1. Состояние и репертуар русского театра 70–80-х годов XIX века. Статьи Островского об актерах и театре. Островский - создатель «Артистического кружка».

2. Мир театра в театральной трилогии драматурга. Жизненная философия, облик и быт актеров в пьесе «Лес». Антитеза и диалектика судеб Счастливцева и Несчастливцева. Смысл заглавия пьесы. Антитетический
характер «морального кодекса» общества Гурмыжской и артистов.
Мастерство в создании финальной сцены. Принцип «дуэта» в группировке героев. Литературная «аура» пьесы: В. Шекспир, Фр. Шиллер – драматургические реминисценции и цитация.

3. Типология взаимоотношения талантов и поклонников («Таланты и поклонники»). Варианты судьбы талантливого актера: Негина, Смельская и другие. Финалы актеров и их значение. Две концовки драмы.

4. Характер конфликта пьесы «Без вины виноватые». Новый тип героини. Значение времени и пространства в создании драматического образа главной героини. Взаимоотношения матери и сына. Специфика психологизма и формы его проявления. Жанровая форма мелодрамы в поздней драматургии Островского.

5.Известные интерпретации пьес Островского о театре и актерах.

Список литературы

Островский А. Н. Лес; Таланты и поклонники; Без вины виноватые (любое издание).

История русского драматического театра: В 7 т. Т. 5. С. 98–106; 158–230.

Данилов С. С., Португалова М. Г. Русский драматический театр ХIХ в. Л., 1974. Т. 2.

Ищук-Фадеева Н. И. Жанры русской драмы: Пособие по спецкурсу. Ч. 1: Традиционные жанры русской драматургии. Тверь, 2003. С. 76–80.

Лакшин В. Я. А. Н. Островский. М., 1976. С. 431–432; 492–518.

Рыбаков Ю. Судьба таланта у Островского // Островский и литературно-театральное движение ХIХ-ХХ вв. Л., 1974.

Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 301–314.

Холодов Е.

Штейн А.

Он же. Три шедевра. М., 1983.

Юрьев Ю. М. Записки: В 2 т. Т. 1. М., 1963. С. 163–225.

Тема 18. Проблема нового героя в пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»

1.Отражение в бытовом сюжете пьесы новой общественной
ситуации в России второй половины 1860-х годов.

2.Характер героя нового типа:

– Глумов - тип делового человека, продающего интеллект;

– Глумов - «игрок» во имя возвышения;

– Глумов и грибоедовские герои: Молчалин, Чацкий (сравнительная характеристика);

– Глумов, конфликтующий с собой и со своей средой («мудрецами» - Мамаевым, Крутицким, Городулиным, Турусиной), - художественный прием, выявляющий раздвоение героя.

3.Специфика сюжета пьесы; финалы действий и актов; ударные
реплики «под занавес»; финал и его значение; язык героев как важнейшее средство характеристики.

4.Пьеса в современном театре.

Список литературы

Островский А. Н. На всякого мудреца довольно простоты (любое издание).

Лакшин В. Я. «Мудрецы» Островского в истории и на сцене // Новый мир. 1969. № 12. С. 208-244.

Он же. Островский (1868–1871) // Островский А. Н. Поли. собр. соч.: В 12 т. Т. 3. М., 1974.

Журавлева А. И. А. Н. Островский-комедиограф. М., 1981. С. 130–153.

Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского. М., 1986.

Тема 19. Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»

1.Тема девушки-бесприданницы в творчестве Островского.

2.Мотив «горячего сердца» в пьесах и образ Ларисы Огудаловой. Функции монологов, пейзажа, музыки в воссоздании натуры героини.

3.Значение образов Паратова, Кнурова и Вожеватова в судьбе Ларисы. Мотив «вещи» и его завершение. Роль шута Робинзона в игре хозяев.

4.Глубина характеров и психологической характеристики героев: текст и подтекст; деталь; лейтмотив.

5. Вариант образа «маленького человека» у Островского (Карандышев). Ключевые слова, подчеркивающие его «малость».

6.История пьесы на сцене и в кино.

Список литературы

Островский А. Н. Бесприданница // Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 5. М., 1975.

Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.

Журавлева А. И. Некрасов В. Н Театр А. Н. Островского. М., 1986.

Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. Л., 1982.

Лакшин В. Я. А. Н. Островский. М., 1976.

Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М., 1961. Гл. 10. Рязанов Э. Неподведенные итоги. М., 1986.

Холодов Е. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.

Штейн А. Три шедевра. М., 1983.

Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973.

Творчество Александра Николаевича Островского заслуженно является вершиной русской драматургии середины XIX века. Оно знакомо нам еще со школьных лет. И несмотря на то что пьесы Островского, список которых очень велик, были написаны еще в позапрошлом столетии, они сохраняют свою актуальность и теперь. Так в чем же заслуга знаменитого драматурга и как проявилось новаторство его творчества?

Краткая биография

Александр Островский появился на свет 31 марта в 1823 году в Москве на Детство будущего драматурга прошло в Замоскворечье - купеческом районе Москвы. Отец драматурга, Николай Федорович служил судебным стряпчим и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поэтому Островский несколько лет проучился на юриста и после этого по воле отца поступил в суд в качестве писца. Но уже тогда Островский начал создавать первые свои пьесы. С 1853 года произведения драматурга ставят в Петербурге и Москве. У Александра Островского было две жены и шесть детей.

Общая характеристика творчества и темы пьес Островского

За годы своего творчества драматург создал 47 пьес. «Бедная невеста», «Лес», «Бесприданница», «Снегурочка», «Бедность не порок» - все это пьесы Островского. Список можно продолжать очень долго. Большая часть пьес - комедии. Недаром Островский остался в истории как великий комедиограф - даже в его драмах присутствует смешное начало.

Огромная заслуга Островского заключается в том, что именно он заложил принципы реализма в русской драматургии. В его творчестве отражается сама жизнь народа во всем своем многообразии и естественности, герои пьес Островского - это самые разные люди: купцы, ремесленники, учителя, чиновники. Возможно, произведения Александра Николаевича по сей день близки нам именно потому, что его персонажи так реалистичны, правдивы и так похожи на нас самих. Давайте проанализируем это на конкретных примерах нескольких пьес.

Раннее творчество Николая Островского. «Свои люди - сочтемся»

Одной из дебютных пьес, подаривших Островскому всеобщую знаменитость, стала комедия «Свои люди — сочтемся». Ее сюжет построен на основе действительно имевших место событий из юридической практики драматурга.

В пьесе изображается обман купца Большова, который объявил себя банкротом, чтобы не пришлось платить по долгам, и ответное жульничество его дочери и зятя, отказавшихся помочь ему. Здесь Островский изображает патриархальные традиции быта, характеры и пороки московских купцов. В этой пьесе драматург остро затронул тему, которая красной линий прошла через все его творчество: это тема постепенного разрушения патриархального устроя жизни, трансформации и самих человеческих отношений.

Анализ пьесы Островского «Гроза»

Пьеса «Гроза» стала переломным и одним из лучших произведений в работах Островского. В ней тоже показан контраст между старым патриархальным миром и принципиально новым укладом. Действие пьесы происходит на берегу Волги в провинциальном городке Калинове.

Главная героиня Катерина Кабанова живет в доме своего мужа и его матери, купчихи Кабанихи. Она страдает от постоянного давления и гнета со стороны свекрови - яркой представительницы патриархального мира. Катерина разрывается между чувством долга по отношению к своей семье и нахлынувшим на нее чувством к другому. Она в смятении, потому что по-своему любит своего мужа, но не может совладать с собой и соглашается на свидания с Борисом. После героиня раскаивается, ее стремление к свободе и счастью сталкивается с устоявшимися нравственными устоями. Катерина, неспособная на обман, признается в содеянном своему мужу и Кабанихе.

Она больше не может жить в обществе, где царит ложь и самодурство и люди не способны воспринимать красоту мира. Муж героини любит Катерину, но не может, подобно ей, восстать против гнета своей матери - для этого он слишком слаб. Возлюбленный, Борис, тоже не способен что-либо изменить, так как сам не может освободиться от власти патриархального мира. И Катерина совершает самоубийство - протест против старого уклада, обреченного на разрушение.

Что касается этой пьесы Островского, список героев можно условно разделить на две части. В первой будут представители старого мира: Кабаниха, Дикой, Тихон. Во второй - герои, символизирующие новое начало: Катерина, Борис.

Герои Островского

Александр Островский создал целую галерею самых разнообразных персонажей. Здесь чиновники и купцы, крестьяне и дворяне, учителя и артисты - многоликие, как сама жизнь. Примечательной особенностью драматургии Островского является речь его героев - каждый персонаж говорит своим языком, соответствующим своей профессии и характеру. Стоит отметить умелое использование драматургом народного творчества: пословиц, поговорок, песен. В качестве примера можно привести уже хотя бы название пьес Островского: «Бедность не порок», «Свои люди - сочтемся» и других.

Значение драматургии Островского для русской литературы

Драматургия Александра Островского послужила значительнейшим этапом становления национального русского театра: именно он создал в теперешнем виде, и в этом заключается несомненное новаторство его творчества. Пьесы Островского, список которых был коротко приведен в начале статьи, утвердили торжество реализма в русской драматургии, а сам он вошел в ее историю как неповторимый, самобытный и яркий мастер слова.