На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..
Он пасть раскрыл - и снегу хвать —
И стал задумчиво жевать.
Жует, жует, но вот беда!
На языке одна вода.
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лег.
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал…
(Л. Дьяконов)

ПЕРВЫЙ СНЕГ

— Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
— Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
— Это вовсе не снежок —
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.
(И. Бурсов)
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Утром глянул я чуть свет:
Двор по-зимнему одет.
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу, глазам не верю.
Эй! Смотрите, чудеса —
Опустились небеса!
Было облако над нами,
Оказалось под ногами!
(А. Гунали)

СНЕЖИНКИ

Снежинки, снежинки
На щечках у Нинки,
Застряли в косичках,
Висят на ресничках,
Мешают смотреть.

Зажала в ладошку,
Хотела немножко
Снежинки погреть.
Покрепче прижала,
Но что с ними стало?

Какая беда!
Пропали снежинки,
В ладошке у Нинки
Только одна вода!
(М. Клокова)

СНЕЖИНКИ

Легкие, крылатые,
Как ночные бабочки,
Кружатся, кружатся
Над столом у лампочки.
Собрались на огонек.
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться.
(И. Бурсов)

Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке — румяный,
Под луной он — голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и лохматый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
(Е. Тараховская)

НА РАБОТЕ

Мне пошел сегодня пятый.
Я с утра в своем саду
Самодельною лопатой
Стежку новую веду.
Над землею огородной
Вьется, кружится снежок.
И пускай снежок холодный
Налетел, лицо обжег.
Ярче красного огня
Стали щеки у меня.
(Г. Люшнин)

По сугробам напрямик,
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!

(И. Гурина)

Наша елка велика
Наша елка велика,
Наша ёлка высока.
Выше папы, выше мамы.
Достает до потолка.

Как блестит ее наряд,
Как фонарики горят,
Наша Елка с Новым Годом
Поздравляет всех ребят.

Будем весело плясать,
Будем песни распевать,
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!
(З. Петрова)

Какого цвета Новый Год?

Какого цвета Новый Год?
Веселого — как рыжий кот,
Он серебристый как снежок,
И разноцветный как мешок,
С подарками прекрасными —
Машиной, куклой, красками...
Он солнечного цвета,
Как будущее лето!
(Л.Яковлев)

***
Мерзнут щеки, мерзнет нос,
Мерзнут наши ручки.
Ой мороз, мороз, мороз
Брось ты эти штучки!
Перестань мороз шалить,
Перестань кусаться,
Дай немножко поиграть,
С горки покататься!
(З.Орлова)

Пусть в окошко постучится
В полночь добрый Новый год,
Всем мечтам поможет сбыться,
Счастье, радость принесёт!
Белые стихи
Снег кружится,
Снег ложится —
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!

Рады серые синички:
На морозе мёрзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на чёрной спинке
Тают белые снежинки.

Тротуары замело,
Всё вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.

Снег кружится,
Снег ложится —
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!

Только дворник, только дворник
Говорит: - Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас - беда!
Целый день скребок скребёт,
Целый день метла метёт.
Сто потов с меня сошло,
А крутом опять бело!
Снег! Снег! Снег!

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатаном солопе
Сходит наземь небосвод.
(Сергей Михалков)

Снежок

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Весёлых белых мух.
(Н. Некрасов)

Где мой пальчик

Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?»
Нету пальчика — пропал,
В свой домишко не попал,
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка! Нашла!»
(Н. Саконская)

Если кончится мороз,
Снег растает белый,
Что же дедушка Мороз
Бедный станет делать?
Побежит с него вода
Ручейками на пол,
С бороды его тогда
Тоже станет капать?
Добрый дедушка Мороз,
Миленький, любименький!
Спрячься, дедушка Мороз,
В нашем холодильнике!
(Данько Владимир)

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Здравствуй, Дедушка Мороз!
Ты, наверное, замерз?
День гулял по городу,
Отморозил бороду!
Нос клади на батарею —
Я сейчас тебя согрею!
Выбрал папа ёлочку
ёлочку пушистую
ёлочку душистую
ёлочка так пахнет,
что мама сразу ахнет.
(А. Усачев)

Елка

Летом елка просто елка
Тронешь ветку — пальцам колко.
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придет
Елка будто оживет:
Под снегами распушится, под ветрами распрямится
Вовсе не колючая —
как цветок пахучая,
Пахнет ни росой ни медом,
Елка пахнет Новым годом!
(Н. Филимонова)

Села мне на рукавичку
Легкая снежинка.
И нахохлила как птица
Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела.
Скоро варежка моя
Станет белой-белой.
(Т. Шорыгина)

Что такое Новый год?

Что такое Новый год?
Это всё наоборот:
Ёлки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком
На колючей ёлке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.
(Е. Михайлова)

Кто такой Дед Мороз,
Знают все на свете!
Каждый раз в Новый Год
Он приходит к детям!
Щенок и снег
На первый снег взглянул щенок —
И ничего понять не мог:
Откуда столько белых мух
Явилось к нам во двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?
Он пасть раскрыл и снегу хвать...
И стал задумчиво жевать.
Жуёт, жуёт — но вот беда!
На языке одна вода.
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лёг.
(Л. Дьяконов)
***
Утром солнышко встает,
видит заинька идет.
Ты куда идешь косой?
Не одетый и босой?
В детский сад меня позвали,
поплясать на карнавале.
Будут игры, хоровод,
наступает Новый Год!
***
Ой, мороз, мороз, мороз,
ты смотри не заморозь
ручки Мишины и ножки,
ты ведь должен понимать
ножкам бегать по дорожке
ручкам маму обнимать!
(Е.Михайлова)

Откуда приходит новый год?

Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?

Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?

Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло...
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?

Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт...
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!
(А.Усачёв)

Старый год

Все ждут, конечно, Новый год,
А я — жалею Старый.
Ведь он совсем от нас уйдет!
Мне даже грустно стало.
А я уже привык к нему,
Я за год с ним сдружился.
Я с ним сдружился потому,
Что плавать научился,
Что море видел первый раз
И что сестренка родилась.
Мне правда грустно стало,
Что год уходит Старый.
(Е.Григорьева)

На мохнатых колких лапах...

На мохнатых колких лапах
Елка в дом приносит запах:
Запах хвои разогретой,
Запах свежести и ветра,
И заснеженного леса,
И чуть слышный запах лета.
Новый год
Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у елки собрались,
Нарядилась наша елка,
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски!
Там и тут мелькают маски…
Ты - медведь. А я - лиса.
Вот какие чудеса!
Вместе станем в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!
(Ю.Щербаков)

Перед праздником зима...

Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
(Т. Волгина)

Я встречаю Новый год

Папа ёлку украшает.
Он сказал, что детям всем
Этой ночью разрешает
Не ложиться спать совсем.
Раз в году такое можно,
Только раз, под Новый год.
Но представьте, как нарочно,
Как назло зевает рот.
Сторожу свою квартиру.
Жду ответа на вопрос:
«Как подарки в этом мире
Нам приносит Дед Мороз?
Как он к Ёлке проберётся?
Где его волшебный путь?»
Буду я с собой бороться,
Чтоб дождаться, не уснуть!

(Т. Бокова)

Милый дедушка Мороз, мы тебя все ждали
На любимый праздник наш елку наряжали.
Разучили для тебя и стихи, и песни
Знаем — нет у нас в саду праздника чудесней!

Села мне на рукавичку

Села мне на рукавичку
Легкая снежинка.
И нахохлила как птица
Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела.
Скоро варежка моя
Станет белой-белой.
(Т. Шорыгина)

Дед Мороз

К нам на ёлку — ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
— Ну и дедушка Мороз!..
Что за щеки!
Что за нос!..
Борода-то, борода!..
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то... папины!
(А. Шибаев)

***
Без Дедушки Мороза
Снежинки не летят,
Без Дедушки Мороза
Узоры не блестят...
Без Дедушки Мороза
И елки не горят,
И нету без Мороза
Веселья для ребят
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
У этого дедушки много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает,
За пальцы хватает, за ушки дерет.
Но вечер счастливый приходит в году —
Сердитого дедушку в гости я жду.
Подарки приносит и добрый на вид,
И все веселятся — никто не ворчит.
Снег искрится, снег кружится
Снег искрится, снег кружится,
Вдруг мне это только снится.
Что же стало вдруг со мной?
Я, как будто бы герой,
Крепость снежную свою
Защищаю в злом бою!
Все удары отражаю.
Всех снежками закидаю!
Ну, а кто вползет в дыру,
Снегом быстренько натру!
(Саша Черный)

Я и снег

Белый, вкусный снег идёт,
Попадает прямо в рот.
Если очень захочу,
Снег весь разом проглочу!
И тогда что будет, братцы -
На санях не покататься,
И сугробов не видать,
И в снежки не поиграть,
И на лыжах не побегать!
Плохо будет всем без снега!
Вот поэтому, друзья,
Снег не съем, пожалуй, я!

(М. Дружинина)

Снегурочка

У подъезда, на площадке
Собрала я снег лопаткой.
Хоть немного снега было,
Я снегурочку слепила.
В коридор поставила,
А она... растаяла!
(Ю. Шигаев)

Новогодние посиделки, творим вместе с детьми

Ватное папье-маше

Для творчества вам понадобятся:
проволока толщиной около 2 мм (можно взять очищенный от оплетки провод),тонкая проволока для ножек, упаковка ваты, акварельные краски или гуашь, клей ПВА (можно заменить клейстером из муки или крахмала), катушка белых ниток.
Инструменты:
кисти из щетины - для клея — № 4,кисти натуральные (белка) - для краски — № 3, №1, плоскогубцы, кусачки.

Процесс высыхания клея можно ускорить - например, при помощи фена.

Процесс не сложен, но занимает несколько дней. Сначала из проволоки нужно сделать каркас (или трафарет из картона), затем намотать на него вату и обмотать веревкой, проклеить, высушить, снова оклеить кусочками ваты (вату можно предварительно вымочить в клейстере) Снова высушить, а затем покрасить. Если красить сырое изделие, то краска причудлива растекается.

Подпишись на новости блога по Email

А. Суркову

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди.

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси…

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась.

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти поселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну, что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем».

«Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» - говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

1941

Источник: Великая Отечественная. Стихотворения и поэмы в двух томах. Том 2. Москва, издательство «Художественная литература», 1970 г. С. 145-146.

Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» я посвятил своему старшему товарищу по многим фронтовым поездкам, главным образом в 1941 и 1942 годах, поэту Алексею Александровичу Суркову.

Эти стихи - воспоминание об одной из наших поездок на передовую на Западном фронте в июле 1941 года. Конечно, не все подробности этой поездки могли войти в стихи, но многое из того, что оказалось потом в стихах, было в самой жизни. Были эти старик и старуха, которых мы асгретмли в одной из деревень на Смоленщине, были эти сказанные нам горькие слова: «Покуда идите, мы вас подождем». Была и голосившая по убитому молодая соседка. Было и большое старое кладбище около маленькой деревеньки. Кладбище, напоминавшее нам о точа, сколько поколений русских людей легло в эту землю, которую хотели отнять у нас фашисты.

Я написал это стихотворение не тогда, на Смоленщине, а несколькими месяцами позже, в ноябре 1941 года, и совсем в другой обстановке.

Вместе с другими моими товарищами, военными корреспондентами, я возвращался из командировки на Мурманский, самый северный участок фронта, и мы на обратном рути, уже после конца обычной навигации добираясь из Кандалакши в Архангельск, несколько дней не могли пробиться сквозь льды. В эти дни вынужденного бездействия, вспоминая все пережитое с начала еойны, я написал несколько стихотворений и первым из них «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

Сегодня мы будем размышлять о стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанном Симоновым в самый трудный и трагический для Советского Союза период. Это 1941 год. Почему это время называют трагическим?

С 22 июня 1941 года до самой зимы продолжалось отступление Советской армии от западных рубежей СССР вплоть до столицы его — Москвы. Только под Москвой было остановлено гитлеровское движение в глубь страны. Наша армия несла колоссальные потери. Горели города и сёла, гибли люди, по всем дорогам текли бесконечные потоки беженцев.

Симонову, посланному на западную границу — главное направление удара гитлеровских армий, довелось воочию увидеть трагическое начало войны: с растерянностью, суматохой, неразберихой, испытать горечь отступлений. Он видел наглую силу врага, который не встречал достойного отпора.

Будучи в самой гуще событий, среди тысяч людей, военных и невоенных, он не мог не испытывать горьких чувств, которые в ту трагическую пору разрывали сердце. Мог он не задаваться вопросами: что будет с Родиной? Удастся ли остановить врага? Где взять силы для отпора?

Эти вопросы звучат во многих стихотворениях Симонова 1941 года, и в частности в стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины … ». Оно обращено к фронтовому товарищу Симонова — поэту Алексею Суркову, автору знаменитой «Землянки», вместе с которым он прошёл по военным дорогам Смоленщины.

Стихотворение написано в 1941 г., поэтому в нём встречаются слова и выражения, незнакомые современному читателю.

Кринка — расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Верста — русская единица измерения расстояния, чуть больше километра.
Тракт — большая наезженная дорога (большак), соединяющая важные населенные пункты.
Околица — край деревни.
Погост — сельское кладбище, обычно рядом с церковью.

Просёлок — грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
Салоп — верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами.
Плис — хлопчатобумажный бархат. Плисовый — сшитый из плиса.
Пажить — луг, поле, пастбище с густой травой.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Каким чувством оно проникнуто? С чем связано это чувство?

Стихотворение не оставляет равнодушными и производит на ребят сильное впечатление. Может быть, они впервые проникаются теми переживаниями, которые испытывали их прадеды в горький 1941-й год … Учащиеся говорят о чувстве боли и горечи, которое связано с отступлением, с тем, что бойцы вынуждены были оставлять родную землю на поругание врагу, страшно даже представить, что ожидало беззащитных людей в тылу врага …

Обратим внимание на первые слова стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины … «. Что важно для автора? (Увиденные тогда картины нельзя забыть, нельзя никогда этого допустить снова…)

Прочтите строчки, где боль и горечь звучат особенно остро. Какие художественные детали усиливают чувство всеобщего горя?

Кринки, которые выносят проходящим бойцам «усталые женщины», прижимая к груди, как детей; слёзы, вытираемые украдкой; погосты с простыми крестами на околицах деревень, «девичий крик» по мёртвому, старик «весь в белом, как на смерть одетый», седая старуха, напутствующая уходящих воинов.

Почему, кстати, женщины стараются спрятать слёзы?

Они понимают, что красноармейцам и так тяжело, что их гнетёт чувство вины, и стараются поддержать дух мужчин. Однако мужчины замечают женские слёзы.

Какое чувство они вызывают у бойцов? Какие строчки подсказывают нам это?

Слёзы усиливают чувство вины и желание вернуться, отомстить за поруганную землю и страдания людей: за овдовевших женщин, за осиротевших детей, за беспомощных стариков… Для бойцов тракт, по которому они уходят, «слезами измеренный чаще, чем вёрстами», просёлки слиты «со вдовьей слезою», да и «бесконечные злые дожди», сопровождающие их горький путь, можно тоже ассоциировать со слезами — только мужскими — слезами досады и бессилия.

Какие художественные средства помогают нам почувствовать состояние отступающих бойцов? (Метафора «слезами измеренный чаще, чем вёрстами», эпитеты «бесконечные злые дожди», «усталые женщины»).

Почему дожди названы бесконечными злыми? Эти эпитеты передают отношение героя к происходящему: даже дожди кажутся бесконечными и злыми, потому что отступление тянется долгие недели, месяцы, мелькают деревня за деревней, погост за погостом, околица за околицей, где стоят молчаливые женщины, украдкой смахивающие слёзы, дети, старики. Хмурое небо, раскисшие дороги, деревья, опустившие ветви под тяжестью дождя …

Сердце сжимается при виде этой картины, и злые слёзы наворачиваются на глаза. Почему чем дальше тянется тракт, чем дальше уходит дорога, тем острее становится чувство родины? С каких строки начинает звучать всё отчётливее?

Чем дальше остаётся оставленная врагу земля, тем больнее сердцу, тем острее понимание её страдания, её ожидания защиты и возвращения воинов, чувство долга перед ней. Со строк: Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина Не дом городской, где я празднично жил, А эти просёлки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил, — чувство родины звучит всё отчётливее.

Говорить начинают не только люди, но и сама земля. Докажите это. Где голос земли звучит особенно щемяще и трогательно, проникая в сердце русского солдата? Сердце сжимают строки: «Мы вас подождём!» — говорили нам пажити. «Мы вас подождём!» — говорили леса. Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса. Почему голоса оставленных во вражеском тылу людей и родной земли идут «следом» за героем, не отпускают его? В самом ли деле говорят леса и пажити?

Конечно, герой слышит всего лишь шелест листвы деревьев и трав, но этот шелест для него говорящий: ведь он связан с родной землёй, это её олицетворение. И голоса людей, пажитей, лесов становятся голосом его совести, голосом народа, голосом исторической памяти, который призывает к исполнению долга воина и гражданина перед Отечеством.

Ещё только начало войны, ещё долгих четыре года до Победы, но уже в эти месяцы герой многое испытал. Чем это можно доказать? Он трижды прощался с жизнью: «Но, трижды поверив, что жизнь уже вся … » И понимает, что на родной земле ему «умереть …завещано».

Почему это не сломило его духа? Герой знает, что нужен родине, что и от него зависит её будущее, знает, что его возвращения ждёт родная земля, и потому у него нет права на слабость.

Найдите в стихотворении слова-синонимы, которыми поэт называет родную землю. (Великая Русь, Россия, Родина, Русская земля, самая милая, горькая земля.) Что связано у лирического героя с каждым названием? Какие слова вы бы назвали ключевыми? Почему?

Ключевое слово в этом ряду синонимов — Родина: оно вбирает в себя очень важные для всех нас понятия род, народ, природа, родник и вызывает мысль о преемственности поколений, об исторической и генетической памяти; Великая Русь отсылает нас к временам Древней Руси, к нашей тысячелетней истории, Россия — к эпохе Российской империи. Русская земля одновременно звучит и более обобщённо, и более сокровенно. Она родная, наша, политая кровью и потом наших предков.

Какие слова кажутся вам самыми проникновенными? Почему они звучат в финале стихотворения?

А вот слова самая милая, горькая земля исполнены особой любви, проникновенности и силы, потому что в них прочитывается сыновнее отношение автора к этой земле. Милая читаем мы у него и слышим за этим: любимая; читаем горькая и понимаем: многострадальная, политая слезами вдов, сирот, матерей…

Не случайно они употреблены в финале произведения: герой словно по-новому открывает для себя Родину, познаёт её через личный горький опыт войны. Чувство родины становится для него не абстрактным, а глубоко личным, и происходит это на фронтовых дорогах, проходящих через покидаемые сёла и деревни, мимо древних погостов, благодаря встречам с простыми людьми, старухами, которые благословляют бойцов, делятся с ними последним.

Можно их, живых и мёртвых, оставить навсегда под врагом, бросить на произвол судьбы?

Ни за что нельзя, потому что
… за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
3а в Бога не верящих внуков своих.

Чувство родины рождается при виде слёз детей-сирот, матерей, потерявших сынов- защитников, в слезах разорённых деревень; слезами «измерены» километры дорог, пройденных отступающими бойцами:

Слезами измеренный чаще, чем вёрстами,
Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась …

Поэтому и меняется от строфы к строфе определение родной земли, начинаясь с традиционного официального Великая Русь, Россия и заканчивая сердечным милая, горькая земля … Вот эту «милую, горькую землю» и нельзя никому отдать, ибо «на ней … умереть завещано». Умереть, защищая и освобождая …

Какое слово чаще других повторяется в стихотворении? (Русский.)

Найдите словосочетания с этим словом. (Русская околица, русские могилы, русские обычаи, Русская земля, русская мать, русская женщина.)

Почему это слово так значимо для поэта?

Оно — воплощение исторической памяти народа, его самого, культуры, обычаев и традиций.

Перечитаем ещё раз две последние строфы:

Нас пули с тобою пока ещё милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую,
3а горькую землю, где я родился,
3а то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Каким чувством исполнены эти строфы? Изменилось ли настроение стихотворения по сравнению с его началом? Почему? Что открыли лирическому герою тяжёлые дни отступления?

В этих строфах звучит гордость родной землёй, её народом и историей. Она сменила настроение горечи и боли. Почему рядом со словом горд употреблено наречие всё-таки?

Наречие всё-таки подсказывает нам, что автор (лирический герой), несмотря на боль потерь, отступление, гордится своей землёй, потому что это его земля, потому что на ней живёт его народ, много терпеливый, мужественный, сильный, самоотверженный, милосердный. И этот народ непременно победит. Не может не победить!

В последней строфе возникают образы русской матери и русской женщины. Как они связаны между собой? Какую идею воплощают в себе?

Эти образы становятся символами родной земли, Родины-матери, которая благословляет на подвиг своих сыновей.

Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»