Во всех словах какого ряда не пишется мягкий знак?
1) кон(?)чик, отсроч(?)ка, одуван(?)чик, июн(?)ский, скол(?)зкий
2) тон(?)чайший, клян(?)чить, мощ(?)ный, жвач(?)ка, камен(?)щик
3) строч(?)ный, зон(?)тик, прос(?)ба, октябр(?)ский
4) нян(?)чить, свеч(?)ка, тес(?)ма, вес(?)ма
.......В каком предложении на месте скобок нужно поставить двоеточие?
1) Там у неё хранились все её богатства(?) письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотографии.
2) В этом парке перемешались (?) липы, ракиты, жимолость, рябины, берёзы и клёны.
3) Волнение оратора, его мощных голос, энергичная манера(?) всё это обычно заряжало аудиторию.
4) В этот день на берегу Атлантического океана собрались (?) лоцманы, рыбаки, грузчики, матросы.
....... В каком предложении есть метафора?
1) В музее были собраны поднятые со дня моря у берегов Греции древние скульптуры.
2) Иван Цветаев создал в купеческой Москве превосходный музей, где были собраны образцы мировых шедевров.
3) Кроме музея, Цветаев подарил стране ещё один живой и драгоценный подарок - свою талантливую дочь, поэтессу Марину.
4) Цветаева была выразительницей внутренней красоты русской женщины, но не интеллигентки, а крестьянки, простой женщины, простолюдинки.
.... Вставьте подходящее по смыслу слово.
Спорщики заключили.....
1) Парвеню
2) паритет
3) Парадиз
4) пари
....Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.
1) Почему-то раньше всё было просто.
2) Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться.
3) А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь, куда идти.
4) И он почему-то вспоминал собаку, которая бежала за ним.
..... Определите стиль речи текста.
Электричество- форма энергии, обусловленная движения частниц материи (электронов, позитронов и протонов.)
1) речевой
2) научный
3) официально-деловой
4) публицистический
....Какая из названных песен о войне прозвучала в кинофильме " белорусский вокзал"?
1) " Враги сожгли родную хату" М. Исаковского
2) " Дороги" Л. Ошанина
3) " Здесь птицы не поют...." Б. Окуджавы
4) " Соловью" А. Фатьянова
.... Какое из названных произведений не относятся к жанру поэмы?
1) " Мцыри" М.Ю. Лермонтова
2) " Одиссея" Гомера
3) " Горе от ума" А.С Грибоедова
4) " Медный всадник" А. С. Пушкина
.... Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
1) Чем больше читаешь, тем больше знаешь.
2) Хоть будешь ты еще любить, но к чувствам прежним нет возврата.
3) Она умела объяснить так, что это было понятно даже далёким от науки людям.
4) на столе было столько разных блюд, что всё попробовать просто было невозможно.
... Вместо точек вставьте подходящее по смыслу слово.
....- совокупность людей, образующих однородную в каком-либо отношении группу, категорию.
1) Континент
2) Контокоррент
3) Контингент
4) Конкурент
.... Выберите грамматически правильное предложение предложения.
Готовясь к экзамену,...
1) была собрана целая библиотека необходимых книг.
2) были прочитаны все рекомендованные преподавателем книги.
3) книги прочитывались очень быстро.
4) студент прочитал все рекомендованные преподавателем книги.
.... Определите размер, которым написано это стихотворение С.Есенина.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
1) дольник
2) ямб
3) хорей
4) анапест
....... Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
1) В слове СЧАСТЛИВ 8 звуков.
2) В слове СТАТЬЮ количество звуков и букв совпадает.
3) В слове ШЁЛ гласный звук -(о).
4) В слове СЕРДЦУ согласный звук (д) не произносится.

Урок 4

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.

БЫЛИНА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК».

БЕСКОРЫСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ И НАРОДУ.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ — НОСИТЕЛЬ ЛУЧШИХ ЧЕРТ

РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОНЯТИЕ О БЫЛИНЕ

Знания на уроке : опознание элементов сюжета и их постоянной для былины художественной функции: экспозиции (зачина), установки на приближение драматической ситуации, мотива недооценки героя, описания подвига, торжества богатыря.

Опознание типичных приемов повествования — трехкратного повторения событий, повторения слов и целых выражений, гипербол (преувеличений), постоянных эпитетов, слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами — и их художественная функция.

Словарная работа: понятие о русском национальном характере, о нравственных народных ценностях.

ХОД УРОКА

I. Повторение понятия об эпическом герое былины.

Назвать особенности образа Микулы Селяниновича как эпического героя. (Действует в реальном историческом прошлом, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью, его богатырство превосходит «мудрость» князя Вольги).

II. Илья Муромец — эпический герой былины«Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Задания для учащихся сводятся к опознанию ими типичных приемов раскрытия образа Ильи как русского богатыря.

1. Найти приметы реального исторического прошлого русского народа. (Города: Владимир и т. д.).

2. Отметить способы раскрытия необыкновенной физической мощи и воинской доблести Ильи. (Сражение под Черниговым, бой с Соловьем Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе и т. д.).

4. Чем концовка былины дополняет образ Ильи как эпического героя? (Действует во благо народа).

5. Какие приемы «сказывания» способствуют раскрытию величия и доблести подвигов русского богатыря? (Постепенное нарастание напряжения в рассказе, повторы, постоянные эпитеты и т.д.).

ПОДГОТОВКА СОЧИНЕНИЯ

ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»

Материал к теме: Русское народное поэтическое творчество. / Под ред. проф. Н. И. Кравцова. М., Просвещение, 1971.

Эпоха Владимира Святославича была подготовлена всей предшествующей историей, и в народном творчестве князь Владимир пожал славу (не всегда завидную), сеянную до и после него.

К концу Х — началу ХI вв. древнерусское Киевское государство достигло расцвета. Под властью Киева находились, за некоторым исключением, все восточнославянские племена, а также неславянские — по Волге, Оке и в Новгородской земле.

Наиболее ранними былинами этого периода являются былины о Добрыне Никитиче. В них нашли отражение процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси.

Тревожная боевая жизнь в пограничных, даже и в далеких от границ землях, рождала героев, о которых слагались легенды и былины. Самым популярным героем воинских былин стал крестьянин из Мурома Илья. Он — главный оберегатель Руси и защитник справедливости.

Былины — первый по времени жанр устного творчества, в котором мы встречаемся с зачаточной индивидуализацией образов. Конечно, здесь нет прослеживания сложного духовного развития персонажей: они статичны и представляют собой цельные характеры. Их объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее. Все они обладают необходимым тактом, умеют вести себя так, как требуется по установленным обычаям: при входе в дом крест кладут по-писаному, ведут поклоны по-ученому относятся с должным почтением к тем, кто старше их по возрасту, они бескорыстны. Но различия между богатырями есть, и не только в имени.

Герои совершают свои подвиги в разных ситуациях. Добрыне Никитичу не приходится быть главным богатырем при обороне Руси от нападения врагов. Наоборот, он сам учиняет разгромы в других землях, о чем свидетельствуют былины «Женитьба Владимира», «Добрыня и Владимир Казимирович». Вся боевая деятельность Добрыни проходит вдали от Киева.

Илья Муромец всегда выступает против врага на своей земле. Его противники: Калин-царь, который привел с собой огромное войско; Идолище поганое, которое засело в Киеве и хозяйничает там; Соловей Разбойник, захвативший дорогу между Киевом и Черниговым — всех их должен победить Илья Муромец и спасти русскую землю, свой народ.

Могут быть и невоинские конфликты в былинах об Илье Муромце — это социальные конфликты (былины «Илья в ссоре с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», начало былины об Илье и Калине-царе). В Илье Муромце явно проступают черты героя из простого народа.

Третий герой русского эпоса — Алеша Попович одерживает свои победы не столько силой, сколько хитростью (былина «Алеша и Тугарин Змей»).

Яркость характеров богатырей, величие их подвигов, совершенство художественной формы былин — все это многие века формировало национальное самосознание народа.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - одно из произведений былинного цикла о подвигах самого почитаемого в русском народе богатыря. Былина повествует о двух героических событиях, в которых участвует Илья Муромец: бое с войском врага - «силушкой», которой было «черным-черно», и победе над Соловьем-разбойником.

История

Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно - ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.

Анализ произведения

Описание содержания

Действие былины начинается с того, что Илья Муромец собирается в путь: постояв «заутреню во Муроме», он к обедне хочет поспеть «в стольный Киев-град». Перед Черниговом встречается ему вражеское войско, которое он разбивает. Черниговские «мужички» просят его стать воеводой в городе, но Илья Муромец отказывается и едет дальше по опасной прямой дороге в Киев, несмотря на предостережения об обитающем там Соловье-разбойнике - он губит путников «посвистом соловьим» и «покриком звериным».

Богатырь ранит и берет в плен разбойника, а затем, приехав в Киев, оставляет его на княжеском дворе связанным. Князь Владимир не верит в рассказ о том, что гость проехал по прямой дороге в Киев и победил Соловья-разбойника. Удивленный тем, что грозный враг, действительно, пленен, князь просит его показательно посвистеть. Когда тот производит своим свистом разрушения в городе, Илья Муромец вывозит его в чисто поле и казнит.

Главные герои


Два главных героя произведения олицетворяют один - абсолютное добро, другой - зло. Илья Муромец бесстрашен и рассудителен. Предупрежденный об опасности, подстерегающей в пути, он не сворачивает с него, а смело вступает в бой с разбойником и побеждает его. Богатырь сам себя назначает защитником русской земли и народа от врагов и ответственно, умело несет свою службу. Образ Ильи Муромца частично списан со сказочных, вымышленных персонажей, но имеет и исторического прототипа - святого Ильи Печерского Чеботка. Многие черты богатыря говорят о его связи с мифическими Перуном и Велесом.

Происхождение образа противника главного героя Соловья-разбойника не совсем ясно. Если рассуждать масштабно, то он заменяет в былине другого известного злодея, обидчика русских людей, змея. Однако можно предположить и то, что это не мифический образ, а обычный разбойник, отличающийся выдающейся силой производить свист.

Есть в произведении еще один герой - князь Владимир. Судя по времени действия, изображен Владимир Красно Солнышко. Князь показан вздорным и не очень разумным человеком. Он внезапно гневается при подозрении на то, что в словах Ильи Муромца может быть насмешка над ним, просит разбойника посвистеть, хотя наслышан о разрушительной силе его свиста. Образ князя описан в традиционном для народного эпоса насмешливой тональности описания царей.

Анализ структуры произведения


Действие былины развивается поступательно последовательно. Много внимания уделяется деталям и разговорам, описанию героев и обстоятельств действий. Само же действие передано в лаконичных и точных, но образных выражениях: «тетивочку шелковеньку натягивал», «стрелочку каленую накладывал», «стрелил» и «выбил право око».

В былине передана мечта народа о верном защитнике, грозном для врага, верным и справедливом для своих. Илья Муромец одинаково независим от просьб народа, если они не отвечают его главной цели - защищать всю землю русскую, а не отдельные города, и от отношения к нему князя - он вежлив и уважителен к нему, но не боится спорить и отстаивать свое человеческое достоинство.

Произведение написано своеобразным «былинным» слогом, с повторами и неторопливым течением сюжета. Все герои имеют ярко выраженную индивидуальность, мотивы их поступков разъяснены прямой речью героев, а не рассказчиком. Сама прямая речь поэтична, изобилует образными выражениями.

Былина «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представляет собой один из лучших образцов былинного эпоса. Герои и сюжет нашли отражение в некоторых неславянских эпосах.