Практическая работа №2

Наблюдение за горящей свечой

Цель работы : анализ физических и химических процессов, происходящих при горении свечи и определение скорости расходования кислорода во время горения.

Оборудование: банки объемом 0,5л, 0,8л, 1л, 2л, секундомер, свеча, спички, рулетка,

Ход работы:

1. Явления, происходящие при горении свечи.

Опыт №1. Физические явления при горении свечи.

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?

Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.

А) Обнаружение углерода Закрепите предметное стекло в держателе и внесите в темную зону пламени, подержите 3 – 5 с. Объясните что там появилось.

Б) Обнаружение водорода Зафиксируйте перевернутую вверх дном сухую пробирку и подержите над пламенем свечи до запотевания, объясните наблюдаемое явление.

Запишите в виде таблицы, какие физические и химические процессы происходят при горении свечи.

Явления, происходящие при горении свечи

2. Изучение скорости горения свечи

1. Подготовить таблицу для записи данных опыта.

Результаты изучения скорости горения свечи

V (банки) , л

Время (t) , с

2. Зажечь свечу и накрыть банкой объемом 0,5л.

3. Определить время (t), в течение которого горит свеча.

4. Провести подобные действия, используя банки других объемов.

5. Выразить зависимость продолжительности горения свечи от объема банки в виде графика (построение произвести на миллиметровой бумаге или компьютере).

6. Определить объем классной комнаты.

Практическая работа №3.

«Анализ качества питьевой воды»

Цель: научиться простым способам определения качества питьевой воды.

Оборудование: образцы воды: водопроводная вода (из разных скважин), химические стаканы, кольцо из проволоки, индикаторная бумага, цилиндр, белый лист бумаги.

Ход работы:

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Задание1 . Исследование органолептических показателей воды.

Налейте в стаканы воду из различных источников и проведите

органолептические исследования на окраску, прозрачность, запах:

Цвет (окраска ). Для определения цветности воды возьмите стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд наберите воду и на белом фоне бумаги определите цвет воды (голубой, зеленый, желтый, серый, коричневый) – показатель определенного вида загрязнения.

Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения. Для определения прозрачности воды используйте прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливаем воду, подкладываем под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв – 0.5мм, и сливаем воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Измерим высоту столба воды в цилиндре линейкой и выразим степень прозрачности в см. При прозрачности воды менее 3 см водопотребление ограничивается. Уменьшение прозрачности природных вод свидетельствует об их загрязненности.

Запах зависит от биологических и химических загрязнителей. его оценивают по шкале

Оценка запаха воды

Интенсивность запаха

Описательное определение

Отсутствие ощутимого запаха

Очень слабый

Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается потребителем

Обнаруживается, если обратить внимание

Заметный

Ощущается легко

Отчетливый

Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья

Очень сильный

Настолько сильный, что вода совершенно непригодна для питья

Характер и род запаха воды естественного происхождения

Характер запаха

Примерочный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, сточной воды

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Землистый

Прелый, свежевспаханой земли

Плесневый

Затхлый, застойный

Сероводородный

Тухлых яйц

Травянистый

Скошенной травы

Неопределенный

Не подходящий под предыдущие определения

По результатам исследования заполните таблицу:

Природа исследуемого вещества

Прозрачность

Вода из колодца

Водопроводная вода (с. Большая Арать)

Водопроводная вода (с. Сыченки)

Задание 2. Водородный показатель воды (pH)

Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (pH около 7). Значение pH воды водоемов хозяйственного, питьевого, культурно-бытового назначения регламентируется в пределах 6,5-8,5.

Определить значение рН можно с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой.

№ пробирки

Природа исследуемого вещества

Окраска индикатора

Задание 3. Сравнение жесткости различных образцов воды

В жесткой воде мыло образует хлопья (нерастворимые соединения кальция).

Повышенная концентрация солей в воде ухудшает вкус питьевой воды.

Для хозяйственно-бытовых нужд требуется мягкая вода или вода с очень незначительной жесткостью, т.к. при кипячении жесткой воды образуется накипь. При стирке тканей в жесткой воде образуются нерастворимые соединения (стеараты кальция), которые осаждаются на поверхности тканей и постепенно разрушают волокна. В жесткой воде плохо развариваются продукты. Употребление жесткой воды увеличивает опасность мочекаменной болезни, неблагоприятно влияет на состояние сосудов, приводит к отложению солей.

В три пробирки наливают воду из различных источников по 10-15 мл:

В каждую пробирку бросают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирку (около 5 минут). Дают, отстоятся и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадка или мало, раствор почти прозрачный и т. д. результаты заносят в таблицу.

Вывод: (Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока)

Практическая работа № 4.

Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.

Цель работы: научиться готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.

Оборудование : весы, мерный цилиндр, ложечка, химический стакан, стеклянная палочка, вода, соли (карбонат натрия, сульфат меди 2, хлорид бария)

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Ход работы:

1. этап работы: Расчетная часть.

1. Получив задание от учителя, произведи расчет для выполнения практической работы.

1 вариант. Для проведения лабораторных и практических работ приготовьте 30 г раствора медного купороса (сульфат меди 2) с массовой долей соли 3%.

2 вариант. Для школьной аптечки приготовьте 100 г 2%-го водного раствора питьевой соды (гидрокарбонат натрия), который используют для обработки кожи после ожога кислотой.

3 вариант. Для школьной аптечки приготовьте 100 г 2%-го водного раствора борной кислоты для обработки глаз и кожи после попадания щелочи.

4 вариант. Для проведения лабораторных и практических работ приготовьте 25 г раствора хлорида бария с массовой долей соли 2%.

2. этап работы: Взвешивание навески вещества.

1. На весах взвесьте требуемую навеску вещества, и высыпьте ее в стаканчик.

3. этап работы: Измерение объема воды.

1. Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объем воды и вылейте ее в стакан с сахаром.

4. этап работы: Приготовление раствора с заданной массовой долей вещества.

1. Перемешайте стеклянной палочкой вещество с водой до полного его растворения.

5. Приготовьте этикетку с указанием формулы вещества, его массовой доли и кто приготовил.

Вывод: (Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока)

Литература:

Габриелян О.С. химия. 8 класс.-М.: Дрофа, 2008

Исаев Д.С. Практические работы исследовательского характера по неорганической химии: Учебное пособие для учащихся 8-х классов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.- 56 с.: ил.

Грин обдумывал и писал «Алые паруса» среди смерти, голода и тифа. Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Достаточно сказать, что это — история о чуде, которое два человека совершили друг для друга. А писатель — для всех нас…

Грин писал «о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая». В чертах его героев — твердость и нежность, имена героинь — звучат как музыка. В своих книгах Грин создавал романтический мир человеческого счастья. «Алые паруса» — трепетная поэма о любви, книга по-гриновски «странная», написанная страстно и искренне, книга, в которой сказка об алых парусах становится былью, книга, «просвеченная насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса…

Лонгрен, матрос "Ориона", крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу. Это произошло так. В одно из его редких возвращений домой, он не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания. Вместо нее, у детской кроватки -- нового предмета в маленьком доме Лонгрена -- стояла взволнованная соседка.

Три месяца я ходила за нею, старик, -- сказала она, -- посмотри на свою дочь. Мертвея, Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. Ус был мокрый, как от дождя. -- Когда умерла Мери? -- спросил он. Женщина рассказала печальную историю, перебивая рассказ умильным гульканием девочке и уверениями, что Мери в раю. Когда Лонгрен узнал подробности, рай показался ему немного светлее дровяного сарая, и он подумал, что огонь простой лампы -- будь теперь они все вместе, втроем -- был бы для ушедшей в неведомую страну женщины незаменимой отрадой.

Лонгрен! -- взывалМеннерс. -- Тыведьслышишь меня, япогибаю,

НоЛонгрен не сказалему ниодногослова;казалось,онне слышал отчаянноговопля. Пока неотнеслолодкутакдалеко,чтоеледолетали слова-крики Меннерса, он не переступил даже с ноги на ногу. Меннерс рыдал от ужаса,заклиналматроса бежать к рыбакам, позвать помощь,обещалденьги, угрожал и сыпал проклятиями, ноЛонгрен только подошел ближе к самомукраю мола, чтобы не сразупотерять из видаметания и скачки лодки. "Лонгрен, -- донеслось к немуглухо, как скрыши -- сидящему внутридома,--спаси!"

Тогда, набраввоздуха иглубоковздохнув, чтобы не потерялось вветре ни одного слова, Лонгрен крикнул: --Она так же просилатебя! Думайоб этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь!

Лонгренпоехалв город, взялрасчет, простилсяс товарищамии стал раститьмаленькую Ассоль. Пока девочкане научиласьтвердоходить, вдова жилауматроса, заменяясиротке мать, нолишьтолькоАссольперестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперьон будетсамвсе делатьдля девочки,и, поблагодариввдовузадеятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды,любовь и воспоминания на маленьком существе.

Н. Алёшина "Алые паруса"

Девушка вздохнула и осмотрелась. Музыка смолкла, но Ассоль была ещево власти еезвонкого хора. Это впечатление постепенно ослабевало, затем стало воспоминанием и, наконец,просто усталостью. Она легла на траву, зевнула и, блаженно закрыв глаза,уснула -- по-настоящему,крепким, как молодой орех, сном, без заботы и сновидений.

Ееразбудиламуха,бродившаяпо голойступне. Беспокойноповертев ножкой, Ассоль проснулась; сидя, закалывала она растрепанные волосы, поэтому кольцоГрэянапомнилоо себе, носчитая егонеболее, какстебельком, застрявшим межпальцев, она распрямила их; таккак помехане исчезла, она нетерпеливо поднесла руку к глазам и выпрямилась, мгновенно вскочив ссилой брызнувшего фонтана.

На ее пальце блестелолучистое кольцо Грэя, как на чужом, --своим не моглапризнать она в этот момент,не чувствовала палецсвой. -- "Чьяэто шутка? Чья шутка? -- стремительновскричалаона.--Разве ясплю? Может быть, нашла и забыла?". Схватив левой рукойправую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она,пытая взглядом мореи зеленыезаросли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко озаренном моренебылоникакогознака,ирумянец покрыл Ассоль, а голосасердца сказали вещее "да". Небылообъясненийслучившемуся, но без слов и мыслей находила она их в странном чувстве своем, и уже близким ей стало кольцо. Вся дрожа, сдернулаона его спальца; держа в пригоршне, как воду, рассмотрела егоона--всею душою,всемсердцем, всем ликованием иясным суеверием юности, затем, спрятав за лиф, Ассоль уткнула лицо владони, из-под которых неудержимо рваласьулыбка,и,опустивголову, медленнопошлаобратной дорогой.

Так, -- случайно, как говорят люди, умеющие читатьи писать, -- Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности.



Непомня, какоставиладом, Ассоль бежалауже к морю,подхваченная неодолимым ветром события; на первом углу она остановилась почти без сил; ее ногиподкашивались,дыханиесрывалосьигасло,сознаниедержалосьна

волоске. Вне себя от страха потерять волю,онатопнула ногой и оправилась. Временами то крыша, то забор скрывали отнее алые паруса; тогда, боясь,не исчезлили они, какпростойпризрак, она торопиласьминовать мучительное препятствие и, снова увидев корабль, останавливалась облегченно вздохнуть.


Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами.Счастьесидело внейпушистым котенком.Когда Ассольрешилась открытьглаза,покачиваньешлюпки,блескволн,приближающийся,мощно ворочаясь, борт "Секрета",-- всебылосном, гдесвет иводакачались, кружась,подобноигре солнечныхзайчиковнаструящейся лучами стене. Не помня --как, она поднялась по трапу в сильных руках Грэя. Палуба, крытая и увешанная коврами, в алых выплесках парусов, была как небесныйсад. И скоро Ассоль увидела, что стоитв каюте -- в комнате, которойлучше уже не может быть.

Тогдасверху, сотрясая изарывая сердцевсвой торжествующийкрик, вновь кинулась огромная музыка.Опять Ассоль закрылаглаза, боясь, что все это исчезнет, если она будет смотреть. Грэй взял ее руки и, зная уже теперь,

куда можно безопасно идти,она спрятала мокрое от слез лицо на груди друга, пришедшего так волшебно. Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая,недоступная никому драгоценная минута, Грэй поднял заподбородоквверхэто давным-давно пригрезившееся лицо, иглаза девушки, наконец, ясно раскрылись. В них было все лучшее человека.

« Взяв подзорную трубу, Грей уставился на Каперну. Если бы не ряд крыш, он различил бы в окне одного дома Ассоль, сидящую за какой-то книгой. Она читала…вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами. Она вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила, с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения… Ассоль бежала уже морю, её ноги подкашивались, дыхание срывалась и гасло, сознание держалось на волоске.
Тем временем в Каперне произошло такое замешательство, такое волнение. Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, они ясно и опровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла.
Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась одна, растерянная, счастливая, с лицом не менее алым, чем её чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю…Он стоял на лодке, тот кого. Как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства. Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела, и торопило. Но тысячи последних смешных страхов одолели Ассоль; смертельно боясь всего-ошибки, недоразумений, таинственной и вредной помехи, - она вбежала по пояс в теплое колыхание волн, крича:
« Я здесь, я здесь! Это я!»
Грей нагнулся, ее руки ухватились за его пояс. Ассоль зажмурилась; затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась, его сияющему лицу и запыхавшись, сказала:
- Совершенно такой?
- Вот я пришел. Узнала ли ты меня?
Она кивнула, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами. Счастье сидело в ней пушистым котенком…Все было сном. Ассоль закрыла глаза, боясь, что все это исчезнет, если она будет смотреть. Грей взял ее руки, и зная уже теперь, куда можно идти, она спрятала мокрое от слез лицо на груди ДРУГА, пришедшего так волшебно. Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, не доступная никому драгоценная минута, Грей поднял за подбородок вверх это давно-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки наконец ясно раскрылись. В них было все лучшее человека…
Теперь мы отойдем от них зная, что им нужно быть вместе одним. Много на свете слов на разных языках и разных наречиях, но всеми ими, даже и отдаленно, не передашь того, что сказали они в день этот друг другу…»

В настоящее время нет такого человека, который мог бы подарить такое счастье…
Ни у кого нету смелости пойти на такое, пусть не корабль, не алые паруса, но хотя бы поступок настоящего мужчины, настоящего человека с совестью покажет хорошим девушкам, что все таки есть на свете чудо…

"...Тем временем в Каперне произошло такое замешательство, такое волнение, такая поголовная смута, какие не уступят аффекту знаменитых землетрясений.Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла. Мужчины, женщины, дети впопыхах мчались к берегу, кто в чем был; жители перекликались со двора в двор, наскакивали друг на друга, вопили и падали; скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Пока ее не было, ее имя перелетало среди людей с нервной и угрюмой тревогой, с злобным испугом. Больше говорили мужчины; сдавленно,
змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины, но если уж которая начинала трещать -- яд забирался в голову. Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.
От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства. Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила. Но тысячи последних смешных страхов одолели Ассоль; смертельно боясь всего -- ошибки, недоразумений, таинственной и вредной помехи -- она вбежала по пояс в теплое колыхание волн, крича: -- Я здесь, я здесь! Это я!
Тогда Циммер взмахнул смычком -- и та же мелодия грянула по нервам толпы, но на этот раз полным, торжествующим хором. От волнения, движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль или лодка -- все двигалось, кружилось и опадало.
Но весло резко плеснуло вблизи нее; она подняла голову. Грэй нагнулся, ее руки ухватились за его пояс. Ассоль зажмурилась; затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась его сияющему лицу и, запыхавшись, сказала: -- Совершенно такой.
-- И ты тоже, дитя мое! -- вынимая из воды мокрую драгоценность, сказал Грэй. -- Вот, я пришел. Узнала ли ты меня?
Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами. Счастье сидело в ней пушистым котенком. Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачиванье шлюпки, блеск волн, приближающийся, мощно ворочаясь, борт "Секрета", -- все было сном, где свет и вода качались, кружась, подобно игре солнечных зайчиков на струящейся лучами стене. Не помня -- как, она поднялась по трапу в сильных руках Грэя. Палуба, крытая и увешанная коврами, в алых выплесках парусов, была как небесный сад. И скоро Ассоль увидела, что стоит в каюте -- в комнате, которой лучше уже не может быть.
Тогда сверху, сотрясая и зарывая сердце в свой торжествующий крик, вновь кинулась огромная музыка. Опять Ассоль закрыла глаза, боясь, что все это исчезнет, если она будет смотреть. Грэй взял ее руки и, зная уже теперь, куда можно безопасно идти, она спрятала мокрое от слез лицо на груди друга, пришедшего так волшебно. Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, недоступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок вверх это давным-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись. В них было все лучшее человека.
-- Ты возьмешь к нам моего Лонгрена? -- сказала она.
-- Да. -- И так крепко поцеловал он ее вслед за своим железным "да", что она засмеялась.
Теперь мы отойдем от них, зная, что им нужно быть вместе одним. Много на свете слов на разных языках и разных наречиях, но всеми ими, даже и отдаленно, не передашь того, что сказали они в день этот друг другу..."


(Александр Грин. "Алые паруса")

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.04.2010. Дыхание
  • 22.04.2010. ***
  • 18.04.2010. Не звони, мобильник, в зале...
  • 12.04.2010. Мне не нужны карточки с оценками!!!
  • 10.04.2010. My Obsession
  • 07.04.2010. ***
  • 05.04.2010. Совершенно такой...
  • 04.04.2010. Ура!!! Мне наконец-то поменяли имя
  • 01.04.2010. Спасёт, но не поможет... чувствую кожей - пропащая

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.