Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) - русский писатель, поэт и прозаик 20 века. Автор известного романа “Доктор Живаго”, множества переводов с других языков, сборников стихотворений, повестей, статей и эссе. Лауреат Нобелевской премии в области литературы.

Ранние годы

Родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. У Бориса было 2 сестры и брат. В квартиру, где жила семья, приходили известные в то время деятели искусства, устраивались небольшие концерты, среди гостей были Лев Толстой , Сергей Рахманинов , Исаак Левитан .

Великое, истинное искусство - это то, что называется Откровение апокалипсиса Святого Иоанна, и то, что добавляет к нему что-то. Этот вопрос о сущности искусства представлен Юрию Живаго во время празднования погребального ритуала. Пастернак, работая над романом, кажется, в одиночестве исполняет то, что было бы задачей Церкви: оно приносит жертву памяти опустошенной России, избирает всех, кто был убит, подвергнут пыткам, забыт и лишен религиозных похорон. И как и в похоронном бюро, роман в конечном счете говорит об их бессмертии, о своей «жизни, которая не стареет».

В краткой биографии Пастернака именно это время можно назвать творческой точкой отсчета. В 1903 году он познакомился с семьей композитора Скрябина. С возраста 13 лет Пастернак начинает сочинять музыку. Однако, не имея абсолютного слуха, он оставил занятия музыкой спустя шесть лет обучения.

Образование

В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.

Но как можно говорить об искусстве в обычном смысле, если его первой моделью является Апокалипсис, то есть видение нового неба и новой земли, Книга, продиктованная Святым Духом? У Пастернака есть ответ: он намеревается искусство как символическую деятельность, и по этой причине он может сказать этот парадокс: «Хотя Бах был композитором, его работы действительно вереницы бессмертия». Пастернак совершенно не связан с отношением подозрений к духу, проявляемому художниками во вдохновении. Для него Душа, Жизнь, Дар, Христианство, Реализм принадлежат к одной и той же реальности.

Творческая жизнь

Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.

Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».

Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”(1914), “Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя - жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским , творчество которого повлияло на Пастернака.

Душа, Жизнь, Христианство, Реализм сходятся в том, что они - прежде всего дар и воля дара, бесконечная щедрость. Жизнь как дар от Творца и как дар другим, Пастернак говорит бесконечно, в стихах и в прозе. В даре я, в создании чего-то, что дается неисчерпаемо, именно имитация Христа, имитацио Кристи, которая находится в пределах досягаемости художника. Это творчество и сила вместе творить чудеса. Пастернак понимает истину христианства как «лирическую истину» для него знакомой. Но вопрос в том, что на протяжении столетий не палка, а музыка подняли человека над зверем и подняли его: музыка, непреодолимая сила разоружившейся истины, сила притяжения его пример.

В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.

В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину , в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой .

И здесь мы вернулись к «музыке, которая сопровождает жизнь», из которой мы ушли. Таким образом, христианство Пастернака лежит в истории, в нашей «современности», главной характеристикой которой является формирование новой, чрезвычайно крутой фазы христианства. Это новое лицо веры неожиданно по сравнению с традиционной религиозной культурой русского православия, «верой отцов» с ее интимным архаичным, аскетическим, эрмитовым вкусом. Эти две формы веры, Пастернака и традиции, в отличие от знаковой живописи иконы, «созерцания в цвете», по сравнению с воздушными импрессионистическими зарисовками от истины, такими как интерьер православной церкви или монашеская ячейка по сравнению с открытым пространством, к пейзажу, в котором, однако, что-то, что можно сравнить с теофанией для персонажей романа и самого поэта.

Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию.

На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”. Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.

Вид, рассматриваемый как литургический праздник. Когда дело доходит. Вы могли бы продолжить список контрастов, которые относятся ко многим объектам веры, так сказать, к ее мелодичности. Но то, что сильно придает христианская мысль Пастернака православной традиции, - это отношение к образу, поэзии, как к самому глубокому знанию смысла. Новинка - одно из ключевых слов христианского мышления Пастернака. Он чувствует себя как несколько других, как до, так и после него, этого евангельского мотива. Потому что «вещи прошлого ушли».

Среди «вещей первого» есть расы, классы, народы, всякое обобщение и синтез, которые заменяют уникальность человека и его дар. Среди «вещей первого» есть посредственность и «диаволерия повседневной жизни». В прошлом мы свободны от тысяч вещей, и нам нечего бояться. Счастье и бесконечность нового - и пагубность, презрение ко всему, что не нова, как облачная, тупая, бесполезная, является основной темой последних писем Пастернака. Убедительность и убедительность этих слов о той новизне, которая появилась раз и навсегда, поразила читателя: они приложили энергию прямого свидетельства.

Личная жизнь

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Пастернак активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева .

Пастернак женится на художнице Евгении Лурье в 1922 году, с которой гостит у родителей в Германии в 1922-1923 годы. А 23 сентября 1923 года в у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

И в то же время они были суждением о всем, что появилось как «новое», обо всех «нововведениях», «нововведениях», «нововведениях», из которых наша цивилизация полна. Они были суждением о «новизне», обещанной революцией и которая какое-то время очаровала главного героя, пока он не узнал «старость». В этой новинке «Новинка» отсутствует, нет ничего живого, свободного и чудесного. Он «отправился», прежде чем он появится, как поздний «заложенный» языческий Рим. По словам Пастернака, в нем нет жизни, потому что есть сострадание, первый дар Святого Духа.

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912-1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей “музой”.

Он называет сострадание, что Данте называет любовью, то есть Принципом Вселенной. Сострадание управляет Вселенной. Любовь, которая движет солнцем и другими звездами. Жизнь, новизна, дар, свобода, будущее - это основные и взаимозаменяемые слова христианского опыта Пастернака. И в их богословии все они - имена Христа. Все это, чья возможность «в этом мире» сомневается в наших современниках, не только возможна, говорит Пастернак, не только ждет нас в «другой жизни»: они составляют «музыку» этой реальности и строят жизнь Человек, жизнь вселенной, история.

Последние годы

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений - «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Пастернака 30 мая 1960 года. Поэт умер в Переделкино.

Христианское положение Пастернака из-за его глубокой враждебности к «преданности» и «спиритуализмам» всех видов, к условным символизмам, «мистическим» туманностям и ритуалам из-за его незаинтересованности в доктринальном аспекте, нередко понимается как гуманистическая редукция формально «правильного» христианства. Христос для Пастернака не является образцом «святой жизни» или примером «совершенного человека»: Христос - это сама Жизнь, «Жизнь всех», Тот, кто дал мировое бессмертие. Это в истинном смысле мистическое, таинственное, которое наполнено, как мы знаем, Святым Духом.

Борис Леонидович Пастернак — великий русский поэт и писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958), автор произведений «Доктор Живаго» , «Девятьсот пятый год» , «Зимняя ночь» и других.

Пастернак Борис Леонидович родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве (Переделкино, Московская область) в семье творческих евреев. Отец, Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак - художник, академик Петербургской Академии художеств. Мать, Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман, 1868—1939) - пианистка. Семья переехала в Москву из Одессы в 1889 году. Кроме Бориса в семье было еще трое детей: Александр, Жозефина и Лидия.

Но все это - Жизнь, Дар, Новизна, Будущее, Свобода - это не что иное, как дискурс о Духе, который «дует туда, где ему нравится», и в первую очередь Церковь свидетельствует о животворном действии Живого Дающего. Святой Дух - это личное выражение такого дара, этого бытия-любви. О новом творении и его связи с первым творением как первом спасении от небытия: «Это новое начало по отношению к первому, оригинальному начало спасительного спасения Бога, которое отождествляется с одной и той же загадкой творения».

Тщательный читатель Пастернака признает эти утверждения, выраженные на строгом доктринальном языке, который на языке интимной правды Пастернак хочет общаться без позы без страха Мы не можем назвать его христианскую мысль иначе, чем поэтическая пневматология. Это свидетельство другого Консольера также слышало нас, читателей запрещенных манускриптов Пастернака, циркулирующих в самиздате, которые мы часто ничего не знали о доктрине Церковь, и мы повторили ее как долгожданную новизну: «Все прошло раньше».

Пастернаки поддерживала дружбу с известными художниками И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге, в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Лев Толстой. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Борис Пастернак увлёкся музыкой и занимался в течение шести лет (сохранились две прелюдии и соната для фортепиано).

Смерть и зло и инстинкт честность уже была осуждена. Могу сказать, что то, что нам сказал Пастернак, было особой определенностью. Определённость бесконечно далека от фанатизма. Сам Борис Леонидович говорил о себе как о неразрешенном, нерешительном, часто потерянном человеке. Его уверенность была на другом уровне, а также его верности. Есть ли в мире вещи, достойные верности? Будьте верны бессмертию, верны Христу! В течение года он добрался до нас в Москве, где он работает директором Итальянского культурного центра при московском посольстве, но он друг и ласковый сотрудник, и на самом деле он здесь, как куратор выставки и докладчика.

В 1901 году Пастернак поступил сразу во вторoй класс в пятую гимназию (ныне московская школа № 91). Борис Леонидович Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён.

В 1908 году Б. Л. Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета. В 1909 году перевелся на философское отделение историко-филологического факультета.

Итак, это самое обстоятельство - это обстоятельство каждого человека, обстоятельство Марии в доме Назарета, обстоятельство такого человека, как Пастернак, чьи стихи, письма которых читались в молитвах по лаврам, и для нас сегодня одинаковы: силы, которые двигают сердце человека, - это те же силы, которые могут измениться, которые меняют историю. Пастернак, Повествовательные работы, Милан.

Встреча немного похожа на весну для Пастернака, она повторяется каждый год, и каждый год это чудо. Итак, давайте вернемся к публикации доктора Зиваго. Переписка Объединения из Москвы в конце 1950-х годов, после публикации романа на Западе, после присуждения Нобелевской премии его автору и противоречия, вызвавшего все это, объяснила, что Пастернак был исключен из Союза писателей, «Из-за серьезности политических размышлений, вызванных его отношением». Бадат, не за что-то, что он сделал, а за размышления, которые пробуждали в других, и снова, за размышления, которые не вызвали от чего-то, что он сделал, но от его отношения.

Летом 1912 года Пастернак изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы проф. Германа Когена. В это же время сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца Д. В. Высоцкого), но получил отказ. Эта история из жизни писателя описана в стихотворении «Марбург» и автобиографической повести «Охранная грамота» . В 1912 году Пастернак вместе с родителями и сёстрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени.

Это совершенная формулировка идеи социалистического реализма или объективного врага, то есть идеальная формулировка разрушения реальности во имя ее идеологической переинтерпретации, во имя презумпции человека о возможности заменить реальность и ее бесконечную сложность схема. Здесь Пастернак - это полная противоположность этому сокращению, в котором потеряна реальность, и в которой теряется наше собственное существование, его значение теряется, его контуры теряются. Это противоположность, Пастернак, этого сокращения, для которого индивидуальная жизнь больше не имеет никакой ценности и переполнена, в конечном счете, со смертью и потерей памяти, с такой важной памятью, как ранее упоминалась Ольга Седакова.

После поездки в Марбург Борис Пастернак отказался в дальнейшем сосредоточиться на философских занятиях. Он начинает входить в круги московских литераторов. Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга — «Близнец в тучах» .

В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров» . Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, работая в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Предполагают, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» является город Пермь. В этом же году поэт побывал на Березниковском содовом заводе на Каме.

Пастернак - это полная противоположность всем этим контрастам, в которых мы все еще живем, между абсолютным разумом и истиной личности, между обществом и индивидом, между историей и человеком. Чтобы определить все его бытие и его работу, в нем есть страсть к истине, к абсолютной истине, которая не противопоставлена ​​ценности личности, а требует этого, установив абсолютную ценность человека и жизни бетон, который всегда многообразен и таинственен. Пастернак пишет о жизни, а не о жизни. Поскольку итальянский критик всегда писал в 1950-х годах, у Зиваго есть реальная жизнь, целое, человек, а не ритуал гуманитарных наук, который сегодня моден, что является обязанностью противодействовать иррациональным событиям его собственная рациональная культура, нет человека печального и печально известного человеческого достоинства, сегодня мы бы сказали ценности, есть человек с его достоинством, что совсем другое.

Семья Пастернака в 1921 году покидает советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновывается в Берлине.

В 1922 году Борис Пастернак женится на художнице Евгении Лурье.

В 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя — жизнь» .

23 сентября 1923 года в семье Бориса и Евгении Пастернаков рождается сын Евгений.

Поэтому давайте не будем смотреть на образцы Пастернака, давайте не будем сузить его до наших схем: политическая приверженность, разъединение, прогрессия против декаданса, историзм против близости. Эти схемы также могут дать нам иллюзию доминирующей реальности, но потеряют вкус и чувствительность к ее неожиданностям, то есть мы потеряем ту самую реальность, которая является именно сюрпризом. Как сказал современный писатель Пастернака, еврейского происхождения, Исаак Бабель, «вы знаете все, но что вам нужно, если у вас всегда есть очки на носу и осень в вашей душе?» Здесь искусство Пастернака, его величие, именно в преодолении этих контрастов, которые стремятся инкапсулировать жизнь в том или ином направлении, и пусть жизнь убегает с ее неприводимым смыслом: это искусство для Пастернака, открытие реальности в ее таинственной и многообразной сложности.

В 20-е годы созданы сборник «Темы и вариации» (1923 год), роман в стихах «Спекторский» (1925 год), цикл «Высокая болезнь» , поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт» .

С 1928 года Борис Пастернак пишет прозу. В 1930 году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота» , где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.

Пастернак знакомится с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза. Вместе с ней в 1931 году писатель уезжает в Грузию.

В августе 1932 года вышла книга «Второе рождение» с включённым в неё циклом «Волны», полным восторга, который вызвала в нём тогда Грузия. Это стало попыткой Пастернака влиться в дух того времени.

Прервав брак с Евгенией Лурье, в 1932 году Б. Л. Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. 1 января 1938 года у Пастернака и его второй жены рождается сын Леонид.

В 1935 году Борис Пастернак участвует в работе Международного конгресса писателей в защиту мира, проходящего в Париже, где с ним случается нервный срыв. Это становится последней поездкой писателя за границу.

В этом же 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой, которые были освобождены из тюрьмы после писем Сталину Пастернака и Ахматовой.

В январе 1936 года Пастернак публикует два стихотворения, восхищавшие И. В. Сталина. Но уже к середине 1936 года отношение властей к писателю меняется. От него безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Бориса Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок.

К концу 30-х годов Борис Пастернак занимается прозой и переводами, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.

Накануне войны, в начале 1941 года, поэт преодолел творческий кризис и вступил в полосу подъема: написал цикл стихов «Переделкино».

В 1943 году Пастернак совершил поездку на фронт, как результат появились очерки «В армии», и стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Весна» вошли в книгу «На ранних поездах» .

1942—1943 годы писатель провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал деньгами многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой — Ариадне Эфрон.

В 1943 году выходит книга «На ранних поездах» , включающая четыре цикла стихотворений предвоенного и военного времени.

В 1946 году Борис Пастернак знакомится с О. В. Ивинской, она становится «музой» поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До смерти Пастернака, его и О. Ивинскую связывали близкие отношения.

В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт. Это описано в стихотворении «В больнице» .

С 1945 по 1955 года Борис Пастернак работает над романом «Доктор Живаго» . Этот роман был опубликован в 1958 за границей. За роман «Доктор Живаго» Пастернак был удостоен Нобелевской премии. Однако на родине роман не только не был напечатан, но вызвал резкую критику со стороны официальных властей. Пастернак был исключен из Союза писателей. (В 1987 году это решение было отменено, а в 1988 году роман опубликован в журнале "Новый мир".)

В 1956 — 1959 года напечатана последняя книга стихотворений Пастернака «Когда разгуляется».

Борис Пастернак умер от тяжелой болезни (рак легких) 30 мая 1960 года в Переделкино.