iAngelov сказал:

Доброго времени всем! Хочется знать мнение всех, кто посещает этот сайт, как новичков (таких как я)), так и долгожителей), буду очень признателен если ответит кто-то из специалистов. Вобщем к сути: все знают про красную шерстяную нить, которую повязывают на левое запястье как оберег от сглаза. Но всегда ли это так? Не может ли этот оберег иметь противоположное действие? Спасибо всем за ответ

Всё зависит от веры.Если вы верите в крестик нательный или лик святого,уважительно и бережно относитесь,то красная нить это из этой оперы. Это пошло из Иерусалима.В храме господнем или возле стены плача их продают,а потом уже перевозят по всему миру..Это не просто нить. Она должна быть именно шерстяной,её в основном повязывают равы или священнослужители,читая молитвы повязывая,делается семь узелков каждый узелок произносится имя святого.Концы отрезаются и сжигаются,либо прижигаются на руке не отрезая.Очень мощный оберёг от сглаза,неудач.Самому себе повязывать не рекомендуется,так как силы иметь не будет.Лучше всего чтобы вам повязал человек читая молитву и от души желая вам добра,мать,сестра,близкий человек который вам от души желает доброго и светлого.Эфект от неё -вроде как молитва матери которая искренне оберегает своего ребёнка.Тем кто носит её ,верит в её силу,прежде всего нужно в душе самому быть чистым...нельзя желать зла и беды кому либо. Вы не сможете оберегать себя желая кому то зла.Она просто будет украшением без какой либо силы.Если ниточка начинает стираться,то в вас очень много негативной энергии,над которой нужно будет работать. То есть вы сами будите уничтожать свой оберёг. Если внезапно рвётся -то это взяла на себя отрицательную энергию посланную на вас даже не целенаправленно а случайно.,так же отвела от беды.

Больше это относиться к учениям Каббалы.К иудаизму.Но сейчас уже подхватили по всему миру.Очень распраст.в восточных странах.(там в неё верят больше не как в оберёг, как амулет на здоровье,богатство и удачу).В Россию к примеру это поверье привезли из Иерусалима. Частые гости разные певцы,ведущие и шоумены возле стены плача и у гроба Господнего.Там её покупают и освещают в храме.В хрестьянстве кстати это не очень служители приветствуют,если к примеру у младенца повязана нить,могут отказать в крещении,у взрослого в венчании и т.д.

Почему шерстяная и именно красная...

  • Шерсть усиливает кровообращение в капиллярах благодаря легкому статическому электричеству, которое возникает при контакте с телом человека. При наличии в организме воспалительных процессов кровообращение замедляется, поэтому красная нить способна устранить воспаления.
  • В древности натуральной шерстью укутывали недоношенных деток, шерсть использовали при ломоте в костях, при зубной боли и т.д.
  • Так что,если вы суеверны -для вас она будет работать и оберегать.Главное её правильно повязать и наблюдать постоянно на её изменения.Сила веры человека необъяснимая и почему это работает никто не объяснит.Противоположного действия от такого оберега я не слышала.Самое страшное просто будет не работающим украшением.
  • Если вы хотите использовать её в дальнейшем после вашей истории,после того как с вами закончат работу,лучше всего поставить у специалиста мощную защиту от магических вмешательств.Потом уже повязать ниточку.Там где побывала магия -это будет слабенькой защитой.
  • Я верю в многое через что прошла сама.В молитву матери.В то что мать может руками и молитвой сама снять с ребёнка сглаз...снимала с дочки своей не один раз.Так уж получилось,что приходилось встречаться не с очень добрым человеком когда ребёнок была крохотной.Я знала что она постоянно сглаживала.Каждый раз после встречи всё что я одевала на ребёнка (камешки от сглаза,всякие обереги для младенца) всё разлеталось на мелкие кусочки от силы негатива.После умывания читая молитву,ребёнок который закатывался в истерике сразу засыпал...Подруга моя мне связала пояс красный,вязав его она непрерывно читала молитву за моё здравие,со слезами на глазах одела его на меня со словами пусть он тебя оберегает.Когда боли становятся невыносимыми я его одеваю и хожу по дому.Чувствую её любовь,заботу и желание мне помочь -вроде и боли притихают.Поэтому во что верите и какой смысл вкладываете,намерения...то и будет работать.
  • Если честно у меня весь дом в чём хотите...я сама не особо в этом фанат.,но от того что мне люди с большой заботой и любовью дарят всякие обереги,всех религий и народов я наверное больше верю в чистоту их побуждений,искренность и любовь ко мне.Настолько трепетно ко мне относятся что я верю что это всё работает!Главное...чтоб тот который вам с молитвой повязал нить,искренне с заботой и любовью к вам относился...Тогда сто %всё будет работать,ведь человек вложит свою душу и кусочек сердца искренне желая вам добра -значит отдаст часть своей положительной энергии.
Метка: иголка

Нашли в двери, нашла под дверью, обнаружена у входной двери, воткнутая в дверь… подкинули в ящике рабочего стола, подбросили в столе, обнаружил на рабочем столе… подложили иголку в стене, нашел иголку под ковром, нашли иголки в квартире… Это коварная сильная порча через подклад

Если Вы нашли у себя дома или на рабочем месте подклад, вам необходимо срочно приступать к снятию порчи (пока та не начала действовать) и установки защиты – чтобы больше никакое оккультное нападение не имело на Вас негативного разрушительного влияния.

Случилось, что вы нашли под дверью насыпанный порошок, разлитую воду или иголки , шерсть, пух, мусор, землю, песок, куриные лапки и т.д. ни в коем случае не трогайте их голой рукой. Возьмите подклад через бумажку, тряпку и вместе с бумажкой или тряпкой выбросите. Можно вымести его веником на газетку и вместе с веником и газетой выбросить. Если гвоздь или иголку вбили в косяк двери и голыми руками их не вытащить, то обмотайте кончик газетой, затем вытащите подклад плоскогубцами и выбросите его вместе с бумажкой. Выбрасывать подклад желательно подальше от дома и там, где люди ходят редко, либо в мусоропровод. Как правильно уничтожать подклады при этом произнося заклинание написано в отдельных статьях.

Подкладом (покладом) называют некий предмет (иногда вещество – вода, соль), который подбрасывают в жилище, офис (порог, угол) или рабочее помещение (кабинет, ящик стола, цветочный горшок и т.п.) жертвы.

Перед тем, как подбросить подклад, с ним производятся определенные колдовские действия (магические обряды) оккультного характера. Любой подклад, даже вызванный, казалось бы, безобидными мотивами (инициировать в жертве чувство любви, например) следует считать оккультным нападением. Особенную опасность представляют подклады, состав материала которых и вид носят явно выраженный оккультный характер – иголки, булавки, гвозди, ножницы, воск, нож, тряпицы, соль, земля, медные монеты, куриные лапы и т.д.

Однако, обнаружив в доме или на рабочем месте (на рабочем столе, в ящике рабочего стола, около рабочего стола или под своим рабочим столом) что-либо подозрительное, следует принять необходимые меры, т.к. сразу впадать в истерику и подозревать всех вокруг в желании сделать вам порчу и всячески извести вас – НЕЛЬЗЯ, необходимо действовать!. Практика показывает, что большинство подкладов попадают в неподходящие для этих предметов места далеко не случайно: соседка показывала знакомой сметанную юбку, и «случайно» уронила у порога булавку; сотрудница на работе пересаживала цветок, и «случайно» просыпала землю с кладбища возле цветочного горшка рядом с Вашим рабочим местом; либо у входной двери в квартиру (реже в самой квартире) Вы обнаружили воск сгоревшей свечи, которая, естественно, капала. Самое разумное, прежде чем впадать в панику, попытаться выяснить, насколько опасен для вас конкретный предмет и что с подкладом делать.

Обнаруженные подозрительные предметы и вещества – подклады никогда не следует трогать руками. Сметите подклад газетой в плотный пакет и на консультации у специалиста выясните, представляет ли это для вас опасность (использованную газету выбросите). Лучше заплатить сразу малые деньги за консультацию, чем потом большие – за снятие порчи. В некоторых книгах попадаются советы брать подозрительные предметы пинцетом – это неправильно. Иголка, взятая металлическим пинцетом, все, что на ней имеется, передаст держащему пинцет. Металл очень хорошо передает энергетику, и положительную, и отрицательную. При обнаружении иголок, булавок, гвоздей, воткнутых или забитых в косяк двери, порог или притолоку, рекомендуется, не трогая их, пригласить батюшку для освящения дома, либо специалиста для диагностики и чистки квартиры. Подобные предметы (подклады) вряд ли оказались воткнутыми случайно, особенно если это не новые, а старые и ржавые булавки и гвозди, поэтому их вполне можно считать попыткой нападения. Немедленно обращайтесь к специалисту, снимайте порчу и ставьте защиту.

Наиболее распространенные предметы, использующиеся для передачи порчи и прочего оккультного негатива, приведены ниже.

Металлические: иголки, булавки, гвозди, ножницы, спицы, ножи, монеты, ключи, замки.

Обиходные: свечи, воск, нитки, тряпицы, пуговицы, перья, шерсть животных, мыло, порошок, рыбные кости, куриные лапы, голова рыбы, рыбьи плавники, чешуя рыб, рыбьи хвосты, рыбьи кости, косточки.

Вещества: масло, вода, соль, зола, мусор, земля, песок.

Если Вы подобрали копейки или крупные деньги, какие-то драгоценности или платочек (платок), крестик (нательный крест) или брошь… Верните подклад на место.

Игла или булавка в подкладке одежды, что означает найденая швейная иголка (игла, булавка) в подкладе куртки, сумки, в кармане пальто, в штанине брюк, в юбке и т.д.

Всем известен способ защиты от сглаза прикалыванием к подкладке одежды (или просто изнутри, чтобы не было видно) английской булавки. Использовать для этих целей английскую булавку придумали не так давно, ведь изобрели ее не раньше начала XIX века. Это, согласитесь, удобно, ведь английская булавка сама не отстегнется.

Для защиты от «дурного глаза» раньше использовали обычную швейную иглу (булавку с головкой), прикалывая на подкладку острием вниз. Насколько это эффективно, сказать трудно. Полагаю, от незначительного непреднамеренного воздействия может иногда и выручить. Однако, при намеренном профессиональном нападении – не поможет. Могу сказать это со всей серьезностью.

В наше время носить булавку на подкладе – занятие малополезное. Поскольку из практики известно, что непреднамеренного негатива становится (чисто статистически) все меньше, а целенаправленного и преднамеренного – все больше.

Так вот, что касается случаев обнаружения на подкладке одежды, подкладе куртки, в кармане пальто, в штанине брюк, в юбке и т.д. швейных иголок и булавок, можно сказать, что вариантов происхождения данных предметов усматривается несколько. Причем все они – оккультные и опасные.

Часто иголку «забывает» вытащить швея на швейной фабрике, чтобы сбросить свое тяжелое бремя жизни на покупателей. Все мы знаем, что труд швеи тяжел и низкооплачиваемый, а личная жизнь оставляет желать лучшего. Однажды приходилось сталкиваться со случаем, когда вещь, в которой обнаружили иглу, была пошита в женской колонии, при этом игла была засунута в шов намеренно, с целью оккультного сброса.

Это безопасный случай, не имеющий под собой основания полагать, что было энергетическое нападение. Засунула мама или бабушка молодого человека ему в куртку заговоренную иглу, чтобы предохранить сына (внука) от девичьих приворотов. К этому есть все резоны. В последнее время наблюдается повсеместная приворотная вакханалия, вы бы видели, что ищут сейчас девушки в интернет – ужаснулись бы. Для молодого человека такая игла от мамы или бабушки неопасна. Поможет ли этот способ защиты молодому человеку от приворота – неизвестно. Я, прямо скажу, сомневаюсь. Однако, лучше хоть какая-то защита, чем никакой.

Нападение с целью приворота. Может быть опасно, особенно, если сделано не любительскими заговорами, а по наущению специалиста и с его предварительной «зарядкой». Предварительно подготовленные английские булавки или швейные иголки, сопроводив все это инструкциями, вручают нередко любовницам. Основная цель обычно – не приворот как таковой, а внесение раздора в отношения с женой. По замыслу делающих, булавка рано или поздно будет обнаружена женой и отцеплена, что повлечет за собой череду заданных событий. В редких случаях подготовленную специалистом булавку (иголку) прицепляют с расчетом, чтобы ее отцепил (укололся) сам привораживаемый. Это довольно распространенный случай, хотя часто встречается и такое: если нападающий имеет доступ к одежде привораживаемого, то стараются насыпать или накапать что-нибудь в карман.

4. Игла в подкладке может представлять из себя порчу-подклад. Кроме того, швейную иглу могут подбросить в автомобиль, сунуть в кресло, кинуть под порог или коврик, воткнуть в дверной косяк или притолоку, закинуть за шкаф, плинтус и т.д. В случае подклада такая игла представляет огромную опасность. Необходимо найти иголку и нейтрализовать. Брать руками иглу-подклад нельзя категорически.

В любом случае при обнаружении в подкладке иглы или булавки рекомендуется проконсультироваться со специалистом на предмет выявления потенциальной опасности и установки защиты. Лучше один раз поставить защиту, чем жить всю жизнь в страхе и сомнении.

В повседневную жизнь обычного гражданина магия вмешивается практически постоянно. Только мы в ее отношении часто являемся слепцами. Не видим ее черных знаков. Оттого страдаем несправедливо. Например, нашли иголки в стене. Что значит такое явление? Думаете, они могли сами по себе там образоваться? А если нет, то кто и для чего их воткнул? Давайте разберемся.

Устраняем пробелы в образовании

Прежде чем разобраться для чего иголки в стене, что значит такой «натюрморт», нужно понять суть магических ритуалов. Все они имеют свои цели. Одни применяются для привлечения к клиенту благополучия и счастья. Другие же, наоборот, вгоняют его в темную полосу. Естественно, имеется множество промежуточных целей. Нам нет нужды в них погружаться. Достаточно понимать, что любой ритуал может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Все это относится к тому случаю, когда обнаружены иголки в стене. Что значит это событие, расшифровать должен хозяин помещения. Магический инструмент игла применяется в различных обрядах. Некоторые призваны отогнать недоброжелателей. Их проводит тот, кто живет в доме. Цель - защитить помещение и его обитателей. Следовательно, нашли иглу, спросите у домочадцев, кто ее воткнул. Хорошо, коли кто-то из них откликнется и объяснит происхождение непонятного элемента интерьера. В ином случае придется заняться очисткой помещения и иными магическими действиями. Иначе беды не миновать.

Иголка в стене - что это значит?

Давайте считать, что никто из домашних магией не интересуется, ритуалов не проводит. Тем не менее игла торчит в обоях или штукатурке. Во-первых, не прикасайтесь к этому предмету руками, это опасно! Во-вторых, бегите за святой водой. Она помогает практически всегда. Если не уберет негативной программы, то снизит ее дурное влияние.

Вы уже наверняка догадались, когда появляется иголка в стене? Что это значит, хорошо описывали бабушки в старину. Есть такой способ при котором применяется подклад. Колдуны специально изготавливают ретранслятор негативной программы, подкидывают его в дом. Так вот, иголка - идеальный для этого предмет. Прелесть ее в остроте и направленности. Иглу заговаривают и прикрепляют незаметно. Она постоянно излучает волю мага на помещение и всех, в нем находящихся. Нашли такой предмет - не относитесь к нему легкомысленно. Ухватив иглу руками, мгновенно приобретете кучу дополнительных проблем. Черная воля мага переместится прямиком в вашу ауру, начав там свое разрушительное воздействие.

Дополнительная диагностика

Бывают случаи, когда нет смысла выяснять, почему оказалась иголка в стене, что значит ее появление. Но следует предупредить: вероятность такового развития событий крайне мала. Предлагается подумать, могла ли она оказаться там случайно? Кто-то в доме занимается шитьем? Может, дети играли с небезопасным предметом? Ответьте себе на эти простые вопросы. Бывает, что защиту при помощи иглы ставят бабушки, приходя в гости. Желательно опросить старших родственников.

Кроме этого проанализируйте обстановку в доме за последнее время. Если что-то ломалось, возникали скандалы, болезни, то вывод прост: это враги постарались. В данном случае очень опасное явление - иголки в стене, что значит наличие порчи или проклятия в доме. От них следует избавляться как можно скорее. Не медлите, коли нашли такой явный признак черного магического влияния. Само оно не уйдет, даже когда выбросите иглу. Поле следует восстанавливать.

Вечный вопрос: что же делать?

Читатель наверняка уже испугался. Не стоит. Нападение врага на то и рассчитано. Чтобы не поддаться агрессии, следует сохранять спокойствие. Принцип дальнейших действий прост. Необходимо убрать иглу, не прикасаясь к ней руками. Используйте для этого подручные средства. Место, где она была воткнута, полейте святой водой. Сам магический атрибут утилизируйте. Хорошо бы предать его огню. То есть обжечь, а после закопать поглубже в землю, чтобы никто его не нашел.

Но на этом не останавливайтесь. Нужно убрать из дому негативные последствия ее черной деятельности. Для этого подойдет ритуал очистки пространства солью. Разогрейте чугунную сковороду. Насыпьте на нее горсть соли. Помешивайте деревянной ложкой, читая молитвы. Минут через пятнадцать огонь погасите. Остывшую соль смойте в канализацию. Ритуал повторяйте трижды с периодом в одни сутки.

Если увидели таковой магический атрибут в гостях

Наблюдательные посетители порой ставят в неудобное положение хозяев. Сами посудите, хотели бы вы услышать от гостя вопрос: «А что значит иголка, воткнутая в стену?» Особенно коли сами использовали ее в качестве оберега. Неприятно. Да и знак нехороший. Раз человек заинтересовался, он вошел во взаимодействие с вашим талисманом. А это говорит о его злонамеренности. Поэтому нежелательно проявлять излишнего любопытства. А домашним магам следует тайную защиту располагать в таких местах, куда злобный взгляд не проникнет. А любопытствующего более в гости не зовите. От этого человека ничего, кроме беды, не получите.

Заключение

Рассуждая о том, что значат иголки в стене, мы познакомились с двумя сторонами магических обрядов. Они бывают агрессивными и защитными. Если вы сами игл никуда не вкалывали, то следует быть очень осторожными и внимательными. Такая мелочь может стоить жизни хозяину дома или его близким. Ведь определить по самой иголке, чего именно желал колдун, невозможно. Ее нужно немедленно утилизировать, а пространство почистить. Еще желательно поставить защиту на дом. Только после этого можно быть уверенным в относительной безопасности.

Найдутся граждане, считающие все написанное бредом. Их право. Но стоит напоследок заметить, что существование и возможности воздействия на нее наука уже не отрицает. Со временем придет и к пониманию принципов работы этого сложного инструмента. А простому человеку лучше защититься от неведомой опасности, чем горстями хлебать реальное горе. Согласны?

"Полный курс лекций по русской истории" – уникальное издание, в основу которого легли лекции, прочитанные С.Ф.Платоновым в Петербургском университете и на Бестужевских курсах. После очерков Д.И.Иловайского лекции С.Ф.Платонова стали самым подробным обобщающим изданием, в котором огромный период российской истории – от расселения славян в Европе до Великих реформ императора Александра II – был представлен ясно, образно, увлекательно. Этот курс лекций выдержал до 1917 года около 20 изданий.

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - Предварительные исторические сведения. – Киевская Русь. – Колонизация Суздальско-Владимирской Руси. – Влияние татарской власти на удельную Русь. – Удельный быт Суздальско-Владимирской Руси. – Новгород. – Псков. – Литва. – Московское княжество до середины XV века. – Время великого князя Ивана III 14

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ - Время Ивана Грозного. – Московское государство перед смутой. – Смута в Московском государстве. – Время царя Михаила Федоровича. – Время царя Алексея Михаиловича. – Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI и XVII веках. – Время царя Федора Алексеевича 52

    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ - Взгляды науки и русского общества на Петра Великого. – Положение московской политики и жизни в конце XVII века. – Время Петра Великого. – Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы. – Время Елизаветы Петровны. – Петр III и переворот 1762 года. – Время Екатерины II. – Время Павла I. – Время Александра I. – Время Николая I. – Краткий обзор времени императора Александра II великих реформ. 131

Сергей Фёдорович Платонов
Полный курс лекций по русской истории

Введение (Изложение конспективное)

Наши занятия русской историей уместно будет начать определением того, что именно следует понимать под словами историческое знание, историческая наука. Уяснив себе, как понимается история вообще, мы поймем, что нам следует понимать под историей одного какого-либо народа, и сознательно приступим к изучению русской истории.

История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом, например, покажет вам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусств. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах. Задача историка состояла у них о том, чтобы передать слушателям и читателям вместе с эстетическим наслаждением и ряд нравственных назиданий. Те же цели преследовало и искусство.

При таком взгляде на историю, как на художественный рассказ о достопамятных событиях, древние историки держались и соответствующих приемов изложения. В своем повествовании они стремились к правде и точности, но строгой объективной мерки истины у них не существовало. У глубоко правдивого Геродота, например, много басен (о Египте, о Скифах и т. под.); в одних он верит, потому что не знает пределов естественного, другие же, и не веря в них, заносит в свой рассказ, потому что они прельщают его своим художественным интересом. Мало этого, античный историк, верный своим художественным задачам, считал возможным украшать повествование сознательным вымыслом. Фукидид, в правдивости которого мы не сомневаемся, влагает в уста своих героев речи, сочиненные им самим, но он считает себя правым в силу того, что верно передает в измышленной форме действительные намерения и мысли исторических лиц.

Таким образом, стремление к точности и правде в истории было до некоторой степени ограничиваемо стремлением к художественности и занимательности, не говоря уже о других условиях, мешавших историкам с успехом различать истину от басни. Несмотря на это, стремление к точному знанию уже в древности требует от историка прагматизма. Уже у Геродота мы наблюдаем проявление этого прагматизма, т. е. желание связывать факты причинною связью, не только рассказывать их, но и объяснять из прошлого их происхождение.

Итак, на первых порах история определяется, как художественно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах.

Ко временам глубокой древности восходят и такие взгляды на историю, которые требовали от нее, помимо художественных впечатлений, практической приложимости. Еще древние говорили, что история есть наставница жизни (magistra vitae). От историков ждали такого изложения прошлой жизни человечества, которое бы объясняло события настоящего и задачи будущего, служило бы практическим руководством для общественных деятелей и нравственной школой для прочих людей. Такой взгляд на историю во всей силе держался в средние века и дожил до наших времен; он, с одной стороны, прямо сближал историю с моральной философией, с другой – обращал историю в "скрижаль откровений и правил" практического характера. Один писатель XVII в. (De Rocoles) говорил, что "история исполняет обязанности, свойственные моральной философии, и даже в известном отношении может быть ей предпочтена, так как, давая те же правила, она присоединяет к ним еще и примеры". На первой странице "Истории государства Российского" Карамзина найдете выражение той мысли, что историю необходимо знать для того, "чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье".

С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Сообразно с различными философскими системами, так или иначе определялись цели и смысл самой истории. Вот некоторые из подобных определений: Боссюэт (1627-1704) и Лоран (1810-1887) понимали историю, как изображение тех мировых событий, в которых с особенною яркостью выражались пути Провидения, руководящего человеческою жизнью в своих целях. Итальянец Вико (1668-1744) задачею истории, как науки, считал изображение тех одинаковых состояний, которые суждено переживать всем народам. Известный философ Гегель (1770-1831) в истории видел изображение того процесса, которым "абсолютный дух" достигал своего самопознания (Гегель всю мировую жизнь объяснял, как развитие этого "абсолютного духа"). Не будет ошибкою сказать, что все эти философии требуют от истории в сущности одного и того же: история должна изображать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл.

Этот взгляд был шагом вперед в развитии исторической мысли, – простой рассказ о былом вообще, или случайный набор фактов различного времени и места для доказательства назидательной мысли не удовлетворял более. Появилось стремление к объединению изложения руководящей идеей, систематизированию исторического материала. Однако философскую историю справедливо упрекают в том, что она руководящие идеи исторического изложения брала вне истории и систематизировала факты произвольно. От этого история не становилась самостоятельной наукой, а обращалась в прислужницу философии.

Наукою история стала только в начале XIX века, когда из Германии, в противовес французскому рационализму, развился идеализм: в противовес французскому космополитизму, распространились идеи национализма, деятельно изучалась национальная старина и стало господствовать убеждение, что жизнь человеческих обществ совершается закономерно, в таком порядке естественной последовательности, который не может быть нарушен и изменен ни случайностями, ни усилиями отдельных лиц. С этой точки зрения главный интерес в истории стало представлять изучение не случайных внешних явлений и не деятельности выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

Это определение различно формулировали историки и мыслители. Знаменитый Гизо (1787-1874), например, понимал историю, как учение о мировой и национальной цивилизации (понимая цивилизацию в смысле развития гражданского общежития). Философ Шеллинг (1775-1854) считал национальную историю средством познания "национального духа". Отсюда выросло распространенное определение истории, как пути к народному самосознанию. Явились далее попытки понимать историю, как науку, долженствующую раскрыть общие законы развития общественной жизни вне приложения их к известному месту, времени и народу. Но эти попытки, в сущности, присваивали истории задачи другой науки – социологии. История же есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества.

Сергей Федорович Платонов

Полный курс лекций по русской истории

Очерк русской историографии

Обзор источников русской истории

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Предварительные исторические сведения Древнейшая история нашей страны Русские славяне и их соседи Первоначальный быт русских славян Киевская Русь Образование Киевского княжества Общие замечания о первых временах Киевского княжества Крещение Руси Последствия принятия Русью христианства Киевская Русь в XI-XII веках Колонизация Суздальско-Владимирской Руси Влияние татарской власти на удельную Русь Удельный быт Суздальско-Владимирской Руси Новгород Псков Литва Московское княжество до середины XV века Время великого князя Ивана III

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Время Ивана Грозного Московское государство перед смутой Политическое противоречие в московской жизни XVI века Социальное противоречие в московской жизни XVI века Смута в Московском государстве Первый период смуты: борьба за московский престол Второй период смуты: разрушение государственного порядка Третий период смуты: попытка восстановления порядка Время царя Михаила Федоровича (1613-1645) Время царя Алексея Михайловича (1645-1676) Внутренняя деятельность правительства Алексея Михайловича Церковные дела при Алексее Михайловиче Культурный перелом при Алексее Михайловиче Личность царя Алексея Михайловича Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI-XVII веках Время царя Федора Алексеевича (1676-1682)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Взгляды науки и русского общества на Петра Великого Положение московской политики и жизни в конце XVII века Время Петра Великого Детство и отрочество Петра (1672-1689) Годы 1689-1699 Внешняя политика Петра с 1700 года Внутренняя деятельность Петра с 1700 года Отношение современников к деятельности Петра Семейные отношения Петра Историческое значение деятельности Петра Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы (1725-1741) Дворцовые события с 1725 по 1741 год Управление и политика с 1725 по 1741 год Время Елизаветы Петровны (1741-1761) Управление и политика времени Елизаветы Петр III и переворот 1762 года Время Екатерины II (1762-1796) Законодательная деятельность Екатерины II Внешняя политика Екатерины II Историческое значение деятельности Екатерины II Время Павла I (1796-1801) Время Александра I (1801-1825) Время Николая I (1825-1855) Краткий обзор времени императора Александра II и великих реформ

Первым своим появлением в печати настоящие "Лекции" обязаны энергии и труду моих слушателей по Военно-юридической Академии, И. А. Блинова и Р. Р. фон-Раупаха. Они собрали и привели в порядок все те "литографированные записки", какие издавались учащимися в разные годы моего преподавания. Хотя некоторые части этих "записок" были составлены поданным мною текстам, однако, в общем, первые издания "Лекций" не отличались ни внутренней цельностью, ни внешней отделкой, представляя собою собрание разновременных и разнокачественных учебных записей. Трудами И. А. Блинова четвертое издание "Лекций" приобрело значительно более исправный вид, а к следующим изданиям текст "Лекций" пересматривался и лично мною. В частности, в восьмом издании пересмотр коснулся главным образом тех частей книги, которые посвящены истории Московского княжества в XIV-XV вв. и истории царствований Николая I и Александра II. Для усиления фактической стороны изложения в этих частях курса мною были привлечены некоторые выдержки из моего "Учебника русской истории" с соответствующими изменениями текста, так же как в прежних изданиях были оттуда же сделаны вставки в отдел истории Киевской Руси до XII века. Кроме того, в восьмом издании заново была изложена характеристика царя Алексея Михайловича. В девятом издании сделаны необходимые, в общем небольшие, исправления. Для десятого издания текст был пересмотрен. Тем не менее и в настоящем своем виде "Лекции" далеки еще от желаемой исправности. Живое преподавание и научная работа оказывают непрерывное влияние на лектора, изменяя не только частности, но иногда и самый тип его изложения. В "Лекциях" можно видеть только тот фактический материал, на котором обычно строятся курсы автора. Конечно, в печатной передаче этого материала остались еще и теперь некоторые недосмотры и погрешности; равным образом и конструкция изложения в "Лекциях" весьма нередко не соответствует тому строю устного изложения, которого держусь я в последние годы. Только с этими оговорками и решаюсь я выпустить в свет настоящее издание "Лекций".

С. Платонов

Введение (Изложение конспективное)

Наши занятия русской историей уместно будет начать определением того, что именно следует понимать под словами историческое знание, историческая наука.

Уяснив себе, как понимается история вообще, мы поймем, что нам следует понимать под историей одного какого-либо народа, и сознательно приступим к изучению русской истории.

История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой.

Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом, например, покажет вам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусств. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах. Задача историка состояла у них о том, чтобы передать слушателям и читателям вместе с эстетическим наслаждением и ряд нравственных назиданий. Те же цели преследовало и искусство.

При таком взгляде на историю, как на художественный рассказ о достопамятных событиях, древние историки держались и соответствующих приемов изложения. В своем повествовании они стремились к правде и точности, но строгой объективной мерки истины у них не существовало. У глубоко правдивого Геродота, например, много басен (о Египте, о Скифах и т. под.); в одних он верит, потому что не знает пределов естественного, другие же, и не веря в них, заносит в свой рассказ, потому что они прельщают его своим художественным интересом. Мало этого, античный историк, верный своим художественным задачам, считал возможным украшать повествование сознательным вымыслом. Фукидид, в правдивости которого мы не сомневаемся, влагает в уста своих героев речи, сочиненные им самим, но он считает себя правым в силу того, что верно передает в измышленной форме действительные намерения и мысли исторических лиц.

Таким образом, стремление к точности и правде в истории было до некоторой степени ограничиваемо стремлением к художественности и занимательности, не говоря уже о других условиях, мешавших историкам с успехом различать истину от басни. Несмотря на это, стремление к точному знанию уже в древности требует от историка прагматизма. Уже у Геродота мы наблюдаем проявление этого прагматизма, т. е. желание связывать факты причинною связью, не только рассказывать их, но и объяснять из прошлого их происхождение.