Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Привет, читатель! 🙂 Сегодня мы вновь подготовили для тебя целый тренинг для постановки произношения английских звуков. В данной серии статей (это уже 3-я по счету) мы разберем тонкости английской фонетической системы и найдем отличия звуков английского языка от наших, русских.

Сегодня мы разберем аналоги звука / o / в английском. Вернее, аналогами они как раз не являются, но наш фонематический слух играет с нами злую шутку, и мы:

  1. заменяем все три английских звука на русский / o /,
  2. не видим разницы между этими 3-мя звуками и, таким образом, меняем значения некоторых слов.

Отработку звуков английского языка построим, как и раньше: при помощи обучающих видео, специального набора слов, упражнений, скороговорок и песни с эталонным произношением. Let’s go!

Внимание: в статье используется британский вариант произношения. Какие именно отличия есть у американцев, укажу ниже.

Произношение звука / ɜː / – долгие гласные в английском языке

Произносится в словах girl, nurse, learn и др. Звук очень сложный: что-то среднее между нашими / o / и / э / (обозначенными на письме ё (м ё д) и e (м е л) соответственно), при этом не является ни тем, ни другим.

Я бы сказала, что нужно принять положение губ, как для / э /, задержать рот в такой позиции, но попытаться произнести / о /. Напоминает ё в слове Г ё те . Звук долгий.

Спинка языка лежит плоско, средняя часть языка немного приподнята, выше, чем передняя и задняя части языка. Кончик языка находится у нижних зубов. Края языка не соприкасаются с верхними зубами. Расстояние между верхними и нижними зубами достаточно узкое. Губы напряжены и растянуты, чуть открывая зубы.

Ошибки произношения английских слов на русском языке

Какие основные промахи русскоговорящих:

1. Полная замена на русский / э / в словах типа pearl (устаревшее русское так и произносится пЕрл ), were и др.

Совет: нужно придать звуку / ɜː / оттенок русского звука / о /. Положение губ как для / э /, но произносим / о /.

2. Полная замена на русский звук / о /, обозначаемый буквой ё на письме, в словах типа, worse, sir и т.д.

Совет: придай английскому звуку оттенок русского / э /. Губы должны быть растянуты, зубы сведены ближе, язык должен быть плоским.

И, соответственно,не округляй губы, как для русского / o /. Рекомендуется произносить / ɜː / почти при таком же растянутом положении губ, как для фонемы / i: / => see /si:/ – sir /sɜː/, fee /fi:/ – fir /fɜ:/, heat /hi:t/ – hurt /hɜːt/.

Растянутое положение губ особенно обязательно при произнесении / ɜː / после / w / => we /wi:/ – world /wɜːd/, we /wi:/ – work /wɜːk/, we /wi:/ – worm /wɜːm/.

3. Также обрати внимание, что согласную перед этим гласным не нужно смягчать (об этом мы ). В словах типа girl, first, bird и др. согласные будут твердыми.

Совет: не поднимай среднюю спинку языка к твердому небу во время произнесения согласного. Сначала произнеси твердый согласный, а потом уже начинай произносить гласный.

Примеры на английские гласные звуки

Разобрались? Теперь переходим к постановке правильного произношения слов на английском языке. Настраиваем речевой аппарат в нужное положение и начинаем тренировку:

first /ˈfɜːst/

stir /stɜː r /

fir /ˈfɜː r /

Отлично! А теперь скажу о разнице произношения в исполнении американца (не сказала раньше, чтобы не запутать). Американская транскрипция выглядит так:

firm – /fɝ ːm/ (или /fɜrm/ как у нас на ).

В британском произношении призвук / r / мы можем услышать только на стыке слов, когда следующее слово начинается на гласную: sir A lec /sɜːr æ lɪk/.

Закрепить результат нам помогут английские скороговорки на гласные звуки:

  • Ge rman lea rners lea rn Ge rman wo rds, Tu rkish lea rners lea rn Tu rkish wo rds.
  • An ea rl gave Pea rl a fu r and a cir clet of pea rls for her thir ty – fir st bir thday.
  • The fir st skir t is dir tier than the thir d shir t, The fir st shir t is dir tier than the thir d skir t.

Напоследок найдем этот английский звук в известной песне, чтобы он отпечатался в аудиальной памяти. Поскольку мы взяли за основу британское произношение, то пример будет исключительно британским – The Beatles “Girl”


С 0:18 – по 0:30

Звук / ɒ / – произношение кратких гласных в английском языке

“Перевернутая а в английской транскрипции” произносится в словах doll, hot, what . Английский звук похож на русский / о / под ударением (как в слове п о ст ) но:

  • наши губы сильнее округлены (и выпячиваются вперед),
  • для нашего звука язык поднимается выше, потому русский звук менее открытый,
  • наш звук длиннее.

Как работает речевой аппарат: артикуляция во многом напоминает звук / a: /, как в слове part (). Но корень языка отведен назад и вниз еще сильнее, чем при / a: /, не напряжен. Кончик языка оттянут от нижних зубов дальше, чем при / a: /, и опущен вниз. Расстояние между челюстями большое. Губы слегка округлены, выпячивание губ полностью отсутствует. Звук короткий.

Совет: поскольку английские звуки / a: / и / ɒ / несколько похожи, ты можешь попробовать сделать так: начни произносить слово part /pa:t/ (послушай британское произношение ), но максимально отодвинь назад корень языка, НЕ сильно округли губы и сделай звук коротким – получится правильное произнесение слова pot /pɒt/ (послушай британский вариант ).

Чтобы случайно не заменить звук на русский / о /, раскрой рот шире, опусти и отодвинь язык ниже. Округляя губы, не выпячивай их вперед и сократи звук.

Переходим к практике. Поставим правильное произношение английского языка при помощи набора слов:

Вновь обращаю внимание на отличия в американском произношении. В AmE практически отсутствует “краткий о”, а вышеперечисленные слова они произносят со звуком / a: / (мы говорили о нем выше) – not /nɑːt/.


Смотри с 2:01 – по 3:22

Закрепим произношение скороговорками на английском языке для отработки звуков:

  • Ro b o ften dro ps his wa llet in sho ps, To m o ften dro ps his wa llet at sto ps.
  • Do lly wa nts to wa tch no vels o n TV, Po lly wa nts to wa tch ho rrors o n TV.
  • Kno tt and Sho tt fo ught a duel. Kno tt wa s sho t and Sho tt wa s no t. It wa s better to be Sho tt than Kno tt.

В завершение строчка из песни . Кстати, найти пример было не так просто… Этот звук короткий, и хотелось, чтобы в песне это было слышно. Но певцы имеют право растягивать даже короткие звуки 🙂 Поэтому берем в пример довольно быструю и ритмичную песню “13 Little Dolls” британской исполнительницы Sophie Ellis-Bextor.

Fight them hard then keep them safe
Those 13 little d o lls
One for each mood o f the day
Those 13 little d o lls
Cr o ss your heart and try to sleep
Leave them out to play
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 little d o lls


С 1:00 – по 1:18

Звук / ɔː / – произношение гласных звуков в английском языке

Звук / ɔː / произносится в словах horse, wall, law и др.

Звук по артикуляции похож на предыдущий / ɒ / – язык отодвигается назад и вниз, НО задняя часть языка приподнята до половины расстояния (а в предыдущем звуке корень языка расслаблен), поэтому в этом звуке ты чувствуешь, как “замыкается” отверстие у горла. Губы сведены в маленькое отверстие, как будто ты планируешь поцеловать кого-то. Звук длинный.

То есть по сути мы произносим очень-очень глубокий звук /о/, но положение губ, как для звука /у/.

Понять отличие между этими звуками важно еще и потому, что замена звука может изменить смысл слова:

cock /kɒk/ (петух) – cork /kɔːk/ (кора, винная пробка)

pot /pɒt/ (горшок) – port /pɔːt/ (порт)

wad /wɒd/ (пачка чего-либо – банкнот, жвачки) – ward /wɔːd/ (больничная палата)

Правильное произношение слов на английском языке

Надеюсь, у тебя получилось уловить артикуляцию этого звука. Переходим к тренировке на словах:

store /stɔː r /

shore /ʃɔː r /

floor /flɔː r /

chalk /tʃɔːk/

fourth /fɔːθ/

thought /θɔːt/

brought /brɔːt/

Заметь, что и здесь наблюдается отличие от британского произношения. В словах вроде ball, small, low американцы вновь произносят звук / a: /, а в словах вроде horse /hɔːrs/ и north /nɔːrθ/ – / r / произносится. Подробнее об американском произношении в .

Теперь перейдем к скороговоркам:

  • A ll Pau l’s dau ghters were bo rn in Co rk, A ll Wa lt’s dau ghters were bo rn in Yo rk.
  • Fou r explo rers explo re fo rty wa terfa lls, Fo rty explo rers explo re fou r wa terfa lls.
  • Do ra’s dau ghter is ta ller than No ra’s dau ghter, No ra’s dau ghter is sho rter than Do ra’s dau ghter.

В качестве музыкального примера предлагаю взять британскую группу Pink Floyd и песню “Another Brick In The Wall” (вернее, одно слово из нее – wall ).


С 3:05 – по 3:25

Не прощаемся!

В английском языке 44 (!!!) звука. Мы уже разобрали 10. В следующей статье этой рубрики остановимся на согласных. На каких именно – мы пока не решили, так что подсказывай нам в комментариях 🙂

Читай продолжение рубрики: .

Звуки английских букв – 44 английские фонемы, которые разделяют на две категории: согласные и гласные. Поскольку звуки нельзя записать, то для передачи звуков на письме используют графемы (буквы или комбинации букв).

Английский алфавит

В английском языке 26 букв. Стандартный английский алфавит начинается с буквы a и заканчивается буквой z.

При классификации буквенных символов выделяют:

  • 5 чистых гласных: a, e, i, o, u;
  • 19 чистых согласных: b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p , q, r, s, t, v, x, z;
  • 2 полугласных: y, w.

Для изучения английского алфавита требуется знание как символа, представляющего каждую букву, так и фонетических звуков, связанных с этой буквой. Изучение фонетики английского языка сложное. Только малое количество букв не имеет исключений в основном звуке.

В большинстве случаев у каждой буквы есть несколько фонем. Буква B иногда звучит как bat (бэт) или не звучит, например, в словах crumb (крам), dumb (дам). Буква C звучит как «к» для cat (кэт) или «с» для ceiling (си:линг), или «тч» для church (тчё:тч). И список исключений бесконечен.

Гласные звуки

Гласные (Vowels) представляют главную категорию фонем в английской речи. В разговорном английском 20 гласных звуков. Это расхождение (по отношению к буквенным символам) лежит в основе сложности написания на английском языке.

Короткие Длинные Дифтонги
a [æ] A (ā)
e [ɛ] E (ē)
i [ɪ] I (ī) [ɔɪ]
o [ɒ] O (ō) [ɪə]
u [ʌ] U (ū)
[ʊə]
[əʊ]

Для коротких и длинных гласных используют дополнительные гласные звуки. Для звуков a и e – когда гласный сопровождает звук r. Для o варианты разнообразны.

Согласные звуки

Глухие Звонкие Другие
p b c
t d h
k g j
f v l
s z m
n
q
r
w
x
y

Алфавитный порядок

Транскрипция и ударение

Фонетические транскрипции рассказывают о произношении слов. В английских словарях это необходимое условие, поскольку написание не говорит о том, как произносится слово.

Фонетические транскрипции записываются в международном фонетическом алфавите (IPA), в котором каждому английскому звуку присвоен собственный символ. Например, основанная на IPA фонетическая транскрипция слова home – /hoʊm/, транскрипция come – /kʌm/, притом, что написание слов похоже (оба заканчиваются на –ome), но транскрибируются с отличиями.

Гласные Согласные
ʌ b
ɑ: d
æ f
e g
ə h
ɜ:ʳ j
ɪ k
i: l
ɒ m
ɔ: n
ʊ ŋ
u: p
r
s
ʃ
t
ɔɪ
eəʳ θ
ɪəʳ ð
ʊəʳ v
w
z
ʒ

Правила не охватывают полностью аспекты ударения в английских словах. Язык характеризуется наличием исключений, и сами англичане ошибаются, особенно, в многосложных словах.

Но, очевидно, что некоторые базовые правила все-таки применяются:


Префиксы в двухсложных словах не подвергаются ударению, кроме как в некоторых существительных или прилагательных. Двуслоговые существительные, начинающиеся с префикса, изучаются индивидуально.

Английские согласные звуки

Согласных букв в английском алфавите меньше, чем согласных звуков. Поэтому для расширения алфавита используются диграфы типа «ch», «sh», «th» и «zh», а некоторые буквы и орграфы представляют больше, чем только один согласный. Например, звук записанный «th» в this, транскрибируется как /ð/, и «th» в thin –/θ/.

Английские согласные звуки классифицируются по сочетанию функций:

Кроме того, есть функция «глухая альвеолярная остановка» , /t/, когда механизм воздушного потока опущен.

По способу образования согласные звуки делятся на:

  1. Апроксиманты: j, w, r.
  2. Девять фрикативных согласных звуков: f, v, θ, ð, s, z, ʃ,ʒ,h.
  3. Латеральный аппроксимант: l.
  4. Два аффрикативных звука: tʃ и dʒ.
  5. Шесть взрывных звуков: p,b, t, d, k, g.
  6. Носовые согласные: m, n, ŋ.

Звук – [x] – глухой фрикатив – для английского языка нестандартный. Хотя в некоторых оригинальных словах, типа ugh (тьфу!), является дополнительным маркером раздражения. В письменном виде фрикатив представлен как«gh».

Если Вы устали учить английский годами?

Те, кто посещают даже 1 урок узнают больше, чем за несколько лет! Удивлены?

Без домашки. Без зубрежек. Без учебников

Из курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» Вы:

  • Научитесь составлять грамотные предложения на английском без заучивания грамматики
  • Узнаете секрет прогрессивного подхода, благодаря которому Вы можете сократить освоение английского с 3 лет до 15 недель
  • Будете проверять свои ответы мгновенно + получите доскональный разбор каждого задания
  • Скачаете словарик в форматах PDF и MP3 , обучающие таблицы и аудиозапись всех фраз

Особенности английских согласных звуков

Комбинация согласных представляет набор из двух или трех согласных букв, которые при произнесении сохраняют исходный звук. Такие наборы встречаются либо в начале, либо в конце слова. Например, слово brave, в котором произносятся и «b» и «r» – начальная комбинация. В слове bank «-nk» – конечная комбинация.

Классификация:

  1. Начальные комбинации классифицируются в наборы с «l», «r», и «s». В «l» комбинация заканчивается на «l». Примером могут быть буквы «bl» в слове blind. Точно так же конечный звук в «r» в комбинации с «r», когда «br» и «cr», например, в словах bridge, crane. Напротив, в «s» начинается с s, «st» и «sn» – stap, snail.
  2. Конечные комбинации группируются в наборы с «s», «l» и «n»: -st, -sk, -ld, -nd, -nk. Примеры, first, desk, gold, sand, sink.

Диграфы

Согласные диграфы относятся к набору согласных, образующих один звук. Некоторые диграфы находятся как вначале, так и в конце слова – «sh», «ch» и «th». Различают и строгие начальные и конечные диграфы –«kn-» и «-ck».

Примеры диграфов:

Ch- — ch
Kn- — ck
Ph- -sh
Sh- -ss
Th- -th
Wh- -tch
Wr-

Особенности диграфов:


Таблица произношения английских согласных звуков

b b bag , band , cab бэг, бэнд,кэб
d d dad , did , lady , odd [ɒd] дэд, дид, лейди, од
f f, ph, иногда gh fable , fact , if [ɪf], off [ɒf], photo , glyph фейбл, фэкт, иф, оф, фоутоу, глиф
g g give , flag гив, флэг
h h hold , ham хоулд, хэм
j обычно представлен y, но иногда и другими гласными yellow ,yes , young , neuron , cube иелоу, иес, иянг, н(ь)юэрон, к(ь)ю:б – звук j похож на гласный звук i: .
k k, c, q, que, ck, иногда ch cat , kill , queen , skin , thick [θɪk], chaos кэт, кил, кви:н, сик, кейос
l l lane , clip , bell , milk , sould лейн, клип, бел, милк, соулд – имеет два варианта звучания: чистый /l/ перед гласной, «затемненный» /ɫ/ перед согласной или в конце слова
m m man , them [ðem], moon мэн, дзэм, му:н
n n nest , sun нест, сан
ŋ ng ring , sing , finger

За [ŋ] иногда следует звук [g]. [ŋ], если «ng» находится в конце слова или родственного слова (sing, singer, thing), в «-ing», которое осуществляет перевод глаголов в причастия или герундии. [ŋg], если «ng» не на конце слова или в родственных словах, также в сравнительных степенях (longer , longest).

/ринг/, /синг/, /фингэ/
p p pen , spin , tip , happy пен, спин, тип, хэпи
r r rat , reply , rainbow, рэт, риплай,рейнбоу –

движение языка близко к альвеолярному гребню, но, не касаясь его

s s, иногда c see , city, pass , lesson си:, па:с, лесн
ʃ sh, si, ti, иногда s she [ʃi:], crash , sheep [ʃi:p], sure [ʃʊə], session , emotion [ɪməʊʃn], leash ши:, крэш, ши:п, шуэ, сешн, имэшн, ли:ш
t t taste , sting тейст, стинг
ch, иногда t chair [ʧɛə], nature teach beach т чэ э, ней т чэ, ти: т ч, би: т ч
θ th thing [θɪŋ], teeth , Athens [æθɪnz[ т синг, ти: т с, э т синз — глухой фрикатив
ð th this [ðɪs], mother д зис, ма д зэ – звонкий фрикатив
v v, иногда f voice , five ,of [ɔv] войс, файв, ов
w w, иногда u wet , window , queen у в ет, у в индэу, ку в и:н – [w] похож на
z z zoo , lazy зу:, лейзи
ʒ g, si, z, иногда s genre [ʒɑːŋr], pleasure , beige , seizure , vision жанр э, плежэ, бейж,си:жэ, вижэн
j,иногда g, dg, d gin [ʤɪn], joy [ʤɔɪ], edge джин, джой, едж

Английские гласные буквы

Каждую английскую гласную произносят тремя способами:

  1. как длинный звук;
  2. как короткий звук;
  3. как нейтральный гласный звук (schwa).

В английском алфавите насчитывают 5 гласных, но иногда y становится гласным и произносится как i, а w заменяет u, например, в диграфе ow.

Правила чтения гласных букв

Короткие гласные, для которых характерен «краткий» звук, появляются, когда в слове присутствует одна гласная либо в начале слова, либо между двумя согласными. Например, if, elk, hop, fan. Типичный шаблон коротких гласных – согласный+гласный+согласный (СГС).

Слова преподаются в виде семейств, которые представляют группы слов с общим узором, например в шаблоне «-ag» – bag, wag, tag или «-at» – cat, bat, hat.

Звук Буква Примеры
[æ] a rag, sag, ram, jam, gap, sap mat
[ɛ] e hen, pen, wet, bet, let
[ɪ] i pig, wig, dig, pin, win, tin, tin, bit
[ɒ] o hop, pop, top, hot, pot, lot
[ʌ] u bug, lug, tug, hut, but, cut

Особенности чтения гласных букв:


Звук Написание Примеры
A ai, ay, a+согласный+e name, mail, gray, ace
E e, ee, ea, y, ie ,ei, i+согласный+e he, deep, beast, dandy, thief, receive, elite
I i, i+gn, igh, y, i+ld, i+nd mine, sign, high, sky, wild, kind
O o+согласная +e, oa, ow, o+ll, ld tone, road, note, know, roll, bold
U ew, ue, u+согласный+e few, due, tune

Гласный звук в безударных слогах выражается сокращенным нейтральным звуком («schwa»), фонемный символ / ə /, особенно если не используются слоговые согласные.

Например:

  • a в about, around, approve, above [ə bʌv];
  • e в accident, mother, taken, camera ;
  • i в, family, lentil, officer pencil ;
  • o в memory, common, freedom, purpose, London ;
  • u в supply, industry, suggest, difficult, succeed, minimum ;
  • и даже y в sibyl;
  • schwa появляется в функциональных словах: to, from, are.

Особенности гласных звуков в английском языке

Гласные разделяются на монофтонги, дифтонги или трифтонги. Монофтонг, когда в слоге один гласный звук, дифтонг, когда в слоге два гласных звука.

Рассмотрим подробнее:

  1. Монофтонги – чистые и стабильные гласные , акустическая характеристика (тембр) которых не меняется в течение того времени, пока произносятся.
  2. Дифтонг – звук, образованный комбинацией двух смежных гласных в одном слоге. Технически язык (или другие части речевого аппарата) перемещается при произношении гласного звука – первая позиция сильнее, чем вторая. В транскрипции дифтонга первый символ представляет собой начальную точку тела языка, второй символ – направление движения. Например, следует знать, что в буквосочетании /aj/ тело языка находится в нижнем центральном положении, представленном символом /a/, и сразу начинает двигаться вверх и вперед, к позиции для /i/.
  3. Дифтонги часто формируются, когда отдельные гласные работают вместе при быстром разговоре . Обычно (в речи говорящего) тело языка не успевает добраться до положения /i/. Поэтому дифтонг часто заканчивается ближе к /ɪ/ или даже к /e/. В дифтонге /aw/ тело языка двигается с нижнего центрального положения /a/, затем перемещается вверх и назад к положению /u/. Хотя выделяют и единичные дифтонги, которые слышатся как отдельные гласные звуки (фонемы).
  4. В английском языке присутствуют и трифтонги (комбинации трех смежных гласных), включающие три звукотипа, например, fire /fʌɪə/, flower /flaʊər/. Но в любом случает все дифтонги и трифтонги образованы из монофтонгов.

Таблица произношения простых английских гласных звуков

Все гласные звуки формируются только из 12 монофтонгов. Каждое слово на английском языке, независимо от правописания, произносится с использованием некоторой комбинации этих звуков.

В таблице показаны примеры простых английских гласных с произношением на русском:

[ɪ] pit, kiss, busy пит, кис, бизи
[e] egg, let, red ег, лет, ред
[æ] apple, travel, mad эпл, трэвл, мэд
[ɒ] not, rock, copy нот, рок, копи
[ʌ] cup, son, money кап, сан, мани
[ʊ] look, foot, could лук, фут, кулд
[ə] ago,away эгэу, эвей
be, meet, read би:, ми:т, ри:д
[ɑ:] arm, car, father а:м, ка:, фа: д зэ
[ɔ:] door, saw, pause до:, со:, по:з
[ɜ:] turn, girl, learn тё:н, гё:л, лё:н
blue, food, too блу:, фу:д, ту:

Таблица произношения дифтонгов

day, pain, rein деи, пеин, реин
cow, know коу, ноу
wise, island ваиз, аилэнд
now, trout нау, траут
[ɔɪ] noise, coin ноиз, коин
[ɪə] near, hear ниэ, хиэ
[ɛə] where, air вэ э, э э
[ʊə] pure, tourist п(ь)юэ, ту э рист

Учим транскрипцию английских слов

Рассмотрим некоторые особенности английской транскрипции:


В интернете онлайн имеется большое количество видео, чтобы слушать произношение звуков, а также можно потренироваться, используя упражнения.

МОУ «Школа №9» г. Рязани

27.09. 2017

Урок обучения грамоте.

Учитель начальных классов Долбня Н. В.

Тема урока: Гласный звук [о], буквы О, о; Ё, ё.

Цели урока:

Учить обозначать гласный звук [о] буквами О, о, Ё, ё.

Упражнять в чтении слогов и слов с буквами О, о, Ё, ё.

Развивать фонематический слух.

Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

Воспитывать любовь к русской природе.

Оборудование: таблица с изображением букв О, о, Ё, ё, лента букв, мяч, слоговая таблица, диск с музыкальной физкультминуткой, буквы из магнитной азбуки, «звуковые домики» для слов.

Ход урока

I . Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

    Чтение наизусть выученных стихов о буквах А, Я.

    Игра «Придумай слог».

Давайте с вами поиграем. Я буду бросать вам мяч, и давать команду: «Согласный твёрдый или согласный мягкий», а вы будете называть слоги с гласным [а], где звук согласный твёрдый, затем – мягкий. (МА, МЯ; НА, НЯ; ЛА, ЛЯ; РА, РЯ.)

3. Чтение с доски слоговой таблицы со звуком [а].

4. Звуковая зарядка.

Повторите за мной чистоговорку:

Ор-ор-ор – созрел красный помидор.

Со-со-со – мы купили колесо.

Какой звук мы учились с вами говорить? (Звук [о]).

5. Постановка цели.

Послушаем последний звук в слове колесо. Какой он? (Гласный [о]).

Сегодня мы узнаем, какая буква нужна, чтобы его обозначить.

III . Знакомство с буквами О, о, Ё, ё.

    Беседа о буквах по таблице на доске.

На таблице вы видите буквы. Они называются О, о, Ё, ё. Их две. Одни – заглавные, другие – строчные. На что они похожи? (Ответы детей).

Послушайте стихи об этих буквах.

О знакомо нам давно:

Круг, баранка, колесо.

А у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Когда гласные буквы выполняют свою работу? (Когда перед ними стоят согласные).

Посмотрите на таблицу в учебнике на странице 40 и проследите: когда слышим согласный твёрдо, после него стоит гласный [о], то работает буква О, о. Когда слышим согласный мягко, после него стоит звук [о], то работает буква Ё, ё.

Так для чего нужны буквы О, о, Ё, ё? (Чтобы обозначать гласный звук [о] и отдавать команду согласному о «мягкости» и «твёрдости».)

Давайте повторим хором буквы гласного звука: О, о, Ё, ё.

2. Звуковой анализ.

Работа на странице 40 учебника.

Посмотрите на схемы рядом с рисунком детей. как здесь работают буквы О и Ё? (О обозначает гласный звук [о] и даёт команду «твёрдости» согласному звуку, а Ё обозначает звук [о] и даёт команду «мягкости» согласному звуку).

Правильно. Теперь без труда озвучим имена детей. (Тоня, Сёма.)

Сколько слогов в этих именах? (Два.)

Почему? (Потому что в них два гласных звука.)

Какой из них ударный слог? (Первый.)

Эти дети идут в гости. Посмотрите, как Сёма мечтает об угощении. Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, чем их будут угощать.

(Сок, мёд, торт.)

Чем сходны эти слова? (В них один слог. Один гласный звук [о].)

Чем отличаются? (Звук [о] обозначен разными буквами.)

В каких словах буква отдаёт команду «твёрдости»? (Сок, торт.)

В каком слове буква отдаёт команду «мягкости» согласному звуку? (Мёд.)

IV . Физкультминутка. (Используется диск с музыкальной физкультминуткой.)

Стая птиц летит на юг.

Небо синее вокруг.

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать, надо крыльями махать.

(Дети машут руками интенсивнее.)

В небе ясном солнце светит, космонавт летит в ракете.

(Потягивания – руки вверх.)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

(Низкий наклон вперёд, руки в стороны.)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

(Дети садятся в глубокий присед.)

И опять пора в дорогу. Пролететь нам надо много.

(Дети встают и машут руками.)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

(Дети садятся за парты.)

V . Упражнение в чтении.

1. Чтение слогов по табличке на странице 40.

2. Чтение по слоговой «дорожке» в разных позициях: бо, бё, во, вё, и т.д.

3. Составление и чтение детьми слогов с буквами о и ё на магнитной доске.

4.Чтение имён: Рома, Лёня.

Почему слова начинаются с заглавной буквы? (Это имена людей.)

VI . Закрепление материала.

1. Звуковой анализ «Засели домик для звуков».

Задание выполняется по рядам. Каждому ряду нужно заселить один «звуковой домик». У доски работает «представитель» с каждого ряда. Затем проверка с места. Дети дают пояснения и характеристику звуков.

2. Чтение слоговой таблицы на странице 41.

3. Упражнение в чтении.

Сегодня в нашей физкультминутке говорилось о том, что птицы улетают на юг. В какое время года это бывает? (Осенью.)

Чтение стихотворения «Осень» К. Бальмонта на странице 39.

Какие слова использует поэт для того, чтобы показать, почему изменяется природа? («Стали дни холоднее». «Солнце реже смеётся».)

Что он говорит о птицах? («От птичьего крика стало грустнее». «Стаи птиц улетают прочь за синее море».)

А что ещё вы знаете об осенних изменениях в природе? (Листья на деревьях изменяют свой цвет.)

Какого цвета бывают листья? (Жёлтые, красные, оранжевые.)

Какими становятся деревья? (Красивыми.)

Чтение стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» на странице 39.

Что он говорит о плодах рябины? (Кисти ярко-красные.)

Что общего в этих стихотворениях? (Грустное настроение.)

Почему оба поэта грустят в свои стихотворениях? (Им жаль уходящую красивую осень. Они не хотят прощаться с птицами. Грустят потому, что впереди долгая холодная зима.)

Передалось ли вам грустное настроение поэтов? (Да.)

VII . Итог урока.

Какие буквы мы узнали сегодня? (О, о, Ё, ё.)

Какой звук обозначают эти буквы? (Звук [о]).

Какие команды дают согласным буквы О и Ё? (Команду «твёрдости» и «мягкости».)

Чем занимались на уроке сегодня, зная эти буквы? (Упражнялись в чтении слогов и слов с этими буквами.)

О каком красивом времени года мы поговорили? (Об осени.)