Анализ стихотворения Тютчева "Не то, что мните вы, природа..."
Для Тютчева характерно представление о всеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего мира и состояний человеческой души. Это представление во многом определило не только философское содержание, но и художественные особенности тютчевской лирики.
«Не то, что мните вы, природа…» написано не позднее 1836 года в Мюнхене. Тютчев блистал в одном из знаменитых центров европейской культуры как в ученом и литературном мире Мюнхена, так и в придворном, дипломатическом и светском кругах. В литературе широко распространено убеждение, что Шеллинг оказал сильное влияние на формирование философского миросозерцание поэта. Тютчев глубоко проникся «поэтическими» сторонами философской системой немецкого мыслителя и сумел найти для них высокохудожественное выражение.
В 1836 году Тютчев переслал в Петербург рукописное собрание своих стихотворений. Они попали к Жуковскому и Пушкину, поэты по достоинству оценили стихи.
В лирике Тютчева «поэтизация» природы доведена до наивысшей точки своего выражения. Ярким примером служит стихотворение «Не то», в котором автор говорит такими словами, какими принято говорить о человеке:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Полемическая запальчивость этого стихотворения вызывает естественный вопрос: кто эти «вы», которых далее поэт, обращаясь к читателю, называет в третьем лице - «они»?
Как известно, в первопечатном тексте цензура исключила две строфы - вторую и четвертую, неприемлемые с ортодоксально-церковной точки зрения. Пушкин, со своей стороны, настоял на том, чтобы выброшенные строфы были отмечены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность стихотворения. Точки же недвусмысленно указывали на то, что это дело рук цензуры, а не редактора. Позднее Н. В. Сушков просил Тютчева вспомнить недостающие в стихотворении строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти.
И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи - взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа- «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.
Тютчев выступает против сторонников «вульгарных механистических представлений о природе как о голом механизме, бездушной машине»:
Они не видят и не слышат,
Живут в сём мире, как впотьмах,
Для них и солнцы знать не дышат
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!

И языками не земными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Стихотворение написано в форме обращения, у него нет заглавия, что предает более глубокий смысл. Произведение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы.
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» является настоящим натурфилософским исповеданием веры Тютчева. Полемический тон сочетается в этом стихотворении с чувством большой человечности. Автор заканчивает его словами, в которых меньше всего осуждения по адресу тех, кто думает иначе:
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой!
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на "и", "а", и "о" придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно же оно звучит благодаря употреблению устаревших слов ("лик", "чрево", "древо") и ударения ("приклеил") Особая же смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры:
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение ("Солнцы не дышат", " не совещалась в беседе дружеской гроза"), метафоры ("весна не цвела", "ночь нема была"), сравнения ("живут в сём мире, как впотьмах"). Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию.
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Ф.И. Тютчева о пленительной русской природе. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей.

Фёдор Иванович - один из известнейших поэтов в русской литературе, его имя тесно связано с политической и и жизненными водоворотами.

Фёдор Тютчев - поэт-мыслитель

В нём угадывался мыслитель. Он запомнился, несмотря на то что оставил после себя немногое: несколько статей, переводные и оригинальные стихотворения, далеко не все из которых удачные. Но ведь среди других есть жемчужины мысли, глубочайшие и тонкие наблюдения, бессмертные выражения, следы грандиозного ума и вдохновения. Всю жизнь он писал стихи, чтобы найти себя, лучше понять свой так что его читатель ещё и свидетель духовной работы поэта по самопознанию. Фёдор Тютчев писал, испытывая потребность высказаться самому себе. Он очень чуток к природе. Его ловкость в обращении с образами стихии - это дар, который можно заметить невооружённым глазом. В стихотворения поэта приятно всматриваться, их интересно изучать, разбирать - образы заключают в себе множество потайного смысла, именно поэтому так увлекателен их анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - стихотворение, написанное Тютчевым в 1836 году, несёт в себе важную Мысль поэта. Но какую? Это мы и попробуем выяснить.

У гениев мысли сходятся

Прежде чем начинать следует познакомиться с событиями, которые повлияли на его появление и послужили вдохновением для поэта. Больше всего сходств его мысль имеет с натурфилософией Фридриха Шеллинга, немецкого мыслителя. Творческие взаимосвязи между ними прослеживались неоднократно, интерес к его творчеству зародился ещё в те времена, когда поэт примкнул к будущим славянофилам, которые разделяли эстетику и романтическую метафизику немецкой литературы, в частности Шеллинга. Тютчев не был плагиатором, он не заимствовал сами идеи, лишь обращал внимание на постановку отношений человека и природы, человека и Вселенной, на одухотворение Космоса и понятия мировой души. Русский поэт был одним из самых верных последователей идей немца и долгое время придерживался концепций Шеллинга. Также это стихотворение Ф. И. Тютчева - протест против эссе Гейне, которые публиковались во Франции и критиковали позицию Фридриха, Гофмана и Новалиса и их натурфилософию.

Роль обращения в стихотворении

Если обратить внимание, то всё стихотворение построено как обращение к читателю - вот с чего стоит начать анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - это послание поэта к нам. Если глобализировать явление, то всю литературу можно назвать диалогом творца и его читателя. Если в некоторых произведениях это не бросается в глаза, то здесь Фёдор Тютчев задаёт нам вопросы, предлагая самим отыскать на них ответы и подумать над вопросами, которые могут показаться вечными. Обращение заставляет нас ощутить присутствие поэта, словно он наш собеседник, и в то же время позволяет уединиться с самим собой, заглянуть вглубь своего внутреннего мира и поразмышлять на предложенную тему. Мы не видим лирического субъекта, а лирического героя, в котором присутствуют черты самого Тютчева, потому что ему самому были близки подобного рода рассуждения. Благодаря обращению выстраивается диалог лирический герой - читатель, что делает стихотворение доступнее, оживляет его.

Отточия и главный смысл

Не будет полным, если обойти вниманием наличие отточий. Вместо них были строфы, но они по тем или иным причинам были изъяты цензурой. После такой процедуры они обыкновенно теряются и редко когда обнаруживаются. Так произошло и с данным стихотворением.

Однако, несмотря на то что некоторые куски отсутствуют, стихотворение не потеряло свой смысл. Главная его идея - тема взаимоотношений человека и природы. Подчёркивается важность способности человека чувствовать, потому что если человек «глух», то он и не живёт вовсе. Если для таких людей природа не имеет ни смысла, ни лица, то для Тютчева она важна и является «голосом матери самой». Именно образами природы поэт выражает сокровенные эмоции, задаёт волнующие его вопросы, ищет ответы в чём-то первозданном. Тютчев не просто рассматривает природу, любуясь ею, она наталкивает его на философские размышления, в ней поэт видит живой организм со своими чувствами, со своей душой и жизнью, законы которой не всегда в силах постичь человек.

Образ природы в лирике Тютчева

Природа - один из главных персонажей в стихотворениях Тютчева. Причём присутствует она зачастую не как фон для размышлений, а как действующее лицо, в его поэзии природа имеет лицо, она говорит, мыслит, чувствует.

Всё в ней кажется Фёдору Ивановичу полным особого смысла, который она стремится донести человеку. Но человек не всегда слышит природу. Чтобы понять, что она говорит, ему нужно слушать не ушами, а сердцем, пропуская всё через свою душу. Стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») не может быть построен без отсылки к этому образу, который играет здесь ключевую роль. Олицетворение природы делает её ещё более похожей на большой живой организм, с которым тесно связан каждый из нас, но всякий может заговорить с ним на одном языке, это требует соответствующего духовного воспитания, мягкость сердца и души. Природа выступает разнообразной: она способна быть могущественной, опасной, не знающей компромиссов, а может быть похожа на прекрасного и светлого ребёнка.

Лёгкие стихи Тютчева: в чём секрет?

После некоторых стихотворений остается странный осадок, какая-то тяжесть, когда мысли начинают неприятно роиться в голове.

Но вот после лирики Тютчева такого не наблюдается - в ней есть какая-то неясная лёгкость. Это не значит, что после неё человек не погружается в размышления, один тольео стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») уже тому подтверждение, ведь мысли, рассуждение, изучение тонкостей стихотворения. Просто Фёдор Тютчев предлагает нам мыслить всем понятными образами, которые не требуют подготовки, они предельно ясны и просты, как и всё гениальное. Природа - это и загадка, и то, что окружает нас с самого нашего рождения, что же может быть нам ближе? Духовная близость человека и природы - вот ключ, которым так умело оперировал поэт. Тема этих взаимоотношений знакома каждому из нас, построена она на чувствах и эмоциях, а не на чём-то научном и труднодоступном. Каждый новый анализ стиха Тютчева приближает нас к природе, которую так любил, уважал и одухотворял поэт.

Многое в поэтике Ф. И. Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один сопоставлял явления природы с душевными переживаниями человека. Но в то время как у других подобный приём сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.
Основная черта, преобладающая в лирических произведениях Тютчева, - это какое-то всеобщее предметное чувство, носящее космический характер. В то же время чувство имеет вполне объективный и реалистический характер. Тютчев ощущал себя частицей мира, а потому считал все чувства и настроения человека проявлением космического бытия как такового. Жизнь, явления и процессы, происходящие в ней, воспринимались поэтом как проявления самой природы, космоса, как состояния и действия живой вселенской души. Природа для него - сгусток страстей, сил, чувств, а отнюдь не мёртвый материал, послушный воле художника:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Так Тютчев начинает одно из своих стихотворений, созданное весной 1836 года. Это произведение в полной мере отражает те поэтические особенности, которые я прежде перечислил. Стихотворение передаёт на редкость живое и непосредственное чувство природы, царящее в сердце поэта. В нём нет ни мифологических образов, встречающихся в лирике Тютчева, ни явных олицетворений. Однако природа здесь рисуется как некое одушевлённое целое. И это не просто художественный приём. Только человек, искренне веривший в таинственную жизнь природы, мог с такой страстностью и убеждённостью говорить о её душе, свободе, любви и особом языке.
Первая строфа - это идейная основа стихотворения, главное положение, которое поэт всем дальнейшим содержанием объясняет и доказывает. Не случайно второе и третье четверостишия композиционно отделены от остальных. Этим поэт делает интонационные и тем самым смысловые паузы, отделяющие одну мысль от другой. Он предлагает задуматься нам над сказанным. Следующие после начальной строфы строки рисуют яркие образы окружающего мира:
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
Поэт обращается к читателю с риторическим вопросом. Но с какой целью? Какую идею он хочет донести до нас, рисуя образы природы? Ответ на эти вопросы мы узнаем только в самом конце стихотворения.
Замкнутая жизнь плода «в родимом чреве» не даёт ему возможность ощутить всю красоту и гармонию, царящую в природе. Он не осознаёт, что мир вокруг него дышит, живёт и радует тех, кто слит с ним воедино:
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
Для закрытой, ограниченной разумом души неповторимый мир красок и звуков недоступен. Поэт не разделяет в четверостишиях времена года, природные явления и образы. Наоборот, он старается соединить их, для того чтобы дать читателю прочувствовать всю полноту и цельность единой живой души мира. Окружающая природа - это солнечный, лучистый день и звёздная ночь, это моря, реки и леса, ведущие «языками неземными» разговор. Вслушайся в голоса природы, и в твоей душе расцветёт весна. Даже гроза, в реальной жизни столь опасное явление, в стихотворении преображается и становится «дружеской». Постепенно мы начинаем понимать смысл, который поэт вложил в образное содержание стихотворения. Образы природы служат Тютчеву для воплощения его дум о человеке.
Природа не раскроет свою душу тем, кто не верит и не хочет верить в неё. Не рационалистическое мышление, а чувство и созерцание способны приоткрыть двери в тайны мироздания и вселенской души.
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! Не тревожит
И голос матери самой!..
В последней строфе Тютчев метафорично называет природу «органом». Он говорит, что человек, для которого жизнь «органа» беззвучна, не способен встревожиться даже голосом матери. Главная идея стихотворения «Не то, что мните вы, природа» состоит в призыве поэта раскрыть свою душу навстречу музыке, звучащей в окружающем нас мире.
Интересно, как эта музыка звучит в самом произведении. Тонкий мастер, Тютчев не стремится блеснуть внешними эффектами и изысканностью формы. Поэт использует традиционный для его творчества размер - четырёхстопный ямб. В стихотворении нередки метрические перебои. Однако отступления от основного размера внутренне обоснованы, оправданы смыслом. Лишние безударные слоги придают произведению ритмическую выразительность, находящуюся в полном соответствии с содержанием. В стихотворении нет необычных слов и фраз. Простой, но мягкий поток слов приобретает звучание благодаря внутреннему смыслу стихотворения.
Исключительная насыщенность мыслью и совершенство её художественного выражения делают стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» ярким и эмоциональным. Палитра цвета, полифония звука, многообразие чувств - вот что пытается донести до человека поэт.

Читать стих “Не то, что мните вы, природа…” Тютчева Фёдора Ивановича сложно, ведь из-за религиозной цензуры из произведения были вырезаны 2 строфы. Несмотря на то, что работа является пейзажной лирикой, в ней нашли неприемлемые строки, восстановить которые так и не удалось. Поэт написал это творение, вдохновившись стихом Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Тот говорит о своей невероятной любви к природе, сравнивая её с матерью. В обеих работах есть некоторые схожие черты, не заметить которые невозможно.

Произведение Тютчева можно назвать обличительным. Автор искренне не понимает людей, которые не в состоянии оценить красоту природы, её непревзойденность и величие. Сам же он говорит о ней с упоением. “В ней есть душа, в ней есть свобода…” – пишет вдохновленный автор, и ему нельзя не поверить. Кстати, пейзажная лирика Фёдора Ивановича нередко отражает такое его видение окружающего мира. Он ставит свое мнение в противовес материалистам, которых считает пошлыми. Они не осознают того простого факта, что вторжение во владения природы – не что иное, как преступление. Религиозные же люди пытаются доказать, что она является обычным слепком, не имеющим никакой власти.

Текст стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» – это своеобразный протест поэта. Он яркий и искренний, страстный и непреклонный. Складывается ощущение, что автор борется за что-то невероятно ценное для себя. Он вкладывает в эту борьбу все силы, словно это жизненно важно для него. И действительно, природа всегда играла огромную роль в творчестве, а значит, и в судьбе поэта. Это невозможно не заметить, читая его работы. Кстати, их очень любят учить на уроках литературы в старших классах. А прочесть данное стихотворение онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…



. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик…

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах!

Для них и солнцы, знать, не дышат

И жизни нет в морских волнах!

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!


Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Другие редакции и варианты

29-32  Не их вина: пойми, коль можешь,

Органа жизнь, глухонемой!

Душа его, ах, не встревожит

        Совр . 1836. Т. III. С. 22.

КОММЕНТАРИИ:

Первая публикация - Совр . 1836. Т. III. С. 21–22, под номером XVI, в общей подборке, имеющей название «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф.Т.». Перепечатано - Некрасов . С. 65–66; Совр . 1850. Т. XIX. № 1. С. 65–66. Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 9–10; Изд. 1854 . С. 15; Изд. 1868 . С. 18; Изд. СПб., 1886 . С. 73; Изд. 1900 . С. 106–107.

Список Сушк. тетради содержит поправки Тютчева: вписаны 3-я и 4-я строки карандашом - «В ней есть душа, в ней есть свобода / В ней есть любовь, в ней есть язык…». В 12-й строке стояло слово «чудных» (оно воспроизведено в первом издании), которое исправлено на «чуждых». В 19-й строке было слово «солнце», исправлено на «солнцы», «дышет» исправлено на «дышат». В конце 20-й строки поставлен вместо точки восклицательный знак, в конце 2-й строки - многоточие. Отточиями обозначены пропущенные 2-я и 4-я строфы.

В списке Муран. альбома тютчевская правка текста Сушк. тетради не учтена, 19-я строка дана в прежнем варианте: «Для них и солнце, знать, не дышет». Тютчевский космизм мышления (поэт обозревает многие «солнцы» и чувствует их, многих, дыхание) здесь устранен. Последняя строфа представлена в каком-то компилятивном виде: 1-я строка - как в Совр . 1836 г. («Не их вина: пойми, коль можешь»), но 3-я строка - отчасти как в Совр . 1854 г.: «Увы! Души в нем не встревожишь», хотя окончание во втором лице плохо согласуется с 4-й строкой этой строфы.

Первое издание было подвергнуто цензурному исправлению - исключены строфы, как полагают исследователи, неприемлемые с ортодоксальной точки зрения. Но Пушкин сохранил след от пропущенных строф, заменив их точками (см. об этом: «Временник Пушкинского Дома». Пг., 1914. С. 14; Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1949. Т. 16. С. 144; Рыскин Е . Из истории пушкинского «Современника» // Русская литература. 1961. № 2. С. 199; Лирика I . С. 369–370).

Н.А. Некрасов перепечатал стихотворение, не воспроизводя поставленных в пушкинском издании точек, заменяющих пропущенные строфы. В дальнейшем печаталось так же. Разночтения коснулись последней строфы. В пушкинском Совр . она имела такой вид: «Не их вина: пойми, коль можешь, / Органа жизнь, глухонемой! / Души его, ах, не встревожит / И голос матери самой!..». Такой вариант строфы принял Г.И. Чулков (Чулков I . С. 246), считая, что Тютчев не очень дорожил рифмою, и консонанс (можешь - встревожит) «вовсе не оскорбителен для слуха» поэта (с. 384). Однако в некрасовском Совр . строфа была иной: «Не их вина: пойми, коль может, / Органа жизнь глухонемой! / Увы! души в нем не встревожит/ И голос матери самой!» В дальнейших указанных изданиях печатался этот вариант. В Изд. СПб., 1886 и Изд. 1900 текст стихотворения печатался таким, как в прижизненных изданиях 1850–1860-х гг., но приглушены восклицательные интонации. В Изд. СПб., 1886 появилась дата - «1829», но в Изд. 1900 она снята.

Датируется 1830–ми гг.; в начале мая 1836 г. было послано Тютчевым И.С. Гагарину.

Некрасов замечал в связи с этим стихотворением: «Любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления - вот главные черты таланта Ф.Т. Он с полным правом и с полным сознанием мог обратиться к непонимающим и неумеющим ценить природы с следующими энергичными стихами (здесь полное цитирование. - В.К .). Да, мы верим, что автору этого стихотворения понятен и смысл, и язык природы…» (Некрасов . С. 213). В Отеч. зап . С.С. Дудышкин дал эстетико-психологический комментарий: «Поэт ищет жизни в природе, и на его призывный голос она отзывается как истинно живой организм, полный смысла и чувства. Этому представлению природы поэт посвятил целое стихотворение, замечательное особенно по своей оригинальной форме. С первого взгляда подумаешь, что он говорит не о том, что так сильно занимает его самого, а о том, что вовсе не занимает других… (здесь полное цитирование. - В.К .) <…> Кроме второго куплета, не совсем поэтического, который мы отсылаем назад к автору для необходимого пересмотра, остальные стихи, все до единого, навсегда удержатся в литературе наравне со многими другими выражениями оригинального поэтического чувства. Этот немного жесткий, по-видимому, упрек поэта непоэтическим душам, в сущности, исполнен такой любви к природе и к людям! Как хотелось бы автору разделить наполняющее его чувство с другими, которые своею невнимательностью лишают себя одного из самых чистых наслаждений!..» (Отеч. зап. С. 66–67). Рецензент из Пантеона (с. 6) не принимает выражения «для них и солнцы, знать, не дышат».

Рецензент из ж. «Всемирная иллюстрация» (1869. Т. I. № 5. С. 75) сделал заключение о том, что «Тютчев, по преимуществу, поэт природы, пантеистический (не в смысле философском, но в смысле поэтического воззрения) взгляд на природу обнаружился в нем с самого вступления его на поэтическое поприще:


Не то, что мните вы, природа -

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.


Эти четыре стиха лучше всяких толкований объясняют суть поэтического склада Тютчева». Впервые в этой короткой заметке употреблено понятие «пантеизм» применительно к мировоззренческой позиции поэта.

Н. Овсянников (Московские ведомости. 1899. № 212, 4 авг. С. 4) отозвался в целом о лирике природы Тютчева: «На природу Тютчев смотрит также своеобразно. Что сказал Баратынский о Гёте, то самое может сказать о Тютчеве по отношению его к природе: оба поэта разумели ручья лепетанье и говор древесных листьев, для них обоих открыта была звездная книга, с ними говорила морская волна. Природа для Тютчева была не слепок, не бездушный лик, в ней, - говорил он, - есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». В.С. Соловьев отметил особое отношение поэта к природе: «Но у Тютчева, как я уже заметил, важно и дорого то, что он не только чувствовал, а и мыслил как поэт - что он был убежден в объективной истине поэтического воззрения на природу. Как бы прямым ответом на шиллеровский похоронный гимн мнимо-умершей природе служит стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа» (философ процитировал первую строфу. - В.К .) (Соловьев. Поэзия. С. 468). Вовсе не высшее знание, а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы: «Они не видят и не слышат…» (процитированы еще три строфы. - В.К .) (там же).

К.Д. Бальмонт подтвердил мысль Соловьева о том, что Тютчев верит в одухотворение природы, а не механически использует традиционный поэтический прием. «Никогда этого не может случиться с истинным поэтом-пантеистом. У Гёте, у Шелли, у Тютчева убеждение в том, что Природа есть сущность одухотворенная, гармонически сливается с поэтическим их творчеством, рисующим Природу живой. Тютчев искренно верит, более того он знает , что Природа не бездушный слепок, а великая живая цельность. С ним явственно говорят звезды, он чувствует жизнь морских волн, и буря, волнуя реки и леса, ведет с ним тайный разговор. Тех, кто не понимает голосов Природы, он справедливо называет глухонемыми, которых не тронет голос родной матери. К сожалению, число этих глухонемых чрезмерно велико. Лишь немногим эпохам и немногим личностям свойственно это тонкое проникновение в жизнь Природы и религиозное слияние с ней. То, что является совершенно простым, легко достижимым, даже неизбежным, в эпохи создания космогоний и легенд, становится почти невозможным для современного ума, полного религиозных предрассудков или заблуждений позитивной философии. Природа превратилась для людей в бездушную машину, служащую для утилитарных целей, в нечто второстепенное, подчиненное, придаточное» (Бальмонт . С. 84–85). Характерным выражением этого отношения к природе Бальмонт считает тургеневского Базарова. В дальнейшем изложении своих идей автор ведет к мыслям Тютчева о природе как «самодовлеющем царстве» («Природа знать не знает о былом, / Ей чужды наши призрачные годы…»).

В.Я. Брюсов (см. Изд. Маркса . С. XXXIII) видит в стихотворении выражение тютчевского пантеизма и связывает его таким образом с программным, по мнению исследователя, «По дороге во Вщиж» («От жизни той, что бушевала здесь…»): «Вполне понятно, что такое миросозерцание прежде всего приводит к благоговейному преклонению перед жизнью природы: «В ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык! - говорит Тютчев о природе. Эту душу природы, этот язык и эту ее свободу Тютчев стремится уловить, понять и объяснить во всех ее проявлениях» (с. 26). С.Л. Франк: «Его (Тютчева. - В.К .) интересует только объект, природа, мир; вся жизнь воспринимается им в категориях объективного, космического порядка. Природа есть для него сама по себе комплекс живых сил, страстей и чувств («не то, что мните вы, природа, не слепок, не бездушный лик - в ней есть любовь, в ней есть свобода, в ней есть душа, в ней есть язык»), а отнюдь не мертвый материал, который повинуется воле художника и в его руках служит послушным средством выражения его собственных чувств. И, с другой стороны, сама душевная жизнь человека ощущается им как область, входящая в порядок объективного бытия и подчинения космическим силам <…> Про душевно-мертвых людей говорится: «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела» <…> Все это у Тютчева не «образы», не символические приемы выражения душевных настроений, а восприятие их подлинной космической природы». Франк полагает, «что Тютчев-поэт с самого начала, искони живет в душе мира и себя самого сознает лишь звеном и проявлением этой объективной духовной жизни…», ученый обнаруживает в стихах поэта «космизацию души» (Франк . С. 10).