Композиторы - детям

Детская музыка - это обширная, разнообразная область музыкального искусства: песня и симфония, опера и балет. Сочиняя музыку для детей и юношества, композитор заботится о том, чтобы ее сюжет был интересен и не слишком труден для понимания. Если его сочинения исполняют сами ребята, он должен учитывать еще возможности детского голоса, знать, что могут сыграть не слишком умелые руки юных музыкантов. Он должен хорошо знать интересы ребят разного возраста: то, что полюбится малышу-дошкольнику, вряд ли увлечет школьника-подростка.

Из обоих браков у Карела Свободы было четверо детей. Младший брат Карела Свободы, Йиржи Свобода, также был композитором. Пианист, композитор и случайный актер Карел Свобода также заняли свое незаменимое место в мировой культурной сфере как производитель и предприниматель. Музыкальные таланты «Свободы» вместе со своими выдающимися художественными достижениями были подписаны на его роковое решение оставить учебу в стоматологии в Карловом университете в Праге и полностью посвятить себя музыке. Свобода была также человеком, который часто способствовал благотворительности.

В разных странах за долгие годы создано много выдающихся произведений детской музыки. Великий Иоганн Себастьян Бах сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы (см. ст. «Иоганн Себастьян Бах»).

Среди симфоний Йозефа Гайдна есть одна под названием «Детская». Как и другие симфонии Гайдна, она привлекает своей живостью и напевностью. Но вместе с обычными инструментами симфонического оркестра в ней участвует целый набор игрушечных: кукушка, трещотка, глиняный соловей (наполненный водой, он издает трели) и др. (см. ст. «Йозеф Гайдн»).

В частности, от имени Фонда Диагностика 466 и для обеспечения функционирования детской онкологии больницы Прага-Мотоль, сумма, внесенная в западную немецкую марку. В то время он даже не знал, что через несколько лет его маленькая дочь, Кларка, тоже будет борется с серьезной болезнью. Работа Карела Свободы в последние годы привела к тому, что он полностью посвятил себя своей семье, что было едва ли возможно, якобы серьезным супружеским кризисом. Высокие нагрузки и долгосрочный стресс уже востребовали жестокий налог.

Физическое истощение, а также психологические проблемы в виде депрессий, с которыми он обращался в прошлом, все чаще проявлялись в Либерти. Все это привело к необычному сообщению сначала о том, что мертвое тело 48-летнего мужчины было найдено в воскресенье днем ​​в Джевани. Трагическое и непостижимое сообщение о том, что Карел Свобода покончил жизнь самоубийством, неохотно верил в ум простых людей. Полиция через два дня после смерти подтвердила, что Карел Свобода из земного мира фактически оставил свою собственную волю, расстреляв собственное легальное оружие в возрасте 68 лет.

Французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра. Здесь играют в солдатики (первая пьеса-марш - «Труба и барабан»). Потом нежная «Колыбельная» (кукла), а за ней стремительно взвивается «Волчок». Мы ощущаем, как его заводят и он вращается жужжа. Очень красивый дуэт скрипки и виолончели называется «Маленький муж. Маленькая жена» (игра в «папы-мамы»). И наконец, «Бал!»: мелодия, словно расшалившись, перебрасывается от одной группы инструментов к другой в веселом, озорном галопе. Другой французский композитор - Камилъ Сен-Сане (1835 - 1921) сочинил «Карнавал животных» - фантазию для двух фортепиано и оркестра. На фоне оркестрового марша слышно грозное рычание:это появляются львы! Скрипки забавно «кудахчут» и «кукарекуют». Приятная мелодия контрабаса и аккорды фортепиано передают тяжелую поступь и добродушный характер слона. Среди 12 комических портретов животных вдруг один лирический. Это «Лебедь» - музыка, под которую балерины танцуют знаменитого «Умирающего лебедя». Вот откуда эта музыка пришла в балет!

Карел Свобода Учитывая огромную широту таланта и неукротимый осмотрительности, конечно, нет ничего удивительного в том, что свобода в течение своей жизни рангах среди безошибочный личности в мировой культуре и стали профессионалами и миряне уважают и восхищаются легенды, которые также подчеркнул его неожиданный отъезд из мира. В обеих сценах он впервые представил свою первую сценическую музыку. Сценическая музыка для классического драматического спектакля «Свобода», созданная для производства Медеи в Фламандском Королевском театре в Брюсселе; на Площади игры Гольдони в исполнении драмы Пражского национального театра; или к нескольким постановкам Театра Олдржиха Стибора в Оломоуце.

Многие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор Роберт Шуман. Он создал фортепианный «Альбом для юношества» - пьесы разной трудности. (Для младших - такие, как «Марш солдатиков», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»; для более старших - «Отзвуки театра», «Незнакомец» и др.; см. ст. «Роберт Шуман».)

Мюзикл стал очень успешным, и более 1, 5 миллионов зрителей смотрели шоу не только в Чешской и Словацкой республиках, но и в Сеуле, Южной Корее и Москве, России. Оба мюзикла стали зрителями довольно долгое время и были показаны за границей. Интерес к введению музыкального Дракулы показал в Бельгии, Франции, Германии, а в его премьере премьера состоялась в Швейцарии и Польше. Последним великим театральным проектом Карела Свободы стал авторский музыкальный голем. «Карел Свобода» обладал не только талантом, но и отличным даром усердия и трудолюбия, чувством дисциплины, целеустремленности и стремления к успеху.

Восхищенный шумановским «Альбомом для юношества», Петр Ильич Чайковский создал свой «Детский альбом» для фортепиано, а затем «Шестнадцать песен для детей» (см. ст. «П. И. Чайковский»).

Выдающийся русский композитор Анатолий Константинович Лядов сочинял детские песни на тексты русских народных прибауток (3 сборника, 1887 - 1890).

Объединив эти возможности, он получил уникальный шанс создать музыку для десятков крупных и небольших проектов. Для этого «Свобода» заслужила пользу поклонников, с одной стороны, и случайный холодный прием профессиональной музыкальной публики. Моя цель - не полупустой театр и критика. Свобода Хотя его дебют в качестве композитора фильма военной драмы Павла Джуракка Каждого молодого человека, но очень скоро пришел, чтобы предложить музыку для сказки и сказок только что принесла свободу во всем мире бессмертии.

Его типичная мелодичность в большинстве случаев подчеркивала романтическую черту сказок. Все эти фотографии уже попали в золотой колодец мирового кино. Еще одна сказка, или многогранная серия мультфильмов для детей майя Май, была доставлена ​​в Свободу. Позиция гениального музыкального композитора в мире также объединила «Свободу» с другими телесериалами. Отличные, крепкие, слегка игривые и полностью оригинальные песни, созданные при малопользованном методе, синтезатор, кроме того, именно в духе нетрадиционно задуманные телевизионные проекты, один из лучших, что создала Карел Свобода в своей долгой карьере.

В XX в. следуя Шуману и Чайковскому для детей писали композиторы разных стран мира. Француз Клод Дебюсси, мастер тонкой музыкальной живописи, сочинил балет «Ящик с игрушками» (о проказах и шалостях оживших игрушек) и альбом для фортепиано «Детский уголок» (см. ст. «Клод Дебюсси»). Мир фантастики, волшебных сказок был особенно близок младшему современнику Дебюсси - Морису Равелю (см. ст. «Морис Равель»).

То же самое можно сказать о взрослых фильмах, в которых «Свобода» участвовала как автор музыки независимо от жанра. Он успешно сочинил музыку для комедии, например, произведения Ворицкого, «Спит», «Игристое вино», «Спелое вино» и «Молодое вино» или «Зеленая волна»; Криминальные фильмы Йиндржиха Полака «Ночь пианиста» и «Смерть лакеев»; Любовные фильмы Дань Владимиру Држе или Миленчи и жертвам Виктора Полесного; Даже для драмы к последнему дыханию Йозефа Режучи или концерта для выживших Душан Транчика.

Отечественные достижения открыли двери Карела Свободы в зарубежные кино - или телевизионные студии и спектакли. Свобода перед смертью обещала музыкальное участие в новом фильме режиссера Романа Поланского, но он не закончит. Помимо сочинений для кино и телевидения, Карел Свобода также играл несколько раз в фильме. Свобода представляла себя в нескольких документах, которые были сделаны им или одним из его коллег и коллег. Например, он появился в документальном фильме Зденек Зеленка, Вацлав Ворличек, Король сказок и комедий.

Выдающиеся венгерские композиторы и педагоги Бела Барток и Зольтан Кодай считали основой музыкального воспитания и обучения детей народное творчество. Пьесы фортепианного сборника Бартока «Детям» постепенно вводят учащихся в мир современной музыки (см. ст. «Бела Барток»).

Немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу принадлежит пятитомное собрание пьес «Музыка для детей», созданное на основе немецких народных песен, пословиц и загадок. Для вовлечения всех без исключения детей в исполнение музыки Орф придумал целый набор инструментов для коллективного музицирования, игрой на которых легко овладеть. Пьесы Орфа служат образцом, «моделью» для композиторов других стран, создающих произведения для детских музыкальных игр.

Он играл на сольном фортепиано, но позже отступил на второй план, так как появились первые достижения в сочинении, и он стал композитором качественных хитов. Как один из немногих в начале своей эры, он пересек границу и достиг международного успеха. Свободы будет опубликована на многих страницах, и список певцов или песенников, с которыми Свобода сотрудничал со своими песнями, будет столь же обширным. Для Карела Готта в течение четверти родились десятки ключевых названий, и оба они принесли международную известность в популярной музыке.

Вондрачковой, которая также помогла начать успешную карьеру. Свободы или все еще поют. Только Ивета Бартошова, например, «Свобода», имеет только одно доказательство на сегодняшний день по всей Европе. Карел Свобода был первооткрывателем талантов как за рубежом, так и на внутренней арене. Жезл или Тень собора Вондрачков и Некарже. Фестиваль чехословацкого кино Чешские Будейовице сделал еще один приз за музыку он написал для фильма Как разбудить сказки принцессы. Свобода был избран достойным художником, а по случаю 100-летия чешского кинематографа он выиграл премию кинофестиваля в Карловых Варах.

Иногда детской музыкой становится произведение, написанное не для детей. Бетховен написал музыку к пьесе Гёте «Ярмарочный праздник». По ярмарке ходил мальчик-оборвыш с ручным зверьком. Его образ Бетховен обрисовал трогательной песенкой «Сурок». Но песенка эта стала жить отдельной от пьесы Гёте жизнью, и дети разных стран поют ее с большим теплом и сочувствием.

От министра культуры Чехии он получил премию за композицию. «Я гибрид, моя семья родом из границ, отец моей бабушки был армянином, а мой дед - немцем», - сказал Кшиштоф Пендерецкий в одном из своих выступлений почетной докторской степенью. Эта культурная гибридизация осталась без какого-либо влияния на формирование личности будущего композитора, а также на его религиозную, философскую и художественную самоидентификацию. Первоначально, однако, не было никаких указаний на то, что мальчик, подрагивающий под наблюдением своих родителей и любимого деда от его матери, Романа Бергера, менее чем за 30 лет будет способствовать созданию второй волны авангарда.

Обзорная статья «Детям о великих композиторах»

Мир детства очень большой и исполнен фантазии, поэтому музыкальный детский мир также обширен и разнообразен. Это и песни, и симфонии, оперы и балеты, и много-много пьес.

Сочиняя музыку для детей и юношества, композиторы заботятся о том, чтобы ее сюжет был интересен и доступен для понимания маленькому существу. А если сочинения пишутся для исполнения самими ребятами, композитору надо учитывать еще возможности детского голоса, знать, что могут сыграть неопытные руки юных музыкантов. Он должен хорошо разбираться в интересах ребят разного возраста: то, что полюбится малышу-дошкольнику, вряд ли увлечет школьника-подростка. В разных странах за долгие годы создано много выдающихся произведений детской музыки.

Хотя молодой Пендерецкий, благодаря игре на скрипке своего отца, имел постоянный контакт с музыкой, у него также было много других талантов, в том числе и для рисования. Выбор карьеры не был совершенно очевидным. Дедушка познакомил его с увлекательным миром природы, литературы, сложил отношения с верой и дал прекрасный пример социального и патриотического участия. Интенсивный музыкальный интерес Пендерецкого пришел после войны, когда он начал снимать уроки скрипки; С ошибкой выбора учителя он не смог «подружиться».

Очарованный архитектурой и историей искусства, а также философией и литературой Средиземноморья, молодой человек обнаружил свое надлежащее призвание только тогда, когда его судьба пришла к Францишеку Сколышевскому. Ученик не разделял эстетических взглядов учителя - он проявил интерес к этой области, а не к себе, и удивительные последствия этой работы были продемонстрированы вскоре после окончания школы, быстро присоединившись к группе молодых художников, формирующих лицо новой польской музыки. Через год после Генрика Миколая Гурецкого Пендерецки дебютировал на Варшавской осени, где представил Строфи для чтения голоса и 10 инструментов - одного из трех легендарных композиций, победивших в Молодежном конкурсе, организованном Союзом польских композиторов.

Иоганн Себастьян Бах

Великий Иоганн Себастьян Бах сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы, а также создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».

Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн – родоначальник классической симфонии - тоже не обошел детскую тему и написал симфонию под названием «Детская». Как и другие симфонии, она отличается живостью и напевностью. Детскость же ей придают инструменты, не входящие в состав симфонического оркестра. Это целый набор игрушечных инструментов: кукушка, трещотка, глиняный соловей.

Он отправил их на конкурс, рядом с Эманацией и Псалмами Давида, в трех освященных конвертах: один был написан от руки, а двое были написаны друзьями. Жюри присудило молодому композитору все три награды. Пендерецки вошел в мир новой музыки с реальным импульсом, демонстрируя свежесть и изобретательность с точки зрения материального и звукового дизайна. Его ранние работы, такие как Анаклазис, Трен, Канон, Полиморфы, Флуоресценции и Первый струнный квартет, материализовали все характерные черты феномена, названного музыковедом Йозефа Михала Хоминьского «Сонористика».

Жорж Бизе

Французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра.

Этот своеобразный ответ на самые насущные вызовы сегодняшнего дня, отмеченные символическими кластерами и динамическими рулонами, после резких резких текстур и масс звуков стал отличительной чертой польского композитора. Признанные представителями западных музыкальных учреждений, Пендерецки начал получать там регулярные ордера, что, с одной стороны, освободило его от материальных проблем, а с другой - запустило механизм самозапускания, в результате чего молодые художники стали все больше и больше славы и признания в мире.

В период, предшествующий авангардистскому поиску, он сочинил Страсть святого. Люк - необыкновенная работа, которая является творческим синтезом современности и традиций, которая оказалась огромным художественным успехом, но в то же время способствовала обвинению композитора в «предательстве авангарда».

Камиль Сен-Санс

Другой французский композитор - Камиль Сен-Санс - сочинил «Карнавал животных» - фантазию для двух фортепиано и оркестра. В нем он с большим мастерством смог передать характер самых разных животных: грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха, тяжелую поступь и добродушный характер слона, лирический настрой лебедя.

К концу года его музыкальный стиль вошел в переходную фазу, постепенно отходя от радикально сонорических средств выражения в пользу значительного уменьшения тона и придания более традиционных элементов таким элементам, как мелодия, гармония или форма музыкальной композиции. Пендерецки стал одним из предшественников «нового романтизма», создателя музыки как поздне-романтической идиомы, так и опыта авангарда. Воодушевление Вагнера, Брукнера, Малера, Сибелиуса и Шостаковича не означало повторять прежние соглашения, а полностью создавать их оригинальное качество.

Роберт Шуман

Многие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор Роберт Шуман. Он создал фортепианный «Альбом для юношества» - пьесы разной трудности. Для младших - такие как «Марш солдатиков», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»; и для более старших - «Отзвуки театра», «Незнакомец» и др.

Петр Ильич Чайковский

Восхищенный шумановским «Альбомом для юношества», Петр Ильич Чайковский создал свой «Детский альбом»для фортепиано, а затем «Шестнадцать песен для детей». На этом Петр Ильич не остановился, и обратился к другим музыкальным жанрам. Результатом этого обращения стали балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», а также музыка к сказке «Снегурочка».

Н.А. Римский-Корсаков

К сказочной тематике, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует, в своем творчестве обращался и Н.А. Римский-Корсаков. Примером могут служить великолепные оперы по мотивам русских сказок: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Садко».

Морис Равель

Мир фантастики, волшебных сказок был особенно близок младшему современнику Дебюсси - Морису Равелю. И из-под его пера появляются такие произведения, как «Естественные истории» (цикл песен для среднего голоса и фортепиано), «Матушка Гусыня» (пьесы для фортепиано по сказкам Перро и мадам д’Онуа), «Дитя и волшебство» (лирическая фантазия для хора и оркестра).

А. К. Лядов

Выдающийся русский композитор Анатолий Константинович Лядов сочинял детские песни на тексты русских народных прибауток.

Клод Дебюсси

В XX в., следуя Шуману и Чайковскому, для детей писали композиторы разных стран мира. Француз Клод Дебюсси сочинил балет «Ящик с игрушками» (о проказах и шалостях оживших игрушек) и альбом для фортепиано «Детский уголок».

М. Мусоргский

Еще один цикл пьес можно отнести к детской тематике – это «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Благодаря ярким, сказочным, нереальным образам этот цикл стал очень популярен среди детей. Но почему это произошло? Наверно потому, что Мусоргский смотрел на детей, как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, и хорошо их понимал. Свою искреннюю любовь к ним он выразил в вокальном цикле «Детская». Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях, и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка.

Бела Барток

Венгерский композитор и педагог Бела Барток считал основой музыкального воспитания и обучения детей народное творчество. Его пьесы фортепианного сборника «Детям» постепенно вводят учащихся в мир современной музыки.

Сергей Прокофьев

Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах, - одна из важнейших граней творческого облика советского композитора Сергея Прокофьева. Им было написано много произведений специально для детей или о детях. Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелости положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра. Есть у него и фортепианные произведения для детей. Это сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется – «Детская музыка» .

Немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу принадлежит пятитомное собрание пьес «Музыка для детей», созданное на основе немецких народных песен, пословиц и загадок. Для вовлечения всех без исключения детей в исполнение музыки Орф придумал целый набор инструментов для коллективного музицирования, игрой на которых легко овладеть.

Не стоит забывать о других современных композиторах, которые посвящают свое творчество детям. Это С. Баневич, Б. Губайдуллина, В. Коровицын, Майкапар, Ж. Металлиди, И. Парфёнов, Сломинский, Хачатурян, Б. Чайковский и многие другие. Они живут и сочиняют произведения для детей в настоящее время.

Людвиг ван Бетховен

Иногда детской музыкой становится произведение, написанное не для детей. Бетховен написал музыку к пьесе Гёте «Ярмарочный праздник». По ярмарке ходил мальчик-оборвыш с ручным зверьком. Его образ Бетховен обрисовал трогательной песенкой «Сурок». Но песенка эта стала жить отдельной от пьесы Гёте жизнью, и дети разных стран поют ее с большим теплом и сочувствием.