1 851 0

После революции у не было сомнений по поводу того, на чью сторону встать при дележе власти. Поэтесса, далекая от политики, искренне поддерживала белогвардейцев, ведь в их рядах был и ее супруг Сергей Эфрон, который к тому моменту уже стал эмигрантом. Цветаева не надеялась на то, что сможет еще когда-нибудь увидеться с мужем и пыталась искренне смириться с той реальностью, которая ее окружала – грубой, грязной и лишенной какого-либо смысла.

Из многочисленных лозунгов большевиков поэтесса усвоила лишь один, который заключался в том, что для достижения всеобщего благополучия отныне нужно трудиться, не жалея собственных сил. Дочери потомственных аристократов, которая никогда не знала материальных проблем, пришлось на собственном опыте убедиться, что отныне зарабатывать себе на пропитание ей придется любыми доступными способами.

Физический труд не пугал Цветаеву , но она понимала, что в большевистской России ей придется похоронить свой поэтический дар. Ведь очень скоро выяснилось, что ее стихи никому не нужны, так как затрагивают область чувств, а не материальные аспекты жизни. В итоге произведения Цветаевой отказались публиковать, хотя она с маниакальным упорством продолжала работать и писать «в стол», создав за короткий период несколько поэм и десятки стихов. Среди них – произведение , наполненное тоской и безысходностью. Доведенная до отчаяния нищетой и постоянными унижениями, поэтесса призналась: «И не страшно нам ложе смертное, и не сладко нам ложе страстное». Трактовать эту фразу можно по-разному, однако очевидно одно: Цветаева в прямом смысле слова доведена до отчаяния и готова взяться за любую работу. Пытаясь примерить к себе лозунги нового времени, поэтесса отмечает, что для новой власти нынче все равны. «В поте – пишущий, в поте пашущий!», - восклицает автор, отмечая, что в любом деле нынче нужно прикладывать неимоверные усилия, которые все равно никто не оценит. При этом поэтессу коробит тот факт, что и к творческим натурам предъявляются достаточно жесткие требования, людей искусства пытаются загнать в некие рамки, заставить их выполнять план по написанию стихов либо картин. С горечью Цветаева отмечает: «Нам знакомо другое рвение». Талант не может существовать по расписанию и проявляться тогда, когда этого требует партия, ведь в основе любого творческого процесса лежит вдохновение. Зная о том, что многие поэты уже перебороли в себе этот пережиток и научились работать на заказ, Цветаева втайне сожалеет, что не в состоянии также сломить свой внутренний стержень. Но при этом она счастлива оставаться самой собой, даже если за эту роскошь приходиться расплачиваться нищетой, болезнями, голодом и постоянным страхом.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

«В черном небе слова начертаны…» Марина Цветаева

В черном небе слова начертаны -
И ослепли глаза прекрасные…
И не страшно нам ложе смертное,
И не сладко нам ложе страстное.

В поте - пишущий, в поте - пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий,-
Дуновение вдохновения!

Анализ стихотворения Цветаевой «В черном небе слова начертаны…»

После революции у Марины Цветаевой не было сомнений по поводу того, на чью сторону встать при дележе власти. Поэтесса, далекая от политики, искренне поддерживала белогвардейцев, ведь в их рядах был и ее супруг Сергей Эфрон, который к тому моменту уже стал эмигрантом. Цветаева не надеялась на то, что сможет еще когда-нибудь увидеться с мужем и пыталась искренне смириться с той реальностью, которая ее окружала – грубой, грязной и лишенной какого-либо смысла.

Из многочисленных лозунгов большевиков поэтесса усвоила лишь один, который заключался в том, что для достижения всеобщего благополучия отныне нужно трудиться, не жалея собственных сил. Дочери потомственных аристократов, которая никогда не знала материальных проблем, пришлось на собственном опыте убедиться, что отныне зарабатывать себе на пропитание ей придется любыми доступными способами.

Физический труд не пугал Цветаеву, но она понимала, что в большевистской России ей придется похоронить свой поэтический дар. Ведь очень скоро выяснилось, что ее стихи никому не нужны, так как затрагивают область чувств, а не материальные аспекты жизни. В итоге произведения Цветаевой отказались публиковать, хотя она с маниакальным упорством продолжала работать и писать «в стол», создав за короткий период несколько поэм и десятки стихов. Среди них – произведение «В черном небе слова начертаны…», наполненное тоской и безысходностью. Доведенная до отчаяния нищетой и постоянными унижениями, поэтесса призналась: «И не страшно нам ложе смертное, и не сладко нам ложе страстное». Трактовать эту фразу можно по-разному, однако очевидно одно: Цветаева в прямом смысле слова доведена до отчаяния и готова взяться за любую работу . Пытаясь примерить к себе лозунги нового времени, поэтесса отмечает, что для новой власти нынче все равны. «В поте – пишущий, в поте пашущий!», — восклицает автор, отмечая, что в любом деле нынче нужно прикладывать неимоверные усилия, которые все равно никто не оценит. При этом поэтессу коробит тот факт, что и к творческим натурам предъявляются достаточно жесткие требования, людей искусства пытаются загнать в некие рамки, заставить их выполнять план по написанию стихов либо картин. С горечью Цветаева отмечает: «Нам знакомо другое рвение». Талант не может существовать по расписанию и проявляться тогда, когда этого требует партия, ведь в основе любого творческого процесса лежит вдохновение. Зная о том, что многие поэты уже перебороли в себе этот пережиток и научились работать на заказ, Цветаева втайне сожалеет, что не в состоянии также сломить свой внутренний стержень . Но при этом она счастлива оставаться самой собой, даже если за эту роскошь приходиться расплачиваться нищетой, болезнями, голодом и постоянным страхом.

«28 апреля 1922 г., накануне моего отъезда из России, рано утром на совершенно пустом Кузнецком я встретила Маяковского:

Ну-с, Маяковский, что же передать от вас Европе?

Что правда - здесь.

Что же скажете о России после чтения Маяковского?

Не задумываясь ответила:

Что сила - там».

Трудным мучительным путем разочарований, осознания непоправимых ошибок, совершенных ею, Марина Цветаева идет к пониманию того что произошло и происходит в Советской России. Разумеется, нельзя сказать, что она до конца понимает и принимает правду и правоту революции, но идея зависимости поэта от нее и от тех, кто совершил революцию, то есть от народа, завладевает Цветаевой прочно. Она решает вернуться на родину. Решение ее подогревается политической обстановкой в Европе, где зловещая тень свастики уже начала затмевать солнце. Нацистские игрища обернулись отторжением от Чехословакии Судетской области. Муж и дочь Цветаевой уже получили разрешение вернуться в Россию. И в 1939 году, исправляя роковую ошибку прошлых лет Марина Цветаева возвращается в Советский Союз».

Нелегко было после многих лет недоверчивого внимания, отчуждения привыкать к новым для нее условиям жизни. А к тому же вскоре началась Великая Отечественная война, принесшая всему народу тягчайшие бедствия. Цветаева попадает в эвакуацию, оказывается с сыном в небольшом городке Татарии Елабуге. Потерявшая близких, разлученная с немногочисленными друзьями, оторванная от литературной среды, находясь в состоянии полной депрессии, на этот раз она утратила силу сопротивления ударам судьбы. 31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой.

Так трагически завершился жизненный путь Марины Цветаевой, но жизнь ее поэзии имеет свое продолжение. Потому что это поэзия преодолевающей все невзгоды любви, жизни, надежды. Бурный темперамент, обнаженная страсть, бунтарский дух, принципиальная акцентированная независимость, яркое стилистическое своеобразие - все это выделяет поэзию Цветаевой как явление русской художественной культуры с отчетливо проступающей печатью времени. Печатью двадцатого века, его первой половины, безжалостно разделившей мир, людей, семьи, сердца. Трагическая несовместимость Цветаевой с обстоятельствами жизни обрекла ее на одиночество. Это было гордое и горькое одиночество на миру, и, может быть, только глубокая внутренняя укорененность в национальной стихии, остро пережитое чувство потери, а затем обретения в душе родины, России, помогли ей не только сберечь, но и взрастить, обогатить чертами зрелости свой могучий дар.

Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки Лермонтова:

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Буря в душе поэта Цветаевой (она не любила слова «поэтесса») утихла вместе с последним ее вздохом у роковой черты жизни и смерти, уже не той смерти, которую она, повинуясь моде и навевая романтический туман, так часто поминала в юношеских стихах, а той, которой обрекла себя, не выдержав все-таки безмерной тяжести одиночества и покинутости.

Продолжают ее жизнь стихи, проза, продолжает жить в нашем сознании как замечательное явление духа поэзия Цве­таевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением.

По известному высказыванию Пушкина, вдохновение «есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных».

Это теоретический аспект. А в «Осени» Пушкин образно воссоздал то состояние, когда «душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит, и ищет, как во сне, излиться наконец свободным проявленьем.».

В одном случае - рассудок, в другом - поэзия. Они не противоречат друг другу.

А вот Цветаева:

В черном небе - слова начертаны -

И ослепли глаза прекрасные.

И не страшно нам ложе смертное,

И не сладко нам ложе страстное.

В поте - пишущий, в поте - пашущий!

Нам знакомо иное рвение:

Легкий огнь, над кудрями пляшущий, -

Дуновение - вдохновения!

Трудно себе представить другого поэта, который бы с такою фанатической убежденностью возвысил надо всем творческое одушевление, как это сделала Марина Цветаева. Цветаевский образ вдохновения по главной сути близок пушкинскому, хотя Пушкин и не считал вдохновение привилегией поэтов. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии», - утверждал он. Но здесь обращает на себя внимание не столько близкий пушкинскому взгляд на вдохновение, сколько его резкое возвышение над всеми страстями человеческими. Ни страх смерти, ни сладость любви - ничто не может стать вровень с вдохновением. В какие-то счастливые моменты жизни оно возвышает все духовные, нравственные, психические и физические возможности человека и с необыкновенной силой проявляет в нем творческое начало, талант.

Почему Цветаева вознесла именно вдохновение как страсть, как полную, тотальную самоотдачу человека творчеству над всеми другими страстями?

Ответ на этот вопрос дает ее поэзия. Цветаева отнюдь не подавляет иных чувств, даже наоборот, её лирика с необычайной доверчивостью и бесстрашием обнажает интимную жизнь лирической героини, и самый опытный и придирчивый взгляд но обнаружит в ее лучших стихах следов отделки, следов игры. Вдохновение, порыв, творческое одушевление стирают эти следы, стихи выпеваются как мелодия чувства, выговариваются как естественная речь, несмотря на тропеическую насыщенность, цветаевскую плотную образность, ритмическую резкость.

Для примера возьмем одно восьмистрочное стихотворение «Психея», написанное почти одновременно с тем, которое цитировалось выше.

Не самозванка - я пришла домой,

И не служанка - мне не надо хлеба.

Я страсть твоя, воскресный отдых твой,

Твой день седьмой, твое седьмое небо.

Там на земле мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

Возлюбленный! - Ужель не узнаешь?

Я ласточка твоя - Психея!

Психея - олицетворение души - в древних мирах представлялась и как бабочка, и как летящая птица. У Цветаевой - ласточка. Душа, жаждущая любви. Кажется, здесь любовь господствует над всем, нет ничего выше любви для героини стихотворения, весь свет сошелся на возлюбленном. Но как это написано! С какой страстью! С каким вдохновением!

Вдохновение - та внутренняя сила, которая и нас, читателей, заражает волнением художника, заставляет сопереживать ему, воспринимать стихи с безоглядным доверием. Это пик творческого самочувствия и самоотдачи поэта.

Но не только, конечно, преданность поэзии давала Цветаевой силу преодолевать тяжкие обстоятельства жизни и внушала веру в будущее. Она в какой-то мере воплотила в себе многие черты русского национального характера, те его черты, которые прежде сказались и в Аввакуме с его гордыней и полным презрением к бедам и напастям, преследовавшим огнепального протопопа, и в литературном уже образе Ярославны, всю страсть души отдавшей любви.

Истоки ее характера - в любви к родине, к России, к русской истории, к русскому слову. Она пронесла эту любовь через все заблуждения, беды и несчастья, на которые сама себя обрекла некоторыми вдобавок наградила ее жизнь. Она выстрадала эту любовь. И не поступилась ею, не поступилась своею гордостью, своим поэтическим достоинством, святым, трепетным отношением к русскому слову.

После революции у Марины Цветаевой не было сомнений по поводу того, на чью сторону встать при дележе власти. Поэтесса, далекая от политики, искренне поддерживала белогвардейцев, ведь в их рядах был и ее супруг Сергей Эфрон, который к тому моменту уже стал эмигрантом. Цветаева не надеялась на то, что сможет еще когда-нибудь увидеться с мужем и пыталась искренне смириться с той реальностью, которая ее окружала – грубой, грязной и лишенной какого-либо смысла.

Из многочисленных лозунгов большевиков поэтесса усвоила лишь один, который заключался в том, что для достижения всеобщего благополучия отныне нужно трудиться, не жалея собственных сил. Дочери потомственных аристократов, которая никогда не знала материальных проблем, пришлось на собственном опыте убедиться, что отныне зарабатывать себе на пропитание ей придется любыми доступными способами.

Физический труд не пугал Цветаеву, но она понимала, что в большевистской России ей придется похоронить свой поэтический дар. Ведь очень скоро выяснилось, что ее стихи никому не нужны, так как затрагивают область чувств, а не материальные

аспекты жизни. В итоге произведения Цветаевой отказались публиковать, хотя она с маниакальным упорством продолжала работать и писать “в стол”, создав за короткий период несколько поэм и десятки стихов. Среди них – произведение “В черном небе слова начертаны…”, наполненное тоской и безысходностью. Доведенная до отчаяния нищетой и постоянными унижениями, поэтесса призналась: “И не страшно нам ложе смертное, и не сладко нам ложе страстное”. Трактовать эту фразу можно по-разному, однако очевидно одно: Цветаева в прямом смысле слова доведена до отчаяния и готова взяться за любую работу. Пытаясь примерить к себе лозунги нового времени, поэтесса отмечает, что для новой власти нынче все равны. “В поте – пишущий, в поте пашущий!”, – восклицает автор, отмечая, что в любом деле нынче нужно прикладывать неимоверные усилия, которые все равно никто не оценит. При этом поэтессу коробит тот факт, что и к творческим натурам предъявляются достаточно жесткие требования, людей искусства пытаются загнать в некие рамки, заставить их выполнять план по написанию стихов либо картин. С горечью Цветаева отмечает: “Нам знакомо другое рвение”. Талант не может существовать по расписанию и проявляться тогда, когда этого требует партия, ведь в основе любого творческого процесса лежит вдохновение. Зная о том, что многие поэты уже перебороли в себе этот пережиток и научились работать на заказ, Цветаева втайне сожалеет, что не в состоянии также сломить свой внутренний стержень. Но при этом она счастлива оставаться самой собой, даже если за эту роскошь приходиться расплачиваться нищетой, болезнями, голодом и постоянным страхом.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Марина Цветаева очень рано потеряла мать, смерть которой переживала очень болезненно. Со временем это чувство притупилось, а душевная рана зарубцевалась, однако начинающая поэтесса в своем...
  2. В 16 лет после окончания гимназии Марина Цветаева настояла на том, чтобы продолжить свое образование в Париже. Она пробыла во Франции всего полгода, но без...
  3. Весной 1916 года Марина Цветаева начинает работу над циклом произведений под названием “Бессонница”, в который входит стихотворение “В огромном городе моем – ночь…”. Оно является...