К РАЗДЕЛУ 1.

1."Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел" /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?

2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии.

 Философия - это эпоха, схваченная в мыслях /Г.Гегель/.

 Философия - это сжатое изложение науки своего времени /О.Конт/.

 Предмет философии - логический анализ языка науки /Л.Витгенштейн/.

Главный вопрос философии - это вопрос о том, стоит ли человеку жить /А.Камю/.

 В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия /К.Ясперс/.

3. Английский философ и ученый Бертран Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре общества, заметил: "Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия" /Рассел Б. История западной философии.- М., 1959. Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества?

4. Что, на ваш взгляд, принципиально отличает философию от теологии и религии?

- "Философия - это самосознание исторически определенной эпохи". Как вы понимаете это суждение?
- "В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки: Наука без теории познания: становится примитивной и путаной /Эйнштейна. Соч.: В 4 т., т. 4.- С. 248, 310/. Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании?
- "Ученые всегда работают на основе некоторых философских предпосылок, и, хотя многие из них могут не осознавать этого, эти предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании"/Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация.- М., 1966.- С. 11/. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль известного специалиста в области теории информации; постарайтесь раскрыть это на материале из истории известной вам науки.

5. Английский философ А.Д.Айер доказывает, что философия не является наукой. При этом он приводит следующие аргументы. Во-первых, философские теории не позволяют делать предсказания относительно будущих событий или неизвестных явлений. Во-вторых, философские теории нельзя проверить с помощью опыта или эксперимента. В-третьих, философские положения сформулированы так, что они в принципе не могут быть опровергнуты, в то время как научные положения допускают принципиальное опровержение. Проанализируйте высказывание философа. Попытайтесь ответить на вопрос. В какой мере приведенные аргументы обосновывают вывод о том, что философия - не наука?
К РАЗДЕЛУ 2

Глава 1 и Глава 2:

1.Какое содержание вкладывается философией в понятие "бытие"? Проанализируйте приведенные ниже высказывания.


  • Бытие - это Вселенная.

  • В содержание понятия "бытие" входит природа и общество.

  • Бытие - это материя. Эти понятия тождественны.

  • Бытие - это только природа.

  • Бытие включает в себя все существующее, и материю и сознание.

  • Бытие - это все, что существует объективно.

  • Бытие - это материя, ее свойства и проявления.

  • Бытие - это все то, что существовало в прошлом и существует сейчас.

  1. Эквивалентны ли суждения? Обоснуйте свой ответ.

  • Все объекты материальны.

  • Все объекты состоят из материи.

3. Философ утверждает, что мир состоит из элементов, причем элементы понимаются как:


  • Тела.

  • Атомы.

  • Элементарные частицы.

  • Ощущения.
При каком понимании элементов можно определить, является философ идеалистом или материалистом? Обоснуйте ответ.

4. Определите, против каких философских течений направлены различные части определения материи:


  • Материя есть философская категория.

  • Для обозначения объективной реальности.

  • Которая дана человеку в ощущениях его.

  • Которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
5. Известный физик С.Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:

  • это атомы Демокрита, первичные элементы материи;

  • это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений;

  • это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.
Охарактеризуйте философские позиции, которые лежат в основе этих трех точек зрения.

К РАЗДЕЛУ 2

Глава 3:

1. Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе?

2.Можно ли изучать человеческую психику без учета мозга, нервно-мозговых процессов?

3.Раскройте смысл высказывания древнегреческого философа Платона: деятельность души не есть пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.

4.Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только человеческий мозг?

5.Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира?
К РАЗДЕЛУ 2

Глава 4:


  1. Согласны ли вы со следующей концепцией? Человек является "открытой" системой, его поведение определяется такими факторами:

  • Наследственностью;

  • Событиями собственной истории, запечатленной в памяти и рефлексах;

  • Окружающей средой, на которую он реагирует.
А. Моль

Если не согласны, то какого фактора здесь не хватает?


  1. Проанализируйте следующие определения сущности человека:

  • Человек - это существо политическое (Аристотель).

  • Человек - это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин).

  • Человек - не центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции (Тейяр де Шарден).
Какие качества можно включить в понятие человека?

  1. Какой философ считал самым мудрым афоризм: "Познай самого себя"? Можно ли утверждать, что пока человек не познал самого себя, он не сможет познать сущности остального мира?

  2. Если человек - продукт общественных отношений, а его сознание - отраженное бытие, то как объяснить различия в поведении и мировоззрении близнецов?

  3. Дайте философский анализ следующего высказывания: "Свобода есть познанная необходимость" (Спиноза).
Почему Н.А. Бердяев подверг критике это положение?
К РАЗДЕЛУ 2

Глава 5:


  1. Выделите достоинства и недостатки определений понятия "Культура".

  • Культура - это все созданное людьми для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.

  • Культура - это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы жизни людей.

  • Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, передаваемых от поколения к поколению.

  • Культура - это весь образ жизни, определяемый социальным окружением.

  1. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение?

  2. О. Тоффлер писал, что наука (ее гипотезы, теории, модели) формируются под влиянием экономических, политических и культурных факторов, действующих за стенами лаборатории, она не представляет собой независимую переменную. Насколько можно согласиться с суждением Тоффлера?

  3. В чем специфика науки по сравнению с искусством, моралью, религией и философией?

  4. "Война - это явление необъяснимое и парадоксальное с позиций генетических представлений, противоречащее законам биологической эволюции, зато она вполне согласуется с законами эволюции культуры, основанной на межгрупповой конкуренции" (П. Кууси). Проанализируйте это суждение.

К РАЗДЕЛУ 3:


  1. Выскажите мнение о верности суждений:

  • ":познание есть рефлексия".

  • Предметы должны сообразовываться с нашим познанием, а не наоборот.

  • Познание детерминировано уровнем развития общества.

  1. Распределите высказывания в соответствии с эволюцией форм и уровней отражения:

  • В этом году погиб весь урожай зерновых.

  • Применение нового лекарства позволяет быстрее лечить грипп.

  • Стихи этого поэта отражают мое настроение.

  • Образование залежей каменного угля.

  • Собака лает, приветствуя хозяина

  • Сейчас мне не очень холодно.

  1. Дайте анализ и оценку следующих высказываний о соотношении образа и объекта:

  • Объект - это и есть образ, совокупность ощущений.

  • Образ есть полная копия объекта.

  • Между объектом и образом нет ничего общего, отношение между ними устанавливается условно.

  • Образ, с одной стороны, определяется объектом, зависит от него, с другой стороны, зависит от субъекта и его развития.

  1. Как соотносятся между собой понятия "эмпирическое" и "теоретическое", "чувственное" и "рациональное"? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем, а рациональное - теоретическим?

  2. Назовите философские течения и их представителей, принципами которых являются следующие:

  • Все наше знание имеет источник в разуме человека.

  • Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в чувстве.

  • Источник нашего знания - в интуиции.

  • Все наше знание - из практической деятельности.

  • Источник человеческого знания - Космос.
/ / / Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрена – праведница? (по рассказу Солженицына «Матрёнин двор»)

Александр Солженицын известен тем, что смело отображал современную ему действительность в своих произведениях. Автор считал, что русское общество стало постепенно терять свои корни, свою духовность – и поэтому создал образ «последней праведницы» в рассказе .

Это название появилось не сразу, вначале заглавие звучало так: «Не стоит село без праведника». Автор изменяет название по совету коллеги, который счел, что первый вариант сразу раскрывает идею рассказа, не сохраняя интриги.

Главная героиня – , добрая деревенская женщины преклонных лет, которая давно живет одиноко. Как-то к ее двору приходит бывший заключенный и становится постояльцем. В основном читатели узнают о героиня благодаря его рассказам и выводам.

Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрёна – праведница? Конечно же, да! Кто такой праведный человек? Это благочестивый и часто блаженный человек. Матрёна бескорыстно помогает другим людям, никому не желает зла, хотя сама часто попадает в опалу. Односельчане относятся к Матрёне пренебрежительно, смеются над ее бескорыстием, считая это проявлением глупости.

Главной героине шестьдесят лет, живет одиноко в обветшавшем доме. Женщину упрекают в том, что она не старательно следит за чистотой. Но когда ей это делать? Если при первой просьбе она бежит помогать другим: копать чужой огород. Да и следить за чистотой пустого дома вряд ли ей кажется чем-то необходимым. Ситуация немного изменяется, когда появляется постоялец Игнатьич. Теперь она встает очень рано, чтобы приготовить ему еду, прибирается в доме.

Молодость героини тоже не была легкой. Она надеялась на счастливую жизнь с любимым мужчиной, но случай распорядился иначе, сведя ее с другим человеком. Согласившись на нежеланный брак, Матрёна уже обрекла себя на страдания. К тому же, спустя время в деревню возвратился , ее возлюбленный. Он не смог понять и простить женщину. А Матрёна чувствовала свою вину перед ним и даже взяла на воспитание его дочь Киру.

Все, что имела героиня – это коза, фикусы и колченогая кошка, которую она взяла к себе из жалости. Но, ни бедность, ни неприятности, не озлобили женщину. Она сохранила в себе очень важное качество – это гуманизм. В помощи людям она видела свое предназначении и за труд не брала денег, в которых так нуждалась. Люди обращались к Матрёне, но за глаза смеялись с нее. Бескорыстие героини они считали слабоумием, ведь сами давно погрязли в мелочности и корыстности.

Главная героиня – это образ праведницы, которая живет, помогая людям, которые ее презирают. Да и за свое добро она не ждет ответного добра. Так как она по-настоящему добропорядочна.