Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным в 1924 году и относится к немногим последним стихам поэта, где есть положительные нотки. Да, и тут не обошлось без есенинской грусти, но здесь нет исповеди, жалоб и раскаяния – это более стихотворение-воспоминание.

Нотки грусти проскакивают в строках:

Нынче юность моя отшумела.

Этот тон свойственен Есенину в последние годы, но здесь он не доминирует. Сергей вспоминает девушку, которой отправлял «собачей почтой» письма, но она не читала. Это было давно, за сиреневым туманом юности, сейчас Сергей снова возвращается в родное Константиново, он признан и смотрит на жизнь через стекло ностальгии.

Той собаки уже нет, нет его верного почтальона, но есть «сукин сын» щенок друга его детства и времени первой (первой ли?) любви и любви ли. Видя щенка, Есенин с новой силой окунается в волну воспоминаний, но они не причиняют ему боли. Более того, Сергей благодарит собаку за то, что она разбудила в его сердце не только грусть, но и радостный май:

Хочешь, пес, я тебя поцелую

За пробуженный в сердце май?

Что же касается девушки, которой писались письма, то повспоминали и будет. Когда-то нравилась в белом, но время проплыло кораблём и теперь он любит в голубом платье.

Стихотворение ценно тем, что выходит за рамки поздних произведений поэта. В нём нет такого количества боли, а есть только лёгкая грусть и ностальгия. Отмечу строки финала:

Но теперь я люблю в голубом.

В последние годы Есенин редко пишет о сегодняшней любви, чаще вспоминая амурные дела минувших дней.

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… уехал… И вот
Через годы… известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом…
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

«Сукин сын» Сергей Есенин

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… уехал… И вот
Через годы… известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом…

Но теперь я люблю в голубом.

Анализ стихотворения Есенина «Сукин сын»

Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным в 1924 году. По мнению ряда исследователей творчества поэта, посвящено произведение Анне Сардановской. Считается, этой девушкой Сергей Александрович был сильнее всего увлечен в возрасте лет пятнадцати-шестнадцати. Может показаться, она своему воздыхателю взаимностью не отвечала. В «Сукином сыне» говорится, что записки, посылаемые влюбленным юношей, красавицей никогда не читались. В действительности у Есенина были с ней романтические отношения, о которых вспоминали старожилы Константиново, родного села поэта. Молодые люди даже хотели пожениться, но не сложилось.

Сергей Александрович называет Анну «девушкой в белом». Образ этот вновь появляется немногим позже. В поэме «Анна Снегина» (1925) возникает «девушка в белой накидке». Видимо, непосредственно отношение к Сардановской имеет и раннее стихотворение «Сыплет черемуха снегом…». В нем лирический герой думает лишь о невесте и только о ней поет. Получается, белая накидка ассоциативно связана с осыпающимися лепестками черемухи, так похожими на снег.

«Сукин сын» — это тоска по навсегда ушедшей молодости, по первой невинной любви. Есенину удалось довольно точно передать течение времени через смену поколений. В юности у калитки любимой девушки лирического героя встречал пес. В его ошейник прятались записки. Прошли годы. Та собака умерла. Теперь во дворе бегает ее сын, удивительно похожий на мать. Внешний вид животного пробуждает воспоминания. Рядом с псом герой особенно остро чувствует, как изменился сам. К сожалению, возвращение к юности возможно только на несколько мгновений. В финале поэт констатирует:
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

В 1918-ом Есенин узнал о замужестве Сардановской. При этом годом ранее в стихотворении «Вот оно, глупое счастье…» поэт вспоминал «нежную девушку в белом», которая «нежную песню поет». Весной 1921-го Сергею Александровичу сообщили о кончине Анны. Трагическая новость сильно расстроила Есенина. По свидетельству мемуаристов, он выглядел «усталым, пожелтевшим, растрепанным». Тогда Сергей Александрович признался, что никогда и никого так не любил, как Сардановскую. Незадолго до самоубийства поэт планировал издать цикл из семи произведений под названием «Стихи о которой». Есть версия, что серия эта посвящена как раз рано ушедшей из жизни Анне.

«ДА, МНЕ НРАВИЛАСЬ ДЕВУШКА В БЕЛОМ…» («ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»)

Драматический балет в 2-х актах о последних годах жизни Сергея Есенина
Премьера состоялась 6-7 октября 2007 года.

Балетмейстер-постановщик: Валерий Анучин.

Композитор: Рубен Затикян (г. Москва)

Песни Григория Пономаренко .

Стихи С. Есенина звучат в исполнении Народного артиста России Юрия Васильева .

Главные партии исполняют:

  • Сергей ЕсенинЗаслуженный артист Кубани Мелкон Хачикян
  • Черный человек — Карен Мачкалян
  • Девушка в белом — Заслуженная артистка Кубани Алиса Рыбка
  • Айседора Дункан — Элла Кислая
  • Девушка в красном — Кристина Диброва

Художник по костюмам: Наталья Борисенко .

Сценография: Жанна Валяева .

Художественный руководитель «Государственного балета Кубани» Мелкон Хачикян .

Генеральный директор, художественный руководитель Краснодарской филармонии, Народная артистка России, профессор Вера Ивановна Пономаренко .

Достаточно неожиданная постановка — Есенин в танце. Светлый как солнце, как ясное небо получивший от Бога огромный талант, Сергей Есенин до последнего вздоха в своей жизни был верен и предан нашей Родине.

В основу либретто легли пять эпизодов из последних лет жизни великого поэта, ключевые фигуры которых — Айседора Дункан, а также символические образы Черного человека, Девушки в белом и Цыганки.

Валерий Анучин объединил песни Григория Пономаренко и стихи Сергея Есенина с танцами. Композитор Рубен Затикян написал сквозные музыкальные темы, в канву которой органически вплетены и легкие, и тревожные мелодии, объединяющие танцевальное действо и песни. В каждой напряженной точке сюжета артисты замирают и в полной тишине в зале звучат стихи Есенина — звонкие, чистые, проникновенные.

Есенин того периода был, наверное, одним из немногих писателей, которые говорили именно о стране, о боли своего народа, о тех тяжелых вещах, которые происходят вокруг. То, что он видел, но не мог исправить, — все это он отражал в своих стихах.

Зрители увидят историю есенинской драмы о его творческих поисках, о России начала XX века, а также его отношение к тому периоду времени. Здесь и его любовь к Айседоре Дункан, и бесконечные кутежи, и личные переживания, и допросы в НКВД. Все смешалось в круговороте событий — страсть, ненависть, верность и предательство. Все плотнее сжимается кольцо «черного» мира вокруг поэта.

Для С. Есенина «белый» мир — это родные просторы: поля, леса и огромное чувство преданности к своей земле, а «черный» мир- это люди беспощадно уничтожающие все светлое, во что верил сам поэт. Валерий Анучин предложил свою версию гибели крестьянского поэта — в конце спектакля Сергея Есенина убили «черные» люди. Правда, кто это именно такие, зрителю придется догадываться самостоятельно!




Поводом для размышлений на данную тему послужила вовсе не моя личная проблема приобретения новых интересных трусиков. Как это обычно бывает, повод для раздумий преподнес мужчина. Мужчина как носитель новых интересных идей и… спортивного трико под фирменными джинсами.

Ну посмотри, разве они не хороши? Знаешь, сколько лет этим штанишкам? Лет 15, наверное! Я в них еще в школе на физкультуру ходил.

Вот, поностальгировали, называется. Однако нам продемонстрировали раритет. Мы оценили и повосхищались. Что эксклюзивно, то не безобразно, а вполне трогательно и прекрасно. Но всё же, всё же… Гм-гм-гм…

Ты знаешь, а я ношу под брюками женские гамаши… Тебя это… не смущает?

О, боже, боже! Не смущает. Меня это не смущает. Меня вообще трудно смутить. Какая же женщина одолжила тебе свои гамаши? Вот какая мысль не будет теперь давать мне покоя! Кажется, в каком-то романе Мопассана героиня приходит в ужас при виде своего мужа в кальсонах в первую брачную ночь. После чего она несчастлива всю жизнь…

Целенаправленно отправляюсь в магазин с целью изучения рынка мужского тепленького белья. Выбор есть. Но не скажу, что, обнаружив под брюками любимого мужчины щегольские кальсончики известной фирмы, я заликую и завоплю от восторга. Скорее всего, они вызовут у меня совершенно те же трогательные чувства, что и эксклюзивные штанишки.

В свою очередь мужчины предъявляют довольно жесткие требования к женскому белью:

Надо, чтоб оно обязательно было красивым! Надо, чтоб оно волновало! А этот момент, когда женщина остается в одном белье… О, этот момент!.. Это такие сладостные секундочки!

Знаете ли вы, что именно мужчины подразумевают под словами «красивое белье»? Да всё, что угодно!

Оно должно быть облегающим и приятным на ощупь…
- Непременно кружевным! Кружева - красиво…
- Верхнюю часть я вообще не признаю и не обращаю на нее внимания…
- Чулки - это очень здорово! А на поясе!.. М-м-м!..
- Романтическое - очень хорошо.
- Лучше черного женского белья не придумано еще ничего!
- Бр-р! Кружевное черное! Какая пошлость! Ну вот не нравится мне кружевное белье!

В общем, у каждого свои вкусы, и что является предпочтением для одного, может оказаться шоком для другого. Однако что-то типа жизненного опыта подсказывает мне: мужчина готов обрадоваться любому женскому белью. Обрадоваться и… не заметить его.

Вот есть у меня один грех. Мне надо ОЧЕНЬ сильно постараться, чтобы утром подобрать в своем гардеробе ОДИНАКОВЫЕ трусики и лифчик. Я обеими руками за то, чтобы верх и низ подходил друг другу по цвету, стилю и фактуре, но я сильно против, чтобы они были СОВЕРШЕННО одинаковыми. Я считаю, что трусики и лифчик должны подходить друг к другу как юбка и блузка. Вы думаете, кто-нибудь когда-нибудь на это обращал хоть малейшее внимание? Хотя, конечно, на встрече с новым мужчиной хорошо продемонстрировать торжественность момента, надев все одинаковое. Эх, скукотища!..

- «Мне кажется, разный верх и низ - небрежность. Никогда себе этого не позволяю!» - говорит Она.
- «А я уверен, большинство мужчин скажет, что девушка без всякого белья гораздо лучше, чем в белье», - утверждает Он.

Ну да, мы без белья, а они - в кальсончиках от Holeprof или Wolford…

И все-таки! Все-таки женское белье должно быть красивым! Оно должно быть, волновать, соблазнять, возбуждать, привлекать внимание… Если этого не происходит, значит… Значит, мужчина просто давно не был с женщиной.