Сегодня будем работать в группах.

Давай вспомним правила работы в группах.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к друг другу.

Первое задание на внимание.

1 группа сядет, когда я назову имя существительное, 2 группа – глагол, 3 группа – имя прилагательное. (загадочный, загадать)

Какую часть речи я еще не назвала? (существительное). Первая группа образуйте существительное сами, оно должно быть родственное предыдущим словам. (загадка)

Что мы знаем о существительном?

Над какой темой мы сейчас работаем?

Тема нашего урока : «Безударные гласные в окончании существительного».

Что нам нужно знать, чтобы проверить безударное окончание существительного? Обсудите в группах и напишите, что для этого нужно знать, повторить и почему?

Цель какая урока ? (Научиться проверять безошибочно безударные окончания существительных)

Давайте определим, чтобы достигнуть поставленной цели, какую работу нам нужно выполнить на уроке.

Надеюсь, что сегодня на уроке мы будем сосредоточенно работать, узнаем новое, полезное, интересное, также будем работать дружно в группах.

Урок начинаем со словарной работы.

Словарная работа .

1.На доске слова

Автобус, автомобиль, тепловоз, корабль, шоссе, ездить

Предлагаю тренировать мышление.

Что можете сказать об этих словах?

Какое слово лишнее? Почему? (ездить – глагол) Убрали глагол

Какое еще слово лишнее? (шоссе –ср. рода)

Что общего у оставшихся слов? (имена существительные, 2 склонения, мужского рода)

Предлагаю потренировать память.

Запишите эти слова по памяти, причем

1 группа напишет их в родительном падеже,

2 группа в дательном

3 группа в творительном падеже.

Задания на карточке

1) Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы

а) какой?, какая? б) кого?, что? в) кого?, чего?

2) Существительные какого склонения имеют в П.п и Д.п. окончание –И

а) I склонения б) II склонения в) III склонения

3) Какие опорные слова в

а) I склонении

б) II склонении

в) III склонении

Взаимопроверка.

На доске слова .

Разделите их на три столбика, так чтобы в первом столбике были существительные I склонения, во втором существительные II склонения, в третьем существительные III склонения. Объясните написания окончаний.

На окраин...; в книг...; по скатерт...; о вещ..., на столик...; около сторожк...; ветка ел...; на сирен... , к лебед…, по пашн…, о город…, на блюдц…, зимней вьюг

Физминутка

Оценить свои силы.

1. Да, я хорошо усвоил тему. Возьмите синюю карточку.

2. Я иногда допускаю ошибки, возьмите желтую карточку.

3. Кто не совсем уверен в своих силах возьмите карточку красную.

Задания синей карточки

Исправьте ошибки в тексте и придумайте свое предложение.

Запишите текст и своё предложение.

Марос оставил на окошки зовитушки узорав. В лучах сонца на них зогорелись искристые фонарики. Напушистой ветки ёлке серебряными огоньками переливаеца иней.

Задания желтой карточки

Напишите существительные в предложном падеже, добавив предлог.

В скобках напиши склонение.

Погода, метель, воробей, мороз, вьюга, холод, капель, сугроб, сторожка.

Задания красной карточки

Впиши окончания, указав в скобках склонение.

В тетрад… (), на ярмарк…(), ранним утр…(), в кухн…(), яблочко бабушк…(), сыр для мышк…(), на холод… (), за речк…(), на ел…().

Выводы.

Закончите предложения .

Cегодня мы на уроке узнали...

Могу похвалить нашу группу за …

Эти знания нам пригодятся…

Домашнее задание : упражнение на выбор.

Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения определить, к какому спряжению относится глагол.

В формах настоящего будущего времени глаголов I и II спряжения во всех окончаниях, кроме 1-го лица ед. ч., различаются гласные буквы. В формах 2-го и 3-го лица ед. ч., 1-го и 2-го лица мн. ч. глаголов I спряжения пишется буква ё (без ударения – е ), в тех же формах глаголов II спряжения пишется буква и ; в форме 3-го лица мн. ч. глаголов I спряжения – буквы у (ю ), глаголов II спряжения – а (я ). Ср., напр.: несёт, клюёт, читает и кричит, горит, просит; несём, клюём, читаем и кричим, горим, просим; несут, клюют, читают и кричат, горят, просят .

Отнесение глагола к I или II спряжению и написание в окончании правильной гласной буквы вызывает затруднения в таких, напр., случаях, как пилишь и колешь, гонит и сохнет, сядет и ходит, пашет и дышит, положим и ляжем, полощем и тащим, плачете и лечите, сеет и строит . В подобных парах форм окончания не под ударением произносятся одинаково (как в приведенных парах) либо возможно их смешение (в некоторых формах 3 го лица мн. ч.: ср. колют и пилят, пашут и дышат, полощут и тащат, сеют и строят ).

Тип спряжения глаголов с безударными окончаниями определяется по форме инфинитива (неопределенной форме глагола). Если в этих глаголах перед суффиксом инфинитива −ть – гласная и , то глагол относится ко II спряжению, напр.: пилить, носить, положить, лечить . Глаголы с инфинитивом не на −ить относятся к I спряжению, напр.: колоть, пахать, плакать, дремать, гулять, жалеть, сеять, тронуть, сохнуть, лечь, лезть, сесть . Поэтому, например, следует писать: носит, положим, лечат , но пашет, плачет, гуляет, жалеем, тронем, лезем, дремлют .

Выбор буквы перед суффиксом инфинитива −ть на месте безударного гласного (как, например, в глаголах гладить, множить, строить, зыбиться, видеть, зависеть, обидеть, слышать, сеять) определяется особым правилом, см. § 76 .

Все сказанное распространяется и на глаголы с приставками и с конечным элементом (постфиксом) −ся (−сь ), которые имеют окончания того же типа спряжения, что и соответствующие глаголы без приставки и без −ся (−сь ), напр.: выпьет (ср. пьёт ), выберем (берём ), выспимся (спим ), покрасят (красят ), разрежешь (режешь ), исстрадается (страдает ), колются (колют ).

Примечание 1. При спряжении глагола стелить (и всех производных от него глаголов) используются те же формы, что у глагола I спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют .

Примечание 2. Глагол хотеть (и все производные от него глаголы) имеет в ед. ч. безударные окончания I спряжения (хочешь, хочет ), хотя во мн. ч. под ударением – окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят ).

Примечание 3. Глаголы I спряжения сыпать, трепать и щипать (и все производные от них глаголы), наряду с формами типа сыплешь, сыплет, сыплют, треплешь, треплет, треплют, щиплешь, щиплет, щиплют , имеют разговорные вариантные формы типа сыпешь, сыпет, трепешь, трепет, щипешь, щипет , причем входящие в этот ряд формы 3-го лица мн. ч. передаются на письме с окончанием II спряжения: сыпят, трепят, щипят.

Примечание 4. В суффиксах действительных причастий настоящего времени −ущ (−ющ ) и −ащ (−ящ ) пишется та же гласная буква, что и в окончаниях 3-го лица мн. ч. соответствующих глаголов (см. § 58). О написании гласных в других причастных формах см. § 59 и 60.

Конечный гласный (всегда безударный) в окончании 2-го лица мн. ч. передается на письме буквой е (в глаголах обоих типов спряжения), напр.: пишете, рисуете, ходите, смотрите . Буквой е оканчиваются также формы мн. ч. повелительного наклонения, напр.: идите, пишите, рисуйте, смотрите, идёмте .