создать условия для обучения учащихся умению писать заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать разви­тию речи, фонематического слуха, памяти, орфографического навыка написания имен собственных, предложения; содействовать воспитанию активности в работе, старательности, аккуратности, привычки правильно сидеть при письме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку (письмо)

по теме:

«Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш».

1 класс

Учитель: Абакумова Л.Б.

Тема:« ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Ш, ш ».

Цели: создать условия для обучения учащихся умению писать заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти, орфографического навыка написания имен собственных, предложения; содействовать воспитанию активности в работе, старательности, аккуратности, привычки правильно сидеть при письме.

Ход урока:

I.Организационный этап

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадки.

Проверка готовности к уроку.

II. Этап подготовки учащихся.

Вступительное слово учителя.

Каждый ученик получает карточку со словами; «мы...», «лы...», «ма...на», «сту...», «лу...».

Учитель читает стихотворение, учащиеся вписывают в слова слог жи или «печатают» в слова сочетание ши.

Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут... (мыши).

Не поедут без бензина

Ни автобус, ни... (машина).

По полям бегут ручьи, На дорогах... (лужи). Скоро выйдут муравьи после зимней... (стужи).

Если с крыши потекло

И сугробы ниже –

Значит, солнце припекло,

Убирайте.., (лыжи).

С. Маршак

Естъ особенные слоги,

Их запомнить надо строго:

Жи и ШИ

Лиши всегда с И.

Л. Шмидт

Почему слоги ши вы «печатали»? Чему будем учиться на уроке? (Научимся писать букву Ш, ш, слова и предложения с этой буквой; писать слова с сочетаниями ши, жи.)

III. Этап усвоения новых знаний.

1. Работа с образцом заглавной буквы Ш.

- Рассмотрите образец заглавной буквы Ш. Опишите направление движения руки при написании буквы Ш. (Буква Ш состоит из трех элементов. Заглавную букву Ш начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней

линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Начинаем писать третий элемент. Он находится на том же уровне, что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.)

Запишите букву в воздухе; в тетради под счет «и-раз, и-два, и-три, и».

Самостоятельно обведите и допишите буквы и слова на 1-4-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь

учащимся.)

2. Слуховой диктант.

Запишите первую букву слова. (Ира, Шура, Иванов, Шаров, Игорь, Шахова.)(Учащиеся объясняют, почему записывали заглавные буквы.)

Физкультминутка

Две кукушки, две болтушки

Повстречались на опушке,

Сели радом на суку

И кричат: «Ку-ку!.. Ку-ку!..»

Если хочешь - посчитай,

А не хочешь - вылетай.

(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)

3. Работа с образцом строчной буквы ш.

- Рассмотрите образец строчной буквы ш. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Опишите направление движения руки при написании строчной буквы ш. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается на середине рабочей строки.)

- Запишите букву под счет «раз-и, два-и, три-и». Самостоятельная работа на 1-4-й строчках, (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

- Чем похожи и чем отличаются буквы ШиИ?

IV. Этап закрепления знаний

1.Работа со скороговоркой.

Запишите и разучите скороговорку. Подчеркните в словах

букву ш .(Работа в парах по произнесению скороговорки, взаимооценка)

2. Письмо слов и предложений по образцу.

1) Прочитайте пару слов: ерш - ерши.

- Какое правило надо вспомнить при письме этих слов? Запишите слова. Подчеркните сочетание ши.

2) Прочитайте и запишите предложения по образцу.

3.Игра «Поиграем в буквы».

Подберите гласные буквы так, чтобы получилось слово.

Запишите полученные слова на строчках.

А и

Ж и Ш а

Ы у

О ы

Л Л

4.СКАЗКА ПРО БУКВЫ

Буквы Ж и Ш были настоящими друзьями. Они, конечно, дружили и с остальными буквами алфавита, но между собой особенно, так как родились в один день, то есть были братьями-близнецами.

Они всегда вместе отмечали свой день рождения, вот и на этот раз решили сделать так, как всегда.

Братья пригласили на свой праздник всех друзей, то есть весь алфавит от А до Я.

Все буквы пришли с подарками, как же на день рождения и без подарка. Братья-близнецы получили от своих друзей всё, что они любили больше всего: желтые шарики, железные гвозди, шёлковые шарфики, шерстяные шапочки и много чего другого. И только буква Ы не принесла ничего.

Но братья-близнецы не обиделись, они считали, что совсем не важно, кто что принёс или совсем не принёс, важнее, что все пришли и поздравили их с праздником. Они угощали своих гостей жареной картошкой, пирожками, компотом из свежей черники, шоколадом.

Все гости ели с большим аппетитом, им всё это очень нравилось, И только буква Ы, уплетая за обе щеки жареную картошку, недовольно сказала:

Ах, что это за еда: пирожки, шоколад. Я больше люблю сЫр, колбасЫ.

Ж и Ш немножко обиделись, но спорить не стали, потому что считали, что гостей обижать нельзя.

После обеда все стали играть в шашки, шахматы и жмурки. Была очень весело. И только буква Ы отошла в сторонку, показывая всем своим видом, что ей скучно.

Теперь братья обиделись по-настоящему, но промолчали, потому что были очень вежливыми.

С тех самых пор буквы и Ш не хотят становиться в словах перед буквой Ы. (По Л. Шмидт.)

5 .Пальчиковая гимнастика

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки,

Ну, а теперь, мы от земли отталкиваем тучки.

IV.Этап применения знаний.

1)Подбор слов к моделям.

Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются? (Отличаются первым звуком.)

- Прочитайте слово к первой схеме. (Жил.)

- Какой звук заменим? Над звуком [ж] колокольчик, а во второй схеме его нет. Каким звуком заменим [ж]? Назовите новое слово. Запишите его справа от схемы. (Жил - шил.)

Аналогичная работа со словами «жар» - «шар», «жаль» -«шаль».

2)Вписывание в слова букв ж или ш .(Самостоятельная работа после обсуждения).

3) Дифференцированная работа.

1.Деление слов на группы.

Прочитайте слова, назовите буквы на следующих строчках. Определите задание. (Разделить слова на группы и записать: слова со звонким согласным [ж] рядом с буквой Ж, слова с глухим [ш] -рядом с буквой Ш.)

2.Списывание слов и предложений письменными буквами с печатного образца.

4) -Впишите пропущенные буквы. Соотнесите предложения и картинки.

5) кроссворд(работа в группе).

V. Этап обобщения и систематизации знаний.

С написанием каких букв познакомились сегодня на уроке?

В чем особенность этой буквы?

Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Мориц и запомните слова с сочетаниям ж и, ши.

Что такое вышина?

Тучи, ветер, тишина.

А за тучами гуляют

Солнце, звезды и луна.

VI.Этап подведения итога урока.

Устное оценивание активности и работы учащихся.

VI.Рефлексия.

Просмотр собственной работы в прописи и самооценка с помощью квадратиков различных цветов:

желтый - отлично

зеленый- хорошо

красный – что-то не получилось.


Цель урока: формировать умения писать заглавную и строчную буквы Ш ш; развивать моторику, фонематический слух. Задачи: 1. Предметные: -освоить алгоритм написания строчной и заглавной буквы Ш ш -сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы Ш ш; -выполнять звуковой анализ слов со звуком [ш]; -использовать заглавную букву в именах собственных. 2. Метапредметные: а) познавательные УУД: -развитие внимания, творческого мышления, зрительной памяти учащихся. б) коммуникативные УУД: - проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог. - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; в) регулятивные УУД: - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике; - формировать умения выполнять свои действия по образцу; 3. Личностные: - проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: обучение грамоте. Письмо.

Тема урока: Строчная и заглавная буква Ш ш

Цель урока : формировать умения писать заглавную и строчную буквы Ш ш;

Развивать моторику, фонематический слух.

Задачи:

1. Предметные:

Освоить алгоритм написания строчной и заглавной буквы Ш ш

Сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы Ш ш;

Выполнять звуковой анализ слов со звуком [ш];

Использовать заглавную букву в именах собственных.

А) познавательные УУД:

Развитие внимания, творческого мышления, зрительной памяти учащихся.

Б) коммуникативные УУД:

Проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог.

Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

В) регулятивные УУД:

Учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

Формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

Проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость

Тип урока : изучение нового материала

Формы работы обучающихся : фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор и экран.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться

Мы пришли сюда учиться.

Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным? (хорошее, деловое, рабочее)

Я желаю вам до конца урока сохранять хорошее деловое настроение.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

К нам сегодня на урок письма придут в гости литературные герои. Кто?

Узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма.

Скажите из какого произведения герои и кто его автор.

Это герои одного из произведений Эдуарда Успенского. Как оно называется?

Первый наш гость-Дядя Федор предлагает игру « Полубуковка»

Работать будем в парах. Вспомните правила работы в парах.

Не перебивать.

Не выкрикивать.

Слушать друг друга.

Помогать друг другу.

  1. Дописать буквы. - Назовите правильно эти буквы.
  2. Из букв составить слово.

Л о к а ш

Составить слово Школа

Что можем сделать со словом?

А можем написать слово? Почему?

3.Целеполагание.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Письмо заглавной и строчной букв Ш ш

Чему нам надо научиться сегодня?

Определяем цель урока.

Научиться писать …… буквы

Слоги

Слова

Какой звук обозначает буква ш

На какую букву похожа ш?

Из каких элементов состоит?

4. « Открытие» нового знания .

Объяснение написания буквы

Начинаем писать от верхней строчной линии, ведем вниз прямую линию с закруглением вправо, ведем до верхней строчной линии. Не отрывая руки, ведем вниз прямую линию с закруглением вправо до верхней линии рабочей строки. Снова, не отрывая руки, пишем третью прямую линию с закруглением вправо до середины рабочей строки.

Повторение правил посадки.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Письмо под счёт.Письмо в воздухе.

Сейчас мы еще раз повторим написание буквы ш под счет.

Выберите, какой способ вам подходит.

Запишите в тетрадях по 3 буквы И и Ш.

Возьмите карандаш и обведите в круг самую красивую букву.

5.Первичное закрепление.

Запишем буквосочетание.

Какие буквы с буквой Ш пишутся нижним соединением?

А для написания каких букв потребуется верхнее соединение?

Как правильно писать сочетание ШИ?

Отгадаем загадки и запишем слова.

Загадки:

Ими все мы слушать можем,

Слух у нас отличный!

Но подслушивать негоже,

Это неприлично!

Стоит веселый, светлый дом.

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и считают.

Рисуют и читают.

Уши школа

Разделите слова на слоги и поставьте ударение

Физкультминутка под музыку(для глаз)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Готовы ли вы самостоятельно применить умение писать букву ш?

Задание более сложное.

К нам в гости спешит Матроскин. Он просит нас о помощи.

Дополните предложения.

Помогут вам слова-подсказки.

Наступила….

Матроскин надел валенки,

Слова для справок: лето пальто

Осень футболка

Зима кепка

Весна шарф

Шубу

Запишите слова. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

Посмотрите, что принес нам Шарик?

Почему он эту букву принес?

Написание буквы Ш.

Начинаем писать немного ниже середины междустрочного пространства. Делаем закругление и ведем прямую линию до нижней рабочей строки. Закругляем вправо и пишем вверх до середины междустрочного пространства. Потом проводим прямую линию с закруглением вправо до середины рабочей строки.

Напишите 3 заглавные буквы Ш.

Физкультминутка.

7. Включение нового знания в систему знаний и развитие умений.

Помогите Шарику выполнить задание.

Вставьте подходящие слова: умный, красивый, красный, свежий.

шарик-

Шарик-

Прочитаем слова.

Одинаковы ли они по звучанию?

А пишутся одинаково? Почему?

Почему одно слово написано с заглавной буквы, а другое -со строчной?

Какие слова подходят к шарику воздушному? Шарику-собаке?

Кто спешит на наш урок?

Почтальон Печкин принес подарки, но не знает кому их раздать.

Посмотрите на предложение и найдите одинаковые по написанию слова.

Одинаково ли они произносятся?

Поставьте ударение. Расскажите, кому какие подарки принес Печкин.

Кукла чья?

Мишина что?

Машина кукла.

Мишина машина.

Прочитайте правильно эти предложения.

8. Рефлексия деятельности.

Чем занимались на уроке?

Чему научились?

Итак, целью нашего урока было:

Научиться писать заглавную и строчную букву Ш ш, слоги, слова

Продолжите предложение:

Сегодня на уроке работали хорошо…..

Ребята, приближается Новый год. Я предлагаю собрать посылку для наших героев. Они наверняка будут наряжать елку. Давайте соберем игрушки.

Зеленые шарики - доволен своей работой, все получилось

Желтые - если что-то было непонятно, что-то не получилось.

Красные - очень трудно,непонятно,надо поработать.


Место работы:

МБОУ «Сазоновская средняя общеобразовательная школа»

Должность: учитель начальных классов

Урок обучения грамоте в 1 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока:«Строчная буква ш»
Место урока в теме: 1-й урок Тип урока: открытие новых знаний
Проект учебного занятия разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит технологическую карту урока и отражает требования системно-деятельностного подхода в обучении. Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа"

Проект учебного занятия по обучению грамоте. Обучение грамоте «Перспективная начальная школа» Учитель: Романова Неля Николаевна МБОУ «Сазоновская средняя общеобразовательная школа» Тема учебного занятия: « Строчная буква «ш» Место урока в теме: 1-й урок Тип урока: открытие нового знания

Цель и ожидаемый результат : научить писать строчную букву «ш»,уметь отличать её от других букв и находить в словах

Задачи урока (деятельность учителя): 1. Научить писать строчную букву «ш». 2. формировать умение писать слоги с буквой «ш» 3. Актуализировать знания о написании слов и с изученными буквами и буквой «ш» 4.Уметь анализировать поэлементый состав букв.
Оборудование к уроку: Этапы урока; задачи в деятельности обучающихся Перед вами задача: узнать из каких элементов состоит эта буква?
Возьмите конверты, смоделируйте эту букву согласно нашего плана.
Прописываем только одни элементы.
Составим алгоритм написания буквы.

Сейчас будем учиться писать эту букву.(Учитель показывает образец написания буквы на доске).
На какие буквы ещё похожа эта буква?

Работаем в прописи.

Задание было несложным, писали по точкам. Сейчас будете писать сами. Что надо помнить?
Назовите их.

Пишем букву.

Эта буква состоит из линии с закруглением вправо и ещё двух таких же линий с закруглением вправо. Обучающиеся моделируют букву. Дети прописывают в прописи элементы. 1.От верхней линеечки ведём вниз наклонную линию, немного не доводя до нижней, закругляем вправо,доводим до верхней линеечки. 2.Пишем вторую наклонную линию с закруглением вправо, доводя до верхней линеечки. 3. Затем пишем третью такую же линию. Дети наблюдают.

Она похожа на букву: и,

Ученики по точкам пишут строчную букву «ш». Критерии правильности:

Соблюдение строки; -наклон; -аккуратность; -правильность написания элементов букв; -размер Обучающиеся пишут букву в прописи самостоятельно.

Какая следующая задача?

Прочитайте их в прописи.
Глядя на эталон напишите.

Эту задачу выполнили?
Какая следующая задача?
Физминутка: Если услышите звук «ш» в начале слова- руки поднимаем вверх, если в середине слова- ставим на пояс, если в конце- приседаем.
Посмотрите в прописи, есть ли задание к третьей задаче нашего урока.
Чем различаются слова?
По какому алгоритму будем писать?

Какие ещё слова написаны?

Прочитайте слова, которые написаны ниже. Найдите опасные места в них.

Сейчас взаимопроверка: поменялись тетрадями, взяли цветные карандаши. Что поможет проверить работу соседа?
Те слова, которые написаны красиво, правильно – подчеркнуть. Если с чем-то не согласны, обратиться за разъяснением к соседу.

Какую задачу выполняли?

Какая следующая задача?

Взаимопроверка.

Учиться писать слоги с буквой «ш»

аш, ош, ыш Дети пишут в прописи.

Да Научиться писать букву «ш» в словах. Обучающиеся выполняют физминутку на слышание звука.

Находят в прописи задание, читают слова(кошка, кашка,) Гласной буквой 1.Прочитать слово по слогам; 2.Посмотреть на соединения; 3.Пишем, диктуя по слогам; 4.Проверяем, прочитывая по слогам. (мышка, мишка). Различаются написанием одной буквы. Пишут в прописях. «Ши» нужно писать с буквой «и» Дети работают в прописи самостоятельно.

Критерии правильности.

Дети выполняют проверку в тетради соседа. Обращаются за разъяснением Третью задачу: писали слова. Уметь находить общий элемент в буквах. Работая в прописях, обучающиеся находят общий элемент в предложенных буквах и выписывают его.