Ва́льтер Бе́ньямин (нем. Walter Benjamin; 15 июля 1892, Берлин - 27 сентября 1940, Порт-Бу (Портбоу), Испания) - немецкий философ, теоретик истории, эстетик, историк фотографии, литературный критик, писатель и переводчик.

В 1917-1930 годах состоял в браке с Дорой Келлнер. В декабре-январе 1926-1927 годов посетил Москву, где много писал, работал в архивах. Свои впечатления, большей частью критические, оставил в «Московском дневнике», сохранившемся среди архивных материалов и составивших основу эссе «Москва».

Будучи евреем, антифашистом и левым радикалом, после прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, откуда после оккупации Франции в 1940 собирался выехать через Испанию в США, уже эвакуировав туда большую часть архива. Однако на пограничном пункте ему было заявлено, что лица, не имеющие визы, должны быть возвращены во Францию. Беньямину было разрешено переночевать в местной гостинице «Hotel de Francia», где он в ночь с 27 на 28 сентября 1940 покончил жизнь самоубийством, отравившись морфином.

На другой день, под впечатлением от трагедии, испанцы пропустили всю группу (она благополучно добралась до Лиссабона 30 сентября), а через несколько дней вовсе сняли ограничения. Благодаря этому через испанскую границу смогла переправиться и Ханна Арендт, испытавшая большое влияние идей Беньямина, которая и перевезла в США один из вариантов его текста «О понятии истории», обнародованный ею под названием «Тезисы по философии истории». Некоторые исследователи сомневаются в его самоубийстве, указывая на то, что Беньямин уже был болен, и его смерть во сне могла стать результатом стресса. В качестве доказательства приводится тот факт, что Беньямин был похоронен на местном католическом кладбище по христианскому обряду, в котором отказывают самоубийцам.

Популярность идеи Беньямина стали приобретать во второй половине XX века. Особая заслуга в этом среди коллег и друзей Беньямина принадлежит Теодору Адорно и Гершому Шолему. Именно они, прежде всего Адорно, стремились комплексно, системно познакомить европейского, но в первую очередь немецкого, читателя с работами и идеями мыслителя. Однако Адорно представил, прежде всего, Беньямина-философа, Беньямина-теоретика культуры. Другие стороны творчества Беньямина долгое время были скрыты для исследователей, им не уделялось достаточного внимания.

Адорно не разделял труды Беньямина по значимости и «нужности». Поэтому буквально все обнаруженные - опубликованные и неопубликованные при жизни мыслителя - материалы, имеющие к нему отношение, в том числе записи, заметки, относящиеся к процессу работы над отдельными исследованиями, Адорно постарался собрать в одном месте и в результате этого в университете Франкфурта-на-Майне, где работал философ, возник «архив Беньямина», который он хранил и предоставлял для изучения. Именно материалы этого архива легли в основу Gesammelte Schriften Беньямина, над подготовкой которого Адорно работал в последние годы жизни. Беньямин стал восприниматься как пример идейного сопротивления устоявшимся концепциям общественных наук, включая марксизм, которые ограничивали критический взгляд на события и явления. Показательна история Базисной группы Института Вальтера Беньямина, сформированной на короткое время студентами в конце зимнего семестра 1967/1968 в знак несогласия с традиционной системой преподавания германистики. Интересно, что Теодор Адорно этот молодежный протест не поддержал.

Сегодня изучение Беньямина осуществляется на основе материалов Архива Вальтера Беньямина, который находится в Академии искусств в Берлине, куда в 2004 г. были переданы материалы «архив Беньямина» из Франкфурта-на-Майне и где к тому времени были сконцентрированы материалы, собранные в ГДР. В период с 1972 по 1989 гг. осуществлялось издание семи томов Gesammelte Schriften. В период с 1995 до 2000 гг. было опубликовано шесть томов писем Беньямина известным и неизвестным адресатам в период с 1910 по 1940 гг.

В Берлине на доме, где жил Беньямин с 1930 по 1933 гг. на Принцрегентенштрассе, 66 находится мемориальная доска. А недалеко от Курфюрстендамм - площадь Вальтера Беньямина. Жизни и гибели Беньямина посвящён роман Бруно Арпайи (итал. Arpaia) «Ангел истории» (2001), опера Брайана Фернихоу «Тёмное время» (2004) и др.

Сочинения:
Zur Kritik der Gewalt (Критика насилия / 1921).
Goethes Wahlverwandtschaften (Goethe’s Elective Affinities / 1922),
Ursprung des deutschen Trauerspiels (Происхождение немецкой барочной драмы, 1928)
Einbahnstraße (Улица с односторонним движением, 1928),
Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit (Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости, 1936)
Berliner Kindheit um 1900 (Берлинское детство на рубеже веков / 1950, опубликовано посмертно),
Über den Begriff der Geschichte (О понятии истории, 1939; опубликовано посмертно).
Das Paris des Second Empire bei Baudelaire (The Paris of the Second Empire in Baudelaire / 1938)

Книги на русском:
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под. ред. Ю.А. Здорового - М.: Медиум, 1996.
Беньямин В. Московский дневник / Пер. с нем. и прим. С. Ромашко; общ. ред. и послесл. М. Рыклина; предисл. Г. Шолема. - М.: Ad Marginem, 1997. - 224 с. - (Философия по краям.) ISBN 5-88059-029-1
Беньямин В. Озарения / Пер. Н.М. Берновской, Ю.А. Данилова, С.А. Ромашко. - М.: Мартис, 2000. - 376 с.
Беньямин В. Франц Кафка / Пер. М. Рудницкого. - М.: Ad Marginem, 2000. - 320 с. - (Философия по краям.) ISBN 5-93321-015-3
Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. - М.: Аграф, 2002. - 288 с. - ISBN 5-7784-0210-4
Беньямин В. Маски времени: эссе о культуре и литературе / Пер. с нем. и фр.; сост., предисл. и примеч. А. Белобратова. - СПб. : Симпозиум, 2004. - 478 с. - (IQ) ISBN 5-89091-235-6
Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. - М.: РГГУ, 2012. - 288 с. - ISBN 978-5-7281-1276-1
Беньямин В. Улица с односторонним движением / Пер. с нем. под редакцией И. Болдырева. - М.: Ad Marginem, 2012. - ISBN 978-5-91103-123-7
Беньямин В. Берлинское детство на рубеже веков / Пер. с нем. Г. В. Снежинской, науч. ред. А. В. Белобратова. М.: Ad Marginem; Екатеринбург: «Кабинетный ученый», 2012. - 144 с.

Cовместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem

Серия эссе Вальтера Беньямина о Москве и русской культуре 1920-х. Книга написана на основе дневниковых записей философа во время визита в Москву зимой 1926-1927 гг.

Философ, критик, писатель и переводчик Вальтер Беньямин - один из наиболее влиятельных теоретиков культуры ХХ века. Его эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» стало ключевым для осмысления новых условий бытования искусства в индустриальном обществе.

Зимой 1926-27 гг. Беньямин два месяца провел в Москве, где вел подробный дневник, на основе которого после возвращения в Берлин написал серию эссе о Москве и русской культуре того времени. Главной причиной поездки Беньямина в Москву стала влюбленность в Асю Лацис - латышскую актрису и коммунистку, с которой он познакомился на Капри в начале 20-х. Близкий друг Беньямина и первый издатель дневника Гершом Шолем считает историю этого неудавшегося ухаживания «наиболее личным, полностью и безжалостно откровенным документом, рассказы¬вающим нам о важном периоде жизни» Беньямина. Но значение этого текста не исчерпывается ценной биографической информацией. Тонкий наблюдатель, приехавший в Москву с желанием ближе узнать страну, в которой «интенсивность бытия не имеет аналога в Европе», Беньямин оставил нам необычайно интересные заметки о России середины 1920-х.
В «Московском дневнике» Беньямин описывает русскую театральную и литературную жизнь того времени (включая травлю Мейерхольда и раскол между «левыми» и «правыми» пролетарскими писателями), пишет о проблеме цензуры в кинематографе, о московских музеях, в частности, лучшем в Европе Музее игрушки. Интересует наблюдательного иностранца и общественная, и частная повседневная жизнь - он посещает рабочие клубы, народные суды, фабрики, Сухаревский рынок, пишет об уличных торговках, беспризорниках и нищих (по его мнению, самой «стабильной структуре» русского общества), о московских пивных и трамваях.
От точных описаний Беньямин постоянно переходит на уровень метафор и обобщений, например, пишет о значении советских географической карт как новой, почти сакральной иконографии, об особом отношении русских к времени и русском фатализме, о чисто русском понятии непрекращающегося «ремонта».
В начале эссе «Москва» Беньямин пишет о том, что поездка в Россию «оказывается проверкой для тех, кто его совершает. Каждый оказывается вынужденным занять свою позицию». И современному читателю очень интересно наблюдать за тем, как сам мыслитель определяет и формулирует свою позицию.

Об авторе

Вальтер Беньямин (1892-1940) - немецкий философ, теоретик культуры, литературный критик, писатель и переводчик. Ранние труды посвящены немецкому романтизму, в частности Гёте, и немецкой барочной драме. Известность Беньямину принесли эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», оказавшее значительное влияние на европейскую эстетическую теорию, и опубликованный посмертно текст «О понятии истории».

Философа, марксиста, эстетика, критика и переводчика Вальтера Беньямина все чаще вспоминают нынешние культурологи. Цитировать его нынче стало модным. Так же, как и многих его современников, таких как Ортега-и-Гассет или Бертольт Брехт. Всех их объединяло трагическое ощущение мира, беспокойство о судьбах искусства и пессимизм в отношении человечества. Видимо, все это оказалось очень созвучно нашей эпохе, именующей себя «постмодернизмом». Эта статья — попытка пролить хотя бы слабый свет на то, каким человеком был Вальтер Беньямин.

Краткая история жизни

Будущий философ родился в 1892 году в благополучной еврейской семье в Берлине. По материнской линии Вальтер Беньямин состоял в родстве с Генрихом Гейне. Отец занимался торговлей антиквариатом. Впоследствии банкротство семейного дела побудило философа отправиться в Москву. Это было в 1926-1927 годах. Он много работал в архивах, встречался с Владимиром Маяковским. От этой поездки у него остались в основном негативные воспоминания, которые он и зафиксировал в своем «Московском дневнике». В 1933 году еврей и антифашист Вальтер Беньямин вынужден был эмигрировать из Германии. Он уехал во Францию, откуда в 1940 году попытался попасть в США через Испанию.

Трагический конец

В пересечении границы испанцы отказали писателю, так как у него не было визы. По закону его должны были отправить обратно во Францию, где уже хозяйничали нацисты. Ему разрешили переночевать в местном отеле, где он совершил самоубийство в ночь с 26 на 27 сентября. Его смерть помогла остальной группе беженцев перейти границу — испанцы, под впечатлением от трагедии, пропустили всех безоговорочно. В этой группе была бывшая большой поклонницей идей Беньямина. Она перевезла с собой один из черновиков его статьи «О понятии истории» и опубликовала ее в США под заголовком «Тезисы по философии истории».

Философские взгляды

Вальтер Беньямин, как и многие его современники, испытывал сильное влияние марксизма. Он весьма своеобразно сочетал его с еврейским мистицизмом и психоанализом. Будучи переводчиком, являлся распространителем французской культуры. Благодаря ему романы и Шарля Бодлера выходили в Германии. Вальтер Беньямин предвосхитил исторический подход второй половины 20 века. Свои взгляды на философию истории он и изложил в посмертном труде, который перевезла в США Арендт. Но самая известная работа, которую написал Вальтер Беньямин? - «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости». В ней он сформулировал теорию, ставшую очень популярной в наше время: об ауре, которую теряет объект искусства, подвергшийся бесконечному тиражированию.

Судьба учения

Только после его смерти, во второй половине 20 века, идеи Вальтера Беньямина стали приобретать известность. Большую роль в этом сыграли его друзья и коллеги - Теодор Адорно и Гершом Шолем. Адорно создал целый архив философа, собрав все его записи, заметки, отрывки текстов и черновики в одном месте. Он не разделял работы Беньямина на значимые и проходящие. Этот архив и лег в основу многолетнего труда Адорно, посвященного наследию Вальтера Беньямина. Он много сделал для популяризации трудов писателя, однако сосредоточился исключительно на его философских работах. Долгое время никто не подозревал о наличии у Беньямина исследований по истории фотографии, например.

Вальтер Беньямин: цитаты, ставшие наиболее известными

Язык Вальтера Беньямина весьма специфичен. Писатель отличался способностью видеть большое в малом, делать глубокие выводы из обыденнных вещей. Поэтому неожиданные повороты его речи часто вызывают удивление, но не могут не восхищать. К примеру, в «Берлинских хрониках» он выводит свою будущую мятежность и склонность к саботажу из упрямого нежелания идти рядом с кем-либо, которое было свойственно ему в детстве.

Поэтизация повседневного — вот отличительная черта стиля Беньямина. В работе «Улица с односторонним движением» он связывает зарождение детектива с эпохой буржуазии. Весь этот пышный, темный и немного пыльный интерьер, которым окружали себя разбогатевшие торговцы, как нальзя лучше подходит для усопших тел. «На этой софе тетя могла быть только убита», - пишет философ.

Возможно, Вальтер Беньямин становится все популярнее, потому что нынешнее поколение, судорожно оборачиваясь вокруг себя, не находит никаких точек опоры и вынуждено искать их в прошлом. Он воспринимается теперь как пример идейного сопротивления устоявшимся традициям, бунтарского духа неверия в очевидное и отрицания поклонения науке как единственному ответу на все вопросы. Его работы написаны изысканным, правильным немецким языком и стилистически совершенны. Их обязательно стоит прочесть каждому, кто интересуется вопросами, связанными с исторической перспективой.

Великие цитаты великих людей - такое определение как нельзя лучше подходит к высказываниям Чарли Чаплина.

Его мы запомнили как смешного, забавного, временами даже несерьезного комика.

Но мало кто знает, что эти слова, ставшие теперь красивыми статусами, тоже принадлежат ему:

Зеркало это мой лучший друг, потому что когда я плачу оно никогда не смеется.

Великие цитаты великого человека:

Когда я начал любить себя, я понял, что тоска и страдания - это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истинности. Сегодня я знаю, что это называется «Подлинность».

Когда я начал любить себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение его же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек - я сам. Сегодня я называю это «Признание».

Когда я начал любить себя, я перестал стремиться к другой жизни, и вдруг увидел, что всё, что окружает меня, приглашает меня расти. Сегодня я называю это «Зрелость».

Когда я начал любить себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в нужный момент, поэтому я могу быть спокоен. Теперь я называю это «Уверенность в себе».

Когда я начал любить себя, я перестал красть свое собственное время и проектировать грандиозные проекты на будущее. Сегодня я делаю только то, что приносит мне радость и счастье, то, что я люблю делать и что приводит мое сердце в радостное настроение. Я делаю это своим собственным способом и в своем собственном ритме. Сегодня я называю это «Простота».

Когда я начал любить себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью - пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что тянуло меня вниз и уводило прочь от себя. Сначала я назвал это позицией здорового эгоизма. Сегодня я называю это «Любовь к самому себе».

Когда я начал любить себя, я прекратил пытаться всегда быть правым, и с тех пор я ошибаюсь меньше. Теперь я узнал, что это «Скромность».

Когда я начал любить себя, я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом, в котором все происходит. Теперь я живу каждый день, день за днем, и называю это «Осуществление».

Когда я начал любить себя, я осознал, что ум мой может расстраивать меня, и что от этого можно заболеть. Но когда я объединил его с моим сердцем, мой разум стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту взаимосвязь «Мудрость сердца».

Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций или разного рода проблем с собой или с другими. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю: «Это - Жизнь».

(Чарли Чаплин о любви к себе, речь произнесенная на 70 юбилей)

Цитаты мотиваторы, избранное от Чарли Чаплина.

(чтобы увидеть перевод, наведите курсор мыши на картинку)

5 Rating 5.00 (1 Vote)