Первые ремесленные мастерские появились

около 150000 лет назад

Они располагались в поселениях или на территории, где было много камня, пригодного для обработки.


Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены

Ткацкий станок

Гончарный круг


Месопотамия

Гончарный круг и ткацкий станок появились в III тысячелетии до н. э.

Египет


Ремесло

Преимущества гончарного круга и ткацкого станка

Более короткий срок выпуска продукции

Выпуск большего количества продукции

Улучшение качества продукции


В V–IV тысячелетиях до н. э.

люди научились плавить металл.

Его стали использовать при изготовлении орудий труда.


Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Под воздействием высокой температуры металл размягчался и легко менял форму при ударе.

Печь для обжига

Самородок меди


Изделия из меди

Путем ковки из меди изготавливали

Топоры

Тёсла

Кинжалы

Наконечники копий

Посуда

Наконечники стрел


Медь – это достаточно мягкий металл.

Она не могла найти широкого применения.


Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза

Медь

Бронза

Олово

сплав меди и олова.


Освоение металлов

Преимущества бронзы перед медью

Большая твёрдость

Легкоплавкость

Прочность


Месопотамия

Открытие бронзы произошло в

III тысячелетии до н. э.

Персидский


Расцвет бронзовой металлургии приходится

на II тысячелетие до н. э.


Бронзу получали в больших кострах.

При её изготовлении слой руды чередовался со слоем дров.


Изделия из бронзы

Из бронзы делались самые разнообразные изделия:

Серпы

Наконечники

Топоры

Мечи

Сошники

Украшения

Пряжки

Посуда


Бронза по твёрдости не могла сравниться с кремнем.

В эпоху бронзы каменные орудия сохраняли своё значение.



Хетты первыми научились выплавлять железо около 1800 года до н. э.

Хеттское царство


Долгое время железо не находило широкого применения.

Его температура его плавления крайне высока: 1530℃ .

Получить такую температуру в древних кострах не могли.


Изделия из железа

Из железа научились ковать оружие

Мечи

Лемеха

Топоры

Наконечники стрел

Наконечники копий

Ножницы

Сошники

Напильники

Скобели

Серпы


Освоение железа

Железным топором можно было высвободить от леса значительные массивы

Плуги и сохи из железа позволяли качественнее обрабатывать землю

Вытеснение камня железом




Обмен

Развитие скотоводства

Развитие ремесла

Развитие земледелия

Потребность в обмене произведённой продукцией

возникает потребность обмениваться между собой произведенной ими продукцией: шкурами животных, шерстью, мясом, зерном, посудой, тканью, орудиями труда и так далее.


Сколько топоров нужно отдать, чтобы взамен получить мешок зерна?



Первые деньги

Домашний скот

Редкие раковины

Слитки металлов


Обмен был первым шагом

к возникновению торговли


Партиархат

Изготовление металлических орудий труда и оружия, развитие скотоводства и земледелия были связаны с деятельностью мужчин.

Постепенная утрата женщинами особого положения в семье и в обществе.

Исключение женщин из участия в собраниях общины.

Превращение материнских родовых общин в патриархальные.


Появление неравенства

Усовершенствование орудий труда

Изменение положения отдельного человека в обществе

Более ловкие и сильные лучше и быстрее работали

Труд лучших работников

стал поощряться при распределении продуктов


Я – лучший охотник!

Значит тебе положено больше!


Исчезла необходимость в совместном труде всей общиной.

У земледельцев складывается новый порядок.

Община теперь состоит из больших семей.


Земля, как и раньше, принадлежала всей общине. Сохранялся общий выгон для выпаса скота, общим был и лес. Члены общины совместно расчищали поле для посева, рыли канавы для его орошения, охраняли всходы.

Пастбище

Поле



Отдельные семьи обеспечивали себя всем необходимым.

Кроме того, они могли накопить излишки продуктов для обмена.


Появление неравенства

Создание продуктов обмена отдельной семьёй

Получение продуктов труда сверх необходимого отдельной семьёй

Накопление богатств



Имущественное расслоение

Тяжёлое положение

Утрата кормильца

Благополучие

Наличие земли

и достаток

и рабочих рук

Появление бедных и богатых семей


На смену родовой общине приходит соседская община.

Теперь людей объединяют только хозяйственные интересы на определённой территории.




Захваченных людей теперь не убивали, а превращали в рабов.

Пользование рабским трудом стало выгодным.

Один человек мог произвести больше продуктов, чем ему было нужно.


Появление рабства

Использование рабского труда

Обработка земли

Скотоводство (работа пастухами)

Ремесло (прядение, ткачество)


Рабы могли иметь некоторые вещи, могли иметь семью.

За хорошую работу они могли получить свободу.


Теперь вожди стали выделяться своими богатствами.

Они приобретали известность.


В связи с войнами повышалось значение военного вождя.

Появление знати

Управление племенем.

Занятия военного вождя

Распоряжение запасами пищи.

Суд над соплеменниками.


Вожди и старейшины составляли родовую знать.

Они стали передавать своё имущество и должности по наследству.



Появление неравенства и знати

Проверка домашнего задания:

1. Когда возникло земледелие?

2. Что было раньше: появление «людей разумных» (т. е. таких людей, как

Мы с вами) или возникновение земледелия? Насколько раньше?

(«люди разумные» появились на 30 тыс. лет раньше»).

3. Вспомним особенности первобытного земледелия. Он пишет на доске, а ученики в тетрадях:

Три главных орудия труда земледельцев

Какие слова надо вписать под номерами 1, 2, 3. Вписав слова «каменный топор», «мотыга», «серп», (откройте рисунок с. 20).

4. Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства? Какое занятие лучше обеспечивало людей пищей: земледелие или собирательство? скотоводство или охота?

План:

1. Обработка металлов.

2.Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4.Появление неравенство и знати.

Новые понятия: мотыга, плуг, неравенство.

Изучение нового материала:

1. Развитие ремесел.

Откройте § 5, п. 1; ри­сунки «Ручное изготовление глиняного сосуда», «Гончарный круг», с. 24

Примерно 9 тыс. лет назад, люди заметили, что некоторые «камни» имеют необычный желтовато-красны и цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяют свою форму. В таких «камнях» можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимают новую форму. Что это за «камни»? И «камни» ли это? Учитель объ­ ясняет , что странными «камнями» были красноватые куски самородной ме­ди. Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились вы­плавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например топор, Последнюю мысль иллюстрирует рассмотрение рисунка «Отливка топора» (с. 25).

Подумайте, обладают ли медные орудия преимуществами пе­ред каменными. Медь - мягкий металл. Вот почему орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок твердого камня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные мололи древних топоров -каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один и) помощников ученою взял в руки медный топор, другой помощник - каменный. По часам засекли время - и... опыт начался. Оба «дровосека» стремились как можно быстрее повалить сосну, однако каменным топором это удалось сделать только пятнадцать минут, а медным -за пять! Опыт повторяли много раз, и ученый сделал вывод о безусловном превосходстве медного орудия над каменным.

Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину. Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть - это также облегчает обработку дерева.

Медь обладает и другими преимуществами: затупившееся мед­ное острие затачивали заново, а выщербленный каменный нож или обломившийся каменный наконечник копья приходилось выбрасывать. Камень, расколовшийся при обработке не так, как нуж­но, никуда более не годился. А кусок меди, принявший не ту форму, можно переплавить или перековать заново. Из меди дела­ли мелкие предметы любой формы (рыболовные крючки, иглы, шилья).

Н аряду с медными орудиями люди продол жали широко использовать орудия из камня - полностью заменить камень медь не могла.

2. Изобретение плуга.

Об изобретении упряжного пахотного ору­дия путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии мы прочитаем (§ 5, п. 2).

Огромные преимущества вспахивания земли плугом по сравнению с рыхлением се мотыгой доказывает опыт, поставленный уже знакомым нам российским ученым С. А. Семеновым. Пол его руководством изготовили модели древней мотыги и древнего плуга. Каждым из этих орудий нужно.было обработать участок земли одного и того же размера. В плуг впрягли лошадь. Один из помощников ученого повел лошадь за узду, непрерывно понукая ее. Другой, напрягая все силы, нажимал на рукоятки плуга. Пахоте мешали корни и трава, которые опутывали плуг, поэтому «пахарь время от времени останавливался и очищал плуг ногой. Несмотря на помехи, оказалось, что обработать поле с помощью плуга и лошади можно в пятьдесят раз быстрее, чем мотыгой.

3. У каждой семьи свое хозяйство .(Распад родовых общин)

Пахота на быках, применение медных орудий привели к тому, что у людей стало больше хлеба, овощей, мяса и молока. Роль земледелия и скотоводства в хозяйстве значительно возросла. Вместе с тем исчезла необходимость всей общине трудиться сообща. Поэтому в селениях земледельцев постепенно складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Принадлежавшее общине стадо было поделено между семьями. Землю также поделили на участки, которые перешли в пользование семей.

Подумайте вот над чем. Семьи получили примерно одинаковые участки земли, плуги, мотыги, рабочий скот. Проходит время - и неизбежно одни семьи становятся богаче, а другие - беднее. Почему это происходит? Все люди разные - одни прилежные, работящие, другие с ленцой, под любым предлогом отлынивают от работы. Бывает и так, что какую-то семью постигало несчастье, например отец и старший сын погибли на охоте в лапах медведя, остались женщины и дети, которым пришлось работать на поле, ухаживать за скотом. Или такая беда: дикие звери вы­топтали чей-то участок, засеянный пшеницей... Причины могли быть разные, но результат один - возникло имущественное нера­венство: это означает, что одна семья владела многими головами скота, орудиями труда, изделиями из металла, большим запасом зер­на, которого могло хватить и на семена, и на еду до нового урожая. А другая семья нуждалась в самом необходимом...

Раньше других стали зажиточными семьи старейшин. Как это произошло? Старейшины, обладавшие большим опытом и умом, продолжали пользоваться уважением остальных общинников. Они разрешали споры между ними, руководили совместными работа­ми но осушению болот, расчистке леса под пашню, выкапыванию пруда, из которого брали воду для полива. В благодарность за это общинники дарили старейшинам скот и зерно, отдавали им наибо­лее плодородные участки земли.

Одним из способов разбогатеть была война. Мужчины племе­ни собирались вместе, чтобы самого храброго и мужественного выбрать военным предводителем - вождем племени . Во главе со своим вождем вооруженные мужчины нападали на соседнее пле­мя. Если они побеждали, то угоняли скот и пленников, которых обращали в рабство, забирали зерно, оружие и орудия труда, изделия из меди, золота и серебра. У побежденных отбирали пло­дородные земли, которые делили между собой. Большая часть земель и остальной добычи доставалась вождю племени, его дру­зьям и соратникам.

Вождей племен и старейшин называли знатными людьми. Знат­ный означает «знаменитый». Вожди и старейшины добивались того, чтобы уважение к ним распространилось бы на их сыновей. Знатность стала передаваться по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племен и старейшин.

Знатные гордились прежде всего своими «знаменитыми» предками. Они верили, что в их жилах течет кровь иная, чем у ос­тальных людей; верили в то, что знать по одному рождению имеет право на почет, уважение и власть в племени.

Так возникло неравенство между людьми . Дети, внуки и прав­нуки старейшин и племенных вождей превращались в знатных и богатых людей. Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а дру­ гие - незнатные, одни были богаче, а другие - беднее.

По ходу урока делаются записи на доске и в тетради:

Возникновение неравенства

Бедные и богатые

Знатные и незнатные

Домашнее задание: § 5. Вопросы 1-4.

Тема урока: Появление неравенства и знати.

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления

неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока: 1. Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».

2. Продолжить формирование умений:

Давать полный ответ на вопрос;

Сравнивать, анализировать различные исторические процессы;

Выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ

Используемый учебник: , Свенцицкая Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

1. Беседа по вопросам:

· Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины . Управляли родовыми общинами старейшины . Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин.

· Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)

· Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство.

Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).

· Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

2. Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии)

более … (10 тысяч) лет назад

Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой)

Колосья срезали … (серпом)

Растирали зёрна на … (зернотёрках)

Деревья рубили … (деревянным топором)

Из глины научились делать … (посуду)

Женщины научились … (ткать и прясть)

III. Переход к изучению новой темы.

3. Решение творческой задачи

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней , на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке?

(О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

· Что такое неравенство?

· Как и почему оно появилось?

· Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати

IV. Изучение новой темы.

План.

1) Обработка металлов и совершенствование орудий труда.

2) Появление неравенства и знати.

3) Переход от родовой общины к соседской.

1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда .

Рассказ учителя.: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т. п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)

Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)

Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)

Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)

Как называют такое занятие человека? (Ремесло)

Запись в тетрадь.

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя

Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Слайдый клик мышки)

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

4. Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю. )

5. Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

Как появился плуг?

Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом. )

Слайдой клик мышки)

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными)

Вывод: в обществе появляется неравенство .

2. Появление неравенства и знати.

Запись в тетрадь.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.

В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

3. Переход от родовой общины к соседской.

Рассказ учителя.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь . Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Запись в тетрадь.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Запись в тетрадь.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV. Закрепление изученного материала

1. Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Объяснение к схеме.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка)

2. Решение кроссворда.

По горизонтали:

1. Первый металл, освоенный человеком. (Медь).

2. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).

3. Род занятия человека. (Ремесло).

4. Богатые, влиятельные люди. (Знать).

5. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V. Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).

2. Выполнить письменно в рабочей тетради задание № 17 на с.16.

3. Повторить §2 и §3.


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.