Действительно сильным можно назвать лишь того, кто обладает душевной стойкостью и твердой волей. Физически крепкий человек не всегда наделен внутренней силой и способностью к разумным действиям в экстремальных условиях.
В тексте Максима Горького самым сильным человеком оказалась бабушка. В момент пожара пожилая женщина не растерялась и действовала хладнокровно. Она не стала причитать или вступать в бессмысленные споры о причинах возгорания. Мудрая женщина думала о другом: находящаяся в мастерской бутыль с купоросом может взорваться в любую минуту… Хозяйка накинула попону и бросилась в огонь за взрывоопасным веществом, а после поместила тяжеленную ношу в снег.
Бабушка не стала перекладывать опасную работу на других, хотя рядом были муж, сын и работники.
Она осознанно рисковала своей жизнью ради спасения других людей. Лишь по-настоящему сильный человек способен на самоотверженный поступок, который сродни подвигу.
Из литературы, истории и обычной жизни мы знаем немало достойных примеров, когда волевые люди брали на себя ответственность за происходящее, не боялись принятия отчаянных решений. В одной из прочитанных мною книг речь шла о длительной вражде между соседними племенами. Эта война унесла немало жизней и, наконец, вожди договорились о прекращении противостояния. Во время заключения мира люди устроили настоящий праздник: они радовались и кричали. Сын одного из вождей внезапно побледнел и еле забрался на своего коня.
Лишь дома родители увидели, что мальчик ранен: какой-то негодяй, воспользовавшись суматохой, нанес ему удар кинжалом. Но раненый понимал: если об этом станет известно, то война вспыхнет вновь, поэтому мужественно терпел боль.
Можно сделать вывод, что сильный человек – понятие многогранное. Он не обязательно крепок с виду, главные его качества - во внутренней силе, в умении принимать решения в сложных ситуациях стойко переносить удары судьбы, не показывая слабость окружающим.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-02-15
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
Задание ОГЭ № 10
ВВОДНЫЕ СЛОВА И КОНСТРУКЦИИ
1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Конечно,(1) это мне только казалось. Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. Должно быть,(2) и в самом деле тогда я впервые подумал о том,(3) что теперь занимало все мои мысли. Итак,(4) я скрыл свою тайну от всех.
вводном слове .
Я изучил ночные полёты,(1) когда сразу за стартом начинается тьма и всё время,(2) пока набираешь высоту,(3) кажется,(4) ощупью идёшь по тёмному коридору. Внизу,(5) на аэродроме,(6) ярко светятся огни.
вводном слове .
И тут я понял,(1) что если освободить мальчика от честного слова,(2) снять его с караула может только военный,(3) так надо,(4) значит,(5) идти искать военного.
вводном слове .
В свободные часы я уходил в сарай колоть дрова,(1) желая побыть наедине с самим собою. Жизнь,(2) помню,(3) казалась мне всё более скучной,(4) жёсткой,(5) установленной навсегда в тех формах и отношениях,(6) как я видел её изо дня в день.
вводном слове .
– Алёшка,(1) ты погляди,(2) – указывает дед,(3) – никак,(4) у чужой калитки родня появилась.
– Наверно,(5) – отвечает Алёша и идёт дальше.
вводной конструкции .
Полечи,(1) яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц,(2) можно сказать,(3) спаситель мой: я ему жизнью обязан,(4) благодарность оказывать должен,(5) а ты говоришь – бросить!
7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
–
8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .
Однажды после ледостава облетела село весть,(1) будто в полынье плавают гуси и не улетают. Гуси крупные,(2) людей не боятся,(3) птицы эти,(4) должно быть,(5) домашние. Вечером,(6) когда я катался с ребятами на санках,(7) с другой стороны реки послышались тревожные крики.
9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Завтра! А если сегодня огонь захватит лес,(1) который подходит к самой воде?
– Их,(2) наверно,(3) спасатели снимут. А может,(4) огонь ещё остановится,(5) – нерешительно сказал Алик.
10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Бим,(1) во-первых,(2) поздоровался: повилял хвостом,(3) но с грустинкой,(4) склонив голову сначала на одну сторону,(5) потом на другую. Это,(6) кроме того,(7) означало и вопрос: «А ты – что за человек?»
11. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .
На этот раз они были первые,(1) никто до них ягоду тут не трогал и не мял,(2) а наросло её на диво,(3) в редкий год,(4) по словам дяди Митяя,(5) удаётся такой урожай. Теперь Саня знал,(6) что это такое – кусты ломятся от ягоды.
12. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
И в себе он,(1) оказывается,(2) многого не знал и не подозревал: этого,(3) например,(4) нечеловечески сильного и огромного чувства,(5) пытающегося вместить в себя всё сияние и всё движение мира,(6) всю его необъяснимую красоту и страсть,(7) всю полноту.
13. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .
Я выбежал на тропу,(1) собака страшно изогнулась,(2) взглянула на меня зелёным взглядом голодных глаз и прыгнула в лес,(3) поджав хвост. Осанка у неё,(4) вне всякого сомнения,(5) была не собачья,(6) и,(7) когда я свистнул,(8) она дико бросилась в кусты.
14. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Действительно,(1) в протоке показалась рыбачья лодка,(2) огибавшая остров. Это и был Тарас. Он плыл,(3) стоя на ногах,(4) и ловко управлял одним веслом. Когда он подплыл ближе,(5) я заметил,(6) к удивлению,(7) плывшего перед лодкой лебедя.
15. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
–
– Ты,(3) значит,(4) их украл?
Задание ОГЭ № 10
ОБРАЩЕНИЕ
1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении .
– Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.
– Конём,(2) баба?
– Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые.
Ответ:_________________________________
2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении .
Даша легонько трепала его за холку и говорила:
– Возьми,(1) Бим,(2) возьми.
3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении .
– С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.
4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении .
– Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.
– Ты,(3) значит,(4) их украл?
Ответ:___________________________________
5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении .
Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:
– Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим!
Ответ:__________________________________
6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении .
В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.
Ответ:__________________________________
7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении .
– Вот тебе и на! – удивился дед. – И у ничьей скамейки хозяин объявился. Знал бы я этого мастера,(1) в пояс бы ему поклонился и руку пожал. Тут дед посмотрел на Алёшу и спросил:
– А ты не знаешь этого мастера,(2) внучек?
Ответы к заданию 10
1 – 1,2,41 – 2
2 – 3,4
2 – 1,2
3 – 4,5
3 – 1,2
4 – 2,3
4 – 1,2
5 – 4,5
5 – 6,7
6 – 2,3
6 – 2,3
7 – 3,4
7 - 2
8 – 4,5
9 – 2,3,4
10 – 1,2,6,7
11 – 4,5
12 – 1,2,3,4
13 – 4,5
14 – 1,6,7
Произведение «Детство», написанное советским писателем Максимом Горьким, является автобиографическим. Это первая часть трилогии о детской жизни героя, которая проходила до революции.
Рассказчик начинает повествование о том, как от тяжёлой болезни скончался его отец. От горя у матери случились роды раньше времени и младенец умер. Рассказчик и его мать едут жить в семью деда.
Там мальчику плохо, дед ругается со своими детьми и жестоко наказывает внуков. Рассказчик подружился с Иваном-Цыганком, который отличался добродушным складом характера, и старался помочь окружающим. Но вскоре друг умирает и рассказчик остаётся один в этой недружной семье деда. Мать не принимала участие в воспитании мальчика. Спасала рассказчика только доброта бабушки, которая постоянно жалеет и балует мальчика. Дед обучает внука грамоте.
Взрослые сыновья всё время требуют от деда разделить имущество, которое он смог получить от работы в своей мастерской. Но старый мужчина не торопится отдавать им нажитое. Он недоволен своими детьми и принуждает мать рассказчика к новому замужеству по расчёту. Но молодая женщина отказывается. Вскоре рассказчик тяжело заболевает, и бабушка ухаживает за ним и рассказывает внуку историю семьи.
Мать снова выходит замуж за мужчину, который не нравится мальчику, и забирает сына жить в новую семью. Бабушка начинает пить, и снова мальчик предоставлен сам себе. Он начинает учиться в школе, но не может поладить с одноклассниками. Семейная жизнь матери не ладится, и рассказчик снова переезжает жить к деду, который отличается чрезвычайной скупостью. Рассказчику приходится самому зарабатывать себе на пропитание.
Вскоре тяжело больная мать мальчика приезжает в дом деда, где вскоре умирает. Дед не собирается дальше держать в своём доме внука и отправляет его в люди работать и кормить себя самому.
Произведение заставляет читателей изменить отношение к собственной жизни, показывая, насколько нелегко жилось рассказчику.
Глава 1
Мои воспоминания начинаются со дня смерти отца. Тогда я не совсем понимал, что произошло. Мать, неприбранная, с большим животом, растрепанная, ползала на коленях вокруг мертвого и плакала.
Недавно я переболел тяжелой болезнью и за мной ухаживала бабушка, приехавшая из Нижнего Новгорода. Сейчас больше всего хотелось уйти с ней, но бабушка бросилась вдруг к матери, как-то по-новому начавшей кричать. Прибежавшим на крик людям сказали, что начались роды.
Второе яркое воспоминание – кладбище и две лягушки, взобравшиеся на крышу гроба. Их там и закопали.
А потом мы уплыли на корабле в Новгород к дедушке, и его дом, как и он сам, мне сразу не понравились.
Глава 2
Дом кишел людьми, постоянно ссорящимися друг с другом. Особенно выделялись мои дядья – Михаил и Яков. Они требовали у деда раздела имущества и выделения их доли. Дрались друг с другом до крови, обитатели дома едва разнимали их. Бабушка смывала кровь, зашивала рваную одежду и молилась Богородице за непутевых сыновей.
Дед заставил меня учить молитвы, это удавалось плохо и он обещал выпороть. Что это такое, я тогда еще не знал.
Выпороли меня за окрашенную в синий цвет праздничную скатерть. Я сопротивлялся и был избит до потери сознания.
Глава 3
Из всех обитателей дома мне нравились бабушка и Цыганок. Был он подкидышем, тем не менее, дед его не порол, а дядья уважали. Как-то незаметно мы с ним сблизились.
Цыганок был хорошим работником и за это его ценили дядья. Каждый мечтал заполучить его в свою мастерскую, когда отделятся от дедовой. А старик любил и за то, что, возвращаясь с рынка, Цыганок привозил провизии на сумму в три раза больше, чем давали денег.
Во дворе стоял дубовый крест, который Яков дал обет установить на могиле забитой им жены. Цыганок выносил его, зацепился за порог. Дядья в испуге отскочили, бросив крест. Цыганка придавило всей тяжестью, и он умер.
Глава 4
Однажды, когда бабушка молилась, в комнату ворвался дед с криками о пожаре. Все стали выбегать из дома. Горела мастерская. Закричав, что взорвется купорос, бабушка метнулась в огонь, завернувшись в попону, и вынесла оттуда ведерную бутыль. Она стала командовать людьми, тушившими пламя. Вскоре все погасили.
Дед гладил бабушку по голове и радовался, что ей на краткое время господь дает разум.
Я уже отправился спать, как в ночи раздался нечеловеческий вой. Это рожала тетка Наталья, вторая жена Якова. Бабушка пошла помогать с родами, невзирая на обожженные руки.
К утру Наталья умерла.
Глава 5
Весной дядья разделились, а дед переехал в новый дом, почти все комнаты сдав квартирантам. Мы с бабушкой жили на чердаке, а квартиранты часто бегали к ней за советом. Она рассказывала мне о своей жизни и как с малых лет вязала кружева.
Дедушка вздумал учить меня грамоте, и наука давалась мне легко. Дед все реже меня бил и часто рассказывал о прошлом. Эти рассказы нравились больше Псалтыря – больше никаких книжек не было. Но он никогда не рассказывал ни об отце моем, ни о матери, поскольку был сердит на нее, вышедшую замуж против отцовской воли.
Глава 6
Дядья требовали от деда разделить между ними и приданое матери. Дед противился.
Как-то прибежал Яков с известием, что пьяный Михаил идет ломать двери и бить отца. Дядю выбросили за ворота, но с тех пор в нашем доме все чаще происходили драки с его участием. Он приходил, крушил все вокруг и сквернословил.
Бабушка пыталась вмешиваться, урезонить разбушевавшегося Михаила, но в одной из таких ссор он поломал ей колом руку. Вызвали костоправа. Ею оказалась маленькая горбатая женщина, и я, испугавшись, что это пришла бабушкина смерть, начал ее гнать из дому.
Глава 7
Бабушка и дедушки каждый день молились. Слушая их, я понял, что Бог у них был разный. Бабушкин был простой и понятный мне, он существовал везде и доброта его жила в каждом существе, одушевленном или нет. Дедушкин был злым и наказывал за каждое злодеяние и целыми днями только и делал, что высматривал людские проступки, чтобы потом изощренно наказать за совершенный грех.
Бабушка каждый день молилась по-новому, и слова эти было приятно слушать, в них почти не было просьб, а больше славословия. Она и в жизни часто говорила с Богом.
Дедушкино утро начиналось с одних и тех же молитв, которые я выучил наизусть и каждый раз искал ошибку в дедовых словах, указывая ему на них. Тот сокрушался и вскоре находил, за что мне отомстить.
Глава 8
Дед купил новый дом, более уютный, но тоже полный постояльцев. Особенно мне понравился Хорошее Дело, считавшийся в доме нахлебником. Вначале он не хотел общаться со мной, но, услыхав сказ моей бабушки, переменил мнение и мы подружились. Я часто ходил к нему в гости. Хорошее Дело был химиком, хотя в доме называли его чернокнижником, и дед наказывал меня за каждый визит в его комнату.
В итоге дед выжил моего друга, соврав, что комната необходима моей матери. Так и завершилась моя дружба с этим удивительным человеком, одним из тех людей, что остаются чужими в родной стране.
Глава 9
После Хорошего Дела я сдружился с дядей Петром. Однажды мы с братьями хотели украсть щенка у соседа и они предложили мне отвлечь его, плюнув на лысину. В итоге я был пойман и отведен на воспитание к деду, а братья играли на улице.
Дядя Петр радовался моему поступку, и стал мне неприятен. Окончательно мы рассорились, когда я сдружился с тремя соседскими ребятами. Дружба наша продержалась до момента, пока не узнал их дед полковник. Меня наказали.
Петр считал, что я должен был побить и ребят за происшедшее. Он ненавидел все господское.
Вскоре он покончил с собой, а мы узнали, что он входил в банду, грабившую церкви.
Глава 10
Приехала мать. Дед был не рад ей. Бабушка заступалась. В тот день я впервые увидел, как дед ее обнял. И от этой картины стало так тепло на душе, что я, рыдая от радости, бросился к ним. Расчувствовавшийся дед позволил матери остаться.
Дед хотел сам выбрать дочери супруга и выдать ее замуж. Она противилась, но когда узнала, что дед бьет заступающуюся бабушку, то переменила мнение. С тех пор в доме часто собирались незнакомые люди. Но выбор деда не понравился маме, и в доме вспыхнул очередной скандал.
Глава 11
После скандала мама сделалась хозяйкой в доме, казалось, вытеснив деда. Мужа она решила выбрать по своему желанию, и теперь часто по вечерам уезжала, разряженная.
Меня определили в школу, но местные порядки мне не понравились.
А потом я заболел оспой и долго лежал в бреду на чердаке, связанный бинтами. Каждый день приходила бабушка и рассказывала мне о матери с отцом, их женитьбе, моем рождении и как дядья Михаил с Яковом хотели сжить отца со свету. Однажды, напившись, они столкнули его в прорубь и били сапогами по рукам, чтоб не держался за края полыньи. Отец кое-как выбрался потом, а в полиции сказал, что упал в воду сам.
Глава 12
Однажды я проснулся здоровым и поспешил спуститься к матери. Возле двери ноги отказали, и я вполз в комнату. Все переполошились, а незнакомая неприятная старуха начала давать указания, как меня лечить.
Я спросил о ней, и дед ответил, что это еще одна моя бабушка. А мать пододвинула одного из гостей, офицера Евгения Максимова, и представила его как моего отца. Новые родственники мне не понравились.
Вскоре мать вышла замуж и уехала в Москву.
Осенью дед продал дом – матери нужно было приданое. Мы переехали в подвал и дед сказал, что с этих пор каждый должен питаться за свои деньги. Так мы прожили два года, пока не приехали отчим с матерью. Отчим промотал приданое, но всем рассказывал, как сгорело его имение со всем добром.
Мы с бабушкой переехали к отчиму. Здесь тоже были ссоры, в школе меня не любили из-за бедной одежды. У матери родился уже один сын, второго она ожидала. Однажды они скандалили, и я увидел, как отчим бьет ее, беременную, ногой в грудь. Я схватил нож и ударил его в бок.
Глава 13
Бабушка и дед снова жили вместе, я был с ними. Она плела кружева, дед продал ростовщикам все, что оставалось, включая одежду. Потом он вложил деньги под процент и прогорел. С этих пор он стал еще скупее, пересчитывая даже чаинки для заварки.
Я тоже помогал добывать деньги, собирая ветошь и кости, воруя дрова. Полученную мелочь отдавал бабушке, и часто она плакала, пересчитывая на ладони мои пятаки. В школе все надо мной смеялись еще больше.
Отчим исчез, больная мать переселилась к нам вместе с новорожденным Николаем. Вскоре она умерла.
Через несколько дней после похорон дед отказался меня кормить и отправил «в люди».
Как бы ни была тяжела и темна жизнь, в ней всегда есть что-то светлое. В бесконечной череде обид, боли, смертей есть и хорошие, памятные мгновения, ради которых стоит жить.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Горький. Все произведения
- Бывшие люди
- Детство
- Челкаш
Детство. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание оперы Травиата Верди
События происходят в позапрошлом веке в Париже. В салоне куртизанки Виолетты Валери намечается ужин по случаю приезда из провинции некоего Альфреда Жермона. Благородный
- Краткое содержание Голубой карбункул Конана Дойла
Под Рождество доктор Ватсон зашёл к своему товарищу. Шерлок Холмс отдыхал на диване и рассматривал какую-то шляпу. Он предложил Холмсу послушать про мелкий эпизод, который произошёл с мистером Питерсоном в четыре утра.