Ещё из Особняк Н.Г.Зимина, г. Москва, Дегтярный переулок д.8, стр.3
Летопись русской усадьбы

Редкий образец богатого особняка конца XIX в., полностью сохранившего архитектурный декор фасадов и элементы внутреннего убранства, был построен для табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина.
Здание расположено по красной линии переулка и выстроено в 1896 г. по проекту архитектора Э.С. Юдицкого. На втором этаже расположены залы парадной анфилады, сохранившие декор конца XIX в.: наборные паркеты, деревянные панели и подшивные деревянные потолки, изразцовые печи, лепную декорацию. В 1920-е гг. в здании бывшего особняка Зиминых располагалось Правление Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова, а в наше время до 2015 года НИИ киноискусства ВГИК. На заглавной фотографии подшивной деревянный потолок с плафоном в фойе домашнего театра особняка... / Дата фотографий: 2015 год, 16 апреля.


2.

Начнем осмотр с комнат второго этажа.


3.

Декоративная отделка помещений отличается значительной роскошью и размахом.

Наиболее древние сведения о застройке современного домовладения № 8 по Дегтярному переулку относятся к концу XVIII в. В 1780-е гг. часть его принадлежала т.н. «общему огороду», расположенному в середине квартала . В XIX веке владельцами значатся: майор А.М. Неронов.; с 1806 г. надворный советник, доктор Иван Николаевич Яныш; с 1835 году владелицей участка числится титулярная советница Жаркова Елена Осиповна.

В 1889 г. собственником участка числится московский купец и потомственный почетный гражданин Николай Гаврилович Зимин - известный табачный фабрикант . В том же 1889 г. вместо «пришедших в ветхость» старых ворот по красной линии Дегтярного переулка он ставит во владении новые, с металлическими створками на каменных столбах. А в 1896 год уже в черном варианте был построен особняк.

В 1913-1914 гг., когда владелицей особняка числилась Анна Ивановна Зимина, его интерьеры подверглись некоторым переделкам. Сохранились подписанные архитектором Алексеем Дмитриевичем Чичаговым, представителем третьего поколения известной архитектурной династии Чичаговых, проектные чертежи.

Реставрация особняка осуществлялась в 1980-х гг. силами специалистов института Спецпроектреставрация, ГАП - Сафонцева Н.И., а также в 2007 г. В 2015 году здание передали "Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры" (АУИПИК), в середине апреля началась реставрация.

В процессе эксплуатации здания в течение XX в. был заделан ряд дверных проемов в парадной анфиладе.

Бальный зал.


10.

Потолок бального зала.


11.

Закрытый дверной проем раньше был раскрыт и вел в комнату на фотографии №5.


12.

Детали потолков бального зала.


13.

В пространстве парадной лестницы размещены выполненные маслом на холсте и установленные в простенках живописные композиции «Лето», «Осень», «Зима» и «Весна». В правом нижнем углу каждой из них проставлена дата: 1897 год и стоит подпись латинскими буквами: "Заевич. Варшава.". Парадная лестница сейчас вся в лесах.


20.

Декоративные вставки в простенках между живпописными композициями орнаментированы гирляндами и театральными атрибутами.


21.

Над проездной аркой во втором этаже расположен т.н. Зимний сад (театр) особняка, первоначально освещенный вторым в здании стеклянным световым фонарем, а также двумя большими оконными проемами в торцах, выходящими симметрично на дворовый и уличный фасады здания.


22.

Стены Зимнего сада (театра) обшиты деревянными панелями, потолки расписаны.


23.

Росписи потолков.


24.


25.

В советское время мозаичное мощение полов было закрыто паркетом.


26.

Мозаичное мощение.


27.

Еще в 1980 г. исследователями было высказано предположение, что это помещение, возможно, было предназначено для домашнего театра Зимина. [К. Полунина, Историческая записка - в составе проекта реставрации, 1980 г., Институт «Спецпроектреставрация», шифр 446, Арх. № 1501 ]".


28.

Комната с сохранившейся изразцовой печью.


29.

Плафон в комнате с печами.


30.

Деталь плафона.


31.

Потолок следующей комнаты.


32.

Изразцовая печь.


33.


34.

Пространственно-планировочная структура интерьеров здания сформирована вокруг главной многомаршевой лестницы, ведущей от вестибюля главного входа.


35.

Лестница освещена верхним световым фонарем. Вокруг нее сгруппированы помещения, связанные коридором, огибающим лестницу с трех сторон.


36.

Комната звукозаписи на первом этаже особняка.


39.

Плафон все это время был "изолирован".


40.

В процессе эксплуатации здания в советское время был утрачен рисунок столярных заполнений оконных проемов.


41.

Каменное двухэтажное, на полуподвале, здание, с проездной аркой во двор в южной части фасада, выстроено в стилистике позднего историзма (эклектики). Центральная часть главного (северного) фасада акцентирована плоски ризалитом.

Плоскость фасада пластически обогащена сплошным горизонтальным рустом и крепована выступами лопаток. Наличники окон 1-го этажа простые профильные, оконные проемы второго - парадного -этажа более высокие, обрамлены наличниками с сандриками на кронштейнах и «ушами» и декорированы подоконными филенками и орнаментальной лепниной в сандриках. В простенках между окнами второго этажа, а также в сандрике центрального окна размещены лепные гирлянды растительного орнамента. Над центральным окном второго этажа, кроме того, помещена надпись «1896», знаменующая дату постройки. По горизонтали фасад членится профильным междуэтажным и развитым венчающим, с филенчатым фризом и модульонами, карнизами. Оконный проем второго этажа, расположенный над проездной аркой, фланкирован трехчетвертными тосканскими колоннами и балясником в подоконной филенке.


45.

Парадный вход в здание отмечен металлическим козырьком.


46.

На уровне 2-го этажа парадный вход дополнительно выделен открытым балконом с ограждением в виде круглого балясника.


48.

Над балконом находится картуш с надписью «1896».

Старые фотографии


49.

1970 г. Дегтярный переулок. . На pastvu старых фотографий с видом особняка Зимина пока нет, есть только вот такой общий вид переулка. Особняк Зимина по праву сторону сраз за доходным домом В.С. Баскакова.

Старые карты

На плане 1789 г. на территории домовладения впервые показано строение, выходящее на красную линию переулка . В это время участок находился в собственности майора А.М. Неронова. Выходящий на красную линию переулка одноэтажный деревянный дом расположен примерно посередине уличного фронта участка. Его П-образная в плане форма осложнена пристройками со стороны двора - возможно, крыльцами. В глубине владения вдоль его боковых межей расположены два параллельных друг другу прямоугольных в плане флигеля (один жилой и один нежилой, оба - деревянные), формирующих дворовое пространство.


50.

1789 год. План части квартала. Под № 6 - двор с деревянными строениями майора А.М.Неронова (ЦИАМ, ЦХД до 1917 г., ф. 105 оп. 9, д. 779) (здесь и далее - воспр. по материалам Историко-архитектурного обследования г. Москвы, выполненного мает. № 17 Моспроекта-2, 1989 г., квартал 244, т.7, с.37, архив Мосгорнаследия)

План владения А.М.Неронова, отраженный на плане квартала 1795 года , показывает, что главный дом к этому времени предполагалось расширить пристройкой с юга, в результате чего он должен был примкнуть боковым фасадом к строениям соседнего домовладения вдоль Дегтярного переулка. Таким образом, уже в конце XVIII в. застройка в квартале обнаруживает явственную тенденцию к формированию единого фронта вдоль красных линий проездов.


51.

1795 год. План части квартала. Под № 9 - двор секунд-майора Неронова (ЦИАМ,ЦХДдо 1917 г., ф. 105 он. 1,д. 1937).

Тем не менее, план домовладения, составленный в 1803 г., показывает, что указанный проект пристройки к главному дому владения А.М. Неронова, осуществлен не был. К этому времени участок принадлежит уже «майорше» П.С.Нероновой - по видимому, вдове предыдущего владельца. В глубине участка Г-образной в плане формы, на месте бывшего огорода располагаются мелкие постройки хозяйственного назначения. Из экспликации к указанному плану следует, что все строения владения, в том числе дом по красной линии Дегтярного переулка, по-прежнему остаются деревянными .


52.

1803 год. Генеральный план владения. ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


53.


54.

В 1835 году владелицей участка числится титулярная советница Жаркова Елена Осиповна. По центру домовладения, выходя на красную линию Дегтярного переулка, по-прежнему располагается одноэтажное деревянное жилое строение, близкое в плане к квадрату. Вход в дом осуществлялся со двора, и с этой стороны к нему симметрично примыкают две пристройки-крыльца. В доме имеются антресоли, выходящие во двор. Уличный фасад дома, в семь окон, имеет весьма скромную отделку в духе послепожарного типового строительства: окна без наличников, с подоконными досками на кронштейнах, венчающий карниз с модульонами и гладким фризом и ступенчатый аттик. Из сохранившегося в деле чертежа фасада невозможно сделать вывод о том, был ли он оштукатурен. В глубине двора расположены несколько хозяйственных построек, параллельных боковым межам.


55.

1835 год. Фасад строения 3 по Дегтярному пер. ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


56.

1835 год. Генеральный план владения. ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28. Экспликация: 1 - деревянное жилое, 2 - деревянное нежилое.


57.

К 1839 г. относится запись о том, что «по измерению в натуре» главный жилой дом имеет «девять и три четверти жилых покоев». К этому же году был построен деревянный флигель, сохранившийся до настоящего времени в качестве строения 1 дома № 8 по Дегтярному переулку. Тогда же в юго-восточном углу домовладения был выстроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте жилой дом с антресолями, сохранившийся до настоящего времени в основе строения 2.


58.

1839 год. Генеральный план домовладения ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


59.

До 1874 г. все строения усадьбы в целом оставались без изменений. План владения показывает, что у деревянного дома, выходящего на красную линию переулка и стоящего на месте исследуемого современного строения № 3, крыльца - пристройки со стороны двора несколько усложнились и увеличилось их общее число. Согласно ходатайству владелицы, в 1874 году дом получает новую отделку по главному фасаду, более соответствующий стилистике второй половины XIX в. - с филенками, наличниками, в том числе с треугольными сандриками, и горизонтальным, одинаковым по высоте на всем протяжении фасада, аттиком. Тогда же антресоли появляются не только со стороны двора, но и надо всем домом.

В 1879 г. в глубине владения, во внутриквартальном выступе его территории, по-прежнему располагается сад. В это время на месте прежних деревянных служб строятся одноэтажное каменное строение с примыкающим к нему деревянным и рядом - одноэтажное деревянное нежилое с каменным брандмауэром. Владелицей участка в этот период остается Е.О.Жаркова - теперь тайная советница.


60.

1874 год. Экспликация к плану домовладения 1874 г.: 1,3 - деревянное одноэтажное жилое, 2 - деревянное одноэтажное жилое с антресолями, 4 - одноэтажное жилое деревянное на каменном фундаменте с антресолями, 5,6,7 - одноэтажные нежилые деревянные.


61.

1874 год. Генеральный план домовладения ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


62.

В 1889 г. собственником участка числится московский купец и потомственный почетный гражданин Николай Гаврилович Зимин - известный табачный фабрикант . В том же 1889 г. вместо «пришедших в ветхость» старых ворот по красной линии Дегтярного переулка он ставит во владении новые, с металлическими створками на каменных столбах.


63.

1889 год. Проект ворот в домовладении Н.Г.Зимина ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.

В 1896 г. по красной линии переулка на месте старого одноэтажного деревянного жилого дома новый владелец строит по проекту архитектора Эдмунда Станиславовича Юдицкого двухэтажное, с полуподвалом, каменное здание, с проездом во двор, полностью сформировавшее фронт застройки домовладения со стороны переулка. Дом имеет в плане форму почти правильного квадрата со «скошенным» юго-западным углом. Со стороны двора к нему примыкают сходы в подвальный, частью жилой, этаж.

В экспликации к проектному чертежу 1896 г. читаем: «3) возвести брандмауэр по линии хх одновременно со строением А, 4) над проездными воротами в строении А устроить сплошной кирпичный свод без употребления железных балок и реек, 5) железным частям конструкций придать пятикратную, а чугунным - десятикратную прочность, 6) построить строение А с постановкой его средних выступов фасада по утвержденной линии...».

Проект внутренней планировки помещений здания, датированный апрелем 1896 года, затем был уточнен вариантом проекта от 6 июня. Тогда же были откорректированы разрезы, в частности, уточнена форма светового фонаря над центральной лестницей. Этой же датой помечен и проект главного фасада нового здания.

Согласно пометке, датированной 23 декабря 1896 года, строительство здания было окончено вчерне в тот же строительный сезон.


64.

1896 год.Генеральный план домовладения с проектом строительства нового двухэтажного здания по красной линии Дегтярного пер. ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


65.

1896 год. Проект фасада вновь возводимого здания в домовладении Н.Г.Зимина. Арх. Э.С. Юдицкий ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


66.

1835 год. Проект нового особняка в домовладении Н.Г.Зимина. Арх. Э.С.Юдицкий. Разрезы ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


67.

1896 год. Проект нового особняка в домовладении Н.Г.Зимина. Арх. Э.С.Юдицкий. Разрезы ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.
71.


72.


73.

2010 год.
_______

1. ЦГАДА, ф. 931, оп. 2, д. 5265
2. ЦИАМ (ЦХД до 1917 г.), ф. 105, оп.9, д. 779.
3. ЦИАМ (ЦХД до 1917 г.), ф. 105, оп.1, д.ь1937
4. ЦАНТДМ, Арбатская, бывш. Сретенская ч., д.27-28, е.х. 1
5. К. Полунина, Историческая записка - в составе проекта реставрации, 1980 г., Институт "Спецпроектреставрация", шифр 446, Арх. № 1501
6. Романюк C.K. Переулки старой Москвы. М., 2013, с. 642
7. По иным сведениям - Мемнонова Н.А. - см. Акт технического состояния объекта, приложение к охранному обязательству от 18.10.2010 г. № 16-23/005-882/10. В то же время проектные чертежи из архива ЦАНТДМ подписаны техником архитектуры Э.С.Юдицким. По всей видимости, ошибочное авторство впервые указано в предварительном техническом заключении 1980 г., содержащемся в составе предварительных работ ин-та Спецпроектреставрация 1981 г., т.1, шифр 446, арх. № 1695, откуда ошибка и перекочевала в последующие документы.

Архивные источники

— ЦИАМ, ф. 105, оп. 9, д. 779 - план части квартала, 1789 г.
— ЦИАМ, ф. 105, оп. 1, д. 1937 - план части квартала, 1795 г.
— ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (бывш. Срет.), № 27-28
— Проект реставрации. Т. 2 - Историческая записка, сост. - К. Полунина М., 1980 г. - Архив института Спецпроектреставрация, 446, арх. 1501

Материалы из Отдела архивных фондов Мосгорнаследия:

— Проект реставрации. Предварительные работы. - МНРХУ «РОСРЕСТАВРАЦИЯ», 1981 г.
— Историко-архитектурное обследование центра г. Москвы. Моспроект-2, мает. № 17. 1988 г., квартал 244, т.1, т. 7
— Отчет о реставрации живописи интерьера «Зимний сад» памятника архитектуры «Дом Зимина». 1993 г. - МНРХУ «РОСРЕСТАВРАЦИЯ», составитель - А.И.Олиференко
— Научно-проектная документация. Раздел 2 - Историко-архивные и библиографические исследования. РСК "Архитектурное наследие", 2015 год.

Библиография

— Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И. Москва. Архитектурный путеводитель. - М., 1997.
— Курлат Ф.Л. Москва: от центра до окраин. - М., 1988.
— Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989, с. 192-193
— Романюк С.К. Из истории московских переулков. - М., 1998.
— Романюк С.К. Переулки старой Москвы. М., 2013, с. 642.

Спасибо, есть что добавить?

Поиски имущества региональных чиновников в России постепенно превращаются в своеобразный вид спорта. На этот раз журналистское расследование издания «ШАНС». привело к дому губернатора Хакассии Виктора Зимина.

Доподлинно неизвестно, является ли он владельцем дома, поскольку в последней декларации чиновника этот особняк примерной площадью в 1000 квадратных метров не фигурировал. Но и декларация была за 2017 год...

Однако, журналисты выяснили, что чиновник в этом доме точно живет. И, более того, даже переехал туда из городских элитных апартаментов. Впрочем, смущает даже не отсутствие дома в декларации, а его примерная стоимость. В первую очередь нужно понимать, что речь идет о целом маленьком жилищном комплексе, с участком, обнесенным кирпичным забором, домом для гостей и прочими постройками. Особняк, при этом, расположен в элитном районе Красный Абакан. Где земля стоит совсем не дёшево. В общем, по приблизительным подсчётам, «домик в деревне» обошелся Зимину, или его родственникам, если владельцы - они, примерно в 100 миллионов рублей.

Однако, декларация о доходах хакасского губернатора и его жены за 2009-2027 год дают совокупную сумму в 40 миллионов. И в связи с этим, всем очень интересно, где господин губернатор взял такие деньги.

Что касается проживания в этом особняке, то, живет там Зимин, как минимум, с зимы, поскольку фотографии с фрагментами строений этого дома и участка, стали появляться на странице губернатора в социальной сети примерно с февраля этого года.

К слову, площадь участка на котором стоит этот двухэтажный особняк составляет примерно 50-60 соток. На них разместились газоны, беседка, детская площадка и прочие хозяйственные постройки.

Интересно и то, что это не первый «загадочный дом» в биографии Виктора Зимина и его родственников. Как сообщает тот же «ШАНС», у сестры губернатора, был дом площадью 347 квадратных метров в поселке «Серебряные сосны», который в свое время продавался за 29 миллионов рублей. Это, конечно, не 100 миллионов, но тоже весьма внушительная сумма.

Интересно, кстати, в связи с этим домом, будут ли заданы губернатору Хакассии вопросы со стороны соответствующих компетентных и тщательно проверяющих органов? Кстати, сама по себе Хакассия не просто не богатый регион, а категорически наоборот.

К примеру, в 2017 году республика обращалась к федеральным властям с криком о помощи и выделении в бюджет 28,2 миллиардов рублей, поскольку, «сложилась катастрофическая ситуация в связи с потерями доходной части бюджета вследствие негативных тенденций в экономике прошлых лет и принятых за последние годы на федеральном уровне решений в области межбюджетных отношений и налогового регулирования». Долг региона на тот же год составлял 24,7 миллиарда рублей или 137% бюджета республики. То есть, фактически, Хакассия была одной из самых бедных территорий в России.

Однако, как показывает расследование «ШАНСа», далеко не все в республике бедствуют. Некоторые живут даже очень неплохо, и это очень, мягко говоря. С другой стороны, нужно отдать Виктору Зимину должное, он не особенно афишировал масштабы своего особняка, хотя и фотографировался на фоне построек на участке со своими собаками, и выкладывал эти фотографии в сеть.

Теперь, правда, широкая общественность увидела эти постройки и оценила, что называется, масштаб. Выборы в республике идут полным ходом и дело дошло уже до второго тура. А это значит, что Зимин воспринимается населением региона неоднозначно. Как повлияет это расследование и этот особняк на дальнейшие политические перспективы республиканского главы - вопрос нетривиальный.

В общем, кажется не всегда хорошо иметь домик в деревне. Особенно если его стоимость превышает семейные доходы за 8 лет более чем в два раза.

Немного истории родного края...

По пути вдоль реки Горенка к Акатово, есть Музей кузнечного мастерства. К сожаленью, как музей это место теперь не работает, а стало просто заброшенной дачей потомков создателя музея Зимина Юрия Анатольевича, которые даже разделили участок, планировали то ли застраивать, то ли продовать. Даже злой собаки не наблюдается, как гласит табличка. А ведь еще до конца 2000-х годов здесь было "тусовочное" место кузнецов со всей России.
Если найдутся родственники или последователи Зиминых, то с удовольствием размещу более объективную информацию про музей, самих Зиминых и т.п., чем эту, которую сумел собрать в Интернете. И очень хотелось бы чтобы музей был восстановлен! Музейный потенциал здесь есть, рядом дача художника Грабаря И.Э.

Иванович Зимин. Он родился в 1895 году в Гавриловом Посаде Суздальского уезда Владимирской губернии в семье Ивана

Ивановича Зимина - управляющего лесопильными заводами в городе Балахне, расположенного близ Нижнего Новгорода.

После окончания с серебряной медалью Первой Нижегородской классической мужской гимназии в 1913 году Анатолий поступает на

механическое отделение Императорского Московского Технического Училища (ИМТУ), с которым не расставался до конца своей

жизни. В годы первой мировой войны он, как и многие студенты ИМТУ, был направлен на оборонные заводы. Он работал в токарных, снарядных и шрапнельных цехах в Воронеже, Нижнем Новгороде (Сормово), Перми, на Высокогорском механическом заводе (бывш. заводе Демидовых) в Нижнем Тагиле.

В 1920 году в Московском Высшем Техническом Училище (МВТУ) состоялся срочный выпуск первых советских инженеров, среди которых был и успешно окончивший курс Анатолий Иванович Зимин. Он был оставлен в училище для преподавательской деятельности.

А.И. Зимин - основоположник научной школы в области обработки материалов давлением, кузнечно-прессового машиностроения,теори и пластических деформаций и кузнечно-штамповочного производства. Его практическая инженерная, научная и педагогическая деятельность началась в МВТУ на кафедре «Металловедение» под руководством профессора И.И.Сидорина, который одновременно был заместителем А.Н.Туполева в программе создания первых советских цельнометаллических самолётов. Под их руководством в 1922 - 1927 г.г. Анатолий Иванович вел работы по испытанию материалов, выбору и отработке конструкций элементов самолетов АНТ-2, АНТ-3, АНТ-4 и поэтому является участником создания первых отечественных цельнометаллических самолетов.

Но уже в следующие годы он полностью посвящает себя кузнечной науке, технике и производству. Кроме пытливого ума и неиссякаемой работоспособности, он обладал талантом создавать творческие коллективы, находя и привлекая к научной и педагогической деятельности способную молодёжь. Для работы, организованной в 1928 году, первой в стране кузнечной лаборатории Московского отделения Всесоюзного института металлов, которую возглавил Анатолий Иванович Зимин, он приглашал, главным образом, выпускников МВТУ. Через несколько лет это отделение было преобразовано в ЦНИИТмаш, а кузнечная лаборатория превратилась в один из ведущих отделов всемирно известного научно-исследовательского института. В 1930 году Анатолий Иванович Зимин в МВТУ основал первую в мире специализированную кафедру по обработке металлов давлением. В течение 44 лет, вплоть до 1974 года, он был её бессменным руководителем и все эти годы она безусловно была лидером среди родственных кафедр страны.

Анатолий Иванович - первый Председатель Всесоюзного научно-инженерно-технического общества кузнецов и штамповщиков (ВНИТОКШ), один из инициаторов создания головного института ЭНИКМАШ и отраслевого журнала «Кузнечно-штамповочное производство» . Так был создан творческий коллектив, в котором под руководством А.И.Зимина успешно трудились многие талантливые учёные-инженеры. Среди учеников Анатолия Ивановича, в разные годы окончивших кафедру МВТУ или работавших под его руководством, дважды Герой Социалистического Труда академик А.И.Целиков, академик АН БССР С.И.Губкин, заслуженные деятели науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора Е.П.Унксов, В.И.Залесский, И.А.Норицин, Е.А.Попов, Б.В.Розанов, Г.А.Навроцкий, Л.И.Живов, А.Г.Овчинников, Е.И.Семёнов, Л.Н.Соколов, М.В.Сторожев, Л.В.Прозоров, Е.Н.Мошнин, Н.М.Золотухин, А.Д.Матвеев, И.И.Казакевич, Э.Ф.Богданов, Ю.А.Бочаров, Н.С.Добринский и др.

Сам Анатолий Иванович активно и плодотворно работал практически во всех направлениях кузнечной науки и техники. Он автор более 80 изобретений и 175 научных трудов, среди которых фундаментальные исследования по теории и расчётов паровоздушных молотов и винтовых фрикционных молотов (прессов), гидровинтовых и гидроимпульсных пресс-молотов и установок, процессов автоматизации, вопросов культуры и экологии кузнечно-штамповочного производства. Он был инициатором нового технико-экономического направления в мощном гидропрессостроении - создании специализированных одноцилиндровых гидропрессов силой 150 и 300 МН с давлением в гидросистеме до 1000 кГ/см2. Его система автоматизации на принципе штамповки в выносных блок-штампах-новое слово в комплексной автоматизации многономенклатурного производства. Его труды и мысли вложены в создание самых мощных в мире гидравлических штамповочных прессов и бесшаботного молота с энергией удара 1500 кДж. Его идеи о перспективности гидровинтовых молотов прекрасно воплощены фирмой «Hasenclever», создавшей гидровинтовой молот с усилием 315 МН.

А.И.Зимин создал «Периодическую систему энерготипов кузнечно-прессовых машин», которая даёт принципиальный и далёкий прогноз развития кузнечного оборудования. Изданный под его редакцией раздел «Кузнечно-прессовое оборудование» Энциклопедического справочника машиностроения отразил целую эпоху отечественного машиностроения. А.И.Зимин был членом экспертных советов секций «Машиностроение» и «Металлургия» Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР. Он основатель и редактор сборников МВТУ «Машины и технология обработки металлов давлением». А.И.Зимин - кавалер двух орденов Ленина. Кроме того, он был человеком большой культуры, интеллигентом в самом высоком понимании. Его доброжелательность, отзывчивость и трудолюбие снискали ему уважение всех, кто с ним общался. А.И.Зимин был человеком разносторонних интересов: наряду с главным увлечением наукой и техникой он писал стихи, музицировал, рисовал. Это был человек высокой нравственности, создавший дружную семью. Он всегда с любовью и заботой относился к жене Елизавете Константиновне, детям и внукам.

Брат Анатолия Зимина - Зимин Алексей Иванович также был профессором МВТУ имени Н.Э.Баумана, преподавателем высшей математики. Оба похоронены на Николо-Архангельском кладбище.

Через год посел его смерти в 1975 году на даче А.И. Зимина в Салтыковке был создан не имеющий аналогов в мировой практике Музей кузнечной науки и техники. В те времена перед музеем располагалась огромная лопасть корабельного винта и огромный коленвал. Продолжателем дела отца стал его сын Зимин Юрий Анатольевич, который умер в 2008 году.

Юрий Зимин стал основателем и президентом Кузнечной академии. Участвовал в сстановлении современного оружейного дела. В 1988 году он продавил создание "Музея кузнечной науки и техники" в подмосковной Салтыковке. Действительно, продавил - за настойчивость и неуклонность его звали "Железный Феликс". Туда на Первый фестиваль-конкурс кузнецов съехались 200 самых неуемных энтузиастов кузнечного дела, со всего Союза, со всей России. Среди них были и очень нелегальные тогда оружейники. Встретились, познакомились, обрадовались и поняли, что они не одни такие.
Юрий Зимин был доктор наук, профессором кафедры «Обработка металлов давлением и металлургическое оборудование» Московского государственного металлургического института.
Интересен тот факт, что день смерти отца и защиты диссертации у Юрия Зимина совпали. Состояние на душе Юрия Анатольевича было вдвойне напряженным. Но, не смотря на это, он успешно защитил свою работу. Жаль, что отец немного не дожил до этого момента.

Музей стал культовым местом проведения одноимённых фестивалей, встреч и мастер-классов. Сообщество профессиональных кузнецов во главе с Зиминым не раз побывало в отдалённых уголках нашей необъятной родины, в том числе и на Байкале, где проходил Всероссийский фестиваль кузнечного искусства. Но всегда «укротители огня и металла» возвращались в Балашиху, в тёплый уютный дом семьи Зиминых, где они поистине чувствовали себя желанными гостямиДом-музей стал культовым местом проведения одноимённых фестивалей, встреч и мастер-классов. Сообщество профессиональных кузнецов во главе с Зиминым не раз побывало в отдалённых уголках нашей необъятной родины, в том числе и на Байкале, где проходил Всероссийский фестиваль кузнечного искусства. Но всегда «укротители огня и металла» возвращались в Балашиху, в тёплый уютный дом семьи Зиминых, где они поистине чувствовали себя желанными гостями.

Дом-музей стал культовым местом проведения одноимённых фестивалей, встреч и мастер-классов. Сообщество профессиональных кузнецов во главе с Зиминым не раз побывало в отдалённых уголках нашей необъятной родины, в том числе и на Байкале, где проходил Всероссийский фестиваль кузнечного искусства. Но всегда «укротители огня и металла» возвращались в Балашиху, в тёплый уютный дом семьи Зиминых, где они поистине чувствовали себя желанными гостями.

Мне удалось найти информацию о последнем фестивале кузнецов через год после смерти Юрия Зимина - в 2009 году.

Большинство фотографий под катом с профиля Изабеллы Николаевны Черкасовой, 1951 года рождения, она окончила МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1975 г. канд. техн. наук, зав. лабораторией кафедры "Технологии обработки давлением" МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор свыше 25 научных работ в области технологии горячей штамповки. Она собрала много материалов по кузнечному делу на своем сайте.


Особняк Зиминых – редкий образец богатого особняка конца XIX века, полностью сохранившего архитектурный декор фасадов и элементы внутреннего убранства, был построен для табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина.

Объект расположен по красной линии Дегтярного переулка и выстроен в 1896 году по проекту архитектора Э.С.Юдицкого в духе эклектики. Наиболее ранние сведения о застройке современного домовладения № 8 по Дегтярному переулку относятся к концу XVIII века.
В 1780-е годы часть его принадлежала так называемому "общему огороду", расположенному в середине квартала. В XIX веке владельцами значатся: майор А.М.Неронов; с 1806 года – надворный советник, доктор Иван Николаевич Яныш; с 1835 года владелицей участка числится титулярная советница Жаркова Елена Осиповна. С 1889 года собственником участка числится московский купец и потомственный почетный гражданин Николай Гаврилович Зимин, известный табачный фабрикант.

В том же 1889 году вместо "пришедших в ветхость" старых ворот по красной линии Дегтярного переулка он ставит во владении новые с металлическими створками на каменных столбах. А в 1896 году уже в черновом варианте был построен особняк. В 1913–1914 годах, когда владелицей усадьбы числилась Анна Ивановна Зимина, его интерьеры подверглись некоторым переделкам. Сохранились подписанные архитектором Алексеем Дмитриевичем Чичаговым, представителем третьего поколения известной архитектурной династии Чичаговых, проектные чертежи.

Слева и справа вплотную объект примыкает к двум доходным домам. Фасад здания украшен ризалитом. В правой части – оригинальное окно с лоджией и колоннами тосканского ордера. В центре над входом – металлический козырек, по бокам которого установлены светильники в виде факелов. Над центральным балконом расположена дата постройки здания – "1896". Хорошо сохранились интерьеры здания, в частности парадный вестибюль, стены которого украшают живописные панно "Времена года".

На втором этаже расположены залы парадной анфилады, сохранившие декор конца XIX века: наборные паркеты, деревянные панели и подшивные деревянные потолки, изразцовые печи, лепной декор.

Декоративная отделка помещений отличается значительной роскошью и размахом.

В 1920-е годы здесь располагалось правление Коммунистического университета им. Я.М.Свердлова. До 2015 года в здании располагался Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК.

В настоящее время объект занимает ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".

В рамках проекта реставрации здания были проведены масштабные натурные исследования с целью выявления исторических элементов отделки помещений и возможной корректи­ровки принятых ранее проектных решений. Обнаруженные фрагменты подлинной отдел­ки были зафиксированы и частично закон­сервированы. Так, например, специалисты выяснили, что полихромная окраска плафо­нов и стен характерной для рубежа XIX-XX веков колористической палитры присут­ствовала не только в интерьерах парадных залов, но и в жилых комнатах. Обнаруженные остатки деревянной облицовки откосов окон позволили восстановить цвет столярных заполнений оконных и дверных проемов. В жилых комнатах на дверных откосах были найдены фрагменты альфрейной росписи «под дерево». В нескольких помещениях первого этажа под паркетом обнаружены фрагменты напольного покрытия из метлах­ской плитки.

В интерьере вестибюля были отреставри­рованы живописный плафон и остекление светового фонаря, входной тамбур с вешал­кой начала XX века, лепной декор, полы из метлахской плитки. Объемы вестибюля и парадной лестницы окрашены согласно реставрационному проекту.

В помещениях второго этажа были выполне­ны работы по заделке трещин и инъектиро­ванию кирпичной кладки, усилению проемов и перекрытий, демонтажу поздних перегоро­док, расчистке стен и потолков. Проведена реставрация столярных заполнений оконных и дверных проемов, воссоздание латунных скобяных изделий, докомпоновка утрачен­ных элементов лепного декора, восстанов­ление и воссоздание исторического паркета, реставрация изразцовой отделки печи-гол­ландки, изготовленной «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».

В Дубовом зале были отреставрированы живописный и деревянный плафоны, в инте­рьере Зимнего сада специалисты рабо­тали над живописным панно, настенными росписями, мозаичным полом, в Барочном зале - над настенными росписями и лепным декором. В Белом (или Мраморном) зале выполнили облицовку стен из оселкового мрамора, отреставрировали лепной декор кессонированного плафона, потолочного карниза и стен.

В 2016 году особняк стал лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинациях "За лучший проект реставрации/ приспособления" и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Хорошие новости: ещё одним реставрированным особняком в Москве стало больше. В порядок на этот раз привели дом дореволюционного табачного фабриканта Зимина в Дегтярном переулке между Тверской и Малой Дмитровкой.

Нам удалось получить уникальные фотографии интерьеров дома до и после реставрации.

Просим ознакомиться с одним из интереснейших интерьеров Москвы —>

Большинство фотографий этого особняка в публикации сделано до или во время реставрации. Фото после реставрации ещё не показывались широкой публике. Спасибо огромное Вадиму Разумову за предоставленные материалы.

Дом в Дегтярном переулке снаружи выглядит довольно строго и скромно.

На фасаде значится год постройки здания:

В 1896 году по проекту архитектора Э.С. Юдицкого в переулке был возведен дом в популярном тогда эклектичном стиле. Перед Первой Мировой войной в 1913-1914 гг. капризная родственница фабриканта, Анна Зимина, радикально переделала интерьеры особняка, деньги у семьи nouveaux riche начала 20 столетия водились, и ей хотелось, чтобы всё выглядело «как в Версале».

Наслаждаться новым домом, правда, семье оставалось недолго, уже через три года после ремонта грянула революция, дом был национализирован, и в 1920-х здесь расположилось правление Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова. Затем в Дегтярный переулок переехал Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК. Сейчас дом занимает ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».

Рассмотрим интерьеры до реставрации.

Особняк откровенно деградировал

Более того, в советское время его ещё и сильно испортили косметическими ремонтами.

К счастью, большинство деталей сохранилось, но при этом требовало кропотливой реставрационной работы

Реставрация парадной лестницы:

Во время реставрации привели в надлежащий вид деревянную анфиладу. Восстановили облицовку стен мрамором на втором этаже. Воссоздали лепнину парадной лестницы и вестибюля.

Вернули на место и обработали специальным лаком кессонные потолки из цельного дуба. Отлили заново и отшлифовали латунные детали старинных русских печей и изразцы. Отреставрировали роспись на стенах и потолках.

В некоторые комнатах восстановили мозаичные полы, застеленные в советское время паркетом, а также заложили два пробитых в тот же период окна.

Несколько уникальных фото обновленных интерьеров:

Последние годы вообще радуют количеством грамотных реставраций, при этом многое делается за счет частных инвесторов – городские власти стимулируют их вкладываться в будущее и историю. Только в этом году в Москве отреставрировано 148 исторических зданий. Масштабы реставрации можно сравнить только с 1970 годами, когда, с одной стороны, Москва преобразилась под руководством Гришина, а, с другой стороны, нужно было готовиться к Олимпиаде-80 и также приводить город в порядок. Радует, что после разгромных 1990-х и начала 2000-х, когда масштаб разрушений можно вполне сравнить со сталинской реконструкцией города, теперь пришла эпоха созидания и исторической сознательности.

Ещё немного интерьеров

Главная лестница особняка после реставрации.

Кроме того, мы не показываем больше фотографий после реставрации по просьбе самого Вадима. Уже скоро, 15 ноября, в Музее архитектуры откроется фотовыставка, посвящённая реставрации особняка, где весь процесс можно будет увидеть наглядно. Следить за анонсами Музея архитектуры можно