«Рожь» Художник И.Шишкин

Стихи Николая Алексеевича Некрасова о Родине поражают своей правдивостью и искренностью.

«Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны –
Я песни родине слагал!»

«Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!»

«М.Е.Салтыкову»

О нашей родине унылой
В чужом краю не позабудь
И возвратись, собравшись с силой,
На оный путь — журнальный путь…

На путь, где шагу мы не ступим
Без сделок с совестью своей,
Но где мы снисхожденье купим
Трудом у мыслящих людей.

Трудом и бескорыстной целью…
Да! будем лучше рисковать,
Чем безопасному безделью
Остаток жизни отдавать.

«Свобода»

Родина мать! по равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!

Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:

В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! не узнаешь ты слез!

С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,

Хочешь - останешься век мужиком,
Сможешь - под небо взовьешься орлом!

В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,

Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,

Так!.. но распутать их легче народу.
Муза! с надеждой приветствуй свободу!

«Не принижая ни на минуту, ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы всё же говорим – нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова » (А.В.Луначарский)

«Существо поэзии Некрасова, расширяя, толкуя, комментируя, можно действительно определить одним словом – «демократизм ».

«Отрывки из путевых записок графа Гаранского»

Я путешествовал недурно: русский край
Оригинальности имеет отпечаток;
Не то чтоб в деревнях трактиры были — рай,
Не то чтоб в городах писцы не брали взяток —
Природа нравится громадностью своей.
Такой громадности не встретите нигде вы:
Пространства широко раскинутых степей
Лугами здесь зовут; начнутся ли посевы —
Не ждите им конца! подобно островам,
Зеленые леса и серые селенья
Пестрят равнину их, и любо видеть вам
Картину сельского обычного движенья…

«Русь»

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!

Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая!

Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается,-

Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая,-

Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зернушку
Горы наношены!

Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь!..

Н. А. Некрасов родился и вырос в российской глубинке вблизи величественной Волги. Природа, которую автор полюбил с детства и пронес через все своё творчество, играет очень важную роль в его жизни и произведениях. «Я рос, как многие в глуши, у берегов большой реки» - так автор описывает свое детство в стихотворении «На Волге». Он проникновенно и нежно любил родной край «матушку-Русь» и проявлял свои чувства, воспевая её красоту с упоением, независимо от времени года или характера её проявления. Природу в своих произведениях автор одушевляет, наделяет неким образом и характером. Она может быть самой разной, и ласковой, и жестокой, но Некрасов одинаково нежно и сердечно любит её независимо от сиюминутных проявлений - безусловно. Именно такое отношение к описанию природы и прослеживается во всех произведениях автора.

Особенно трогательны строки из стихотворения «На Волге», где поэт признаётся в любви Величественной реке: «О Волга!...колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?». Столь искреннее и бескорыстное отношение к красотам родного края, говорит об истинной любви всем сердцем и всей душой. В стихотворении «Железная дорога», восторгаясь осенним пейзажем, Некрасов очень нежно, простыми народными словами описывает чудесное умиротворение и порядок в природе: «Славная осень! Морозные ночи, ясные тихие дни… Нет безобразья в природе!»

Некрасов изливал свою любовь к природе настолько сильно, насколько и горевал по беспросветной и тяжелой жизни крепостных крестьян. Образы природы в его произведениях очень ярко иллюстрируют положение в обществе того времени. Слезное переживание поэта за родной край передает образ природы в словах: «Сентябрь шумел, земля моя родная вся под дождем рыдала без конца…» Безутешная жизнь крестьян и безысходность сложившейся ситуации, навевает уныние, грусть и невозможность скорого решения этой проблемы в лучшую сторону. Его жизнь неразрывна с образом родного края: «В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать. Но ты не погибнешь, я знаю.»

Некрасов очень верил в русский народ, его силы и героизм. Он призывал к борьбе за свои интересы и знал, что народ все-таки проснется и воспрянет духом: «вы еще не в могиле, вы живы». По увиденной им картине положения в обществе, чаша горя людского уже до краёв полна и вот-вот ожидается буря. «Буря бы грянула что ли? Чаша с краями полна! Грянь над пучиною моря, в поле, в лесу засвищи, чашу народного горя всю расплещи!» Здесь, характеризуя положение в обществе, он мастерски использует описание природы.

Некрасов очень тонко чувствует природу, знает её характер и умеет передать свои чувства в образах проявлений природы.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой...

Н. А. Некрасов.

В “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова читаем: “Родина - отечество, родная страна, место рождения...” Можно согласиться с этим определением. Но более глубинный и духовный смысл этому слову дает Некрасов в стихотворениях “Родина”, “Тишина”, “Рыцарь на час”, “Поэт и гражданин”. Вот известные строки из стихотворения “На Волге”:

Но вдруг я стоны услыхал,

И взор мой на берег упал.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки -

Ползли гурьбою бурлаки...

Красавица-Волга становится для Некрасова “рекою рабства и тоски”, символом бедствий народных и великой скорби:

Волга! Волга!..

Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля...

Родина для Некрасова - не только родная земля, русская природа, но. и страдающий русский народ. С раннего детства поэт возненавидел крепостные порядки, царившие в имении отца-деспота. Он видел страдания матери, тяжелый труд крестьянских детей, слышал стоны бурлаков на Волге.

Стихотворение “Родина” - начало той поэзии, в которой зазвучали помыслы и чувства самого народа. Произведение во многом автобиографично. Воспоминания о матери, няне, родном доме омрачены чувством давящей несвободы:

Но помню я: здесь что-то всех давило,

Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.

Лирическое начало сочетается в стихотворении с активным неприятием отцов-тиранов, “разврата грязного и мелкого тиранства”. Поэт-гражданин не уходит и от суровых самооценок:

Научился я терпеть и ненавидеть,

Но, ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я...

Основные черты поэтического стиля Некрасова получили дальнейшее развитие в произведениях 50-70-х годов, в поэме “Кому на Руси жить хорошо”:

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая.

Ты и всесильная, Матушка-Русь!

В этой двойственности восприятия Родины заключены истоки некрасовской любви-ненависти. Поэт страстно желает ос вобождения народа, призывает встать в ряды борцов за народное счастье, к пробуждению гражданского самосознания:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Стихотворение “Рыцарь на час” - это голос проснувшейся совести. В произведении чувствуются жажда бодрости, силы, деятельного служения добру и одновременно неудовлетворенность бесполезной и расслабленной жизнью. Велика врачующая сила природы. Вспоминает поэт и свою мать-страдалицу, отдает себя на суд ей:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Образ матери в стихотворении предельно конкретен и одновременно предельно обобщен. Мать для поэта - символ всего лучшего, чистого. Именно у матери занимает лирический герой силы для будущей борьбы. Слова “мать” и “Родина” сливаются в масштабный образ Родины-матери.

Некрасов решительно выступает против излишней покорности народа-труженика. Трудно не почувствовать горький сарказм, которым проникнут финал стихотворения “Железная дорога”:

Выпряг народ лошадей - и купчину

С криком “Ура!” по дороге помчал... .

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

Да, Некрасов не певец смирения. Об этом говорит и “Песня Еремушке”. Лирический герой обращает к дремлющему младенцу (русскому народу) такие слова:

Будешь редкое явленье, Чудо родины своей;

Не холопское терпенье Принесешь ты в жертву ей:

Необузданную, дикую К угнетателям вражду

И доверенность великую К бескорыстному труду.

В поэме-эпопее “Кому на Руси жить хорошо” показано постепенное пробуждение крестьянского сознания (образы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны и др.). Тип интеллигента-разночинца воплощен в образе Григория Добросклонова. Григорий слагает песни о будущем Руси. Цель его жизни - освобождение России, счастье для него - в борьбе за справедливость. Заметим, что такая борьба была необходима и после отмены крепостного права.

“Довольно ликовать в наивном увлеченье,-

Шепнула муза мне,- пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..”

Думы о Родине, о предназначении поэта-гражданина, о жертвенности революционного служения составляют неотъемлемую черту некрасовской поэзии. И в наше время она служит образцом взыскательной любви к Отчизне, любви, которая учит нас не бояться правды, какой бы жестокой та ни была.