Конечно, после реформы Стефана Батория среди запорожцев началось социальное расслоение. Реестровые казаки стали элитой по сравнению с теми, кто в реестр внесен не был. Таких называли голутвенными казаками (от украинского «голота» - голытьба, беднота) - маргиналов среди них, действительно, было достаточно. Однако несмотря на то, что социальная дифференциация внутри Сечи медленно прогрессировала, она не привела к жесткому противостоянию среди запорожцев, по крайней мере до второй половины XVII века. Сечь всегда считалась «общиной равных», своеобразной «военной демократией». Вне зависимости от материального положения каждый казак имел право участвовать в войсковом собрании (раде) и мог быть избран на любую должность.

Верховным органом Сечи была Сечевая рада, решавшая все важнейшие вопросы. Сечевая рада избирала кошевого (от украинского кош - «лагерь») атамана - главу войскового управления в Запорожской Сечи, а также войскового судью, войскового есаула и войскового писаря. Все вместе они составляли Войсковую старшину. Они избирались на один год, но могли быть заменены и ранее, если войско было ими недовольно.

Само войско делилось на курени, в которые объединялись казаки-земляки. Куренем называлась также длинная бревенчатая казарма, служившая казацким «общежитием». Каждый курень выбирал куренного атамана, ведавшего хозяйством и всеми внутренними делами. Женщины на Сечь не допускались, хотя у некоторых казаков «на стороне» были и семьи, и жены.

Походы запорожцев

Главными врагами запорожских казаков долгое время были татары и турки. Крымские татары, поддерживаемые Турцией , совершали систематические разбойничьи набеги на украинские и южнорусские земли, разоряя их и угоняя в рабство население. Казаки отвечали морскими и сухопутными рейдами в Крым и Турцию.

На казацких лодках («чайках») запорожцы спускались вниз по Днепру в Черное море, опустошая турецкие и татарские владения. Совершали они и дальние рейды через Босфор в Средиземное море. Не раз флот запорожцев появлялся под стенами Стамбула . Крупнейшим казацким флотоводцем был гетман Петр Сагайдачный (1570–1622). Под его предводительством казаки в 1605 году взяли турецкую крепость Варну, в 1616 году овладели Синопом и Трапезундом , а затем, уничтожив турецкий флот, взяли Кафу (нынешняя Феодосия), освободив несколько тысяч христианских пленников, которых должны были продать в рабство.

Однако запорожцы воевали не только против «басурман». Запорожские казаки (их ещё в то время называли черкасами) приняли активное участи в событиях Смутного времени (1605–1618) в Московском государстве, сражаясь на стороне Лжедмитрия I (ум. 1606), Лжедмитрия II (ум. 1610) и польских интервентов. В 1618 году запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным даже осаждало Москву. Но, в то же время, это не мешало казакам поднимать антипольские восстания, требуя независимости.

Таким было восстание, организованное гетманом Богданом Хмельницким (1595–1657) весной 1648 года. Не имея возможности отстоять независимость Украины, Хмельницкий обратился за помощью к Москве (1654). Война продолжалась до 1667 года и завершилась присоединением Левобережной Украины с Киевом к России.

Переход в подданство московского государя почти не повлиял на внутренние порядки в Сечи. Серьезные конфликты с царским правительством начались только при Петре I (1672–1725), который не только заставил голутвенных казаков платить подушную подать, но и начал строительство крепостей недалеко от Запорожской Сечи.

В ответ на массовый «исход» запорожцев в Турцию русское правительство арестовало бывших войсковых старшин и кошевого атамана Петра Кальнишевского . Кальнишевский более 25 лет провел в заключении в Соловецком монастыре, где умер в 1803 году, как утверждают, в возрасте 112 лет.

И тем не менее, когда в 1787 году началась очередная война России с Турцией, русское правительство обратилось за помощью к бывшим запорожцам, которые ещё оставались на Украине. Из них было создано так называемое «войско верных казаков», переименованное в 1788 году в Черноморское казачье войско. В русско-турецкой войне 1787–1791 годов черноморским казакам пришлось сражаться со своими бывшими соотечественниками из Задунайской Сечи.

Иная ситуация сложилась в мае 1828 года, в начале новой русско-турецкой войны (1828–1829). Тогда часть «турецких» запорожцев во главе с кошевым атаманом Осипом Гладким (1789–1866) под Измаилом перешла на сторону русской армии. В ответ на это турки уничтожили Задунайскую Сечь, жестоко расправившись с оставшимися там казаками. Из тех же, кто решил остаться на территории России, было сформировано Азовское казачье войско . Его поселили между Мариуполем и Бердянском. В 1860 году оно было переселено на Кубань и вместе с Черноморским войском влилось в Кубанское казачье войско .

«Було колись - в Україні ревіли гармати (пушки - П.К.); було колись - запорожці вміли пановати. Пановали, добували і славу, і волю; минулося - осталися могили на полі», - писал Тарас Шевченко (1814–1861), подводя итог двухвековой истории Запорожской Сечи.

В анонсе статьи использована репродукция картины Александра Осиповича Орловскго "Ночной бивуак казаков" с сайта Art-каталог

Новости партнёров

Мы часто пытаемся понять, какой должна быть подлинная демократия. Между тем, работающая модель демократического общества, хотя и очень своеобразного, была в границах Русского мира в относительно недавнем прошлом - среди казаков Запорожской Сечи.

Генезис

Есть несколько гипотез этнического происхождения запорожцев. Согласно первой, казаки - выходцы из Центральной России, пассионарии, отправлявшиеся на неосвоенные земли Дикого Поля за лучшей - или, правильнее говоря, за привольной - жизнью. Некоторые историки даже выводят казаков из полулегендарной вечевой республики вятских ушкуйников; в таком случае время разгрома этой республики в XV веке в ходе войн Москвы и Великого Новгорода примерно совпадает с первым письменным упоминанием об укреплённом казацком лагере в низовьях Днепра, относящимся к 1489 году.

По другой версии, популярной среди украинских культурологов, сечевики были украинскими крестьянами, бежавшими в Запорожье от гнёта польско-литовских магнатов (в Польше крепостное право было законодательно введено в 1496 году).

Историк Николай Карамзин отождествлял первых казаков с черкесами - одним из кочевых народов Золотой Орды.

И, наконец, четвёртая теория: казаки являлись отдельным субэтносом (впитавшим русские, польские, украинские, татарские культурно-лингвистические элементы), который сформировал на острове Хортица, что за днепровскими порогами, уникальное протогосударство со своей культурой и политической системой.

Как бы то ни было, если брать два главных признака этнической самоидентификации в начале Нового времени: религиозную и языковую принадлежность, - то исповедовали казаки православие (правда, весьма своеобразно, например, почти не соблюдая пост), а знаменитое письмо запорожцев турецкому султану написано по-русски, хотя и с заметным влиянием южных диалектизмов.

На острове Хортица

До середины XVI века на месте Сечи не было даже постоянного поселения - на зиму казаки расходились по ближайшим городам - Киеву, Полтаве, Чернигову.

Строго говоря, если признавать казачье Запорожье квазигосударством, сравнивать его следует не с монархиями Нового времени, а с не имевшими чётких границ улусами золотоордынских кочевников, либо с древнегреческими полисами, жившими торговлей и морскими походами.

Чтобы стать казаком, следовало соответствать ряду условий: не иметь жены (как говорил Тарас Бульба, «Козак не на то, чтобы возиться с бабами»); принадлежать к православной вере (в доказательство исповедования оной достаточно было перекреститься); беспрекословно подчиняться атаману - в походе, и решениям казачьего круга - в мирное время. И, конечно, требовалось владеть оружием, знать казачьи традиции.

В 1572 году было создано так называемое реестровое казачество, подчинявшееся польскому королю и получавшее от него жалование. Во избежание путаницы с казаками - подданными Речи Посполитой, также названными Войском Запорожским, сечевики стали именовать себя Войском Запорожским Низовым. Впрочем, любое подчинение вольных людей какому-либо монарху было сугубо номинальным; в турецкие походы отправлялись, не спрашивая позволения земных властей.

Сечью управлял кош - синоним общины, состоявшей из 38 куреней (по нескольку сот казаков каждый) во главе с куренными атаманами. Глава коша назывался кошевым, избирался сроком на год. Если на следующий год атамана не переизбирали, тот возвращался обычным казаком в родной курень. В военное время кошевой имел неограниченные полномочия. Символом его власти являлась булава.

Низовая вольница

Быт и нравы Запорожского казачества колоритно изображены Гоголем в уже упомянутом «Тарасе Бульбе».

Казаки носят чуб - длинную прядь волос, отрощенную на выбритой макушке; срезать её - значит нанести запорожцу тягчайшее оскорбление. Право иметь такой оселедец имеет лишь взрослый казак, ибо то знак духовной и физической зрелости; любопытно, что в древности чубы носили также сарматские и скифские воины.

Одежда сечевиков - рубаха и шаровары, шапка и кафтан. Как пишет современник, в 1640 году каждый запорожец имел карманные часы, в то время доступные только богачам.

Православие сечевиков причудливо сочеталось с остатками дохристианских верований. Особым почётом на Хортице пользовались целители-ведуны, так называемые «характерники» или «заморочники», занимавшиеся лечением бойцов и обучавшие их воинскому искусству. По легенде, именно таким колдуном, способным управлять погодой и заговаривать пули, был знаменитый атаман Иван Серко, не проигравший ни одного сражения с турками.

Что касается культуры, то, разумеется, запорожцы не были малограмотными сорвиголовами, какими их изобразил, например, Генрик Сенкевич в романе «Огнём и мечом»: вспомним, сыновья того же Бульбы учились в духовной семинарии, как минимум, зная древнегреческий и латынь.

Морские походы

Описание войсковой тактики запорожцев оставил французский инженер Гийом ле Вассер де Боплан, состоявший на службе у польского короля в второй четверти XVII века.

Каждую осень казаки отправлялись в поход против турок, в отмщение за постоянные грабежи и набеги вассалов султана - крымских татар. За 2 недели строили 80-100 човенов (лодок) на 50-70 человек каждый. Спускались вниз по Днепру; в устье реки их уже поджидали турецкие галеры, однако казаки выходили в море безлунной ночью, через камыши, по мелководью Днепровского лимана, куда османские корабли не решались заплывать. Двое суток непрерывной гребли - и запорожцы высаживались на Туретчине, захватывали добычу, стремительно уходили. В походе питались сухарями и варёным пшеном; если на човене кто-либо оказывался пьяным, его могли выбросить за борт: во время рейда всегда соблюдался сухой закон.
Исход

Ансамбль КАЗАЧИЙ ДЮК 8 917 554 22 84 Игорь [email protected]

Казаки Запорожья жили на рубеже, на который накатывались волны мусульман с юга и востока, а с запада - католиков. Несмотря на большие потери в людях в стычках, боях и походах, казачье товарищество, скрепленное обетом безбрачия, не ослабевало, а с каждым годом крепло и увеличивалось. Если в начале XVI века в рядах запорожцев было 3-5 тысяч человек, то в XVIII веке только в Сечи было 10 тысяч, а с обитателями паланок, зимовников и слобод число людей приближалось к 100 000.

В Запорожскую Сечь и на земли, ей принадлежащие, шли все новые и новые добровольцы из числа украинцев, белорусов, русских. Отцы приводили в Сечь сыновей. Всех сплачивала православная вера в борьбе за выживание в том безжалостном мире. Особенно привечали запорожцы православных сирот, приходящих в Сечь, или приводили и привозили их из походов. Называли таких сирот сыновцами. Привозили запорожцы в Сечь и малолетних «инородцев», приглянувшихся им в дальней стороне. Их крестили и воспитывали в православном воинском духе, называя чуром или джуром (род казацкого юнги). Принимали к себе казаки и всякого взрослого воина, если он сам приходил в Сечь, не расспрашивая его о его прошлом. Условием принятия было православие и чтобы прибывший был без семьи.

Но прибытие человека в Сечь и его принятие вовсе не означало, что он автоматически становился казаком. Для этого нужно было пройти полный курс воинской выучки, который продолжался до 7 лет, в том числе в боевых походах, на заставах и редутах, в полевых разъездах и в дозорах.

Новенького определяли в курень, где ему отводили место. Часто фамилию ему меняли на новую или давали казачью кличку, которая подчеркивала особенности его характера или поведения.

Так шляхтич Скальковский, родившийся в Литве в Новгородском воеводстве, прибыв в Сечь, стал Иваном Ляхом. Ивана Пересунько за его молчаливость казаки прозвали Журбою (разговорчивым), а когда он «проглядел, как поляки добычу казачью отняли», его переименовали в Ивана Прислипу (Слепого).

В Запорожской Сечи можно было встретить всякие народности - украинцев, русских, поляков, литовцев, болгар, молдаван, татар, турок; даже немцы, французы, итальянцы, испанцы и англичане попадались и даже евреи встречались, хотя к евреям казаки теплых чувств не питали никогда. Но были и исключения - «казак Василий Перехрист родился от евреина Айзика в местечке Чигирине… отгол с добровольного его желания в Сечь привезен… где в церкви сичевой окрещен и к присяге приведен».

Что касается испанцев, французов и других европейцев, то они прибывали с казаками в Сечь сами, добровольно. Дело в том, что запорожцы нанимались на службу не только к полякам, литовцам и русским, но бывали они волонтерами и в Европе, где слава их как воинов была хорошо известна. Их охотно и настойчиво вербовали в наемники страны Европы для участия в войнах, в борьбе с пиратами. Даже Ватикан использовал казаков в противостоянии с мусульманским миром. Французский кардинал Мазарини привлек запорожцев в Тридцатилетней войне к борьбе с испанцами, захватившими северное побережье Франции. В октябре 1645 года 2400 запорожцев погрузились в Гданьске на корабли и прибыли в пролив Па-де-Кале. В рядах армии Конде они взяли штурмом ряд крепостей, в том числе и Дюнкерк, который до этого в течении 5 недель без успеха штурмовали французские войска.

Казаки запорожцы стали особо любимым воинским подразделением «великого Конде», его ударной силой. Как видно, и Конде понравился казакам, раз они после взятия Дюнкерка в числе 1000 человек остались еще на 2 года в рядах мушкетеров и участвовали в боях.

Мы часто пытаемся понять, какой должна быть подлинная демократия. Между тем, работающая модель демократического общества, хотя и очень своеобразного, была в границах Русского мира в относительно недавнем прошлом - среди казаков Запорожской Сечи.

Есть несколько гипотез этнического происхождения запорожцев. Согласно первой, казаки - выходцы из Центральной России, пассионарии, отправлявшиеся на неосвоенные земли Дикого Поля за лучшей - или, правильнее говоря, за привольной - жизнью. Некоторые историки даже выводят казаков из полулегендарной вечевой республики вятских ушкуйников; в таком случае время разгрома этой республики в XV веке в ходе войн Москвы и Великого Новгорода примерно совпадает с первым письменным упоминанием об укреплённом казацком лагере в низовьях Днепра, относящимся к 1489 году.По другой версии, популярной среди украинских культурологов, сечевики были украинскими крестьянами, бежавшими в Запорожье от гнёта польско-литовских магнатов (в Польше крепостное право было законодательно введено в 1496 году).Историк Николай Карамзин отождествлял первых казаков с черкесами - одним из кочевых народов Золотой Орды.И, наконец, четвёртая теория: казаки являлись отдельным субэтносом (впитавшим русские, польские, украинские, татарские культурно-лингвистические элементы), который сформировал на острове Хортица, что за днепровскими порогами, уникальное протогосударство со своей культурой и политической системой.Как бы то ни было, если брать два главных признака этнической самоидентификации в начале Нового времени: религиозную и языковую принадлежность, - то исповедовали казаки православие (правда, весьма своеобразно, например, почти не соблюдая пост), а знаменитое письмо запорожцев турецкому султану написано по-русски, хотя и с заметным влиянием южных диалектизмов.

НА ОСТРОВЕ ХОРТИЦА

До середины XVI века на месте Сечи не было даже постоянного поселения - на зиму казаки расходились по ближайшим городам - Киеву, Полтаве, Чернигову.Строго говоря, если признавать казачье Запорожье квазигосударством, сравнивать его следует не с монархиями Нового времени, а с не имевшими чётких границ улусами золотоордынских кочевников, либо с древнегреческими полисами, жившими торговлей и морскими походами.

Чтобы стать казаком, следовало соответствать ряду условий: не иметь жены (как говорил Тарас Бульба, «Козак не на то, чтобы возиться с бабами»); принадлежать к православной вере (в доказательство исповедования оной достаточно было перекреститься); беспрекословно подчиняться атаману - в походе, и решениям казачьего круга - в мирное время. И, конечно, требовалось владеть оружием, знать казачьи традиции.В 1572 году было создано так называемое реестровое казачество, подчинявшееся польскому королю и получавшее от него жалование. Во избежание путаницы с казаками - подданными Речи Посполитой, также названными Войском Запорожским, сечевики стали именовать себя Войском Запорожским Низовым. Впрочем, любое подчинение вольных людей какому-либо монарху было сугубо номинальным; в турецкие походы отправлялись, не спрашивая позволения земных властей.Сечью управлял кош - синоним общины, состоявшей из 38 куреней (по нескольку сот казаков каждый) во главе с куренными атаманами. Глава коша назывался кошевым, избирался сроком на год. Если на следующий год атамана не переизбирали, тот возвращался обычным казаком в родной курень. В военное время кошевой имел неограниченные полномочия. Символом его власти являлась булава.

НИЗОВАЯ ВОЛЬНИЦА

Быт и нравы Запорожского казачества колоритно изображены Гоголем в уже упомянутом «Тарасе Бульбе».Казаки носят чуб - длинную прядь волос, отрощенную на выбритой макушке; срезать её - значит нанести запорожцу тягчайшее оскорбление. Право иметь такой оселедец имеет лишь взрослый казак, ибо то знак духовной и физической зрелости; любопытно, что в древности чубы носили также сарматские и скифские воины.Одежда сечевиков - рубаха и шаровары, шапка и кафтан. Как пишет современник, в 1640 году каждый запорожец имел карманные часы, в то время доступные только богачам.

Православие сечевиков причудливо сочеталось с остатками дохристианских верований. Особым почётом на Хортице пользовались целители-ведуны, так называемые «характерники» или «заморочники», занимавшиеся лечением бойцов и обучавшие их воинскому искусству. По легенде, именно таким колдуном, способным управлять погодой и заговаривать пули, был знаменитый атаман Иван Серко, не проигравший ни одного сражения с турками.Что касается культуры, то, разумеется, запорожцы не были малограмотными сорвиголовами, какими их изобразил, например, Генрик Сенкевич в романе «Огнём и мечом»: вспомним, сыновья того же Бульбы учились в духовной семинарии, как минимум, зная древнегреческий и латынь.

МОРСКИЕ ПОХОДЫ

Описание войсковой тактики запорожцев оставил французский инженер Гийом ле Вассер де Боплан, состоявший на службе у польского короля в второй четверти XVII века.

Каждую осень казаки отправлялись в поход против турок, в отмщение за постоянные грабежи и набеги вассалов султана - крымских татар. За 2 недели строили 80-100 човенов (лодок) на 50-70 человек каждый. Спускались вниз по Днепру; в устье реки их уже поджидали турецкие галеры, однако казаки выходили в море безлунной ночью, через камыши, по мелководью Днепровского лимана, куда османские корабли не решались заплывать. Двое суток непрерывной гребли - и запорожцы высаживались на Туретчине, захватывали добычу, стремительно уходили. В походе питались сухарями и варёным пшеном; если на човене кто-либо оказывался пьяным, его могли выбросить за борт: во время рейда всегда соблюдался сухой закон.

Весь XVIII век Россия продвигалась дальше и дальше на Юго-Запад, в кровопролитных битвах вытесняя турок и их вассалов из северного Причерноморья. С ликвидацией угрозы татарских набегов отпала необходимость и защитного рубежа в виде запорожского воинства. Для государственной системы Екатерининской империи, строившейся на началах упорядоченности и рационализма в духе эпохи Просвещения, вечно беспокойная сечевая вольница выглядела весьма чужеродным элементом. Вдобавок, многие казаки поддержали восстание Пугачёва. Неудивительно, что в 1775 году по указу царицы Сечь упраздняется. Несколько тысяч казаков, не пожелавших принимать российское подданство, уходят в принадлежавшее тогда Османской империи устье Дуная, основав Задунайскую Сечь, просуществовавшую ещё полстолетия, однако и близко не сравнимую по размаху с Запорожской в годы её расцвета. Трёхвековая история веселого "протогосударства" на острове Хортица была окончена.