Региональная общественная благотворительная организация инвалидов «Содействие защите прав инвалидов с последствиями детского церебрального паралича» сообщает, что начала процедуру добровольной ликвидации организации в связи с отсутствием средств на аренду помещения для продолжения деятельности.
Информация опубликована в «Вестнике государственной регистрации» № 48 (506) от 09.12.2015
Инвалиды с последствиями ДЦП и родители детей-инвалидов могут обращаться за консультацией по электронной почте: [email protected]

В соответствии с Классификациями и критериями при проведении МСЭ, действующими со 2-го февраля 2016 года, установлены новые Критерии для установления групп инвалидности и категории "ребенок-инвалид" (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г. № 1024н). В Приложении к Приказу приведена количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, в процентах (в зависимости от их формы и тяжести течения).

ДЦП Включен в ПЕРЕЧЕНЬ заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма…, утвержденный под кодом МКБ-10 – G80.

Для Вас, Елена, я прилагаю таблицу соотношений оценки степени выраженности нарушений при ДЦП в процентах.

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СТОЙКИХ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ
ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ,
ПОСЛЕДСТВИЯМИ ТРАВМ ИЛИ ДЕФЕКТАМИ (В ПРОЦЕНТАХ,
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КЛИНИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ
СТОЙКИХ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА)

Приложение
к классификациям и критериям,
используемым при осуществлении
медико-социальной экспертизы
граждан федеральными государственными
учреждениями медико-социальной
экспертизы, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 17 декабря 2015 г. N 1024н
(Выдержки)

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Примечание к подпункту 6.4.

Количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма человека вследствие детского церебрального паралича (ДЦП) основывается на клинической форме заболевания; характере и степени выраженности двигательных нарушений; степени нарушения схвата и удержания предметов (одностороннее или двухстороннее поражение кисти); степени нарушения опоры и передвижения (одностороннее или двухстороннее нарушения); наличии и выраженности языковых и речевых нарушений; степени психического расстройства (легкое когнитивное нарушение; умственная отсталость легкой степени без языковых и речевых нарушений; умственная отсталость легкой степени в сочетании с дизартрией; умственная отсталость средней степени; умственная отсталость тяжелой степени; умственная отсталость глубокая); наличии и степени выраженности псевдобульбарного синдрома; наличии эпилептических припадков (их характере и частоте); целенаправленности деятельности соответствующей биологическому возрасту; продуктивности деятельности; потенциальной способности ребенка в соответствии с биологическим возрастом и структурой двигательного дефекта; возможности реализации потенциальных способностей (факторы, способствующие реализации, факторы препятствующие реализации, факторы

N п/п Классы болезней (по МКБ-10) Блоки болезней (по МКБ-10) Наименования болезней, травм или дефектов и их последствия Рубрика МКБ-10 (код) Клинико-функциональная характеристика стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами Количех-ственная оценка (%)
6.4.1

Детская гемиплегия G80.2

6.4.1.1



Одностороннее поражение с легким левосторонним парезом без нарушения опоры и передвижения, схвата и удержания предметов, без речевых расстройств, с легкими когнитивным дефектом. С легкими контрактурами: сгибательно-приводящая контрактура в плечевом суставе, сгибательно-ротационная в локтевом суставе, сгибательно-пронаторной в лучезапястном суставе, сгибательная контрактура в суставах пальцев кисти; аддукторно-сгибательной контрактурой в тазобедренном суставе, сгибательной в коленном и в голеностопном суставах. Объем движений в указанных суставах уменьшен на 30 градусов (до 1/3) от физиологической амплитуды. Стойкие незначительно выраженные нарушения языковых и речевых функций, незначительные статодинамические нарушения 10 - 30
6.4.1.2



Одностороннее поражение с легким правосторонним парезом с речевыми нарушениями (комбинированные речевые расстройства: псевдобульбарная дизартрия, патологическая дислалия, нарушения темпа и ритма речи); нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Походка асимметричная с акцентом на правую конечность; затруднены сложные виды движения (ходьба на пальцах, пятках, в положении на корточках). С легкой сгибательной контрактурой в локтевом суставе, сгибательно-пронаторной в лучезапястном суставе, сгибательной контрактурой в суставах пальцев кисти; смешанной контрактурой в коленном и тазобедренном, голеностопном суставах с приведением стоп. Объем активных движений уменьшен на 30% (до 1/3) от физиологической амплитуды. Пассивные движения соответствуют физиологической амплитуде. Стойкие умеренные нарушения языковых и речевых функций, незначительные статодинамические нарушения 40 - 60
6.4.1.3



Одностороннее поражение. Умеренный гемипарез с деформацией стопы и /или кисти, затрудняющей ходьбу и стояние, целевую и мелкую моторику с возможностью удержания стоп в положении досягаемой коррекции. Походка патологическая (гемипаретическая), в медленном темпе, практически невозможны сложные виды движений. Дизартрия (речь невнятная, плохо понятна окружающим). Умеренная приводяще-сгибательная контрактура в плечевом суставе, сгибательно-ротационная контрактура в локтевом и лучезапястном суставах, сгибательная контрактура в суставах пальцев кисти; смешанная контрактура в тазобедренном суставе, сгибательная в коленном и голеностопном суставах. Объем движений уменьшен на 50% (1/2) от физиологической амплитуды (нормы). Стойкие умеренные статодинамические нарушения в сочетании с незначительными языковыми и речевыми нарушениями 40 - 60
6.4.1.4



Одностороннее поражение. Выраженный гемипарез с фиксированным порочным положением стопы, и кистевого сустава в сочетании с нарушением координации движений и равновесия, затрудняющих вертикализацию, опору и передвижение, в сочетании с языковыми и речевыми расстройствами (псевдобульбарная дизартрия). С выраженной сгибательно-приводящей контрактурой в плечевом суставе, сгибательно-ротационной в локтевом и лучезапястном суставах, сгибательной контрактурой в суставах пальцев кисти; смешанная контрактура в коленном и тазобедренном суставах, сгибательно-приводящая в голеностопном суставе. Объем активных движений уменьшен на 2/3 от физиологической амплитуды. Нарушено формирование возрастных и социальных навыков. Стойкие выраженные статодинамические нарушения, с умеренными нарушениями языковых и речевых функций, с умеренными нарушениями психических функций 70 - 80
6.4.1.5



Одностороннее поражение. Значительно выраженный гемипарез или плегия (полный паралич верхней и нижней конечности), псевдобульбарный синдром, нарушение речи (импрессивной и экспрессивной), нарушения психических функций (глубокая или тяжелая умственная отсталость). Все движения в суставах на стороне поражения резко ограничены: активные и пассивные движения в суставах на стороне поражения либо отсутствуют, или в пределах - 5 - 10 градусов от физиологической амплитуды. Отсутствуют возрастные и социальные навыки. Стойкие значительно выраженные статодинамические нарушения, выраженные нарушения языковых и речевых функций, выраженные нарушения психических функций 90 - 100
6.4.2

Спастическая диплегия G80.1

6.4.2.1



Нижний спастический парапарез умеренной степени, походка патологическая, спастическая с опорой на передне-наружный край стопы с возможностью удержания стоп в положении досягаемой коррекции (функционально выгодное положение), сгибательная контрактура коленных суставов, сгибательно-приводящая контрактура голеностопного сустава; деформация стоп; сложные виды движений затруднены. Объем движений в суставах возможен в пределах 1/2 (50%) от физиологической амплитуды. Возможно овладение возрастными и социальными навыками. Умеренные статодинамические нарушения 40 - 60
6.4.2.2



Нижний спастический парапарез выраженной степени с грубой деформацией стоп. Сложные виды передвижения не доступны (необходима регулярная, частичная посторонняя помощь). Выраженная смешанная контрактура в суставах нижних конечностей. Активные движения отсутствуют, пассивные - в пределах 2/3 от физиологической амплитуды. Выраженное нарушение статодинамических функций 70 - 80
6.4.2.3



Нижний спастический парапарез с выраженной грубой деформацией стоп (функционально не выгодное положение) с невозможностью опоры, и передвижения. Контрактуры принимают более сложный характер, рентгенологически выявляются очаги гетеротопической ассификации. Выявляется нуждаемость в постоянной посторонней помощи. Наличие псевдобульбарного синдрома, в сочетании с языковыми и речевыми расстройствами, эпилептическими припадками. Значительно выраженные статодинамические нарушения, выраженные нарушения языковых и речевых функций, выраженные нарушения психических функций 90 - 100
6.4.3

Дискине-тический церебральный паралич (гиперкине-тическая форма) G80.3

6.4.3.1



Произвольная моторика нарушена, вследствие резко меняющегося мышечного тонуса (дистонические атаки), спастико гиперкинетические парезы асимметричные. Нарушена вертикализация (может стоять с дополнительной опорой). Активные движения в суставах ограничены в большей степени вследствие гиперкинезов (нуждается в регулярной, частичной посторонней помощи), преобладают непроизвольные двигательные акты, пассивные движения возможны в пределах 10 - 20 градусов от физиологической амплитуды; имеется гиперкинетическая и псевдобульбарная дизартрия, псевдобульбарный синдром. Возможно овладение навыками самообслуживания с частичной посторонней помощью. Выраженные нарушения статодинамических функций, выраженные нарушения языковых и речевых функций, выраженные нарушения психических функций 70 - 80
6.4.3.2



Дистонические атаки в сочетании с выраженным спастическим тетрапарезом (комбинированные контрактуры в суставах конечностей), атетозом и/или двойным атетозом; псевдобульбарный синдром, гиперкинезы в оральной мускулатуре, выраженная дизартрия (гиперкинетическая и псевдобульбарная). Глубокая или тяжелая умственная отсталость. Возрастные и социальные навыки отсутствуют. Значительно выраженные нарушения статодинамических функций, выраженные нарушения языковых и речевых функций, выраженные нарушения психических функций 90 - 100
6.4.4

Спастический церебральный паралич (двойная гемиплегия, спастический тетрапарез) G80.0

6.4.4.1



Симметричное поражение. Значительно выраженные нарушения статодинамической функции (множественные комбинированные контрактуры суставов верхних и нижних конечностей); отсутствуют произвольные движения, фиксированное патологическое положение (в положении лежа) возможны незначительные движения (повороты тела на бок), имеются эпилептические припадки; психическое развитие грубо нарушено, эмоциональное развитие примитивно; псевдобульбарный синдром, грубая дизартрия. Глубокая или тяжелая умственная отсталость. Отсутствуют возрастные и социальные навыки. Значительно выраженные нарушения статодинамических функций, выраженные нарушения языковых и речевых функций, выраженные нарушения психических функций 90 - 100
6.4.5

Атаксический церебральный паралич (атонически-астатическая форма) G80.4

6.4.5.1



Неустойчивая, некоординированная походка, вследствие туловищной (статической) атаксии, мышечная гипотония с переразгибанием в суставах. Движения в верхних и нижних конечностях дизритмичны. Целевая и мелкая моторика нарушена, трудности при выполнении тонких и точных движений. Глубокая или тяжелая умственная отсталость; речевые нарушения. Нарушено формирование возрастных и социальных навыков. Выраженные нарушения статодинамической функции, выраженные нарушения языковых и речевых функций, выраженные нарушения психических функций 70 - 80
6.4.5.2



Сочетание двигательных нарушений с выраженным и значительно выраженным нарушением психического развития; гипотония, туловищная (статическая) атаксия, препятствующая формированию вертикальной позы и произвольным движениям. Динамическая атаксия, препятствующая точным движениям; дизартрия (мозжечковая, псевдобульбарная). Отсутствуют возрастные и социальные навыки. Значительно выраженные нарушения статодинамической функции, выраженные или значительно выраженные нарушения языковых и речевых функций, выраженные нарушения психических функций 90 - 100
6.5
Церебральный паралич и другие парали-тические синдромы
G80 - G83

6.5.1

Гемиплегия. G81




Параплегия и тетраплегия. G82




Другие паралитические синдромы G83

6.5.1.1



Незначительные парезы и нарушения тонуса отдельных конечностей (снижение мышечной силы до 4 баллов, гипотрофия мышц на 1,5 - 2,0 см, с сохранением активных движений в суставах верхних и нижних конечностей практически в полном объеме и основной функции кисти - схватывания и удержания предметов), приводящая к незначительному нарушению статодинамической функции 10 - 20
6.5.1.2



Умеренный гемипарез (снижение мышечной силы до 3 баллов, гипотрофия мышц на 4 - 7 см, ограничение амплитуды активных движений в суставах верхних и (или) нижних конечностей - в плечевом суставе до 35 - 40 градусов, локтевом - до 30 - 45 градусов, лучезапястном - до 30 - 40 градусов, тазобедренных - до 15 - 20 градусов), коленных - до 16 - 20 градусов, голеностопных - до 14 - 18 градусов с ограничением противопоставления большого пальца кисти - дистальная фаланга большого пальца достигает основания IV пальца, ограничением сгибания пальцев в кулак - дистальные фаланги пальцев не достигают ладони на расстоянии 1 - 2 см, с затруднением схватывания мелких предметов), приводящая к умеренному нарушению статодинамической функции 40 - 50
6.5.1.3



Незначительный тетрапарез (снижение мышечной силы до 4 баллов, гипотрофия мышц на 1,5 - 2,0 см, с сохранением активных движений в суставах верхних и нижних конечностей в полном объеме и основной функции кисти - схватывания и удержания предметов), приводящий к умеренному нарушению статодинамической функции 40 - 50
6.5.1.4



Выраженный гемипарез (снижение мышечной силы до 2 баллов, ограничение амплитуды активных движений верхних конечностей в пределах 10 - 20 градусов, с выраженным ограничением сгибания пальцев в кулак - дистальные фаланги пальцев не достигают ладони на расстоянии 3 - 4 см, с нарушением основной функции верхней конечности: не возможен схват мелких предметов, длительное и прочное удержание крупных предметов или с выраженным ограничением амплитуды активных движений во всех суставах нижних конечностей - тазобедренных - до 20 градусов, коленных - до 10 градусов, голеностопных - до 6 - 7 градусов), приводящая к значительному нарушению статодинамической функции 70 - 80
6.5.1.5



Умеренный тетрапарез (снижение мышечной силы до 3 баллов, гипотрофия мышц на 4 - 7 см, ограничение амплитуды активных движений в суставах верхних и (или) нижних конечностей - в плечевом суставе до 35 - 40 градусов, локтевом - до 30 - 45 градусов, лучезапястном - до 30 - 40 градусов, тазобедренных - до 15 - 20 градусов), коленных - до 16 - 20 градусов, голеностопных - до 14 - 18 градусов с ограничением противопоставления большого пальца кисти - дистальная фаланга большого пальца достигает основания IV пальца, ограничением сгибания пальцев в кулак - дистальные фаланги пальцев не достигают ладони на расстоянии 1 - 2 см, с затруднением схватывания мелких предметов), приводящая к выраженному нарушению статодинамической функции 70 - 80
6.5.1.6



Значительно выраженный гемипарез, значительно выраженный трипарез, значительно выраженный тетрапарез, гемиплегия, триплегия, тетраплегия (снижение мышечной силы до 1 балла, с невозможностью самостоятельного передвижения со значительно выраженными нарушениями статодинамической функции - неспособность к передвижению, использованию рук; нарушение основной функции верхней конечности: не возможен схват и удержание крупных и мелких предметов), по сути прикованность к постели 90 - 100

Уточните у врачей: как они количественно (в процентах) оценивают нарушения, обусловленные данным заболеванием, у Вашего ребенка?

Это очень важно , поскольку теперь, при установлении инвалидности, степень выраженности стойких нарушений функций организма, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Часто родители спрашивают: А вот где узнать, почему не дают пожизненно? Ведь изменений не происходит, на уколах ежедневно, трансплантация под вопросом. Когда и как этого добиться?

Отвечаю:

что касается так называемой «бессрочной инвалидности», то речь, конечно, идет не об установлении «пожизненной» инвалидности ребенку. Для родителей важно добиться установления категории «ребенок-инвалид» до 18 лет, а затем - установления инвалидности «без срока переосвидетельствования» - но уже как у инвалида с детства, т.к. все лица, которым установлена категория «ребенок-инвалид», по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию (уже во «взрослом» бюро МСЭ). Там можно добиваться установления группы инвалидности «без срока переосвидетельствования».
К сожалению, по мере «совершенствования» (с точки зрения чиновников) порядка проведения МСЭ, родители все чаще воспринимают ее как достаточно унизительную процедуру, т.к. вынуждены доказывать, что их ребенок - инвалид, а врачи экспертного бюро оценивают степень ограничения жизнедеятельности ребенка достаточно предвзято.

Чем руководствоваться и что необходимо знать при проведении освидетельствования ребенка-инвалида с любым заболеванием (с 2016 года)?

  • ПРАВИЛА признания лица инвалидом (утверждены Постановлением Правительства РФ 20.02.2006 № 95 и теми его пунктами, которые вступили в силу с 1 января 2016 года (введены ).
  • ПЕРЕЧЕНЬ заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") (введен ).
  • КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 г. № 1024н)

При отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных ребенку (гражданину) до его направления на медико-социальную экспертизу можно добиться установления категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: это должно быть оформлено в направлении на МСЭ, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь, либо в медицинских документах (в случае направления ребенка на повторное освидетельствование).

Если в процессе повторного освидетельствования ребенка врач отмечает, что ограничения жизнедеятельности ребенка, которые были отмечены при первом освидетельствовании, не только сохранились, но их невозможно устранить или уменьшить в ходе осуществления реабилитационных/абилитационных мероприятий, то необратимость заболевания ребенка – очевидна, и можно рекомендовать установление инвалидности до достижения возраста 18 лет.
Согласно ПРАВИЛАМ, инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид» (п.39 Правил).

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет. На 5 лет данная категория устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза (п.10 Правил)

Когда устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет)?

Здесь возможны варианты (п. 13 ПРАВИЛ):

1. Не позднее 2-х лет после первичного освидетельствования – когда ограничения жизнедеятельности ребенка связаны с заболеваниями, дефектами, нарушениями функций органов и систем организма согласно ПЕРЕЧНЮзаболеваний.

2. Не позднее 4-х лет после первичного признания ребенка инвалидом – в случае выявления невозможности в дальнейшем устранить или уменьшить степень ограничения жизнедеятельности ребенка в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Практика показала, что за 4 года у врачей и экспертов МСЭ, которые могут составить и настоять на реализации программы дополнительного обследования ребенка, накапливаются факты, подтверждающие необратимость его заболевания.

3. Не позднее 6 лет после первичного установления категории "ребенок-инвалид" - в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

4. Возможно это и при первичном признании ребенка инвалидом (как мы уже упоминали выше) – в случае выявления невозможности устранения или уменьшения ограничения его жизнедеятельности до его направления на медико-социальную экспертизу, т.е.

Выявлены заболевания, которые не излечиваются современными методами,

Есть документы, подтверждающие отсутствие положительной динамики проведенных реабилитационных/абилитационных мероприятий.

Главное, что сейчас, используя ПЕРЕЧЕНЬ заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений..., вы можете решить этот вопрос на 2 года раньше , избавив ребенка и себя от многочисленных процедур. ПЕРЕЧЕНЬ включает в себя 23 группы наиболее часто встречающихся заболеваний и дефектов, которые обусловливают инвалидность, и на основании которых (уже при повторном освидетельствовании) вы можете настаивать на установлении инвалидности ребенку до достижения им возраста 18 лет.

«Не хочу идти на работу после отпуска». Знакомо? И чем ярче прошел заслуженный отдых, тем сложнее возвращаться к трудовым будням. После прекрасного недельного отдыха, проведенного у моря или в горах, человек нередко впадает в так называемый послеотпускной ступор: ему ничего не хочется делать, а в мыслях только отдых. И все это сопровождается апатией, нервозностью, бессонницей, усталостью, а в некоторых случаях даже повышенной температурой.

Многие работники после отпуска и вовсе не возвращаются на работу, написав заявление об увольнении. Связано это с пропажей мотивации и ломкой стереотипов. В психологии все эти состояния относят к «послеотпускному синдрому». Его главная причина - резкая смена обстановки. Но это кратковременное явление. Длиться оно обычно от 2 дней до 2-х недель, затем проходит. Как перестроиться из расслабляющей отпускной атмосферы на рабочую волну без проблем и стресса, знают психологи и врачи..

Подарите себе несколько бонусных дней для акклиматизации

Если Вы отдыхали в Турции, Египте или в другой теплой стране, не выходите на работу сразу после высадки из самолета. Резко бросаясь в круговорот рабочих дел, Вы рискуете подхватить депрессию и вообще потерять мотивацию. Поэтому планируйте свой отпуск на море или еще где-нибудь таким образом, чтобы оставалось 2-3 дня до выхода на работу. За это время Вы не только акклиматизируетесь и выспитесь после перелета или поездки, но и втянетесь в привычный ритм жизни, успеете разобрать вещи, расставить по полочкам сувениры, распечатать фотографии с морскими или горными пейзажами и даже соскучиться по любимым задачам и коллегам. Адаптация пойдет Вам на пользу: выход на работу после отпуска будет Вам только в радость.

На работу после отпуска: возвращайтесь в привычное русло с середины недели

Понедельник - день тяжелый. Об этом знают все. Особенно трудным начало недели оказывается после продолжительного отпуска. Если же Вы начнете работать с этого дня после нескольких дней, проведенных на море, в горах или на даче, рабочая неделя превратиться в пытку и будет казаться Вам мучительно долгой.

Самый благоприятный день выхода на работу после отпуска - пятница. Обычно в конце недели нет важных встреч, совещаний и рутинной работы.

Поэтому возвращаться к рабочему режиму после отпуска специалисты рекомендуют с середины недели, а лучше - с четверга или пятницы. Так, проработав всего лишь 1-2 дня до выходных, Вы более комфортно наладите рабочий ритм и не успеете устать от работы , как физически, так и морально.

Разбейте свой годовой отпуск на несколько частей

Многие люди, берущие отпуск на целый месяц, ощущают жуткую усталость в первый рабочий день. Это происходит по причине того, что за продолжительное время человек успевает полностью расслабиться и отвыкнуть от повседневных рабочих задач, а также необходимости вставать по будильнику и стремглав мчаться на работу.

Чтобы отвыкание от расслабляющей атмосферы и привыкание к рабочей обстановке прошло максимально комфортно и безболезненно, лучше брать годовой отпуск частями - по 14 или 10 дней. Специалисты рекомендуют брать один отпуск зимой, а второй - летом. Именно в эти периоды человеку больше всего нужна смена обстановки и релакс. Если отдыхать понемногу, но несколько раз в течение года, усталость будет ощущаться меньше, а внедрение в рабочие будни пройдет максимально комфортно.

Вливайтесь в рабочий режим постепенно

В первый рабочий день после отпуска не следует «набрасываться» на накопившиеся рабочие задачи и домашние дела. Иначе, ощущая панику и ужас от количества невыполненного, Вы рискуете подорвать свои нервы и здоровье . Возвращайтесь к трудовым будням постепенно.
Так, в первый день вместо 6 задач выполняйте 2-3. Это может быть проверка почты, ответы на письма, составление списка дел на следующую неделю и прочие мелкие дела, не требующие особого напряжения.

Вливайтесь в рабочий режим плавно, начиная с простых дел. А когда Вы уже войдете в привычный ритм, можете увеличить нагрузку. Таким образом Вы быстро придете в себя и свыкнитесь с тем, что Вы снова на работе.

Также старайтесь делить свою работу на несколько этапов и устраивать себе 5-10-минутные перерывы между этими частями. Во время перерыва посмотрите фотографии с отдыха, пообщайтесь с коллегами, познакомьтесь с новыми сотрудниками или выйдите на улицу и подышите свежим воздухом.

И помните о следующем: не задерживайтесь на работе допоздна в первые дни после отпуска, даже если у Вас полный аврал. Толку от этого никакого не будет: Вы быстрее выдохнетесь, а свою работу сделаете некачественно.

Высыпайтесь, хорошо питайтесь и приведите себя в порядок

От сна и питания зависит наше самочувствие. Поэтому за несколько дней до выхода на работу после отпуска старайтесь спать не меньше 8 часов и есть только полезную пищу, забыв о фаст-фудах, жирной пище и крепком кофе. В послеотпускной период организму нужны витамины, минералы, а также «правильные» калории. Разбавьте свой ежедневный рацион овощами, фруктами, орехами, морепродуктами.

Употребляйте черный шоколад. Он поднимает настроение и активизирует умственные процессы.

За несколько дней до выхода на работу сделайте маску для лица, маникюр, стрижку. Такие мероприятия позволят Вам чувствовать себя лучше и свежее.


Выход на работу после отпуска: доставляйте себе удовольствия

Чтобы синдром «отпускника» не затянулся, старайтесь не отдаваться работе целиком, без остатка. Помните о том, что помимо карьеры у Вас есть своя жизнь. Больше отдыхайте и занимайтесь приятными делами. На выходных и после работы старайтесь не отлеживаться на диване. Ведите активный образ жизни: посещайте спортзал, ходите в кино, слушайте хорошую музыку или поболтайте с друзьями за чашечкой чая. И делитесь своими впечатлениями об отпуске с коллегами, показывая им фотографии и видео. Но не следует делать это слишком часто. Иначе ностальгии не миновать.

Работа в режиме нон-стоп приводит к выгоранию. Поэтому без хорошего отпуска не обойтись. Но и здесь стоит помнить, что заслуженный отдых - это лишь маленькая часть нашей жизни и рано или поздно нужно возвращаться в привычное рабочее русло. А чтобы не стать жертвой послеотпускного синдрома, следуйте простым рекомендациям: высыпайтесь, ешьте здоровую пищу, не пытайтесь все сделать одним махом, ведите активный и разнообразный образ жизни и мечтайте о следующем отпуске. И тогда Вы без проблем вольетесь в рабочую колею, а любимая работа принесет Вам радость и удовольствие.

Если при мысли о первых рабочих днях вас начинает мутить, а руки настойчиво тянутся к заявлению о повторном отпуске или – не дай Бог – об уходе, то у вас не что иное, как постотпускной синдром или, другими словами, послеотпускная депрессия. Связано это с тем, что в отпуске люди живут в другом ритме. С одной стороны – мы расслабляемся, что благотворно сказывается на организме, с другой – по возвращении с отдыха приходиться перестраиваться на более быстрый темп жизни, раньше вставать и больше успевать. Во время отпуска у человека выделяется большое число эндорфинов, гормонов «счастья», отвечающих за бодрость духа и хорошее настроение. У человека изменяется частота сердечных сокращений, дыхания, по-другому работает мозг и сердце. Чтобы организм полностью перестроился, необходимо время, в среднем – 7 дней. А отпуск часто длиться не дольше распространенных сегодня двух недель и человек не успевает подготовить свой разморенный лежанием на пляже организм к рабочему ритму.

Сколько длиться отпуску?

Правда, мнения о том, сколько длиться отпуску расходятся. Одни считают, что отдыхать не больше двух недель – хорошо. Это особенно касается людей динамичных профессий – журналистов, менеджеров, руководящих работников. Чтобы принимать решения, нужно постоянно быть в курсе ежедневных событий. Поэтому за 14 дней можно не только отдохнуть, но и не «выбиться» из деловой жизни. Другие считают, что для того, чтобы действительно полноценно отдохнуть, нужно выйти в отпуск минимум на 3 недели, чтобы не спеша вкушать прелести отпускной жизни.

Какой отпуск предпочесть?

Чтобы отпуск не обернулся разочарованием, надо заранее подумать, что необходимо именно вам для хорошего отдыха. Одной из принципиальных ошибок становится «чужой» отдых. Это может быть выбор, навязанный семьей, друзьями, окружением, рекламой. Тщательно продумайте, где и как хотелось бы отдохнуть, чтобы не жалеть следующие полгода, а то и год о бесцельно проведенном времени. Многие пытаются вместить в одну-две недели долгожданного отпуска все накопившиеся за год, за два, а иногда и за всю жизнь дела. Общение с детьми, ремонт в квартире, строительство загородного дома, чтение каких-то книг, поездку к родственникам, медицинские обследования - список можно продолжать бесконечно. Планируя массу дел, которые нереально сделать за это время, мы обрекаем себя на чувство неудовлетворенности. Поэтому лучше выбрать что-то одно или решать проблемы последовательно.Однако и в этом случае хорошо отдохнуть получается далеко не всегда. Ведь отпуск - не менее серьезное дело, чем работа, поэтому к нему надо тщательно подготовиться. Многие считают, что во время отпуска надо полностью отключаться, иначе хорошего отдыха не получится. И в результате испытывают чуть ли не чувство вины, когда во время отпуска думают о работе. В такой ситуации можно пойти на компромисс: выделить несколько часов каждый день исключительно на работу. Как правило, бывает достаточно 1-2 часов, чтобы оставшуюся часть дня отдыхать с чувством выполненного долга и не вспоминать о деле. Но многим руководителям и такого планирования оказывается недостаточно. И даже организовав бизнес-процессы, они все равно не могут полностью забыть о делах и расслабиться. Именно таким людям подходят экстремальные виды спорта. Они полностью погружаются в другую деятельность, и для них такое напряжение является настоящим отдыхом.

4 типа работников - узнайте себя!

Психологи придерживаются мнения, что отношение к отпуску напрямую зависит от того, как вы относитесь к своей работе. Кто-то ждет законного отпуска, подсчитывая оставшиеся дни, и жаждет, чтобы он продолжался вечно. А для кого-то (бывают и такие) отпуск – это перерыв в любимой работе, от которой так не хочется отрываться! Всех нас по отношению к работе условно можно разделить на 4 категории:

  • Работа как зло. Таким людям, увы, трудно позавидовать. Для них каждый рабочий день – это наказание. Просыпаясь, они представляют свою работу исключительно в черном цвете. Их не устраивает ни коллектив, ни начальник. Объем работы, который они изо дня в день выполняют, кажется непомерным, а задания практически невыполнимыми. Отпуск для них – это отдушина. Но чтобы вернуться на работу, таким людям требуются просто сверхъестественные усилия. Ведь придется снова изо дня в день мучиться, дожидаясь вожделенного отпуска. В предотпускной период они уже не могут думать ни о чем кроме отдыха. Все валится из рук. Если вам «повезло» попасть к эту категорию работников, очень рекомендуем обратиться к специалистам по подбору кадров, психологам, которые, протестировав вас и ваши профессиональные потребности, помогут найти дело по душе.
  • Люди с таким отношением к работе считают, что она существует только для того, чтобы зарабатывать деньги. «Надо так надо» - вот их девиз. Они отличаются рациональным подходом к последним дням перед отпуском, стараясь переделать уйму дел. Ведь, что ни говори, а отпуск не вечен и через какие-то пару недель снова придется «впрягаться» в работу.
  • Работа как спорт. Такие люди склонны к азарту и соревновательности. Они расценивают работу как стремительное восхождение по карьерной лестнице. А отпуск - лишь как временный перерыв в своем достижении профессиональных целей. Как и предыдущая категория, они рациональноподходят к последним предотпускным дням: все должно быть сделано, делегировано, разложено по полочкам. Как правило, им присущ структурированный подход к работе, дружба с «тайм-менеджментом» - наукой об управлении временем. В противном случае первое место достанется кому-то другому, а это не в их интересах.
  • Работа как самореализация, самовыражение. Если вы относитесь к этой категории, то считайте, что вам крупно повезло. В ваших ежедневных походах на работу есть смысл. Каждый день вы открываете для себя что-то новое, учитесь, приобретаете навыки, строите дальнейшие планы. Даже в отпуске думаете о том, что сможете сделать, выйдя на работу. Вас вряд ли коснется своим крылом постотпускной синдром. Разве что смена климатических условий по возвращении заставит несколько дней входить в рабочий ритм. Правда, у этой категории работников есть и свои минусы. Такие люди далеко не всегда отличаются собранностью. Уже сидя в поезде, отправляющемся на юг, они могут вспомнить о той куче невыполненных дел, которые остались дома. Часто им бывает трудно полностью отключиться, в голове постоянно возникают мысли о совершенствовании проектов. Мы бы рекомендовали им внести здоровую долю рационализма в свой подход к работе – и особенно к последним дням перед отпуском. Сосредоточиться на текущих делах и отложить то, что может подождать. А в отпуске постараться отвлечься от мыслей о работе и получать максимум удовольствия от отдыха.

Время после отпуска – поиск причин

Если до отпуска вы предпочитали смиряться с нелюбимой работой, то послеотпускные денечки явно продемонстрируют, в чем она вас не устраивает. Может быть, в ней слишком много рутины, и стоит разнообразить свои обязанности? Или планка, которую вы поставили себе в достижении очередного профессионального рубежа, слишком высока? А может в вашей работе слишком много общения, деловых встреч, тяжела ноша ответственности, и стоит сменить ее на деятельность с более спокойным ритмом?

Психологи утверждают, что ходить на нелюбимую работу также вредно для здоровья, как жить с нелюбимым человеком. Две трети дня мы проводим на работе. Каждое утро, просыпаясь, мы думаем о том, чем будет наполнен наш день – тоскливой отработкой положенных часов или радостными достижениями? И только от нас самих зависит, какую работу мы выберем. А возвращение из отпуска, как лакмусовая бумажка, помогает увидеть то, что мы так тщательно от себя скрывали. Так или иначе, но первые дни на рабочем месте стоит посвятить именно поиску причин того, почему работа вызывает стойкую неприязнь. Не стоит сразу бросаться на амбразуру и стараться быстро переделать все, что накопилось за ваше отсутствие. Вы же не хотите заработать себе очередную болячку или длительную депрессию? Потратьте первые рабочие дни на обозрение новых горизонтов и перспектив.

Период адаптации к работе

Чтобы период адаптации к работе прошел безболезненно, мы рекомендуем несколько простых способов:

  1. Возвращайтесь домой за несколько дней до начала работы. За два-три дня вы успеете разобрать чемоданы, адаптироваться к погоде, встретиться лицом к лицу с ритмами города и привыкнуть к мысли о том, что вам нужно выходить на работу.
  2. Структурируйте свои первые рабочие дни, уделяя внимание решению главных проблем. Второстепенные дела, как пыль на подоконнике, можно будет «убрать» чуть позже. Такой подход позволит вам не утонуть при разгребании завалов и спокойно настроиться на работу.
  3. Очень важно не торопиться принимать важные ответственные решения, не успев полностью войти в курс дела.
  4. Не стоит забывать о волшебном действии витаминов и проверенных антидепрессантов: шоколада, зеленого лука и настойки шалфея, а также солнечных и солевых ванн, и об утренней зарядке. Женщинам лучше заменить шоколад на шопинг – прогулки по магазинам также помогут отвлечься от повседневности, зато объем талии не увеличится.
  5. Не поддавайтесь послеотпускной лихорадке! Желание переделать кучу дел за последние пару дней перед выходом на работу до добра не доведет. Еще недельку подождут привезенные фотографии и подарки для друзей и родственников, невычищенная до блеска квартира, нестиранное и неглаженное белье… Все эти дела вы успеете сделать после. Не стоит отравлять себе последние дни заботами, которые все равно от вас никуда не денутся.
  6. Не стоит думать о себе слишком плохо, если вам покажется, что за время отпуска вы несколько поглупели. Немецкие ученые, например, установили, что у человека, пару недель понежившегося на пляже, коэффициент интеллектуального развития падает на 20 пунктов. По возвращении ваш IQ быстро восстановится – это дело нескольких дней.

И не забывайте, что проведение отпуска – процесс творческий и совершенно индивидуальный. И только вам дано решить, как его провести, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные отпускные денечки.

См. статью «Нелюбимая работа. Что нам мешает трудиться с удовольствием?», № 5, 2006 г.

Это сладкое слово “отпуск”! Мы его ждем целыми месяцами и мечтаем, как будем принимать солнечные ванны на пляже, лазить по горам или просто валяться на диване - тут уже кто как любит отдыхать. Но выходить на работу после отпуска большинству людей довольно тяжело. Это связано, в основном, с морально-психологическим состоянием человека, так как в отпуске он максимально расслабляется и “забывает” о работе. Наверняка каждый из нас хоть раз ловил себя на мысли: “После отпуска не хочу на работу!”. И это вовсе не означает, что свою работу вы не любите. Такие мысли абсолютно нормальны. Но если вы почитаете наши советы, то настраиваться на работу после отпуска будет значительно легче.

Как влиться в работу после отпуска

Любой отпуск когда-нибудь заканчивается, и приходится вновь возвращаться в офис и продолжать работать. В психологии даже есть такое понятие, как “постотпускной синдром” - когда резкая смена обстановки (с отдыха на работу) выливается человеку в стресс, раздражительность, лень, депрессию и другие неприятные вещи. В среднем, примерно 40% офисных работников испытывают те или иные проблемы с комфортным возвращением к работе после отпуска.

Чтобы начать работать после отпуска максимально эффективно и без ущерба своему морально-психологическому состоянию, старайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

1. Старайтесь взять отпуск так, чтобы вы выходили на работу после него не с начала рабочей недели, а с её середины . То есть, в среду, а еще лучше в четверг. Начиная работать с понедельника после нескольких недель отдыха, рабочая неделя будет казаться вам мучительно долгой. А если вы поработаете всего 2-3 дня до выходных, то процесс налаживания рабочего ритма пройдет гораздо комфортнее.

2. После отпуска не бросайтесь сразу же делать все накопившиеся домашние дела . Не стоит в день возвращения домой затевать генеральную уборку, доделывать ремонт в коридоре или начинать другую рутинную домашнюю работу. Даже если эти дела срочные, ничего страшного не случится, если вы сделаете их на несколько дней позже. Зато сохраните свои нервы и психологическое здоровье.

3. Если в отпуск вы уезжаете в другую страну, то планируйте поездку так, чтобы вы возвращались домой хотя бы за 2-3 дня до выхода на работу . За эти дни вы успеете немного адаптироваться к привычной среде и не будет резкой смены обстановки с солнечного пляжа на серые стены офиса.

4. Перед тем, как выйти на работу, подумайте, за что вы её любите . Вспомните о самых приятных моментах, связанных с работой, о любимых коллегах. Может быть, вы даже поймете, что соскучились за работой и возвращаться к своим обязанностям будет намного легче и приятнее.

5. Перед первым рабочим днём после отпуска обязательно хорошо выспитесь, примите душ, вкусно позавтракайте и оденьтесь по погоде . То есть, старайтесь свести к минимуму все ситуации, которые могут испортить вам настроение.

6. Вполне возможно, что после отпуска у вас накопится немало рабочих задач, и от их количества можно просто растеряться. Не впадайте в панику. Спокойно расставьте все задачи по приоритету и начинайте выполнять их последовательно, в своем обычном рабочем ритме. Не нужно пытаться за один рабочий день сделать абсолютно всё, что вы бы сделали за всё время отпуска.

7. В первый рабочий день после отпуска старайтесь отстраняться от принятия ответственных и важных решений . Если это возможно, отложите их на несколько дней попозже. Когда вы полностью войдете в рабочий ритм, вы сможете взглянуть на ситуацию по-другому и принять более компетентное решение.

8. Есть такое мнение, что после длительного отдыха у человека несколько снижается способность к мыслительным процессам, другими словами - падает IQ. И чтобы он восстановился, нужно какое-то время, от пары дней до недели. Поэтому, если вы замечаете за собой, что первые рабочие дни “тупите”, не стоит ругать себя за это или паниковать. Просто делайте в это время более легкие задачи.

9. Питайтесь правильно . Питание всегда влияет на наше самочувствие, как во время отпуска, так и во время работы. Если вы будете питаться продуктами с достаточным количеством витаминов и исключать из своего рациона фаст-фуд и другие вредности, то процесс перехода из “нерабочего” состояния в “рабочее” тоже пройдет успешнее.

10. Расскажите коллегам, как вы провели отпуск . Поделитесь с ними своими впечатлениями, расскажите где были и что видели. Такой разговор добавит позитивной нотки в ваш первый послеотпускной рабочий день и разрядит обстановку. К тому же, это отличный способ еще раз пережить все эмоции, полученные в отпуске, хотя бы даже и мысленно.

11. Не сидите за рабочим столом безвылазно . И в обычном рабочем ритме нужно иногда вставать с рабочего места и проявлять хотя бы минимальную двигательную активность. А после отпуска это в особенности важно. Пройдитесь к коллегам в соседний отдел или выйдите на улицу и подышите свежим воздухом 5 минут. И делать такое нужно не один раз за день, а как минимум 4-5.

12.Перед уходом в отпуск не оставляйте беспорядок на своем рабочем столе . Вернувшись из отпуска и увидев на рабочем столе хаос из бумажек, гаджетов и других предметов, хорошего настроения это вам точно не прибавит. Позаботьтесь об этом моменте еще до ухода в отпуск, чтобы вернуться в чистоту и порядок.

13. Если чувствуете, что впадаете в постотпускную депрессию, уделяйте достаточно времени своим увлечениям, хобби и просто отдыху . Нельзя, чтобы после отпуска работа поглотила вас полностью. Даже если вы трудоголик и привыкли работать много, начните уделять в 1,5-2 раза больше времени отдыху и любимым занятиям.

Придерживайтесь этих простых советов, и тогда у вас не будет возникать проблемы под названием “не хочу работать после отпуска”. Включиться в работу после отпуска не так уж и сложно, главное, использовать правильный подход!