Многие из нас с детства помнят строки из рифмованных историй про различных животных. Автор этих произведений Иван Андреевич Крылов - знаменитый русский баснописец, слава о стихотворениях которого давно вышла за пределы его родины. Ни для кого не секрет, что при помощи высмеивания поступков животных, этот автор раскрывал различные за что не раз осуждался критиками, и басня «Зеркало и обезьяна» является как раз подобным произведением. Давайте подробнее познакомимся с этой увлекательной историей и попытаемся понять ее смысл.

Басня «Зеркало и обезьяна» имеет увлекательный сюжет, действие которого начинается с того, что мартышка случайно замечает себя в зеркале и останавливает на этом свой взгляд. В стихотворении очень точно описываются все эмоции, которые она при этом испытывает: презрение и отвращение, ведь обезьяна не догадывается о том, что смотрит на нее она сама. Попутно толкая сидящего рядом медведя, главная героиня сюжета начинает делиться с ним своими мыслями по поводу той особы, что смотрит на нее из отражения, называя ее кривлякой и сравнивая со своими кумушками-подружками, на что медведь не стал объяснять обезьяне о том, что по ту сторону на нее смотрит ее же морда, а лишь намекнул на сей факт, который остался совсем не понятым мартышкой.

«Зеркало и обезьяна» - басня Крылова, высмеивающая подлых людей

Сравнение человека с обезьяной приведено в данном произведении неспроста. На примере такого животного показано поведение подлых людей, замечающих недостатки других, но не желающих увидеть собственные огрехи. Основная мораль басни «Зеркало и обезьяна» сосредоточена в последних строчках произведения, и именно там проведена точная аналогия обезьяны с человеком. Крылов даже указал его имя. Это стихотворение наверняка заставило поволноваться тех людей, что любят собирать сплетни, потому что их буквальным образом сравнили с обыкновенной мартышкой, а не заметить такую аллегорию может только ребенок.

Тяжелый смысл стихотворений, который не изучается школьниками

Самым интересным является то, что в раскрытии морали автор указал прямую ситуацию - взяточничество, которое получило свое распространение именно со времен жизни Крылова. Басня «Зеркало и обезьяна» была написана Иваном Андреевичем, что называется, на злобу дня, поэтому начала активно обсуждаться жителями России сразу после публикации.

На сегодняшний день рифмованные истории этого автора изучаются школьниками с 3-5 класса, тем не менее их потаенный смысл доступен далеко не каждому ученику. Именно поэтому преподаватели предпочитают заострять свое внимание на более простой интерпретации смысловой нагрузки, а не углубляться. Иван Крылов удивительным образом сочетал в своих баснях поучительный смысл для детей и глубинную мораль, которая в большинстве своем имела ориентацию на держателей власти: нечистых чиновников и неграмотных управленцев, среди которых автор постоянно вращался. Басня «Зеркало и обезьяна» стала некой оплеухой некоторым из них.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

Конспект урока литературного чтения 3 класс

Тема: «Зеркало и Обезьяна». Общее представление о басне, особенностях построения.

Урок построен таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике. Представлены подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении. Данный конспект урока литературного чтения предназначен для учителей начальных классов.

Цель урока: Выявить, какой приём использовал для высмеивания людских пороков.

1. Продолжить ознакомление с творчеством.

2. Учить видеть иносказательный смысл басен.

3. Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; находить мораль в произведении.

4. Развивать умение рассуждать, проявлять склонность к обмену впечатлениями, уверенность в своих силах.

5. Воспитывать нравственные качества, культуру работы в парах.

Планируемые результаты: знать отличительные особенности басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

Оборудование к уроку:

1) на доске: портрет;

2) карточки с заданиями;

3) аудиозапись басни «Зеркало и Обезьяна» ;

4) презентации: 1-к уроку и 2-о памятнике писателю;

5) проектор, экран, нетбуки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

У нас на уроке гости. Поздоровайтесь. Улыбнитесь. У всех хорошее настроение. Я желаю, чтобы хорошее настроение было целый день.

Начинаем урок литературного чтения.

Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла сегодня как девиз урока?

Объясните пословицу. (Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь с текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.)

2. Актуализация знаний. Проверка д/з.

Назовите раздел, который мы изучаем? (Великие русские писатели)

Назовите великого русского писателя, с творчеством которого мы познакомились в этом разделе? () (портрет)

В каком жанре писал? (на доске карточка «басня»)

Cегодня мы с вами продолжим говорить об этом прекрасном литературном жанре.

Послушайте произведение. (Индивидуальное д/з. Инсценирование басни «Мартышка и Очки»)

Какое качество он не принимал и не хотел видеть в людях в басне «Мартышка и Очки»?

(не принимал необразованность людей)

Как еще называют таких людей? (Невежда – это необразованный человек)

А какие басни Крылова вы уже знаете? («Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь», «Стрекоза и Муравей»).

В басне «Стрекоза и Муравей», (слайд), какое качество высмеивает автор? (лень)

В басне «Лебедь, Щука и Рак», (слайд), какое качество высмеивает? (несогласие среди людей)

Иван Андреевич очень любил людей и хотел, чтобы они были лучше. Какие качества он не хотел видеть в людях?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:

Откройте нетбуки, прочитайте, перечисляются различные качества людей.

1) - Разбейте их на две группы:

1-я: качества, которые высмеивал поэт, не принимал, не хотел видеть в людях;

2-я: качества, которые могут одобряться поэтом;

(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, храбрость, трусость, лесть, лень, невежество, несогласие среди людей, издевательство над чужой бедой, верность)(работа в парах на нетбуках)

2) Подводящий диалог

– Проверим, как вы разделили слова на группы (проверка, пара, которая работала у доски, рассказывает)

ВЫВОД: - Итак, Крылов не принимал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение, невежество, несогласие среди людей.

Как можно назвать одним словом все эти слова?

Да, это недостатки людей или пороки. (на доске карточка «пороки»)

3.Гимнастика для глаз.

Сидел со мной рядом за партой сосед

Закрыл я глаза, и соседа уж нет.

Ухватитесь правой рукой за левое плечо. Левой рукой за правое плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Наклоните голову на грудь.

Поднимите голову, наклоните влево, вправо, покрутите, как вам хочется.

Теперь головою крути – не крути

А в классе у нас никого не найти!

Хотим, чтоб скорее учитель сказал:

«Давайте, ребята, откроем глаза!»

4. Постановка темы урока, целей урока, проблемы.

На доске надпись: (открывается только название произведения)

Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Сформулируйте тему урока (Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»)

Какое произведение будем изучать? («Зеркало и Обезьяна»)

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на с. 137.

Готовясь к уроку, я в книгах увидела другую иллюстрацию. Задумалась.

Сравните и вы две иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй изображена просто зверем? (показ иллюстраций на слайде)

И. А Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный приём. Кто знает этот приём?

Сформулируйте цель урока?

Узнаем, какой приём использовал для высмеивания в баснях людских пороков?

Зная тему, цель, составим план нашего урока.

Мы с вами пока не знакомы с произведением “Зеркало и обезьяна”.

С чего же нам начать урок?

2. Работая над содержанием произведения, мы определим главную мысль басни, какие пороки высмеиваются, выявим особенности басни по характерным признакам

3. Чтение по ролям

4. Виртуальная экскурсия к памятнику писателя в Летний сад в город Санкт-Петербург.

По данному плану и работаем.

5. Изучение нового материала

1) Умение прогнозировать содержание по заголовку.

– Откройте учебник на с. 136. Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)

О чем говорит заголовок? (главные действующие герои).

Почему между ними союз «и» (между героями будут происходить действия).

Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? (высказывают предположения)

Для чего вам нужно зеркало?

А для чего зеркало обезьяне, предположите?

ВЫВОД: - Давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.

2) Первичное чтение .

– Приготовьте карандаш. Послушайте басню в исполнении народного артиста РФ Валентина Гафта, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова (аудиоприложение)

3) Проверка первичного чтения.

Кто главные действующие герои?

Что вам показалось смешным?

4) Словарная работа .

В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные.

Давайте назовём вначале слова: (на доске слова, у каждой пары лежит словарь с закладкой)

Подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить, обратитесь к словарю. (работа в парах, вызванный ученик читает определение, оно появляется на слайде)

Как называется словарь, с которым вы работали? (Толковый, автор С. Ожегов)

Найдём в словаре толкование выражений: (на доске выражения, у каждой пары лежит словарь с закладкой) (работа в парах, вызванный ученик читает определение, оно появляется на слайде)

Как называются данные выражения? (фразеологизмы)

Как называется словарь, в котором вы узнали значение фразеологизмов? (Фразеологический)

5) Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. (Чтение полностью вслух без морали).

Из скольких частей состоит басня?

Как называется первая часть басни? (краткий рассказ)Читаем 1 часть.

Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)

Кого мартышка увидела в зеркале? (саму себя, свой образ)

Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (нет)

Узнала ли она себя в нём? (нет)

Докажите словами из текста.

Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа ? (она глупая)

Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).

Про кого обезьяна так говорит? (про кумушек) Докажите словами из текста.

Кому на самом деле она даёт такую характеристику (себе)

Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа. Можно сказать, что она была самоуверенной)

Какой изобразил Крылов мартышку? (глупой, кривлякой, самоуверенной)

Глупость, самоуверенность –это пороки, от них надо избавляться.

Умела обезьяна видеть свои недостатки? (нет)

А у людей вы встречали такое качество? (да)

А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?

Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.

А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (медведь)

Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?

Каким тоном прочитаем его слова?

Ребята, а вы какой бы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

Какова же главная мысль басни? Прочитайте. («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»

Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.

Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи.

Когда мы можем употребить это крылатое выражение ?

Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова, которые помогут стать лучше.

Обратимся к 2 части. Как называется эта часть? (мораль) Что такое мораль? (Мораль - это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.)

Мораль басни Зеркало и Обезьяна Крылов описал в конце произведения по всем правилам басенного жанра.

– Прочитайте самостоятельноно (вызв. уч. читает вслух)

А таких людей, как обезьяна много.

Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.

Прочитайте только мораль. Не любит узнавать никто себя в сатире.

Вывод: Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними. (Вывод на слайде)

Обезьяна из этой басни очень похожа на Обезьяну из басни «Мартышка и очки». Чем похожи обезьяны? (своим невежеством, которое Крылов так любит высмеивать в людях, считая этот порок очень неприятным. Невежество – это необразованность)

6) Чтение по ролям. (1-2 раза)

Прочитаем басню в лицах. Распределите роли.

Критерии оценивания выразительного чтения:

1.Знание своей роли.

2.Чтение с нужной интонацией.

ФИЗМИНУТКА

6. Первичное закрепление материала.

Кто главные герои басен? (животные)

Значит, Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно: в баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Для человека это не обидно и каждый может увидеть свои недостатки, посмеявшись над ними.

Прочитайте об этом в учебнике на с.165 задание 10. (чтение вслух вызван. учеником)

Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? Этот прием называется иносказание (вывешиваю карточку) - то есть, говорит о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных.

7. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Приём «Кластер» (работа в парах)

В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (басня)

Подберите карточки, относящиеся к басне и докажите, что «Зеркало и Обезьяна» – это басня. (карточки на столах)

Проверка с помощью документкамеры, кластер одной пары вывести на экран, пара доказывает ответ. (Басня – это…. с помощью карточек говорят дети)

Почему же Иван Андреевич писал, именно в этом жанре? (басня позволяет высмеивать пороки людей)

Назовите приём, который используют для высмеивания пороков. (иносказание)

Я тоже поработала со словарём С. Ожегова и вот, какое определение басне дано в нём.

Басня – краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

Такое определение в словаре Ожегова.

Совпали ли определения? (Да)

Что важным является в определении в отличии от других жанров? (Иносказательный )

В чем проявилось иносказание басни?

ИТОГ: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей.

8. Виртуальная экскурсия в Летний сад к памятнику.

Ребята, уважение таланта писателя, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале и задумывается над своими недостатками.

Это великий русский баснописец 19 века.

В Петербурге, в Летнем саду установлен бронзовый памятник баснописцу, он в окружении животных – единственный такой своеобразный памятник великому русскому писателю.

Совершим виртуальную экскурсию в Летний сад к памятнику

(текст сообщения, рассказывают 2 ученика)

Когда в 1844 году умер Иван Андреевич Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России в ту пору ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая I в деньга ʹ х отказало, и тогда решили собрать средства на создание памятника у народа. Два года шел сбор денег.

Памятник создал известный скульптор Петр Карлович Клодт.

Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником в доме скульптора разместился целый зверинец: осёл, кот, собака, волк, обезьяна, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка, по заказу скульптора были доставлены медведь с медвежонком. Все это разношерстное общество далеко не всегда сидело в клетках, а порою свободно разгуливало по мастерской. И только один натурщик был приходящим. Козел, которого приводила старушка, жившая неподалеку. У дверей мастерской козел начинал отчаянно упираться - его можно понять, там обитали волк и медведи. Несмотря на сопротивление, бабушка впихивала козла в мастерскую - ей очень хотелось увидеть своего серенького козлика, отлитого в бронзе. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

Через 10 лет после смерти баснописца памятник был завершен и установлен в Санкт-Петербурге в Летнем саду.

ВЫВОД: Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чём-то, а у его ног теснятся бронзовые звери.

Почему изображен вместе с животными? – это герои его басен.

9. Итог урока.

Вспомним, какие задачи ставили в начале работы?

1. Знакомство … с басней «Зеркало и Обезьяна».

2.- Работая над содержанием произведения, мы определим главную мысль басни, какие недостатки высмеиваются, выявим особенности басни по характерным признакам

4. - совершим виртуальную экскурсию к памятнику писателя в Летний сад в городе Санкт-Петербург

Справились с поставленными задачами?

10. Рефлексия .

Как чувствовали себя на уроке? Поднимите руку те, кто плохо чувствовал себя, хорошо, отлично.

https://pandia.ru/text/80/164/images/image007_13.png" width="78" height="105">

Я знаю... ……..…

Продолжите незаконченные предложения.

1. Я узнал …….. (Крылов писал басни, что такое басня, мораль, приём иносказание ….)

2. Я могу ……..(находить мораль в басне, похвалить одноклассников за работу …..)

3. Прочитав басню, я задумался о ……..

11. Оценивание.

- Сожмите кулачки и поднимите руки вверх. Теперь разжимая правую, покажите, какую оценку вы поставите нашему уроку. Разжимая левую, поставьте оценку себе за работу на уроке.

Называю оценки учеников.

Спасибо всем, кто читал басню внимательно и работал старательно!

12. Домашнее задание.

Дифференцированное д/з: 1 гр. – наизуcть, 2 гр. - прочитать басни (по выбору) и подумать какие качества высмеиваются, найти мораль.


О том, как глупая Мартышка выражала презрение к собственному отражению в зеркале, поведает басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова.

Читать текст басни:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
\"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть\". -
\"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?\" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни Зеркало и Обезьяна:

Мораль басни: в сатире и обличении никто не желает видеть себя. Баснописец показывает, что слышащий обличение в первую очередь думает о том, что оно адресуется другому. И. А. Крылов любил высмеивать людские недостатки, используя образы животных. Он неспроста сделал главной героиней басни обезьяну. Она высмеивает собственные ужимки, подобно невеждам, замечающим «бревно в чужом глазу». Мало кто замечает свои минусы и занимается их исправлением. Осуждать же других все горазды.

– А видишь, – говорит, – как он бьет?

Гляжу, и вижу тоже, что бьет яростно, даже глаза на лоб выпялил, и так его как ударит, так сразу до крови и режет.

– Ну, а теперь сообрази, как он нутрём действует?

– Что же, мол, такое нутрём? – я вижу одно, что сидит он прямо, и весь рот открыл, и воздух в себя шибко забирает.

А мой знакомец и говорит:

– Ну, а теперь сообрази, как он нутрём весь удар просторно ложится; шибко бьет, запыхается, а в открытый рот дышит, он у себя воздухом все нутро пережжет.

– Что же, – спрашиваю, – стало быть, Чепкун надежней?

– Непременно, – отвечает, – надежнее: видишь, он весь сухой, кости в одной коже держатся, и спиночка у него как лопата коробленая, по ней ни за что по всей удар не падет, а только местечками, а сам он, зри, как Бакшея спрохвала поливает, не частит, а с повадочкой, и плеть сразу не отхватывает, а под нею коже напухать дает. Вон она от этого, спина-то, у Бакшея вся и вздулась и как котел посинела, а крови нет, и вся боль у него теперь в теле стоит, а у Чепкуна на худой спине кожичка как на жареном поросенке трещит, прорывается, и оттого у него вся боль кровью сойдет, и он Бакшея запорет. Понимаешь ты это теперь?

– Теперь, – говорю, – понимаю, – и точно, тут я всю эту азиатскую практику сразу понял и сильно ею заинтересовался: как в таком случае надо полезнее действовать?

– А еще самое главное, – указует мой знакомец, – замечай, – говорит, – как этот проклятый Чепкун хорошо мордой такту соблюдает; видишь: стегнет и на ответ сам вытерпит и соразмерно глазами хлопнет, – это легче, чем пялить глаза, как Бакшей пялит, и Чепкун зубы стиснул и губы прикусил, это тоже легче, оттого что в нем через эту замкнутость излишнего горения внутри нет.

Я все эти его любопытные примеры на ум взял и сам вглядываюсь и в Чепкуна и в Бакшея, и все мне стало и самому понятно, что Бакшей непременно свалится, потому что у него уже и глазища совсем обостолопели и губы веревочкой собрались и весь оскал открыли… И точно, глядим, Бакшей еще раз двадцать Чепкуна стеганул и все раз от разу слабее, да вдруг бряк назад и левую Чепкунву руку выпустил, а своею правою все еще двигает, как будто бьет, но уже без памяти, совсем в обмороке. Ну, тут мой знакомый говорит: «Шабаш: пропал мой двугривенный». Тут все и татары заговорили, поздравляют Чепкуна, кричат:

– Ай, башка Чепкун Емгурчеев, ай, умнай башка – совсем пересек Бакшея, садись – теперь твоя кобыла.

И сам хан Джангар встал с кошмы и похаживает, а сам губами шлепает и тоже говорит:

– Твоя, твоя, Чепкун, кобылица: садись, гони, на ней отдыхай.

Чепкун и встал: кровь струит по спине, а ничего виду болезни не дает, положил кобылице на спину свой халат и бешмет, а сам на нее брюхом вскинулся и таким манером поехал, и мне опять скучно стало.

«Вот, – думаю, – все это уже и окончилось, и мне опять про свое положение в голову полезет», – а мне страх как не хотелось про это думать.

Но только, спасибо, мой тот знаковый человек говорит мне:

– Подожди, не уходи, тут непременно что-то еще будет.

Я говорю:

– Чему же еще быть? все кончено.

– Нет, – говорит, – не кончено, ты смотри, – говорит, – как хан Джангар трубку жжет. Видишь, палит: это он непременно еще про себя что-нибудь думает, самое азиатское.

Ну, а я себе думаю: «Ах, если еще что будет в этом самом роде, то уже было бы только кому за меня заложиться, а уже я не спущу!»

Глава шестая

И что же вы изволите полагать? Все точно так и вышло, как мне желалось: хан Джангар трубку палит, а на него из чищобы гонит еще татарчонок, и уже этот не на такой кобылице, какую Чепкун с мировой у Башкея взял, а караковый жеребенок, какого и описать нельзя. Если вы видали когда-нибудь, как по меже в хлебах птичка коростель бежит, – по-нашему, по-орловски, дергач зовется: крыла он растопырит, а зад у него не как у прочих птиц, не распространяется по воздуху, а вниз висит и ноги книзу пустит, точно они ему не надобны, – настоящее, выходит, будто он едет по воздуху. Вот и этот новый конь, на эту птицу подобно, точно не своей силой несся.

Истинно не солгу скажу, что он даже не летел, а только земли за ним сзади прибавлялось. Я этакой легкости сроду не видал и не знал, как сего конька и ценить, на какие сокровища и кому его обречь, какому королевичу, а уже тем паче никогда того не думал, чтобы этот конь мой стал.

– Как он ваш стал? – перебили рассказчика удивленные слушатели.

– Так-с, мой, по всем правам мой, но только на одну минуту, а каким манером, извольте про это слушать, если угодно. Господа, по своему обыкновению, начали и на эту лошадь торговаться, и мой ремонтер, которому я дитя подарил, тоже встрял, а против них, точно ровня им, взялся татарин Савакирей, этакой коротыш, небольшой, но крепкий, верченый, голова бритая, словно точеная, и круглая, будто молодой кочешок крепенький, а рожа как морковь красная, и весь он будто огородина какая здоровая и свежая. Кричит: «Что, говорит, по-пустому карман терять нечего, клади кто хочет деньги за руки, сколько хан просит, и давай со мною пороться, кому конь достанется?»

Господам, разумеется, это не пристало, и они от этого сейчас в сторону; да и где им с этим татарином сечься, он бы, поганый, их всех перебил. А у моего ремонтера тогда уже и денег-то не очень густо было, потому он в Пензе опять в карты проигрался, а лошадь ему, я вижу, хочется. Вот я его сзади дернул за рукав, да и говорю: так и так, мол, лишнего сулить не надо, а что хан требует, то дайте, а я с Савакиреем сяду потягаться на мировую. Он было не хотел, но я упросил, говорю:

«Сделайте такую милость: мне хочется».

Николай Семёнович Лесков (1831-1895). Начинал свою биографию в канцеляриях. Далее работал в частной фирме «Шкотт и Вилькинс», которая занималась переселением крестьян в новые земли. Служба, связанная с разъездами, обогатила будущего писателя наблюдениями за русским бытом. В 1864 году вышел в свет роман Лескова «Некуда», в 1870 году роман «На ножах». Эти романы, осуждавшие «нигилизм» сделали писателя врагом революционных и либеральных кругов. Между тем, внимание Лескова обращается к религиозным и морально-этическим вопросам. Его произведения: «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), «Тупейный художник» (1883) дают широкую картину русской жизни. Лесков был блестящим стилизатором. Широкую известность принёс ему рассказ «Левша», основанный на народных сказах. Образ мастерового-самородка, подковавшего блоху, по сию пору кажется многим одним из символов нашей родины.

В романе «Очарованный странник», (1873) Н.С.Лесков затрагивает и цыганскую тему. Главный герой - человек из простонародья - попадает в цыганский хор. Очарованный магнетизмом солистки Груши, Иван Северьяныч проматывает все хозяйские деньги. Писатель мастерски изображает состояние русской души, когда - кажется - всё отдай, да мало! После Иван опомнился и пошёл каяться к хозяину. К его удивлению - князь не в претензии! Оказалось, что и тот потратил в хоре почти всё своё состояние. Эти эпизоды, связанные с цыганской музыкой, мы и предлагаем вашему вниманию.

Цыганские эпизоды «Очарованного странника» послужили драматургической основой для спектакля «Грушенька», который считается классикой «Ромэновского» репертуара.

Николай Семёнович Лесков

Очарованный странник

Глава 13

Вхожу я с такою отважною решимостью на крылечко, перекрестился и зачурался, ничего: дом стоит, не шатается, и вижу: двери отворены, и впереди большие длинные сени, а в глубине их на стенке фонарь со свечою светит. Осмотрелся я и вижу налево ещё две двери, обе циновкой обиты, и над ними опять этакие подсвечники с зеркальными звёздочками. Я и думаю: что же это такое за дом: трактир как будто не трактир, а видно, что гостиное место, а какое - не разберу. Но только вдруг вслушиваюсь, и слышу, что из-за этой циновочной двери льётся песня... томная-претомная, сердечнейшая, и поет её голос, точно колокол малиновый, так за душу и щипет, так и берет в полон. Я и слушаю и никуда далее не иду, а в это время дальняя дверка вдруг растворяется, и я вижу, вышел из неё высокий цыган в шёлковых штанах, а казакин бархатный, и кого-то перед собою скоро выпроводил в особую дверь под дальним фонарём, которую я спервоначала и не заметил. Я, признаться, хоть не хорошо рассмотрел, кого это он спровадил, но показалось мне, что это он вывел моего магнетизёра и говорит ему вслед:

Ладно, ладно, не обижайся, любезный, на этом полтиннике, а завтра приходи: если нам от него польза будет, так мы тебе за его приведение к нам ещё прибавим.

И с этим дверь на защёлку защёлкнул и бегит ко мне будто ненароком, отворяет передо мною дверь, что под зеркальцем, и говорит:

Милости просим, господин купец, пожалуйте наших песен послушать! Голоса есть хорошие.

Грушенька. Иллюстрация Ильи Глазунова.

И с этим дверь перед мною тихо навстежь распахнул... Так, милостивые государи, меня и обдало не знаю чем, но только будто столь мне сродным, что я вдруг весь там очутился, комната этакая обширная, но низкая, и потолок повихнут, пузом вниз лезет, всё темно, закоптело, и дым от табаку такой густой, что люстра наверху висит, так только чуть её знать, что она светится. А внизу в этом дымище люди... очень много, страсть как много людей, и перед ними этим голосом, который я слышал, молодая цыганка поет. Притом, как я взошел, она только последнюю штучку тонко-претонко, нежно дотянула и спустила на нет, и голосок у неё замер... Замер её голосок, и с ним в одно мановение точно всё умерло... Зато через минуту все как вскочат, словно бешеные, и ладошами плещут и кричат. А я только удивляюсь: откуда это здесь так много народу и как будто ещё всё его больше и больше из дыму выступает? «Ух, - думаю, - да не дичь ли это какая-нибудь вместо людей?» Но только вижу я разных знакомых господ ремонтёров и заводчиков и так просто богатых купцов и помещиков узнаю, которые до коней охотники, и промежду всей этой публики цыганка ходит этакая... даже нельзя её описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнётся, а из чёрных глаз так и жжёт огнем. Любопытная фигура! А в руках она держит большой поднос, на котором по краям стоят много стаканов с шампанским вином, а посредине куча денег страшная. Только одного серебра нет, а то и золотом и ассигнации, и синие синицы, и серые утицы, и красные косачи, - только одних белых лебедей нет. Кому она подаст стакан, тот сейчас вино выпьет и на поднос, сколько чувствует усердия, денег мечет, золото или ассигнации; а она его тогда в уста поцелует и поклонится. И обошла она первый ряд и второй - гости вроде как полукругом сидели - и потом проходит и самый последний ряд, за которым я сзади за стулом на ногах стоял, и было уже назад повернула, не хотела мне подносить, но старый цыган, что сзади её шел, вдруг как крикнет:

Грушка! - и глазами на меня кажет. Она взмахнула на него ресничищами... ей-богу, вот этакие ресницы, длинные-предлинные, чёрные, и точно они сами по себе живые и, как птицы какие, шевелятся, а в глазах я заметил у неё, как старик на неё повелел, то во всей в ней точно гневом дунуло. Рассердилась, значит, что велят ей меня потчевать, но, однако, свою должность исполняет: заходит ко мне за задний ряд, кланяется и говорит:

Выкушай, гость дорогой, про моё здоровье!

А я ей даже и отвечать не могу: такое она со мною сразу сделала! Сразу, то есть, как она передо мною над подносом нагнулась и я увидал, как это у неё промеж чёрных волос на голове, будто серебро, пробор вьётся и за спину падает, так я и осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью её угощенье, а сам через стакан ей в лицо смотрю и никак не разберу: смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нееё под тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и на нежном виске жилка бьет... «Вот она, - думаю, - где настоящая-то красота, что природы совершенство называется; магнетизёр правду сказал: это совсем не то, что в лошади, в продажном звере». И вот я допил стакан до дна и стук им об поднос, а она стоит да дожидается, за что ласкать будет. Я поскорее спустил на тот конец руку в карман, а в кармане всё попадаются четвертаки, да двугривенные, да прочая расхожая мелочь. Мало, думаю; недостойно этим одарить такую язвинку, и перед другими стыдно будет! А господа, слышу, не больно тихо цыгану говорят:

Эх, Василий Иванов, зачем, ты велишь Груше этого мужика угощать? нам это обидно.

А он отвечает:

У нас, господа, всякому гостю честь и место, и моя дочь родной отцов цыганский обычай знает; а обижаться вам нечего, потому что вы ещё пока не знаете, как иной простой человек красоту и талант оценить может На это разные примеры бывают.

А я, это слышучи, думаю: «Ах вы, волк вас ешь! Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств больше? Нет уже, что будет, то будет: после князю отслужу, а теперь себя не постыжу и сей невиданной красы скупостью не унижу». Да с этим враз руку за пазуху, вынул из пачки сторублёвого лебедя, да и шаркнул его на поднос. А цыганочка сейчас поднос в одну ручку переняла, а другою мне белым платком губы вытерла и своими устами так слегка даже как и не поцеловала, а только будто тронула устами, а вместо того точно будто ядом каким провела, и прочь отошла. Она отошла, а я было на том же месте остался, но только тот старый цыган, этой Груши отец, и другой цыган подхватили меня под руку, и волокут вперёд, и сажают в самый передний ряд рядом с исправником и с другими господами. Мне было, признаться, на это и неохота: я не хотел продолжать и хотел вон идти; но они просят, и не кушают, и зовут:

Груша! Грунюшка, останови гостя желанного!

И та выходит и... враг её знает, что она умела глазами делать: взглянула, как заразу какую в очи пустила, а сама говорит:

Не обидь: погости у нас на этом месте.

Ну уж тебя ли, - говорю, - кому обидеть можно, - и сел. А она меня опять поцеловала, и опять то же самое осязание: как будто ядовитою кисточкою уста тронет и во всю кровь до самого сердца болью прожжёт. И после этого начались опять песни и пляски, и опять другая цыганка с шампанеей пошла. Тоже и эта хороша, но где против Груши! Половины той красоты нет, и за это я ей на поднос зацепил из кармана четвертаков и сыпнул... Господа это взяли в пересмех, но мне всё равно, потому я одного смотрю, где она, эта Грушенька, и жду, чтобы её один голос без хора слышать, а она не поет. Сидит с другими, подпевает, но солу не делает, и мне её голоса не слыхать, а только роток с белыми зубками видно... «Эх ты, - думаю, - доля моя сиротская: на минуту зашёл и сто рублен потерял, а вот её-то одну и не услышу!» Но на моё счастье не одному мне хотелося её послушать: и другие господа важные посетители все вкупе закричали после одной перемены:

Груша! Груша! «Челнок», Груша! «Челнок»!

Вот цыганы покашляли, и молодой её брат взял в руки гитару, а она запела. Знаете... их пение обыкновенно достигательное и за сердца трогает, а я как услыхал этот самый её голос, на который мне ещё из-за двери манилось, расчувствовался. Ужасно мне как понравилось! Начала она так как будто грубовато, мужественно, эдак: «Мо-о-ре во-оо-о-ет, мо-ре сто-нет». Точно в действительности слышно, как и море стонет и в нём челночок поглощённый бьется. А потом вдруг в голосе совсем другая перемена, обращение к звезде: «Золотая, дорогая, предвещательница дня, при тебе беда земная недоступна до меня». И опять новая обратность, чего не ждёшь. У них всё с этими с обращениями: то плачет, томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде, и точно сразу опять сердце вставит... Так и тут она это «море»-то с «челном» всколыхала, а другие как завизжат всем хором: Джа-ла-ла. Джа-ла-ла.

Джа-ла-ла прингала!

Джа-ла-ла принга-ла.

Гай да чепурингаля!

Гей гоп-гай, та гара!

Гей гоп-гай-та гара!

и потом Грушенька опять пошла с вином и с подносом, а я ей опять из-за пазухи ещё одного лебедя... На меня все оглядываться стали, что я их своими подарками ниже себя ставлю; так что им даже совестно после меня класть, а я решительно уже ничего не жалею, потому моя воля, сердце выскажу, душу выкажу, и выказал. Что Груша раз ни споет, то я ей за то лебедя, и уже не считаю, сколько их выпустил, а даю да и кончено, и зато другие её все разом просят петь, она на все их просьбы не поет, говорит «устала», а я один кивну цыгану: не можно ли, мол, её понудить? тот сейчас на её глазами поведёт, она и поёт. И много-с она пела, песня от песни могучее, и покидал я уже ей много, без счёту лебедей, а в конце, не знаю, в который час, но уже совсем на заре, точно и в самом деле она измаялась, и устала, и, точно с намёками на меня глядя, завела: «Отойди, не гляди, скройся с глаз моих». Этими словами точно гонит, а другими словно допрашивает: «Иль, играть хочешь ты моей львиной душой и всю власть красоты испытать над собой». А я ей ещё лебедя! Она меня опять поневоле поцеловала, как ужалила, и в глазах точно пламя тёмное, а те, другие, в этот лукавый час напоследях как заорут:

Ты восчувствуй, милая,

Как люблю тебя, драгая!

Фрагмент памятника Лескову в городе Орёл. Скульптурная группа «Очарованный странник».

и все им подтягивают да на Грушу смотрят, и я смотрю да подтягиваю: «ты восчувствуй!» А потом цыгане как хватят: «Ходи, изба, ходи, печь; хозяину негде лечь» - и вдруг все в пляс пошли... Пляшут и цыгане, пляшут и цыганки, и господа пляшут: все вместе вьются, точно и в самом деле вся изба пошла. Цыганки перед господами носятся, и те поспевают, им вслед гонят, молодые с посвистом, а кои старше с покрехтом. На местах, гляжу, уже никого и не остаётся... Даже от которых бы степенных мужчин и в жизнь того скоморошества не ожидал, и те все поднимаются. Посидит-посидит иной, кто посолиднее, и сначала, видно, очень стыдится идти, а только глазом ведёт, либо усом дёргает, а потом один враг его плечом дёрнет, другой ногой мотнёт, и смотришь, вдруг вскочит и хоть не умеет плясать, а пойдёт такое ногами выводить, что ни к чему годно! Исправник толстый-претолстый, и две дочери у него были замужем, а и тот с зятьями своими тут же заодно пыхтит, как сом, и пятками месит, а гусар-ремонтёр, ротмистр богатый и собой молодец, плясун залихватский, всех ярче действует: руки в боки, а каблуками навыверт стучит, перед всеми идёт - козырится, взагрёб валяет, а с Грушей встренется - головой тряхнёт, шапку к ногам её ронит и кричит: «Наступи, раздави, раскрасавица!» - и она... Ох, тоже плясунья была! Я видал, как пляшут актёрки в театрах, да что всё это, тьфу, всё равно что офицерский конь без фантазии на параде для одного близиру манежится, невесть чего ерихонится, а огня-жизни нет. Эта же краля как пошла, так как фараон плывёт - не колыхнётся, а в самой, в змее, слышно, как и хрящ хрустит и из кости в кость мозжечок идёт, а станет, повыгнется, плечом ведёт и бровь с носком ножки на одну линию строит... Картина! Просто от этого виденья на её танец все словно свой весь ум потеряли: рвутся к ней без ума, без памяти: у кого слезы на глазах, а кто зубы скалит, но все кричат: «Ничего не жалеем: танцуй!» - деньги ей так просто зря под ноги мечут, кто золотом, кто ассигнации. И всё тут гуще и гуще завеялось, и я лишь один сижу, да и то не знаю, долго ли утерплю, потому что не могу глядеть, как она на гусарову шапку наступает... Она ступит, а меня чёрт в жилу щёлк; она опять ступит, а он меня опять щёлк, да, наконец, думаю: «Что же мне так себя всуе мучить? Пущу и я свою душу погулять вволю», - да как вскочу, отпихнул гусара, да и пошёл перед Грушею вприсядку... А чтобы она на его, гусарову, шапку не становилася, такое средство изобрёл, что, думаю, все вы кричите, что ничего не жалеете, меня тем не удивите: а вот что я ничего не жалею, так я то делом-правдою докажу, да сам прыгну, и сам из-за пазухи ей под ноги лебедя и кричу: «Дави его! Наступай!» Она было не того... даром, что мой лебедь гусарской шапки дороже, а она и на лебедя не глядит, а всё норовит за гусаром; да только старый цыган, спасибо, это заметил, да как на неё топнет... Она и поняла и пошла за мной... Она на меня плывёт, глаза вниз спустила, как змеища-горынище, ажно гневом землю жжёт, а я перед ней просто в подобии беса скачу, да всё, что раз прыгну, то под ножку ей мечу лебедя... Сам её так уважаю, что думаю: не ты ли, проклятая, и землю и небо сделала? а сам на неё с дерзостью кричу: «ходи шибче», да всё под ноги ей лебедей, да раз руку за пазуху пущаю, чтобы ещё одного достать, а их, гляжу, там уже всего с десяток остался... «Тьфу ты, - думаю, - чёрт же вас всех побирай!» - скомкал их всех в кучку, да сразу их все ей под ноги и выбросил, а сам взял со стола бутылку шампанского вина, отбил ей горло и крикнул:

Сторонись, душа, а то оболью? - да всю сразу и выпил за её здоровье, потому что после этой пляски мне пить страшно хотелось.

Глава 14

Кто обещался?

А магнетизёр, который это на меня навеёл: он как обещался от меня пьяного беса отставить, так его и свёл, и я с той поры никогда больше ни одной рюмки не пил. Очень он это крепко сделал.

Ну-с, а как же вы с князем-то своим за выпущенных лебедей кончили?

А я и сам не знаю, как-то очень просто: как от этих цыганов доставился домой, и не помню, как лёг, но только слышу, князь стучит и зовет, а я хочу с коника встать, но никак края не найду и не могу сойти. В одну сторону поползу - не край, в другую оборочусь - и здесь тоже краю нет... Заблудил на конике, да и полно!.. Князь кричит: «Иван Северьяныч!» А я откликаюсь: «Сейчас!» - а сам лазию во все стороны и всё не найду края, и, наконец, думаю: ну, если слезть нельзя, так я же спрыгну, и размахнулся да как сигану как можно дальше, и чувствую, что меня будто что по морде ударило и вокруг меня что-то звенит и сыпется, и сзади тоже звенит и опять сыпется, и голос князя говорит денщику: «Давай огня скорей!». А я стою, не трогаюсь, потому что не знаю, наяву или во сне я всё это над собою вижу, и полагаю, что я всё ещё на конике до края не достиг; а наместо того, как денщик принёс огонь, я вижу, что я на полу стою, мордой в хозяйскую горку с хрусталём запрыгнул и поколотил всё...

Как же вы это так заблудились?

Очень просто: думал, что я, по всегдашнему своему обыкновению, на конике сплю, а я, верно, придя от цыган, прямо на пол лег, да всё и ползал, края искал, а потом стал прыгать... и допрыгал до горки. Блуждал, потому этот... магнетизёр, он пьяного беса от меня свёл, а блудного при мне поставил... Я тут же и вспомнил его слова, что он говорил: «как бы хуже не было, если питьё бросить», - и пошел его искать - хотел просить, чтобы он лучше меня размагнетизировал на старое, но его не застал. Он тоже много на себя набрал и сам не вынес, и тут же, напротив цыганов, у шинкарки так напился, что и помер.- А вы так и остались замагнетизированы?

Так и остался-с.- И долго же на вас этот магнетизм действовал?

Отчего же долго ли? он, может быть, и посейчас действует.

А всё-таки интересно знать, как же вы с князем-то?.. Неужто так и объяснения у вас никакого не было за лебедей?

Нет-с, объяснение было, только не важное. Князь тоже приехал проигравшись и на реванж у меня стал просить. Я говорю: «Ну уже это оставьте: у меня ничего денег нет». Он думает, шутка, а я говорю: «Нет, исправди, у меня без вас большой выход был». Он спрашивает: «Куда же, мол, ты мог пять тысяч на одном выходе деть?..»Я говорю: «Я их сразу цыганке бросил...» Он не верит. Я говорю: «Ну, не верьте; а я вам правду говорю». Он было озлился и говорит: «Запри-ка двери, я тебе задам, как казённые деньги швырять, - а потом, это вдруг отменив, и говорит: - Не надо ничего, я и сам такой же, как ты, беспутный». И он в комнате лёг свою ночь досыпать, а я на сеновал тоже опять спать пошел. Опомнился же я в лазарете и слышу, говорят, что у меня белая горячка была и хотел будто бы я вешаться, только меня, слава богу, в длинную рубашку спеленали. Потом выздоровел я и явился к князю в его деревню, потому что он этим временем в отставку вышел, и говорю: «Ваше сиятельство, надо мне вам деньги отслужить». Он отвечает: «Пошёл к черту». Я вижу, что он очень на меня обижен, подхожу к нему и нагинаюсь. «Что, - говорит, - это значит?» «Да оттрепите же, - прошу, - меня по крайней мере как следует!» А он отвечает: «А почему ты знаешь, что я на тебя сержусь, а может быть, я тебя вовсе и виноватым не считаю». «Помилуйте, - говорю, - как же ещё я не виноват, когда я этакую область денег расшвырял? Я сам знаю, что меня, подлеца, за это повесить мало». А он отвечает: «А что, братец, делать, когда ты артист». «Как, - говорю, - это так?» «Так, - отвечает, - так, любезнейший Иван Северьяныч, вы, мой полупочтеннейший, артист. «И понять, - говорю, - не могу». «Ты, - говорит, - не думай что-нибудь худое, потому что и я сам тоже артист». «Ну, вот это, - думаю, - понятно: видно, не я один до белой горячки подвизался». А он встал, ударил об пол трубку и говорит: «Что тут за диво, что ты перед ней бросил, что при себе имел, я, братец, за неё то отдал, чего у меня нет, и не было». Я во все глаза на него вылупился. «Батюшка, мол, ваше сиятельство, помилосердуйте, что вы это говорите, мне это даже слушать страшно». «Ну, ты, - отвечает, - очень не пугайся: бог милостив, и авось как-нибудь выкручусь, а только я за эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал». Я так и ахнул: «Как, - говорю, - полсотни тысяч! за цыганку? да стоит ли она этого, аспидка?» «Ну, вот это, - отвечает, - вы, полупочтеннейший, глупо и не по-артистически заговорили... Как стоит ли? Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесёт, что за всё царство от неё не вылечишься, а она одна в одну минуту от неё может исцелить». А я всё думаю, что всё это правда, а только сам всё головою качаю и говорю: «Этакая, мол, сумма! целые пятьдесят тысяч!» «Да, да, - говорит, - и не повторяй больше, потому что спасибо, что и это взяли, а то бы я и больше дал... всё, что хочешь, дал бы». «А вам бы, - говорю, - плюнуть и больше ничего». «Не мог, - говорит, - братец, не мог плюнуть». «Отчего же?» «Она меня красотою и талантом уязвила, и мне исцеленья надо, а то я с ума сойду. А ты мне скажи: ведь правда: она хороша? А? правда, что ли? Есть отчего от неё с ума сойти?..» Я губы закусил и только уже молча головой трясу: «Правда, мол, правда!» «Мне, - говорит князь, - знаешь, мне ведь за женщину хоть умереть, так ничего не стоит. Ты можешь ли это понимать, что умереть нипочем?» «Что же, - говорю, - тут непонятного, краса, природы совершенство...» «Как же ты это понимаешь?» «А так, - отвечаю, - и понимаю, что краса природы совершенство, и за это восхищённому человеку погибнуть... даже радость!» «Молодец, - отвечает мой князь, - молодец вы, мой почти полупочтеннейший и премногомалозначащий Иван Северьянович! именно-с, именно гибнуть-то и радостно, и вот то-то мне теперь и сладко, что я для неё всю мою жизнь перевернул: и в отставку вышел, и имение заложил, и с этих пор стану тут жить, человека не видя, а только всё буду одной ей в лицо смотреть». Тут я ещё ниже спустил голос и шепчу: «Как, - говорю, - будете ей в лицо смотреть? Разве она здесь?» А он отвечает: «А то как же иначе? разумеется, здесь». «Может ли, - говорю, - это быть?» «А вот ты, - говорит, - постой, я её сейчас приведу. Ты артист, - от тебя я её не скрою». И с этим оставил меня, а сам вышел за дверь. Я стою, жду и думаю: «Эх, нехорошо это, что ты так утверждаешь, что на одно на её лицо будешь смотреть! Наскучит!» Но в подробности об этом не рассуждаю, потому что как вспомню, что она здесь, сейчас чувствую, что у меня даже в боках жарко становится, и в уме мешаюсь, думаю: «Неужели я ее сейчас увижу?» А они вдруг и входят: князь впереди идёт и в одной руке гитару с широкою алой лентой несёт, а другою Грушеньку, за обе ручки сжавши, тащит, а она идёт понуро, упирается и не смотрит, а только эти ресничищи чёрные по щекам как будто птичьи крылья шевелятся. Ввел её князь, взял на руки и посадил, как дитя, с ногами в угол на широкий мягкий диван; одну бархатную подушку ей за тайну подсунул, другую - под правый локоток подложил, а ленту от гитары перекинул через плечо и персты руки на струны поклал. Потом сел сам на полу у дивана и голову склонил к ее алому сафьянному башмачку и мне кивает: дескать, садись и ты. Я тихонечко опустился у порожка на пол, тоже подобрал под себя ноги и сижу, гляжу на неё. Тихо настало так, что даже тощо делается. Я сидел-сидел, индо колени разломило, а гляну на неё, она всё в том же положении, а на князя посмотрю: вижу, что он от темноты у себя весь ус изгрыз, а ничего ей не говорит. Я ему и киваю: дескать, что же вы, прикажите ей петь! А он обратно мне пантомиму дает в таком смысле, что, дескать, не послушает. И опять оба сидим на полу да ждём, а она вдруг начала как будто бредить, вздыхать да похлипывать, и по реснице слёзка струит, а по струнам пальцы, как осы, ползают и рокочут... И вдруг она тихо-тихо, будто плачет, запела: «Люди добрые, послушайте про печаль мою сердечную». Князь шепчет: «Что?» А я ему тоже шёпотом по-французски отвечаю: «Пти-ком-пё», - говорю, и сказать больше нечего, а она в эту минуту вдруг как вскрикнет: «А меня с красоты продадут, продадут», да как швырнёт гитару далеко с колен, а с головы сорвала косынку и пала ничком на диван, лицо в ладони уткнула и плачет, и я, глядя на нее, плачу, и князь... тоже и он заплакал, но взял гитару и точно не пел, а, как будто службу служа, застонал: «Если б знала ты весь огонь любви, всю тоску души моей пламенной», - да и ну рыдать. И поет и рыдает: «Успокой меня, неспокойного, осчастливь меня, несчастливого». Как он так жестоко взволновался, она, вижу, внемлет сим его слезам и пению и всё стала тишать, усмиряться и вдруг тихо ручку из-под своего лица вывела и, как мать, нежно обвила ею его голову... Ну, тут мне стало понятно, что она его в этот час пожалела и теперь сейчас успокоит и исцелит всю тоску души его пламенной, и я встал потихоньку, незаметно, и вышел.