«Суворов двадцатого века» – так стали называть генерала армии Василия Филипповича Маргелова (1908 – 1990 гг.) еще при жизни западные историки (советским долгое время называть эту фамилию в печати запрещалось по соображениям секретности).

Прокомандовав Воздушно-десантными войсками в общей сложности почти четверть века (1954 – 1959, 1961 – 1979 гг.), он превратил этот род войск в грозную ударную силу, не знавшую себе равных.

Но не только как выдающийся организатор запомнился Василий Филиппович современникам. Любовь к Родине, замечательные полководческие способности, стойкость и беззаветная храбрость органично сочетались в нем с величием души, скромностью и кристальной честностью, добросердечным, истинно отеческим отношением к солдату.

Перелистаем некоторые страницы книги его судьбы, достойные пера и мастера детективного жанра, и творца героической эпопеи…

Как у десантника появилась тельняшка

На советско-финляндской войне 1940 года майор Маргелов – командир Отдельного разведывательного лыжного батальона 596-го стрелкового полка 122-й дивизии. Его батальон совершал дерзкие рейды по вражеским тылам, устраивал засады, нанося противнику большой урон. В одном из рейдов удалось даже взять в плен группу офицеров шведского Генерального штаба, что дало основания советскому Правительству выступить с дипломатическим демаршем по поводу фактического участия якобы нейтрального скандинавского государства в боевых действиях на стороне финнов. Этот шаг подействовал на шведского короля и его кабинет отрезвляюще: Стокгольм так и не решился послать в снега Карелии своих солдат…

Опыт лыжных рейдов по вражеским тылам вспомнили в конце осени 1941 года в осажденном Ленинграде. Майору В. Маргелову поручили возглавить сформированный из добровольцев Первый особый лыжный полк моряков Краснознаменного Балтийского флота.

Ветеран этой части Н. Шувалов вспоминал:

– Как известно, моряки – народ своеобразный. Влюбленные в морскую стихию, они не особенно жалуют сухопутных собратьев. Когда Маргелова назначили командиром полка морских пехотинцев, некоторые говаривали, что он там не приживется, «братишки» его не примут.

Однако это пророчество не сбылось. Когда полк моряков был построен для представления новому командиру, Маргелов, после команды «Смирно!» увидев много хмурых лиц, смотревших на него не особенно дружелюбно, вместо положенных в таких случаях слов приветствия «Здравствуйте, товарищи!», не задумываясь, громко крикнул:

– Здорово, клешники!

Мгновение – и в строю ни одного хмурого лица…

Много славных подвигов совершили моряки-лыжники под началом майора Маргелова. Задачи им ставил лично командующий Балтийского флота вице-адмирал Трибуц.

Глубокие дерзкие рейды лыжников по немецким тылам зимой 1941 – 42 годов были неутихающей головной болью для командования гитлеровской группы армий «Север». Чего стоил хотя бы десант на побережье Ладоги в направлении Липки – Шлиссельбург, встревоживший генерал-фельдмаршала фон Лееба настолько, что он начал снимать для его ликвидации войска из-под Пулково, стягивавшие петлю блокады Ленинграда.

Через два десятилетия командующий Воздушно-десантными войсками генерал армии Маргелов добился, чтобы десантники получили право носить тельняшки.

– Удаль «братишек» запала мне в сердце! – объяснял он. – Мне хочется, чтобы десантники переняли славные традиции старшего брата – морской пехоты и с честью их продолжали. Для этого я и ввел десантникам тельняшки. Только полоски на них под цвет неба – голубые…

Когда на военном совете под председательством министра обороны главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков стал пенять, что, мол, десантники крадут у моряков тельняшки, Василий Филиппович ему резко возразил:

– Я сам в морской пехоте воевал и знаю, что заслуживают десантники и что – моряки!

А воевал Василий Филиппович со своими «морпехами» лихо. Вот еще пример. В мае 1942 года в районе Виняглово близ Синявинских высот около 200 вражеских пехотинцев прорвались через участок обороны соседнего полка и зашли в тыл «маргеловцам». Василий Филиппович быстро отдал необходимые распоряжения и сам лег за пулемет «Максим». Тогда он лично уничтожил 79 фашистов, остальных добили подоспевшие подкрепления.

Кстати, в период обороны Ленинграда у Маргелова всегда был под рукой станковый пулемет, из которого по утрам он совершал своеобразную стрелковую зарядку: «подстригал» очередями верхушки деревьев. Затем садился на лошадь и упражнялся в рубке шашкой.

В наступательных боях командир полка не раз лично поднимал в атаку свои батальоны, дрался в первых рядах своих бойцов, увлекая их на победу в рукопашном бою, где ему не было равных. Из-за таких страшных схваток фашисты и прозвали морских пехотинцев «полосатая смерть».

Офицерский паек – в солдатский котел

Забота о солдате никогда не была для Маргелова второстепенным делом, тем более на войне. Его бывший однополчанин, гвардии старший лейтенант Николай Шевченко вспоминал, что, приняв в 1942 году 13-й гвардейский стрелковый полк, Василий Филиппович начал повышать его боеспособность с улучшения организации питания всего личного состава.

В то время офицеры в полку питались отдельно от солдат и сержантов. Офицерам м полагался усиленный паек: помимо общевойсковой нормы, они получали животное масло, рыбные консервы, галеты или печенье, табак «Золотое Руно» или «Казбек» (некурящим выдавался шоколад). Но, кроме этого, некоторые комбаты и ротные завели при общем пищеблоке и личных поваров. Нетрудно понять, что некоторая часть солдатского котла уходила на офицерский стол. Это и обнаружил командир полка при обходе подразделений. Начинал-то он его всегда с осмотра батальонных кухонь и пробы солдатской пищи.

На второй день пребывания подполковника Маргелова в части все ее офицеры должны были питаться из общего котла вместе с солдатами. Свой доппаек комполка приказал передать в общий котел. Скоро так стали поступать и другие офицеры. «Хороший пример нам подал Батя!» - вспоминал ветеран Шевченко. Удивительно, но Батей Василия Филипповича звали во всех полках и дивизиях, которыми ему довелось командовать…

Не дай Бог, если Маргелов замечал, что у бойца прохудившаяся обувь или обветшалая одежда. Тут уж хозяйственник получал на полную катушку. Однажды, заметив, что у сержанта-пулеметчика на переднем крае сапог «просит каши», комполка подозвал к себе начальника вещевого снабжения и велел ему обменяться обувью с этим бойцом. И предупредил, что если еще раз увидит подобное, немедленно переведет офицера на передовую.

Василий Филиппович терпеть не мог трусов, слабовольных, лентяев. Воровство же при нем было просто невозможно, ибо карал он за него беспощадно…

Горячий снег

Кто читал роман Юрия Бондарева «Горячий снег» или видел одноименный кинофильм, поставленный по этому роману, пусть знает: прообразом героев, что встали на пути танковой армады Манштейна, пытавшейся разорвать кольцо окружения вокруг 6-й армии Паулюса в Сталинграде, были маргеловцы. Это они оказались на направлении главного удара фашистского танкового клина и сумели не допустить прорыва, выстояв до подхода подкрепления.

В октябре 1942 года гвардии подполковник Маргелов стал командиром 13-го гвардейского стрелкового полка, входившего во 2-ю гвардейскую армию генерал-лейтенанта Р. Я. Малиновского, которая формировалась специально для завершения разгрома врага, прорвавшегося в приволжские степи. Два месяца, пока полк стоял в резерве, Василий Филиппович напряженно готовил своих бойцов к жестоким боям за волжскую твердыню.

Под Ленинградом ему не раз приходилось вступать в единоборство с фашистскими танками, он хорошо знал их уязвимые места. И теперь лично учил истребителей танков, показывая бронебойщикам, как отрыть окоп в полный профиль, куда и с каких дистанций прицеливаться из противотанкового ружья, как метать гранаты и бутылки с зажигательной смесью.

Когда маргеловцы держали оборону на рубеже р. Мышкова, приняв на себя удар танковой группировки «Гот», наступавшей из района Котель-никовcкого на соединение с группой прорыва Паулюса, они не испугались новейших тяжелых танков «Тигр», не дрогнули перед многократно превосходящим противником. Они сделали невозможное: за пять суток боев (с 19 по 24 декабря 1942 г.), без сна и отдыха, неся тяжелые потери, сожгли и подбили на своем направлении почти все танки противника. При этом полк сохранил боеспособность!

В этих боях Василий Филиппович был сильно контужен, но строй не покинул. Новый 1943-й год он встретил со своими бойцами, с «Маузером» в руке, увлекая атакующие цепи на штурм хутора Котельниковский. Этим стремительным броском частей 2-й гвардейской армии в сталинградской эпопее была поставлена жирная точка: последние надежды армии Паулюса на деблокаду растаяли, как дым. Потом было освобождение Донбасса, форсирование Днепра, яростные бои за Херсон и «Ясско-Кишиневские Канны»… Тринадцать благодарностей от Верховного Главнокомандующего заслужила 49-я гвардейская Херсонская Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия – дивизия Маргелова!

Заключительный аккорд – бескровное пленение в мае 1945 года на границе Австрии и Чехословакии танкового корпуса СС, прорывавшегося на Запад, чтобы сдаться американцам. Сюда входила элита бронетанковых войск рейха – эсэсовские дивизии «Великая Германия» и «Мертвая голова».

Как лучшему из лучших гвардии генерал-майору Герою Советского Союза В. Ф. Маргелову (1944 г.) руководство 2-го Украинского фронта доверило честь командовать фронтовым сводным полком на Параде Победы в Москве 24 июня 1945 г.

По окончании в 1948 году Высшей военной академии (с 1958 года – Военная академия Генерального штаба) Василий Филиппович принял Псковскую воздушно-десантную дивизию.

Этому назначению предшествовала встреча генерал-майора В. Маргелова с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Николаем Булганиным. В кабинете находился еще один генерал, тоже Герой Советского Союза.

Министр обороны начал беседу добрыми словами о Воздушно-десантных войсках, их славном боевом прошлом, о том, что принято решение развивать этот сравнительно молодой род войск.

– Мы верим в них и считаем необходимым укрепить их боевыми генералами, отличившимися в годы Великой Отечественной войны. Как ваше мнение, товарищи?

Тот, второй генерал, начал жаловаться на раны, полученные на фронте, сказал, что врачи не рекомендовали ему совершать парашютные прыжки. В общем, отказался от предложения министра.

Генерал Маргелов, имевший множество ранений за три войны, в том числе и тяжелые, да еще в ноги, задал в ответ единственный вопрос:

– Когда можно отправиться в войска?

– Сегодня же, – ответил министр обороны и крепко пожал ему руку.

Маргелов понимал, что придется начинать с нуля и как новичку постигать мудреную десантную науку. Но он знал и другое: есть в этом роде войск особая притягательность - дерзость, прочная мужская спайка.

Спустя годы он рассказывал корреспонденту газеты «Красная звезда»:

До 40 лет я смутно представлял, что такое парашют, мне и во сне прыжки не снились. Получилось это само по себе, а точнее, как положено в армии, по приказу. Я человек военный, если нужно, готов хоть к черту в зубы. Вот так и пришлось, уже будучи генералом, совершить первый прыжок с парашютом. Впечатление, скажу вам, ни с чем не сравнимое. Над тобой раскрывается купол, ты паришь в воздухе как птица, - ей-богу, петь хочется! Я запел. Но на одних восторгах не уедешь. Заспешил, за землей не следил, в итоге пришлось недели две ходить с перевязанной ногой. Получил урок. Парашютное дело - не только романтика, но и огромный труд и безукоризненная дисциплина…

Потом будет много прыжков - с оружием, днем и ночью, со скоростных военно-транспортных самолетов. За время службы в ВДВ Василий Филиппович совершил их более 60. Крайний - в 65-летнем возрасте.

Тот, кто ни разу в жизни не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймет чести и гордости десантника, - скажет как-то Маргелов.

Что увидел, приняв 76-ю гвардейскую воздушно-десантную Черниговскую дивизию, Василий Филиппович? Материально-техническая база боевой подготовки - на нуле. Простота спортивных снарядов обескураживала: два трамплина для прыжков, люлька для аэростата, подвешенная между двумя столбами, и остов летательного аппарата, смутно напоминающего самолет или планер. Травматизм и даже гибель людей - распространенное явление. Если Маргелов в десантном деле был новичком, то в организации боевой подготовки, как говорится, собаку съел.

Параллельно с боевой учебой шла не менее важная работа по обустройству личного состава, семей офицеров. И здесь всех удивляла настойчивость Маргелова.

- Солдат должен быть сыт, чист телом и силен духом, - любил повторять суворовское высказывание Василий Филиппович. Нужно было - и генерал становился заправским прорабом, как называл себя без всякой иронии, и на его рабочем столе вперемешку с планами боевой подготовки, учений, десантирования лежали расчеты, сметы, проекты…

Работая в привычном для себя режиме – день и ночь – сутки прочь, генерал Маргелов быстро добился того, что его соединение стало одним из лучших в десантных войсках.

В 1950 году он был назначен командиром воздушно-десантного корпуса на Дальнем Востоке, а в 1954-м генерал-лейтенант В. Маргелов возглавил Воздушно-десантные войска.

И вскоре доказал всем, что он не простоватый служака, как воспринимали Маргелова некоторые, а человек, видевший перспективы ВДВ, имеющий огромное желание превратить их в элиту Вооруженных Сил. Для этого требовалось сломать стереотипы и инерцию, завоевать доверие людей деятельных, энергичных, вовлечь их в совместную продуктивную работу. Со временем у В. Маргелова образовался тщательно подобранный и выпестованный им круг единомышленников. А выдающееся чувство нового, боевой авторитет и умение командующего работать с людьми позволили добиваться поставленных целей.

Год 1970-й, оперативно-стратегическое учение «Двина». Вот что писала о них газета Белорусского военного округа «Во славу Родины»: «Белоруссия – страна лесов и озер, и найти площадку для приземления неимоверно трудно. Погода не радовала, но и не давала повода для уныния. Проутюжили землю истребители-штурмовики, из комментаторской будки прозвучало: «Внимание!» – и взоры присутствующих обратились ввысь.

Вот от первых самолетов отделились крупные точки – это боевая техника, артиллерия, грузы, а затем как горох из люков Ан-12 посыпались десантники. Но венцом выброски стало появление в воздухе четырех «Антеев». Считанные минуты – и вот на земле уже целый полк!

Когда последний десантник коснулся земли, В.Ф. Маргелов остановил секундомер на командирских часах и показал министру обороны. 22 минуты с небольшим понадобилось для того, чтобы восемь тысяч десантников и 150 единицы боевой техники были доставлены в тыл «противника».

Блестящие результаты и на крупных учениях «Днепр», «Березина», «Юг»… Стало обычной практикой: воздушный десант поднимать, скажем, в Пскове, совершать длительный перелет и десантироваться под Ферганой, Кировабадом или в Монголии. Комментируя одно из учений, Маргелов сказал корреспонденту «Красной звезды»:

– Применение воздушного десанта практически стало неограниченным. У нас, например, существует такой вид боевой подготовки: на карте страны произвольно выбирается точка, куда сбрасывается десант. Воины-парашютисты прыгают на совершенно незнакомую местность: в тайгу и пустыни, на озера, болота и на горы…

Именно после учений «Двина», объявив благодарность гвардейцам за проявленные мужество и воинское мастерство, командующий как бы невзначай спросил:

Маргелова можно было понять: назрела необходимость сокращения сроков подготовки десантных подразделений к бою после приземления. Десантирование боевой техники с одного самолета, а экипажей – с другого приводило к тому, что разброс порой составлял до пяти километров. Пока экипажи разыскивали технику, уходило много времени.

Чуть позднее Маргелов вновь вернулся к этой мысли:

– Понимаю, что это сложно, но никто, кроме нас, этого не сделает.

Более того, когда – довольно нелегко принималось принципиальное решение на проведение первого такого эксперимента – Василий Филиппович предложил свою кандидатуру для участия в первом испытании такого рода, министр обороны и начальник Генерального штаба были категорически против.

Впрочем, и без этого о мужестве военачальника ходили легенды. Проявлялось оно не только в боевой обстановке. На одном из праздничных приемов, куда не могли не пригласить опального Маршала Георгия Константиновича Жукова, Василий Филиппович, вытянувшись по стойке «смирно», поздравил его с праздником. Жуков, будучи министром обороны, неоднократно наблюдал за действиями десантников на учениях и выражал удовлетворение их высокой выучкой, восхищался смелостью и отвагой. Генерал Маргелов гордился уважением к себе таких военачальников, а потому не менял своего отношения к заслуженным людям в угоду временщикам и высокопоставленным подхалимам.

Войска «дяди Сэма» и войска «дяди Васи»

В конце весны 1991 года состоялся официальный визит в США министра обороны СССР Маршала Советского Союза Д. Т. Язова.

Вернувшись в Москву, министр встретился с офицерами Управления информации Минобороны.

Впоследствии размышляя об этой длившейся больше двух часов встрече в зале, где обычно проходили заседания Коллегии Министерства обороны, я пришел к выводу, что общение с нами, рядовыми сотрудниками управления, преследовало прежде всего цель донести до широкой общественности через офицеров, по долгу службы поддерживающих контакты с прессой, его весьма скептическое мнение о достоинствах военной техники богатейшей державы мира и об уровне подготовленности американских «профи», которыми тогда взахлеб восторгались журнал «Огонек» и родственные ему по духу издания.

Во время посещения военной базы в Форт-Брэгге советского министра обороны пригласили на показательное учение одного из парашютных батальонов знаменитого «полка дьяволов» – 82-й воздушно-десантной дивизии США. Эта дивизия прославилась тем, что участвовала едва ли не во всех конфликтах послевоенного времени, в которые вмешивались Соединенные Штаты (Доминиканская Республика, Вьетнам, Гренада, Панама и др.). Она первой высадилась на Ближнем Востоке перед началом антииракской «Бури в пустыне» в 1990 году. Во всех операциях «дьяволы» шли на острие атаки как самые ловкие, смелые, непобедимые.

И вот этим-то «дублерам Сатаны» и поручено было удивить советского министра классом выучки и бесстрашием. Их десантировали на парашютах. Часть батальона приземлялась в боевых машинах. Но эффект от «показушки» получился обратный ожидаемому, потому что Дмитрий Тимофеевич не мог говорить об увиденном в Северной Каролине без горькой усмешки.

– Какую бы оценку я тебе поставил за такое десантирование? – спросил, хитровато прищурясь, министр обороны тогдашнего заместителя командующего ВДВ по боевой подготовке генерал-лейтенанта Е. Н. Подколзина, входившего в состав советской военной делегации.

– Вы бы мне голову оторвали, товарищ министр! – отчеканил Евгений Николаевич.

Оказывается, едва ли не все американские десантники, выброшенные из самолетов в боевых машинах, получили тяжелые травмы и увечья. Были и погибшие. Приземлившись, больше половины машин так и не тронулись с места…

В это с трудом верится, но и в начале 90-х хваленые американские профессионалы не имели такого, как у нас, снаряжения и не владели секретами безопасного десантирования подразделений «крылатой пехоты» на технике, которые были освоены в «войсках дяди Васи» (как называли себя бойцы ВДВ, намекая на особую теплоту чувств к командующему) еще в 70-е годы.

А начиналось все с мужественного решения Маргелова возложить на свои плечи ответственность первопроходца. Тогда, в 1972 году, в СССР полным ходом шли испытания недавно созданной системы «Кентавр» – для десантирования людей внутри боевой машины десанта на парашютных платформах. Эксперименты были рискованные, поэтому начинали их на животных. Далеко не все шло гладко: то рвался купол парашюта, то не срабатывали активные двигатели торможения. Один из прыжков даже закончился гибелью пса Бурана.

Нечто подобное происходило и у западных испытателей идентичных систем. Правда, там экспериментировали на людях. В боевую машину, которая сбрасывалась с самолета, посадили приговоренного к смертной казни. Он разбился, и продолжать опытно-конструкторские работы в этом направлении на Западе долгое время считали нецелесообразным.

Несмотря на риск, Маргелов верил в возможность создания безопасных систем десантирования людей на технике и настаивал на усложнении испытаний. Поскольку в дальнейшем «собачьи» прыжки проходили нормально, он добивался перехода к новой фазе НИОКР – с участием воинов. В начале января 1973 года у него состоялся трудный разговор с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза А. А. Гречко.

– Ты понимаешь, Василий Филиппович, на что идешь, чем рискуешь? – убеждал Маргелова отказаться от задуманного Андрей Антонович.

– Отлично понимаю, потому на своем и стою, – отвечал генерал. – И те, кто готов к эксперименту, тоже все прекрасно понимают.
5 января 1973 г. исторический прыжок состоялся. Внутри БМД-1 на парашютно-платформенных средствах впервые в мире был десантирован экипаж. В него входили майор Л. Зуев и лейтенант А. Маргелов – в машине рядом с опытным офицером находился младший сын командующего Александр, в ту пору молодой инженер научно-технического комитета ВДВ.

Послать сына на столь сложный, непредсказуемый эксперимент решился бы только очень мужественный человек. Это был поступок сродни подвигу генерал-лейтенанта Николая Раевского, когда любимец Кутузова в 1812 году под Салтановкой бесстрашно вывел своих юных сыновей перед фронтом дрогнувших от французской картечи батальонов и этим потрясающим примером вдохнул стойкость в упавших духом гренадеров, удержал позицию, решив исход боя. Жертвенный героизм такого рода в мировой военной истории – явление уникальное.

– С АН-12 сбрасывалась боевая машина, раскрывались пять куполов, – вспоминал подробности беспрецедентного прыжка Александр Васильевич Маргелов, ныне сотрудник Министерства внешнеэкономических связей. – Конечно, опасно, но успокаивало одно: система успешно применялась не один год. Правда, без людей. Приземлились тогда нормально. Летом 1975 года на базе парашютно-десантного полка, которым командовал тогда майор В. Ачалов, мы с подполковником Л. Щербаковым внутри БМД и четыре офицера снаружи, в кабине совместного десантирования, прыгали еще раз…

Василий Филиппович за это смелое новаторство был удостоен Государственной премии СССР.

На смену «Кентавру» (не в последнюю очередь благодаря командующему ВДВ, который настырно доказывал в высших партийно-правительственных инстанциях страны перспективность нового метода доставки бойцов и техники к цели, его скорейшего освоения для усиления мобильности «крылатой пехоты») вскоре пришла новая, более совершенная система «Реактавр». Скорость снижения на ней была в четыре раза выше, чем на «Кентавре». В психофизическом отношении десантнику соответственно труднее (оглушительный рев и грохот, очень близко пламя, вырывающееся из реактивных сопел). Зато резко уменьшились уязвимость от огня противника и время от момента выброски из самолета до приведения БМД в боевое положение.

С 1976 по 1991 год система «Реактавр» применялась около 100 раз, и всегда успешно. Год от года, от учения к учению «голубые береты» приобретали опыт ее применения, шлифовали навыки собственных действий на различных этапах десантирования.

С 1979 года не было уже с ними рядом Василия Филипповича, сдавшего пост командующего ВДВ и перешедшего в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны. Спустя 11 лет, 4 марта 1990 г., он ушел из жизни. Но память о Десантнике номер один, его заветы голубым беретам нетленны.

Имя генерала армии В.Ф. Маргелова носят Рязанское высшее командное училище ВДВ, улицы, площади и скверы Санкт-Петербурга, Рязани, Омска, Пскова, Тулы… Ему воздвигнуты памятники в Санкт-Петербурге, Рязани, Пскове, Омске, Туле, украинских городах Днепропетровске и Львове, белорусском Костюковичи.

Воины-десантники, ветераны ВДВ каждый год приходят к памятнику своего командующего на Новодевичье кладбище, чтобы почтить его память.

Но главное – жив в войсках маргеловский дух. Подвиг 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского полка 76-й псковской дивизии, в которой начинал свой путь в ВДВ Василий Филиппович, – красноречивое тому подтверждение. Он – и в других свершениях десантников последних десятилетий, в которых «крылатая пехота» покрыла себя неувядаемой славой.

Автор и инициатор создания технических средств ВДВ и методов применения частей и соединений воздушно-десантных войск, многие из которых олицетворяют собой тот образ ВДВ ВС СССР и ВС России, который существует в настоящее время. Среди людей, имеющих отношение к этим войскам, считается Десантником № 1.

Биография

Юношеские годы

В. Ф. Маркелов (впоследствии Маргелов) родился 27 декабря 1908 года (9 января 1909 года по новому стилю) в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина), в семье выходцев из Белоруссии. По национальности - белорус. Отец - Филипп Иванович Маркелов, рабочий-металлург. (Фамилия Маркелов у Василия Филипповича впоследствии была записана как Маргелов из-за ошибки в партбилете.)

В 1913 году семья Маргеловых вернулась на родину Филиппа Ивановича - в местечко Костюковичи Климовичского уезда (Могилёвская губерния). Мать В. Ф. Маргелова, Агафья Степановна, была родом из соседнего Бобруйского уезда. По некоторым сведениям, В. Ф. Маргелов в 1921 году окончил церковно-приходскую школу (ЦПШ). Подростком работал грузчиком, плотником. В том же году поступил учеником в кожевенную мастерскую, вскоре стал помощником мастера. В 1923 году поступил чернорабочим в местный «Хлебопродукт». Имеются сведения о том, что окончил школу сельской молодёжи, и работал экспедитором по доставке почтовых отправлений на линии Костюковичи - Хотимск.

С 1924 года работал в Екатеринославе на шахте им. М. И. Калинина чернорабочим, затем коногоном.

В 1925 году направлен вновь в Белоруссию, лесником в леспромхоз. Работал в Костюковичах, в 1927 году стал председателем рабочего комитета леспромхоза, избран в местный Совет.

Начало службы

В Красную Армию призван в 1928 году. Направлен учиться в Объединённую белорусскую военную школу (ОБВШ) им. ЦИК БССР в Минске, зачислен в группу снайперов. Со II-го курса - старшина пулемётной роты. В апреле 1931 года с отличием окончил Минское военное училище (бывшую ОБВШ).

После окончания училища назначен командиром пулеметного взвода полковой школы 99-го стрелкового полка 33-й территориальной стрелковой дивизии (Могилёв, Белоруссия). С 1933 года - командир взвода в Минском военно-пехотном училище им. М. И. Калинина. В феврале 1934 года назначен помощником командира роты, в мае 1936 года - командиром пулемётной роты. С 25 октября 1938 года командовал 2-м батальоном 23-го стрелкового полка 8-й стрелковой дивизии им. Дзержинского Белорусского Особого военного округа. Возглавлял разведку 8-й стрелковой дивизии, будучи на должности начальника 2?го отделения штаба дивизии.

В годы войн

В годы советско-финской войны (1939-1940) командовал Отдельным разведывательным лыжным батальоном 596-го стрелкового полка 122?й дивизии. Во время одной из операций взял в плен офицеров шведского Генерального штаба.

После окончания советско-финской войны назначен на должность помощника командира 596-го полка по строевой части. С октября 1940 года - командир 15-го отдельного дисциплинарного батальона (15одисб). 19 июня 1941 года назначен командиром 3-го стрелкового полка 1-й мотострелковой дивизии (основу полка составили бойцы 15одисб).

В Великую Отечественную войну - командир 13-го гвардейского стрелкового полка, начальник штаба и заместитель командира 3-й гвардейской стрелковой дивизии. С 1944 года - командир 49-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Украинского фронта. Руководил действиями дивизии при форсировании Днепра и освобождении Херсона, за что в марте 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Под его командованием 49-я гвардейская стрелковая дивизия участвовала в освобождении народов Юго-Восточной Европы.

В воздушно-десантных войсках

После войны на командных должностях. С 1948 года после окончания Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени К. Е. Ворошилова - командир 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой воздушно-десантной дивизии.

В 1950-1954 годах - командир 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознамённого корпуса (Дальний Восток).

С 1954 года по 1959 год - Командующий ВДВ. В 1959-1961 годах - назначен с понижением, первым заместителем Командующего ВДВ. С 1961 по январь 1979 года - вернулся на должность Командующего ВДВ.

28 октября 1967 года ему было присвоено воинское звание «генерал армии». Руководил действиями ВДВ при вводе войск в Чехословакию (Операция «Дунай»).

С января 1979 года - в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Выезжал в командировки в войска ВДВ, был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Рязанском Воздушно-десантном училище.

За время службы в ВДВ совершил более 60 прыжков. Последний из них в 65-летнем возрасте.

«Тот, кто ни разу в жизни не покидал самолёт, откуда города и сёла кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра бьющего в грудь, тот никогда не поймёт чести и гордости десантника…»

Жил и работал в городе Москве. Умер 4 марта 1990 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Вклад в становление и развитие ВДВ

Генерал Павел Федосеевич Павленко:

Полковник Николай Фёдорович Иванов:

Вклад Маргелова в формирование воздушно-десантных войск в их нынешнем виде нашёл отражение в шуточной расшифровке аббревиатуры ВДВ - «Войска дяди Васи».

Теория боевого применения

В военной теории считалось, что для немедленного использования ядерных ударов и сохранения высоких темпов наступления необходимо широкое применение воздушных десантов. В этих условиях Воздушно-десантные войска должны были полностью соответствовать военно-стратегическим целям войны и отвечать военно-политическим целям государства.

По словам командующего Маргелова: «Чтобы выполнять свою роль в современных операциях надо, чтобы наши соединения и части были высокоманёвренными, укрытыми бронёй, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления. Вот, по большому счёту, идеал, к которому мы должны стремиться».

Для достижения поставленных целей под руководством Маргелова была разработана концепция роли и места ВДВ в современных стратегических операциях на различных театрах военных действий. На эту тему Маргеловым написан ряд работ, а также успешно защищена кандидатская диссертация (присвоено звание кандидата военных наук решением Совета Военной ордена Ленина Краснознамённой ордена Суворова академии им. М. В. Фрунзе). В практическом плане регулярно проводились учения и командирские сборы ВДВ.

Вооружение

Необходимо было преодолевать разрыв между теорией боевого применения ВДВ и сложившейся организационной структурой войск, а также возможностями военно-транспортной авиации. Вступив в должность Командующего, Маргелов получил войска, состоящие, в основном, из пехоты с лёгким вооружением и военно-транспортной авиации (в качестве составной части ВДВ), которая была оснащена самолётами Ли-2, Ил-14, Ту-2 и Ту-4 с существенно ограниченными десантными возможностями. Фактически ВДВ не были способны решать крупные задачи в военных операциях.

Маргелов инициировал создание и серийное производство на предприятиях военно-промышленного комплекса средств десантирования, тяжёлых парашютных платформ, парашютных систем и тар для десантирования грузов, грузовых и людских парашютов, парашютных приборов. «Технике не прикажешь, поэтому добивайтесь создания в КБ, промышленности, в ходе испытаний надёжных парашютов, безотказной работы тяжёлой воздушно-десантной техники», говорил Маргелов при постановке задач своим подчинённым.

Для десантников создавались модификации стрелкового оружия, упрощающие его десантирование на парашюте - меньший вес, складывающийся приклад.

Специально для нужд ВДВ в послевоенные годы разрабатывалась и модернизировалась новая боевая техника: авиадесантная Самоходная артиллерийская установка АСУ-76 (1949), лёгкая АСУ-57 (1951), плавающая АСУ-57П (1954), самоходная установка АСУ-85, гусеничная боевая машина Воздушно-десантных войск БМД-1 (1969). После поступления первых партий БМД-1 в войска было разработано семейство вооружения на её базе: артиллерийские самоходные орудия «Нона», машины управления огнём артиллерии, командно-штабные машины Р-142, радиостанции дальней связи Р-141, противотанковые комплексы, разведывательная машина. Зенитные части и подразделения также оснащались бронетранспортёрами, на которых размещались расчёты с переносными комплексами и боезапасом.

К концу 50-х годов были приняты на вооружение и поступили в войска новые самолёты Ан-8 и Ан-12, которые обладали грузоподъёмностью до 10-12 тонн и достаточной дальностью полёта, что делало возможным десантирование больших групп личного состава со штатной боевой техникой и вооружением. Позднее стараниями Маргелова Воздушно-десантные войска получили новые военно-транспортные самолёты - Ан-22 и Ил-76.

В конце 50-х годов на вооружении войск появились парашютные платформы ПП-127, предназначенные для десантирования парашютным способом артиллерии, автотранспорта, радиостанций, инженерной техники и др. Были созданы парашютно-реактивные средства десантирования, которые за счёт создаваемой двигателем реактивной тяги позволяли приблизить скорость приземления груза к нулю. Такие системы позволяли значительно удешевить десантирование за счёт отказа от большого количества куполов большой площади.

5 января 1973 года впервые в мировой практике в СССР было произведено десантирование на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолёта Ан-12Б гусеничной боевой бронированной машины БМД-1 с двумя членами экипажа на борту. Командиром экипажа был сын Василия Филипповича, старший лейтенант Маргелов Александр Васильевич, а механиком-водителем - подполковник Зуев Леонид Гаврилович.

23 января 1976 года, также впервые в мировой практике, десантированная из того же типа самолета, произвела мягкую посадку БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе «Реактавр» также с двумя членами экипажа на борту - майором Маргеловым Александром Васильевичем и подполковником Щербаковым Леонидом Ивановичем. Десантирование производилось с огромным риском для жизни, без индивидуальных средств спасения. Через двадцать лет за подвиг семидесятых годов обоим было присвоено звание Героя России.

Семья

  • Отец - Филипп Иванович Маркелов - рабочий-металлург, в Первой мировой войне стал кавалером двух Георгиевских крестов.
  • Мать - Агафья Степановна, была родом из Бобруйского уезда.
  • Двое братьев - Иван (старший), Николай (младший) и сестра Мария.

В. Ф. Маргелов был женат трижды:

  • Первая жена, Мария, оставила мужа и сына (Геннадия).
  • Вторая жена - Феодосия Ефремовна Селицкая (мать Анатолия и Виталия).
  • Последняя жена - Анна Александровна Куракина, врач. С Анной Александровной познакомился в годы Великой Отечественной войны.

Пятеро сыновей:

  • Геннадий Васильевич (род. 1931) - генерал-майор.
  • Анатолий Васильевич (1938-2008) - доктор технических наук, профессор, автор более 100 патентов и изобретений в сфере ВПК.
  • Виталий Васильевич (род. 1941) - профессиональный разведчик, сотрудник КГБ СССР и СВР России, позже - общественно-политический деятель; генерал-полковник, депутат Государственной Думы.
  • Василий Васильевич (1943-2010) - майор запаса; первый заместитель директора Дирекции международных связей Российской государственной радиовещательной компании «Голос России» (РГРК «Голос России»)
  • Александр Васильевич (род. 1943) - офицер ВДВ. 29 августа 1996 года «за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении специальной техники» (десантирование внутри БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе «Реактавр», проведённое впервые в мировой практике в 1976 году) удостоен звания Героя Российской Федерации. Выйдя в отставку, работал в структурах Рособоронэкспорта.

Василий Васильевич и Александр Васильевич - братья-близнецы. В 2003 году они в соавторстве написали книгу о своём отце - «Десантник № 1 генерал армии Маргелов».

Награды и звания

Награды СССР

  • Медаль «Золотая Звезда» № 3414 Героя Советского Союза (19.03.1944)
  • четыре ордена Ленина (21.03.1944, 3.11.1953, 26.12.1968, 26.12.1978)
  • орден Октябрьской Революции (4.05.1972)
  • два ордена Красного Знамени (3.02.1943, 20.06.1949)
  • орден Суворова 2-й степени (1944)
  • два ордена Отечественной войны 1-й степени (25.01.1943, 11.03.1985)
  • орден Красной Звезды (3.11.1944)
  • два Ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й (14.12.1988) и 3-й степени (30.04.1975)
  • медали

Удостоен двенадцати Благодарностей Верховного Главнокомандующего (13.03.1944, 28.03.1944, 10.04.1944, 4.11.1944, 24.12.1944, 13.02.1945, 25.03.1945, 3.04.1945, 5.04.1945, 13.04.1945, 13.04.1945, 8.05.1945).

Награды иностранных государств

  • орден «Народная Республика Болгария» 2-й степени (20.09.1969)
  • четыре юбилейные медали Болгарии (1974, 1978, 1982, 1985)

Венгерская Народная Республика:

  • звезда и знак ордена «Венгерская Народная Республика» 3-й степени (4.04.1950)
  • медаль «Братство по оружию» золотой степени (29.09.1985)
  • орден «Звезда дружбы народов» в серебре (23.02.1978)
  • медаль «Артур Бекер» в золоте (23.05.1980)
  • медаль «Китайско-советская дружба» (23.02.1955)
  • две юбилейные медали (1978, 1986)

Монгольская Народная Республика:

  • Орден Боевого Красного знамени (7.06.1971)
  • семь юбилейных медалей (1968, 1971, 1974, 1975, 1979, 1982)
  • медаль «За Одру, Нису и Балтику» (7.05.1985)
  • медаль «Братство по оружию» (12.10.1988)
  • Офицер ордена Возрождения Польши (6.11.1973)

СР Румыния:

  • орден Тудора Владимиреску 2-й (1.10.1974) и 3-й (24.10.1969) степени
  • две юбилейные медали (1969, 1974)
  • орден «Легион Почёта» степени командора (10.05.1945)
  • медаль «Бронзовая звезда» (10.05.1945)

Чехословакия:

  • орден «Клемента Готвальда» (1969)
  • медаль «За укрепление дружбы по оружию» 1-й степени (1970)
  • две юбилейные медали

Почётные звания

  • Герой Советского Союза (1944)
  • Лауреат Государственной премии СССР (1975)
  • Почётный гражданин г. Херсона
  • Почётный солдат воинской части ВДВ

Труды

  • Маргелов В. Ф. Воздушно-десантные войска. - М.: Знание, 1977. - 64 с.
  • Маргелов В. Ф. Советские Воздушно-десантные. - 2-е изд. - М.: Военное издательство, 1986. - 64 с.

Память

  • Приказом министра обороны СССР от 20 апреля 1985 года В. Ф. Маргелов зачислен Почётным солдатом в списки 76-й Псковской дивизии ВДВ.
  • В. Ф. Маргелову установлены памятники в Тюмени, Кривом Роге (Украина), Херсоне, Днепропетровске (Украина), Кишинёве (Молдавия), Костюковичах (Белоруссия), Рязани и Сельцах (учебный центр института ВДВ), Омске, Туле, Санкт-Петербурге, Ульяновске. Офицеры и солдаты-десантники, ветераны ВДВ каждый год приходят к памятнику своего командующего на Новодевичье кладбище в Москве, чтобы отдать дань его памяти.
  • Имя Маргелова носит Рязанский военный институт воздушно-десантных войск, кафедра ВДВ Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации, Нижегородская кадетская школа-интернат (НКШИ).
  • Именем Маргелова названы площадь в Рязани, улицы в Витебске (Белоруссия), Омске, Пскове, Туле и Западной Лице.
  • В годы Великой Отечественной войны в дивизии В. Маргелова была сложена песня, один куплет из неё:
  • Приказом Министра обороны Российской Федерации № 182 от 6 мая 2005 года учреждена ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации «Генерал армии Маргелов». В том же году, на доме в Москве, в переулке Сивцев Вражек, где Маргелов прожил последние 20 лет своей жизни, установлена мемориальная доска.
  • В честь столетия со дня рождения Командующего 2008 год был объявлен в ВДВ годом В. Маргелова.
  • В 2009 году вышел телевизионный сериал «Батя», рассказывающий о жизни В. Маргелова.
  • 21 февраля 2010 года в Херсоне установлен бюст Василию Маргелову. Бюст генералу расположен в центре города возле Дворца молодежи на улице Перекопской.
  • 5 июня 2010 года в Кишиневе, столице Молдовы, был открыт памятник основателю Воздушно-десантных войск (ВДВ). Монумент был построен на средства бывших десантников, проживающих в Молдове.
  • 25 июня 2010 года в Республике Беларусь (г. Витебск) увековечили память легендарного командующего. Витебский городской исполнительный комитет во главе с председателем В. П. Николайкиным, весной 2010 года утвердил ходатайство от ветеранов ВДВ Республики Беларусь и Российской Федерации, назвать улицу соединяющую улицу Чкалова и проспект Победы, улицей генерала Маргелова. В канун Дня города на улице генерала Маргелова был сдан в эксплуатацию новый дом на котором установлена мемориальная доска, право открывать которую предоставили сыновьям Василия Филипповича.
  • Памятник Василию Филипповичу, эскиз которого сделан с известной фотографии в дивизионной газете, на которой тот, будучи назначенным комдивом 76-й гв. вдд, готовится к первому прыжку, - установлен перед штабом 95-й отдельной аэромобильной бригады (Украина).
  • Ансамблем «Голубые береты» была записана песня посвященная В. Ф. Маргелову, оценивающая современное состояние ВДВ, после его ухода с поста командующего, которая так и называется «Прости нас, Василий Филиппович!».

Сегодня российские десантники и ветераны Воздушно-десантных войск России отмечают свой профессиональный праздник.

История наших Воздушно-десантных войск началась 2 августа 1930 года. В этот день на учениях ВВС Московского военного округа, которые проводились под Воронежем, с воздуха в составе спецподразделения lбыло десантировано 12 человек. Эксперимент показал огромные возможности и перспективы парашютно-десантных частей.


С этого момента в СССР идет быстрое развитие новых войск, в своих задачах на 1931 года Реввоенсовет Красной Армии определяет: «…воздушные десантные операции должны быть всесторонне изучены с технической и тактической стороны Штабом РККА с целью разработки и рассылки соответствующих указаний на места». Что и было сделано.

В 1931 году в Ленинградском военном округе формируется авиамотодесантный отряд, насчитывавший 164 человека. Для десантирования при этом используют самолет ТБ-3& который брал на борт по 35 десантников, а на внешнюю подвеску - или легкий танк, или бронеавтомобиль, или две пушки калибра 76 мм. Замысел проверен экспериментом.


11 декабря 1932 года принимается постановление Реввоенсовета СССР о создании массовых Воздушно-Десантных Войск. На базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа, котрый десантировался весь год, формируются целая бригада. Главной задачей cтановится подготовка инструкторов-десантников плюс отработка оперативно-тактических нормативов. Уже к марту 1933 года инструкторы были подготовлены, нормативы рассчитаны и в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах начали формировать авиационные батальоны особого назначения.


Впервые сброс массированного парашютного десанта в присутствии иностранных делегаций был выполнен На маневрах в Киевском военном округе в сентябре 1935 года. Десантировались 1200 cпециально обученных военнослужащих, которыйе быстро захватили аэродром. Это впечатлило наблюдателей. На следующих крупных учениях в Белорусском военном округе был произведен сброс уже 1800 парашютистов. Это впечатлило немецких военных наблюдателей, Геринга в том числе. который был «в теме». Весной того же года он отдал приказ сформировать первый немецкий воздушно—десантный полк. Опыт советских ВДВ был с самого начала по заслугам оценен за рубежом.


Вскоре у войск, впервые появившихся в составе наших вооруженных сил, появляется возможность проверить свои возможности в реальных боевых условиях. В 1939 году в боях японскими войсками на реке Халхин-Гол принимает участие 212-я воздушно-десантная бригада. Во время советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) сражаются 201, 204 и 214-я воздушно-десантные бригады.


К лету 1941 года комплектуют пять воздушно-десантных корпусов каждый численностью 10 тысяч человек. С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвуют в ожесточённых боях на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой в начале 1942 года проходит Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4-го воздушно-десантного корпуса. Это крупнейшая операция ВДВ в годы войны. Всего в тыл немцев сброшено около 10 тысяч десантников.


В годы войны все воздушно-десантные соединения получают звание гвардейских. 296 десантников — звание Героя Советского Союза.

Исходя из опыта войны в 1946 году, ВДВ выводят из состава ВВС и включают в состав войск резерва ВГК и в непосредственное подчинение министру ВС СССР. Тогда же учреждается должность командующего ВДВ ВС СССР.


Первый командующий ВДВ — генерал-полковник В. В. Глаголев.

В 1954 году командующим ВДВ становится В.Ф. Маргелов (1909-1990), который остается в этой должности с коротким перерывом до 1979 года. С именем Маргелова связана целая эпоха в истории отечественных воздушно-десантных войск, недаром ВДВ получили неофициальное название «Войска Дяди Васи».


В 50-е годы на учениях воздушно-десантных частей особое внимание стало уделяться новым способам обороны в тылу противника, действиям десанта в условиях применения ядерного оружия. Части ВДВ начинают получать тяжелое вооружение - артиллерийские установки (АСУ-76, АСУ-57, АСУ-85), гусеничные боевые машины десанта (БМД-1, БМД-2). Военно-транспортная авиация оснащается самолётами Ан-12, Ан-22, которые были способны доставлять в тыл противника бронетехнику, автомобили, артиллерию, боеприпасы. 5 января 1973 года впервые в истории на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолёта Ан-12Б десантируется гусеничная БМД-1 с двумя членами экипажа на борту. Командир экипажа — сын Василия Филипповича Маргелова старший лейтенант Александр Маргелов, механик-водитель — подполковник Зуев Леонид Гаврилович.


ВДВ участвуют в чехословацких событиях 1968 года. Части 7-й и 103-й гвардейских воздушно-десантных дивизий захватывают и блокируют аэродромы Рузина (под Прагой) и г. Брно, подготовки их к приему военно-транспортных самолетов выполняли десантники. Через два часа десантники захватывают четыре моста через Влтаву, здания ЦК КПЧ, издательства, здания МВД, главпочтамта, телецентра, банков и другие важные объекты Праги. Это происходит без единого выстрела.


В дальнейшем части ВДВ участвуют в войне в Афганистане, военных конфликтах на территории бывшего СССР — Чечне, Карабахе, Южной и Северной Осетии, в Оше, Приднестровье и в зоне грузино-абхазского противостояния. Два десантных батальона выполняют задачи

Миротворческих Сил ООН в Югославии.


Сейчас ВДВ — одни из самых боеспособных подразделений Российской Армии. Они составляют основу Сил специальных операций. Ряды ВДВ насчитывают около 35 тысяч солдат и офицеров.


Мировой опыт



ВДВ США имеют богатые традиции и обладают большим боевым опытом. В отличие от России в США ВДВ не являются отдельным родом войск, американцы рассматривают ВДВ как специальный компонент сухопутных войск. Организационно ВДВ США объединены в 18-й воздушно-десантный корпус, в который также входят танковые, мотопехотные, авиационные подразделения. Корпус был сформирован в 1944 году на Британских островах и принимал участие в боевых действиях на территории Западной Европы. Соединения и части из его состава участвовали в боевых действиях в Корее, во Вьетнаме, на Гренаде, в Панаме, в зоне Персидского залива, на Гаити, в Ираке и Афганистане.


В настоящее время в состав корпуса входят четыре дивизии и разнообразные части и подразделения поддержки. Общая численность личного состава составляет 88 тысяч человек. Штаб корпуса находится в Форте-Брэгг, Северная Каролина.


ВДВ Великобритании


В британской армии ВДВ также не образуют отдельный род войск, а входят в состав Сухопутных сил.


На сегодняшний день Вооруженные силы Великобритании имеют одну — 16-ю десантно-штурмовую бригаду в составе 5-й дивизии Британской армии. Она была сформирована 1 сентября 1999 года, включив в свой состав части 5-ой воздушно-десантной бригады и 24-ой воздушной бригады. В ее состав входят воздушно-десантные, пехотные, артиллерийские, медицинские и инженерные части.


Основной упор в британской военной доктрине применения ВДВ делается на воздушный десант при поддержке вертолетных частей.


Свое название бригада получила в наследство от 1-ой и 6-ой воздушно-десантных дивизий, времён Второй Мировой войны. Эмблема «Нападающий орел» была позаимствована у Центра Специальной подготовки, который находился в Лохайлоте, в Шотландии.


16-ая бригада — основное ударное подразделение Британской армии, поэтому она принимает участие во всех военных операциях, проводимых Великобританией: Сьерра-Леоне, Македония, Ирак, Афганистан.


Личный состав бригады насчитывает 8000 служащих, что делает ее самой большой по численности из всех бригад британской армии.


ВДВ Франции


ВДВ Франции входят в состав Сухопутных войск и представлены 11-ой парашютной дивизией. Дивизия делится на две бригады и состоит из семи подразделений, по численности соответствующих батальону: 1-го парашютного полка морской пехоты, 2-го иностранного парашютно-десантного полка Иностранного легиона, 1-го и 9-го полков парашютистов-коммандос (легкая пехота), 3-го, 6-го и 8-го парашютных полков морской пехоты.


Штаб дивизии находится в Тарбе, в провинции Верхние Пиренеи. Личный состав насчитывает около 11 000 человек.


Французские десантники участвовали во всех военных конфликтах Франции последнего времени от войны в Индокитае до миротворческой операции в Мали.


ВДВ Германии


Немецкие десантники составляют основу сил специальных операций бундесвера. Организационно воздушно-десантные войска представлена в виде Дивизии специальных операций со штабом в Регенсбурге. В состав Дивизии входят: отряд специального назначения КСК («Kommando Spezialkrafte»), сформированный на базе бывшей 25-й парашютно-десантной бригады; 26-я парашютно-десантная бригада; 31-я парашютно-десантная бригада; а 4-й полк управления и связи; зенитно-ракетная батарея; 310-я отдельная рота разведки; 200-я разведывательно-диверсионная рота. Личный состав насчитывает 8 тысяч человек.


Десантники бундесвера принимают активное участие во всех миротворческих и войсковых операциях ООН и НАТО, проводимых в последнее время.


ВДВ Китая


В Китае воздушно-десантные войска входят в состав ВВС. Они сведены в 15-й воздушно-десантный корпус (штаб в г. Сяогань, провинция Хубэй), который состоит из трёх воздушно-десантных дивизий - 43-ю (Кайфын, провинция Хубэй), 44-ю (Иншань, провинция Хубэй) и 45-ю (Хуанпи, провинция Хубэй).


В настоящее время в воздушно-десантных войсках ВВС НОАК насчитывается, по разным оценкам, от 24 до 30 тыс. человек личного состава.

В ДЕКАБРЕ 2008 ГОДА ОТМЕЧАЕТСЯ 100-ЛЕТИЕ со дня рождения легендарного командующего Воздушно-десантными войсками (ВДВ) Героя Советского Союза Василия Филипповича Маргелова.

«Тот, кто ни разу в жизни не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймет чести и гордости десантника...»
В.Ф. Маргелов

Василий Филиппович Маргелов родился 27 декабря (9 января) 1908 г. в г. Екатеринославе (ныне – Днепропетровск, Украина). Отец – Филипп Иванович Маркелов – рабочий-металлург. Фамилию Маргелов «получил» из-за допущенной чиновником ошибки в партийном билете – его фамилию записали через «г». Мать – Агафья Степановна – как сейчас принято говорить, домохозяйка.

В Красной Армии с 1928 года. Был направлен учиться на командира в Объединенную белорусскую военную школу (ОБВШ) имени Центрального Исполнительного Комитета Белорусской ССР в г. Минске.

В 1931 году окончил Минское военное училище (бывшую ОБВШ). Служил в должностях командира взвода, роты, батальона. Участник советско-финской войны 1939-1940 гг. В Великую Отечественную войну – командир стрелкового полка, начальник штаба и заместитель командира стрелковой дивизии. С 1944 года – командир 49-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Украинского фронта. Руководил действиями дивизии при форсировании Днепра и освобождении Херсона, за что в марте 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Под его командованием 49-я гвардейская стрелковая дивизия участвовала в освобождении народов Юго-Восточной Европы.

С именем В.Ф. Маргелова неразрывно связаны многие яркие страницы истории Воздушно-десантных войск нашей страны.

В 1948 году, после окончания Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К.Е. Ворошилова Маргелов В.Ф. назначается командиром 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии.

В 1950-1954 годах – командир 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознаменного корпуса, дислоцированного на Дальнем Востоке.

С 1954 по 1959 годы – командующий ВДВ.

Командир 49-й гвардейской стрелковой дивизии В.Ф. Маргелов

В 1959 году Василий Филиппович назначен с понижением первым заместителем командующего ВДВ.

В 1961 году В.Ф. Маргелов вновь назначен на должность командующего ВДВ, которую исполнял до января 1979 года.

С 1979 года – в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Вступив в должность командующего ВДВ, Маргелов принял в свое подчинение войска, состоящие, в основном, из пехоты с легким вооружением и военно-транспортной авиации (в качестве составной части ВДВ), оснащенной самолетами Ли-2, Ил-14, Ту-2 и Ту-4 с существенно ограниченными десантными возможностями. Фактически ВДВ не были способны решать крупные задачи в военных операциях.

Будучи командующим ВДВ, В.Ф. Маргелов говорил: «Чтобы выполнять свою роль в современных операциях, надо чтобы наши соединения и части были высокоманевренными, укрытыми броней, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемыми, способными десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления. Вот, по большому счету, идеал, к которому мы должны стремиться».

Необходимо было преодолевать разрыв между теорией боевого применения ВДВ и сложившейся организационной структурой войск, а также возможностями военно-транспортной авиации.

Для достижения поставленных целей под руководством В.Ф. Маргелова была разработана концепция роли и места ВДВ в современных стратегических операциях на различных театрах военных действий. На эту тему Маргеловым написан ряд работ, а также успешно защищена кандидатская диссертация. В практическом плане регулярно проводились учения и командирские сборы ВДВ.

В.Ф. Маргелов инициировал создание на предприятиях военно-промышленного комплекса серийного производства средств десантирования, тяжелых парашютных платформ, парашютных систем и тар для десантирования грузов, грузовых и людских парашютов, парашютных приборов. «Технике не прикажешь, поэтому добивайтесь создания в конструкторских бюро, промышленности, в ходе испытаний надежных парашютов, безотказной работы тяжелой воздушно-десантной техники», – говорил Маргелов при постановке задач своим подчиненным.

Специально для нужд ВДВ в послевоенные годы разрабатывалась и модернизировалась новая боевая техника: авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76 (1949 г.), легкая – АСУ-57 (1951 г.), плавающая – АСУ-57П (1954 г.), самоходная установка АСУ-85, боевая машина Воздушно-десантных войск БМД-1 (1969 г.). На базе БМД-1 было разработано большое семейство машин: самоходное орудие 2С9 «Нона», машины управления огнем артиллерии 1В119 «Реостат», многоцелевой бронетранспортер БТР-Д, ремонтно-эвакуа-ционная машина БРЭМ-Д и др. Принимались на вооружение новые образцы оружия и средств связи.

К концу 1950-х годов были приняты на вооружение новые самолеты Ан-8 и Ан-12, обладающие грузоподъемностью до 10-12 т и достаточной дальностью полета, что делало возможным десантирование больших групп личного состава со штатной боевой техникой и вооружением. Позднее стараниям В.Ф. Маргелова Воздушно-десантные войска освоили десантирование из новых военно-транспортных самолетов Ан-22 и Ил-76.

Командующий ВДВ в войсках

На вооружении войск появились различные парашютные платформы, предназначенные для десантирования парашютным способом боевой техники, автомобилей и различных грузов. Были созданы парашютно-реактивные средства десантирования, за счет создаваемой двигателем реактивной тяги позволяющие приблизить скорость приземления груза к нулю. Такие системы позволяли значительно удешевить десантирование за счет отказа от большого количества куполов большой площади.

5 января 1973 г. впервые в мировой практике в СССР было произведено десантирование на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолета Ан-12Б БМД-1 с двумя членами экипажа на борту. Командиром экипажа был сын Василия Филипповича, майор Маргелов Александр Васильевич, а механиком-водителем – подполковник Зуев Леонид Гаврилович.

23 января 1976 г., также впервые в мировой практике, десантированная из того же типа самолета, произвела мягкую посадку БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе «Реактавр» также с двумя членами экипажа на борту – майором Маргеловым Александром Васильевичем и подполковником Щербаковым Леонидом Ивановичем. Десантирование производилось с огромным риском для жизни, без индивидуальных средств спасения. Через 20 лет за подвиг 1970-х годов обоим было присвоено звание Героя России.

Именно В.Ф. Маргелов добился введения в форму одежды воинов-десантников знаменитого теперь голубого берета и бело-голубой тельняшки. Этими атрибутами гордится каждый служивший в ВДВ.

Василий Филиппович был награжден 13 орденами и 19 медалями Советского Союза, среди них четыре ордена Ленина, 34 орденами и медалями зарубежных государств. Имя В.Ф. Маргелова носит Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт), площадь в г. Рязани, улицы Омска, Пскова и Тулы. Ему воздвигнуты памятники в Рязани, Омске, Днепропетровске, Туле, Санкт-Петербурге. Офицеры и солдаты-десантники, ветераны ВДВ каждый год приходят к могиле своего Командующего на Новодевичьем кладбище в Москве, где также установлен памятник, чтобы отдать дань его памяти.

Пройдя путь от командира соединения до командующего ВДВ, В.Ф. Марге-лов превратил Воздушно-десантные войска в элиту Вооруженных Сил. И вовсе не случайно, что и поныне аббревиатура «ВДВ» раскрывается и в шутку, и всерьез, как «Войска дяди Васи», а девизом десантников на все времена стали крылатые слова Маргелова: «Никто, кроме нас!».

В честь 100-летия со дня рождения Командующего 2008 год был объявлен в Воздушно-десантных войсках годом Василия Филипповича Маргелова.

Материал подготовлен
Службой информации
и общественных связей ВДВ