1932-м в Военно-транспортной академии РККА на АМО-3 разработали первый советский армейский полноповоротный автокран с пространственной решетчатой стрелой. Его оборудовали самым совершенным для своего времени электрическим приводом рабочих органов от собственного электрогенератора, приводившегося от трансмиссии автомобиля, открытым постом управления и четырьмя откидными опорами.


В том же 1932 году началось изготовление длиннобазного автобусного шасси АМО-4 , которое в РККА пригодилось для перевозки и монтажа крупногабаритного военного оснащения или вооружения. Для этого служили специальные низкобортные деревянные кузова, в которых размещались полевые мастерские, авторазливочные станции, опытные спаренные 25-мм зенитные пушки и первые образцы звукоулавливателей и зенитных прожекторов.

Это же шасси послужило базой открытых линеек «Пожарный автодоровец» двойного назначения, ставших предшественниками известной пожарной машины ПМЗ-1. Их оборудовали продольными скамьями на 12 человек, центробежным насосом, цистерной на 360 литров воды, задней и боковыми рукавными катушками.

В 1933-м в рамках проекта тяжелого четырехтонного автомобиля на базе серийного грузовика АМО-3 были построены две опытные трехосные машины АМО-6 с разными системами привода двух задних ведущих мостов. Специально для них был разработан пушечный бронеавтомобиль, но воплощение этой идеи в металле состоялось, когда АМО-6 превратился в известную трехоску ЗИС-6.

Одной из самых необычных машин на шасси АМО стал прототип одного из первых советских полугусеничных военных тягачей, воплощавших передовые иностранные достижения. Для этого в 1930 году во Франции закупили два артиллерийских тягача фирмы SOMUA (в СССР их называли «Сомуа») с передней ведущей звездочкой гусеничного движителя. Один из них, перевернув задом наперед, установили на укороченное шасси АМО-2, создав отечественный вариант АМО-Сомуа с задними ведущими зубчатыми колесами.

Обе машины, французская и советская, прошли сравнительные испытания. Лучшей оказалась заграничная версия, а наш тягач признали непригодным к боевому применению. Через некоторое время его доработанная версия получила обозначение «ЗИС-Сомуа».

На заглавной фотографии - грузовики AMO-3 на параде Советских войск в Монголии в 1933 году.
В статье использованы только аутентичные иллюстрации

4 Система питания: карбюратор Зенит-42 Охлаждение: жидкостное Клапанной механизм: нижнеклапанный Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1-2-4-3 Главная передача - коническая, прямозубая

Характеристики

Массово-габаритные

Динамические

Макс. скорость: 50 км/ч

На рынке

Другое

Первую машину собрали в ночь на 1 ноября 1924 года, а днём 6 ноября закончили сборку десятой, последней машины предсерийной партии. 7 ноября 1924 года эти 10 машин, выкрашенных в красный цвет, приняли участие в пролетарской демонстрации на Красной площади в Москве, а 25 ноября, в полдень, три машины из первой десятки (№ 1, № 8 и № 10) отправились с Красной площади в первый для советских машин испытательный пробег по маршруту: Москва – Тверь – Вышний Волочек – Новгород – Ленинград – Луга – Витебск – Смоленск – Рославль – Москва. Успех автопробега подтвердил достаточный уровень качества продукции АМО и с марта 1925 года началось серийное производство автомобилей АМО-Ф-15 – в 1925 году изготовили 113 машин, а в следующем, 1926 году – уже 342 экземпляра .

Производство постепенно возрастало, и к 1931 году было сделано 6971 экз. АМО-Ф-15 из которых 2590 ед. было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15 - за время производства автомобиль дважды модернизировался: в 1927 году (внедрены более комфортная кабина и «сухое» сцепление, упрощён рулевой механизм) и в 1928 году (появились электрические стартер, фары и сигнал, упрощена система питания) .

С 1930 года АМО-Ф-15 выпускался параллельно со сборкой из американских комплектующих 2,5-тонных грузовиков АМО-2 и был снят с производства только в 1931 году, когда ему на смену пришёл, полностью состоящий из советских комплектующих, АМО-3 .

Конструкция

АМО-Ф-15 представлял собой двухосный заднеприводный грузовой автомобиль малой грузоподъёмности - при движении по шоссейным дорогам грузоподъёмность составляла до 1,5 тонн, по грунтовым - до 1 тонны. Машина отличалась сравнительно небольшими габаритными размерами (5050×1760×2250 мм) и массой (в снаряженном состоянии - 1920 кг, полный вес - 3570 кг).

  • Уменьшен на 80 мм с целью увеличения клиренса диаметр маховика двигателя (у FIATа - 590 мм, у АМО-Ф-15 - 510 мм) при сохранении его веса.
  • Снижена масса поршней и шатунов, изменена форма поршневого пальца и его посадка.
  • Увеличена площадь радиатора, чтобы компенсировать уменьшение диаметра маховика, служившего вентилятором и исключить перегрев.
  • Изменили форму капота (вследствие увеличения площади радиатора) и упростили конструкцию затворов его боковин.
  • Колёса с деревянными спицами заменены на более долговечные штампованные дисковые.
  • Итальянский карбюратор был заменён на «Зенит №42», выпускавшийся 4-м Государственным автомобильным заводом.
  • Изменилась конструкция сцепления.
  • Бензобак был перенесен с переднего щита под сиденье водителя, при этом вместо подачи топлива самотёком была внедрена принудительная с помощью вакуум-аппарата (в 1928 году от этого решения отказались, вернув "родную", FIAT-овскую систему).
  • Для упрощения ремонта обеспечили возможность по отдельности демонтировать бортовую платформу, будку водителя, боковины и торпедо.

Двигатель

Силовой установкой являлся 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель с вертикальным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов. Мощность двигателя - 35 л.с. при 1400 об/мин, максимальный крутящий момент - 18,5 кг×м при 1200 об/мин . Максимальное число оборотов мотора - 1700 об/мин . Охлаждение двигателя - жидкостное, с центробежным насосом (помпой). Система смазки - под давлением, с шестерёнчатым насосом.

Цилиндры двигателя отливались одним блоком заодно с рубашкой охлаждения и съёмной головки не имели. При этом сверху блока цилиндров крепилась крышка, после снятия которой, можно было очистить рубашку от накипи. Блок цилиндров крепился к верхней части алюминиевого картера. Картер снабжался лапами для крепления к раме в четырёх точках. Нижний картер отливался из алюминиевого сплава. Поршни - чугунные, шатуны - стальные, трубчатые. Коленчатый вал - стальной, кованый, с наклонными щёчками (на ранних машинах коленвал имел прямые щёчки и вырезался из сплошного куска), устанавливался на трёх коренных подшипниках. Ось коленчатого вала была смещена на 10 мм по отношению к осям цилиндров . На носке коленчатого вала устанавливалась пусковая рукоятка, а на хвостовике - насаживался литой стальной маховик большого диаметра, восемь спиральных спиц которого имели форму лопастей вентилятора и создавали поток охлаждающего воздуха через радиатор . Такое расположение вентилятора (позади двигателя) при переднем расположении радиатора требовало особого, герметичного кожуха и плотного (без щелей) прилегания боковин капота к каркасу .

Система питания - карбюратор «Зенит №42». В зависимости от времени года рекомендовалось регулировать систему питания путём замены жиклёров в карбюраторе.

В качестве топлива использовался недефицитный низкооктановый автомобильный бензин. До 1928 года питание двигателя топливом - из бака, расположенного под сиденьем водителя, с помощью вакуум-аппарата. С 1928 года система питания была упрощена - бензин подавался самотёком из бака, установленного на переднем щите . Вместимость топливного бака 70 литров. Запас хода по топливу при движении по шоссе составлял около 300 км.

Трансмиссия

Электросистема

Первоначально машина не имела электрических стартера, освещения и звукового сигнала: пуск производили рукояткой, для освещения служили ацетиленовые фонари, а сигналы подавались ручным клаксоном . С 1928 года устанавливается электрические стартер, фары, сигнал - все фирмы «Сцинтилла» . Электросистема - с аккумулятором , однопроводная, напряжением 6 В, с положительным выводом аккумуляторной батареи на корпус.

Кабина и органы управления

Автомобиль имел рулевое управление с правым расположением руля. Внутри обода рулевого колеса на зубчатых секторах монтировались рычаги ручного газа и опережения зажигания. При этом до 1927 года рычаги переключения передач и ручного тормоза располагались за правым бортом кабины. В 1926 году рычаг КПП перенесли в кабину , в то время, как рычаг ручного тормоза ещё оставался снаружи . Позже в кабину перенесли и рычаг тормоза .

Машины первых выпусков имели двухместную деревянную кабину с брезентовым тентом. С 1927 года перешли к цельнодеревянной кабине с жёсткой крышей, боковинами и задней стенкой. С боков кабина остекления не имела. Единственная дверь располагалась слева (правый борт был занят запасным колесом и рычагами управления). Дверь не имела наружной ручки - чтобы открыть её, приходилось просовывать руку внутрь кабины .

Грузовая платформа была деревянной, с тремя открывающимися бортами .

Недостатки

Машины на шасси АМО-Ф-15

С началом серийного производства АМО-Ф-15 на его шасси начали выпускать , :

  • кареты скорой помощи - с 1925 года;
  • десятиместные открытые автобусы для южных районов (так называемые «шарабаны») - также с 1925 года;
  • автобусы закрытого типа - с 1926 года их стали строить в кузовном цехе АМО, которым руководил И.Ф. Герман (14 местный автобус был показан на первой советской автомобильной выставке 25 сентября 1925 года);
  • фургон для перевозки денег - машина, изготовленная БТАЗ №2 была показана на той же выставке 25 сентября 1925 года;
  • пожарные машины - в июле 1926 года в ленинградский завод «Промет» объединения «Трестмасс» (трест заводов массового производства) выпустил первый советский автонасос на шасси АМО Ф-15, а с 1927 года пожарную машину на шасси АМО начали выпускать и на заводе №6 Автопромторга в Москве. 12 пожарных "линеек" выпустили в 1927-1929 годах и на самом АМО.
  • штабной 6-местный автомобиль - в 1927 году для РККА было изготовлено 9 таких машин (с открытым 3-дверным кузовом с брезентовым верхом).

Кроме того, на шасси АМО-Ф15 были созданы почтово-пассажирские автобусы, различные фургоны, цистерны и другие специальные автомобили.

Шасси АМО-Ф-15 (вернее, его "специальная" модификация АМО-Ф-15СП) послужило основой для разработки бронеавтомобиля БА-27 . Суммарный выпуск этих броневиков за 1928-1931 годы составил 215 единиц.

Серийное производство

Грузовой автомобиль АМО-Ф-15 находился в производстве с 1924 по 1931 годы. Поначалу выпуск машин был сравнительно небольшим: к 31 марта 1928 года (за 3 с половиной года) было изготовлено 1000 машин . Однако, выпуск нарастал, и за 1929/30 хозяйственный год было произведено 2590 автомобилей.

По разным данным, с 1924 по 1931 год завод АМО выпустил от 6084 до 6465 экземпляров АМО-Ф-15, при этом заводские источники указывают общее количество - 6285 единиц .

Здесь жирным выделены цифры, соответствующие заводским источникам.

Стоимость

Себестоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов и изготавливавшейся кустарными методами, была непомерно велика, хотя и снижалась по мере увеличения выпуска: если первые 10 грузовиков, изготовленных в 1924 году обходились по 18 000 руб. за 1 машину, то машины второго выпуска - уже 12 786 руб. , а третьего - 11 000 руб.

В 1927/28 годах себестоимость АМО-Ф-15 составляла 8 500 руб., но в то же время автомобиль Ford в агрегатах с доставкой в страну, стоил 800-900 руб . Таким образом, советское производство обходилось на порядок дороже импорта машин той же грузоподъёмности. Это послужило одной из причин глубокой реконструкции завода и перехода на выпуск более приспособленного к массовому производству американского Autocar-SA, получившего в СССР обозначение АМО-2 , а после освоения производства в СССР - АМО-3

В 1934 году стоимость 1,5-тонного АМО-Ф-15 с резиной и шофёрским инструментом составляла 6265 руб., а его шасси - 6091 руб. В это же время 2,5 тонный АМО-2 с резиной на 7 колёс и шофёрским инструментом стоил 6068 руб.

Сохранившиеся экземпляры

Известно о трех экземплярах автомобиля:

  • В Политехническом музее (пожарный)
  • На пожарно-технической выставке им. Б. И. Кончаева в Санкт-Петербурге (пожарный)

В игровой и сувенирной индустрии

Противоречия в источниках

Необходимо отметить, что правильного написания названия этого автомобиля, видимо, не существует. Даже в технической литературе того времени (включая литературу, изданную заводом АМО) встречаются варианты: АМО Ф-15 , , АМО Ф15 , и даже "АМО" тип Ф-15 . Причём, в одной и той же книге могут встречаются разные написания. Вариант написания АМО-Ф-15 становится общеупотребительным в послевоенной литературе.

В источниках содержатся противоречивые данные по техническим характеристикам автомобиля АМО-Ф-15.

Причиной расхождений могут быть как опечатки, так и изменение параметров в зависимости от модификации автомобиля и года его выпуска.

Примечания

  1. Соколов М. АМО-Ф15, знакомый и незнакомый. (рус.) // Автомобильный моделизм : журнал. - 2004. - № 6. - С. 17-20.
  2. Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР. - М .: ИЛБИ, 1993. - Т. 1. - С. 57-60. - 256 с. - 50 000 экз.
  3. Реминский В.А. Первый блин советского автопрома АМО Ф-15 (рус.) // Наука и техника : журнал. - 2006. - № 1.
  4. Начало большого пути (рус.) // За Рулём : журнал. - 1974. - № 1. - С. 4.
  5. Виноград А. Грузовой автомобиль АМО Ф-15.. - М .: Госмашметиздат, 1932. - 72 с. - 5 300 экз.
  6. Петер М. Автомобиль - его устройство и работа, уход за ним и простейший ремонт.. - М .: Гострансиздат, 1932. - С. 463-468. - 484 с. - 20 225 экз.
  7. Чудаков Е.А. Устройство автомобиля (рус.) // За Рулём : журнал. - 1930. - № 12. - С. 22.
  8. АМО санитарный // За Рулём : журнал. - 1928. - № 1. - С. 21.
  9. Долматовский Ю.А. Первенец советского автостроения (рус.) // Моделист-Конструктор : журнал. - 1970. - № 4. - С. 30.
  10. Слово имеют шофёры (рус.) // За Рулём : журнал. - 1928. - № 1. - С. 19,20.
  11. Пока тысяча... (рус.) // За Рулём : журнал. - 1928. - № 1. - С. 18.
  12. Как заводы ВАТО выполнили свой план в 1931 году (рус.) // За Рулём : журнал. - 1932. - № 2-3. - С. 30.


























1 из 25

Презентация на тему: БИТВА ПРИ ЛЕСНОЙ (28 сентября 1708 г.).

№ слайда 1

Описание слайда:

БИТВА ПРИ ЛЕСНОЙ. (28 сентября 1708 года) «Матерь Полтавской баталии». Составители презентации: Учащиеся ГУО «Средняя школа №23 г. Могилева»: Быкова Ольга Олеговна (10 класс); Зиганорова Мария Алексеевна (10 класс); Лосенков Даниил Олегович (9 класс). Наставник: Педагог – психолог, учитель истории ГУО «Средняя школа №23 г. Могилева» Чепелев Леонид Анатольевич.

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

ПРИЧИНЫ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ (1700 - 1721). В конце XVII - первой четверти XVIII века обострились противоречия между странами Балтийского бассейна. 1) Швеция, оттеснив Россию от Балтийского моря и захватив в ряде войн с Польшей, Данией, немецкими государствами Прибалтику и значительные территории Северной Германии, превратила Балтийское море в "шведское озеро". Недовольство прибалтийских государств господством Швеции и боязнь ее дальнейшей агрессии создавали объективные предпосылки для образования антишведской коалиции. 2) В ноябре - декабре 1699 года в Москве были заключены договоры России с Данией и Саксонией о войне против Швеции ("Северный союз"). По этому договору Россия обязалась открыть военные действия и действительно начала их после заключения с Турцией Константинопольского мирного договора в 1700 году. 3) Россия в этой войне искала выход к Балтийскому морю, выступала за возвращение русских земель, что объективно способствовало экономическому развитию и укреплению безопасности страны. Российское государство вступило в войну с армией, значительно уступавшей шведской по численности и вооружению, так как военные реформы Петра I, начатые в конце XVII века, завершились лишь в первом десятилетии XVIII века.

№ слайда 4

Описание слайда:

Французский посланник писал о Карле XII: «Король мечтает только об одной войне (прим. - с Россией), ему слишком много насказали о подвигах и походах его предков. Сердце и голова его наполнены этим, и он считает себя непобедимым». Портрет Карла XII написанный в 1700 году.

№ слайда 5

Описание слайда:

Накануне войны с Россией, Данией и Саксонией, Шведская империя (так называли королевство Швеция и ее владения в период с 1561 года - после завоевания Эстонии, по 1721 год) являлась одной из великих держав Европы и обладала самой сильной армией в Европе. После разгрома союзников России, шведский король весь 1707 год провел в усиленной подготовке к войне против России. Вооружение шведской пехоты накануне Северной войны.

№ слайда 6

Описание слайда:

Окончив приготовления, Карл XII выступил в поход на Россию. Глубокой осенью двинулся он из Познани в Литву. И уже 29-го декабря 1707 года шведская армия перешла по льду Вислу и двинулась в Мазовию по кратчайшей дороге - дремучими лесами, встречая всевозможные препятствия со стороны враждебного населения. Несмотря на это, следуя своей авантюристической натуре, Карл XII всегда хотел идти по линии наибольшего сопротивления. С ним было 35000 солдат и офицеров (из общего числа 116000, которыми он мог бы располагать). Из 116000 солдат шведской армии 35000 было при короле, остальные были разбросаны по всему северо-востоку Европы - 16000 Левенгаупта в Лифляндии, 15000 Либекера в Финляндии, 42000 стояли гарнизонами в Прибалтике, шведских владениях в Германии (Померания и Голштиния) и в самой Швеции. Так же Карл XII вынужден был оставить в Польше 8000 солдат генерала Крассова, чтобы поддерживать шаткий трон Лещинского. Упоенный победами в Европе, Карл XII был уверен в легкой победе над Россией. СОСТОЯНИЕ ШВЕДСКОЙ АРМИИ В НАЧАЛЕ ПОХОДА НА РОССИЮ.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Командование русской армии знало, что шведы двинутся на Двину и в Лифляндию на соединение с войсками Левенгаупта. Поэтому с русской стороны на 1708 год было решено отступать в глубь страны, окружить шведскую армию летучими отрядами, тревожить и задерживать ее при всякой к тому возможности. А мирным жителям предложено уходить в леса и болота, зарыв все, что не могло быть взято с собой. В Псковской и Новгородской областях всему мужскому населению было роздано оружие. Чтобы остановить продвижение Карла XII с войском к Москве, Петр I оставлял на пути следования шведской армии пустые деревни. Действия русской армии и отказ населения помогать шведской армии вынудили Карла принять решение идти в глубь Украины, где он надеялся пополнить запасы еды и фуража. Карл XII рассчитывал на скорый подход корпуса генерала Левенгаупта, который имел в своем распоряжении для соединения с основными силами около 16 000 солдат и обоз из 7000 повозок с 3-х месячным запасом продовольствия и боеприпасов. ПЛАН РУССКОЙ АРМИИ И ДЕЙСТВИЯ КАРЛА XII В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ РУССКОГО ПОХОДА.

№ слайда 9

Описание слайда:

Карл рассчитывал на помощь крымских татар и предавшего русских гетмана Мазепы. Мазепа хотел сделать лево и правобережную Украину вечной собственностью Польши и надеялся, что Карл XII ему в этом поможет. Но Мазепа не смог выполнить своего обещания Карлу XII собрать огромную армию казаков и организовать постоянную помощь продовольствием от населения Малороссии. Мазепе удалось привести к Карлу всего 2 тыс. казаков. Большинство казаков и жителей Украины не захотели служить предателю и отказывались помогать шведской армии. Мазепа уговорил Карла XII не идти прямым маршем на Москву через Минск и Смоленск, а дать отдохнуть шведской армии в Полтаве. Осаждая которую шведы потеряли два месяца и почти весь пороховой запас. Ко времени знаменитой Полтавской битвы в шведской армии оставалось зарядов только на 4 орудия. Гетман Иван Мазепа и Карл XII

№ слайда 10

Описание слайда:

На помощь шведской армии был отправлен обоз из 7000 повозок груженных продовольствием и боеприпасами под охраной корпуса генерала Левенгаупта. Получение обоза Карлом XII дало бы шведской армии огромные преимущества над русской армией. Но уклонение Карла XII к югу удаляло его от корпуса Левенгаупта, чем и решил воспользоваться Пётр I. Он послал в преследование шведского обоза главные силы русской армии, 7 тысяч кавалерии и 5 тысяч пехоты, и возглавил их лично. ПОЧЕМУ ПЕТР I РЕШИЛ ДАТЬ ШВЕДАМ БОЙ ПРИ ЛЕСНОЙ. В конце сентября 1708 года шведский 16 000 корпус под командованием Левенгаупта собирался пересечь речку Леснянка. Узнав о приближении Петра I с драгунами и пушками, шведский генерал занял оборонительные позиции у деревни Лесная. Левенгаупт надеялся обороняться до того момента, пока обоз переправившись по мосту через реку, дойдет до города Пропойска. Но атака русских начавшаяся 28 сентября в 9 часов утра сорвала планы шведского командующего.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Сражение при Лесной 28 сентября 1708 г.. Сражение при Лесной произошло между отрядом русских войск во главе с Петром I и шведским корпусом генерала А. Левенгаупта. Первые часы сражения при Лесной. Гравюра Н. Лармессена с картины художника П.Д. Мартена-младшего.

№ слайда 15

Описание слайда: Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

5 этап сражения. Ночью шведы отступили, бросив половину обоза и всех своих раненых. Много шведов ночью дезертировало. Утром, обнаружив бегство шведов, Петр I послал в преследование отряд под командованием генерала Пфлуга. Отряд догнал и разгромил остатки корпуса Левенгаупта. Левенгаупт остался без обоза, а Карл XII без продовольствия и боеприпасов. Русские артиллеристы, не позволившие шведам в битве при Лесной нанести контрудар по русской армии

№ слайда 21

Описание слайда:

ИТОГИ БИТВЫ ПРИ ЛЕСНОЙ Русская армия Шведская армия 16000 солдат участвовали в сражении. 30 орудий. 16000 солдат участвовали в сражении. 17 орудий. Потери: 1111 убитых и 2856 раненых. Всего 3967. Потери: 6397 убитых и раненых, среди них 45 офицеров. Утрачена часть обоза с запасами провианта и оружия. Трофеи: В русский плен попали 700 шведских солдат. У шведов отняты 17 орудий и 3000 повозок обоза, груженных провиантом и боеприпасами. Русские военные лекари лечили раненых шведских солдат, брошенных шведами на произвол судьбы. Трофеи. Трофеев у шведской армии не было.

№ слайда 22

Описание слайда:

ЗНАЧЕНИЕ БИТВЫ ПРИ ЛЕСНОЙ. Сражение у Лесной оказало серьезное влияние на дальнейший ход Северной войны. Значение битвы для русской армии: 1) Петр I победу под Лесной назвал «первой солдатской пробой» и «матерью Полтавской баталии». 2) Эта победа показала выдающиеся полководческие качества Петра I. 3) Русские войска в сражении действовали творчески, исходя из обстановки: вступали в бой по мере подхода сил, не дожидаясь их полного развертывания, сочетали огонь со штыковыми ударами, искусно маневрировали на поле боя, обеспечивали тесное взаимодействие пехоты и конницы. 4) Победа при Лесной подняла боевой дух русской армии, заставила поверить в свои силы. Значение битвы для шведской армии: 1)Разгром корпуса Левенгаупта лишил Карла XII необходимых ему подкреплений: продовольствия и боеприпасов. Это предопределило поражение шведов в Полтавской битве. 2) Был сорван план похода шведской армии на Москву. 3) Узнав о поражении корпуса генерала Левенгаупта, Карл XII впал в уныние и стал терять веру в свою армию. 4) Дух шведской армии упал и вера в победу над Россией была поколеблена. 5) В глазах европейских народов, шведская армия перестала быть непобедимой.

Описание слайда:

В 1912 году на поле бывшей битвы было закончено строительство мемориальной часовни по проекту архитектора А.Галена. В 1958 году к 250-летию со дня знаменитого сражения в мемориальной часовне был открыт музей памяти битвы под Лесной. В 1990 годах музей был закрыт, его экспонаты были переданы в Могилевский краеведческий музей им. Е. Романова. Ныне в часовне действует церковь во имя Святого Петра. Мемориальная плита в часовне.

№ слайда 25

Описание слайда:

Источники. В. А. Артамонов: 1708-2008. Мать Полтавской Победы. Битва При Лесной // Общество Памяти Игумении Таисии, Русская Симфония, 2008 ; Военное обозрение. http://dok. opredelim.com/docs/index-23934.html?page=2; Виртуальный музей «Наследие» http://www.slavgorod-museum.com/lesn.htm; 4. Данилов История России IX - XIX века. Справочные материалы; 5. Сто великих битв», издательство «Вече», 2004; 6. Сайт «ХРОНОС» http://www.hrono.ru/sobyt/1700sob/1708lesna.php; http://storyo.ru/nikolaev/52.htm ; http://calendar.com/event/v-1708 - godu- proizoshla - bitva- pri –derevne - lesnoi .

«Матерь Полтавской баталии». Так 28 сентября 1708 г. началось сражение у деревни Лесной - одно из самых ожесточенных в истории Северной войны. Солдаты с обеих сторон бились до полного изнеможения. После небольшой передышки они вновь бросались в бой, переходя в рукопашную. Сражение происходило на небольшой лесной поляне, что не давало возможности шведам в полной мере реализовать свое численное превосходство. Подоспевшее подкрепление - 4 тысячи драгун генерала Боура - заставило шведов отступить за повозки обоза. Ночью они зажгли костры, чтобы замаскировать свое бегство. На поле боя Левенгаупт оставил 8 тысяч трупов и почти весь обоз. Потери русской армии составили более тысячи человек убитыми и почти 3 тысячи раненых. Должного преследования остатков корпуса Левенгаупта царь, однако, не обеспечил. Редактируя «Гисторию Свейской войны», Петр I метко окрестил битву у Лесной «матерью Полтавской баталии», «ибо по девятимесячном времени оное младенца щастие произнесла». Победа при Лесной подняла боевой дух русской армии, заставила поверить в себя.

Узнав о поражении корпуса генерала Левенгаупта, который прибыл к королю без обоза, с остатками своего измученного войска, Карл XII впал в уныние, но вера в собственную удачу влекла его дальше на Украину.

Гетман Мазепа. Большие надежды шведский король возлагал на гетмана И.С. Мазепу. Последний обещал шведам поддержку и самые благоприятные условия зимовки на Украине. Гетман Мазепа был человеком образованным, обладавшим личным обаянием, но вместе с тем беспринципным политиком, умевшим угождать разным господам. Поддержкой украинского крестьянства и казачества он не пользовался, зато долгое время имел расположение и милость со стороны царя Петра. Царь щедро награждал Мазепу - ему одному из первых был пожалован орден Андрея Первозванного. Реальная власть гетмана на Украине была велика, все попытки доносов на Мазепу царь пресекал. В период наивысшего могущества шведского короля, когда Россия один на один осталась со своим противником, гетман Украины вступил в тайный союз с Карлом XII. Избрав себе нового, как ему казалось более сильного господина, он не был сторонником независимости Украины. Измена Мазепы не была следствием того, что царь якобы бросил Украину на произвол судьбы перед лицом неприятельского нашествия (так оправдывался сам Мазепа). Факты не позволяют говорить о высоких помыслах изменника.

Для Петра была большой неожиданностью новость, что 25 октября 1708 г. Мазепа объявился в шведском лагере. Правда, ожиданий Карла он не оправдал: вместо обещанного 30-тысячного войска гетман привел с собой не более 2 тысяч казаков.

Петр I расправляется с запорожцами. Узнав об измене Мазепы, царь поручил Меншикову как можно быстрее захватить гетманскую столицу Батурин, где были сосредоточены запасы продовольствия, снаряжения, артиллерии и боеприпасов, в которых так нуждалась шведская армия. По преданию, в городе оказались верные царю казаки, которые указали тайный вход в крепость. Захватив Батурин, русские войска перебили его защитников, а от города оставили только пепел. Также была разорена Запорожская Сечь, когда 8 тысяч запорожцев изъявили желание последовать за Мазепой. Царь не останавливался перед жестокими мерами по отношению к запорожским казакам. В критический момент он мог пожертвовать жизнями мирных обывателей ради победы, но видеть в этом какую-то особую антиукраинскую политику царя нет оснований. С не меньшей жестокостью он при случае обходился и с великорусским населением, и с донскими казаками.

О поддержке Мазепы украинским населением не могло быть и речи. «Мужики малороссийские, где могут воинско действуют, и в некотором при Десне местечке… с полтораста человек шведов часть порубили, а часть в полон взяли», - писал современник. Советские историки собрали большой материал о партизанской борьбе на Украине.

Читайте также другие темы части III «"Европейский концерт": борьба за политическое равновесие» раздела «Запад, Россия, Восток в сражениях XVII-начала XVIII века»:

  • 9. «Шведский потоп»: от Брейтенфельда до Люцена (7 сентября 1631-16 ноября 1632 г.)
    • Битва при Брейтенфельде. Зимняя кампания Густава Адольфа
  • 10. Марстон-Мур и Нэсби (2 июля 1644 г., 14 июня 1645 г.)
    • Марстон-Мур. Победа парламентской армии. Армейская реформа Кромвеля
  • 11. «Династические войны» в Европе: борьба «за испанское наследство» в начале XVIII в.
    • «Династические войны». Борьба «за испанское наследство»
  • 12. Европейские конфликты обретают всемирный размах
    • Война «за австрийское наследство». Австро-прусский конфликт
    • Фридрих II: победы и поражения. Губертусбургский мирный договор
  • 13. Россия и «шведский вопрос»
    • Россия в конце 17 века. Попытка решить «балтийский вопрос»
  • 14. Сражение под Нарвой

Сражение при Лесной

Во исполнение повеления Карла XII, генерал Левенгаупт с 16-тысячным корпусом и с огромнейшим транспортом боевых и жизненных припасов двинулся из Риги на присоединение к главным силам шведов. Связанный грандиозным обозом в 7 тысяч подвод, Левенгаупт очень медленно следовал по указанному ему маршруту на Черею - Попойск. Движение транспорта не могло быть совершенно скрытным, и весть о приближении шведского генерала своевременно была получена Петром. Предстояло дело огромной важности. Нужно было во что бы то ни стало помешать соединению Левенгаупта с Карлом XII. Только соединение дало бы новый приток сил и средств Карлу для продолжения упорной борьбы. Сознавая, насколько важно не допустить корпус Левенгаупта и особенно конвоируемый им транспорт к главным силам шведов, Петр принимает на себя руководство операцией против Левенгаупта. По сведениям, полученным в Соболеве, у Левенгаупта было от 8 до 15 тысяч войска. Царь не считает возможным отделить для действий против него более 12 тысяч, но зато в состав отряда назначаются отборные, наиболее испытанные, закаленные в боях войсковые части. Здесь преображенцы и семеновцы, близкие соратники царя, к ним присоединились лучшие полки молодой русской армии. Отряд был составлен преимущественно из конницы, что более всего соответствовало мобильности похода, но так как предвиделся неминуемый бой с солидными силами врага, то для устойчивости придается и ездящая (конная) пехота. Всего в состав отряда вошло 10 драгунских полков и 10 батальонов ездящей пехоты, или 7 тысяч конницы и 5 тысяч ездящей пехоты. Отряду придана была легкая полковая артиллерия. Обоз состоял из навьюченных лошадей. Такой легкий корпус (корволант) вполне соответствовал по своей организации предстоящему розыску и атаке неприятельского отряда, связанного транспортом. Выступая против Левенгаупта, Петр мог рассчитывать привлечь в сферу своих операций ко времени решительных действий 5-тысячный отряд Боура. Этот отряд, преследуя с тыла главные силы шведов, служит как бы заслоном, прикрывающим операцию Петра с южной стороны.


Операция Петра Великого против Левенгаупта


С 18 по 20 сентября корволант сосредоточивался в Романове, а 21-го выступил на запад, к Днепру. Определенных сведений о местонахождении противника не было. Примкнувший к отряду еврей, оказавшийся шпионом, подосланным Левенгауптом, сообщил русским, что шведы находятся еще далеко за Днепром и предполагают переправиться в Орше. Корволант направляется к Орше и Копысу, но 22 сентября во время переправы через Днепр от одного шляхтича узнает, что еще 19 сентября шведы начали переправляться по наведенным ими мостам у Шклова и отсюда направляются к Пропойску. Столь важное известие, полученное непосредственно от очевидца, прояснило обстановку. Таким образом, царю Петру не удалось стать на пути следования Левенгаупта и теперь приходилось нагонять, преследовать его с тыла. Немедленно на разведку послан был Меншиков. Легкий корпус делится на две колонны; одна под начальством Брюса, другая - герцога Дармштадтского. Обе колонны направляются ближайшими путями к Пропойску, совершая форсированные марши, надеясь пересечь путь Левенгаупту.

24 сентября Левенгаупт попадает в сферу разведки Меншикова, причем было выяснено, что шведы двигаются на Новоселки, а через день обнаружилось, что у Левенгаупта 16 тысяч войск, т. е. на 4 тысячи больше, чем у нас.

Это обстоятельство, однако, не смутило Петра; он продолжает сближаться с врагом, оставаясь при твердом намерении атаковать шведов. Послав Боуру, бывшему у Черикова, приказание спешить на соединение с легким корпусом, Петр, заняв деревню Долгий Мох, решил лишь два дня подождать Боура, а если он за этот срок не прибудет, то атаковать шведов, невзирая на неравенство сил. Расчет Петра вполне согласован был с обстановкой. Важность цели не допускала отказа от боя. При удачном исходе нападения достигались результаты огромного значения; в случае же неудачи Петр рисковал немногим, так как Левенгаупт, отразив нападение русских, но будучи связан огромным транспортом, не мог причинить вреда легкому отряду.

Узнав о близости русских, Левенгаупт, прежде всего, принимает меры для спасения столь жизненно необходимого Карлу XII транспорта. Под прикрытием 3-тысячного авангарда транспорт направляется к Пропойску, чтобы поскорее переправиться через реку Сожу по имеющемуся у этого пункта мосту и поскорее поставить преграду между транспортом и преследующим его отрядом русских. С прочими силами, желая выиграть как можно больше времени, Левенгаупт останавливается на позиции у деревни Долгий Мох, пытаясь задержать русских на переправе через болотистую речку Ресту. Петр выдвинул к месту переправы пять орудий, и под прикрытием артиллерийского огня наши войска переправились через ручей. Тогда шведы отошли на несколько верст и стали готовиться к бою у деревни Лесной.

Царь Петр готовится к решительному бою. Чтобы во всяком случае задержать шведов на переправе через реку Сожу, Петр предусмотрительно посылает кружным путем к Пропойску отряд в 700 драгун под начальством бригадира Фастмана. Этому отряду царь приказывает уничтожить мост у Пропойска. Тысячу драгун из состава отряда Петр оставляет у деревни Долгий Мох для прикрытия переправы через Ресту и для связи с отрядом Боура. С остальными силами он решил атаковать врага.

Позиция, избранная Левенгауптом для встречи русских, находилась у деревни Лесной, на небольшой поляне, вблизи болотистой речки Леснянки. К западу от деревни Лесной группировались высоты, которые и послужили главной позицией для шведов. Из оставшихся при отряде повозок в тылу главной позиции построен был вагенбург, примыкавший боковыми фасадами к реке и образующий внутри обширный плацдарм. Впереди главной позиции находился перелесок, который послужил для шведов передовой позицией. Путь отступления от позиции отходил от левого фланга по мосту через реку Леснянку. При отступлении за вагенбург мост выходил из сферы влияния обороняющихся. У деревни Лесной шведы построили еще несколько мостов. К позиции подходили дороги: большая от деревни Долгий Мох; проселочная от деревни Лопатичи, выходившая на большую у передовой позиции шведов; со стороны Кричева, откуда ожидался Боур, также подходила проселочная дорога.

Передовая позиция занята была шестью батальонами шведов, прочие же войска Левенгаупта расположились на главной позиции.

27 сентября, не выждав прибытия Боура в деревню Долгий Мох, но рассчитывая, что на следующий день его отряд может подойти к полю битвы, Петр готовится атаковать врага.

На рассвете 28 сентября часть русского отряда двумя колоннами направилась к деревне Лесной. В правой колонне, предводительствуемой царем, по проселочной дороге шли Преображенский, Семеновский полки и один батальон Астраханского полка, Троицкий, Владимирский и Нижегородский драгунские полки. В левой колонне были Ингерманландский пехотный и Невский, Сибирский, Тверской, Вятский, Смоленский и Ростовский драгунские полки; колонна направилась по большой дороге. Двигаться приходилось по густому лесу, покрытому болотами и изрезанному многочисленными речками. К Лесной, по приказанию царя, войска вел проводник из местных жителей.



К полудню голова левой колонны приблизилась к перелеску, занятому шведами. Подойдя к полянке, допускающей перестроение в боевой порядок, главные части обеих колонн, не подозревая о близости противника, приступили к спешиванию и выстраиванию в боевой порядок, что в каждой колонне предполагалось произвести последовательно, по мере выхода частей из лесного дефиле. Однако шесть шведских батальонов, занимавших перелесок, внезапно обрушились на находившийся в голове левой колонны Ингерманландский полк, который, несмотря на большие потери, тем не менее стойко сдерживал противника и прикрывал дорогу, запруженную остальными войсками этой колонны. Однако превосходство сил шведов дало им возможность охватить правый фланг колонны, оказавшейся из-за этого в опасном положении. Но на выручку ингерманландцев, по распоряжению царя, подошел Семеновский полк; примкнув своим левым флангом к ингерманландцам, семеновцы сделали, по тогдашним правилам ведения боя, несколько залпов, а затем перешли в атаку. Шведы атаку выдержали и продолжали распространяться к западу, охватывая по-прежнему правый фланг русских, хотя движение их и происходило все медленнее и медленнее. Вскоре прибыли преображенцы, скрытно подошедшие к левому флангу шведов. После нескольких залпов они пошли в атаку. Внезапное появление на фланге четырех свежих русских батальонов произвело на шведов настолько сильное впечатление, что они, не приняв атаки, бросились обратно в перелесок. Все русские полки ворвались на плечах шведов в перелесок, выбили их оттуда и заняли опушку, обращенную к Лесной, прикрыв тем развертывание остальных драгунских полков корволанта. Шведы, оставив три знамени и две пушки, отошли на главную позицию под прикрытием своей конницы.




Корволант в это время перестроился в боевой порядок в две линии: в первой стали - в центр восемь батальонов пехоты, на каждом из флангов по два драгунских полка; во второй линии - шесть драгунских полков тремя группами, отделенными одна от другой батальонами пехоты. Между линиями, для усиления слабых флангов тонкого (линейного) расположения, были поставлены гренадеры.

Около часу дня наши войска атаковали главную позицию. При выходе из перелеска они были встречены сильным пушечным и ружейным огнем шведов, затем и контратаками шведской кавалерии и пехоты. Шведские войска напрягали все усилия, чтобы остановить русских. Часа три длился упорный бой с переменным успехом. Однако к пяти часам дня силы шведов были несколько надломлены. Очистив главную позицию и потеряв при этом восемь орудий и несколько знамен, они отступили к вагенбургу, готовые продолжать бой. Продолжительность и ожесточенность описанного боя утомили сражавшихся, благодаря чему невольно создался перерыв в действиях. Обе стороны ожидали подкреплений.

Около пяти часов на поле сражения наконец прибыл Боур. Его войска пристраивались к ближайшему левому флангу боевого порядка, но Петр перевел два полка драгун на усиление правого фланга, и, вновь предварив атаку залпами, русские стремительно ударили в штыки и в шпаги. Закипел ожесточенный рукопашный бой. На этот раз главный удар направлен был на левый фланг шведов. Стремительным натиском Петр отбрасывает шведов и захватывает мост на большой Пропойской дороге. В этот критический для шведов момент к полю битвы прибыл авангард, прикрывавший часть транспорта, направленного к Пропойску. Контратака этих свежих сил вернула шведам мост. Но усилия шведов окончательно были надломлены. Остатки войск укрепились в вагенбурге, отдав победителю весь свой лагерь. Наступившие сумерки и начавшаяся сильная снежная вьюга около семи часов вечера прекратили бой. Царь предполагал на другой день повторить атаку. Русские войска провели очень тяжелую ночь на поле битвы. Люди стояли с оружием в руках. Валил густой снег при сильном ветре. Здесь же, среди солдат, завернувшись в плащ, прилег на снегу державный доблестный вождь русской армии. Присутствие царя при такой обстановке заставляло забывать солдат о всех невзгодах и лишениях и жаждать все новых и новых подвигов.

При свете бивачных огней сошлись шведские генералы за вагенбургом, чтобы обсудить свое положение. Состояние отряда было ужасным: почти половина состава была потеряна. Искусство русских войск и их отменная храбрость угнетающе подействовали на шведов. Продолжение боя в тесном вагенбурге на следующий день угрожало окончательным истреблением отряда. При столь тяжелых обстоятельствах Левенгаупт решил ночью же начать отступление на Пропойск. Оставив раненых и артиллерию, а также огромный обоз, шведы тихо потянулись через мосты и стали скрываться во мраке ночи. Чтоб замаскировать это отступление и выиграть время, Левенгаупт приказал всю ночь поддерживать бивачные огни.

Только на рассвете Петр узнал об отступлении шведов. Тотчас же для преследования он посылает часть конницы под начальством Пфлуга. Ночное отступление шведов происходило в большом беспорядке, войска уже не слушались своих начальников. Вскоре Пфлуг настиг арьергард Левенгаупта и рассеял его. У Пропойска шведов ждала новая беда: мост через Сож был уничтожен и по ту сторону реки видна была русская конница; то были драгуны Фастмана. Бросив вторую половину транспорта, ушедшего с авангардом, и лишь частью уничтожив запасы, Левенгаупт посадил пехоту на коней и спустился вниз по течению реки Сож. У деревни Глинки ему удалось на конях переправиться на левый берег Сожи. Отсюда унылые остатки его корпуса потянулись в Северскую область, чтобы принести нерадостную весть своему повелителю.

Потери шведов под Лесной были огромны: 8 тысяч убитых осталось на поле битвы; 500 пало при преследовании; в плен захвачено было 45 офицеров и 700 нижних чинов; 17 орудий, 44 знамени и штандарта и, наконец, 7 тысяч нагруженных повозок достались победителям. Потери русских были сравнительно невелики: 1 тысяча убитых и около 3 тысяч раненых.

Блестящая победа Петра I при Лесной явилась результатом глубоко продуманной им операции; его распоряжения и действия русских войск во время сражения заслуживают быть особенно отмеченными. Прежде всего обращает на себя внимание активность действий корволанта; несмотря на выяснившееся превосходство шведских сил, царь беспрерывными атаками взял в свои руки инициативу действий. Своевременное движение частей правой колонны на выручку левой (бой за перелесок) и одновременные атаки всеми силами в дальнейшем бою указывают на то, что русские войска под начальством Петра I понимали значимость принципа взаимной поддержки в самом широком значении этого понятия. Необходимо также указать на умелое применение царем принципа подготовки атаки (артиллерийским огнем и ружейными залпами), на сосредоточение возможных сил к полю сражения (Боур) и на принцип умелого сбережения сил своего отряда во время боя. Все это дает право операцию Петра Великого против Левенгаупта, как основанную и по идее, и по исполнению на неизменных началах военного искусства и проведенную в строгом соответствии с обстановкой, считать классическим образцом, несмотря даже на то, что стратегическая разведка велась не беспрерывно, а о движении Левенгаупта Петр I узнавал случайно и что на самом поле сражения наша конница не смогла открыть вовремя присутствия шведов в перелеске. Затем необходимо отметить отсутствие преследования всеми силами тотчас по окончании сражения. Тем не менее результаты победы были огромны.

С угрюмой тоской и затаенной тревогой встретила шведская армия, заброшенная в дебри Украины, остатки отряда Левенгаупта. Невеселые вести распространяли эти беглецы. Разнеслась молва по всей шведской армии о том, как превосходно сражались у Лесной молодые войска московского царя. Это уже не та толпа неучей, которую так легко рассеяли шведы под Нарвой в начале войны. У Лесной перед изумленными шведами искусно маневрировали прекрасно обученные войска. А вел в бой эти войска сам царь-великан. Орлиным взором высмотрел он самое слабое место в расположении шведов и нанес в эту чувствительную точку грозный удар. Смутились гордые сердца шведских воинов от этих зловещих вестей. Все чаще и чаще тревожные сомнения стали закрадываться в их души…

Потеря продовольственных запасов способствовала дальнейшему разложению армии Карла XII; потеря боевых припасов лишила возможности пополнить израсходованные снаряды до самого конца кампании, благодаря чему в Полтавском сражении из всей артиллерии Карла XII оказались обеспеченными боевыми припасами и могли действовать лишь четыре пушки.

Победе радовалась вся русская армия, но больше всех радовался сам царь; теперь он воочию убеждался, что его армия стала регулярной.

Из вдохновенного творчества и умелого руководства Петра, из доблести и искусства его легкого корпуса был сплетен победный венок под Лесной для молодой русской армии, отныне с уверенностью и надеждой смотрящей в будущее.

Покончив с Левенгауптом, Петр двинулся к Смоленску, а Меншиков с частью сил направился к Чернигову, сближаясь с армией Шереметева, двигавшейся на Рославль и Новгород-Северский и заслонявшей восточные области от шведов.