21 ноября Православная Церковь празднует день, посвященный небесному воинству - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Этот праздник, хоть и не входящий в число двунадесятых, тем не менее, имеет большое значение для Церкви, а корнями уходит в глубокую древность.

Он появился в IV веке, и его установление связывается с решением Поместного Ладиокийского собора (около 363 года н.э.), где была осуждена ересь поклонения ангелам и прочим небесным чинам как творцам и повелителям вселенной.

Но, отвергнув мысль о власти ангелов над миром, Церковь провозгласила православное понимание их как служителей Божьих и установила им празднование.

По старому стилю, день праздника приходится на 8 ноября. Почему? В этом есть определенный символизм: ноябрь - девятый месяц от начала года (который прежде считался от марта), что соответствует число ангельских чинов, а восьмой день месяца - намек на восьмой день творения, когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним».

Небесная иерархия

Существует предание Церкви, отраженное у Псевдо-Дионисия Ареопагита опирается на упоминания ангельских чинов в Посланиях св. ап. Павла и других текстах Писания. Согласно ему, небесные силы делятся на три иерархии, каждую из которых в свою очередь составляют три чина. В первую, высшую, иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы - пламенеющие, огненные - величайшие из духов, горящие любовью к Богу и зажигающие ею других. Херувимы - воплощение премудрости Божьей, помощники в подлинном Богопознании. Престолы - служители Божьего правосудия.

Вторую иерархию составляют Господства, Силы и Власти. Господства властвуют над всеми чинами Ангелов, кто находится под ними, а также - над земными властителями. Именно они учат людей владычествовать над своими искушениями и страстями, побеждать их и управлять ими. Силы помогают в духовном укреплении, несут людям чудеса и дар чудотворения для Божьих избранников. Власти стоят на страже перед ухищрениями и нападениями дьявола и помогают борющимся с ними отвергать его нападки.

В третью иерархию входят Начала, Архангелы и Ангелы. Начала правят вселенной (не самовольно, как учили еретики, и не как творцы, а как наместники Божьи) и учат земные власти править не ради себя, а для Бога и для людей. Архангелы - открывают волю Божью. Ближе всего к нам Ангелы - наши наставники к праведной жизни, хранители и помощники в исполнении заповедей Господних.

Почему Архангел выше серафимов?

Если чинов целых девять, а Архангелы находятся в третьей иерархии, то почему же праздник называется Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных? Почему именно Архангел Михаил вознесен над прочими чинами?


Архангел Михаил, фреска собора Святой Софии в Киеве, XI в.

Для Господа не существует утвержденных иерархий. Именно Архангел Михаил поставлен Им над всеми девятью ангельскими чинами. Как повествует предание, именно Михаил, чье имя в переводе означает «кто как Бог?», в начале времен, когда сатана взбунтовался против Господа, воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" и сокрушил отступника. С тех пор Михаил не просто Архангел - он Архистратиг, предводитель всего ангельского воинства.

Об Архангеле Михаиле повествует как Ветхий, так и Новый завет. Он хранит наш мир от первого дня и будет хранить до самого последнего: как вначале времен Архистратиг сражался с отступником Денницей, так и в конце сразится с Драконом-дьяволом и победит его. А Писание позволяет проследить, как имя славного Архангела появляется в ключевые моменты библейской истории.

Христиане веруют, что именно Михаил был тем архангелом, которого Бог поставил стеречь райские врата после изгнания людей, хотя на это нет прямых указаний в Писании. Однако, эта традиция нашла свое отражение в иконографии: нимб архангела Михаила нередко состоит из растительного орнамента, что намекает на его место у райского сада.

Князь народа Израильского…

Архангел Михаил стал хранителем народа Израилева при выходе его из Египта. Он шел перед ними во время их пути в Землю Обетованную - ночью в виде огненного столпа, днем - в виде облачного. Через архангела Михаила явилась сила и воля Божья, погубившая фараона и его воинов, мчавшихся за израильтянами.

Архангел Михаил явился Иисусу Навину перед взятием Иерихона: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15).

Архангел Михаил спас трех отроков из пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).

Михаил всячески помогал своим собратьям, как сказано в книге пророка Даниила. К пророку явился архангел Гавриил и рассказал, как тяжек был его путь: «… князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских… Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего».

Пророк Даниил узнал и записал также волю Божью об участии архангела Михаила в последней Битве: И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге

Архангел Михаил спорил с дьяволом о теле пророка Моисея. По воле Божьей оно должно было остаться скрытым от его народа, дабы тот не устроил себе «культа Моисея» и, при склонности ветхозаветных израильтян к отпадению от Единого Бога, не превратил останки пророка в предмет языческого поклонения. Дьявол же, конечно, весьма хотел, чтобы случилось именно так, но на его пути встал Михаил.

Это место из Писания свидетельствует не только о вечном прямом противостоянии Архистратига и Падшего, но и о удивительном смирении Михаила: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Наделенный величайшей силой, которая только была, есть и будет у тварных созданий, Михаил тем не менее всецело уповает лишь на Божью волю и Его запрет. Интересно, что этот текст известен нам уже из новозаветного Послания апостола Иуды, хотя корнями восходит к иудейскому апокрифу об успении Моисея.

Последняя битва

А самое, пожалуй, известное свидетельство об Архангеле-Архистратиге содержится в Откровении святого Иоанна Богослова. Это слова об участии Михаила в битве Судного дня. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале).

Помимо Писания, Михаил занимает немало места и в христианском Предании. Так, именно архангелу Михаилу «вручена» труба Страшного Суда, которая должна своим звуком поднять из гробов и могил всех усопших от начала времен.

Архангел Михаил в апокрифах

Согласно некоторым христианским апокрифам, таким, например, как неканоническое Евангелие от Никодима, в котором содержится рассказ о схождении Христа в ад, гласит, что именно Михаилу были препоручены души праведников, ждавших спасения.
Феофан Грек. Архангел Михаил. Фреска в куполе церкви Спаса Преображения. XIV в. Новгород Великий.

Именно Архистратиг, согласно другому апокрифу, «Откровению Павла», омывает души праведных перед тем, как им войти в Новый Иерусалим.

А в известном произведении «Хождение Богородицы по мукам» именно архангел Михаил сопутствует Деве Марии в Ее скорбном пути по аду, рассказывает Ей о грешниках и объясняет, чем заслужено то или иное наказание.

Спаситель Рима от чумы и покровитель Нила

К архистратигу Михаилу прибегают с молитвой и как к целителю - ведь кто, как не он, может отогнать мучающего злого духа? Во временя Византии Михаил чтился именно как целитель.

Целителем явился Архангел при одном из самых известных своих чудес: в 590 году Рим косила чума, и свт. Григорий Двоеслов, папа римский, провел торжественное шествие-молебен об избавлении города от бедствия. Тогда явился архангел Михаил, и папа увидел, как Архистратиг вкладывает меч в ножны. С того дня чума пошла на убыль.

Замок Святого Ангела в Риме

Интересно, что христиане копты посвятили Архангелу Михаилу Нил, и 12 июня, в день разлива реки, празднуют и благодарят за это Архистратига.

На Руси Архангел Михаил известен чудом спасения Новгорода Великого от Батыя в 1239 году. Согласно Волоколамскому патерику, Господь и Пречистая Дева послали Архангела, чтобы тот заслонил путь хану. Батый сам свидетельствовал об этом, увидев в Киеве фреску с изображением Архангела: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

Михаил в Писании и Предании известен более других ангельских сил, за исключением, пожалуй, Архангела Гавриила - вестника Божьего. Но не стоит забывать, что Михаил сражается не в одиночку и сегодняшний праздник посвящен не ему одному, но всему небесному воинству. Целый сонм Ангелов, Архангелов, Начал, Сил, Властей, Престолов, Господств, Херувимов и Серафимов сражается за наши души и всегда готовы молить за нас перед Богом и противостоять дьяволу.

Самый известный и уважаемый ангел, чье имя встречается на страницах Ветхого и Нового Завета, а также во многих других писаниях - архангел святой Михаил.

Небесный рыцарь Михаил

Михаил известен многим религиям мира, но наиболее часто его имя упоминается в христианских писаниях. Ему молятся об исцелении и просят о помощи, благодарят за свершение заветных желаний. Писаниями неоднократно зафиксированы его явления на Землю.

В небесном мире существует определенная иерархия, и каждый Божий посланник имеет собственный чин. За Михаилом закреплено два чина - архангел и архистратиг.

Ангел - «вестник», приставка арх - «главный». Архангелы стоят над обычными ангелами-хранителями. Их цель - направить человечество на путь истинный, показать правильную дорогу и направление мыслей.

Архистратиг - главнокомандующи ангельского войска.

В древнеиудейских писаниях пророками указано, что святой Михаил был предводителем херувимов. Он стоял у основания райских ворот для охраны тропы к главному дереву жизни. Дальше он сопровождал израильский народ во время изгнания из египетской земли: вел их по безопасным дорогам, предотвращая беды.

На Синае Михаилу даровал 10 заповедей, и он же стоял на дороге Валаама.

В православных писаниях архангел Михаил встречается в роли главнокомандующего ангельского войска, который несет идею кары над падшими и помощи нуждающимся в вечной битве добра против зла. Религиозные писания приписывают архистратигу победу в долгой и кровавой битве против бывшего шестикрылого серафима - сатаны.

Михаил также выступает в роли главного судьи во время Страшного суда. Он призывает души звуками трубы и ведет справедливые заседания над каждым грешником.

Благодаря Михаилу в православной иконописи эта тематика приобрела традиционные мотивы. Вся иконография Страшного суда грешников изображена во главе с архангелом.

Сам же святой Михаил стал отождествляться с покровителем умерших душ. Поэтому представляя Михаила или обращаясь к нему, говорят:

«Святой архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на Страшном суде».

Подтверждающие строки

На страницах Завета описано множество ангелов, но все они встречаются без личных имен. В некоторых отрывках можно найти упоминание сильного и могущественного ангела:

  • явление Валама;
  • записки Иоанна Богослова;
  • явление Иисусу Навина;
  • спасение отроков с пещеры.

Подтверждение имени архангела можно найти в:

  • книге пророка Даниила;
  • описании про Страшный судный день.

Внешнее описание архангела

На иконах, ангела можно встретить в полный рост или до пояса. Чаще руки его заняты копьем, мечом, деревянной тростью, стеклянным шаром-сферой или весами. На многих изображениях ангел подпирает ногами сатану, в одной руке держит оливковую веточку, в другой - щит.

На копье часто изображен красный крест как символ победы над дьяволом. Также встречаются изображения, где архистратиг держит в руках меч и щит.

Начиная с XII века архангел Михаил на иконах Страшного суда грешников выглядит как воин с чашей весов. На одной стороне расположен дьявол, который пытается перевесить их. Вторая вариация иконописи Страшного суда - это тоже большие весы в руках ангела, но в чашах расположены грехи и праведные дела людей.

В других картинах ангел изображен верхом на коне и в доспехах. В руках его оружие, а внешний вид показывает глубокую сосредоточенность перед боем.

Встречаются также иконы, где Михаил нарисован с левой стороны иконостаса или возле северных дверей - это подчеркивает его высокий ангельский чин.

Православная иконография

Православные верующие почитают Михаила и очень часто изображают его на картинах.

Также существует множество икон, где Михаил изображен в сюжетах о его делах и чудесах.

Чудеса архангела Михаила

Архистратиг Михаил встречается в канонической истории много раз. Точную периодичность событий отследить нельзя, но можно выделить отдельные подвиги ангела.

Первое чудо

В приданиях описано, как в Фригии стоял молитвенный дом, построенный в честь архангела Михаила. Его возвел житель селения в благодарность за чудесное спасение дочери водой из исцеляющего родника. В этом доме 70 лет служил верный пономарь Архип, проповедующий христианскую веру. Язычники не любили служителя и решили убить его, вместе с тем разрушив стены храма.

Узнав о грядущей беде, Архип стал молиться архангелу. Ангел его услышал, спустился с небес и ударил копьем по скале, из которой вытекли потоки воды, тем самым защитив стены храма от разрушения.

Второе чудо

В 500-х гг. н. э. в Риме ходила чума. Служитель церкви Григорий ходил по улицам города и читал молебен больным и умершим. Вскоре на крыше храма Адриана он увидел архангела, который убирал свой меч в ножи. После этого был замечен спад эпидемии, и вскоре чума ушла из города.

Третье чудо

В 640 году итальянский город Синопту осаждали лангобарды. Архистратиг явился местному епископу во сне и обещал помощь запуганным гражданам.

В предании описывается, что ланборгарды услышали сильный грохот и увидели большое черное облако. Оно сходило на ближайшую гору, оно пылало огнем и сверкало молниями. Захватчики испугались такого природного проявления и оставили покинули город.

Четвертое чудо

Недалеко от Афона один отрок нашел много сокровищ. Злоумышленники проведали это и решили утопить искателя, чтобы забрать богатства себе.

Архангел предотвратил беды и спас отрока. В его честь болгарский царедворец построил молебный храм, а найденные сокровища пошли на оформление фасада.

Пятое чудо

Один мужчина узнал, что соседский сын вскоре должен получить в наследство много золота. Он задумал убить его и забрать богатство себе. Он привязывал юношу к дереву в чаще леса, топил, бросал со скалы, но все время наследнику удавалось чудесным образом спасаться. Потому что ему всегда помогал архангел Михаил.

Тогда мужчина придумал отправить его к своей жене с письмом, где просил убить наследника. Архангел узнал об этом и подменил листок. В нем было указано: «срочно выдать замуж за старшую дочку за молодого парня». После свадьбы наследника с девушкой мужчина умер от несчастного случая, поранившись собственным ножом.

Шестое чудо

В Волоколамских писаниях говорится, что на Новгород нашло войско хана Батыя. Михаил защитил город от нашествия, запретив Батыю идти в атаку.

Войско остановилось и больше не нападало на город, и Батый больше никогда не ходил на русских земли.

Седьмое чудо

Архистратиг Божий Михаил помогал Жанне д’Арк в виде знаменитого голоса. Ангел поручил ей выполнять свою миссию - короновать короля Карла VII.

Во время освобождения Орлеана от английский колонизаторов архангел появился в облаке белого света, окруженный верными помощниками-ангелами, и сражался на стороне французов.

Восьмое чудо

На Балканах ангел Михаил научил священнослужителей Флора и Лавра умело управляться с лошадьми: скакать, ухаживать, охотиться. До этого ангельского чуда балканские острова не знали о таком животном и испытывали некоторые трудности.

После этого предания во всех православных иконописаниях мученики изображены верхом на лошадях. Их поводья держит архангел и управляет наездниками.

Молитвы архангелу Михаилу

Михаила считают защитника дома и спящих людей, а также защитником душ умерших, и этому есть апокрифические подтверждения:

  • архангел сопровождает Деву Марию по дорогам ада;
  • Иисус Христос доверил ангелу умершие души;
  • он присутствует во время смерти человека;
  • он омывает души умерших.

Из этих писаний сложились знания, что Михаил - главный ангел, который встречает, следит и провожает умерших души. Поэтому ему молятся в моменты страшного горя или смуты.

Также ангелу можно молиться в церкви за упокой души, просить покоя умершему человеку.

Михаил-целитель

Целительские способности архангелу приписаны еще с древних времен, когда считалось, что болезни - это проделки сатаны, и архистратиг Михаил победит нечистую силу. Поэтому раньше были распространены именные молебны в стенах больниц.

Существует ряд молитв, где присутствует просьба о чудесном выздоровлении. Некоторые служители церкви уверяют, что это одна из самых сильных молитв.

Покровитель нового дома

Михаила считают верным помощником строителей при закладке нового дома или покупке жилья. Ему молятся не для финансового благополучия, а для безопасной и быстрой стройки.

Также молитвы повторяют при новоселье, чтобы злые силы не поразили домашний очаг и не забрали хозяина дома. Лик архангела в одной из комнат будет отличным помощником в семейном благополучии.

Заключение

Архангел Михаил - высший небесный ангел, помощник человечества во многих земных делах, верный Божий помощник и первый враг сатаны. Михаил описан во многих древних преданиях и имеет множество ликов. Ему можно молиться, прося о помощи.

Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви.
Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово “ангел” на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка “архи ” к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил - на еврейском значит “Кто, как Бог”.
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил , Уриил , Салафиил , Иегудиил и Варахиил , упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: “Я - Рафаил , один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго” (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил .

Архангел Михаил в Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “архистратиг”, т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною”. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле , как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник “Собора” (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (нов: 21 ноября).

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных - христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября - по старому). Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) - указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».

Когда празднуется Собор Архистратига Михаила

Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября - по старому). Это непереходящий праздник.

Что можно есть на Собор Архистратига Михаила

Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу.

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая - это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя - Господства, Силы и Власти. Низшую - Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение - доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Архангел Михаил

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией - «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утреннаяя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.

В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу

Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.

История празднования Собора Архистратига Михаила

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году - за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Архангел Михаил в Ветхом Завете

Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта - в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами.

Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила

С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.

Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда - название «чудо Архангела Михаила в Хонех».

Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке - «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой - бич из трех красных (или черных) веревок. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.

Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу

Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!

Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу

О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.

О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Интересные факты об Архангеле Михаиле

Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию - короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.

По преданию балканских христиан, Архангел Михаил научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Именно поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями, поводья которых держит в руках Архистратиг.

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта - Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.

Митрополит Антоний Сурожский. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила.

«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.

Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые.Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари…

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…

И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне… Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми - как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь - от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность… Ангелом на земле является неложный свидетель - Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» - Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.

Архангельский собор в Кремле

Собор святого Архистратига Михаила в Кремле издревле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину его называли «церковью святого Михаила на площади».

История Архангельского собора восходит к XIV веку. В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, которого русские люди считали покровителем воинов. В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых - у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги - раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 годах собор расписали заново - работала большая артель русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский живописец Симон Ушаков.

Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их «воображаемые» портреты. Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 годах. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора - «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 года. По преданию, эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.

Михайлов день - народные обычаи празднования Собора Архистратига Михаила

На Руси Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был одним из самых веселых праздников. С этого дня скот загоняли в хлева - на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий медом. Гулянье могло длиться целую неделю - так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповскому, посту.
За несколько дней до Собора Архистратига Михаиласвященник с причтом ходили по домам прихожан и служили молебны. Хозяева в благодарность угощали их ковригой хлеба или деньгами - от 5 до 15 копеек со двора.

Мало кто знает, что молясь Архангелу Михаилу мы можем избавить наших близких и родных от геенны огненной. Считается, что Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной и опускает правое крыло в геенну огненную, которая в это время гаснет. И молясь в ночь под праздник Архангела Михаила 19 сентября и 21 ноября, мы просим за наших усопших о спасении и даровании жизни вечной.

Почитание святых Ангелов уходит своими корнями в ветхозаветную Церковь. Пророк Моисей, получивший от Бога Нравственный Закон - знаменитые 10 Заповедей, принял от Него и повеление поставить во Святая Святых первого походного храма - скинии золотые изображения Херувимов (Исх 37:7-9). Впервые о чинах Ангельских поведал апостол Павел своему ученику, которого он из язычников обратил ко Христу во время проповеди в Ареопаге (верховном суде) Афин. Имя этого ученика - Дионисий Ареопагит, всё слышанное от Павла он изложил в сочинении «О Небесной иерархии».
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения.

Архистратиг Михаил поставлен над всеми девятью чинами так как именно Он низверг с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами.

Святой Архангел Михаил мучит душу богатого. Стена от притвора церкви «Рождество Богородицы» в монастыре Святого Иоанна Рыльского

Чудо Архистратига Михаила

Проповедь, произнесенная Тимофеем, патриархом Александрийским, к празднику Чуда Архистратига Михаила 19 сентября, возвещающего великую милость, дарованную от Бога человекам:

«Мир Божий да снизойдет на вас, братья. Расскажу я вам, что случилось со мною, Тимофеем, рабом Иисуса Христа. Однажды я отправился ко Святому Животворящему Кресту и гробу Господню и ко всем святым местам, по которым проходил Господь наш Иисус Христос.

Зашел я в дом святого Прохора, любимого ученика евангелиста Иоанна Богослова. Здесь я нашел книгу, писанную Прохором. В этой чудной книге я прочитал следующее великое утешение Иоанна Богослова.

Когда мы с Ангелом подошли ближе, то я увидел огромное озеро и ужасную казнь нераскаявшихся грешников.

«Однажды я шел в сопровождении Ангела Божия, который открывал мне Небесные тайны о людях. И вот я услышал шум, подобный шуму многих вод, падающих с большой высоты. Когда мы с Ангелом подошли ближе, то я увидел огромное озеро и ужасную казнь нераскаявшихся грешников. Я спросил моего проводника, и он объяснил мне, что это за лютая бездна. Мы увидели огромное пламя, исходящее из этой преисподней - с облаком огромного дыма над ней.

Пламя бурлило и с шумом поднималось на 300 метров в высоту. Мерзкие черви, величиной с гадюку, ползали по телам грешников в этом озере-бездне.

О, Иоанне, друже Божий, мучение, которое мы видели сейчас, страшнее всех казней. Это огненное озеро может вместить в себя - весь мир. Глубина его безконечна: черви-змеи, которые грызут тела грешников, заставляют их подниматься вверх. Иоанн горько заплакал о гибели человеческих душ. «Не плачь, Иоанне, друже Божий, не плачь, скоро ты увидишь великую радость - великое благоволение к Архистратигу Божию Михаилу у Господа».

В это время я увидел в чудной красоте самого Архистратига Михаила, который в прекрасной ладье из Херувимов и Серафимов в сопровождении множества Ангелов, святых, пророков и мучеников, приближался к огненному озеру.

Все они были облечены красотой неописано. Скоро Ангелы приблизились к грешникам, преданным на казнь. Тотчас же огонь погас, бездна перестала дымиться, омерзительные животные исчезли. Когда все утихло, Архангел Михаил погрузил свое белоснежное крыло в озеро - вывел множество человеческих душ и перенес их на берег. Потом опустил то же правое крыло во второй раз - и вывел из озера еще больше душ, чем в первый раз. Тогда Херувимы и Серафимы простерлись ниц перед ним и стали просить его погрузить крыло - в третий раз. Архистратиг Михаил устремил свой благой молящий взор ко Господу, вознес горячие сердечные молитвы о спасении страдающих за свои грехи.

Потом снова погрузил в озеро белоснежное крыло и вывел безчисленное множество - новых душ.

Архангел Михаил, спорящий за душу с дьяволом. Музей искусств Каталонии. Барселона. Испания. ок. 1200г.

Тогда Ангелы и святые, с великой радостью приняв эти души, омыли их водою Благодати, умастили их благоуханием радости и поставили перед лицем Божиим. В тот час из завесы Господней исшел глас: «Предстательством Архангела Михаила и Матери Моей, Пресвятой Девы, и всех Моих Ангелов и избранных, исполнивших на земле волю Отца Моего - введи эти души в Рай блаженства, Вечности и покоя. Аминь». При этом страшном и святом деянии святой Иоанн подивился состраданию Михаила Архангела.

21 ноября

Священное Предание доносит до нас историю о том, что прежде видимого мира, Бог сотворил мир невидимый, ангельский. Но один Ангел Люцифер, что значит «Светоносный», возгордился и пожелал стать равным Богу. Он восстал против Творца и увлек за собой часть ангелов. Тогда один из Архангелов - Михаил, чье имя означает «Кто как Бог?», т.е. «Кто может быть равен Богу?» возглавил Ангельское воинство против падших духов и изгнал Люцифера - главного богоотступника. С тех пор Люцифер именуется Сатаной (что значит «противящийся») или Диаволом («клеветником»), падшие духи - «бесами», а Архангел Михаил почитается как главный борец с силами зла.

Ангел сказал: «Когда Господь наш Иисус Христос восстал из гроба, именно Михаил Архангел отвалил камень и принес благую весть женам-мироносицам. Он удержал сатану в геене и отнял все, что у него было. Бог даровал Архангелу Михаилу великую силу и власть спасать тех, кто пребывает в муках.

Господь наименовал ему чины небесных сил безплотных и позволяет ему ежегодно 19 сентября и 21 ноября в сопровождении Ангелов и святых приближаться к душам, осужденным на мучения.

Архангел Михаил помогает спастись тем, кто совершил милостыни во имя его, а также во имя мучеников и святых. Он навсегда освобождает от казни тех, за кого приносятся жертвы и молитвы. Архангел Михаил не перестает творить Божию милость каждый год 6/19 сентября и в свой день 8/21 ноября - что будет продолжаться до скончания времен. В святые его праздники все Ангелы собираются вокруг Архангела Михаила у завесы Божией. Потом он отвел меня на гору Елеонскую, а затем оставил меня, взлетев на Небо. Я много удивился и прославил Бога и Архангела Михаила».

Этот рассказ найден мною в доме Прохора, ученика Иоанна Богослова.

Молитва святому Михаилу Архангелу

Господи Боже Великий Царю, Безначальный! Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О, Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатых первый княже и воеводо небесных сил Херувим и Серафим. О, угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях - тихое пристанище. Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услыша мя грешнаго раба своего (имя) молящагося тебе и призывающаго тебя и призывающаго имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою. О, великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящаго Небеснаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андреа юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей, мучеников и всех святых Небесных сил. Аминь.

О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя рек), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Cвятый Архангеле Божий Михаиле, если мои сродники (имена усопших…) находятся в огненном озере, то выведи их из вечного огня своим благословенным крылом и приведи их ко Престолу Божию и умоли Господа нашего Иисуса Христа чтобы простил им их грехи.

Кто читает сию молитву каждодневно, не прикасается к нему ни диавол, ни злой человек, и лестию не соблазнится сердце его, и ада преисподняго избавится.