Неумелое обращение с местоимениями может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания: Кто-то сказал, что я беру взятки. ...Яне могу с этим смириться, но это так!(Что это? - что «кто-то сказал» или что «беру взятки»?).
В предложении не должно создаваться условий для ошибочного понимания местоимений, как, например, в таком случае: На «Буревестнике» будет новая поточная линия. Она позволит предприятию перейти на выпуск обуви новых моделей. Уже подготовлены помещения и площадки для ее установки. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в той же грамматической форме рода, числа. А в этом предложении между местоимением ее и существительным линия оказалось еще одно существительное женского рода, единственного числа (обувь), что мешает правильному пониманию текста.
Приведем еще несколько примеров подобных ошибок: На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря; Готовится диспут на тему «Свободное время подростка и как его убить»; Воспитатель обращает внимание детей на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает... Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением, но в наших примерах это требование не выдержано.
Для устранения таких ошибок нужно изменить порядок слов (Пришло письмо на судно, и скоро оно снялось с якоря), отказаться от использования местоимения (кролик прыгает), переделать фразу (Как организовать досуг подростка? На эту тему готовится диспут).
Рассмотрим примеры стилистической правки предложений, в которых причиной речевых ошибок стали местоимения: Неотредактированный текст 1.
Выросло целое поколение, для которых война - история. 2.
Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия. 3.
Это сцена последнего свидания влюбленных, молча признавшихся в этом в последний момент перед всеми бойцами.
Отредактированный текст 1.
Выросло целое поколение, для которого война - история. 2.
Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия. 3.
Это сцена последнего свидания героев, которые молча признались в любви в минуты прощания перед всеми бойцами. 4.
Сок, выпитый во время еды, может усиливать брожение в кишечнике. Как видим, наиболее простой способ правки в подобных случаях - замена местоимения соответствующим существительным, но возможны и варианты. Так, во втором примере местоимение не согласовано с замещаемым существительным, редактор исправил эту ошибку [ср.: У железнодорожников пока всего пять очков, и он вынужден будет расстаться с высшей лигой (следует: они вынуждены будут...)].
В четвертом примере нет основания для употребления местоимения во множественном числе (они); редактору пришлось переформулировать предложение.
Иногда местоимение в тексте вовсе не подкреплено существительным, которое должно быть заменено: Не лучше ли покончить с ведомственностью, влить его (кого?) в систему государственного санитарного надзора (имеется в виду ведомственная служба, упоминание о ней - в предыдущем предложении: Ведомственная служба не имеет своего лица. Так что местоимение мужского рода - его - и вовсе не годится!).
Редактор следит за тем, чтобы выбор местоимений был точным, иногда возникает неоправданная замена одного местоимения другим, стилистическая правка в таких случаях не вызывает затруднения: Неотредактированный текст 1.
Ребята проводили время без никакой пользы. 2.
Создается впечатление таково, что вы ждете помощи со стороны. 3.
Не могли бы вы нам что-то посоветовать? 4.
Ни о какой-либо внезапности не может быть и речи. 5.
Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 6.
Напротив старого городского укрепления раскинулась современная Иена с ее цейсовскими заводами.
Отредактированный текст 1.
Без всякой пользы. 2.
Такое впечатление. 3.
Что-либо (что-нибудь) посоветовать. 4.
Ни о какой внезапности... 5.
Со всеми его медалями.
6 ...раскинулись современная Иена со своими цейсовскими заводами. Возвратно-притяжательные местоимения порождают в тексте двусмысленность, если в предложении есть два реальных субъекта действия, например: Врач попросил сестру взять в лаборатории свой анализ крови (его анализ или ее?). Правка требует уточнения: Врач попросил сестру, чтобы она взяла в лаборатории его (свой) анализ крови.
Употребление местоимений нередко создает речевую избыточность: Перед своей смертью преступник покаялся (уточнение своей излишне).
Николая Лукьяновича поздравили с его 80-летним юбилеем; Признание и успех не помешали ему в своем выступлении выразить свою большую благодарность своему учителю (только последнее местоимение может быть оправданно); Иван решил остаться работать в родной для него деревне. Подобные конструкции требуют устранения плеоназма. Правка- сокращение сводится к исключению лишних местоимений.
Местоимение – часть речи, включающая слова, не называющие предметов, их признаков и количества, а только указывающие на них: Он возьмет, Кто-то был здесь; Этот город, Некоторые трудности; Сколько книг, Оба вагона. Местоимения делятся на три группы по смысловой и грамматической соотнесенности с другими частями речи: 1) местоимения-существительные: Я, кто и пр.; 2) местоимения-прилагательные: Мой, такой и пр.; 3) местоимения-числительные: Столько, сколько-то и пр. Некоторые лингвисты выделяют еще группу местоимений-наречий: Где, куда, когда и др. Эта группа, например, выделена в школьном учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой "Русский язык. Теория. 5-9". Другие языковеды называют эти слова местоименными наречиями, а то и прочто наречиями.
Ошибки школьников в употреблении местоимений часто объясняются двумя причинами:
1) языковой небрежностью,
2) неверным пониманием семантики того или иного слова.
Примеры характерных ошибок
Особенно распространены ошибки в употреблении Личных местоимений, чаще всего – местоимений 3-го лица:
Герасим был очень предан барыне и сам её утопил. – Очень частая ошибка. Причина – непонимание того, что местоимение третьего лица обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Разумеется, здесь вместо "её утопил" нужно было написать: "утопил Му-му".
Кроме того, часты случаи лишнего, ненужного повтора местоимения 3-го лица в сложном предложении: Он говорит, что он не боится смерти.
Наконец, есть и ошибки, связанные с неправильным образованием падежной формы местоимения 3-го лица: У Насти было много работы, и ее могли выгнать с ней. – Впрочем, в данном случае, даже если исправить "ней" на "неё", фраза останется некорректной. Предлагаемый вариант правки: У Насти было много работы, и Настя могла лишиться места.
Встречаются и ошибки в употреблении личных местоимений 1-го и 2-го лица: Я первый раз был у меня на даче. – Здесь следовало употребить возвратно-притяжательное местоимение: Я первый раз был на своей даче.
Возвратное местоимение Себя "указывает на тождество объекта с субъектом. Не обладая формой именительного падежа, в предложении оно всегда является дополнением, т. е. выражает объект, который одновременно выступает и как субъект действия" (А. Н. Тихонов, "Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология", М., 2003, с. 298). Местоимение Себя должно относиться к подлежащему. Причиной ошибок чаще всего является то, что школьники не осознают особенностей значения этого местоимения. Кроме того, местоимение Себя часто употребляют зря, как лишнее слово.
Определительным местоимениям больше всего "не повезло" в школьных учебниках. Ни в учебнике под редакцией С. Г. Бархударова, ни в учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой нет сведений о значении местоимений этого разряда. Учебник для вузов "Современный русский язык" (Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова) предлагает такую дефиницию: "Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета". Однако это очень общее определение. При ознакомлении школьников с местоимениями этого разряда удобнее всего работать с лексическими значениями конкретных местоимений, т. е. с толковым словарем. Например:
Слова Всякий, каждый, любой различаются оттенками значения. Всякий – 1. «Разный, самый разнообразный, всевозможный»: Всякого рода возможности .
2. «Какой-либо, какой бы то ни было»: Отсутствие всякой системы, без всякого сомнения .
Каждый – 1. «Один из всех в данном количественном ряду»; «любой из себе подобных, взятый отдельно»: Дневник есть у каждого школьника; каждый третий день; на каждом шагу .
Кроме того, слово Всякий содержит оттенок обобщения, а Каждый предполагает ограничение определенным кругом: Всякому растению нужна влага; Каждому из новорожденных нужен особый уход .
Помимо этого, слово Всякий свободно принимает формы множественного числа, а Каждый – только при указании на определенное число предметов, а также в сочетании с существительными только множественного числа: Всякие книги – каждые три книги; всякие люди – каждые вторые сутки .
Любой – «какой угодно на выбор»: Отправить в любом почтовом отделении; приходите в любой день . (Значения слов Всякий, каждый, любой даны по материалам "Справочника по правописанию, произношению, литературному редактированию", Розенталь Д. Э., М., 1994.)
Однако школьники чаще всего ошибаются при употреблении различных форм местоимения Весь : Она имеет свое мнение, непохожее на всех. – Предлагаемый вариант правки: Она имела свое мнение, не совпадающее ни с чьим другим .
Притяжательные местоимения. Наиболее частые ошибки – употребление притяжательного местоимения одного лица там, где следовало выбрать местоимение другого лица или возвратно-притяжательное местоимение "свой": Мальчик очень грустил по дому, деревне и его семье. – Здесь следовало употребить местоимение Своей .
Встречается и грубое просторечие: Запорожцы ненавидели поляков и грабили ихние города . – Употребление формы "ихний" вместо "их" недопустимо.
Возвратно-притяжательное местоимение Свой обозначает признак по принадлежности любому из лиц, участвующих в беседе: Ты возьми свою сумку, Толя возьмет свой баул, а я понесу свой чемодан и Катину коляску . Это и является причиной частых ошибок: Катерина могла жить, как жила сестра своего мужа . – В данном случае следовало употребить местоимение 3-го лица в родительном падеже в значении притяжательного: Катерина могла жить, как сестра её мужа .
Местоимение Свой , как и возвратное местоимение Себя , часто употребляют зря, как лишнее слово: Всю свою жизнь Флягина преследует убитый им монах .
Ошибки в употреблении Вопросительных, отрицательных, указательных и Неопределенных местоимений значительно более редки, однако всё же встречаются: Раскольников и Соня грешат из-за того, что ни у кого из них не было денег на существование. – Здесь явно следует употребить личное местоимение: Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них не было денег на существование . Кроме того, в данном примере наблюдается и ошибка в формах глагола: в главном предложении глагол-сказуемое в форме настоящего времени, а в придаточном – в форме прошедшего времени. Это искажает смысл. Возможные варианты правки:
А) Раскольников и Соня грешили из-за того, что у них не было денег на существование. Б) Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них нет денег на существование.
Материал для коллективной работы
I) Личные местоимения.
1. Герасим очень волновался, потому что это был приказ барыни, а потом пошел и сам от нее избавился.
2. И для Ахмадулиной, как и для каждого человека, место, где она провела много счастливых дней, все-гда будет очень дорого для нее и останется в памяти на всю жизнь.