Недалеко от Тверской, в Дегтярном переулке, вплотную между высокими доходными домами расположено вот такое аккуратное, особо не примечательное, здание. На самом деле это объект культурного наследия федерального значения – особняк Зиминых. Построен он в 1896 году для табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина по проекту архитектора Эдмунда Юдицкого. Впоследствии, в 1913-1914 гг., интерьеры были несколько обновлены под руководством архитектора А.Д.Чичагова

Общий стиль здания можно определить как эклектический. Фасад оформлен достаточно сдержанно. Лепниной декорирован лишь второй этаж: орнамент в сандриках над окнами и растительные гирлянды между окнами. Центральный вход подчеркнут балконом второго этажа с круглыми балясинами и лепными гирляндами над центральным окном с указанием даты постройки «1896»

Ещё по фасаду следует обратить внимание на лоджию справа, над проездной аркой. Она оформлена тосканскими колоннами и балюстрадой. Окно лоджии – единственное сохранившееся оригинальное окно особняка. Здесь размещался зимний сад

Через арку войдём во внутренний двор особняка. Обернувшись, над аркой мы увидим большое окно зимнего сада – то есть зимний сад освещался через окна на противоположных стенах, с двух сторон

Обратите внимание: со двора чётко просматриваются три этажа здания, в то время как с улицы мы видели два. То есть вдоль уличного фасада на втором этаже находились парадные комнаты с высокими потолками, а вдоль дворового фасада – жилые и служебные комнаты с потолками пониже, в том числе и антресольные помещения. Запомните маленькие круглые окошки – потом мы увидим их изнутри

Также не могу не обратить ваше внимание на тщательную проработку и исполнение вроде бы мелких деталей, но из таких мелочей складывается общее впечатление. Вот на дворовом (!) фасаде выполнены закругляющиеся, сглаженные углы – и пространство заднего двора уже смотрится представительно и достойно

Кстати, рядом с аркой особняка Зиминых расположена арка соседнего доходного дома, ведущая в его внутренний двор, и через неё просматривается арка следующего дома внутри квартала. То есть из Дегтярного переулка открывается вот такая перспектива проходных арок

Страсть к ограждениям, охватившая Москву в последние десятилетия, практически уничтожила проходные дворы как явление, а ведь это было особенностью города, накладывавшей отпечаток на очень многие стороны городской жизни. Здесь же пока сохранился нетронутым такой вот маленький кусочек прежнего облика и есть возможность пройти к особняку Зиминых из Настасьинского переулка дворами, а не обходить по Тверской или Малой Дмитровке. Примечательна также арка внутреннего дома – она нереально, прямо-таки клаустрофобски, узкая

Вернемся всё же к особняку Зиминых. На главном фасаде надо ещё рассмотреть металлические кронштейны козырька над входной дверью и светильники в виде факелов

Моё внимание привлекли кронштейны для крепления флагов на стену. Они хоть и относятся к другой эпохе, но представляют интерес как редко где сохранившийся артефакт. По букве «М» можно предположить, что они как-то связаны с метростроем

После революции в особняке размещалось правление Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, а потом, вплоть до 2015 года — Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК. В 2015-2016 годах в особняке проведена реставрация. Сейчас в здании вот такие обитатели

Через главный вход попадаем в двухуровневый вестибюль и с нижней площадки нам открывается вид на парадную лестницу

С нижней площадки на промежуточную ведет лестница из массива камня, с мощными завитками-волютами по оконечностям низких декоративных перил. По бокам лестницы — светильники-торшеры

Сама же входная группа – двери, тамбур, портал – выполнены из дерева

Резьба здесь присутствует, но достаточно лаконичная

На потолке входного вестибюля отреставрирован живописный плафон

Роспись здесь лёгкая, тонкая, изящно не навязчивая

По бокам арочного проёма на средней площадке вестибюля в полукруглых нишах установлены светильники

Эти ниши пышно декорированы: лики дев опустили очи долу, в раковинах и листьях аканта

Парадная лестница приглашает нас на второй этаж особняка, но давайте сначала рассмотрим саму лестницу. Деревянные перила начинаются вот с таких завитков, перекликающихся с завитками каменных перил на лестнице нижней площадки

Рисунок лестничного ограждения, выполненного из латуни или под латунь

Поднимаемся по лестнице и перед нами начинает разворачиваться всё убранство парадного холла. По второму этажу прямо напротив входа проходит галерея, связывающая комнаты и огороженная легким металлическим ограждением

Вот вид на галерею с верхней площадки лестницы. Картина по центру – современная, подарок нынешним обитателям особняка. Для неё трудно найти место в нынешних интерьерах дома, а здесь она вроде как и не особо диссонирует с воссозданным интерьером

Если же мы посмотрим направо и налево, то увидим подлинные, родные особняку, живописные панно «Лето», «Зима» с одной стороны…

…и «Осень, «Весна» с другой

Простенки между большими живописными панно заполнено лепниной и тонко прорисованным орнаментом

Декор пространства парадной лестницы в особняке Зиминых

Парадная лестница, одномаршевая внизу, разделяется потом на два марша

Эти симметричные марши приводят нас на верхнюю площадку лестницы, откуда можно пройти в комнаты второго этажа

Верхняя площадка лестницы оформлена вот таким декоративным балкончиком – вроде тоже мелкая деталь, но придающая особый уют и неповторимый шарм всему дому

Балкончик фактически нависает над головой поднимающегося по лестнице. Нижняя часть балкончика оформлена в не то итальянском, не то рыцарском духе: раковинами, картушем, чешуёй и лавровыми гирляндами

В пространстве парадной лестницы надо ещё обратить внимание на световой фонарь – то есть окно в кровле для естественного освещения помещения. Как это выглядит выше, на антресольном этаже, мы увидим позже

Начнём осматривать помещения второго этажа. Одно из самых крупных – Бальный зал. Вот общий вид потолка

Вот отдельные детали лепного декора: в прямоугольных кессонах женские фигуры в греческих одеждах среди растительного орнамента…

…а по периметру потолка проходит полоса с шестиугольными звездами с женскими головками

Восхитителен рисунок паркета – просто и оригинально

Особой достопримечательностью особняка Зиминых является зимний сад, объединённый с Дубовым залом. Вот потолок Дубового зала, деревянный, кессонированный, с расписным плафоном и старым светильником, то ли сохранившимся здесь от хозяев, то ли подаренным Коммунистическому университету (слышала оба варианта)

К сожалению, при недостатке освещения чересчур умная техника затемняет колорит снимка, а вообще-то дерево в отделке зала отнюдь не тёмное, примерно вот такое

Дверные порталы здесь также выполнены из дуба

Считалось, что при Зиминых это помещение использовалось как столовая, но ранее при изучении чертежей и позже при раскрытии стен в ходе реставрации высказывались предположения, что здесь был домашний театр. В качестве аргумента указывают на арку, отделяющую Дубовый зал от зимнего сада и создающую эффект театрального зала (на фото мебель современная)

Через эту арку мы проходим в зимний сад и над нашими головами раскрывается голубое летнее небо и верхушки увитых розами шпалер

В любое время года здесь зеленеет плющ, порхают птички, цветут розы и яблони

Светильник здесь хоть и не родной, но достаточно удачно вписывается в интерьер

Зимний сад расположен над аркой во двор дома и имеет, как я уже говорила ранее, симметрично расположенные на противоположных стенах трехчастные окна – на улицу и во двор. А уличное окно выходит на лоджию, фланкированную тосканскими колоннами:

В советское время пол зимнего сада был закрыт паркетом, что позволило сохранить мозаичное мощение, отреставрированное в ходе восстановительных работ

В ходе реставрации проводилось не только восстановление интерьеров, но и значительный объём работ по укреплению и усилению всей постройки. В ходе таких работ было обнаружено подземное хранилище трехметровой глубины. В нём находились остатки чёрного вещества, которое экспертиза определила как полуразложившийся мазут. Возможно, в резервуаре хранили нефть для котельной. Как раз в этих помещениях выставлен пузырёк с этой, более чем столетней, жидкостью

Значительный объем реставрационных работ был проведен также в зале, выполненном в стиле барокко

Здесь восстановлен вычурный, соответствующий стилю лепной декор

Утонченная, изящная роспись на стеновых панно

Как в любом барочном помещении, детали декора можно рассматривать бесконечно

В барочном зале надо обратить внимание на центр потолка, ибо здесь также сделан световой фонарь для притока естественного освещения

Забегая немного вперёд, покажу, как выглядит этот световой фонарь сверху, на антресольном этаже

А над этим фонарём ещё один, уже непосредственно на крыше особняка

Вернемся пока на нижние этажи и осмотрим оставшиеся комнаты. А осталось нам увидеть более приватные помещения: спальни, детские, кабинет. Декор в них скромнее. Вот, например, центральный потолочный плафон в комнате на первом этаже окнами во двор

Остальной декор потолка состоит из растительных розеток по углам и профилированного карниза

В соседней комнате оформление ещё скромнее. Вот потолочный лепной плафон

И вот оформление углов на потолке

Точно такой рисунок лепного декора потолка в одной из комнат второго этажа, но решён он в другой цветовой гамме

Также и центральный плафон потолка: рисунок тот же, цвет другой

Этот рисунок плафона повторяется ещё в одной комнате второго этажа, но остальной декор там отличается. Вряд ли таким был первоначальный замысел архитектора, скорее всего это компромиссное решение реставраторов. Вот этот лепной потолочный плафон (светильник здесь и далее везде современные)

Находится он в комнате, где восстановлена изразцовая печь-голландка, изготовленная «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова»

Вот эти волшебные изразцы поближе

Чтобы не пачкать в комнатах, топили печи из коридора. Реставраторами в коридоре специально раскрыта топка печи, откуда загружали дрова и растапливали голландку. А другая сторона печи выходит в комнату, где мы и видели её изразцовое покрытие

Декор потолка в комнате с печью. И обратите внимание на изразцы в верхней части печи – какая совершенная тонкость работы!

Декор остальных помещений второго этажа не повторяется. Вот потолочный плафон в комнате окнами во двор

Среди венков и гирлянд смотрят на нас лики дев, а из травяных завитков наверху возникают головы не то снежных барсов, не то пантер

А вот с какой утонченностью и по лепной работе, и по цветовым оттенкам выполнены потолочные карнизы в этой комнате

Совсем в другом стиле оформлен бывший кабинет хозяина

Здесь уже прямо чувствуются веяния модерна и ХХ века

Кабинет расположен между Дубовым и Бальным залами и из него есть выход на балкон, расположенный над козырьком главного входа. Здесь по чертежам восстановили также деревянную дверь…

…и паркетный пол

Мы осмотрели все комнаты, доступные для экскурсантов. Осталось ещё обратить внимание на коридоры, потому что даже в проходных помещениях тщательность отделки не игнорируется. Вот, например, общий вид потолка узкого коридорчика

Как филигранно исполнена изысканно тонкая подкрашенная лепнина

Ещё в коридорах интересно увидеть, что в ходе долгой жизни здания первоначальные арочные проёмы были заложены, а реставраторы постарались их обозначить

Теперь мы отправляемся на антресольный этаж. Туда ведёт узкая многомаршевая лестница

На то, что эта лестница старая, указывают и щербинки на камне ступеней, и форма металлических балясин-прутов с шарами

Сейчас на антресолях находятся кабинеты сотрудников учреждения, занимающего особняк. Здесь как раз можно увидеть круглые окна, которые мы рассматривали на дворовом фасаде. Ещё обратите внимание на деревянные перекрытия (прогоны) – в зданиях современной постройки такого не увидишь (снимок сделан через стеклянную перегородку, поэтому извиняюсь за блики и отражения)

В чердачно-антресольном пространстве сохранены также и иные деревянные элементы перекрытий

Ну и главное, зачем проводят экскурсантов в верхние помещения – это световые фонари. Один – для барочного зала — мы уже видели. Второй обеспечивает светом парадный вестибюль с лестницей

Над каждым из фонарей устроен стеклянный же фонарь в крыше особняка, через который видно небо (причём с улицы и со двора эти фонари не видны)

Так как в чердачно-антресольном пространстве устроены офисы учреждения, которое занимается управлением и использованием памятников культуры, то здесь можно увидеть разные интересные мелочи, относящиеся к этой сфере. За короткое время экскурсии ни рассмотреть, ни перефотографировать всё невозможно. Покажу, что успела. Вот, например, здесь меня заинтересовали образцы изразцов. Оказывается, это не просто плоский элемент как современная керамическая плитка, а гораздо более сложная геометрия — наверно, чтоб лучше держалась

Не смогла пройти мимо карты усадеб Московской области. Нам есть чем гордиться!

Наша экскурсия по особняку Зиминых закончена. Возвращаемся к парадной лестнице и бросаем последние взгляды на замечательные интерьеры

Немного истории родного края...

По пути вдоль реки Горенка к Акатово, есть Музей кузнечного мастерства. К сожаленью, как музей это место теперь не работает, а стало просто заброшенной дачей потомков создателя музея Зимина Юрия Анатольевича, которые даже разделили участок, планировали то ли застраивать, то ли продовать. Даже злой собаки не наблюдается, как гласит табличка. А ведь еще до конца 2000-х годов здесь было "тусовочное" место кузнецов со всей России.
Если найдутся родственники или последователи Зиминых, то с удовольствием размещу более объективную информацию про музей, самих Зиминых и т.п., чем эту, которую сумел собрать в Интернете. И очень хотелось бы чтобы музей был восстановлен! Музейный потенциал здесь есть, рядом дача художника Грабаря И.Э.

Иванович Зимин. Он родился в 1895 году в Гавриловом Посаде Суздальского уезда Владимирской губернии в семье Ивана

Ивановича Зимина - управляющего лесопильными заводами в городе Балахне, расположенного близ Нижнего Новгорода.

После окончания с серебряной медалью Первой Нижегородской классической мужской гимназии в 1913 году Анатолий поступает на

механическое отделение Императорского Московского Технического Училища (ИМТУ), с которым не расставался до конца своей

жизни. В годы первой мировой войны он, как и многие студенты ИМТУ, был направлен на оборонные заводы. Он работал в токарных, снарядных и шрапнельных цехах в Воронеже, Нижнем Новгороде (Сормово), Перми, на Высокогорском механическом заводе (бывш. заводе Демидовых) в Нижнем Тагиле.

В 1920 году в Московском Высшем Техническом Училище (МВТУ) состоялся срочный выпуск первых советских инженеров, среди которых был и успешно окончивший курс Анатолий Иванович Зимин. Он был оставлен в училище для преподавательской деятельности.

А.И. Зимин - основоположник научной школы в области обработки материалов давлением, кузнечно-прессового машиностроения,теори и пластических деформаций и кузнечно-штамповочного производства. Его практическая инженерная, научная и педагогическая деятельность началась в МВТУ на кафедре «Металловедение» под руководством профессора И.И.Сидорина, который одновременно был заместителем А.Н.Туполева в программе создания первых советских цельнометаллических самолётов. Под их руководством в 1922 - 1927 г.г. Анатолий Иванович вел работы по испытанию материалов, выбору и отработке конструкций элементов самолетов АНТ-2, АНТ-3, АНТ-4 и поэтому является участником создания первых отечественных цельнометаллических самолетов.

Но уже в следующие годы он полностью посвящает себя кузнечной науке, технике и производству. Кроме пытливого ума и неиссякаемой работоспособности, он обладал талантом создавать творческие коллективы, находя и привлекая к научной и педагогической деятельности способную молодёжь. Для работы, организованной в 1928 году, первой в стране кузнечной лаборатории Московского отделения Всесоюзного института металлов, которую возглавил Анатолий Иванович Зимин, он приглашал, главным образом, выпускников МВТУ. Через несколько лет это отделение было преобразовано в ЦНИИТмаш, а кузнечная лаборатория превратилась в один из ведущих отделов всемирно известного научно-исследовательского института. В 1930 году Анатолий Иванович Зимин в МВТУ основал первую в мире специализированную кафедру по обработке металлов давлением. В течение 44 лет, вплоть до 1974 года, он был её бессменным руководителем и все эти годы она безусловно была лидером среди родственных кафедр страны.

Анатолий Иванович - первый Председатель Всесоюзного научно-инженерно-технического общества кузнецов и штамповщиков (ВНИТОКШ), один из инициаторов создания головного института ЭНИКМАШ и отраслевого журнала «Кузнечно-штамповочное производство» . Так был создан творческий коллектив, в котором под руководством А.И.Зимина успешно трудились многие талантливые учёные-инженеры. Среди учеников Анатолия Ивановича, в разные годы окончивших кафедру МВТУ или работавших под его руководством, дважды Герой Социалистического Труда академик А.И.Целиков, академик АН БССР С.И.Губкин, заслуженные деятели науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора Е.П.Унксов, В.И.Залесский, И.А.Норицин, Е.А.Попов, Б.В.Розанов, Г.А.Навроцкий, Л.И.Живов, А.Г.Овчинников, Е.И.Семёнов, Л.Н.Соколов, М.В.Сторожев, Л.В.Прозоров, Е.Н.Мошнин, Н.М.Золотухин, А.Д.Матвеев, И.И.Казакевич, Э.Ф.Богданов, Ю.А.Бочаров, Н.С.Добринский и др.

Сам Анатолий Иванович активно и плодотворно работал практически во всех направлениях кузнечной науки и техники. Он автор более 80 изобретений и 175 научных трудов, среди которых фундаментальные исследования по теории и расчётов паровоздушных молотов и винтовых фрикционных молотов (прессов), гидровинтовых и гидроимпульсных пресс-молотов и установок, процессов автоматизации, вопросов культуры и экологии кузнечно-штамповочного производства. Он был инициатором нового технико-экономического направления в мощном гидропрессостроении - создании специализированных одноцилиндровых гидропрессов силой 150 и 300 МН с давлением в гидросистеме до 1000 кГ/см2. Его система автоматизации на принципе штамповки в выносных блок-штампах-новое слово в комплексной автоматизации многономенклатурного производства. Его труды и мысли вложены в создание самых мощных в мире гидравлических штамповочных прессов и бесшаботного молота с энергией удара 1500 кДж. Его идеи о перспективности гидровинтовых молотов прекрасно воплощены фирмой «Hasenclever», создавшей гидровинтовой молот с усилием 315 МН.

А.И.Зимин создал «Периодическую систему энерготипов кузнечно-прессовых машин», которая даёт принципиальный и далёкий прогноз развития кузнечного оборудования. Изданный под его редакцией раздел «Кузнечно-прессовое оборудование» Энциклопедического справочника машиностроения отразил целую эпоху отечественного машиностроения. А.И.Зимин был членом экспертных советов секций «Машиностроение» и «Металлургия» Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР. Он основатель и редактор сборников МВТУ «Машины и технология обработки металлов давлением». А.И.Зимин - кавалер двух орденов Ленина. Кроме того, он был человеком большой культуры, интеллигентом в самом высоком понимании. Его доброжелательность, отзывчивость и трудолюбие снискали ему уважение всех, кто с ним общался. А.И.Зимин был человеком разносторонних интересов: наряду с главным увлечением наукой и техникой он писал стихи, музицировал, рисовал. Это был человек высокой нравственности, создавший дружную семью. Он всегда с любовью и заботой относился к жене Елизавете Константиновне, детям и внукам.

Брат Анатолия Зимина - Зимин Алексей Иванович также был профессором МВТУ имени Н.Э.Баумана, преподавателем высшей математики. Оба похоронены на Николо-Архангельском кладбище.

Через год посел его смерти в 1975 году на даче А.И. Зимина в Салтыковке был создан не имеющий аналогов в мировой практике Музей кузнечной науки и техники. В те времена перед музеем располагалась огромная лопасть корабельного винта и огромный коленвал. Продолжателем дела отца стал его сын Зимин Юрий Анатольевич, который умер в 2008 году.

Юрий Зимин стал основателем и президентом Кузнечной академии. Участвовал в сстановлении современного оружейного дела. В 1988 году он продавил создание "Музея кузнечной науки и техники" в подмосковной Салтыковке. Действительно, продавил - за настойчивость и неуклонность его звали "Железный Феликс". Туда на Первый фестиваль-конкурс кузнецов съехались 200 самых неуемных энтузиастов кузнечного дела, со всего Союза, со всей России. Среди них были и очень нелегальные тогда оружейники. Встретились, познакомились, обрадовались и поняли, что они не одни такие.
Юрий Зимин был доктор наук, профессором кафедры «Обработка металлов давлением и металлургическое оборудование» Московского государственного металлургического института.
Интересен тот факт, что день смерти отца и защиты диссертации у Юрия Зимина совпали. Состояние на душе Юрия Анатольевича было вдвойне напряженным. Но, не смотря на это, он успешно защитил свою работу. Жаль, что отец немного не дожил до этого момента.

Музей стал культовым местом проведения одноимённых фестивалей, встреч и мастер-классов. Сообщество профессиональных кузнецов во главе с Зиминым не раз побывало в отдалённых уголках нашей необъятной родины, в том числе и на Байкале, где проходил Всероссийский фестиваль кузнечного искусства. Но всегда «укротители огня и металла» возвращались в Балашиху, в тёплый уютный дом семьи Зиминых, где они поистине чувствовали себя желанными гостямиДом-музей стал культовым местом проведения одноимённых фестивалей, встреч и мастер-классов. Сообщество профессиональных кузнецов во главе с Зиминым не раз побывало в отдалённых уголках нашей необъятной родины, в том числе и на Байкале, где проходил Всероссийский фестиваль кузнечного искусства. Но всегда «укротители огня и металла» возвращались в Балашиху, в тёплый уютный дом семьи Зиминых, где они поистине чувствовали себя желанными гостями.

Дом-музей стал культовым местом проведения одноимённых фестивалей, встреч и мастер-классов. Сообщество профессиональных кузнецов во главе с Зиминым не раз побывало в отдалённых уголках нашей необъятной родины, в том числе и на Байкале, где проходил Всероссийский фестиваль кузнечного искусства. Но всегда «укротители огня и металла» возвращались в Балашиху, в тёплый уютный дом семьи Зиминых, где они поистине чувствовали себя желанными гостями.

Мне удалось найти информацию о последнем фестивале кузнецов через год после смерти Юрия Зимина - в 2009 году.

Большинство фотографий под катом с профиля Изабеллы Николаевны Черкасовой, 1951 года рождения, она окончила МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1975 г. канд. техн. наук, зав. лабораторией кафедры "Технологии обработки давлением" МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор свыше 25 научных работ в области технологии горячей штамповки. Она собрала много материалов по кузнечному делу на своем сайте.


Особняк Зиминых – редкий образец богатого особняка конца XIX века, полностью сохранившего архитектурный декор фасадов и элементы внутреннего убранства, был построен для табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина.

Объект расположен по красной линии Дегтярного переулка и выстроен в 1896 году по проекту архитектора Э.С.Юдицкого в духе эклектики. Наиболее ранние сведения о застройке современного домовладения № 8 по Дегтярному переулку относятся к концу XVIII века.
В 1780-е годы часть его принадлежала так называемому "общему огороду", расположенному в середине квартала. В XIX веке владельцами значатся: майор А.М.Неронов; с 1806 года – надворный советник, доктор Иван Николаевич Яныш; с 1835 года владелицей участка числится титулярная советница Жаркова Елена Осиповна. С 1889 года собственником участка числится московский купец и потомственный почетный гражданин Николай Гаврилович Зимин, известный табачный фабрикант.

В том же 1889 году вместо "пришедших в ветхость" старых ворот по красной линии Дегтярного переулка он ставит во владении новые с металлическими створками на каменных столбах. А в 1896 году уже в черновом варианте был построен особняк. В 1913–1914 годах, когда владелицей усадьбы числилась Анна Ивановна Зимина, его интерьеры подверглись некоторым переделкам. Сохранились подписанные архитектором Алексеем Дмитриевичем Чичаговым, представителем третьего поколения известной архитектурной династии Чичаговых, проектные чертежи.

Слева и справа вплотную объект примыкает к двум доходным домам. Фасад здания украшен ризалитом. В правой части – оригинальное окно с лоджией и колоннами тосканского ордера. В центре над входом – металлический козырек, по бокам которого установлены светильники в виде факелов. Над центральным балконом расположена дата постройки здания – "1896". Хорошо сохранились интерьеры здания, в частности парадный вестибюль, стены которого украшают живописные панно "Времена года".

На втором этаже расположены залы парадной анфилады, сохранившие декор конца XIX века: наборные паркеты, деревянные панели и подшивные деревянные потолки, изразцовые печи, лепной декор.

Декоративная отделка помещений отличается значительной роскошью и размахом.

В 1920-е годы здесь располагалось правление Коммунистического университета им. Я.М.Свердлова. До 2015 года в здании располагался Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК.

В настоящее время объект занимает ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".

В рамках проекта реставрации здания были проведены масштабные натурные исследования с целью выявления исторических элементов отделки помещений и возможной корректи­ровки принятых ранее проектных решений. Обнаруженные фрагменты подлинной отдел­ки были зафиксированы и частично закон­сервированы. Так, например, специалисты выяснили, что полихромная окраска плафо­нов и стен характерной для рубежа XIX-XX веков колористической палитры присут­ствовала не только в интерьерах парадных залов, но и в жилых комнатах. Обнаруженные остатки деревянной облицовки откосов окон позволили восстановить цвет столярных заполнений оконных и дверных проемов. В жилых комнатах на дверных откосах были найдены фрагменты альфрейной росписи «под дерево». В нескольких помещениях первого этажа под паркетом обнаружены фрагменты напольного покрытия из метлах­ской плитки.

В интерьере вестибюля были отреставри­рованы живописный плафон и остекление светового фонаря, входной тамбур с вешал­кой начала XX века, лепной декор, полы из метлахской плитки. Объемы вестибюля и парадной лестницы окрашены согласно реставрационному проекту.

В помещениях второго этажа были выполне­ны работы по заделке трещин и инъектиро­ванию кирпичной кладки, усилению проемов и перекрытий, демонтажу поздних перегоро­док, расчистке стен и потолков. Проведена реставрация столярных заполнений оконных и дверных проемов, воссоздание латунных скобяных изделий, докомпоновка утрачен­ных элементов лепного декора, восстанов­ление и воссоздание исторического паркета, реставрация изразцовой отделки печи-гол­ландки, изготовленной «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».

В Дубовом зале были отреставрированы живописный и деревянный плафоны, в инте­рьере Зимнего сада специалисты рабо­тали над живописным панно, настенными росписями, мозаичным полом, в Барочном зале - над настенными росписями и лепным декором. В Белом (или Мраморном) зале выполнили облицовку стен из оселкового мрамора, отреставрировали лепной декор кессонированного плафона, потолочного карниза и стен.

В 2016 году особняк стал лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинациях "За лучший проект реставрации/ приспособления" и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Особняк Зиминых в Дегтярном переулке сегодня принимал важных гостей - мэра Москвы Сергея Собянина и главу Минкультуры РФ Владимира Мединского. Поводом стало завершение реконструкции в здании постройки конца XIX века, входящего в список памятников архитектуры федерального значения. МОСЛЕНТА вспоминает историю хоть и не крупного, но «достаточно симпатичного» особняка (по мнению Собянина).

Чудом сохранившийся облик

Особняк Зиминых впервые распахнул свои двери в 1896 году. Двухэтажное здание, расположенное в Дегтярном переулке, было построено для известного в Москве табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина. Потомственный почётный горожанин, он хотел иметь подходящие своему статусу жильё и к возведению усадьбы привлёк архитектора Эдмунда Юдицкого. Зодчий к этому времени уже успел поучаствовать в строительстве Доходного дома Толмачёвой в Камергерском переулке и пары других усадеб.

Сегодня особняк, выполненный в духе эклектики, считается редким образцом богатого особняка конца XIX - начала XX века. До наших дней хорошо сохранился архитектурный декор фасадов: он украшен ризалитом и колоннами тосканского ордера. В таком же хорошем состоянии сохранилось внутреннее роскошное убранство усадьбы: искусственный мрамор, лепнина, наборные паркеты, мозаичный пол парадной анфилады, деревянные подшивные потолки и живопись, которыми покрыты стены. Гостей усадьбы встречали бальный зал, и, как пишут некоторые СМИ, даже домашний театр.

Из рук в руки

За более чем столетнюю историю особняк неоднократно менял владельцев, и каждый привносил в его помещения что-то на свой вкус. Так, первые следы переделок интерьеров происходят уже в 1913-1914 годах, их приписывают родственнице табачного фабриканта Анне Зиминой.

В 20-х годах прошлого века здание переходит советским властям, и его помещения занимает Правление Коммунистического университета им. Свердлова. В этот период мозаичный пол закрывают паркетом, некоторые дверные проёмы замуровываются. Одним из последних обитателей особняка стал НИИ киноискусства ВГИКа. Институт находился в этих стенах до 2015 года.

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Теперь же в особняке Зиминых размещается подразделение министерства культуры РФ, занимающееся восстановлением, обслуживанием и реставрацией памятников архитектуры федерального значения, которое долгое время «как сапожник без сапог находилось без собственного здания», сказал сегодня глава минкульта Владимир Мединский.

С нефтью под стеклом

В ходе реконструкции рабочие усилили несущие конструкции и перекрытия здания, восстанавливали кирпичную кладку. Также были воссозданы оригинальные облицовка стен из искусственного мрамора, лепнина, дубовый потолок конференц-зала и пол с мозаичным или паркетным покрытием.

В процессе строителями была сделана неожиданная находка: старинное нефтехранилище, представлявшее собой кирпичный резервуар трехметровой глубины. Он был похоронен под семью слоями асфальта. В резервуаре, по сведениям ТАСС , находилось чёрное вещество, которое было опознано сотрудниками МЧС как полуразложившийся мазут. Возможно, хранилище было необходимо для работавшей на мазуте котельной.

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

По предварительной информации, хранилище вместе с нефтью собираются сделать туристическим объектом, добавляет агентство. Для этого резервуар закроют стеклянным колпаком.

Один из девяноста

Как сегодня журналистам сообщил мэр Сергей Собянин, в 2016 году, несмотря на финансовые сложности, была закончена реставрация 90 памятников, среди которых объекты Донского монастыря, Казанского вокзала, гостиницы «Дрезден», кондитерской фабрики «Большевик» и «таких небольших особнячков, как этот».

С 2011 по 2016 годы в Москве было отреставрировано 704 объекта культурного наследия, в результате чего доля памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии снизилась с 39 до 6%.

Ещё из Особняк Н.Г.Зимина, г. Москва, Дегтярный переулок д.8, стр.3
Летопись русской усадьбы

Редкий образец богатого особняка конца XIX в., полностью сохранившего архитектурный декор фасадов и элементы внутреннего убранства, был построен для табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина.
Здание расположено по красной линии переулка и выстроено в 1896 г. по проекту архитектора Э.С. Юдицкого. На втором этаже расположены залы парадной анфилады, сохранившие декор конца XIX в.: наборные паркеты, деревянные панели и подшивные деревянные потолки, изразцовые печи, лепную декорацию. В 1920-е гг. в здании бывшего особняка Зиминых располагалось Правление Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова, а в наше время до 2015 года НИИ киноискусства ВГИК. На заглавной фотографии подшивной деревянный потолок с плафоном в фойе домашнего театра особняка... / Дата фотографий: 2015 год, 16 апреля.


2.

Начнем осмотр с комнат второго этажа.


3.

Декоративная отделка помещений отличается значительной роскошью и размахом.

Наиболее древние сведения о застройке современного домовладения № 8 по Дегтярному переулку относятся к концу XVIII в. В 1780-е гг. часть его принадлежала т.н. «общему огороду», расположенному в середине квартала . В XIX веке владельцами значатся: майор А.М. Неронов.; с 1806 г. надворный советник, доктор Иван Николаевич Яныш; с 1835 году владелицей участка числится титулярная советница Жаркова Елена Осиповна.

В 1889 г. собственником участка числится московский купец и потомственный почетный гражданин Николай Гаврилович Зимин - известный табачный фабрикант . В том же 1889 г. вместо «пришедших в ветхость» старых ворот по красной линии Дегтярного переулка он ставит во владении новые, с металлическими створками на каменных столбах. А в 1896 год уже в черном варианте был построен особняк.

В 1913-1914 гг., когда владелицей особняка числилась Анна Ивановна Зимина, его интерьеры подверглись некоторым переделкам. Сохранились подписанные архитектором Алексеем Дмитриевичем Чичаговым, представителем третьего поколения известной архитектурной династии Чичаговых, проектные чертежи.

Реставрация особняка осуществлялась в 1980-х гг. силами специалистов института Спецпроектреставрация, ГАП - Сафонцева Н.И., а также в 2007 г. В 2015 году здание передали "Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры" (АУИПИК), в середине апреля началась реставрация.

В процессе эксплуатации здания в течение XX в. был заделан ряд дверных проемов в парадной анфиладе.

Бальный зал.


10.

Потолок бального зала.


11.

Закрытый дверной проем раньше был раскрыт и вел в комнату на фотографии №5.


12.

Детали потолков бального зала.


13.

В пространстве парадной лестницы размещены выполненные маслом на холсте и установленные в простенках живописные композиции «Лето», «Осень», «Зима» и «Весна». В правом нижнем углу каждой из них проставлена дата: 1897 год и стоит подпись латинскими буквами: "Заевич. Варшава.". Парадная лестница сейчас вся в лесах.


20.

Декоративные вставки в простенках между живпописными композициями орнаментированы гирляндами и театральными атрибутами.


21.

Над проездной аркой во втором этаже расположен т.н. Зимний сад (театр) особняка, первоначально освещенный вторым в здании стеклянным световым фонарем, а также двумя большими оконными проемами в торцах, выходящими симметрично на дворовый и уличный фасады здания.


22.

Стены Зимнего сада (театра) обшиты деревянными панелями, потолки расписаны.


23.

Росписи потолков.


24.


25.

В советское время мозаичное мощение полов было закрыто паркетом.


26.

Мозаичное мощение.


27.

Еще в 1980 г. исследователями было высказано предположение, что это помещение, возможно, было предназначено для домашнего театра Зимина. [К. Полунина, Историческая записка - в составе проекта реставрации, 1980 г., Институт «Спецпроектреставрация», шифр 446, Арх. № 1501 ]".


28.

Комната с сохранившейся изразцовой печью.


29.

Плафон в комнате с печами.


30.

Деталь плафона.


31.

Потолок следующей комнаты.


32.

Изразцовая печь.


33.


34.

Пространственно-планировочная структура интерьеров здания сформирована вокруг главной многомаршевой лестницы, ведущей от вестибюля главного входа.


35.

Лестница освещена верхним световым фонарем. Вокруг нее сгруппированы помещения, связанные коридором, огибающим лестницу с трех сторон.


36.

Комната звукозаписи на первом этаже особняка.


39.

Плафон все это время был "изолирован".


40.

В процессе эксплуатации здания в советское время был утрачен рисунок столярных заполнений оконных проемов.


41.

Каменное двухэтажное, на полуподвале, здание, с проездной аркой во двор в южной части фасада, выстроено в стилистике позднего историзма (эклектики). Центральная часть главного (северного) фасада акцентирована плоски ризалитом.

Плоскость фасада пластически обогащена сплошным горизонтальным рустом и крепована выступами лопаток. Наличники окон 1-го этажа простые профильные, оконные проемы второго - парадного -этажа более высокие, обрамлены наличниками с сандриками на кронштейнах и «ушами» и декорированы подоконными филенками и орнаментальной лепниной в сандриках. В простенках между окнами второго этажа, а также в сандрике центрального окна размещены лепные гирлянды растительного орнамента. Над центральным окном второго этажа, кроме того, помещена надпись «1896», знаменующая дату постройки. По горизонтали фасад членится профильным междуэтажным и развитым венчающим, с филенчатым фризом и модульонами, карнизами. Оконный проем второго этажа, расположенный над проездной аркой, фланкирован трехчетвертными тосканскими колоннами и балясником в подоконной филенке.


45.

Парадный вход в здание отмечен металлическим козырьком.


46.

На уровне 2-го этажа парадный вход дополнительно выделен открытым балконом с ограждением в виде круглого балясника.


48.

Над балконом находится картуш с надписью «1896».

Старые фотографии


49.

1970 г. Дегтярный переулок. . На pastvu старых фотографий с видом особняка Зимина пока нет, есть только вот такой общий вид переулка. Особняк Зимина по праву сторону сраз за доходным домом В.С. Баскакова.

Старые карты

На плане 1789 г. на территории домовладения впервые показано строение, выходящее на красную линию переулка . В это время участок находился в собственности майора А.М. Неронова. Выходящий на красную линию переулка одноэтажный деревянный дом расположен примерно посередине уличного фронта участка. Его П-образная в плане форма осложнена пристройками со стороны двора - возможно, крыльцами. В глубине владения вдоль его боковых межей расположены два параллельных друг другу прямоугольных в плане флигеля (один жилой и один нежилой, оба - деревянные), формирующих дворовое пространство.


50.

1789 год. План части квартала. Под № 6 - двор с деревянными строениями майора А.М.Неронова (ЦИАМ, ЦХД до 1917 г., ф. 105 оп. 9, д. 779) (здесь и далее - воспр. по материалам Историко-архитектурного обследования г. Москвы, выполненного мает. № 17 Моспроекта-2, 1989 г., квартал 244, т.7, с.37, архив Мосгорнаследия)

План владения А.М.Неронова, отраженный на плане квартала 1795 года , показывает, что главный дом к этому времени предполагалось расширить пристройкой с юга, в результате чего он должен был примкнуть боковым фасадом к строениям соседнего домовладения вдоль Дегтярного переулка. Таким образом, уже в конце XVIII в. застройка в квартале обнаруживает явственную тенденцию к формированию единого фронта вдоль красных линий проездов.


51.

1795 год. План части квартала. Под № 9 - двор секунд-майора Неронова (ЦИАМ,ЦХДдо 1917 г., ф. 105 он. 1,д. 1937).

Тем не менее, план домовладения, составленный в 1803 г., показывает, что указанный проект пристройки к главному дому владения А.М. Неронова, осуществлен не был. К этому времени участок принадлежит уже «майорше» П.С.Нероновой - по видимому, вдове предыдущего владельца. В глубине участка Г-образной в плане формы, на месте бывшего огорода располагаются мелкие постройки хозяйственного назначения. Из экспликации к указанному плану следует, что все строения владения, в том числе дом по красной линии Дегтярного переулка, по-прежнему остаются деревянными .


52.

1803 год. Генеральный план владения. ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


53.


54.

В 1835 году владелицей участка числится титулярная советница Жаркова Елена Осиповна. По центру домовладения, выходя на красную линию Дегтярного переулка, по-прежнему располагается одноэтажное деревянное жилое строение, близкое в плане к квадрату. Вход в дом осуществлялся со двора, и с этой стороны к нему симметрично примыкают две пристройки-крыльца. В доме имеются антресоли, выходящие во двор. Уличный фасад дома, в семь окон, имеет весьма скромную отделку в духе послепожарного типового строительства: окна без наличников, с подоконными досками на кронштейнах, венчающий карниз с модульонами и гладким фризом и ступенчатый аттик. Из сохранившегося в деле чертежа фасада невозможно сделать вывод о том, был ли он оштукатурен. В глубине двора расположены несколько хозяйственных построек, параллельных боковым межам.


55.

1835 год. Фасад строения 3 по Дегтярному пер. ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


56.

1835 год. Генеральный план владения. ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28. Экспликация: 1 - деревянное жилое, 2 - деревянное нежилое.


57.

К 1839 г. относится запись о том, что «по измерению в натуре» главный жилой дом имеет «девять и три четверти жилых покоев». К этому же году был построен деревянный флигель, сохранившийся до настоящего времени в качестве строения 1 дома № 8 по Дегтярному переулку. Тогда же в юго-восточном углу домовладения был выстроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте жилой дом с антресолями, сохранившийся до настоящего времени в основе строения 2.


58.

1839 год. Генеральный план домовладения ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


59.

До 1874 г. все строения усадьбы в целом оставались без изменений. План владения показывает, что у деревянного дома, выходящего на красную линию переулка и стоящего на месте исследуемого современного строения № 3, крыльца - пристройки со стороны двора несколько усложнились и увеличилось их общее число. Согласно ходатайству владелицы, в 1874 году дом получает новую отделку по главному фасаду, более соответствующий стилистике второй половины XIX в. - с филенками, наличниками, в том числе с треугольными сандриками, и горизонтальным, одинаковым по высоте на всем протяжении фасада, аттиком. Тогда же антресоли появляются не только со стороны двора, но и надо всем домом.

В 1879 г. в глубине владения, во внутриквартальном выступе его территории, по-прежнему располагается сад. В это время на месте прежних деревянных служб строятся одноэтажное каменное строение с примыкающим к нему деревянным и рядом - одноэтажное деревянное нежилое с каменным брандмауэром. Владелицей участка в этот период остается Е.О.Жаркова - теперь тайная советница.


60.

1874 год. Экспликация к плану домовладения 1874 г.: 1,3 - деревянное одноэтажное жилое, 2 - деревянное одноэтажное жилое с антресолями, 4 - одноэтажное жилое деревянное на каменном фундаменте с антресолями, 5,6,7 - одноэтажные нежилые деревянные.


61.

1874 год. Генеральный план домовладения ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


62.

В 1889 г. собственником участка числится московский купец и потомственный почетный гражданин Николай Гаврилович Зимин - известный табачный фабрикант . В том же 1889 г. вместо «пришедших в ветхость» старых ворот по красной линии Дегтярного переулка он ставит во владении новые, с металлическими створками на каменных столбах.


63.

1889 год. Проект ворот в домовладении Н.Г.Зимина ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.

В 1896 г. по красной линии переулка на месте старого одноэтажного деревянного жилого дома новый владелец строит по проекту архитектора Эдмунда Станиславовича Юдицкого двухэтажное, с полуподвалом, каменное здание, с проездом во двор, полностью сформировавшее фронт застройки домовладения со стороны переулка. Дом имеет в плане форму почти правильного квадрата со «скошенным» юго-западным углом. Со стороны двора к нему примыкают сходы в подвальный, частью жилой, этаж.

В экспликации к проектному чертежу 1896 г. читаем: «3) возвести брандмауэр по линии хх одновременно со строением А, 4) над проездными воротами в строении А устроить сплошной кирпичный свод без употребления железных балок и реек, 5) железным частям конструкций придать пятикратную, а чугунным - десятикратную прочность, 6) построить строение А с постановкой его средних выступов фасада по утвержденной линии...».

Проект внутренней планировки помещений здания, датированный апрелем 1896 года, затем был уточнен вариантом проекта от 6 июня. Тогда же были откорректированы разрезы, в частности, уточнена форма светового фонаря над центральной лестницей. Этой же датой помечен и проект главного фасада нового здания.

Согласно пометке, датированной 23 декабря 1896 года, строительство здания было окончено вчерне в тот же строительный сезон.


64.

1896 год.Генеральный план домовладения с проектом строительства нового двухэтажного здания по красной линии Дегтярного пер. ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


65.

1896 год. Проект фасада вновь возводимого здания в домовладении Н.Г.Зимина. Арх. Э.С. Юдицкий ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


66.

1835 год. Проект нового особняка в домовладении Н.Г.Зимина. Арх. Э.С.Юдицкий. Разрезы ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.


67.

1896 год. Проект нового особняка в домовладении Н.Г.Зимина. Арх. Э.С.Юдицкий. Разрезы ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (быв.Сретенская), № 27-28.
71.


72.


73.

2010 год.
_______

1. ЦГАДА, ф. 931, оп. 2, д. 5265
2. ЦИАМ (ЦХД до 1917 г.), ф. 105, оп.9, д. 779.
3. ЦИАМ (ЦХД до 1917 г.), ф. 105, оп.1, д.ь1937
4. ЦАНТДМ, Арбатская, бывш. Сретенская ч., д.27-28, е.х. 1
5. К. Полунина, Историческая записка - в составе проекта реставрации, 1980 г., Институт "Спецпроектреставрация", шифр 446, Арх. № 1501
6. Романюк C.K. Переулки старой Москвы. М., 2013, с. 642
7. По иным сведениям - Мемнонова Н.А. - см. Акт технического состояния объекта, приложение к охранному обязательству от 18.10.2010 г. № 16-23/005-882/10. В то же время проектные чертежи из архива ЦАНТДМ подписаны техником архитектуры Э.С.Юдицким. По всей видимости, ошибочное авторство впервые указано в предварительном техническом заключении 1980 г., содержащемся в составе предварительных работ ин-та Спецпроектреставрация 1981 г., т.1, шифр 446, арх. № 1695, откуда ошибка и перекочевала в последующие документы.

Архивные источники

— ЦИАМ, ф. 105, оп. 9, д. 779 - план части квартала, 1789 г.
— ЦИАМ, ф. 105, оп. 1, д. 1937 - план части квартала, 1795 г.
— ЦАНТДМ, ф. 1, Арб.ч. (бывш. Срет.), № 27-28
— Проект реставрации. Т. 2 - Историческая записка, сост. - К. Полунина М., 1980 г. - Архив института Спецпроектреставрация, 446, арх. 1501

Материалы из Отдела архивных фондов Мосгорнаследия:

— Проект реставрации. Предварительные работы. - МНРХУ «РОСРЕСТАВРАЦИЯ», 1981 г.
— Историко-архитектурное обследование центра г. Москвы. Моспроект-2, мает. № 17. 1988 г., квартал 244, т.1, т. 7
— Отчет о реставрации живописи интерьера «Зимний сад» памятника архитектуры «Дом Зимина». 1993 г. - МНРХУ «РОСРЕСТАВРАЦИЯ», составитель - А.И.Олиференко
— Научно-проектная документация. Раздел 2 - Историко-архивные и библиографические исследования. РСК "Архитектурное наследие", 2015 год.

Библиография

— Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И. Москва. Архитектурный путеводитель. - М., 1997.
— Курлат Ф.Л. Москва: от центра до окраин. - М., 1988.
— Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989, с. 192-193
— Романюк С.К. Из истории московских переулков. - М., 1998.
— Романюк С.К. Переулки старой Москвы. М., 2013, с. 642.

Спасибо, есть что добавить?