В центральной части города Пензы стоит прекрасное здание в стиле модерн с цветным майоликовым панно и башней, увенчанной четырёхгранным шатром. Автором романтического памятника архитектуры, построенного в 1912 году, является архитектор А.И. фон Гоген. Один из лучших в городе памятниовк архитектуры принадлежал когда-то Крестьянскому поземельному банку (до 1918 года), а с 1986 года в здании размещается Картинная галерея имени К.А.Савицкого.

Пензенская картинная галерея, образованная в 1892 году, – одна из старейших и крупнейших галерей в области, насчитывающая в наши дни более 12 тысяч единиц экспонатов. История галереи началась в январе 1892 года с завещания бывшего губернатора Пензенской области Н.Д.Селиверстова о передачи городу коллекции картин, библиотеки и более полумиллиона денежных средств на создание художественного музея и рисовальной школы. Через пять лет на пустыре за Соборной площадью было построено здание художественной школы с чудесными панорамами из окна на засурские дали. В этом же здании находилась и картинная галерея, директором которой был назначен К.А.Савицкий. Благодаря усилиям Константина Аполлоновича коллекция музея пополнялась творениями мастеров мирового искусства и ведущих мастеров России. В 1955 году после реорганизации музея картинной галереи присваивают имя К.А.Савицкого.

В наше время коллекция галереи состоит из произведений древнерусского искусства, русского искусства 18-20 веков, западноевропейского искусства, а также произведений известных пензенских художников. В экспозицию входят: графика, живопись, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства. В здании Пензенской областной картинной галереи регулярно проводятся выставки и концерты классической музыки.

Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого является наиболее посещаемым культурным местом города. Его имя хорошо знакомо ценителям и за пределами города.

Как создавалась

Картинная галерея (Пенза) начала создаваться в самом конце XIX века. Основоположником ее стал действующий губернатор Николай Дмитриевич Селиверстов. После своей смерти он завещал собранные им полотна на создание музея. Коллекция была показана в местной школе ремесла. Именно там была создана и первая картинная галерея. Пенза почтила память губернатора, назвав экспозицию именем Селиверстова.

Кроме картин, Николай Дмитриевич также завещал значительную сумму денег, которые были использованы согласно его воле. Спустя пять лет было построено отдельное здание для городского художественного училища. В этом же помещении была расположена картинная галерея. Пенза и ее жители, а также студенты, обучавшиеся в училище, приложили все усилия для обустройства и наполнения коллекций музея.

Не прошло и десяти лет после смерти губернатора Селиверстова, как вновь созданное училище уже смогло похвастаться художественной коллекцией разросшейся до трех отделов.

Общее количество экземпляров превысило две сотни экспонатов. В тот период было выделено три отдела галереи, содержавшие произведения художников голландской и итальянской школ, иностранных мастеров и русский отдел.

Вклад К. А. Савицкого

К. А. Савицкий возглавил училище сразу после его открытия. Именно по его настоянию было организовано общее (мужскоеи и женское) образование студентов. Благодаря конкретно его вкладу, были устроены отдельные художественные мастерские.

Многие известные художники дарили музею свои полотна. Ведь их цель была едина с Савицким - лучшая картинная галерея. Пенза и вся ее губерния была изъезжена Савицким. Он собирал в коллекцию различные редкие экземпляры искусства и быта. Константин Апполонович поставил перед собой серьезную задачу - максимально расширить экспозицию.

В наполнении музея участвовала вся Пенза. Картинная галерея, выставки которой прославляли город на весь край, пополнялась за счет пожертвований меценатов. Например, генерал Боголюбов еще при жизни передал в коллекцию более тридцати произведений искусства, а после смерти завещал еще почти две сотни художественных работ.

Оценка вклада Савицкого в развитие и сохранение культурного наследия города была поставлена значительно позже. Лишь в 1955 году его детище было удостоено чести носить имя Константина Апполоновича.

После Российской империи

После революции и смены власти города галерея и училище отделили друг от друга. Первую объединили с уже существовавшим краеведческим музеем.

Лишь спустя 10 лет галерее была возвращена ее независимость, которую она сохранила вплоть до наших дней.

Галерея сегодня

Сегодняшнее собрание произведений состоит из огромного количества экспонатов, число которых превышает 10 тысяч картин.

Постоянная выставка очень интересна и разнообразна. Даже самый придирчивый ценитель живописи сможет удовлетворить чувство прекрасного, посетив ее. В постоянной экспозиции вы сможете изучить более 1 000 лучших работ из собрания галереи.

Значительно выделяет нынешнюю постоянную выставку музея то, что она введена в содружество трех мемориальных музеев города, рассказывающих гостям о жизни и работе ученых и живописцев, чьи имена тесно связаны с пензенским краем.

Временные мероприятия

Музей стал местом, где регулярно проходят художественные мероприятия, музыкальные и кинематографические вечера, семейные праздники и даже свадебные фотосессии.

В последнее время галерея продвигает уникальный и интересный проект «Музей одной картины». Регулярные тематические вечера будут проходить всю весну. Премьера события назначена на март этого года. Темой первой ласточки стала картина И. И. Шишкина «Лес-осинник». Лекция сопровождалась показом кино, приуроченного к 185 юбилею великого русского художника.

Также музей одной картины планирует представить кино под названием «Прикосновение к тайне», в котором рассказывается о Варваре Римской-Корсаковой. Темой мероприятия стал ее портрет кисти Ф. К. Винтерхальтера.

Уникальный проект был по праву оценен знатоками и любителями живописи. Они с уверенностью заявляют, что побывать в Пензе и не зайти в знаменитую галерею означает не увидеть город в полной мере.

Старинное здание, возведенное в 1912 году под Крестьянский поземельный и Дворянский земельный банки по проекту петербургского архитектора Александра Ивановича фон Гогена в стиле модерн, и сегодня является украшением города. Поставленное в глубине усадьбы, оно обращено к зрителю главным фасадом, который отличается выразительной асимметричной композицией, ярким цветовым решением и пышным декором из майоликовой плитки.

После октябрьских событий 1917 года в здании находились советские и партийные учреждения. С 1986 года здесь разместилась Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого - старейший и богатейший художественный музей России, основанный в 1892 году. В основе - коллекция картин, завещанная Пензе ее бывшим губернатором Н.Д. Селиверстовым.

Сегодня в музее 14 тыс. экспонатов, среди которых общенациональные и мировые шедевры живописи. Постоянная экспозиция музея, расположенная на втором этаже здания, может удовлетворить самого взыскательного посетителя. Здесь находятся свыше 1000 лучших произведений из собрания музея. Большую ценность представляют картины итальянских мастеров XVII – XIX веков, написанные на библейские и мифологические сюжеты. Чрезвычайно интересен раздел фламандского и голландского искусства XVII столетия, где вы встретите полотна Адриана ван Остаде, Мейндерта Хоббемы, Симона Люттихейса, Яна Янсенса. Не менее яркими именами представлен и раздел французского искусства XVII – XIX века, где можно увидеть произведения Пьера Миньяра, Франсуа Ксавье Винтерхальтера, работы представителей барбизонской школы. Значительное место в экспозиции музея занимает раздел русского искусства, в котором нашли свое отражение все основные явления национальной художественной культуры XVII – XX веков. Здесь представлены такие имена, как Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Иван Макаров, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Архип Куинджи, Константин Коровин, Михаил Врубель.

Золотым фондом является собрание русского авангарда: около 40 произведений Аристарха Лентулова, более 30 произведений Роберта Фалька, произведения Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина.

Особенностью пензенской галереи являются три маленьких мемориальных музея, посвященных К.А. Савицкому, И.С. Горюшкину-Сорокопудову, А.В. Лентулову, творчество которых было тесно связано с Пензой.

В галерее постоянно устраиваются художественные выставки, музыкальные вечера, детские праздники.

Галерея открыта для посещения с 10 до 18 часов, кроме понедельника и четверга.

Филиалами галереи являются уникальный Музей одной картины им. Г.В.Мясникова и Музей стекла и хрусталя г. Никольска.

Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого - один из самых известных музеев Пензы и области, основанный ещё в далеком 1892 году. Дадим краткую историческую справку нашим пользователям. Основой создания музея явилась коллекция картин, пожертвованная городу пензенским губернатором Н. Д. Селиверстовым.
Первым директором училища и музея стал К.А. Савицкий, он внес огромный вклад в развитие сокровищницы, гордости нашего края. По его инициативе было разрешено совместное обучение юношей и девушек, устроены мастерские для художников-преподавателей.
Около 20 своих картин было подарено известными художниками. В поездках по Пензенской губернии вместе с хранителем музея В. М. Терёхиным Савицкий добывал для музея экспонаты прикладного искусства и предметы религиозного культа мордвы. Российская Императорская Академия отдала в дар музею много ценных экспонатов.
К 1902 году в музее насчитывалось уже 450 художественных произведений.
К. А. Савицкий стремился найти образцы самых лучших и известных мастеров нашей страны и зарубежья, чтобы познакомить жителей и гостей города с произведениями искусства.
Управление по делам искусств в 1937 году приняло решение об образовании Пензенской областной картинной галереи. В 1955 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР областной картинной галерее и Пензенскому художественному училищу, было присвоено имя К. А. Савицкого.
На данный момент коллекция состоит из произведений искусства XVII—XXI вв. и насчитывает свыше 14 тысяч единиц хранения! Придя в галерею, Вы познакомитесь с великолепными образцами западноевропейского, русского и советского искусств, а также с работами известных пензенских художников.
Стоит обратить внимание на собрание произведений голландских художников XVII века (Схалкен, Остаде Тенирс Младший), представителями французской и немецкой школ, и, конечно же, русских авторов XVIII—XX веков(полотна Рокотова, Левицкого, Макарова, Литовченко, Флавицкого, Айвазовского, Боголюбова, Саврасова, Васильева, Шишкина, Репина, Савицкого, Иванова, Врубеля, Пескова и многих других), а также советских художников (Фальк, Петров-Водкин, Самохвалов, Кириллова и др.).
В галерее собраны картины самых разных направлений: начиная от реалистических пейзажей и заканчивая загадочными сюжетами модернистических течений). Портреты, детально передающие зрителю образ человека, его психологическое состояние, пейзажи, раскрывающие красоту и душу природы, удивительно точно отображающие цветовую гамму, время года и суток, детальные натюрморты и многое другое Вы сможете увидеть в нашей картинной галерее!

Свет клином сошёлся на ком, на чём . Разг. Экспрес. Единственный, исключительный; таких больше нет. [Нестрашный: ] Вообразил, что лучше его нет людей и весь свет на нём клином сошёлся (М. Горький. Достигаев и другие).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Свет клином сошёлся" в других словарях:

    СВЕТ КЛИНОМ СОШЁЛСЯ

    свет клином сошёлся - Свет (не) кли/ном сошёлся на ком чём. О том, кто или что (не) является единственно желаемым, приемлемым или единственно возможным при каком л. выборе … Словарь многих выражений

    БЕЛЫЙ СВЕТ КЛИНОМ СОШЁЛСЯ - на ком, на чём [для кого] Установился окончательный и единственный, предельно узкий выбор чего л. Имеется в виду, что для лица, группы лиц (Х) другое лицо, другая группа лиц (Y), предмет (Z), какое л. увлечение, занятие (Р) являются самыми… … Фразеологический словарь русского языка

    Свет клином не сошёлся (не клином сошёлся) - на ком, на чём. Разг. О том, кто или что не является единственно желаемым, приемлемым или единственно возможным при каком л. выборе. ФСРЯ, 412; БМС 1998, 518; ДП, 555; ЗС 1996, 96, 167, 491 …

    МИР КЛИНОМ СОШЁЛСЯ - на ком, на чём [для кого] Установился окончательный и единственный, предельно узкий выбор чего л. Имеется в виду, что для лица, группы лиц (Х) другое лицо, другая группа лиц (Y), предмет (Z), какое л. увлечение, занятие (Р) являются самыми… … Фразеологический словарь русского языка

    БЕЛЫЙ МИР КЛИНОМ СОШЁЛСЯ - на ком, на чём [для кого] Установился окончательный и единственный, предельно узкий выбор чего л. Имеется в виду, что для лица, группы лиц (Х) другое лицо, другая группа лиц (Y), предмет (Z), какое л. увлечение, занятие (Р) являются самыми… … Фразеологический словарь русского языка

    На ком, на чём. Разг. Экспрес. Кто либо или что либо не является единственным, исключительным есть и другие (другое) для выбора. Для меня на вашей бригаде свет клином не сошёлся. Я не собираюсь оставаться здесь и командовать за вас. Обстановка… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    свет - I а (у), предл.; в све/те, на свету/; м. см. тж. световой 1) Лучистая энергия (электромагнитные колебания в определённом диапазоне волн), воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир. Солнечный свет. Дневной свет. Свет луны … Словарь многих выражений

    свет - 1. СВЕТ, а (у), предл. в свете, на свету; м. 1. Лучистая энергия (электромагнитные колебания в определённом диапазоне волн), воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир. Солнечный с. Дневной с. С. луны. С. свечи. Луч света. Скорость… … Энциклопедический словарь

    СВЕТ - Белый свет. 1. Народно поэт. Окружающий мир, земля со всем существующим на ней. ФСРЯ, 411; БТС, 71; БМС 1998, 517; Верш. 6, 180; ФМ 2002, 414; Мокиенко 1986, 222. 2. Прибайк. О большом, огромном пространстве. СНФП, 109. 3. кому. Прибайк. О… … Большой словарь русских поговорок