Памятка для родителей и учащихся «Мой безопасный маршрут

следования «Дом -Школа -Дом»

Часть 1. Общая часть.

1. Маршрут движения школьника "дом-школа" - это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения школьника из дома в школу и обратно.

2. Маршрут "дом-школа" разрабатывается родителями с участием школьников.

3. Цель: Маршрута "дом-школа":

1. повысить безопасность движения ребенка в школу и обратно;

2. обучить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в школу и из школы;

3.Маршрут в школу должен быть не обязательно самым коротким, не обязательно самым быстрым, но обязательно - самым безопасным для вашего ребенка.

4. Работать с ребенком над выработкой навыков безопасности необходимо регулярно, постепенно и в интересной для него форме. Пусть у него выработаются устойчивые рефлексы в соблюдении основных правил уличной безопасности.

Часть 2. Составление Маршрута «Дом -Школа -Дом»

1. Готовя ребенка самостоятельно ходить в школу, для снижения риска детского травматизма и предупреждения опасных ситуаций, ВЫ должны:

1.1. Провести хотя бы один разговор с ребёнком по безопасному поведению на улице. Пусть дети в начале разговора назовут те разновидности опасности, с которыми им приходится встречаться на улице. Если есть возможность, то предварительно уточните у детей об опасностях, с которыми как они считают дети могут столкнуться по дороге в школу, а потом сопоставьте со своими наблюдениями. Очень часто представление взрослых и детей об опасностях, подстерегающих их на улице, не совпадает. Стоит особенно подробно разобрать все возможные ситуации.

1.2. Обойти с ним все близлежащие улицы, отмечая потенциально опасные места. При выборе безопасного варианта выбираются места перехода улиц наиболее легкие и безопасные для ребенка.

1.3.Разработайте маршрут движения ребенка «Дом -Школа -Дом ». Пройдите с ребенком этим маршрутом в спокойном темпе, засеките время движения по данному маршруту.

3. Нарисуйте план разработанного маршрута, нанеся его на схему расположения улиц от дома до школы.

4. Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет нигде срезать путь, а также не будет оставаться на школьном дворе, когда все одноклассники уже разошлись по домам.

Этот договор - основа уличной безопасности. Но в первое время установите негласный контроль за передвижениями ребенка.

Часть 3. Порядок использования маршрута «Дом -Школа -Дом»

1. После составления маршрута родители. сопровождая сына или дочь в школу и обратно (в первые одну-две недели посещения школы для первоклассника и несколько раз) добиваются практического овладения младшими школьниками методами безопасного движения по маршруту.

2. Сопровождая школьника, родители отрабатывают привычку заблаговременного выхода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы только шагом. строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.

3. Крайне важно добиваться, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу сам по себе рассматривался школьниками как сигнал опасности.

4. Движение в школу используется как учебная программа по отработке навыков наблюдения и оценки обстановки.

Уважаемые родители, Ваш ребенок должен:

Уметь принимать своевременное решение, когда бежать и звать на помощь, а когда просто быть начеку.

Хорошо знать свой район.

Не приближаться к густым кустам, насаждениям деревьев, заброшенным домам.

Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.

Знать, что, отделившись от группы, он становится более уязвимым.

Не привлекать к себе внимание вызывающим поведением и ценными вещами.

Быстро обращаться в полицию в случае инцидентов или преступления.

Знать правила дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения:

1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.

2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу

размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

3. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

4. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход". Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

5. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины.

6. Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, - это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

7. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.

8. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

9. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или

мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.

10. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.

Уважаемые Школьники, Вы должны знать:

Пpи выходе из дома часто обзор улицы может быть затруднен деревьями.

Школьник переходит улицу в установленном месте, только внимательно ее осмотрев.

Переходить нужно шагом. Недопустимо бегать через дорогу, стараясь успеть на автобус. Из дома надо выйти заблаговременно, чтобы не спешить. Если на улице возможны стояшие машины, они могут затруднять обзор, будьте внимательны.

Если переход не регулируется светофором, знайте, что когда приближается

грузовик или автобус, сзади него может быть не видна другая машина! Машину лучше пропустить и, пропустив ее, подождать, пока она отъедет подальше.

Если переход улицы регулируется светофором, идти можно только на зеленый свет. Если горит красный иди желтый -идти нельзя, даже если машины нет. При переходе на зеленый свет надо тоже наблюдать за обстановкой, замечать машины, которые в этот момент готовятся к повороту направо или налево. пересекая путь движения пешеходов.

Переходите только шагом. Внимательно осмотрите улицу. Будьте особо осторожны,

Чечка Ирина Владимировна
Внеклассное мероприятие «Безопасный маршрут «Дом - школа - дом»

ГУО «Погостский учебно-педагогический комплекс

детский сад – средняя школа Солигорского района »

Внеклассное мероприятие

«Безопасный маршрут «Дом – школа - дом »

Чечка Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

д. Погост – 1

1. Введение…. …3

2. Внеклассное мероприятие «Безопасный маршрут «Дом – школа - дом » ….…. ….….4

3. Литература….….….12

4. Приложение…. ….…. 13

Введение

Сейчас мир, ситуации в мире изменились. На дорогах очень быстро возрастают и скорость движения, и плотность транспортных потоков, и, следовательно, жертвы этого самого дорожного движения. Под колёсами автомобилей гибнет большое количество людей, и среди них много детей. В половине случаев причиной дорожного происшествия становятся дети. И начинать необходимо с обучения культуре поведения на дороге самых маленьких пешеходов – детей, учеников, школьников .

Обучение детей Правилам дорожного движения в нашей школе начинается ещё с детского сада. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения Правил дорожного движения пешеходом, какие опасности подстерегают пешехода на дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах населенного пункта, и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь. Поэтому именно школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма на дорогах. Но нельзя исключать также и роль родителей в этом процессе.

Современная обстановка на дорогах требует от пешеходов знание правил дорожного движения, хорошей реакции в принятия решений в оценке дорожной ситуации. А без прочных знаний правил дорожного движения это сделать невозможно. Поэтому своей работой мы пополнили свои знания по правилам дорожного движения и оформили схему безопасного движения от дома к школе и от школы к дому .

Внеклассное мероприятие

«Безопасный маршрут «Дом – школа - дом »

Тема : «Безопасный маршрут «Дом – школа - дом »

Цель : формирование представлений младших школьников о правилах безопасности дорожного движения .

Задачи :

повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;

развивать у детей умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы ;

воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.

Оборудование : мультимедийная установка, презентация, пословицы, картинка Буратино, схемы безопасного маршрута в школу , кроссворд, снежинки.

«Берегись бед, пока их нет»

Ход мероприятия

1. Организационно-мотивационный момент

Здравствуйте, мои друзья,

Вас рада вновь увидеть я.

Скажите, как у вас дела?

Я думаю отлично. Да?

Начнем мероприятие с улыбок , комплиментов,

Чтоб мир наш состоял из радостных моментов.

(Дети по очереди говорят друг другу комплименты)

«Берегись бед, пока их нет»

Кто объяснит значение этих пословиц.

Сегодня эти пословицы будут нашим девизом на уроке.

2. Актуализация знаний и целеполагание

Как вы понимаете значение этих слов?

Назовите слова близкие по значению. (Предусмотрительный, осторожный, неторопливый) .

Чтобы найти безопасный путь в школу , как вы думаете что для этого надо знать? Правильно, надо вовремя выходить из дома, хорошо ориентироваться на дороге, знать правила дорожного движения и избегать опасности.

Создание проблемной ситуации

Послушайте рассказ про сказочного героя Буратино. Приложение 1

– Буратино собрался в школу . Но чтобы по дороге до школы с ним ничего не случилось, давайте будем ему помогать. Как только вы услышите, что Буратино делает что-то неправильно, сразу хлопаете в ладоши, т. е. предупреждаете.

– Итак, Буратино взял «Азбуку» и отправился в школу . Все люди шли по тротуару, и сказочный человечек тоже. Но вот дорога. До машины ещё три большущих шага, и Буратино решил, что успеет перебежать. (Дети хлопают в ладоши)

– Ребята, почему вы предупреждаете Буратино? (Нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом)

– Пропустил Буратино машины и перешёл дорогу. Времени до начала занятий в школе было ещё много , ведь Буратино пораньше вышел из дома. Тогда он решил читать все вывески, которые встречались на его пути.

– Мальчик, осторожнее! Не считай ворон. Иди правильно – говорили прохожие. (Дети хлопают) (По тротуару надо ходить по правой стороне, чтобы не мешать людям, которые идут навстречу)

– Пока Буратино читал вывески, до начала уроков уже осталось мало времени.

– Надо торопиться, – решил деревянный мальчуган.

А впереди ещё одна дорога. Светофор всем приветливо мигал красным глазом.

– Перейду дорогу, – решил Буратино. Ведь машин нет. (Дети хлопают в ладоши) . (Буратино хотел перейти дорогу на красный свет светофора. А так переходить нельзя, если даже нет машин. Надо дождаться, когда загорится зелёный свет).

– Но вот загорелся зелёный свет светофора. Все пешеходы, и Буратино тоже, перешли дорогу. А вот и школа !

– Ребята, вы помогли Буратино благополучно добраться до школы . А ведь могла случиться беда. Какие правила хотел нарушить сказочный герой? (Переходить улицу перед близко идущим транспортом, переходить улицу на красный свет светофора, идти по тротуару не по правой стороне и мешать встречным пешеходам)

– Что бы вы посоветовали таким детям, как Буратино? (Изучать правила дорожного движения)

3. Игра «Дорожные умнички»

Давайте вместе с Буратино поиграем в игру “Дорожные умнички”, отгадаем загадки.

1. Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе)

2. Человек, едущий на транспорте. (Пассажир)

3. Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход)

4. Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак)

5. Место ожидания автобуса. (Остановка)

6. Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай)

7. Номер телефона скорой помощи. (103)

8. Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка)

9. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)

10. Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)

11. Трехглазый постовой. (Светофор)

12. Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

13. Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)

14. Пешеходный переход по-другому. (Зебра)

15. Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)

16. Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)

17. Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)

18. Его боятся нарушители правил. (Инспектор)

19. В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)

20. Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)

4. Историческая справка

Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивались, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару.

5. Дорожные знаки

Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов - предложения. У дорожного языка тоже есть буквы - знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква означает целую фразу - дорожный сигнал.

- Вы можете спросить : «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель?» Но ведь грамотный пешеход будет особенно внимателен там, где находится знак с указанием «Скользкая дорога» . Будет осторожен, если впереди железнодорожный переход, или идут ремонтные работы. Ведь дорога говорит что-то, улица кричит о какой-то опасности, а пешеход «без языка» идет себе беспечно, потому что дорожного знака не понимает, сигнала на перекрестке не видит, об опасности на улице не слышит. Незнание дорожного языка опасно. Случается, за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью.

Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (Ответы детей) .

А какие знаки встречаются чаще всего на нашем пути по дороге в школу ? (пешеходный переход, автобусная остановка и т. д.)

Вот что советуют Вам сотрудники ГАИ Солигорского РОВД на период осенне-зимнего ненастья : Приложение 2

Если есть более длинная, но безопасная дорога в школу

дороге

6. Игра «Дорожный лабиринт»

Лабиринт – это запутанная сеть дорожек, ходов. Надо быстрее отгадать загадки и мы выберемся из него.

1. Пересечение двух дорог. (перекресток)

2. Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (велосипед)

3. Где бы нам через дорогу

К магазину перейти?

Вот за этими ларьками,

Там, где стрелка у ворот,

Мы на стрелке этой сами

Прочитали… (переход)

4. Что за чудо этот дом!

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином. (автобус)

5. Удивительный вагон!

Посудите сами :

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (троллейбус)

6. Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (светофор)

Мы совсем забыли о нашем друге светофоре. А ведь он встречается у многих ребят на пути в школу .

7. Игра «Собери светофор»

На стуле около доски лежат корпус светофора и три круга : желтый, зеленый и красный. Для этой игры необходимо 4 человека. Нужно добежать до стула и прикрепить к доске по одной детали : 1-й прикрепляет корпус, 2-й – красный круг, 3-й – желтый круг, 4-й – зеленый круг.

После того, как учащийся прикрепит деталь к доске, он возвращается на свое место. Только затем бежит следующий. Необходимо правильно и быстро сложит светофор.

8. Из истории светофора

– Светофор, который командует машинам и людям, когда начинать движение, а когда стоять, изобрели раньше автомобиля.

Сто сорок лет назад на городских улицах не было множества машин, и людей возили конные экипажи. Чтобы мчащиеся конные экипажи не сталкивались друг с другом, на перекрёстках и поставили светофоры. Первый светофор был установлен в английском городе Лондоне. Если бы вы сейчас увидели этот светофор, то сразу бы не поняли, что это такое. У первого светофора было всего два цвета – красный и зелёный. Управлял им специальный человек, который поднимал и опускал стрелку с цветным кружком. Резкий переход от одного сигнала к другому был опасен : один не успевал останавливаться, а другой уже поехал. И тогда придумали предупреждающий знак – жёлтый сигнал. Затем светофоры стали устанавливать на столбах. По цветным стёклам светофора ползла большая чёрная стрелка. Стрелку переводил регулировщик. Он то включал зелёный свет, то жёлтый, то красный. Регулировщики стояли возле каждого светофора. Светофоры придумали, чтобы охранять жизнь пешеходов и предупреждать несчастные случаи и аварии на улицах. Во всех городах мира светофоры одинаковые – трёхцветные. Цветовые сигналы расположены сверху вниз : красный – стой, жёлтый – приготовься, зелёный – иди. Современные светофоры – электрические. Они самостоятельно переключают свои огоньки на перекрёстках и отдают приказы пешеходам и машинам, когда стоять и когда двигаться.

А ты всегда слушаешься сигналов светофора?

9. Физминутка “Светофор”

У меня три круга : красный, жёлтый и зелёный. Я буду показывать их вам по одному, а вы должны выполнять движения :

Жёлтый - хлопки в ладоши;

Зелёный - ходьба на месте;

Красный - приседания.

Вам мигает весело

На прощанье светофор.

И для вас горят они

Светофоровы огни :

Красный - стой!

Жёлтый - жди!

А зелёный - проходи!

10. Игра «Сказочные истории» Приложение 3

аптеку

беде

11. Беседа «Дорога в темное время суток»

Любая дорога в темное время суток становится сложнее и опаснее ведь значительная часть учебного года приходится именно на осенее-зимний сезон, когда рано темнеет и поздно светает. Замечено, что количество ДТП с наступлением сумерек возрастает. В этом нет ничего удивительного : в это время года ухудшается погода, чаще идут дожди. Еще вечером было сухо и ясно, а утром видимость ухудшается. Не полагайтесь на то, что водитель увидит вас, - будьте внимательными, предусмотрительными! Желательно позаботиться о том, чтобы в любую погоду и в темноте ваша фигура была бы заметна водителю. Этому могут помочь «фликеры» .

12. Подведение к практической части

Когда вы были маленькими, сам маршрут в школу и его схему для вас составляли родители или другие взрослые.

Сегодня каждый школьник должен знать , что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте повторим эти правила. Приложение 4

Давайте вспомним ваш путь на карте (каждый учащийся имеет возможность по карте показать свой путь в школу ).

Теперь большую часть работы вы можете выполнять сами. Не торопитесь говорить, что дорога в школу осталась прежней , ничего нового на ней нет, и что вы ее хорошо знаете, а поэтому составлять маршрут заново нет необходимости. Да, может быть, дорога в школу вам очень хорошо знакома. Но стала ли она от этого менее опасной? И не появилось ли на ней все же что-то новое? Задумайся : почему около половины всех дорожно-транспортных происшествий, случающихся с детьми (и отнюдь не с самыми маленькими, происходит именно по пути в школу и из школы ? (ответы детей) .

Какие знаки, расположенные возле школы помогают нам соблюдать правила движения? (ответы учащихся, обсуждение)

На участке дороги, который прилегает к территории школы , по обеим ее сторонам запрещается (или ограничивается по времени) стоянка автомобилей. Временные препятствия на пути в школу (ямы, траншеи, груды мусора, грунта и т. п.) должны иметь ограждения и обозначения, не должно быть неработающих фонарей и неосвещенных дорожных знаков.

Чтобы найти безопасный путь в школу , как вы думаете что для этого надо знать? (Правильно, надо вовремя выходить из дома, хорошо ориентироваться на дороге, знать правила дорожного движения и избегать опасности).

Проверьте свой путь в школу ! Он должен быть по возможности коротким, проходить по благоустроенным тротуарам, пешеходным дорожкам, иметь как можно меньше пересечений с проезжей частью дороги. Если движение транспорта интенсивное, то на пересечениях с дорогой должны быть установлены светофоры, дорожные знаки, нанесена разметка.

Если есть возможность, лучше пропустить машины и слева, и справа, чтобы при переходе не останавливаться посередине улицы.

Никогда не зови никого через дорогу : ни родных, ни друзей, ни знакомых. Это не только неприлично, но может быть опасно, так как побуждает пересечь дорогу, забыв правила движения. Не стесняйся сказать об этом своим товарищам и даже взрослым, чтобы и они так не поступали.

13. Практическая работа

Выполните рисунок на тему “Безопасный путь в школу и домой” .

Путь от дома до школы , нанесенный на схему, должен быть подробным и иметь обозначения всех опасных мест. Вот возможны меры таких обозначений, линии можно выделить и разным цветом : красный - опасные участки, зелёный – возможный путь. Любые препятствия на пути, связанные с ремонтом фасадов, дорог, рытьем траншей и т. п., вынуждающие выходить на проезжую часть, должны быть отражены на схеме.

Запомни : схема маршрута в школу не составляется раз и навсегда. Во-первых, как только вы обнаружили, что на вашем пути, произошли какие- либо изменения (поставили забор, вырыли яму, погас фонарь и т. д., сразу же отметь это на схеме. Во-вторых, даже если все по-прежнему, следует не реже 2-3 раз в месяц сверять схему с дорогой в школу . Это не только освежит в вашей памяти опасные места, но и поможет вам избежать скрытой опасности, о которой вы не подозреваете.

Продумайте маршрут , покажите и объясните, почему вы выбрали тот или иной путь. А теперь начинайте работать. Приложение 5 Выступление учащихся (рассказ по рисунку) .

14. Закрепление изученного материала

Давайте разгадаем кроссворд и вспомним основные понятия дорожной азбу-ки. Поможем Буратино отгадать :

1) Полосатая лошадка,

Её зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке –

По ней люди все идут (переход)

2) По дорожке во дворе

Мчится Коля на коне.

Не машина, не мопед,

А простой (велосипед)

3) Из края города в другой

Ходит домик под дугой (трамвай)

4) Не живая, а идёт.

Неподвижна, а ведёт (дорога)

5) Я глазищами играю

День и ночь,

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь (светофор)

6) Дом по улице идёт,

На работу нас везёт.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках (автобус)

7) … свет – предупрежденье.

Жди сигнала для движенья (желтый)

8) По обочине дороги

Как солдатики, стоят.

Все мы дружно выполняем

Всё, что нам они велят (знаки)

9) Мчат по улицам машины,

Там хозяйничают шины.

Мы спустились в переход,

Там хозяин… (пешеход)

10) Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный.

Горит и день, и ночь

Зелёный, жёлтый, … (красный)

11) Ожидаешь ты посадки

На отведённой площадке,

Не нужна тебе сноровка,

Это место … (остановка)

12)Чтобы я тебя повёз,

Совсем не нужен мне овёс,

Накорми меня бензином,

На копыта дай резину,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит … (автомобиль) Приложение 6

о с 3. т о р о 7. ж н о с т ь

Молодцы! Вы отлично справились с поставленной задачей и помогли Буратино ответить на все вопросы.

15. Подведение итогов

Какое ключевое слово в этом кроссворде мы разгадали? (осторожность)

Как это слово связано с темой урока? Какой должен быть ваш путь от дома к школе и обратно ? (ответы детей)

Игра “Разрешается – запрещается” Приложение 7 Давайте покажем Буратино как мы усвоили материал. Если запрещается – топаем ногами, если разрешается – хлопаем руками.

Играть на мостовой (запрещается)

(разрешается)

(запрещается)

Идти толпой по тротуару (разрешается)

(запрещается)

(разрешается)

(запрещается)

(запрещается)

Идти по тротуару слева (запрещается)

(запрещается)

(запрещается)

(запрещается)

(разрешается)

Желаю, чтобы ваш путь в школу всегда был безопасным . Надеюсь, что те правила, которые мы сегодня вспомнили, помогут вам и обеспечат вашу безопасность на дороге .

16. Рефлексия

Оцени мероприятие и степень своего участия в нём. Прикретите снежинки к тому пункту, который вам подходит.

1. Мне было не интересно. Мероприятие показалось мне скучным.

2. Мне было интересно, но меня оставили равнодушным вопросы мероприятия .

3. Мне было интересно. Я с удовольствием участвовал в мероприятии .

Литература

1. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М : Просвещение, 1998.

2. Филенко М. Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М : Просвещение,1985.

3. Князева Р. А. 100 задач по ПДД. М : Педагогика,1997

4. http://format-22.ru

5. http://открытыйурок. рф

6. https://infourok.ru

7. http://evostudy.ru

8. http://metior.ru

Приложение 1

Приложение 2

Советы сотрудников ГАИ Солигорского РОВД :

Как бы ни хотелось подольше поспать дождливым утром, постарайся выйти из дома немного пораньше, чтобы не спешить. На мокрой и обледеневшей дороге и пешеходу легко поскользнуться, и у автомобиля увеличивается тормозной путь.

Если есть более длинная, но безопасная дорога в школу , в плохую погоду лучше выбрать ее.

Если очень сильно ограничивают обзор зонтик или капюшон, надо, подойдя к проезжей части, сдвинуть их, освободив поле зрения.

Обходя лужу, нельзя ни на минуту забывать о дороге : лучше промочить обувь или испачкать одежду, чем оказаться под колесами.

Во время дождя многочисленные отражения в лужах фар и фонарей дезориентируют водителей и пешеходов. Надо особенно тщательно выбирать место для перехода. Если есть возможность, лучше пропустить машины и слева, и справа, чтобы при переходе не останавливаться посередине улицы.

Приложение 3

Сказочные истории

1. Винни – Пуху исполнилось 9 лет. На день рождения ему подарили замечательный велосипед. Вини – Пух обрадовался, сел на него и покатил. Он объехал 3 раза вокруг своего домика, проехал по двору 5 раз и выехал на дорогу, направляясь к домику Пятачка. (до 14 лет нельзя выезжать на дорогу)

2. Незнайка опаздывал на поезд. Красная Шапочка торопилась в аптеку : у неё заболела бабушка. Они увидели мальчика, который катался на велосипеде и стали просить его подвести. Кого подвезёт мальчик? (никого нельзя катать на велосипеде)

3. Винтик и Шпунтик катались на велосипедах. Вдруг у Шпунтика сломался велосипед. Починить его сразу не получилось. Но Винтик не бросил друга в беде : он взял велосипед Шпунтика на буксир и повёз домой. (велосипед нельзя брать на буксир)

4. Три поросёнка строили дом. В магазине они купили длинные рейки и привязали их к велосипеду. Так поросята решили привезти рейки домой. (на велосипеде нельзя перевозить громоздкие предметы)

Приложение 4

Правила дорожного движения

Правило 1 : пешеходы должны ходить только по … тротуару. И идти по нему нужно, придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными людьми.

Правило 2 : если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут … навстречу транспорту.

Правило 3 : при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала … налево, а потом … направо.

Правило 4 : где попало и как попало дорогу переходить нельзя! А где можно переходить улицу? … по пешеходным переходам.

Правило 5 : правильно переходить дорогу на перекрёстке помогает «трёхглазый командир улицы» … светофор.

Приложение 5

Индивидуальный маршрут безопасного движения учаще__ ___ класса

ГУО «Погостский детский сад-средняя школа » ___,

проживающ___ по адресу : ___

Движение в школу Маршрут составили :

Движение из школы Родитель ___

Опасные участки дороги Ребенок ___

Приложение 6

1. п е 9. п м

е 2. в т е о

р е о 6. а ш 10. к б

е л ф в е р 11. о и

х о 4. д о т 8з х а с

о с 3. т о р о 7. ж н о с т ь

д и р р б е а д н а

п а о у л к ы н

е м г с т и й о

Приложение 7

Игра “Разрешается – запрещается”

Играть на мостовой (запрещается)

Переходить улицы при зелёном сигнале светофора (разрешается)

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом (запрещается)

Идти толпой по тротуару (разрешается)

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора (запрещается)

Помогать старикам и старушкам переходить улицу (разрешается)

Велосипедистам цепляться за проезжие машины (запрещается)

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди (запрещается)

Идти по тротуару слева (запрещается)

Выбегать на проезжую часть дороги (запрещается)

Кататься на велосипеде, не держась за руль (запрещается)

Болтать и громко смеяться в транспорте (запрещается)

Уважать правила дорожного движения (разрешается)

Приложение 8

Презентация к мероприятию

Слайд 1 Слайд 2

Слайд 3 Слайд 4

Слайд 5 Слайд 6

Слайд 7 Слайд 8

Слайд 9 Слайд 10

Слайд 11 Слайд 12

Слайд 13 Слайд 14

Слайд 15 Слайд 16

Слайд 17 Слайд 18

Слайд 19 Слайд 20

Внеклассное мероприятие по теме

«Безопасная дорога от дома до школы »

Класс – 1 «А» кл. руководитель Машкина Марина Николаевна

Задачи мероприятия:

  • формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения;
  • повторение правил движения пешеходов по улице и дороге;
  • развитие у детей умения находить наиболее безопасный путь от дома до школы;
  • воспитание уважительного отношения ко всем участникам дорожного движения.

Оборудование: карточки с правилами, «светофор», рисунки детей, кроссворд, музыкальное сопровождение, плакат “Азбука безопасности”,

Ход занятия

I. Вступительная часть.

Чтоб по улицам без страха

Мы с тобой могли ходить,

Нужно Правила движения

Непременно изучить.

Ребята, каждый день вы выходите из дома и попадаете на улицу, где множество правил, которые нужно соблюдать, чтобы не попасть в неприятную историю. С каждым годом на дорогах становится все больше и больше автомобилей. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов.

Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя на улице, вспомним правила дорожного движения, поближе познакомимся с дорожными знаками. Во время нашего мероприятия “ Азбука пешехода ” вы узнаете немало интересного о языке улиц и дорог, правилах поведения на улице и в общественном транспорте, и о многом другом.

II. Выступление учеников.

А начнём мы наше мероприятие с того, что прослушаем стихотворения, которые нам прочитают ваши одноклассники

  1. Знают взрослые и дети-

Будет легче жить на свете,

Если без сомнения

Знать правила движения.

  1. Если правила нарушишь

И на красный свет пойдёшь,

Травмы разные получишь,

И в больницу попадёшь.

  1. Если свет горит зелёный,

Иди смело, не зевай,

Но будь всё же осторожен,

Про автобус и машины

Никогда не забывай!

  1. Если рядом перекрёсток

Или просто поворот,

Будь внимательней, подросток,

Или просто пешеход!

Ребята, а как вы думаете, кто является главными участниками дорожного движения? Главные участники дорожного движения – водители и пешеходы. Те, кто находятся на тротуарах и пешеходной части дороги, называются пешеходами. Тот, кто находится за рулём автомобиля- водителем . Человек, который садится в транспорт, . А водитель, если он вышел из своей машины, становится пешеходом. ПДД существуют и для водителей, и для пешеходов, и для пассажиров.

Ребята, закон улиц и дорог строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Поэтому только постоянное соблюдение правил дорожного движения позволяет всем нам уверенно переходить улицы.

Сейчас мы проведем эстафету дорожных наук.

III. Представление команд.

Команда «Светофор».

На посту в любое время,

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый светофор –

Зеленый, желтый, красный глаз.

Он каждому дает приказ!

Команда «Дорожный знак».

Самый малый знак дорожный,

Он стоит не просто так,

Будьте, люди, осторожны,

Уважайте каждый знак!

IV. Конкурсы.

1) «Разминка»

Капитаны тянут жребий, кому отвечать первым. Если команда на вопрос не отвечает, то право ответа передается зрителям.

Вопросы команде «Светофор»:

· Где пешеходы должны ходить, находясь на улице?

· Кому дает команды пешеходный сфетофор?

· Для чего предназначен «островок безопасности»?

· Когда надо начинать переход улицы, если на перекрестке есть светофор?

· Где должны ходить пешеходы, если нет тротуара?

Вопросы команде «Дорожный знак»:

· Сколько сигналов у светофора?

· Где находится «островок безопасности»?

· Что обозначает красный сигнал светофора?

· Почему по тротуару нужно идти по правой стороне?

· Можно ли начинать переходить улицу на желтый сигнал светофора?

2) «Собери светофор»

На стульях около доски лежат корпус светофора и три круга: желтый, зеленый и красный. От команды четыре человека. Каждому члену команды необходимо добежать до стула и прикрепить к доске по одной детали: 1-й прикрепляет корпус, 2-й – красный круг, 3-й – желтый круг, 4-й – зеленый круг.

После того, как ребенок прикрепит деталь к доске, он возвращается на свое место. Только затем бежит следующий. Побеждает тот, кто правильно и быстро сложит светофор.

Из истории светофора

– Светофор, который командует машинам и людям, когда начинать движение, а когда стоять, изобрели раньше автомобиля.

Сто сорок лет назад на городских улицах не было множества машин, и людей возили конные экипажи. Чтобы мчащиеся конные экипажи не сталкивались друг с другом, на перекрёстках и поставили светофоры. Первый светофор был установлен в английском городе Лондоне. Если бы ты сейчас увидел этот светофор, то сразу бы не понял, что это такое. У первого светофора было всего два цвета – красный и зелёный. Управлял им специальный человек, который поднимал и опускал стрелку с цветным кружком. Резкий переход от одного сигнала к другому был опасен: один не успевал останавливаться, а другой уже поехал. И тогда придумали предупреждающий знак – жёлтый сигнал. Затем светофоры стали устанавливать на столбах. По цветным стёклам светофора ползла большая чёрная стрелка. Стрелку переводил регулировщик. Он то включал зелёный свет, то жёлтый, то красный. Регулировщики стояли возле каждого светофора. Светофоры придумали, чтобы охранять жизнь пешеходов и предупреждать несчастные случаи и аварии на улицах. Во всех городах мира светофоры одинаковые – трёхцветные. Цветовые сигналы расположены сверху вниз: красный – стой, жёлтый – приготовься, зелёный – иди. Современные светофоры – электрические. Они самостоятельно переключают свои огоньки на перекрёстках и отдают приказы пешеходам и машинам, когда стоять и когда двигаться.

А ты всегда слушаешься сигналов светофора?

Светофор” .(Физминутка).

У меня три круга: красный, жёлтый и зелёный. Я буду показывать их вам по одному, а вы должны выполнять движения:

жёлтый- хлопки в ладоши;

зелёный- ходьба на месте;

красный- приседания.

Вам мигает весело

На прощанье светофор.

И для вас горят они

Светофоровы огни:

Красный- стой!

Жёлтый- жди!

А зелёный- проходи!

3) «Загадка»

Что за чудо – этот дом: Сверху – желтый, снизу – синий,

Окна светятся кругом, На груди его звезда.

Носит обувь из резины А над ним воздушных линий

И питается бензином? Протянулись провода.

(Автобус) (Троллейбус)

Посмотри, силач какой: В два ряда дома стоят.

На ходу одной рукой Десять, двадцать, сто подряд.

Останавливать привык И квадратными глазами

Пятитонный грузовик. Друг на друга все глядят.

(Постовой.) (Улица.)

Полосатая лошадка, Я глазищами моргаю

Ее зеброю зовут. Неустанно день и ночь.

Но не та, что в зоопарке, Я машинам помогаю

По ней люди все идут. И могу тебе помочь!

(Пешеходный переход.) (Светофор.)

Красный вагон по рельсам бежит, Полотно, а не дорожка,

Всех, куда надо, он быстро домчит. Конь, не конь- сороконожка

Заливистый звон его нравится детям. По дорожке той ползет,

Так в чем же мы с вами по городу ездим? Весь обоз одна везет.

(Трамвай.) (Поезд.)

Ребята, кто- нибудь из вас знает, откуда и когда появились автомобили? Послушайте, это интересно!

Случилось это очень давно. Так давно, что никто не знает, как это было на самом деле. Может быть так?..

Жили- были два соседа. Один поймал дикую лошадь, приручил, объездил её и стал хвастаться: “ Вот какая у меня лошадь. Быстрее всех скачет. Ветер обгоняет. Ни у кого такой нет.”. Терпел- терпел его хвастовство другой. Не вытерпел. Отправился в степь. Поймал скакуна, приручил его, объездил. И говорит соседу- хвастуну: “ А давай- ка проверим, чья лошадь быстрее и кто из нас лучший наездник!”. Сговорились. Выехали в чистое поле. “ Вон, давай до того камня поскачем!”.- “ Давай!”. Ударили плётками по лошадиным бокам, гикнули и помчались. Кто из них первым прискакал, неизвестно. Да это и неважно. Важно другое. Состоялись первые в истории соревнования, где мерялись силами и люди и лошади- “ живые двигатели”, которыми люди управляли.

А теперь настало время проверить вашу смекалку.

4) “ Весёлые вопросы по ПДД”.

  1. Какие автомобили могут проехать на красный свет?

Папина и мамина;

Такси;

Пожарная, скорая, спецмашины;

Гончая.

  1. На какой дороге транспортные средства лучше тормозят?

На мокрой;

На обледенелой;

С ямками;

На сухой.

  1. С какого возраста можно ехать на велосипеде по проезжей части?

Когда выйдешь на пенсию;

С самого рождения;

С 14 лет.

  1. По какой стороне тротуара рекомендуется двигаться пешеходам?

По любой;

По правой стороне;

По левой стороне.

  1. Как правильно и безопасно перейти улицу после выхода из автобуса?

Подождать, когда транспорт отъедет;

Сесть на капот другой машины и попросить, чтобы перевезли;

Перейти по пешеходному переходу.

  1. Дорогу можно переходить только на...

Красный мигающий свет светофора;

Зелёный свет;

Жёлтый свет.

  1. Для чего постовому нужен жезл?

Приветствовать знакомых;

Отгонять мух;

Для красоты;

Регулировать дорожное движение.

  1. Когда загорелся зелёный свет светофора, что ты будешь делать?

Пропустишь всех старушек и даму с собачкой;

Побежишь со всех ног;

Останешься стоять на месте;

Убедишься, что все транспортные средства остановились и перейдёшь дорогу.

5) А теперь ещё одна весёлая игра “ Это я, это я, это все мои друзья!” .

1.Кто из вас, когда спешит,

Перед транспортом бежит?

2.Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход? (это я, это я...)

3.Знает кто, что красный свет-

Это значит- хода нет? (это я, это я...)

4.Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?

5.Знает кто, что свет зелёный

Это значит- путь открыт? (это я, это я...)

6.Кто, скажите, из трамвая

На дорогу выбегает?

7.Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? (это я, это я...)

8.Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место? (это я, это я...).

V. Итог занятия

Конкурс рисунков «Этот удивительный дорожный знак»,

Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие в страну Дорожного движения. Но прежде, чем попрощаться с вами, я хочу проверить, что вам удалось запомнить.

Для кого существуют ПДД?

Важно ли соблюдать ПДД?

Чем грозит их несоблюдение?

Зачем нужны дорожные знаки?

Какие цвета у светофора?

Что они означают?

Я надеюсь, что наше мероприятие поможет вам, ребята, быть более внимательными и осторожными на дорогах!


Дети воспринимают действительность несколько иначе взрослых. У них снижена реакция, не сформирована до конца внимательность, есть склонность к неоправданным рискам. Для родителей отпустить ребенка в школу одного – каждый день испытание, особенно если малыш только осваивает маршрут. Поговорим о том, какой должна быть безопасная дорога в школу и обратно, как приучить ребенка к дисциплине во время пути, а также сделаем рисунок правильного маршрута.

Если вы отвозите ребенка на машине

Наличие собственного транспортного средства и возможности отвезти и забрать малыша из школы в нужное время – это несомненное преимущество. Однако даже при таком условии есть несколько рискованных моментов:

  • Парковать машину необходимо так, чтобы ребенок смог выйти из нее в безопасную зону в сторону тротуара — не допускайте выскакивания на проезжую часть. Если школа имеет карман для парковки, не пожалейте времени, чтобы довезти малыша до самых ворот. Безопасная дорога в школу складывается из мелочей.
  • Всегда пристегивайте ребенка в автомобиле, даже если он уже вырос из . Это правило касается не только дороги из дома в школу, но и любых перемещений по проезжей части и , и оно должно быть соблюдено. Выбирайте самый безопасный путь, траекторию с наименьшей транспортной активностью.
  • Не рискуйте на дороге. Дети часто копируют действия своих родителей – неоправданный риск на проезжей части может отложить в сознании малыша, что идти навстречу опасности – это правильно.
  • Держите двери заблокированными до тех пор, пока не остановитесь. Дети могут торопиться и выскочить из еще движущегося транспорта.

Приученный к регулярной «доставке» ребенок иногда оказывается не приспособленным к самостоятельному передвижению по заданному маршруту пешей дорогой, даже если школа расположена в двух шагах. Машина в какой-то момент может оказаться недоступной, а вы – не готовыми за руку довести малыша до школы. Именно поэтому необходимо закладывать знания о правилах дорожного движения в него с малых лет. Донесите вовремя информацию о том, что значит безопасный маршрут и не безопасный в отдельных случаях, а также какие меры нужно принять, чтобы не попасть в неприятность.

Безопасная дорога в школу пешком

У детей инстинкт самосохранения несколько примитивен. Например, реакция на движущийся транспорт замедлена – обращать внимание на ситуацию на дороге ребенок начинает только тогда, когда подходит к ней или даже начинает ее пересечение (взрослые же заранее оценивают опасность). Небольшой рост не дает видеть всю происходящую картину полноценно: высокие кустарники, припаркованные на обочинах машины, клубы пара зимой. При этом безопасный шаг на дорогу для подростка может быть абсолютно небезопасным для невысокого малыша.

Масла в огонь подливают современные гаджеты, мода. Если в ушах ребенка наушники с музыкой, а на голову надет капюшон, он может не видеть и не слышать автомобилей. Большое влияние оказывает поведение взрослых, в частности родителей. Если вы сами регулярно нарушаете правила движения и переходите путь в неположенном месте, не удивляйтесь, что ваше чадо последует плохому примеру и воспользуется самой быстрой, но не самой безобидной дорогой. Однако с учетом детской непосредственности риск травматизации вырастает в разы — даже на первый взгляд безопасный пешеходный переход требует бдительности, о чем ребенок может попросту не догадываться.

Дети, которые пользуются кнопками включения светофора, зачастую спешат и начинают движение моментально после нажатия. Водитель едет на свой еще зеленый свет и не предполагает, что на его пути выскочит ребенок. Необходимо объяснять важность внимания ко всем деталям, ведь даже на пешеходном переходе или во дворе есть доля риска (водителей-нарушителей тоже хватает).

Правила безопасной дороги в школу

Чтобы повысить уровень безопасности дороги от дома до школы, объясните ребенку несколько основных правил :

  • Чем выше скорость автомобиля, тем больше опасность от него.
  • Всегда перед тем, как выйти на проезжую часть, необходимо остановиться и осмотреться по сторонам. Отключить все мысли и сконцентрировать внимание на дороге, ее звуках и движении.
  • Если видимость дороги нарушена (сугробы, кусты, стоящие машины), необходимо найти более безопасное место для перехода.
  • Не перебегать дорогу, а переходить ее. И делать это только по прямой линии.
  • Уступать дорогу машинам с проблесковыми маяками и сигналами (полиция, скорая помощь, пожарные).
  • Не обходить автобус ни спереди (из-за него неожиданно может выехать машина), ни сзади (машины могут ехать и по встречной полосе). Необходимо дождаться, пока автобус уедет.
  • Если нет поблизости пешеходного перехода, то найти самое безопасное место для пересечения дороги, убедившись в отсутствии движущегося транспорта.

Всем этим правилам ребенка можно обучить в форме игры или разговора по душам. Дайте ему понять, как важно быть внимательным при контакте с дорогой и насколько опасным бывает движение автомобилей. На примере игрушек покажите, что путь торможения машины имеет определенное расстояние, она не может остановиться мгновенно, особенно если едет быстро.

Безопасная дорога в школу: рисуем маршрут

Чтобы помочь своему ребенку в благополучном прохождении маршрута от дома до школы, предложите совместно нарисовать его схематично, продумав подробный план шагов (образец на фото). Рисунок-схема будет своеобразным справочником школьника, где отметятся повороты, светофоры, лестницы, основные объекты на пути, сама школа. Для ориентировки можете распечатать карты с поисковиков и с них срисовать дома и общественные здания.

Ассоциации

Когда схема маршрута будет готова, вместе с ребенком проговорите вслух то, что вы нарисовали, чтобы он узнал знакомые места. Ассоциация – прекрасный метод познания, особенно по рисунку от руки. Например, показывая какой-то дом, вспомните о чем-то: «Вот это дом, где мы с тобой ходили в гости», «Это магазин, где мы купили тебе велосипед» и т.д. Расскажите о светофорах, которые попадаются на пути, и о пешеходных переходах, которые обязательно нужно пройти.

Расстояние в шагах

Можно даже просчитать примерное расстояние в шагах, на которое расположена школа от вашего дома — это еще и повысит некоторые математические способности. Только считать шаги следует исключительно на тропках и улицах, где нет машин. Разумеется, проезжая часть - этому не место.

Посчитайте шаги от дома до светофора, на котором придется остановиться — такой подсчет позволит акцентировать внимание на важном пункте в пути. Вы можете даже нарисовать на асфальте возле светофора какой-то предупреждающий знак вместе со своим малышом, и таким рисунком вы, возможно, проинформируее и других ребят.

Отработка маршрута

Дальше ребенок прорисовывает линию, по которой прошел бы спланированный весь путь. Вы оцениваете его выбор и корректируете при необходимости, аргументируя поправку (пример: «Здесь очень большое движение, давай лучше перейдем дорогу вот тут»). Не забудьте вместе несколько раз пройти по утвержденному маршруту – это поможет усвоить урок и запомнить траекторию по образцу. В случае необходимости стоит нарисовать схему и от дома бабушки/тети/секции по каратэ и прочего, если они тоже участвуют в общем пути.

Безопасная дорога в школу и домой во многом зависит от нас - родителей. Мы наставники, примеры для подражания, главные учителя. Зная своего малыша лучше, чем кто-либо другой, вы сможете найти к нему правильный подход и подобрать слова для объяснения множества важных правил. Пусть каждый ребенок знает, что значит быть в безопасности и какой дорогой правильнее возвращаться домой.

Цель:

Повторить правилa дорожного движения, назначение дорожных знаков;

Воспитывать привычку соблюдать правила безопасного движения, правильно переходить улицу;

Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и умение выбирать безопасный путь.

Оборудование:

таблица с дорожными знаками, модель светофора, флажки зеленого, красного и желтого цветов, плакаты.

Ход классного часа

I. Организация класса к работе.

Садитесь поудобнее и начнем наш классный час.

II . Актуализация опорных знаний.

Отгадайте эти загадки:

То прямая, то ровная, то крутая,

Поведет тебя по всему свету

Начинается с порога

Бесконечная эта... (дорога).

Что за зверь лег на дороге, все по нему ходят? (Зебра)

В лесу лежит, через поле бежит,

А как встанет, то и к небо достанет. (Путь).

Дети, какой путь вы выбираете, идя в школу?

Где надо переходить улицу? Как нужно переходить дорогу?

Какие дорожные знаки вы знаете? (Используется табл.)

Какое значение имеет светофор на дорогах?

К чему может привести нарушение правил дорожного движения?

III . Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы поговорим о безопасности на дороге от дома до школы и обратно. Дорога в школу ведет нас не только в помещение школы, но и к великой стране Знаний. Ежедневно вы спешите на обучение в свою школу.

Ученик

Лучшая в мире - дорога в школу,

Ты в детстве идешь по ней.

Ее не забудешь никогда - никогда,

Она, как солнце, в судьбе твоей.

Учитель

Дорога в школу! У каждого она своя, такая знакомая, с закрытыми глазами можешь по ней пройти! Но оказывается, что не всегда она бывает безопасной, поскольку кому-то надо переходить проезжую часть улицы, кому-то - железнодорожный путь, а еще кому-то - идти через лес, пересечь сквер или парк... А потому существует опасность, грозящая твоему здоровью и жизни.

Конечно, сначала по этой дороге вас водят родители, чтобы вы ее хорошо изучили и научились выбирать безопасное место. А потом вы повзрослели, и родители вам самим доверили идти ней. Но помните, что правила есть всегда, на каждой дороге, и поэтому надо их соблюдать, чтобы избежать опасности.

А как нужно идти, чтобы всегда быть в безопасности?

(Ответы учащихся).

Учитель

Идя в школу или возвращаясь домой, идите с друзьями или взрослыми.

Это, во-первых, интереснее, есть с кем пообщаться, а во-вторых, безопаснее, потому что вместе всегда легче.

Будьте всегда на виду, то есть идите такой дорогой, где ходят люди, поскольку есть вероятность встретиться с опасным человеком или животным. И тогда за вас некому будет заступиться. Вы встретитесь с бедой один на один.

Дети, которые любят гулять одни, часто ставят свою жизнь под угрозу. Но, где есть хоть два человека, вероятность опасности вдвое уменьшается, потому что в таком случае легче найди правильное решение и выход из ситуации. А преступники никогда не нападают на группу людей, потому что им не нужны свидетели. Они ждут одиноких прохожих, над которыми можно поглумиться.

В группе легче избежать нападения бродячих животных, они, как правило, на группу людей не нападают. А потому никогда не блуждайте сами безлюдными дорожками не только, когда стемнеет, а даже днем, чтобы никто вас не обидел.

Будьте на виду, чтобы позвать на помощь. Наверное, не один раз кому-то из вас приходилось слышать о том, что пропал ребенок, его разыскивают родственники и милиция, а найти трудно, а то и невозможно по разным причинам. Слышали вы, возможно, и о том, что похищают детей с целью получения больших денег за них и т.п. А потому будьте очень бдительны и выбирайте дорогу оживленную и безопасную и всегда ходите по ней, чтобы взрослые члены семьи знали, где вас искать. Никогда не сокращайте свой путь, идя напрямик, ибо мудрость народная говорит: « Кто прямо идет, тот дома не ночует». Поэтому выбирайте безопасную дорогу, по ней всегда ходите.

И когда вас долго нет, то мама с папой выйдут навстречу.

А когда навстречу идет собака, а ты один, что ты будешь делать?

(Ответы учащихся)

Есть несколько вариантов: она тебя не трогает и проходит мирно, то и ты никогда не трогай чужую собаку, это может быть довольно опасно. Во-первых, никогда не смотри собаке пристально в глаза, не улыбайся ей, потому что она думает, что ты показываешь ей зубы, чтобы броситься на нее, ведь собака показывает зубы (оскаливается) перед броском. Так она демонстрирует свою силу. Если ты очень насторожен при встрече с собакой, то она это чувствует и первой нападает, поэтому никогда не показывай страха, а тем более - не беги от нее! Если собака приседает, чтобы прыгнуть на тебя, то ты должен активно защищаться палкой, камнем или что попадается под руки. Если есть поблизости дерево-можно взобраться на него, а если нет, то защищай горло, голову руками, старайся повернуться к собаке спиной и отбивайся. Когда собака укусила, то рану нужно промыть раствором марганцовки, перекисью водорода и обязательно обратиться к врачу, потому что в слюне, попавшей в кровь, может быть много болезнетворных микробов, вирусов, которые являются очень опасными для человека, а самая страшная болезнь-это бешенство, которое передается человеку от больного животного.

Опасность всегда возрастает с наступлением темноты. Если вам пришлось идти вечером, то выбирайте освещенную дорогу, а лучше подъехать транспортом или чтобы вас встретили взрослые члены семьи. Жизнь у каждого одна и не надо ставить ее под угрозу.

Никогда не спеши выйти из дома, пока всего не проверишь, потому что друзья, которые зовут тебя, могут подождать, а беда не ждет. Поэтому делай все так, чтобы было меньше стрессов в твоей жизни. От этого зависит и твое здоровье.

Прослушайте вопрос и выберите правильный вариант ответа.

Тестовое задание.

1) Какая часть улицы предназначена для пешехода?

а) дорога;

б) тротуар;

в) велосипедная дорожка.

2) Как пешеходы должны ходить по тротуару?

а) придерживаться середины;

б) с левой стороны;

в) с правой стороны.

3) На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

а) красный;

б) желтый;

в) зеленый.

4) Если на дороге нет «зебры», то дорогу надо переходить:

а) в любом месте;

б) через подземный переход;

в) подождать, пока на дороге не будет транспорта, и перебежать дорогу.

IV . Чтение и анализ содержания воспитательного рассказа.

Дети, послушайте, какая история приключилась с одним мальчиком. Коля получил на уроке математики 5 баллов, спешил домой похвастаться маме хорошей оценкой. Так спешил, что не смотрел, куда он бежит. А по тротуару шла старушка с палочкой. Коля ее не заметил, сбил с ног. Старушка упала, сломала ногу. Попала в больницу, долго лечилась, потому что сломанные кости у стариков очень плохо срастаются.

Дети, что стало причиной этого случая?

Как нужно двигаться по тротуару?

А если нужно обогнать пешехода, то как это нужно сделать?

Как нужно переходить дорогу?

Физкультминутка « Светофор».

Сейчас проведем игру на внимательность. Называется она « Светофор» Правила игры: когда я вам показываю флажок красного цвета - вы стоите. На желтый цвет - хлопаете в ладоши, а на зеленый - шагаете на месте. В каждом ряду, если ученик, допустил ошибку, садится. Выигрывает та команда, которая допустит меньше ошибок.

V. Продолжение беседы.

Представьте такую ​​ ситуацию. Мальчик движется на велосипеде по тротуару, не превышая скорость. Доезжает до перекрестка и не обращает внимания на светофор, выезжает на проезжую часть дороги, когда горел красный свет.

Какие могут быть последствия?

А как нужно пересекать улицу, когда вы двигаетесь на велосипеде?

VI . Итог урока

Так о чем мы сегодня говорили?

Где нам это пригодится?

Почему мы должны знать это?

Памятка для учеников

Всегда выбирай безопасные места, куда бы ни шел.

Проанализируй, где лучше идти.

Выбирай тот путь, где меньше препятствий, где безопаснее.

Переходи улицу по пешеходному переходу, подземному переходу, по эстакаде-это мостик для пешеходов над дорогой, а когда установлен светофор-на зеленый свет для пешеходов, в месте, где есть соответствующие знаки и дорожная разметка.

Никогда не спеши, тем самым подвергая себя опасности. Лучше выйди на пятнадцать минут раньше, чтобы успеть и иметь в запасе несколько свободных минут на непредвиденные ситуации.

Не сокращай путь, а иди всегда привычной дорогой.

Возвращаясь вечером домой, иди с друзьями или взрослыми, выбирай освещенные места.

Если в подъезде или в переходе тебе встретились незнакомые люди, лучше сделай вид, что ты что-то забыл и выйди, чтобы не подвергаться опасности, а сам зайди к знакомым и оттуда позвони родителям, чтобы тебя встретили.

Если ты задерживаешься у друзей, обязательно сообщи об этом родителям, а перед выходом, еще раз позвони, чтобы они тебя встретили.

По дороге домой или в школу обязательно обрати внимание и запомни, где находятся канализационные люки, они могут быть открыты, туда случайно можно упасть, даже когда есть крышка, но она неправильно лежит.